Сбалансированность бюджета

2.1.4 Сбалансированность бюджетов

Принципы сбалансированности

Сбалансированность бюджета–один из основополагающих прин­ципов формирования и исполнения бюджета, означающий количест­венное соответствие (равновесие) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В России принцип сбалансированности определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволило прекратить распространенную в 1990-е годы практику составления и утвержде­ния фактически несбалансированных бюджетов.

В соответствии с бюджетным законодательством принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и посту­плений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников финанси­рования дефицита) и объемом производимых расходов в соответст­вии с принятыми бюджетными обязательствами.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансиро­ванность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюд­жет в принципе неисполним. Несбалансированный бюджет заведомо нереален, фиктивен.

Составление бюджета с профицитом экономически не целесооб­разно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.

Отсюда сбалансированность бюджета – обязательное требова­ние, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета, при­званное обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же не удается избежать дефицита бюджета, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех ста­диях бюджетного процесса.

Методы, применяемые при формировании и исполнении бюджета. Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении.

Планирование бюджета. К методам, широко используемым в прак­тике бюджетного планирования, относятся:

  • лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизованных доходов;

  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению рас­ходных полномочий между ними;

  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных от­ношений;

  • планирование направлений бюджетных расходов, положитель­но воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечи­вающих решение стоящих перед обществом социально-эконо­мических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;

  • сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

  • жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью;

  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принци­па сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (со­вокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначе­ний бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесяч­ном) распределении бюджетных доходов и расходов.

Исполнение бюджета. В ходе исполнения бюджета сбалансиро­ванность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;

  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности эконо­мических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных до­ходов;

  • последовательного проведения финансового контроля за це­левым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

  • оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами;

  • использования бюджетных резервов, и других.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюд­жетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

Но при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, – явление положительное. Однако если более высокие дохо­ды бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившей­ся экономической конъюнктуры, явились следствием экономиче­ского бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой бы ни была причина образования профицита бюдже­та, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, на­правляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Проблема сбалансированности бюджета РФ

Когда все расходы бюджета покрыты его доходами, считается, что расходы уравновешены доходами, такое положение является условием нормальной бюджетной деятельности. Однако доходы могут быть больше расходов и наоборот.

  1. Доходы превышают расходы – бюджетный профицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения расходов бюджета по финансированию государственных фондов.
  2. Доходы меньше расходов – бюджетный дефицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения доходов, сокращения расходов или комбинацией.

Возникновение дефицита бюджет может быть обусловлено разными причинами:

  • Структурный дефицит – реализация политики по стимулированию экономической активности и спроса в период спада производства, когда государство увеличивает расходы, в частности на создание рабочих мест;
  • Циклический дефицит – вызывается общим спадом производства в период кризиса вследствие цикличности развития экономики, когда снижаются налоговые поступления и доходы государства;
  • Активный дефицит – возникает в результате превышения расходов над доходами, т.е. несбалансированного бюджетного процесса;
  • Пассивный дефицит – возникает в результате снижения налоговых поступлений вследствие замедления темпов экономического роста.

Проблема сбалансированности бюджета обусловлена базовым принципом бюджетного процесса – обеспечение количественного соответствия бюджетных расходов и источников их финансирования. Отсутствие бюджетного паритета порождает несбалансированность.

Несбалансированность бюджета может быть отрицательной и положительной, соответствуя дефициту и профициту бюджета.

При дефиците бюджета он, в принципе, не исполним, так как нереален и фиктивен. Поэтому государству требуется изыскать дополнительные денежные средства для покрытия своих расходов, чтобы обеспечить бюджетный паритет, либо отказаться от части расходов.

Профицит бюджета также является нежелательным, так как означает повышенную нагрузку на экономическую систему и снижает эффективность использования бюджетных средств. Излишние доходы следует направлять в специальные государственные фонды, в том числе внебюджетные.

В обоих случаях речь идет о существенном дисбалансе – когда доходы и расходы бюджета несовпадают в пределах десятых процента, добиться сбалансированности бюджета можно за счет небольших коррекций.

Таким образом, сбалансированность бюджета РФ – это необходимое условие нормального функционирования государства.

Виды несбалансированности бюджета

Несбалансированность бюджета может быть краткосрочной или долгосрочной.

Краткосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходам нарушен в течение одного финансового года и является отражением макроэкономической ситуации. Обычно это происходит вследствие изменения ситуации, в которой планировался бюджет. Незапланированные тенденции могут оказать пагубное воздействие на налоговые поступления: падение экспортных цен, сокращение объемов производства, изменение спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности.

Долгосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходами нарушается на протяжении нескольких лет подряд. Разрыв между доходами и расходами бюджета обуславливается системными или фундаментальными проблемами в национальной экономической системе, которые носят устойчивый характер.

Факт наличия дефицита бюджета – не обязательно сигнал экономических проблем. Дефицит выступает инструментом макроэкономического регулирования, позволяя решать различные социально-экономические задачи. Однако недопустимо длительный период пользоваться данным инструментом – все хорошо в меру. При долгосрочной отрицательной несбалансированности бюджета появляются негативные последствия снижения совокупного спроса и доходов.

Стратегической целью государства является сбалансированность бюджета.

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, «жить по средствам».
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики.
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип «жить по средствам» – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.
Сбалансированность бюджета

Концепция сбалансированности бюджета

Преимущества

Недостатки

Вывод

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Повышение вероятности безработицы в условиях макроэкономической нестабильности

Замедление экономического роста

Неоптимальное планирование государственных расходов

Требуется более строгий контроль развития экономики

Подходит для стран с переходной экономикой

Сбалансированность бюджета в пределах экономического цикла

Высокая эффективность антициклического регулирования

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Сложно прогнозировать цикличность развития экономики

Минусы безработицы проявляются сильнее ее плюсов

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Привлечение инвестиций

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Бюджетная несбалансированность: понятие и управление

123

Бюджетная несбалансированность — это несоответствие общей суммы бюджетных доходов совокупным расходам бюджета. Несбалансированность бюджетов имеет две формы проявления:

— дефицит;

— профицит.

В современной теории и практике под дефицитом бюджета принято понимать превышение расходов бюджета над его доходами (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

Содержание дефицита бюджета может быть различно в зависимости от причин его обусловивших:

— дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций (обосновывается Дж.М.Кейнсом);

— дефицит, возникающий в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия)

— дефицит, отражающий кризисные явления экономики.

Наиболее серьезной является третья причина дефицита государственного бюджета, так как ликвидировать его в краткосрочный период времени невозможно.

В России в после реформенный период проводились мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Основными мероприятиями по сокращению дефицита государственного бюджета являлись:

— изменение направления инвестирования бюджетных средств (инвестиции в отрасли, дающие максимальную отдачу);

— использование только финансовых льгот, реально обеспечивающих рост общественного производства;

— сокращение сферы государственной экономики;

— снижение военных расходов;

— сохранение лишь важнейших социальных программ.

В настоящее время федеральный бюджет РФ является профицитным, его доходы превышают совокупные расходы.

Превышение доходов направляется в резервный фонд, таким образом, Россия использует метод цикличного балансирования бюджета, создавая бюджетные резервы для покрытия возможного дефицита государственного бюджета в будущем.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактический заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

После наполнения Резервного фонда до установленного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Это фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сбалансированность бюджета достигается различными методами; первый метод применяется исходя из формирования бюджета, а другой метод применяется при его исполнении.

На протяжении последних 15 лет в бюджетной системе России произошли большие изменения, которые были направлены на улучшение бюджетного планирования, повышающее эффективность бюджетных расходов .

На сегодняшний день при формировании бюджета Российской Федерации, значительное внимание отводится топливно-энергетическому, агропромышленному, транспорту, военному и промышленному комплексам. На долю национальной экономики приходится более 50 % дотации, которые направлены на приоритетные отрасли экономики.

Особое место занимает социальная направленность бюджетных расходов. Наибольшее значение в социальной политики России приобретает правительственная поддержка наименее защищенных слоев общества (малообеспеченных семей, инвалидов и т.д.), и финансирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, можно отметить, что экономический рост, который наблюдается в эти годы являлся восстановительным, это вызвано реформами после смены общественного строя. В настоящее время его темпы постепенно начали спадать .

В 2008—2010 гг. бюджет России был профицитным, это связано с значительным непрерывным экономическим ростом в 1999—2010 годах, с быстрым возрастанием реальных доходов населения и повышением уровня жизни.

В 2010—2011 гг. наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году мы столкнулись с мировым экономическим кризисом, который негативно отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации.

Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2013 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2013 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1. Завершение процесса вступления России в ВТО

2. Невысокие темпы инфляции и стабильный курс валют

3. Сравнительно невысокий уровень безработицы

Далее перейдем к рассмотрению государственного бюджета на 2014 год. Главной особенностью, которая сразу бросается в глаза является значительное уменьшение расходов на образование, медицину и жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2014 году сокращается на 88 млрд. рублей, то есть, оно уменьшится на 13 % по сравнению с 2013 годом. На финансирование здравоохранения планируется затратить 44,3 млрд. рублей (уменьшается на 8,6 % от уровня 2013 года); на жилищно-коммунальное хозяйство отводится 36 млрд. рублей (23,7 %).

Но при этом стремительными темпами происходит увеличение расходов на национальную оборону. За последние три года оно увеличилось на 1,27 трлн. рублей, что составляет 40 млрд. долларов — 60 %. По прогнозам аналитиков расходы на поддержание безопасности обойдутся нашей стране в 106,4 млрд. долларов.

Теперь рассмотрим нефтегазовые доходы, составившие 50 % из всех доходов российского бюджета. Следуя проекту бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов, планируется постепенное снижение его доли до 43 % 2016 году. Но, несмотря на это степень зависимости России от сырьевого экспорта останется достаточно высокой. Согласно исследованиям Счетной Палаты нефтегазовый дефицит бюджета составит 8,4 % валового внутреннего продукта (в 2013 г. — 10,3 %).

Федеральный бюджет, несмотря на сырьевые доходы в 2014 году все равно будет являться дефицитным. В 2014 году — 0,5 % ВВП (389 млрд. рублей), в 2015 году — 1 % (796 млрд. рублей), в 2016 году — 0,6 % (486 млрд. рублей). Покрывать дефицит денежных средств планируется за счет заимствований на внутреннем и внешнем финансовом рынках.

Также предлагается продолжать программу приватизации крупных предприятий.

Еще одной особенностью планирования бюджета, является высокий процент расходов под грифом «секретно». Власти засекретили 24,8 % всех расходных статей (4,06 трлн. рублей). С 2005 по 2012 год данная цифра не превышала 11 %.

Рассмотрим основные цели бюджетной политики в 2014—2016 годах.

Проект федерального бюджета на 2016 год базируется на таких подходах как:

Формирование бюджетных параметров основывается на необходимости обязательного исполнения расходных обязательств, учитывая их оптимизацию и увеличение эффективности использования финансовых ресурсов.

Минимизация рисков несбалансированности бюджетной системы России, при планировании бюджета.

Повышение устойчивости федерального бюджета, снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов долгосрочной перспективе.

Оценка сравнения эффективности расходных обязательств, учитывая сроки и механизмы их реализации.

Применение механизмов, которое стимулирует повышение эффективности бюджетных расходов, а также стимулов, направленных на выявление и использование резервов для достижения поставленных целей.

Рассмотрим способы покрытия бюджетного дефицита:

1. Через финансирование посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Этот способ создает скорое решение финансовой проблемы станы. Каждый дополнительный денежный знак, поступивший в обращение через «дыру» в бюджет, увеличивает разрыв реального предложения товара и инфляционного способа

2. Государство прибегает к займам у центрального банка для покрытия дефицита. Инфляция происходит здесь, но медленно.

3. Государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций. Такой вид финансирования не носит инфляционного характера .

Таким образом, достижение равенства доходной и расходной части бюджета является редким случаем в практике составления бюджетов, но не смотря на это, его можно достичь, если сдерживать рост государственных расходов и установить в стране такой уровень налогообложения, который способен в достаточной мере покрыть все основные общественные потребности. Обеспечение стабильного развития национальной экономики и благополучия населения страны является главной целью цивилизованного государства.

Валовый национальный продукт(доход)

Рис. 1.2 Дефицит и излишек государственного бюджета

Тот или иной бюджетный остаток не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.

Для того чтобы выделить воздействие на бюджетные остатки целенаправленных мероприятий правительства, используют «бюджет полной занятости» – состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.

Бюджетный дефицит и излишек связаны с объемом производства, что позволяет различать структурный и циклический дефициты.

Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения.

Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а, с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

>2 Сбалансированный бюджет и его мультипликатор

2.1 Сбалансированный бюджет

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

Сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами: одни из них применяются при формировании бюджета, другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

-лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

-совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

-выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

-построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

-планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;

-сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

-использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

-введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

-строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

-определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

-совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

-мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

-оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

Балансирование государственного бюджета

Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Но вместе с тем возник и ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.

Внутренний государственный долг — это общая сумма основного долга правительства сраны на определенный момент времени по внутренним государственным займам, в том числе по займам органов местного самоуправления (гражданам, коммерческим банкам, фирмам, организациям и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством).

На практике в качестве реальных форм внутреннего государственного долга выступают:

государственные займы в виде краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств (покупатель — юридические лица, в том числе и органы местного самоуправления);

государственные займы (сберегательные займы) в виде облигаций Минфина и облигаций Национального банка, распространенных среди физических и юридических лиц;

эмиссионный кредит, полученный правительством в Национальном банке страны для финансирования дефицита республиканского бюджета («монетизация дефицита»), за минусом размещенных в банковской системе депозитов правительства (резервы), а также кредит, полученный правительством в коммерческих банках страны;

казначейские векселя Минфина, использованные для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение внешних долгов и других);

просроченная задолженность государственных предприятий по кредитным линиям, открытым в банках под гарантии правительства;

депозиты населения в государственных банках за минусом потребительского кредита.

К потенциальному (неоформленному) внутреннему государственному долгу также можно отнести «административную задолженность» бюджета перед бюджетными организациями (недофинансирование), финансовую задолженность перед хозрасчетными организациями за выполненные работы (например, перед строителями) и другие.

Внешний государственный долг — это финансовый долг правительства страны (центральные и местные органы госуправления, органы денежно-кредитного регулирования) перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными организациями и учреждениями.

Внешний государственный долг не может возникнуть без достижения соответствующих договоренностей с международными организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР и других) или потенциальными кредиторами. Поэтому страна должна иметь позитивный кредитный рейтинг, а ценные бумаги правительства должны быть ликвидными.

Государственный долг выступает в двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться, поэтому в данной форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

При всех разграничениях, тем не менее, между внутренним и внешним государственным долгом существует прямая взаимосвязь. Состояние национальной экономики оказывает общее воздействие, как на внутреннюю, так и на внешнюю часть государственного долга. При недостатке внутренних источников тут же прибегают к внешним источникам финансирования. Обслуживание внешнего долга ведет к повышению внутренних процентных ставок, налоговой нагрузки, что тормозит развитие национального производства, дестабилизирует ситуацию на внутреннем валютном рынке. Надо помнить и то, что международный кредитный рейтинг определяется не только с учетом объема внешнего долга, но и состояния национальной экономики, перспектив ее развития. На теперешний момент (17 апреля 2013 г.) международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s Ratings пересмотрело прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Беларуси со «стабильного» на «позитивный» в связи с продолжающейся стабилизацией экономики, и подтвердили на уровне В-.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

Причины бюджетного дефицита следующие:

спад производства,

массовый выпуск денег,

излишние, неоправданные социальные программы,

оборот теневого капитала, в огромных масштабах.

Возможными причинами бюджетного дефицита также являются чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что не поддается учету.

К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема валового внутреннего продукта в течение бюджетного периода.

Источниками покрытия государственного дефицита бюджета являются усиление налогообложения и государственные займы. Существует также третий традиционный способ — выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков.

Можно выделить несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль развития бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, а также выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Существуют три основных способа финансирования дефицита бюджета:

монетизация бюджетного дефицита (эмиссия, расширение кредитов),

внешнее долговое финансирование (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительным сроком погашения),

внутреннее долговое финансирование.

Дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Однако однозначно говорить о том, что бюджетный дефицит является исключительно негативным явлением нельзя хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может явиться и результатом экономической деятельности государства: снижение налогов в качестве стимулирования производства. В этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, то есть используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместит произведенные затраты, и общество в целом только выиграет от такого дефицита. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в качестве латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельных производств, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.

Дефицит бюджета возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы. Существует обратная ситуация, когда доходы бюджета выше его расходов, то есть возникает профицит бюджета.

В современной экономической теории существует несколько основных концепций сбалансированного бюджета:

Теория ежегодного балансируемого бюджета;

Теория циклического балансирования бюджета;

Теория автоматически стабилизирующейся экономики;

Теория компенсирующего бюджета;

Теория функциональных финансов;

Теория ежегодного балансируемого бюджета строго закрепляет необходимость соответствия бюджетных доходов и расходов на ежегодной основе. Сбалансирование бюджета может быть достигнуто либо увеличением ставки налога, либо сокращения государственных расходов. И та, и другая меры сокращают, а не стимулируют совокупный спрос. Поэтому ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, такая политика выступает как проциклическая. А государственный долг допускается только при условии, что он может быть выплачен за счет налогов и других доходов бюджета. В такой ситуации он не является необходимым для страны.

Теория циклического балансирования бюджета предусматривает балансирование бюджета в течение определенного экономического цикла (за период в несколько лет). Это значит, что в период кризиса государство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В фазе подъема оно повышает налоги и сокращает государственные расходы. Возникающее в итоге положительное сальдо бюджете может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период кризиса. Однако такой подход имеет свои недостатки. Достаточно сложно выделить сам цикл экономического развития и его фазы. Кризисы и подъемы в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Кроме того, на экономические действия государства в ходе цикла влияют политические факторы, когда общая цель стабилизации экономики подчинена обычно срочным задачам политической конъюктуры, решение которых ведет к увеличению государственных расходов, а значит и государственного долга и бюджетного дефицита.

Теория автоматически стабилизирующейся экономической политики также предполагает балансирование бюджета в рамках экономического цикла. Но особенность этой теории в том, что она делает попытку сгладить один из недостатков предыдущей теории — учесть политический фактор.

С политической точки зрения, для мнения избирателей государству выгоднее увеличивать государственные расходы, чем проводить жесткую налоговую политику ради увеличения доходов бюджета. Результатом таких действий может стать прогрессирующий дефицит бюджета и растущая государственная задолженность. Поэтому особое значение придается автоматическим стабилизаторам бюджета — налогам, расходам по страхованию, различным трансфертам и субвенциям. Так, в период подъема, встроенный механизм прогрессивного налогообложения должен обеспечивать дополнительный доход бюджета. А во время кризиса страховые выплаты и трансфертные платежи должны сглаживать последствия кризисных процессов. Однако встроенные стабилизаторы лишь ограничивают размах или глубину циклических колебаний. Циклическая экономика нуждается в дополнительных кредитно-денежных мероприятиях.

Теория компенсирующего бюджета полностью отходит от понятия сбалансирования бюджета и не ставит это целью экономической политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства. В условиях длительного застоя государство за счет кредитов и займов оттягивает на себя излишнюю часть сбережений, инвестирует ее, и, таким образом оживляет экономику.

Теория функциональных финансов во многом пересекается с идеей о компенсирующем бюджете, так как полностью оправдывает растущий государственный долг, как инструмент стабилизации экономики. Для этой теории вопрос сбалансированности бюджета является второстепенным. Первоначальная задача государственных финансов — это балансирование экономики, а не бюджета. Государственный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение дефицита бюджета и государственного долга. Растущую государственную задолженность сторонники функциональных финансов аргументируют следующими положениями. Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики, в результате чего дефицит бюджета будет отчасти самоликвидироваться. В-вторых, права государства по определению налогов и способности создавать деньги, создают для него практически безграничную возможность финансировать бюджет. В третьих — проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на деле менее обременительны, чем разбалансированность экономики.

Таким образом, современные теории сбалансированности бюджета во многом оправдывают появление у многих развитых стран колоссального государственного долга.

Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1) Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2) Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3) Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

4) Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5) Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6) Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7) Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств.

Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1) Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2) Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3) Чрезвычайные обязательства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4) Неэффективность финансовой системы государства.

5) Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6) Коррупция в государственном секторе.

7) Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогооблажения, росту теневой экономики).

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заемщика, либо гаранта.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *