Системный подход в управлении

2.Научные подходы к управлению. Методы управления. Особенности применения методов управления на государственной и муниципальной службе.

  • •1.Управление как наука, как профессиональная деятельность, как взаимодействие. Функции и принципы управления. Функции и принципы государственного управления.
  • •2.Научные подходы к управлению. Методы управления. Особенности применения методов управления на государственной и муниципальной службе.
  • •3.Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.
  • •7. Системный подход к упр-ю. Орг сис-ма, ее св-ва и особенности. Сис-ма упр-я и требования к ней. Особенности сис-мы упр-я на гмс. Ситуационный подход к орг упр-ю.
  • •8. Историч хар-ер науки упр-я. Общие принципы и логическая схема развития упр-я. Научные школы и теории упр-я.
  • •5 Управленческих революций:
  • •2. Выработка в системе управления реакции на новые задачи (3 варианта – ничего не менять, применить существующие стандартные методы, построить новые методы)
  • •5. Завершающий шаг — закрепление в управлении новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения.
  • •2 Подхода в понимании менеджмента в России:
  • •К основным методам планирования относятся:
  • •12.Стратегическое планирование. Стратегия и этапы ее разработки. Классификация стратегий. Методы выработки стратегий. Стратегическое планирование на уровне страны, региона, территории.
  • •15. Научные теории содержания мотивации. Теории процесса мотивации. Кадровые технологии стимулирования, деловой оценки, карьерного роста и развития персонала на государственной гражданской службе.
  • •2.Деловой оценки: аттестация и квалификационный экзамен.
  • •16. Контроль как функция управления. Контроль как процесс и его этапы. Формы и виды контроля. Функции, принципы и методы контроля. Контроллинг. Контроль в государственном и муниципальном управлении.
  • •17. Внешняя и внутренняя среда управления. Методы анализа внешней среды. Управленческий анализ внутренней среды организации.
  • •1. Методика Стивенсона 1989г. — оценка преимуществ и недостатков:
  • •2. Оценка элементов внутренней среды по 5-балльной шкале
  • •19. Орг-ая стр-ра упр-я и ее типы. Этапы проектирования орг-ых стр-р. Фак-ры выбора орг-ой стр-ры. Специфич особенности бюрократ стр-р.
  • •20. Лидерство и власть в орг-ии. Источники власти в орг-ии. Понятие лидерства. Типы лидерских отношений. Лидер и рук-ль. Основные стили рук-ва. Особенности стилей рук-ва на гос и гражд службе.
  • •22. Кадровая политика организации: понятие, виды и типы. Основные направления государственной кадровой политики в сфере государственной гражданской службы.
  • •1. В соответствии с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий:
  • •2. В зависимости от степени открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава организации:
  • •23. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы. Кадровые технологии конкурсного отбора, резерва и ротации на государственной гражданской службе.
  • •29. Управление организационными изменениями. Модели организационных изменений. Методы организационных изменений. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям
  • •30. Эффективность и качество управления организацией. Виды эффективности управления. Методы оценки эффективности управления. Система показателей.

Подходы и методы управления.

Управление как наука, область знаний, профессия.

1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях,

2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,

3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

Закономерности и принципы управления.

Принципы управления — основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Это нормы и требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации. Управление персоналом в организации осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип умелого использования и сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений. Единоначалие — единоличное управление, единый орган власти и властных полномочий.

2. Принцип научной обоснованности (объективности) управления — принцип, при котором все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов, основываться на принципах науки и отвечать требованиям науки. Это исходный принцип.

3. Принцип плановости — принцип установления основных направлений, задач, планов развития организации в перспективе, предусматривающих заранее намеченную систему деятельности в порядке последовательности и сроков выполнения работы.

4. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности — принцип, при котором каждый субъект в организации наделяется конкретными делами, несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

5. Принцип мотивации — принцип, при котором чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации и личности. Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.


6. Принцип стимулирования — процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

7. Принцип демократизации управления — принцип участия в управлении организацией всех сотрудников. Это принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов и работников коллектива.

8. Принцип системности — принцип, который предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного и технологического характера в процессе управления. Это принцип определенного порядка принятий решении, взаимодействия и связи действий, представляющий собой закономерно расположенное единство.

9. Принцип эффективности — принцип достижения поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии.

10. Принцип основного звена — принцип нахождения и решения среди множества задач важнейшей.

11. Принцип оптимальности — принцип соотношения между централизацией и демократизацией, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм).

12. Контроль и ответственность за исполнением решений — принцип проверки, а также постоянного наблюдения в целях проверки или надзора; необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет о своих действиях и поступках.

Подходы и методы управления.

Комплексный подход:при применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

Интеграционный подход:интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; стадиями жизненного цикла объекта управления; уровнями управления по вертикали; уровнями управления по горизонтали.

Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.

Маркетинговый подход:предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя: повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя; экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);применение системы менеджмента.

Функциональный подход:сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Динамический подход:при динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход:это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный подход: этот подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления. Он является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход:сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:целевой подсистеме;функциональной подсистеме;обеспечивающей подсистемы.

Количественный подход:сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.

Административный подход:сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход:целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход: пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самый эффективный метод, который соответствует конкретной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Теоретические положения ситуационного подхода в теории организации (а также в теории управления) предназначены для исследования различных перемен организационного поведения. Такое исследование рассматривает организаторские явления по следующим направлениям:

— расположенность или ситуационность организационных позиций или положений. Такое направление обращает внимание на проблему лидерства в организации для адаптирования организационного поведения в зависимости от условий организационного положения;

— непредвиденность или случайность обусловливается исследованием организаторского явления комплексно:

— наличием множества вариантов в жизни организации, что со-ответствует идее изменения, нестабильности и затруднения прогно-зирования вследствие условий неопределенности;

— взаимодействием частей и видов деятельности организации, что соответствует идее взаимозависимости организационных параметров и их влияния, а также необходимостью постоянной адаптации этих параметров;

— дифференцированностью места и времени условий каждого организационного положения, что соответствует идее адаптирования к условиям каждого положения или позиции.

Основное теоретическое положение ситуационного подхода к теории организации заключается в том, что степень ее эффективности и успеха определяется степенью адаптации организационной структуры и организационного поведения факторами и ограничениями окружающей среды. Такое положение осуществляется путем проверки следующих предположений:

— условия неопределенности — фактор, определяющий адаптивность организации;

— технология — взаимовлияющий фактор между средой и организацией;

— размер организации — структурный фактор, определяющий характеристики организации и ее возможности к адаптации;

— выбор варианта организационного проекта — решающий фактор в вопросе определения рамок адаптации.

Таким образом, ситуационный подход представляет определенную рамку взаимоотношений между различными условиями окружающей среды и различными типами организационных структур. Основные положения данного подхода можно разделить на две группы параметров.

Первая группа параметров — параметры окружающей среды:

— организационный климат (внутренняя среда):

— уровень индивидуумов (культура, техническая и управленческая комплектность, типы поведения между работниками, обязательность целей организации);

— уровень функций (техническая характеристика организационных подразделений, степень взаимозависимости подразделений, внутренняя борьба подразделений и участников организации);

— организационный уровень (организационные цели, организация труда, участие в реализации целей, характер продукции или услуг);

— окружающая среда (внешняя среда):

— уровень клиентуры (потребители, распределители, поставщики, конкуренты);

— социальный уровень (культурная и политическая позиция в отноше-нии выходов организации, отношения с государством и т.д.);

— технический уровень (показатели улучшения выходов, совершенствование технологий труда и т. д.).

2. Условия неопределенности

Неопределенность окружающей среды и организационного климата организации влияют на ее организационную структуру и поведение:

— планирование — для улучшения прогнозов и уменьшения возможных ошибок;

— контроль — своевременная корректировка планов и решений для противостояния возникших ситуаций;

— руководство — в вопросах централизации и децентрализации разработки и принятия управленческих решений;

— аналитическая деятельность — для определения потребности оранизации в вопросах адаптации и модернизации.

Представители ситуационного подхода предложили модель изме-рения и оценки степени неопределенности в ее отношениях с элементами окружающей среды. Модель содержит два аспекта:

1. степень сложности (простой/сложный);

2. степень стабильности (динамичный/статичный).

Такая модель объясняет четыре варианта взаимоотношений между степенями сложности и стабильности в условиях неопределенности:

— вариант неопределенности (простой/статичный) — меньшее число факторов окружающей среды и меньшее их изменение. В этих условиях неопределенность незаметная;

— вариант неопределенности (простой/динамичный) — меньшее число факторов среды, однако они характеризуются изменением и нестабильностью, что делает их непохожими друг на друга.

В этих условиях неопределенность частично заметная;

— вариант неопределенности (сложный/динамичный) — среднее число факторов среды с измененной характеристикой, что делает их совсем не похожими друг на друга. В этих условиях неопределенность очень заметная;

— вариант неопределенности (сложный/статичный) — многочис-ленные факторы среды, однако они характеризуются стабильностью и неуменьшением, что делает их похожими друг на друга. В этих условиях неопределенность менее заметная.

3. Технология

— рутинная / нерутинная;

— ремесленная;

— инженерная.

Вторая группа параметров — параметры организационной структуры.

1. Характеристика организационной структуры:

а) аспекты разделения труда:

— горизонтальный аспект;

— вертикальный аспект;

— аспект влияния окружающей среды.

б) взаимодействие размера организации и структуры:

— степень специализации;

— степень нормирования работ;

— степень формальности документирования и регистрации данных;

— степень централизации принятия решений;

— степень координации и интеграции деятельности организации.

2. Размер организации:

— численность участников организации;

— объем работ;

— размер активов.

3. Выбор организационного проекта:

— потребности организационной адаптации;

— основы разработки организационных стратегий.

Следует заметить, что ситуационный подход к управлению, так же как и системный является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Этот подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если системный подход более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях.

В этом подходе сохранена концепция процесса управления, примени-мая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации (рис. 32).

Рисунок 32 — Ситуационный подход к управлению организацией

Ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного:

— управления в каждой конкретной ситуации;

— управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что для нее характерно;

— должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации;

— управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации;

— управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Выходные данные учебника:

Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич . — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).

Ситуационный подход к управлению

В основе применения ситуационного подхода лежит утверждение о том, что центральным моментом подхода является определенный и конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Данный подход предполагает, что в деятельности организаций родственного профиля можно найти много общего. Ситуационный подход не отрицает концепции классического и гуманитарного управления. Он тесно связан с системным, поскольку не является простым перечнем предписывающих руководств и правил. Ситуационный подход можно определить как способ мышления об организационных проблемах и способах их решения. В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ.

Ситуационный анализ — это комплексная технология разработки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которой лежит анализ управленческой ситуации.

Ситуационные теории занимают достаточно заметное место среди синтетических учений об управлении. Суть данных теорий можно выразить в следующем высказывании: результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. В связи с этим осуществление распорядительства или контроля должно осуществляться менеджерами в зависимости от того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают общие рекомендации по управлению в конкретных условиях. Выделяется четыре обязательных условия применения данного подхода:

  • 1) менеджеры обязаны уметь проводить анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации;
  • 2) необходимо выбрать соответствующий подход к осуществлению управления, в наибольшей степени и наилучшим образом соответствующий требованиям к организации в данной конкретной ситуации;
  • 3) управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для перехода к новому стилю управления, соответствующему ситуации;
  • 4) управление обязано произвести изменения, позволяющие лучше подстроиться к ситуации.

Ситуационный подход к управлению дает описание того, как подстроить организацию к существующим требованиями, как произвести изменения и необходимые перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создать и развить адаптационный потенциал. Методы данного подхода отрицают наличие универсальных подходов к управлению, обобщенных и всеохватывающих принципов управления. С точки зрения этих теорий управление — это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а далее уже следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Определение ситуационных факторов играет главную роль в процессе применения ситуационного подхода, поскольку они являются ключом к пониманию ситуации и ее эффективному управленческому разрешению. Следует отметить, что количество влияющих на ситуацию факторов значительно, их учет и отслеживание в полном объеме затруднительны, поэтому рассматриваются, как правило, только наиболее значимые для организации факторы.

К основным ситуационным факторам относятся:

  • ? личные качества и потребности подчиненных;
  • ? характер работ;
  • ? воздействия внешней среды;
  • ? информация, которой обладают руководитель и подчиненные;
  • ? важность качества работы и степень ее структуризации;
  • ? уровень мотивации подчиненных и возможность руководителя использовать вознаграждения за выполненную работу.

Отличительным признаком ситуационного подхода является внимание управленцев к отношениям между внутренней и внешней средой организации, состоящим из социальных, политических и экономических факторов. Ситуационный подход признает существование ограничений внутри организации:

  • ? технологических, зависящих от типа и гибкости организационных средств производства товаров или услуг;
  • ? ограничений в постановках задач, выполняемых рабочими и связанных с фактическим характером работ;
  • ? человеческих, отражающих уровни компетенции людей, работающих в организации.

Ситуационный подход к управлению предполагает множественность возможных решений управленческих задач, порождаемых разнообразием ситуаций. Идея единого для всех организаций универсального управления в 50—60 гг. XX в. предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время лучшим и образцовым. При сравнении американского управления с японским выяснилось, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим.

Профессором Уильямом Оучи в 1981 г. была выдвинута теория Z, дополняющая теории X и У МакГрегора. Оучи пришел к выводу об эффективности японского подхода к управлению, изучив его. Теорию Z не относят к общим теориям управления, поскольку она скорее дает набор характеристик управления. Следует отметить, что данная теория являлась попыткой отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления, а предложив теорию Z управления организацией, Оучи сформулировал путь управления любой организацией.

Оучи сформулировал основные положения и правила управления работающими, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Основные идеи теории Zcboabtcb к следующему:

  • ? осуществление долгосрочного найма кадров;
  • ? групповое принятие решений и индивидуальная ответственность;
  • ? оценка кадров и их постепенное продвижение;
  • ? неформальный контроль четкими и формализованными методами;
  • ? всесторонняя забота о работниках.

Выдающимся теоретиком в области управления является Питер Дракер, автор значительного количества книг по управлению. Центральной идеей П. Дракера об управлении является учение о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Ученый настаивал на своем первенстве в создании систематизированного учения об управлении и такой учебной дисциплины, что стало началом изучения менеджмента в учебных заведениях.

Имя П. Дракера часто связывают с антикризисными мерами по сохранению несостоятельной автомобильной компании «Форд», а также с внедрением системы децентрализованного управления на фирме «Дженерал Электрик». Разработки П. Дракера связаны с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.

Одним из наиболее значимых и известных теоретических положений П. Дракера считается его концепция управления по целям (МВО), что явилось революционным начинанием в управлении, поскольку в 50-х гг. XX в. внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.

Ученый достаточно критически относился к идеям школы человеческих отношений и называл ее «психологическим деспотизмом». П. Дракер утверждал, что главная задача менеджмента — делать людей производительными, а менеджер обязан заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании различных благ для рабочих, хотя не отрицал взаимного уважения на работе.

Ученым была выдвинута идея самоуправляющегося трудового коллектива, суть которой в создании на фирме демократически выбранного органа из рабочих и служащих, призванного решать вопросы социальных аспектов жизни предприятия. Участие в такой деятельности должно наделять рабочих чувством ответственности за деятельность предприятия. Идею самоуправляющегося трудового коллектива Дракер считал самой важной и оригинальной, а неприятие этой идеи обществом он рассматривал как крупнейшее поражение.

Краткий обзор учений об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Знакомство с учениями показывает, что практика управления всегда оказывалась многограннее и сложнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления новые положения и теории.

Свою историю имеет развитие науки о менеджменте в России, где можно выделить пять периодов:

  • ? 1900—1910-е гг. — этап зарождения;
  • ? 1920-е гг. — этап интенсивного развития на мировом уровне;
  • ? 1930—1950-е гг. — этап затяжного кризиса и глубокого отставания;
  • ? 1960—1980-е гг. — этап активного возрождения;
  • ? 1990-е гг. по настоящее время — этап «догоняющего» развития.

У научной общественности России широкое распространение в начале XX в. получили идеи Фредерика Тейлора. «Тейлоровский бум» пришелся на 1911—1914 гг., когда в обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены на русский язык основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников научной организации труда. Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, состоявшаяся в январе 1921 г., открыла процесс становления отечественной науки о менеджменте. Среди докладчиков конференции были такие российские ученые, как А.А. Богданов, В.М. Бехтерев, О.А. Ерманский, С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и другие.

После проведения конференции в России начали создаваться специализированные институты, лаборатории и даже опытные станции по научной организации труда. Научные школы начали формировать такие ученые, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Ес- манский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Рохмирович и другие. Задачами научно- исследовательских институтов и лабораторий ученые видели создание систематизированных концепций в области менеджмента.

Российским ученым Александром Богдановым (Малиновским) были заложены основы современных представлений о теории организации. Значимым трудом ученого является «Тектология. Всеобщая организационная наука».

В основе взглядов академика Владимира Бехтерева лежала мысль о том, что научно организационный труд есть не что иное, как попытка научить человека тратить свою энергию с наибольшей производительностью с учетом возможностей организма. В отличие от идей «тейлоризма» в центре внимания лидера русской психофизиологической школы находился работник как сложное биосоциальное существо. Считается, что идеи Владимира Бехтерева в области психологии до сих пор недостаточно исследованы.

Основатель Центрального института труда (ПИТ) Алексей Гастев является одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области в управления. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, отмечая, что успешное развитие отечественной управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в разных странах. В теории А.К. Гастева центральное место занимал человеческий фактор, а в мировой организационно-управленческой литературе ученый и его сторонники впервые обосновали решающую роль человека в производственных процессах.

Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, какЯ.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельский и другие.

Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений». Еще в 1925 г. Николай Витке утверждал, что «современный администратор — это прежде всего социальный техник или инженер — в зависимости от его положения в организационной системе — строительно-людских отношений». К сожалению, в собственной стране идеи Н. Витке встретили невнимание и жесточайшую критику.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в России состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно «буржуазная выдумка». Были закрыты многие институты, лаборатории научной организации труда, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основную ставку стали делать на сильного руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы центра.

Уже к концу 1950-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. В то же время рост масштабов производства и числа хозяйственных связей существенно усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. В те годы снова открылась возможность доступа к западной литературе, в том числе и в области менеджмента, что породило «управленческий бум», продолжавшийся вплоть до 1980-х гг.

В наше время менеджмент представляет собой многогранную, сложную и очень интересную науку. Он обеспечивает профессиональное управление хозяйственными организациями, их эффективное функционирование и развитие. Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.

В настоящее время происходят изменения в теории менеджмента, что оказывает влияние и на его практику. Динамичное изменение технологий, способов экономической организации процессов, ассортимента товаров и услуг, а также повышение требований к их качеству требуют от организаций высокого уровня приспособляемости к воздействию внешней среды. В таких условиях именно квалифицированное управление способно обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективность деятельности.

Новые тенденции в менеджменте переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, развитие интеллектуального капитала. Современный менеджмент становится все в большей мере инновационным, ориентированным на управление нововведениями и саморазвитие. В то время как стремительно возникают и распространяются новые подходы и технологии менеджмента, многие существующие и традиционные частично забываются.

Ужесточение конкуренции на мировых и региональных рынках требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично изменяющегося мира. В связи с этим фундаментальным изменением современного мира является становление и развитие экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний.

Будущее определяется во многом тем, насколько широко и эффективно используются знания, поскольку в постиндустриальной экономике стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, проявляющихся в новых продуктах и технологиях, новых навыках и качественно новой мотивации, отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов.

Интеллектуальная деятельность, специальные знания, навыки и коммуникации становятся не только факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического роста.

Поскольку менеджмент становится по сути инновационным, требуется обучение персонала в течение всего срока трудовой деятельности, постоянное освоение новых приемов и новые подходы к решению производственных задач.

Одной из основных идей в управлении знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. В связи с этим широко распространяется в мировой и отечественной практике бенчмаркинг.

Бенчмаркинг представляет собой управленческую технологию, основанную на внедрении в деятельность организации технологий, стандартов и методов работы наиболее успешных предприятий и организаций. Бенчмаркинг является систематическим процессом выявления лучших предприятий и организаций, комплексной оценки выпускаемой продукции или реализуемых услуг, а также методов производства для применения их передового опыта.

Еще одной современной тенденцией в управлении является применение информационно-коммуникационных технологий. Такие технологии создают новые возможности для организаций, разделение труда выводится на качественно новый уровень. Использование информационно-коммуникационных технологий позволило сформировать цепочки производства продукта и сети дистрибуции, стирая традиционные грани между предприятиями. Новые условия требуют разработки и применения новых методов управления, что является основой для развития сетевого менеджмента.

Одной из современных тенденций менеджмента является развитие разнообразных специальных его видов, таких как муниципальный менеджмент, менеджмент образования, финансовый менеджмент, риск-менеджмент, бренд-менеджмент, менеджмент имиджа, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисное управление и др. Все специальные виды менеджмента имеют в значительной мере прикладной характер.

Распространение методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации является общей тенденцией развития современного менеджмента. Об этом свидетельствует применение маркетинговых подходов к управлению в деятельности общественных объединений и организаций, муниципальных и районных администраций, бизнес-планирование в некоммерческих организациях, управление организационной культурой в государственных, образовательных, медицинских и других учреждениях. Современный менеджмент включает в себя не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и развитие культуры предприятия, развитие творческой атмосферы, эффективной коллективной деятельности, развитие инновационной активности коллективов, использование передового опыта других организаций. Таким образом, границы традиционного менеджмента в настоящее время расширяются.

  • Оучи Уильям — американский экономист (р. в 1943).
  • Дракер Питер — американский ученый, экономист, публицист, педагог (1909—2005).
  • Тейлор Фредерик — американский инженер, основоположник научной организациитруда и менеджмента (1856—1915).
  • Богданов (Малиновский) Александр Александрович — врач, экономист, философ(1873-1928).
  • Бехтерев Владимир Михайлович — выдающийся русский психиатр, основоположник русской экспериментальной психологии (1857—1927).
  • Гастев Алексей Капитонович — революционер, пролетарский поэт, видный деятельв области рационализации труда (1882—1941).
  • Витке Николай Андреевич — российский экономист.

>Подходы к управлению

Современные подходы к управлению

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 14-ти научных подходов:

  • Комплексный
  • Интеграционный
  • Маркетинговый
  • Функциональный
  • Динамический
  • Воспроизводственный
  • Процессный
  • Нормативный
  • Количественный
  • Административный
  • Поведенческий
  • Ситуационный
  • Системный
  • Программно-целевой подход

Комплексный подход

Комплексный подход при принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации — технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.

В рамках комплексного подхода выделяют два специфических подхода:

  • поисковый — ориентированный на будущее и определяющий состояния объекта управления в дальнейшем при условии сохранения сегодняшних тенденций его развития;
  • целевой — планирующий целенаправленное изменение объекта управления в будущем с учетом возможных путей и сроков перехода управляемой подсистемы из сегодняшнего состояния в желаемое.

Интеграционный подход

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

  • отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
  • стадиями жизненного цикла объекта управления;
  • уровнями управления по вертикали;
  • уровнями управления по горизонтали.

Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:

  • повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
  • экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;
  • экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);
  • применение системы менеджмента.

Функциональный подход

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Динамический подход

При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход

Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный (процессуальный) подход (1960-е гг.)

Согласно процессному подходу, управление — это серия взаимосвязанных и универсальных управленческих процессов (планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — процесс коммуникации и процесс принятия решения). Эти процессы менеджмент называет управленческими функциями, а процесс управления — это сумма перечисленных управленческих функций (рис. 1.

«Отец» процессного подхода — Анри Файоль — утверждал, что «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Рис. 1. Взаимодействие функций менеджмента

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

  • целевой подсистеме;
  • функциональной подсистеме;
  • обеспечивающей подсистемы.

Количественный подход

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход (последняя четверть XX в.)

Ситуационный подход гласит, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации, так как организация — это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром (внешней средой), поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.

Центральный момент подхода — ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на деятельность организации в текущий момент времени. Ситуационный подход связан с системным подходом и пытается увязать конкретные управленческие приемы и концепции с конкретными ситуациями.

Этот подход нацелен на непосредственное применение новых научных методов в конкретных ситуациях и условиях.

Здесь важно «ситуационное мышление» — понимание того, какие приемы будут более эффективными для достижения целей в данной ситуации. Главная сложность в том, что ситуационные процессы многочисленны и взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга, поэтому руководителю бывает довольно сложно определить заведомо верный метод.

Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.

Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных положения:

  • руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления. Для этого нужно понимать процесс управления, особенности индивидуального и группового поведения, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений;
  • руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения в данной ситуации каждого из управленческих методов, которые всегда имеют как сильные, так и слабые стороны, а также определенные сравнительные характеристики. Например, можно увеличить заработную плату всем работникам за дополнительную работу, что, несомненно, на какое-то время повысит их мотивацию, но надо сравнить рост затрат с полученными выгодами; возможно, такая мера окажется разорительной для организации;
  • руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выявлять факторы, наиболее важные в сложившейся ситуации, определять возможный эффект от изменения тех или иных переменных показателей ситуации;
  • руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые дали минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для обеспечения наибольшей эффективности в достижении целей организации.

Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в самой престижной в США школе бизнеса — Гарвардской.

Системный подход

При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

  • процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза логического и исторического;
  • проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Программно-целевой подход

Программно-целевой подход основывается на четком определении целей организации и разработке программ по оптимальному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ.

Еще на стадии формулирования желаемых целей возникает обобщенная модель организации. Затем рассматриваются альтернативные варианты управленческих решений, выбирается одно из них, и начинается разработка программ. На каждом этапе программы стратегическая цель организации подразделяется на подцели, выделяются основные задачи и приоритеты их решения, которые увязываются с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Оценка итогов реализации этапа проводится по следующим показателям: основной результат, объем и срок.

Для удобства увязки всех этапов реализации программы целесообразно составить дерево целей, где корень дерева — главная цель программы (А), первый уровень вершин — подцели первого уровня (В и С), затем идут вершины второго уровня (D и Е) и т.д.; нижние уровни дерева целей — средства и способы достижения целей более высокого уровня (рис. 2). После построения дерева целей программу оформляют в виде директивы — документа руководителя, обязательно для всех исполнителей.

Рис. 2. Дерево целей

Ход реализации принятой к исполнению программы постоянно контролируется, так как на каждом этапе могут возникать новые, прежде не учтенные факторы.

В России накоплен значительный опыт программно-целевого управления, но далеко не все программы осуществились в полном объеме и в заданные сроки вследствие недостаточного контроля, низкого уровня ответственности, отсутствия должной мотивации участников реализации этих программ.


Оптимальный подход в управлении

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………..……………………..3

1. Роль и необходимость его применения………………………………………..5

2. Многовариантность развития системы……………………………………….8

3. Критерии оптимальности……………………………………………………..11

4. Методы поиска оптимальных решений………………………………………15

Заключение……………………………………………………………….……….21

Список использованной литературы……………….…………………………..24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вследствие того, что российская экономика находится в условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса, возникает необходимость в стратегическом и долгосрочном планировании развития предприятий, являющихся главной структурной составляющей экономики страны, определяющей ее будущее. Важным моментом становится то, что в результате расширения рынков сбыта продукции возникает потребность в расширении ресурсной базы предприятия в целях удовлетворения возрастающих рыночных запросов. При этом необходимо связать воедино сильные стороны предприятия с точки зрения его ресурсов и уникальных технологических возможностей и потребности рынка в конечной продукции с учетом сопутствующих затрат. Необходимость распределения ограниченных ресурсов ставит задачу стратегического управления и выбора оптимального долгосрочного плана развития, позволяющего получить максимальную прибыль для всего предприятия в современных рыночных условиях на обозримом горизонте планирования. При этом, нужно учитывать как внутренние, технологические, так и внешние, рыночные, факторы, влияющие на предприятие. Существующие подходы к проблеме оптимального распределения ресурсов предприятия не учитывают в полной мере влияние рыночной среды. Проблема оптимального управления предприятием вообще является одной из ключевых как в рамках классической экономической теории, так и в работах современных отечественных и зарубежных ученых. Теоретические наработки в сфере определения оптимального подхода к управлению позволяют использовать математические методы, приспособленные для решения данной специфической задачи, и информационные технологии, позволяющие автоматизировать процесс получения оптимального решения при значительной размерности исходных данных в приемлемые с точки зрения менеджмента сроки, что обосновывает актуальность исследования поставленной в курсовой работе проблемы.

Цель курсовой работы – исследование содержания, практического применения, критериев и методологии оптимального подхода в управлении.

Задачи курсовой работы:

  • изучить роль и необходимость применения оптимального подхода в управлении;
  • рассмотреть многовариантность развития системы;
  • исследовать критерии оптимальности;
  • охарактеризовать методы поиска оптимальных решений;
  • сделать краткие выводы по результатам проведенного исследования.

Степень разработанности проблемы. В построение теории оптимального управления внесли большой вклад российские ученые Л.С. Понтрягин, Н.Н. Красовский, А.А. Красовский, А.М. Летов, В.Г. Болтянский, В.Ф. Кротов, В.И. Гурман, Н.Н. Моисеев, А.А. Фельдбаум, В.И. Зубов, А.Я. Дубовицкий, А.А. Милютин, А.Д. Иоффе, В.М. Тихомиров, Ю.Г. Евтушенко и зарубежные — Р.Е. Калман, М. Атанс, П.Л. Фолб, Э.Б. Ли, Л.М. Маркус и Р. Беллман. В целом, исследуемая в курсовой работе проблема является в достаточной мере исследованной в своих теоретических аспектах. В тоже время отдельные вопросы, составляющие содержание курсовой работы весьма слабо и фрагментарно представлены в различных работах, то есть нуждаются в систематизации.

В качестве методологической основы использованы общенаучные методы анализа и синтеза и методы теории оптимального управления.

Курсовая работа на тему: «Оптимальный подход в управлении» включает введение, четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

1. Роль и необходимость его применения

Принцип оптимальности управления является одним из общих принципов управления — основных правил, определяющих функционирование и эффективность системы управления.

Как пишет Е.С. Пивнев, различают общие принципы управления, проявляющиеся во всех без исключения управленческих процессах. В научной литературе можно обнаружить большой перечень общих принципов управления. Например, к ним принято относить: принцип обратной связи, принцип преобразования информации, принцип целенаправленности, принцип перспективности, принцип оптимальности.1

Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

То есть его суть в достижении поставленной цели в возможно короткий срок и при меньших затратах материальных средств и человеческой энергии. Эффективность управления обеспечивается различными методами и средствами. Важную роль играют социальные эксперименты, социологические исследования, они помогают раскрыть общественные процессы. Во всей их сложности и многообразии, дают управляющим органам достоверную информацию, позволяя оценить эффективность той или иной системы управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

Роль оптимального подхода в управлении обоснована тем, что переход к рыночной экономике неотъемлем от процессов планирования, регулирования, управления и прогнозирования производственных и технологических процессов.

Сложность задач теории оптимального управления потребовала более широкой математической базы для ее построения. В названной теории используются вариационное исчисление, теория дифференциальных уравнений, теории матриц.

Развитие оптимального управления на этой базе привело к пересмотру многих разделов теории управления, и поэтому теорию оптимального управления иногда называют современной теорией управления. Хотя это и преувеличение роли лишь одного из разделов, однако развитие теории автоматического управления определяется последние десятилетия во многом развитием этого раздела.

Развитие теории оптимального управления связано с ростом требований как к быстродействию и точности систем регулирования, так и переходом к рыночной экономике.2 Увеличение быстродействия возможно лишь при правильном распределении ограниченных ресурсов управления, и поэтому учет ограничений на управление стал одним из центральных в теории оптимального управления. С другой стороны, построение систем регулирования высокой точности привело к необходимости учета при синтезе регуляторов взаимовлияния отдельных частей (каналов) системы. Синтез таких сложных многомерных (многосвязных) систем также составляет предмет теории оптимального управления.

К настоящему времени построена математическая теория оптимального управления. Отсюда роль оптимального подхода в теории управления состоит в том, что на его основе разработаны способы построения оптимальных по быстродействию систем и процедуры аналитического конструирования оптимальных регуляторов.

Аналитическое конструирование регуляторов вместе с теорией оптимальных наблюдателей (оптимальных фильтров) образуют совокупность методов, которые широко используются при проектировании современных сложных систем регулирования.

В этой связи практическая значимость оптимального подхода к управлению в разработке и применении экономико-математических методов и моделей для решения возникающих производственно-хозяйственных задач, определения и выбора вариантов экономического развития на перспективу, обеспечения оптимального распределения ресурсов для выполнения отдельных комплексов работ и т.п.

Насущные производственно-хозяйственные задачи не могут быть поставлены и решены без использования методов экономической кибернетики, включающей следующие разделы: системный анализ экономики, теорию экономической информации, теорию управляющих систем.

Определение оптимального варианта текущего и перспективного развития, как правило, связано с решением динамических задач оптимизации (оптимального управления), имеющих большую размерность и множество разнообразных условий и ограничений, что обуславливает сложность решения из-за существенно многоэкстремального характера.

2. Многовариантность развития системы

В теории оптимального управления предполагается, что всякая система (точнее говоря, динамическая система, т.е. система, которая определенным образом развивается, эволюционирует во времени) в каждый момент времени может пребывать в одном из некоторого (конечного или бесконечного) числа возможных состояний. Именно смена состояний системы с течением времени дает возможность говорить о развитии или функционировании данной системы.3

Объектом управления при использовании оптимального подхода к управлению, как отмечает Б.И. Герасимов, выступает некоторое предприятие, обладающее к моменту начала горизонта планирования определенными ресурсами (производственные мощности, запасы сырья, материалов, персонал), производящее определенный набор продукции.4

Целью оптимального управления данным объектом выступает нахождение такого состава и объемов выпуска продукции по соответствующим ценам на указанном горизонте планирования, чтобы выбранный критерий оптимальности достигал своего максимального значения.

Среди всего комплекса задач, которые решает в практическом плане оптимальный подход к управлению можно отнести следующие основные задачи:

  • определение оптимальной цены и объемов продаж продукции всего предприятия на некотором горизонте планирования, исходя из требований внешней среды;
  • распределение ресурсов предприятия на производство определяемого набора продукции так, чтобы достигался оптимум целевой функции;
  • формирование оптимального, с точки зрения выбранной целевой функции, портфеля инвестиционных проектов предприятия на среднесрочную перспективу.

Управление — это и есть воздействие, способное изменить текущее состояние, а значит и все последующее развитие системы. В экономических системах управление происходит в основном благодаря изменению установленных ранее правил экономического поведения (например, путем изменения процентных ставок, введения ограничений на рост цен на природные ресурсы и т.п.). Здесь следует отметить, что на функционирование сложных систем, как правило, оказывают воздействия очень многие факторы. И управление является лишь одним из целого множества имеющихся воздействий. Поэтому на практике из-за сильных «внешних помех» человеку в результате управления часто не удается в полной мере достичь желаемого эффекта.

Для подавляющего большинства прикладных задач управления, связанных с реальными объектами, существует и, как правило, не один набор управляющих функций, который решает задачу управления (с фиксированным или нефиксированным временем управления). По этой причине возникает возможность выбора из всех решений задачи управления такого решения (т.е. такого набора управляющих функций), которое было бы в каком-то смысле наиболее выгодным. В этом случае приходим к задаче оптимального управления.

То есть при решении той или иной управленческой задачи приходится иметь дело с множеством фактов, событий и т.д. Разумеется, необходимо принимать во внимание всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов. Однако из их совокупности необходимо выделить решающие. Это определяет наличие целого ряда вариантов развития системы, т.н. многовариантность развития.

Кроме того, вероятностная природа оптимального управления проявляется в многовариантности развития и потому, что результаты управления носят в основном вероятностный характер, тянут за собой шлейф таких последствий, многие из которых совершенно неожиданны. При многовариантности проявления закономерностей управленец напоминает собой путника на перекрестке многих дорог. Это обусловливает творческий характер самого процесса управления.

Ошибка в выборе направления развития в управлении может привести к потере перспективы, отвлечению мощных общественных ресурсов на решение эфемерных задач.5

Таким образом, в теории оптимального управления определены объект, цель и задачи, которые определяют направление и динамику развития системы управления. То есть при решении той или иной управленческой задачи приходится иметь дело с множеством фактов, событий и т.д. Однако из их совокупности необходимо выделить решающие. Это определяет наличие целого ряда вариантов развития системы, т.н. многовариантность развития. Кроме того, вероятностная природа оптимального управления проявляется в многовариантности развития и потому, что результаты управления носят в основном вероятностный характер.

3. Критерии оптимальности

Сложные объекты, как правило, представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов. Функционированием многих из таких объектов можно управлять.

На взгляд В.М. Тютюнник и ряд других авторов, необходимые условия оптимальности управления для различного типа задач оптимизации получены на основе использования аналитических непрямых методов оптимизации и образуют совокупность функциональных соотношений, которым обязательно должно удовлетворять экстремальное решение.6

Ситуационный подход к управлению является вероятностным подходом, который зависит от случайностей, обстоятельств, в целом от ситуации. Этот подход все более прочно занимает ведущие позиции в разных отраслях, поскольку он позволяет проводить установку связи различных разделов и учений науки, а также связь между практической деятельностью и рекомендациями.

Ситуационный подход в управлении дает возможность диагностировать ситуации с целью решения основных задач, проводить формулировку целей, изучать характеристики и факторы соответствующих ситуаций, влияющих на процесс принятия решений в управлении.

Методология ситуационного подхода

Методология ситуационного подхода объясняется в качестве процесса из четырех шагов:

  1. Знакомство руководителя со средствами профессионального управления, доказавшими собственную эффективность. Это происходит посредством понимания процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов контроля и планирования, а также количественных методов принятия решения.
  2. Каждая управленческая концепция и методика обладает своими сильными и слабыми сторонами, или сравнительными характеристиками в случае применения их к конкретным ситуациям. Руководители должны предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия при использовании этой методики или концепции.
  3. Умение правильной интерпретации ситуации руководителем, определяя наиболее важные факторы в данной ситуации и возможный эффект, способный повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  4. Способность руководителя увязывать конкретные приемы, которые могут вызвать минимальный отрицательный эффект и обладать меньшим количеством недостатков, с конкретными ситуациями. С помощью данного шага обеспечивается достижение целей предприятия самыми эффективными путями при условии существующих обстоятельств.

3.3. Ситуационный подход к управлению

Данное направление появилось в в 60-70-е года.Родоначальниками выступают американские менеджеры. Процесс управления рассматривается как постоянное реагирование менеджера на возникающие в бизнесе ситуации с целью эффективного разрешения каждой из них. Ситуационный подход подразумевает рассмотрение ситуации как совокупности различных ситуационных переменныхв их взаимосвязи. При этом различаютвнешние (экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.) и внутренние(структура, культура и ресурсы) ситуационные переменные, по принципу возможности влияния на них.

Традиционно теоретические знания рассматриваются как научный компонент управления. При­менение принципов управления на практике традиционно рассматривалось как искус­ство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Сторонники ситуационного подхода предполагали необходимость прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Ситуационный подход включает следующие шаги:

  1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это требует понимания процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов приня­тия решений.

  2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они при­ меняются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

  1. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Не­ обходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. Если правильно определены ситуационные переменные, нет необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок.

  2. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.

Таким образом, при ситуационном подходе к управлению, прежде всего, рассматри­вается конкретная ситуация, проблема, требующая решения, для чего необхо­димы следующие составляющие (слайд 4):

  1. правильная интерпретация ситуации;

  2. знание управленческих концепций и методик;

  3. опыт управленческой деятельности;

  4. умение предвидеть возможные последствия управленческих действий;

  5. умение увязать конкретные действия с конкретной ситуацией

3.4. Процессный подход к управлению

Родоначальником процессного подхода к изучению менеджмента является А.Файоль.Процессный подход рассматривает управление как серию циклически повторяющихся управленческих воздействий органа управления на производственные и трудовые процессы, коммерческую и финансовую деятельность предприятия. Эти воздействия четко регламентированы и формально закреплены в функциях управления, должностных инструкциях, управленческих операциях и процедурах. Данный подход предполагает рассмотрение процедуры управления с точки зрения выполнения рядауправленческих функций.

Файоль выделял следующие функции (слайд 5):

  1. Планирование;

  2. Организация;

  3. Координирование;

  4. Распорядительство;

  5. Контроль.

В современной теории менеджмента все функции управления делятся на 3 группы (слайд 6):

  1. Первичные:

  • Планирование;

  • Организация;

  • Мотивация;

  • Контроль.

  1. Связующие функции управления:

  • Коммуникации;

  • Принятие решений.

  1. Интегрирующие функции управления:

  • Руководство;

  • Лидерство.

Помимо рассмотрения каждой функции в отдельности процессный подход рассматривает взаимосвязь этих управленческих функций.

Функция любого работника (в том числе и менеджера) представляет собой готовность такого работника к совершению опре­деленных действий в силу его должностных обязанностей для достижения им тех целей, которые он формулирует сам для себя или которые ставятся перед ним вышестоящим руководством (слайд 7).

Рис. Трансформация функций в рабочие операции: последователь­ность действий

Функция работника — это его должностные обя­занности, а точнее их перечень. Понятие функции не означает еще совершения действия в реальном режиме, а означает лишь готовность к совершению действия (клик).

Менеджер распределяет функции между отдельными подчиненными (исполнителями). Он закрепляет за каждым из них конкретные функциональные обязанности (клик), что означает: при возникновении необходимости в исполне­нии конкретной функции он знает, кто именно должен совершить действия в реальном режиме.

Для получения же конкретного результата в осязаемой форме мы должны совершить конкретное действие или блок действий в реальном режиме. Для этого носителю кон­кретной функции требуется трансформировать понятие функции в рабочую операцию, т.е. в действия, совершаемые в реальном режиме, т.е. в процесс, ко­торый мы именуем работой (клик).

Трансформация понятия функции в рабочую опера­цию предполагает следующие этапы:

а) осмысление того, как конкретно должно осуществляться действие, необ­ходимость в совершении которого была предварительно осуществлена в форме фиксации функции;

б) принятие решения о том, кто именно должен совершить это действие;

в) довести до сведения исполнителя его обязанность по совершению конкретного действия в определенной форме или в соответствии с конкретными технологическими требованиями.

Менеджер при этом должен обладать умением:

а) зафиксировать содержание функции, которая подлежит исполнению;

б) уточнить, уяснить содержание такой функции;

в) выявить ожидаемую результативность осуществления (исполнения) та­кой конкретной функции;

г) осуществить моделирование (проектирование) рабочих операций, осу­ществление которых будет означать исполнение функции с заданной результа­тивностью (при этом под рабочей операцией понимается действие или блок действий, подлежащих безусловному исполнению).

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *