Состав конституционного суда РФ

Конституционный суд Российской Федерации

Конституционный суд
Российской Федерации


Герб Российской Федерации, представленный в большом зале
судебных заседаний.

Вид

конституционный суд

Юрисдикция

Россия

Дата основания

12 июля 1991 года

Язык делопроизводства

русский

Состав

назначается Советом Федерации по представлению Президента

Срок службы

Срок статуса судьи
до достижения 70 лет; для Председателя — неограничен, для заместителя Председателя — 76 лет.

Членов

15 (13—19)

Руководство

Председатель

Валерий Зорькин

Вступил в должность

21 марта 2003 года

Зал заседаний

Здание Сената

Местоположение

Санкт-Петербург

Адрес

Сенатская площадь, дом № 1

Координаты

59°56′07″ с. ш. 30°18′05″ в. д.HGЯOL

Сайт

Портал:Политика

Россия

Статья из серии
Политическая система
России

Конституцио́нный су́д Росси́йской Федера́ции (неофиц. сокр. КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

История

Запрос «Конституционный суд РСФСР» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

В СССР с 1989 года функции Конституционного суда были возложены на союзный Комитет конституционного надзора СССР. 12 июля 1991 года законом РСФСР «О конституционном суде» был создан республиканский Конституционный суд РСФСР, впервые избранный Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей:

  • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
  • Кононов, Анатолий Леонидович
  • Эбзеев, Борис Сафарович
  • Лучин, Виктор Осипович
  • Олейник, Владимир Иванович
  • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
  • Витрук, Николай Васильевич
  • Селезнёв, Николай Васильевич
  • Ведерников, Николай Трофимович
  • Тиунов, Олег Иванович
  • Морщакова, Тамара Георгиевна
  • Аметистов, Эрнест Михайлович
  • Рудкин, Юрий Дмитриевич

В 1992—1993 годах Конституционный суд Российской Федерации активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал участие в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года, что закончилось тогда подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия президента, до проведения референдума в апреле 1993 года.

23 марта 1993 года Конституционный суд Российской Федерации признал телеобращение президента Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении президента от должности.

21 сентября 1993 года Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета. Конституционный суд Российской Федерации вынес Заключение № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого Верховный Совет и Съезд отрешили Б. Н. Ельцина от должности Президента РФ.

После событий 3—4 октября 1993 года Б. Н. Ельцин приостановил деятельность Конституционного суда Российской Федерации, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном суде Российской Федерации. Согласно нему, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в состав суда входило 19 судей, ранее избранные судьи сохраняли полномочия до истечения срока, на который они были назначены.

6 новых судей Конституционного Суда Российской Федерации были назначен Советом Федерации Российской Федерации в октябре 1994 — феврале 1995 года (по оценке судьи КС Г. Гаджиева, расширение состава КС было вызвано желанием президента Ельцина обеспечить себе перевес над 9 судьями, голосовавшими против него во время кризиса), его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Зорькин.

За это время Конституционный суд Российской Федерации принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Принятие решений и их нормативно-правовая база

Конституционный суд принял за время своего существования несколько тысяч постановлений и определений. Подавляющее большинство постановлений выносится по жалобам граждан и организаций. Реже выносятся постановления по запросам судов, и совсем редко — по запросам депутатов Госдумы и региональных парламентов. Например, в 2014 году Конституционный суд вынес 33 постановления, из которых 20 вынесено по жалобам граждан, 4 — по жалобам юридических лиц, 2 — по запросам судов, 2 — по запросам региональных парламентов, 1 — по запросу Президента РФ и только 1 — по запросам группы депутатов Госдумы. Конституционный суд часто соединяет касающиеся одного предмета жалобы и (или) запросы разных заявителей в одно дело. Потому в 2014 году также 1 постановление вынесено по соединенным в одно дело жалобам нескольких юридических лиц и запросу суда, 1 постановление вынесено по соединенным в одно дело запросу Уполномоченного по правам человека в РФ, жалобам нескольких граждан и одного юрлица, 1 постановление по жалобам нескольких граждан и одного юридического лица. При вынесении новых решений нормативно-правовой базой служит не только текст Конституции РФ, но и ранее принятые Конституционным судом постановления и определения. Также Конституционный суд иногда ссылается на нормы международных документов ООН и Совета Европы. Например, в Постановлении КС № 28-П от 11 ноября 2014 года упоминается Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятая Генеральной Ассамблей ООН 29 ноября 1985 года. Также Конституционный суд иногда видимо ориентируется на сложившуюся в России обстановку. Примером является следующий случай. Гражданин Н. В. Чеванин, которому штраф за получение взятки был заменен на 7 лет лишения свободы, обратился в этот орган, доказывая, что неконституционно заменять огромный штраф только лишением свободы, не учитывая, что осужденный не может его выплатить по объективным основаниям: возрасту, состоянию здоровья, а также из-за судебного запрета на работу. Однако Конституционный суд признал, что такая замена не противоречит Конституции России, со ссылкой на то, что «в настоящее время одной из системных угроз безопасности Российской Федерации признается коррупция (подпункт „а“ пункта 7 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460), включающая в себя дачу и получение взятки».

Правовые последствия решений

Решение Конституционного суда — нормативный акт прямого действия, который стоит выше любого федерального закона и не подлежит обжалованию. Правовые последствия вынесения Постановления Конституционного суда бывают следующие:

  1. Пересмотр ранее принятых по делу заявителя судебных решений. Обычно на это указывается в резолютивной части Постановления Конституционного суда. Такой пересмотр происходит путём подачи заявителем заявления в суд первой инстанции, рассматривавший его дело. При этом дело повторно может рассматривать тот же состав суда, что отказал заявителю при первоначальном рассмотрении дела. Пример. В 2013 году Конституционный суд по жалобам граждан (уволенных работников) К. М. Щербины, О. А. Курашкина и других признал частично неконституционными нормы Трудового кодекса, позволяющие расторгнуть договор с работником образовательной организации, имевшим судимость (Постановление № 19-П от 18.07.2013 года) и указал, что дела заявителей подлежат пересмотру. Заявитель К. М. Щербина воспользовался этим правом и были восстановлен на работе с оплатой вынужденного прогула (и частичной компенсацией издержек на госпошлину и представителя в Конституционном суде) тем же судьей, который ранее отказал ему в восстановлении на работе по этому же делу.
  2. Установление новых правовых норм и процедур. Конституционный суд иногда фактически вводит новые нормы права. Например, в Постановлении от 17 февраля 2015 года Конституционный суд установил, что не допускается проведение повторной прокурорской проверки в отношении некоммерческой организации по тем же фактам, что были в первоначальной проверке (кроме случаев проверки устранения нарушений законов, проводимой в разумный после их выявления срок).
  3. Отмена существующих норм права и обязание федерального законодателя в установленный срок внести изменения в правовые нормы. Иногда Конституционный суд предписывает власти изменить законы и порой жестко ограничивает срок устранения выявленных нарушений в законодательстве. Например, в Постановлении от 11 декабря 2014 года Конституционный суд обязал федерального законодателя в течение шести месяцев внести определенные изменения в статью 159.4 УК РФ. При этом суд установил, что «если по истечении шестимесячного срока со дня провозглашения настоящего Постановления федеральный законодатель не внесет в Уголовный кодекс Российской Федерации надлежащие изменения, статья 159.4 данного Кодекса утрачивает силу».

Пересмотр решения Конституционного суда Российской Федерации

Решение Конституционного суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Если на ранее проверенную норму права поступают новые жалобы, то Конституционный суд отказывается принимать их к рассмотрению со ссылкой на ранее вынесенное определение или постановление. Однако в 2015 году орган принял к рассмотрению жалобу С. В. Махина на статью 237 УПК РФ, указав следующее: «поставленный заявителем вопрос ранее уже затрагивался в жалобах, направляемых в Конституционный Суд Российской Федерации, по которым принимались решения, однако в связи с продолжающимся поступлением обращений о нарушении конституционных прав граждан указанными нормами, а также учитывая сложившуюся практику их применения Конституционный Суд Российской Федерации полагает возможным вернуться к вопросу об их конституционности и принять жалобу С. В. Махина к рассмотрению».

Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ

См. также: ЕСПЧ и Россия

ЕСПЧ не рассматривает жалобу в Конституционный суд Российской Федерации как эффективное средство правовой защиты. Поэтому перед подачей жалобы в ЕСПЧ заявитель может не обращаться в Конституционный суд Российской Федерации. Вместе с тем наличие поданной жалобы в ЕСПЧ не лишает заявителя права обратиться с жалобой по тому же вопросу в Конституционный суд Российской Федерации.

Вместе с тем в 2000-е годы обозначились ситуации, когда решение ЕСПЧ по делу заявителя противоречит решению Конституционного суда Российской Федерации, вынесенному по тому же делу того же заявителя.

12 апреля 2011 года ЕСПЧ вынес решение по делу «Республиканская партия России против России», в котором раскритиковал позицию Конституционного суда Российской Федерации по тому же делу (Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1-П от 1 февраля 2005 года). Раскритикованная ЕСПЧ позиция Конституционного суда Российской Федерации была следующей:

в современных условиях, когда российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования, при том, что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, создание региональных политических партий — поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов — могло

бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России

В этом же решении ЕСПЧ фактически не согласился с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление № 11-П от 16 января 2007 года) о том, что федеральный законодатель вправе установить требования к численности партии и ее региональных отделений. В итоге решение ЕСПЧ было исполнено — Республиканская партия России была зарегистрирована, а минимальная численность членов, необходимых для регистрации партии в 2012 году законодательно снижена с 50 тыс. до 500 человек.

Вторым делом, где разошлись позиции Конституционного суда Российской Федерации и ЕСПЧ стало дело Константина Маркина. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2009 года указал, что отсутствие у военнослужащих-мужчин права отпуска по уходу за ребёнком до достижения им трехлетнего возраста (при наличии такого права у женщин) не нарушает положения Конституции России о равенстве вне зависимости от пола. ЕСПЧ признал это положение дискриминационным и присудил Маркину компенсацию в 200 евро (увеличена Большой палатой ЕСПЧ до 6150 евро).

Наиболее известные решения

  • 1993 год — Конституционный суд выносит заключение о неконституционности действий президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов.
  • 1995 год — Конституционный суд подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике.
  • 1996 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Устава Алтайского края, согласно которым законодательное собрание края обладало правом назначать на должность и освобождать от должности губернатора.
  • 1996 год — Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционным ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан.
  • 1998 год — Конституционный суд вынес определение, касающееся ограничения сроков занимаемой должности для Президента Российской Федерации. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.
  • 2000 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации.
  • 2005 год — Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента Российской Федерации закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России.
  • 2015 год — Конституционный суд установил порядок имплементации правовых позиций, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Процедура установлена следующая — после вынесения решения ЕСПЧ, в котором установлено, что определенное положение законодательства Российской Федерации, примененное в деле, нарушает права заявителя, последний подает в суд первой инстанции на пересмотр своего дела. Суд первой инстанции обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный суд для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации спорного положения российского законодательства. Если же Конституционный суд Российской Федерации признает, что данное истолкование ЕСПЧ противоречит Конституции Российской Федерации, то это решение не подлежит исполнению.
  • 2016 год — Конституционный суд разрешил судам снижать компенсацию за нарушение исключительного авторского права ниже минимального установленного законом предела в 10 000 рублей (при нарушении одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности).
  • 2017 год — Конституционный суд впервые в истории Европы принял решение о запрете Правительству России выплачивать компенсацию по решению международного суда по Делу ЮКОСа. Исполнение решения ЕСПЧ о компенсации бывшим акционерам ЮКОСа в размере €1,8 млрд КС счёл невозможным, поскольку такая выплата нарушила бы конституционные принципы «социального государства, равенства и справедливости». В особом мнении судья КС Владимир Ярославцев выступил против рассмотрения дела: обратившийся в суд Минюст должен был подать апелляцию в международные инстанции, а не искать «упрощенный» выход в российском Конституционном суде.
  • 2018 год — Конституционный суд подтвердил конституционность Соглашения об установлении границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, подписанное главами этих регионов. Суд сделал вывод, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть установлены без проведения референдума и учета мнения населения муниципальных образований и признал Соглашение и Закон Республики Ингушетия о его утверждении подлежащими применению вопреки ранее принятому решению Конституционного Суда Республики Ингушетия.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

  • По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  • Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  • По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
  • По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Также Конституционный суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

Состав Конституционного суда России

См. также: Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
  • Маврин, Сергей Петрович — заместитель председателя
  • Арановский, Константин Викторович
  • Бойцов, Александр Ильич
  • Бондарь, Николай Семенович
  • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
  • Данилов, Юрий Михайлович
  • Жаркова, Людмила Михайловна
  • Казанцев, Сергей Михайлович
  • Князев, Сергей Дмитриевич
  • Кокотов, Александр Николаевич
  • Красавчикова, Лариса Октябриевна
  • Мельников, Николай Васильевич
  • Рудкин, Юрий Дмитриевич
  • Ярославцев, Владимир Григорьевич

Отставки судей в конце 2009 года

2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Российской Федерации Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода — несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России.

Примечания

  1. В текстах Конституции Российской Федерации и нормативных актов второе слово пишется с прописной буквы — Конституционный Суд; согласно Правилам русской орфографии и пунктуации — со строчной (полный академический справочник РАН, 2009)
  2. Заключение Конституционного Суда РФ от 23 марта 1993 г. N 1-З. garant.ru. Дата обращения 8 августа 2015.
  3. Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 N З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“ и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года»
  4. Вишневский Б. Судья Гадис Гаджиев: «Мы собрались вечером, действительно, без мантий» Архивная копия от 20 июня 2011 на Wayback Machine «Новая газета» 16.06.2011.
  5. Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) за 2016 год. www.gks.ru. Дата обращения 8 июля 2017.
  6. 1 2 Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  7. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision178404.pdf
  8. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года. Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision177666.pdf
  9. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision135892.pdf
  10. Краснотуранский районный суд Красноярского края
  11. Краснотуранский районный суд Красноярского края
  12. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision187870.pdf
  13. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision181691.pdf
  14. Статья 79. Юридическая сила решения. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». КонсультантПлюс (10 июня 2019).
  15. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision202446.pdf
  16. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 75.
  17. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 93.
  18. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 93 — 94.
  19. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 94.
  20. 1 2 Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 95.
  21. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 31.07.1995 N 10-П (гр. копия) страница 1 Архивировано 27 сентября 2007 года.
  22. https://web.archive.org/web/20070927224834/http://lib.ksrf.ru/doc.asp?ID=38562
  23. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.1996 № 9-П
  24. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации». constitution.garant.ru. Дата обращения 19 декабря 2017.
  25. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П (недоступная ссылка). Дата обращения 27 декабря 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  26. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 13-П
  27. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision201896.pdf
  28. Постановление КС РФ от 13.12.2016 по делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края
  29. Определение ВС РФ от 25.04.2017 № 305-ЭС16-13233
  30. Яна Рождественская, Яна Рождественская. Неплатежное поручение // Газета «Коммерсантъ». — 2017-01-20. — Вып. 10. — С. 1.
  31. «Никто не может быть судьей в собственном деле». Судья КС выступил против рассмотрения дела «ЮКОСа» — Meduza (рус.), Meduza. Дата обращения 23 января 2017.
  32. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 44-П
  33. Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 30.10.2018 г. № 19-П
  34. 1 2 БиБиСи: «Судья КС России, критиковавший Кремль, уходит в отставку»
  35. Спикер СФ Миронов собирается перенести Конституционный суд в Санкт-Петербург//NEWSru.com, 6.10.2005
  36. Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2007 № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации» Архивная копия от 4 января 2012 на Wayback Machine

Ссылки

В родственных проектах

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Новости в Викиновостях
  • Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Указ Президента РСФСР от 14.12.1991 N 284
  • Закон РСФСР от 6 мая 1991 года О Конституционном Суде РСФСР.
  • Астафьева Н. Нестрашный суд.
  • Баренбойм П. Д. Путешествие из Москвы в Петербург и судьба российского конституционализма: о переезде Конституционного Суда Российской Федерации. — М., Юстицинформ, 2006. ISBN 5-7205-0788-4.
  • Постановление Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 № 1549-I «О кандидатурах судей Конституционного Суда РСФСР»

Словари и энциклопедии

  • Валерий Зорькин (1991—1993)
  • Николай Витрук (и. о.) (1993—1995)
  • Владимир Туманов (1995—1997)
  • Марат Баглай (1997—2003)
  • Валерий Зорькин (с 2003)

Страны Европы: Конституционный суд

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Срок полномочий судьи Конституционного Суда — 12 лет, предельный возраст пребывания в должности — 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых — несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.
Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.
Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями в пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Зорькин Валерий Дмитриевич

Родился 18 февраля 1943 г. в селе Константиновка Октябрьского района Приморского края.
Выпускник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 года. Первый Председатель Конституционного Суда Российской Федерации (с 1 ноября 1991 г. по 5 октября 1993 г.)
Вновь избран Председателем Конституционного Суда РФ 21 февраля 2003 года.
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Стрекозов Владимир Георгиевич

Родился 12 мая 1940 г. в городе Миллерово Ростовской области.
Выпускник Военно-политической академии им.В.И.Ленина.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 6 декабря1994 г.
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации с 23 апреля 2002 г.
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации

Данилов Юрий Михайлович

Родился 1 августа 1950 г. в городе Мукачево Закарпатской области.
Выпускник Воронежского государственного университета.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 15 ноября 1994 г.
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации с 26 февраля 2001 г.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Баглай Марат Викторович

Родился 13 марта 1931 г. в городе Баку.
Выпускник Ростовского государственного университета. Член-корреспондент РАН.
Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Награжден орденом «За заслуги перед отечеством» II степени. Награжден орденом Дружбы народов.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 7 февраля 1995 г.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с 20 февраля 1997 г по 20 февраля 2003 года.
Бондарь Николай Семенович

Родился 18 октября 1950 г. в селе Голубовка Кременского района Луганской области.
Выпускник Ростовского государственного университета.
Доктор юридических наук, профессор.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 16 февраля 2000 г.
Витрук Николай Васильевич

Родился 4 ноября 1937 г. на заимке Жаровка Первомайского района Томской области.
Выпускник Томского государственного университета.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 года. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации с 1 ноября 1991 г. по 12 февраля 1995 г. С 6 октября 1993 г. по 12 февраля 1995 г. и.о. Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
Гаджиев Гадис Абдуллаевич

Родился 27 августа 1953 г. в селе Шовкра Лакского района Дагестанской АССР.
Выпускник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Жаркова Людмила Михайловна

Родилась 3 сентября 1955 г. в городе Петрозаводске.
Выпускница Ленинградского государственного университета.
Заслуженный юрист Республики Карелия.
Судья-секретарь Конституционного суда Республики Карелия с декабря 1994 г. по июнь 1997 г.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 11 июня 1997 г.
Жилин Геннадий Александрович

Родился 11 августа 1946 г. в деревне Шуткино Каргапольского района Курганской области.
Выпускник Свердловского юридического института.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 18 мая 1999 г.
Казанцев Сергей Михайлович

Родился 16 февраля 1955 г. в Ленинграде.
Выпускник Ленинградского государственного университета.
Кандидат юридических наук. Доцент.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 29 марта 2002 г.
Кононов Анатолий Леонидович

Родился 28 июня 1947 г. в Москве.
Выпускник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Кандидат юридических наук.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Лучин Виктор Осипович

Родился 26 марта 1939 г. на станции Ладва-Ветка Прионежского района Карельской АССР.
Выпускник Воронежского государственного университета.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Рудкин Юрий Дмитриевич

Родился 7 ноября 1951 г. в селе Бурмакино Некрасовского района Ярославской области.
Выпускник Ярославского государственного университета. Кандидат юридических наук.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации с 1 ноября 1991 г. по 17 февраля 1998 г.
Селезнев Николай Васильевич

Родился 2 мая 1945 г. в селе М.Антибесс Мариинского района Кемеровской области.
Выпускник Новосибирского факультета Свердловского юридического института.
Кандидат юридических наук.
Заслуженный юрист Российской Федерации. Награжден орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры».
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации с 18 февраля 1998 г по 25 февраля 2001 г.
Слива Анатолий Яковлевич

Родился 10 февраля 1940 г. в городе Славгороде Могилевской области.
Выпускник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Кандидат юридических наук.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 14 октября 1998 г.
Тиунов Олег Иванович

Родился 22 октября 1937 г. в городе Перми.
Выпускник Пермского государственного университета.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Хохрякова Ольга Сергеевна

Родилась 11 января 1949 г. в городе Свердловске.
Выпускница Свердловского юридического института.
Доктор юридических наук.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 25 октября 1994 г.
Эбзеев Борис Сафарович

Родился 25 февраля 1950 г. в селе Джанги-Джер Кызыл-Аскерского района Фрунзенской области Киргизской ССР.
Выпускник Саратовского юридического института.
Доктор юридических наук, профессор.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 30 октября 1991 г.
Ярославцев Владимир Григорьевич

Родился 20 марта 1952 г. в Ленинграде.
Выпускник Ленинградского государственного университета.
Кандидат юридических наук.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации с 25 октября 1994 г.

10.2 Численный состав Конституционного суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного суда РФ

В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ закреплено правило о численном составе Конституционного Суда РФ. Штатная численность Конституционного Суда РФ — 19 профессиональных судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заседателей в Конституционном Суде РФ нет.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только человек: —

гражданин Российской Федерации; —

возраста не менее сорока лет; —

обладающий безупречной репутацией; —

имеющий высшее юридическое образование; —

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет; —

обладающий признанной высокой квалификацией в области

права.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Между тем судья Конституционного Суда РФ назначается на должность не пожизненно, а на срок пятнадцать лет. При этом предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного

Суда РФ семьдесят лет. К тому же назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

10.3 Структура суда, компетенция судебных составов, осуществляющих правосудие

В Конституционном Суде РФ действуют: —

пленарное заседание и —

две палаты.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ. В заседаниях палат Конституционного Суда РФ принимают участие соответственно десять и девять судей. При чем Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ входят в состав разных палат. Председательствуют на заседаниях палат судьи по очереди, установленной на заседании палаты.

Пленарное заседание считается правомочным при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ, а заседание палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Полномочия пленарного заседания и заседания палат несколько отличаются друг от друга. Так, Конституционному Суду предоставляется возможность разрешения в пленарном заседании любого вопроса, входящего в компетенцию Конституционного Суда РФ. Между тем, законом предусмотрена категория дел, подсудных лишь пленарному заседанию. Исключительно в пленарных заседаниях: 1)

разрешаются дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации; 2)

дается толкование Конституции РФ; 3)

дается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4)

принимается послания Конституционного Суда РФ; 5)

решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Конституционного Суда РФ.

Именно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 6)

избирает Председателя, заместителя Председателя, судью — секретаря Конституционного Суда РФ; 7)

формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ; 8)

принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения; 9)

устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ, а также распределяет дела между палатами; 10)

принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи — секретаря Конституционного Суда РФ.

Остальные дела, то есть дела, не подлежащие рассмотрению согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» исключительно в пленарных заседаниях, разрешаются в заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

В частности, в заседаниях палат: 1)

разрешаются дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2)

разрешаются споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3)

проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нару- шение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный суд РФ (порядок формирования, компетенция)

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Суда определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Суда не ограничены определенным сроком.

Рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации.

Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей — известные ученые-юристы).

Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз — не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права. Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.

В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);

проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;

разрешение споров о компетенции;

официальное толкование Конституции РФ;

дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

иные полномочия.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

  • 1. Акты федерального уровня — федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Необходимо обратить внимание на следующее.
  • 2. Акты регионального уровня — конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю в Конституционном Суде РФ подлежат не все указанные региональные нормативные правовые акты, а лишь изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  • 3. Внутрифедеративные договоры, т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти. Речь здесь идет о договорах публично-правового характера, связанных прежде всего с разграничением властных полномочий.
  • 4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются не все международные договоры РФ, а лишь подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти.

Основанием для проверки Конституционным Судом РФ правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ;

Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т. е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.

Раскрывая полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению споров о компетенции, необходимо иметь в виду следующее. Субъектами обращения в Конституционный Суд РФ в данном случае являются только органы публичной власти: он не разрешает споры между гражданами, между юридическими лицами, между гражданином и организацией, между организацией и государством и т. д. Правом обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции наделены не все властные институты, а только органы государственной власти федерального и регионального уровней.

Конституционный Суд РФ осуществляет главным образом последующий конституционный контроль, т. е. осуществляет проверку уже вступивших в силу правовых актов. Однако предусмотрено осуществление и предварительного конституционного контроля, в частности, проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров, инициативы проведения референдума. При этом конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, преимущественно инициативный (факультативный). Поводом к рассмотрению дела является соответствующее обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит от субъекта и предмета обращения); Конституционный Суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В то же время есть примеры и обязательного конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *