Служба охраны на предприятии

Что такое служба охраны труда

Под охраной труда в РФ подразумевается созданная с целью сохранения жизни и здоровья работника на протяжении его трудовой деятельности система, вбирающая нижеследующие мероприятия:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • организационно-технические;
  • санитарные и гигиенические;
  • лечебно-профилактические;
  • реабилитационные и другие.

Организация работы по охране труда возлагается на работодателя. В этих целях им формируется служба охраны труда, находящаяся в непосредственной подчиненности руководителя или одного из его помощников.

Данная служба представляет из себя независимую структурную единицу предприятия, в штат которой входят соответствующие специалисты. Нормативной базой, лежащей в основе деятельности этой единицы, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, коллективный договор, трудовое соглашение.

В своей деятельности работники службы охраны должны взаимодействовать с иными службами, с лицами, рекомендованными для охраны труда со стороны профсоюза или трудового коллектива, а еще и с органами управления охраной труда РФ. В качестве основной цели данной службы – создание безопасных условий труда для каждого работника.

Организация работы службы охраны труда

Управление охраной труда считается прерогативой работодателя (руководителя). Для первоначального формирования данной службы особых учредительных документов не нужно. Но при этом, когда достигается определенное количество сотрудников, а также в то время, когда начинает использоваться утвержденная структура, работодатель издает приказ о создании этой службы. Согласно этому приказу формируется отдельное структурное подразделение, которое подчиняется руководству компании или одному из уполномоченных заместителей, если на него будут возложены такие функции.

Следовать запросам охраны труда и иметь для управления данным процессом соответствующую структуру – обязанность любого коллектива, где имеются работники численностью от 50 человек и больше.

С этой целью на производстве происходит формирование службы охраны труда или в работу вступает специалист по охране труда, к которому предъявляются требования о соответствующей подготовке или опыте работы по данной специальности.

В случае же, когда численность организации не превосходит 50 единиц, функции охраны осуществляет сам руководитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя или назначенное им лицо. Помимо этого, к данной работе в сфере охраны труда может быть привлечен работник-специалист, оказывающий услуги в этой сфере. Такой специалист приглашается на работу на основе гражданско-правового договора. Организация, которая предоставляет этого специалиста, обязательно должна обладать аккредитацией.

Численность службы охраны труда

На предприятиях, где среднесписочная численность рабочих не достигает 700 человек и при этом не имеются рабочие, занятые на тяжелых или сопряженных с вредными и опасными условиями работах, функции охраны возлагают приказом на любого специалиста, возможно, юриста или бухгалтера.

В ситуации, когда численность работников предприятия выше указанной, то функции по охране труда могут быть возложены на подготовленных профессионалов.

Для объединений РФ с большой численностью для надлежащего выполнения функций охраны труда создается бюро охраны труда, штатная численность которой состоит из 3-5 человек вместе с начальником бюро.

Кроме того, возможно формирование отдела охраны труда, штатная численность которого может составлять 6 и более человек. Начальник отдела в соответствии с приказом является должностным лицом, которому принадлежит:

  • осуществление планирования и организация работы отдела;
  • разработка должностных обязанностей работников;
  • введение в курс дела новых сотрудников, назначаемых приказом руководителя.

Он должен предоставлять работодателю предложения по подбору кадров, поощрению отличившихся работников или применению дисциплинарных взысканий к работникам, не выполнявшим свои обязанности.

Структура службы охраны труда

Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:

  • численности работников;
  • условий труда;
  • имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
  • иных факторов.

Нормативной базой, которая определяет структуру, численность и другие вопросы, связанные с организацией рассматриваемой службы, являются Межотраслевые нормативы, выработанные постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 №10. Кроме этого документа существует и другой – Рекомендации по организации службы охраны труда (постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 №14).

Рекомендации предусматривают положение, в соответствии с которым в структуру службы входит начальник единицы и специалисты, которые прямо подчиняются руководителю.

Численность специалистов определяется на основе положений, предусмотренных Межотраслевыми нормативами. Нормативная численность персонала, из которого формируется охранная служба, устанавливается из расчета, учитывающего функции, которые будут выполнять «охранники» труда, а также иных параметров, в числе которых:

  • численность (среднесписочная) работников в организации;
  • численность работников, трудящихся во вредном производстве, или сопряженном с вредными и опасными факторами.

Задачи службы охраны труда

В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.

Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.

Еще одной задачей, возлагаемой на службу охраны труда, считается то, что она осуществляет периодические консультации с работниками и работодателями, систематически информирует их по всем важным вопросам.

В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.

Основные функции службы охраны труда

В обязанности сотрудников службы охраны труда входят самые разные функции, основные из которых предусматривают:

  • осуществление контроля за исполнением положений нормативных требований Минтруда РФ, а также локальных нормативных актов в рассматриваемой области;
  • осуществление аттестации рабочих мест в срок не реже, чем один раз в 5 лет;
  • расследование происшествий на производстве;
  • систематические проверки соблюдения основных правил по охране труда на производстве;
  • расчет графиков, по которым осуществляются медосмотры работников по профессиям и должностям;
  • руководство работой вновь поступающих, а также учащихся и студентов, приступивших к производственному обучению по приказу руководителя учебного заведения;
  • обучение работников правилам безопасного труда на производстве, осуществление вводных, внеплановых, повторных инструктажей;
  • ознакомление работников с положениями инструкций, учебной литературы по вопросам охраны труда на производстве;
  • озвучивание рекомендаций и демонстрация практических приемов в области оказания первой медпомощи пострадавшему на производстве.

Для осуществления порученных им основных функций, работники службы охраны труда, помимо обязанностей, должны обладать и соответствующими правами. Так, для надлежащего выполнения своих основных функций работник имеет право свободного доступа в любые производственные, бытовые, служебные и прочие помещения организации.

Он имеет право предъявлять обязательные для руководства предписания, необходимые для устранения существующих недостатков. Кроме того, сотрудники службы имеют право получения от руководителей различных документов, инструкций, положений по охране труда и нормативных материалов Минтруда РФ по интересующим их вопросам.

От чего зависит количество сотрудников службы охраны труда

Наши слушатели кадровых курсов часто интересуются вопросами охраны труда, поскольку:

а) это смежные сферы деятельности;

б) руководители организаций возлагают ответственность за ведение участка по охране труда на кадровых работников.

Давайте разберемся, как правильно создать службу охраны труда (далее — Служба).

Данное требование обязательно для каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек.

В этих случаях должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатели, численность работников которых не превышает 50 человек, принимают решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если у работодателя отсутствует служба охраны труда и/или штатный специалист по охране труда, их функции должны осуществлять:

— работодатель (индивидуальный предприниматель лично или руководитель организации);

— другой работник, уполномоченный работодателем;

— организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, которых работодатель привлекает по гражданско-правовому договору.

В случае обращения в организации, оказывающие услуги в области охраны труда, следует помнить, что они подлежат обязательной аккредитации. Исключение составляют организации, проводящие специальную оценку условий труда: порядок их аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.

Законодательством установлены правила аккредитации: они включают в себя требования, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда.

Работодатель самостоятельно определяет структуру службы охраны труда и численность работников службы охраны труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На их основе в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда, которая подчиняется непосредственно руководителю организации или, по его поручению, одному из его заместителей.

Такая служба организовывается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, в которое входят специалисты по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основные задачи и функции возложены на Службу Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

Для определения и обоснования численности, детализации должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, которые предусматривают условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации: специалист, бюро, отдел.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и более численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

В организациях, где среднесписочная численность работников до 700 человек, эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с большей численностью создаются:

— бюро охраны труда (при штатной численности работников 3—5 единиц, включая начальника);

— отдел (при штатной численности работников от 6 единиц).

Деятельность работников службы охраны труда осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации.

2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.

3. Организация пропаганды по охране труда.

4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации.

5. Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации.

6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях.

7. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий,направленных на улучшение условий труда в организации.

8. Расследование и учет несчастных случаев в организации.

Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн,

где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

% планируемых невыходов

Кн = 1 + ————————,

100,

где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности.

Напоминаю, что для ведения участка охраны труда требуется подготовка в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н.

Федеральный закон от 28.12.2013 N426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением от 22.01.2001 N10.

Обособленной производственной структурой считаются предприятия, цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

При отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах.

Функции специалиста по охране труда

Специалист по охране труда – это человек, который организует обучение по охране труда в организации, обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, контролирует выполнение требований законодательства в области охраны труда, следит за безопасностью условий труда для жизни и здоровья работников предприятия.

Должностные обязанности и требования к квалификации специалиста по охране определяются:

  1. Профессиональным стандартом специалиста по охране труда (утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н).
  2. Разделом “квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда” единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н).

Специалист по охране труда помогает работодателю выполнять его обязанности в области охраны труда. Поэтому часть обязанностей, определенных разделом X ТК РФ, в частности, указанных в статье 212, плавно перетекают в обязанности специалиста по охране труда и ложатся на его плечи.

В данной статье мы рассмотрим базовые функции, которые должен уметь выполнять каждый специалист по охране труда.

Рекомендации по организации работы службы охраны труда, в том числе и специалиста по охране труда, утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 N 14.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009 специалист по ОТ участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда (СУОТ).

На основании требований Постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 специалист по охране труда:

  • поводит вводный инструктаж по охране труда;
  • контролирует проведение ответственными лицами инструктажей на рабочем месте по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых);
  • выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда и организует обучение руководителей и специалистов в образовательном центре охраны труда;
  • участвует в комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации;
  • контролирует периодичность прохождения проверки знаний требований ОТ.

Как указано в п.2.3.2 Постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 специалист по охране должен проходить обучение по охране труда в образовательном центре охраны труда.
Кроме того, каждому специалисту по охране труда необходимо один раз в пять лет проходить повышение квалификации. Об этом говорится в п.1.6 ГОСТ 12.0.004-90.

В целях снижения уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижению уровня производственного травматизма, специалистом по охране труда, на основании требований Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н:

  1. проводится информирование работников о полагающихся им СИЗ и принятых мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  2. организуется работа:
    а) по поставке средств индивидуальной и коллективной защиты
    б) по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты
  3. осуществляется контроль за:
    а) своевременностью и полнотой обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
    б) состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты;
    в) надлежащим учетом и контролем выдачи средств индивидуальной защиты;
    г) порядком организации, хранения СИЗ и ухода за ними.

Для выявления условий труда на рабочих местах специалист по охране труда принимает участие в проведении в организации специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с ФЗ-426. Специалист по охране труда принимает участие в работе комиссии по проведению СОУТ и организует взаимодействие членов комиссии по проведению СОУТ. Также по результатам спецоценки специалист по охране труда должен объяснить работникам, что означают полученные в ходе проведения СОУТ результаты, ознакомить работников с условиями труда на рабочих местах – картами спецоценки рабочего места, в которых содержится вся информация о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

Для того чтобы свести к минимуму риск получения работниками профессиональных заболеваний, оценить уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников, сохранить их здоровье и определить пригодность порученной работы к состоянию здоровья, а также предупредить несчастные случаи на производстве специалист по охране труда на основании статьи 213 ТК РФ и требований Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, руководствуясь результатами специальной оценки условий труда составляет перечень контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам.

В целях соблюдения прав работников, а также для выявления уровня организации работы по охране труда в подразделениях организации, специалистом по охране труда, в соответствии с рекомендациями осуществляется контроль за:

  • соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
  • проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации;
  • предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда предусмотренных статьями 92, 117, 147 ТК РФ, выдачей лечебно-профилактическим питания, молока и других равноценных продуктов питания в соответствии со статьей 222 ТК РФ и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, специалист по охране труда обязан предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Рекомендуемая форма предписания приведена в приложении к Рекомендациям по организации работы службы охраны труда.

В соответствии со статьей 226 ТК РФ работодатель должен направлять на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Законодательно установлено, что работодатель должен тратить на мероприятия по охране труда не менее 0,2 процента от общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Для облегчения задачи работодателя куда потратить деньги на охрану труда Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н был утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. В соответствии с этим на плечи специалиста по охране труда ложатся функции по контролю за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Также хочется отметить, что специалист по охране труда не только тратит деньги компании на мероприятия по охране труда, но также может организовать получение скидки к страховому тарифу от производственного травматизма и получение ежегодной компенсации из ФСС, за реализуемые мероприятия в области охраны труда.

Каждый несчастный случай на производстве подлежит учету и расследованию. Об этом говорят Статьи 227 – 231 Трудового кодекса. Расследование производится руководствуясь требованиями документов:

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 № 73, которым утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Специалист по охране труда принимает непосредственное участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, проводит расследование, опрашивает пострадавшего, очевидцев, составляет все необходимые документы, анализирует причины производственного травматизма и выносит предложения по предотвращению подобных случаев в будущем. Также при расследовании и учете несчастных случае в функции специалиста по ОТ входит взаимодействие с органами Фонда социального страхования РФ, в которые передаются им все необходимые материалы проведенного расследования.

Специалистом по охране труда составляется и предоставляется отчетность в органы федерального статистического наблюдения:

  1. Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по Форме 1-Т «Условия труда». Основание – Приказа Росстата от 03.08.2015 N 357. Отчет предоставляется 20 января каждого года, следующего за отчетным.
  2. Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях по Форме № 7 «Травматизм». Основание – Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216. Отчет предоставляется 25 января каждого года, следующего за отчетным.
  3. Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев по Приложению к форме № 7 «Травматизм». Основание – Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216 Отчет предоставляться 1 раз в 3 года вместе с данными по форме N 7 «травматизм».

В соответствии с должностными обязанностями специалиста по охране труда, предусмотренными в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.98 N 37, специалист по охране труда оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ инструктажа на рабочем месте, обучения работников безопасным приемам и методам работы.

Какие обязанности вменяются ответственному по охране труда?

Ответственный по охране труда назначается локально-нормативным документом (приказом, распоряжением, и проч.), который содержит в себе обязанности этого работника:

  1. Осуществление контроля над соблюдением в Обществе законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
  2. Изучение условий труда на рабочих местах, организация проведения в организации работ по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах организации.
  3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев в организации, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда.
  4. Оказание методической помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; при организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда.
  5. Проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Список обязанностей может быть дополнен в зависимости от специфики деятельности организации и намерений руководителя.

Видео по теме:

Нужна ли организация системы управления охраной труда на малом предприятии?

IV. Права работников Службы охраны труда

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 28

8. Работники Службы имеют право:

8.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

8.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма — приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

8.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы Службы охраны труда

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

12. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

VI. Формирование Службы охраны труда

14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.01.2001г. № 10.

15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет
выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

17. На должность специалиста по охране труда назначаются, как npaвило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техничское) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не
менее 3лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

VII. Контроль и ответственность

18. Контроль за деятельностью. Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда.

19. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

20. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Приложение

к Рекомендациям по организации работы

службы охраны труда в организации,

утвержденным постановлением

Минтруда России от 8 февраля 2000 г. №14

ПРЕДПИСАНИЕ

Инженера (специалиста) службы охраны труда

(наименование организации)

«_____»______________ 20____ г.

Кому___________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

(наименование подразделения организации)

В соответствии со статьей (ями)­­­­­­­­­­­­­­

(наименование нормативного правового акта по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения:

№ п/п Перечень выявленных нарушений требований охраны труда Сроки устранения Отметки об устранении

О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до

________ (дата)

письменно (по телефону)_________________________________

Предписание выдал:_________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Предписание получил:__________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Контроль устранения нарушений провел: ______________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке положения (стандарта) «Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда»

(извлечения)

Общие положения

1.1.Настоящие рекомендации устанавливают общие подходы к разработке и принятию стандарта (СТП БТ) «Функциональные обязанности долж­ностных лиц по охране труда», которым устанавливаются основные функ­циональные обязанности, ответственность служб и должностных лиц, а также их взаимодействие по обеспечению выполнения законодательства РФ и края об охране труда.

1.2.Рекомендации базируются на требованиях Трудового кодекса РФ, закона Алтайского края от 10.11.1996г. № 51-ЗС «Об охране труда в Алтайском крае» (с изменениями и дополнениями, внесенными законами от 06.04.2001 г. № 16-ЗС и от 14.11.2002 г. № 74-ЗС), постановления админист­рации края от 01.06.99 г. №404 «Об утверждении Положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае», постановле­ний Правительства РФ и других правовых актов по охране труда и носят межотраслевой характер. В рекомендациях обобщен и использован опыт ра­боты по организации работ по охране труда на ведущих предприятиях края.

По согласованию с профсоюзным комитетом в такой стандарт могут быть включены полномочия комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц организации по охране труда.

Важнейшие направления труд сохранной работы: планирование мероприятий (подготовка коллективного договора, соглашения) по охране труда, организация обучения руководителей и специалистов, инструктажей работ­ников, организация ступенчатого контроля и т.п. во многих организациях утверждаются как самостоятельные стандарты.

1.3. Обязательным требованием к такому документу является то, что структура органов управления охраной труда в организации должна быть интегрирована в общую структуру хозяйственного (производственного) управления и точно соответствовать стандартам организации, утвержденных приказами руководителя организации.

1.4. Стандарт организации «Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда» начинается с вступления («Общих положений»), краткораскрывающего его содержание, назначение и область распространения правовой (нормативный) статус, порядок внесения дополнений и изменений, срок действия. Последующие статьи этого стандарта последовательно раскрывают обязанности и права должностных лиц (служб), начиная с высшего должностного лица организации.

Рекомендуемые страницы:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *