Сколько заводов в России

Содержание

Самый крупный металлургический комбинат постсоветского пространства

Ведущая отрасль в СССР

В Советском Союзе металлургия была одной из ведущих индустриальных отраслей. Производство металлов главным образом было сосредоточено в ряде регионов России (прежде всего — на Урале) , на Украине и в Казахстане.

Со времен развала "великого могучего" минуло практически четверть века, но советские металлургические предприятия, оставшиеся в наследство тем бывшим соцреспубликам, на территории которых располагались, по-прежнему функционируют. Правда, мощности их, как правило, далеки от тех, что были наращены в годы СССР (здесь не могли не сказаться мрачные девяностые, с их спадом производства, от которого далеко не каждый завод смог оправиться в полной мере) , но главное — что данные индустриальные объекты в большинстве своем еще "плаву".

Роль в промышленности

Трудно переоценить их роль в промышленности. Как известно, такие предприятия призваны обеспечивать металлом, а то и готовыми изделиями из него иные индустриальные отрасли. Таким образом, если наличествуют проблемы на подобных предприятиях (причем в массовом порядке) , то это не может не приводить к существенным перебоям в функционировании других заводов, вплоть до тех, которые имеют оборонное назначение.

Отнюдь не простой задачей будет определить, где именно располагается самый крупный металлургический комбинат (т. е.

Металлургия России

предприятие с полным циклом соответствующего производства) на постсоветском пространстве. Здесь должны браться в расчет несколько параметров. Помимо производственных мощностей, это будет также число работников и ряд других показателей.

Магнитогорский металлургический комбинат

Исходя из этого, на нынешний момент самым крупным предприятием вышеуказанной отрасли в бывших советских республиках можно считать Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) . В годы существования СССР с ним еще могли потягаться другие комбинаты, в особенности украинские (к примеру, в довоенные годы по производственным мощностям равных себе не знал Макеевский меткомбинат, а чуть позже — Мариупольский имени Ильича) . Однако ныне юго-западный сосед России — равно как и подавляющее большинство его заводов — испытывает небывалые экономические трудности. Потому отечественным предприятиям они пока точно не конкуренты.

Крупный металлургический комбинат в Магнитогорске Челябинской области начал возводиться еще в 1929-м, а уже три года спустя на нем стартовало производство. Соорудили ММК в непосредственной близости от богатой различными рудами горы Магнитная (недра которой и поныне служат сырьевой базой комбината) по проекту УралГипромеза. Между тем, одно из авторитетных российских бизнес-изданий в соответствующей публикации утверждало, будто в реальности Магнитогорский металлургический комбинат проектировала американская кливлендская фирма "Артур МакКи", причем вдохновением для них послужило предприятие US Steel в небольшом городишке Гэри в штате Индиана.

Лидер черной металлургии

Впрочем, ныне такого рода подробности интересны разве что историкам. Главное — что в настоящем ММК — один из крупнейших в мире производителей стали. Кроме нее, он специализируется на агломерате, железной руде, прокате и чугуне.

Меткомбинат (считающийся публичной компанией, т. е. такой, чьи акции имеются на фондовом рынке в свободной продаже) , на котором трудится ныне порядка 22 тысяч человек (плюс еще примерно тридцать тысяч — на дочерних предприятиях) , в прошлом году произвел без малого двенадцать миллионов тонн стали и примерно на 900 тысяч тонн меньше — товарной металлопродукции.

На данный момент Группа ММК — несомненный лидер черной металлургии не только на родине, но и на всем постсоветском пространстве. Каковы ее перспективы, на десятилетия вперед прогнозировать трудно, но ныне она прибыльна — и это главное.

Миф об избытке стали в СССР

Приоритетным императивом хозяйственной политики СССР было укрепление металлического фонда страны через развитие отечественной металлургии.

Железо, «один из фундаментов цивилизации» — важнейший материал, сыгравший революционную роль в развитии культуры. Важным показателем развития страны является накопленный в ней металлический фонд. Это объем металлов, содержащийся во всех видах основных и оборотных фондов народного хозяйства и в быту у населения.

Металлический фонд Российской империи в 1911 г. был 230 кг на душу населения. В 1920 г. металлический фонд начинающего свой путь СССР был в 12 раз меньше, чем в США. Прирастать он начал только с 1924 г. и достиг в 1932 г. около 320 кг на душу. После потерь металла во время войны и восстановления хозяйства, в 60-е годы СССР вошел с металлическим фондом, в 3 раза меньшим, чем США, и даже существенно меньшим, чем США имели в 1920 г.!

Большая программа развития металлургии в СССР была выполнена в 1961–1971 гг., так что за десять лет объем металлоинвестиций вырос почти в два раза. Металлический фонд на душу населения СССР на 1 января 1972 г. составлял 3700 кг.

С этой базы и началось развитие тех трех пятилеток, программу которого во время перестройки экономисты из команды Горбачева при поддержке авторитетов мировой экономической науки высмеивали как абсурдную и ненужную, сравнивая СССР и США. Каков же был металлический фонд в США? По самым минимальным оценкам, в 1970 г. металлический фонд США почти в 2 раза превышал фонд СССР. На душу населения в СССР приходилось 3,7 т металла, а в США 8,0 т.

Динамика преодоления разрыва в объеме металлического фонда СССР и США представлена на рис. 5. К 1980 г. СССР приблизился к размерам того металлического фонда, которым США располагал в 1970 г. К 1990 г. разрыв предполагали сократить еще больше, но этот процесс удалось сорвать пришедшей к власти командой Горбачева.

Рис. 5. Динамика металлического фонда Российской империи и СССР относительно металлического фонда США (%)

Простые колонки цифр, показывающие состояние советской экономики, говорят о страшном голоде на металл, который испытывали все без исключения отрасли народного хозяйства (за исключением оборонных). При этом металлоемкость основных фондов в СССР объективно должна была быть существенно выше, чем в США — из-за больших расстояний, климатических условий и геологических условий залегания главных полезных ископаемых. Отставание по количеству вложенного в страну металла приводило СССР к большим социальным и экономическим перегрузкам, а США его прочный «железный» фундамент давал большие преимущества.

Прежде всего, нехватка металла ограничивала возможности строительства в СССР — на здания и сооружения приходилась половина металлического фонда страны. В СССР, чтобы оживить большие пространства, требовались гораздо большие металлоинвестиции в сооружения, чем в США. В 15 раз больше металла, чем СССР, вложили США в их автомобильный парк, в два раза больше металла было вложено в запчасти (в расчете на 1 машину). Площадь дорожного полотна, армированного металлической сеткой, была в США в десятки раз больше, чем в СССР. Огромный перерасход средств вызывала в СССР нехватка трубопроводов (протяженность промысловых и распределительных газопроводов в СССР была примерно в 10 раз меньше, чем в США). Наверстывать отставание стали в 80-е годы.

Острая нехватка металла в СССР приводила к перерасходу самого металла — из-за повышенной интенсивности эксплуатации металлических изделий в СССР, более высоких удельных нагрузок на металл. В США срок службы введенного в хозяйственный оборот металла составлял 17–18 лет, а в СССР 12 лет.

Напряженное положение с металлом вызывало в СССР, по сравнению с США, перерасход финансовых и трудовых ресурсов и по другой причине. Имея достаточно металла, американцы могли себе позволить не возвращать использованную сталь на вторичную переработку, если это было экономически невыгодно. Мы в СССР себе этого позволить не могли — мы берегли металл, как крестьянин, который выпрямляет старый согнутый гвоздь. Вследствие нехватки металла в СССР металлический лом собирали для нового оборота почти полностью, а в США — только то, что было экономически выгодно. В 1986 г. в СССР было переработано на сталь 96,3 млн. т лома черных металлов, а в США 45,1 млн. т — при том, что металлический фонд США был больше советского. Безвозвратные потери металла за срок его службы составляли в США 43–45 %, а в СССР 12–15 %. На одни консервные банки в США расходовалось 5 млн. т стали в год, и 87 % этой стали не возвращалось.

Экономисты, которые фабриковали в годы перестройки миф об избыточном производстве стали в СССР, и их западные коллеги и наставники прекрасно знали эту реальность. Количество и движение металлов в ведущих странах мира является информацией стратегического значения и для политики, и для экономики, и скрупулезно изучается.

Каков был главный аргумент в дискредитации советской металлургии как части всей кампании по дискредитации экономики СССР? Утверждение о якобы абсурдной избыточности производства стали. Это утверждение в разных вариантах повторяли приближенные к Горбачеву экономисты высшего ранга, а затем оно непрерывно тиражировалось в СМИ — с благожелательными комментариями зарубежных авторитетов.

Примером может служить книга влиятельного экономиста, эксперта ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР Н. Шмелева, одобренная другими авторитетами экономической науки С. С. Шаталиным и член-корр. АН СССР Н. Я. Петраковым. Эта книга, изданная большим тиражом (50 000 экз.) была для административной и партийной элиты СССР программным документом. О стали в этой книге говорится в главе «Черные дыры», в которых исчезают ресурсы». Авторы пишут об СССР: «Мы производим и потребляем в 1,5–2 раза больше стали, чем США, но по выпуску изделий отстаем в 2 и более раза».

В книге утверждается, что СССР с его плановой системой производит избыточную сталь (максимум — 160 млн. т в 1988 г.), в то время как эффективно регулируемая рынком экономика США разумно производит небольшое количество (70–80 млн. т). Это утверждение — столь недобросовестная манипуляция, что повторявшие ее экономисты поставили себя вне всяких норм научности.

Как обстояло дело в действительности? Только за два десятилетия, с 1951 по 1970 г., США произвели почти 2 миллиарда тонн стали (средний уровень производства в 100 млн. т стали в год). За это же время в СССР было произведено 1406 млн. т стали — на 540 млн. т меньше, чем в США. Да, в начале 80-х годов на какое-то время США снизили свое производство стали. Самой низкой точкой был 1982 г., когда в США произвели 67,7 млн. т. — тогда всего за один год производство стали в США упало почти вдвое. После этого производство стало расти. Да, бывали в США такие резкие колебания, это присуще капиталистической экономике.

Что же делают экономисты из ЦК КПСС, чтобы убедить граждан в абсурдности плановой экономики и избыточности производства стали в СССР? Они сравнивают пик производства в СССР с временным провалом в США. Они не сообщают, что в периоды спада производства США компенсируют его резким увеличением импорта стали, а значительную часть металлоемкого производства ведут на зарубежных предприятиях ТНК. В 90-е годы импорт стали в США превысил 30 млн. т в год (например, в 1998 г. он составил 37,7 млн. т).

А главное, ставить знак равенства между производством стали в таком-то году и ее потреблением — бессмыслица. Экономисты внушали ложную мысль фундаментального, общего значения — будто потребление стали, скажем, в 1985 г., равно производству стали в этом году (даже если отвлечься от импорта и экспорта). Это — подмена предмета путем смешения разнородных понятий, известный в логике недобросовестный прием спора. В экономической науке уже с середины XIX века четко различались понятия «потока» ресурсов и «фонда» или «запаса» ресурсов (stock). Очевидно, даже в рамках простого здравого смысла, что годовое производство стали — это прирост запаса, часть «потока», а «потребляем» мы весь действующий в хозяйстве металл.

В 1985 г. СССР потреблял сталь, сваренную из всего чугуна, выплавленного в Российской империи и СССР — за вычетом безвозвратных потерь. Чтобы сравнить действительное потребление стали в СССР и США, авторы должны были бы сообщить величину металлического фонда СССР и США — количество стали, «работающей» в зданиях, сооружениях, машинах двух стран. Сказать об СССР, что «мы потребляли стали вдвое больше, чем США» — иррациональное утверждение, за которым можно разглядеть открытую и циничную ложь, а в устах экономистов высокого статуса и должностной подлог.

Экономисты «перестройки» ввели еще одну ложную меру: «На ту же единицу национального дохода у нас уходит в 2,4 раза больше металла, чем в США». Сам же Н. Шмелев пишет, что объем промышленной продукции СССР составлял 80 % от американского, а продукция сельского хозяйства — 85 %. Металлический фонд в СССР был намного меньше, чем в США — каким же образом «на ту же» единицу национального дохода у нас могло уходить в 2,4 раза больше металла? Металлоемкость продукции в СССР была заведомо ниже, чем в США — меньше у нас было сооружений и машин, причем намного меньше, а это главный фактор металлоемкости производства. Хоть какой-то расчет должны же были привести экономисты! Ведь на основании подобных заявлений предлагалось ни много ни мало как сменить сам тип хозяйственной системы огромной страны.

«Антиметаллургическая» кампания была идеологическим прикрытием для радикальных политических мер по подрыву этой системообразующей отрасли народного хозяйства СССР. Произошел быстрый спад производства стали в РФ (и в других республиках СССР) вдвое. Динамика производства стали в СССР и США приведена на рис. 6 (начиная с 1991 г. показано суммарное производство стали в бывших республиках СССР).

Рис. 6. Производство стали в СССР (после 1991 г. — на территории бывших республик СССР) и США, млн. т.

На длительное время были прекращены капиталовложения, которые были необходимы для обновления основного капитала. В результате по состоянию на 2001 г. свыше нормативного срока использовалось 88,5 % доменных печей и 86 % прокатных станов. За 12 лет реформы произошло резкое технологическое отставание от мирового уровня.

Железный фундамент нашей цивилизации подточен. Накопленный в советское время металлический фонд России тает. К 1998 г. уровень производства стали в РФ снизился более чем в два раза (с 94,1 млн. т до 43,6 млн. т). Кроме того, черная металлургия в большой мере стала работать на экспорт, так что для внутреннего потребления в народном хозяйстве России оставалось и остается совсем немного металла. Последнее понятно, ведь черная металлургия — исключительно энергоемкое и экологически неблагоприятное производство, так что Запад не прочь держать Россию как периферийного производителя и поставщика черных металлов.

Металлоинвестиции как в строительство, так и в машиностроение, сократились в России за годы реформы в 4 раза. В последние годы страна получает конечной металлопродукции разного рода в среднем 50 кг на душу населения, в то время как средняя норма на Западе превышает 300 кг. Почему же на Западе не слышно экономистов, которые внушали бы людям ту же мысль, которую они внушали советским людям — что много металлопродукции производит лишь та промышленность, которая «работает на себя, а не на человека».

В России резко возросли безвозвратные потери металла. Инвентаризации металлического фонда страны никто не ведет. В 1990 г. в РСФСР было переработано 60 млн. т металлического лома, а сейчас лишь 13–15 млн. т. Остальное теряется в результате коррозии. Все это признак того, что в стране происходит деиндустриализация, демонтаж огромной по масштабам промышленности и сокращения строительства.

Вся идеология перестройки и «рыночной реформы» в СССР и России была изначально лживой. Она включала в себя ряд несовместимых лозунгов и обещаний, и экономисты, взявшие на себя роль пропагандистов, не могли этого не знать. Они требовали резко сократить производство стали — и в то же время срочно приступить к строительству хороших автострад, к массовому производству автомобилей, к насаждению фермеров западного типа и к упаковке нашей пищи в красивые консервные банки. Это привело к глубокому поражению рационального сознания, к тяжелому культурному кризису, усугубляющему кризис экономический.

Более того, нет и признаков преодоления этих антинаучных установок. Выступая в Новосибирском государственном университете 1 декабря 2003 г., академик А. Г. Аганбегян, главный экономист команды Горбачева и Ельцина, сказал о производстве стали в СССР: «Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т стали (когда Америка выплавляла всего 70 млн. т) бессмысленно — с падением платежеспособного спроса производство стали сократилось в 3 раза». Значит, совершенно ложное утверждение об «избытке стали» можно повторять в одном из ведущих университетов даже через 15 лет после начала катастрофического кризиса, созданного в том числе благодаря этому утверждению.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развернутая во время перестройки кампания по дискредитации советской черной металлургии важна для изучения не только как пример эффективной идеологической диверсии с тяжелыми последствиями для страны и народа. Та кампания была полигоном для отработки извращенного метода рассуждений и взгляда на общественное бытие. Этот метод был отработан как образец и внедрен в массовое сознание в форме целого ряда мифов, которые действуют и по сей день.

Эта кампания была поддержана элитой сообщества экономистов западных стран, и сегодня в кругах этой элиты нет и следов рефлексии и стремления хоть как-то помочь российскому обществу преодолеть порожденный той кампанией кризис сознания.

Примечания:

Дж. Стиглиц. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль. 2003.

Речь идет только о металле, находящемся на территории США, хотя к нему следовало бы приплюсовать металлический фонд, которым располагают предприятия американских корпораций в других странах (прежде всего, в Латинской Америке).

Например, 95 % добычи угля США было сосредоточено в Аппалачском бассейне с глубиной залегания пластов 63 м. В СССР средняя глубина залегания пластов в Донецком и Печорском бассейнах была 395–420 м, в Карагандинском 300 м и в Кузнецком 200 м.

Металлургический комплекс России — основные центры металлургии и проблемы

Соответственно отличалась и металлоемкость угольной промышленности.

Н. П. Шмелев, В. Попов. На переломе: перестройка экономики в СССР. М.: Изд-во Агентства печати Новости. 1989.

В 1999–2000 гг. экспорт черных металлов из РФ составлял до 28 млн. тонн в год, а в 2002 г. 30 млн. т (включая лом).

10 самых крупных заводов России

Хавер

СПИСОК УНИЧТОЖЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ России Ельциным и Путиным

​ Читаешь всю эту статистику и ужасаешься. За десятилетия прошлого века в нашей ныне огромной стране был создан уникальный по своим технологиям и производствам парк. С развалом СССР и приходом воров и бездарей в лице Ельцина, Путина, Медведева и остальных недоумков всё это безвозвратно утеряно. Нынешние правители словно саранча, которая умышленно уничтожает то, что когда-то создали грамотные люди


​ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОМАТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
(1931-2011)

​СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД. НИКОЛАЕВСК-НА АМУРЕ
(1960-2009)

​МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ПРОГРЕСС», АСТРАХАНЬ
(1971-2009)

​ОАО «ПИГМЕНТ». С.-ПЕТЕРБУРГ
(1839-2004)

​БОГОРОДИЦКИЙ ЗАВОД ТЕХНОХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ (ТУЛЬСКАЯ ОБЛ.)
(1962–2012)

​КОЛОМЕНСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
(1914 – 2006)

​ИРКУТСКИЙ ЗАВОД КАРДАННЫХ ВАЛОВ
(1974–2004)

​ЧАЙКОВСКИЙ ЗАВОД ТОЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)
(1978–1998)

​ИЖМАШ (ИЖЕВСК, УДМУРТИЯ)
(1807–2012?)

​АЗЛК (1930–2010)
«Москвич» (АЗЛК) – ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич».
Основан в 1945 году, фактически прекратил выпуск автомобилей в 2001 году, формально ликвидирован в 2010 году.
​ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857 – 2010)
Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова – одно из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.


​ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928 – 2009)

​ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1941)По состоянию на конец 2010 года Ирбитский мотоциклетный завод проходил процедуру банкротства не один раз, на базе предприятия сформировано общество с ограниченной ответственностью, большая часть активов ОАО "ИМЗ" продана и сдана в аренду.
Мотоциклы марки «Урал» хорошо известны на мировом рынке. В Европе и США существует несколько клубов владельцев «Уралов». Несколькими «Уралами» владеет король Иордании. В 2010 году было выпущено около 800 «Уралов» (в лучшие годы – до 30–50 тысяч машин в год).

Промышленное наследие СССР: список самых крупных заводов

Сейчас на заводе работают 155 человек.

P . S . В настоящее время производство мотоциклов в России практически прекращено, за счет энтузиазма отдельных производственных единиц выпускается около 2-3 тысяч мотоциклов в год (в РСФСР выпускалось до 800 тысяч штук в год).

​ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)

​ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)


​МТЗ «РУБИН» (1932–2003)

​«РЕКОРД» (1957–1996)

​ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД
(1943–2009)

​АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (РУБЦОВСК)
(1942–2010)
​СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (ПЕТРОЗАВОДСК)
(1939–2010)

​ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (ВЛАДИВОСТОК)
(1895–2009)

​ПО «ВЕГА» (БЕРДСК, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)
(1946–1999)

​САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ)
(1931–2010)

​ФГУП "ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"
(1896–2009)


​ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «МОЛНИЯ»
(1947–2009)

​УГЛИЧСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ЧАЙКА»
(1938–2009)

​ПЕНЗЕНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД ( ООО «ЗАРЯ» )
(1935–1999)


​ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «СЛАВА»
(1924–2006)


​ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ВОСТОК»
(1941–2010)

​МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. СЕРГООРДЖОНИКИДЗЕ
(1932–2007)

​СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СВЕРДЛОВ»
(1868–2005)


​СТАНКОМАШ, ЧЕЛЯБИНСК
(1935–2009)


​РЯЗАНСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
(1949 – 2008)


​СТАНКОМАШ, ЧЕЛЯБИНСК
(1935–2009)


​РЯЗАНСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
(1949 – 2008)


​КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД
(1858 – 2005)


​ЗАО «КУЗБАССЭЛЕМЕНТ»
(1942 – 2008)

​ИРКУТСКИЙ ЗАВОД РАДИОПРИЕМНИКОВ
(1945 – 2007)


​ЗАВОД ТОЧНОГО ЛИТЬЯ «ЦЕНТРОЛИТ»
(1963–2009)

​ХОРСКИЙ БИОХИМ (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)
(1982–1997 )

​ТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД
(1961–2007)

​КРАСНОЯРСКИЙ ЗАВОД ТЕЛЕВИЗОРОВ
(1952–2003)


​ЗАВОД «ДИНАМО» (МОСКВА)
(1897–2009)

​ОРЛОВСКИЙ ЗАВОД УПРАВЛЯЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН ИМ. К.Н. РУДНЕВА
(1968–2006)

​ОРЕНБУРГСКИЙ АППАРАТНЫЙ ЗАВОД
(1943–2009)



​СИВИНИТ (КРАСНОЯРСК)
(197?–2004)



​ХАБАРОВСКИЙ ЗАВОД «ЕВГО»
(2000–2009)


​УЛЬЯНОВСКИЙ РАДИОЛАМПОВЫЙ ЗАВОД
(1959–2003)


​ОРЕНБУРГСКИЙ КОМБИНАТ ШЕЛКОВЫХ ТКАНЕЙ «ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕКСТИЛЬ»
(1972–2004)



​БАРЫШСКАЯ ФАБРИКА им. ГЛАДЫШЕВА, УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1825–2005)


​ЛЬНООБЪЕДИНЕНИЕ им. И.Д. ЗВОРЫКИНА, КОСТРОМА
(1939–2011)


​КАМЫШИНСКИЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМЕНИ КОСЫГИНА, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1955–201?)

​ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАДИОЗАВОД,
Комсомольск-на-Амуре
(1993–2009)


​ВЕЛОЗАВОД, Йошкар-Ола
(1950–2006)


​ВЕЛОЗАВОД, Нижний Новгород
(1940–2007)


​ПЕРМСКИЙ «ВЕЛОЗАВОД»
(1939 – 2006)


​БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
(1856 – 2011)


​СИБТЯЖМАШ. КРАСНОЯРСК
(1941 – 2011)

​«ХИМПРОМ».ВОЛГОГРАД
(1931 – 2010)

Металлургические предприятия России

Развернут список металлургических заводов действующих на территории России. Контактные данные позволяют уточнить место нахождения организации, а так же узнать номер телефона и перейти на официальный сайт интересующего завода.

Металлургические заводы по выпускаемой продукции можно разделить на два направления: черную металлургию и цветную металлургию. Продукция, выпускаемая предприятиями выпускается рябом отраслей:
1. Добыча нерудного сырья (например, огнеупорных глин).
2. Производство разнообразных труб (выполнение стальных и чугунных труб).
3. Создание черных металлов (сталь, прокат, чугун, металлические порошки черных металлов и многое другое).
4. Создание кокса и коксового газа и т.д.
5. Повторная обработка металла. Например, разделка лома и отходов черных металлов.

Продукция металлургических предприятий, поставляется машиностроительным и строительным организациям, а также экспортируется за границу. При выполнении всех работ соблюдаются все нормы и госты, обеспечивающие качество конечного изделия.

Список действующих организаций

Ашинский металлургический завод (гор. Аша)

Абинский электрометаллургический завод (гор. Абинск)

Алапаевский металлургический завод (гор. Алапаевск)

Барнаульский завод цепей (гор. Барнаул)

Верхнесалдинский металлургический завод (гор. Верхняя Салда)

Волгоградский металлургический завод (гор. Волгоград)

Верх-Исетский металлургический завод (гор. Екатеринбург)

Вяртсильский металлургический завод (гор. Вяртсиля)

Верхнесинячихинский металлургический завод (гор. Верхняя Синячиха)

Выксунский металлургический завод (гор. Выкса)

Вишневогорский металлургический завод (гор. Вишневогорск)

Гурьевский металлургический завод (гор. Гурьевск)

Златоустовский металлургический завод (гор. Златоуст)

Ижевский завод кузнечно-прессового оборудования (гор. Ижевск)

Ижевский металлургический завод (гор. Ижевск)

Каменск-Уральский металлургический завод (гор. Каменск-Уральский)

Кулебакский металлургический завод (гор. Кулебаки)

Косогорский металлургический завод (гор. Тула)

Калужский завод по обработке цветных металлов (гор. Калуга)

Красноярский металлургический завод (гор. Красноярск)

Лысьвенский металлургический завод (гор. Лысьва)

Московский металлургический завод (гор. Москва)

Металлургический завод имени А.К. Серова (гор. Серов)

Магнитогорский металлургический комбинат (гор. Магнитогорск)

Нижегородский металлургический завод (гор. Нижний Новгород)

Надеждинский металлургический завод (гор. Норильск)

Новгородский металлургический завод (гор. Великий Новгород)

Нижнесергинский метизно-металлургический завод (гор. Ревда)

Нижнетагильский металлургический завод (гор. Нижний Тагил)

Новокузнецкий металлургический комбинат (гор. Новокузнецк)

Новолипецкий металлургический комбинат (гор. Липецк)

Нытвенский металлургический завод (гор. Нытва)

Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина (гор. Новосибирск)

Оскольский завод металлургического машиностроения (гор. Старый Оскол)

Омутнинский металлургический завод (гор. Омутнинск)

Подольский химико-металлургический завод (гор. Подольск)

Ревдинский завод по обработке цветных металлов (гор.

Обзор крупнейших металлургических заводов России

Ревда)

Салдинский металлургический завод (гор. Нижняя Салда)

Среднеуральский металлургический завод (гор. Среднеуральск)

Самарский металлургический завод (гор. Самара)

Свердловский металлургический завод (гор. Екатеринбург)

Ступинский металлургический комбинат (гор. Ступино)

Староуткинский металлургический завод (гор. Староуткинск)

Сулинский металлургический завод (гор. Красный Сулин)

Таганрогский металлургический завод (гор. Таганрог)

Уфалейский завод металлургического машиностроения (гор. Верхний Уфалей)

Уральский металлургический завод (гор. Екатеринбург)

Чусовской металлургический завод (гор. Чусовой)

Челябинский металлургический завод (гор. Челябинск)

Череповецкий металлургический комбинат (гор. Череповец)

Щелковский металлургический завод (гор. Щёлково)

Рекорды в науке и технике. Техника

Древнейшие механизмы

Самым древним механизмом, которым пользуются до сих пор, является далу, водоподъёмное устройство, известное ещё во времена шумерской цивилизации, зародившейся около 3500 лет до н.э. на юге современного Ирака. Оно древнее, чем сакие, аналогичное сооружение на Ниле.

Доменная печь

Самая большая домна имеет внутренний объем 5245 м3 и диаметр горна 14,9 м. Она установлена на заводе компании «Оита», Кюсю, Япония. Строительство закончено в октябре 1976 г. Годовая производительность – 4 314 300 т.

Каталитический крекинг

Самая крупная в мире установка каталитического крекинга – это нефтеперерабатывающий завод компании «Эксон» в Линдене, штат Нью-Джерси, США. Он перерабатывает в день 19 077 000 л сырой нефти.

Ленточный транспортёр

Самый длинный однопролётный ленточный транспортёр находится в Западной Австралии и имеет длину 29 км. Сооружен английской компанией «Кейбл белт лимитед».

Самый длинный многопролётный ленточный транспортёр имеет длину 100 км. Расположен между фосфатной шахтой около местечка Бу-Краа и портом Эль-Аюн в Марокко. Построен в 1972 г. западногерманской компанией «Крупп». Состоит из 11 пролётов от 9 до 11 км каждый. Скорость – 4,5 м/с. В настоящее время закрыт.

Самый мощный кран

Самыми мощными в мире являются 2 крана, установленные на полупогруженном корабле «Микопери-7000» (190 м в длину, 89 м в ширину). Краны принадлежат компании «Оффичине мекканиче реджане», Италия, спроектированы американской фирмой «Херст энд Деррик», построены итальянской компанией «Монфалконе» и введены в строй 15 декабря 1986 г. Каждый имеет грузоподъёмность 6895 т. Вместе они могут поднять 14 тыс. т. груза. В первые 6 месяцев работы один из них поднял рекордный груз в 5700 т.

Портальный кран

В 1975 г. компания «Р. А. Хансон дискавери лимитед» провела испытания портального крана «Рахко» шириной 28,14 м на гидроэлектростанции в Гранд Кули грузом 2268 т. Ротор генератора весом 1762 т был установлен этим краном на место с точностью 0,8 мм.

Самый высокий подвижной кран

Самый высокий в мире подвижной кран «Розенкранц К-10001» весит 810 т, его грузоподъёмность – 1000 т, общая высота (включая стрелу с вылетом) – 202 м. Он транспортируется на 10 трейлерах по 23,06 м каждый, с нагрузкой на ось 118 т. Кран способен поднять 30 т на высоту 160 м.

«Таклифт-4», судно-кран морской компании «Смит интернэшпл», Роттердам, Нидерланды, оборудован стрелой высотой 95 м.

Самые мощные дизельные двигатели

5 дизельных двигателей типа 12RTA84 были построены компанией «Зульцер бразерс» из Винтертура, Швейцария, для морских контейнеровозов американской компании «Президент лайнз». Каждый 12-цилиндровый двигатель развивает мощность 41 920 кВт при 95 об/мин. Первый из контейнеровозов – «Президент Трумэн» – вступил в строй в апреле 1988 г. Последний из судов этой серии был сдан в эксплуатацию в сентябре того же года.

Самый мощный реактивный двигатель

В 1980 г. в Научно-производственном объединении энергетического машиностроения, Москва, СССР, был построен самый мощный в мире реактивный двигатель РД-170, способный развивать тягу в 806 тыс. кг в космическом пространстве и 740 тыс. кг на Земле. Двигатель работает на жидком кислороде и керосине, которые впрыскиваются в камеру сгорания турбонасосом мощностью 190 МВт.

Драглайн

Уральский завод тяжелого машиностроения им. С. Орджоникидзе (УЗТМ) в Свердловске, СССР, построенный в 1928…1933 гг., в 1958 г. впервые в мире выпустил драглайн ЕС-25(100), оборудованный самой длинной стрелой (100 м) и ковшом емкостью 25 м3. В 1975 г. УЗТМ изготовил шагающий драглайн со стрелой 100 м и ковшом емкостью 100 м3.

Крупнейший драглайн с шагающим ходом «Бит Маски», изготовленный фирмой «Бьюсайрус Эри» (модель 4250 W), общим весом 11 820 т, с ковшом емкостью 168 м3 и длиной стрелы 94,4 м. Эта крупнейшая наземная самодвижущаяся машина эксплуатируется в настоящее время на угольном разрезе «Маскингем» компании «Сентрал Огайо коул», штат Огайо, США.

Бульдозер

Самым большим бульдозером в мире является Т-800, впервые выпущенный в 1984 г. Челябинским тракторным заводом им. В.И. Ленина, введённым в строй в 1933 г. К началу 1990 г. было изготовлено 9 этих 100-тонных машин мощностью 820 л.с.

Землепогрузчик

Гигантский колёсный погрузчик, сконструированный консорциумом SMEC, объединяющим 11 заводов в Токио, Япония, для добычи угля открытым способом в Австралии, весит 180 т. Его длина – 16,8 м, диаметр резиновых шин – 3,5 м, объём ковша – 19 м.

Экскаваторы

Крупнейший в мире 13 000-тонный роторный ковшовый экскаватор монтируется на открытой разработке бурого угля в Гамбахе, Западная Германия. Его производительность 200 тыс. м3 угля за 20-часовой рабочий день, длина – 210 м, высота – 82 м, окружность колеса – 67,88 м, емкость ковша – 5 м3.

Фронт работы экскаватора «Марион-6360» составляет 72,16 м по горизонтали и 46,63 м по вертикали, емкость его ковша 46 м3, вес 11 тыс. т. Он выпущен в 1964 г. компанией «Марион пауэр шовел», штат Огайо, США. 20 электрических моторов общей мощностью 45 тыс. л.с. приводят в действие стрелу длиной 67,2 м. Агрегат эксплуатируется корпорацией «Арчминерал» на открытом угольном разрезе возле Перси, штат Иллинойс, США.

Эскалатор

Этот термин был зарегистрирован в США 28 мая 1900 г., но еще раньше, в 1896 г., «наклонный эскалатор» был установлен Джесси Рено на пирсе в Кони-Айленде, Нью-Йорк, США.

Самая длинная горизонтальная «движущаяся дорожка» длиной 225 м пущена в строй в 1970 г. в Новом торговом центре, Дюссельдорф, Западная Германия.

Самый длинный в мире вертикальный 4-секционный эскалатор установлен в Оушн-Парке, Гонконг. Его общая длина – 227 м, вертикальный подъём – 115 м.

Самый длинный эскалатор (729 ступенек) в СССР находится на станции «Площадь Ленина» в Ленинградском метро. Его вертикальный подъём – 59,68 м.

Ковка

Рекордом ковки является 16,76-метровый вал генератора весом 204,4 т. Изготовлен но заказу Японии в октябре 1973 г. американской компанией «Бетлехем стил», Пенсильвания.

Вилочный автопогрузчик

Противовесные вилочные автопогрузчики шведской фирмы «Калмар ЛМВ» способны поднимать груз 80 т с выносом 2300 мм. Они построены для укладки труб большого диаметра на строительстве ливийского трубопровода «Великая рукотворная река».

Токарный станок

Самый большой токарный станок (длина – 38,4 м, вес – 416,2 т) построен западногерманской компанией «Вальдрих Зиген» в 1973 г. по заказу Комиссии по электроснабжению из Рошервилля, ЮАР. Он способен обрабатывать детали весом 300 т. Диаметр его поворотного основания – 5 м.

Самая крупная подъёмная операция

В истории инженерного дела самой крупной подъёмной операцией стал подъём цельносборного морского бурильного комплекса «Экофиск» общей длиной 1,6 км. Необходимость подъёма была вызвана опусканием дна Северного моря. Комплекс состоит из 8 платформ общим весом около 40 тыс. т. В течение 17 и 18 августа 1987 г. комплекс был поднят на 6,5 м при помощи 122 гидравлических домкратов, объединённых в гидравлическую систему, управляемую компьютером. Система была сконструирована и построена голландской компанией «Гидродин системз энд инжиниринг» концерна « Маннесманн – Тексрот».

Самый медленный механизм

Ядерно-резонансное устройство для контроля коррозионных напряжений разработано фирмой «Нене инструментс» из Уэллингборо, Великобритания. Им можно управлять со скоростью одна триллионная миллиметра в минуту, или 1 метр в 2000 млн. лет.

Гайки

Самые большие гайки весят 4,74 т каждая, имеют внешний диаметр 132 см и 63,5-сантиметровую резьбу. Известные как «гайки Пилгрима», они изготавливаются компанией «Пилгрим мурсайд лимитед» из Олдема, Великобритания, для использования на колоннах большого кузнечного пресса.

Нефтеналивная цистерна

В марте 1980 г. в Джуайме, Саудовская Аравия, закончено строительство 5 самых больших в мире нефтеналивных цистерн, принадлежащих компании «Арамко». Их высота – 21,94 м, диаметр– 117,6 м, ёмкость– 1,5 млн. баррелей.

Пассажирский лифт

5 апреля 1978 г. в районе Икебукуро, Токио, Япония, закончено строительство 240-метрового небоскреба «Саншайн-60» с самыми скоростными пассажирскими лифтами, поднимающими пассажиров до 60-го этажа. Лифты сооружены компанией «Мицубиси» и работают со скоростью 609,6 м/мин, или 36,56 км/ч.

Более высокие скорости развивают подъёмные клети в шахтных стволах. В ЮАР клеть (компания «Вестерн дип левелз лимитед») опускается на глубину 2072 м со скоростью до 65,2 км/ч, или 1095 м/мин. Уши начинает закладывать уже при скорости 16 км/ч.

Прессы

2 американских ковочных пресса для штамповки в закрытых штампах – самые мощные промышленные машины в мире. Ковочный пресс «Луви», арендуемый у ВВС США компанией «Уимэн – Гордон» и установленный на заводе в Норт-Графтон, штат Массачусетс, США, весит 9326 т при общей высоте 34,79 м, из которых 20,1 м утоплены ниже рабочего уровня. Его номинальная мощность – 43 931 т. Он начал работать в октябре 1955 г. Аналогичный пресс установлен на заводе корпорации «Алюминиум компани оф Америка» в Кливленде, штат Огайо, США.

Бесшаботный ковочный молот фирмы «Беше и Грос» (ФРГ) развивает усилие в 60 тыс. т.

Сообщается о том, что на Новокраматорском машиностроительном заводе им. В.И.

Лидеры металлургии из рейтинга крупнейших компаний России — 2016

Ленина, Краматорск, Донецкая обл., работает ковочный пресс мощностью 75 тыс. т.

В январе 1986 г. фирма «Кинтус» смонтировала на заводах автомобилестроительной компании БМВ в Мюнхене, ФРГ, самый мощный в мире гидравлический штамповочный пресс мощностью 106 тыс. т.

Печатная машина

Электрочувствительная система компании «Радиэйшн инкорпорейтед», находящаяся в лаборатории им. Лоуренса, Ливермор, штат Калифорния, США, способна за минуту напечатать 30 тыс. строк, каждая из которых содержит 120 печатных знаков. Такая скорость достигается путем пропускания электронных импульсов через пропитанную химическим составом бумагу, движущуюся с большой скоростью под тесно расположенными пишущими штифтами. Таким образом, на этой машине можно отпечатать весь текст Библии (773 692 слова) за 65 секунд, что в 3306 раз быстрее самой квалифицированной машинистки в мире.

Радарные установки

Самая большая из трёх радарных установок американской системы раннего обнаружения баллистических ракет находится рядом с селением Туле, Калатдлит-Нунат, Гренландия, в 1498 км от Северного полюса. Она была сооружена в 1960 г. и обошлась в 500 млн. долл. Сопряженные с ней станции построены в 1961 г. на мысе Клир, штат Аляска, США, и в июне 1963 г. в Файлингдейлз-Мур, Великобритания.

Крупнейшая в мире научная радарная установка в Хикамарке, Перу, занимает площадь 84 тыс. м2.

Канатные дороги

Самая длинная канатная дорога (76 км), построенная в 1959…1962 гг., принадлежит компании «Комилог». Она сооружена для марганцевой шахты в Моанде, Габон, и имеет 858 вышек и 2800 ковшей. 155-километровый проволочный трос проходит через 6 тыс. направляющих роликов.

Самая высотная и самая длинная в мире пассажирская подвесная канатная дорога «Телеферико Мерида» в Венесуэле протянута от города Мерила (1639,5 м над уровнем моря) до вершины Пико-Эспехо (4763,7 м). Канатная дорога состоит из 4 пролетов, включая 3 пересадочные площадки на протяжении 12,8 км подъёма за 1 час. 4-й пролет имеет длину 3069 м. 2 кабины, работающие по маятниковой системе, движутся по несущему тросу под тягой 3 тросов, приводимых в движение от мотора в 230 л.с. Максимальная вместимость кабин – 45 пассажиров, скорость – 9,7 м/с (35,08 км/ч). Пассажиры испытывают перепад высоты в 3124 м.

Самая длинная однопролетная канатная дорога вступила в строй в штате Калифорния, США, 12 сентября 1963 г. Она доставляет пассажиров из долины Коачелла до горы Сан-Джасинто (3298 м). Длина ее пролета – 4114 м.

Снегоочиститель

Плужный снегоочиститель с отвалом 9,83 м в длину был сконструирован и построен компанией «Томас Седжвик констракшн» из Сиракъюса, штат Нью-Йорк, США, для международного аэропорта Ханкок. При толщине снегового покрова в 15,24 см за 1 ч он может убрать 6499 м3 снега.

Трансформаторы

8 самых больших в мире однофазных трансформаторов имеют мощность 1,5 млн. кВА. Трансформаторы принадлежат американской компании «Электрик пауэр сервис». 5 из них понижают напряжение с 765 до 345 кВ.

Линии электропередачи

Самый протяжённый пролет между вышками линии электропередачи пересекает залив Согне-фьорд в Норвегии между Рабнабергом и Фатлабергом. Поставленный в 1955 г. фирмой «Уайткросс», Уоррингтон, Великобритания, спроектированный и построенный компанией «А. С. Бетонмаст» из Осло от электростанции Рефсдаль в Вике, этот отрезок высоковольтного энергокабеля имеет длину 4888 м и вес 12 т. В 1967 г. здесь же возвели еще две высокопрочные линии (сталь – алюминий) длиной 4878 м и весом 33,5 т производства «Уайткросс и БИКК».

Самые высокие в мире линии пересекают Мессинский пролив, Италия. На сицилийской стороне высота опоры 205 м, на стороне Калабрии – 224 м. Расстояние между опорами – 3627 м.

Самое высокое напряжение. В настоящее время самое высокое напряжение (1330 тыс. В) имеет 1970-километровая высоковольтная линия постоянного тока «Пасифик интертай» в США.

Высоковольтные линии постоянного тока от ЭГРЭС-1, Экибастуз, Казахстан, будут иметь напряжение 1500 тыс. В при длине 2400 км.

Заслонка

Самая большая в мире дроссельная заслонка, имеющая 9,75 м в диаметре и вес 170 т, сконструирована лондонской компанией «Бовинг энд компани лимитед» по заказу американских ВВС для испытательного полигона в штате Теннесси.

Стальные тросы

К самым длинным в мире относятся 4 троса, изготовленных английской компанией «Бритиш роупс лимитед». Длина каждого – 24 км. Сечение каждого троса – 35 мм, вес – 108,5 т. Изготовлены они по заказу Центрального совета по электроэнергии Великобритании для прокладки энергокабеля через Ла-Манш. Мощность кабеля – 2000 МВт.

Самыми толстыми стальными тросами являются сращенные крановые стропы, сплетённые из проволочных тросов толщиной 28,2 см, каждый из которых в свою очередь сделан из 2392 отдельных проволочек. Эти тросы изготовлены в марте 1979 г. английской фирмой «Бритиш роупс лимитед» и предназначены для подъёма грузов весом до 3000 т.

4 самых тяжелых троса весили по 130 т каждый и были изготовлены компанией «Хагги Ранд лимитед» из Йоханнесбурга для шахты с двумя стволами на золотых приисках «Уэстерн дип левелз», ЮАР.

Диаметр подвесных тросов Большого моста в Сето, Япония, открытого в 1988 г., составляет 104 см.

Аэродинамическая труба

Самая большая в мире аэродинамическая труба вступила в строй 11 декабря 1987 г. в Исследовательском центре Эймза, принадлежащем НАСА, в Маунтин-Вью, штат Калифорния, США. Её размеры 12х24 м, в ней установлено 6 моторов мощностью 22 500 л.с. каждый, создающих поток воздуха скоростью 555 км/ч.

Ранее опубликовано:

Книга рекордов Гиннеса, 1998 г.

Дата публикации:

21 марта 2002 года

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *