Санация банка

Содержание

Что такое санация банка и в чем ее суть

Санация банка (от лат. sanatio — оздоровление, лечение) – это комплекс мер (финансовая помощь, продажа или передача другим лицам проблемных и рискованных активов, увеличение собственного капитала и т.п.), направленных на улучшение экономического и финансового состояния кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства.

Теперь попытаемся объяснить что такое санация простыми словами на примерах. Санация – это, по сути, спасение банка от разорения. Финансовое оздоровление, в отличие от отзыва лицензии, подразумевает, что Центробанк () не считает положение санируемой кредитной организации безнадежным, или видит какие-то тяжелые последствия для всей банковской системы в случае ликвидации данного учреждения.

Для того, чтобы предотвратить банкротство, в банк закачиваются средства государства и частных инвесторов – чаще всего, в обмен на акции банка или принадлежащие ему активы.

В настоящее время санация крупных банков проводится через Фонд консолидации банковского сектора, а небольших – через Агентство по страхованию вкладов. Помимо сохранения на плаву конкретного банка целью финансового оздоровления является повышение качества финансового рынка РФ. Переходящие государству активы, как правило, «чистятся» от рискованных инвестиций и заново приватизируются.

Видео: Механизм санации проблемных банков

Какие действия приводят к санации банка

За последние 10 лет в России прошли три крупных волны банковских кризисов, в результате которых государству пришлось прибегать к искусственной стабилизации финансовой системы.

2008-2009 годы. В этот период лопнули несколько крупных мировых биржевых «пузырей», сжались рынки во многих отраслях, а банки «кормившиеся» на них (например, Глобэкс, обслуживавший строительный бизнес своего владельца Анатолия Мотылева), вынуждены были прибегнуть к помощи государства.

В 2009-м и в течение нескольких последующих лет были санированы с разной степенью успешности банки «Российский капитал», «КИТ Финанс», ВЕФК и другие. Многие эксперты считают, что причины нынешних проблем в банковской отрасли имеют корни именно во временах первого крупного кризиса, когда у ЦБ и АСВ еще не было достаточного опыта санации проблемных банков, а привлечение крупных частных инвесторов к финансовому оздоровлению не всегда было продуманным.

2014-2015 годы. После введения международных санкций, в том числе против банковской системы РФ, доступ к недорогим деньгам на внешнем рынке капиталов для многих кредитных организаций закрылся. Это стало причиной «гибели» десятков банков, другие были взяты на буксир более крупными «коллегами» и государством в лице ЦБ и АСВ. Среди наиболее крупных оздоровлений, начавшихся в данный период, отметим НБ «Траст», Уралсиб, Мособлбанк, «Таврический» и несколько небольших кредитных организаций, финансовые дыры в которых порой превышали их собственный капитал в несколько раз.

Суть таких «дыр» – в том, что реальная стоимость активов банка намного меньше указанной в отчетности, отправляемой в Центробанк. Например, по бумагам банк выдал кредит в 100 миллионов рублей под залог офисного здания той же стоимости, а в реальности это «здание» – полуразрушенный недострой, красная цена которому – 5 миллионов.

Получается «дыра» в балансе размером в 95 миллионов. Иногда предмет залога и вовсе не существует или имеет нулевую стоимость. Причинами «дыр» могут быть рискованные инвестиции денег вкладчиков в паевые инвестиционные фонды: планируемые доходы оказываются отрицательными и финансируются за счет собственного капитала, увеличивая отрицательный баланс.

Или слишком высокие проценты по вкладам, когда доходность старых депозитов обеспечивается за счет привлечения новых клиентов. Рано или поздно этой пирамиде, а заодно и благополучию банка приходит конец.

2017 год. В текущем году банковскую систему постиг принципиально новый недуг: под ударом оказались системообразующие банки, которые ранее сами выступали санаторами более мелких кредитных организаций. И «Открытие», и Бинбанк входят в первую десятку российских банков по размеру активов.

Их финансовым оздоровлением занимается непосредственно Центробанк, в котором в 2017-м создана специальная структура для спасения таких масштабных участников рынка – уже упоминавшийся ФКБС (Фонд консолидации банковского сектора).

Руководство ЦБ РФ не исключает, что в ближайшие месяцы помощь может понадобиться и некоторым другим членам ТОП-30 российского банковского бизнеса.

Основные причины, приводящие к необходимости оздоровления банков:

  • Действия менеджмента по инвестированию капитала: приобретение проблемных активов, ставка на рискованные финансовые инструменты (например, в 2009-м немало банков погорели на РЕПО – купле/продаже ценных бумаг с обязательством обратной продажи/выкупа), непродуманное участие в санации других банков (и «Российский капитал», и «Открытие», и Бинбанк не справились в том числе с оздоровлением «коллег», переоценив свои возможности).
  • Отток средств из-за рыночной паники. После первых же сообщений о проблемах у банка клиенты стараются закрыть депозиты. В случае с «Открытием» это привело к потере в течение 3 месяцев почти 30% основного капитала.
  • Вывод средств собственником или менеджментом с мошенническими намерениями. Такую схему использовало, в частности, бывшее руководство Банка Москвы и банка «Югра», да и в большинстве других проблемных банков подобные случаи в большей или меньшей степени имеют место.
  • Внешняя или внутренняя рыночная конъюнктура. Из приведенных выше данных мы видим, что каждая волна проблем банковской системы совпадала с экономическими кризисами – на мировом или российском рынке.

Признаки проблем банка, после которых требуется санация

В федеральном законе №127 приведены 6 причин, которые влекут за собой введение в банке временной администрации:

  • Неоднократные просрочки банка по своим кредитным обязательствам в течение последнего полугода.
  • Нарушение сроков (более чем на 3 дня) уплаты налогов и сборов из-за недостатка средств на счетах.
  • Несоблюдение установленных Центробанком нормативов размера капитала кредитной организации.
  • Сокращение объемов капитала банка за год более чем на 20% (при нарушении норматива достаточности средств).
  • Нарушение норматива минимального объема текущей ликвидности (на 10% и более в течение месяца).
  • Уменьшение стоимости активов банка ниже уровня уставного капитала.

Закон обязывает владельцев банка при обнаружении любой из приведенных причин немедленно обратиться в Центробанк с просьбой о проведении санации. К ходатайству должен быть приложен план финансового оздоровления. ЦБ РФ либо принимает данный план во внимание, либо отклоняет его, иногда изменяя или дополняя, если речь идет о системообразующих кредитных организациях.

Также инициировать процедуру санации может сам Банк России по результатам плановых или внеплановых проверок деятельности кредитной организации.

Бывают и другие ситуации. Например, в 2010 году решение о санации Банка Москвы структурами ВТБ было принято после отставки мэра столицы Юрия Лужкова (мэрии принадлежало более 46% акций БМ), возбуждения уголовных дел против руководства банка и проверки финансовой организации Счетной палатой.

Правоохранительные органы обнаружили признаки вывода капиталов через сомнительное кредитование структур, принадлежащих топ-менеджменту банка и бизнесменов, связанных с мэрией.

В 2009 году Банк Москвы выдал почти 13 миллиардов рублей ЗАО «Премьер Эстейт» для приобретения большого земельного участка на западе Москвы у компании супруги бывшего мэра столицы. Залогом стали акции компании-заемщика на сумму аж 10 000 рублей.

Поступившие на счет «Премьер Эстейт» миллиарды были немедленно списаны в виде «безвозмездной помощи третьему лицу», а сама фирма вскоре перестала обслуживать кредит. Подобные случаи были далеко не единичными, и создали серьезную «дыру» в капитале Банка Москвы.

Как выбирают банки для санации

Почему у одних проблемных кредитных организаций отбирают лицензии, а другим предоставляют крупные средства? В чем критерий отбора? Есть два основных фактора, при которых используется финансовое оздоровление:

1 Банк имеет большое значение для экономики страны или конкретного региона либо входит в число крупнейших банков РФ. Примеры – ФК «Открытие», Бинбанк на уровне РФ, Банк Москвы в Центральной России, банк «Солидарность» в Самарской области.

Скажем, «Открытие» является восьмым по величине и крупнейшим частным банком в РФ, входит в перечень системно значимых организаций, утвержденный ЦБ РФ. Его закрытие, по словам первого зампреда Центробанка Дмитрия Тулина, могло бы повлечь значительные риски для стабильности банковского сектора, поскольку помимо 540 миллиардов рублей депозитов физлиц и 22 отделений под контролем этого банка санированный им НБ «Траст» и крупнейшая страховая компания страны “Росгосстрах”

Однако, в случае с Открытием, была более веская причина для его спасения. Если бы его не спасли, то в банковском секторе возник бы эффект домино и Открытие утянул бы за собой большое количество банков. Каким образом?

Для своих финансовых операций, в том числе и по приобретению убыточных «Росгосстраха», НПФ «Лукойл-гарант», банка «Траст», руководство Открытия привлекало средства через размещение облигаций. Облигации выкупали как частные инвесторы, так и различные финансовые структуры, среди которых были банки меньшего размера. Затем эти банки закладывали облигации в ЦБ по РЕПО для получения краткосрочных займов.

Если не вдаваться в сложные финансовые понятия, то в случае банкротства Открытия получилось бы примерно так: их облигации бы обесценились, а точнее списались бы долги по этим облигациям. А значит, мелкие банки, выкупившие эти облигации, потеряли бы вложенные в них капиталы. Для кого-то из них потери могли бы стать существенными, недостаток капитала на балансе в одночасье лишил бы их лицензии.

Потерял бы деньги и Центральный Банк, выдавший краткосрочные займы другим банкам под залог облигаций Открытия. А также выдавший ранее крупные суммы средств самому Открытию. По сути, у ЦБ в данном конкретном случае не было других вариантов.

2 Устойчивость банка пошатнулась в связи с внешними факторами, а не с внутренними проблемами. Подобная ситуация была в свое время у калужского Газэнергобанка, который санировался сначала Пробизнесбанком, практически вышел из кризиса, но тут «погиб» уже сам Пробизнесбанк, после чего калужская кредитная организация перешла под крыло СКБ-банка. В результате сейчас Газэнергобанк достаточно стабильно работает в 6 областях Центральной России.

В эту же категорию попадает банк «Траст», который помимо неприглядных действий своего менеджмента (по информации следствия, председатель правления, финдиректор и еще трое руководителей через кредитование подставных офшорных фирм вывели на Кипр около 15 миллиардов рублей) стал заложником паники вкладчиков в период резкого роста курса доллара. Тогда физлица за несколько дней вывели свыше 3 миллиардов рублей, мгновенно обнажив все проблемы банка с ликвидностью и липовой отчетностью о собственном капитале.

Решение о санации того или иного банка принимается Центробанком либо по результатам контрольных процедур и промежуточной отчетности, либо по просьбе самой кредитной организации – как это было, с «Открытием» и Бинбанком.

Важный момент: санация редко применяется, если имеются признаки мошеннических действий, затрагивающих основной бизнес. К примеру, банк «Югра», входивший в тридцатку крупнейших в РФ по размерам активов, использовался владельцами как «пылесос»: деньги вкладчиков (в том числе госорганизаций) переводились в личный бизнес собственников через выдачу заведомо невозвратных кредитов подставным фирмам. Центробанк не стал оздоравливать банк, назвав его «финансовой пирамидой».

Как происходит санация

Сначала – пример реального оздоровления, который до сих пор на слуху. Летом 2017 года стало известно о серьезных проблемах в банке «Открытие». Предшествующие этому события развивались так:

  • 2015 год. «Открытие», крупнейший частный банк в РФ, занимающий 8 место в рейтинге ЦБ с активами почти в 3 триллиона рублей, взял на санацию банк «Траст», получив от Центробанка на эти цели 127 миллиардов рублей. В декабре того же года ФК «Открытие», единственный из российских банков в условиях санкций, смог привлечь синдицированный кредит от пула международных инвесторов на 185 миллионов долларов. Эти средства были использованы для дальнейших поглощений.
  • 2016 год. Средств на санацию «Траста» не хватило, владельцы банка «Открытие» обратились в ЦБ с просьбой предоставить дополнительно 50 миллиардов рублей. Деньги выделены не были, однако банк не стал пересматривать стратегию на активную экспансию.
  • Апрель 2017 года. Банк «Открытие» начал процесс приобретения ведущей компании страхового рынка РФ – «Росгосстраха», показавшего за 2016 год убытки в 33 миллиарда рублей.
  • Май 2017 года. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг банка с ВВ- до В+.
  • Июнь 2017 года. Вкладчики-инсайдеры (топ-менеджмент банка и др.) начали выводить средства с депозитов.
  • Июль 2017 года. АКРА опубликовало очередной рейтинг, в котором «Открытие» удостоилось рейтинга ВВВ- (плохое качество активов). Это автоматически прекращало возможность работать с бюджетными средствами и деньгами негосударственных пенсионных фондов, что разом лишило банк около 100 миллиардов рублей .
  • Август 2017 года. Сотрудник УК “Альфа-капитал” в очередной рассылке для клиентов сообщил о проблемах с ликвидностью в четырех банках, в том числе в «Открытии». Отток вкладов приобрел лавинообразный характер. Всего с 1 июня по 24 августа физлица вывели из банка около 630 миллиардов рублей. Собственники банка обратились в ЦБ РФ с просьбой о поддержке. 29 августа Центробанк принял решение о санации «Открытия», после чего ввел временную администрацию, в составе которой сотрудники Банка России, ВТБ24 и незадолго до этого образованного Фонда консолидации банковского сектора.

В сентябре председателем правления «Открытия» назначен бывший глава ВТБ24 Михаил Задорнов. Одновременно Центробанк через указанный фонд внес на депозит в «Открытии» 330 миллиардов рублей для того, чтобы банк без проблем мог рассчитываться с вкладчиками.

В обмен в управление ФКБС переданы 75% акций «Открытия». Прежние владельцы смогут сохранить свои 25% только если в их прошлых действиях не будут обнаружены попытки намеренного ухудшения положения банка. Дальнейшая финансовая помощь со стороны Центробанка будет выделяться по мере необходимости.

После санации, по словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, планируется публичное размещение госпакета акций банка на бирже. Прочие активы ФК «Открытие» – СК «Росгосстрах», НБ «ТРАСТ», «Росгосстрах Банк», банки «Точка», Рокетбанк. НПФ «Лукойл-гарант», «НПФ Электроэнергетики» и «НПФ РГС» продолжают работу в обычном режиме, но по итогам санации тоже сменят собственников.

Санация «Открытия» – классический пример подобной процедуры. Полный же список мер по оздоровлению финансового состояния банков содержится в статье 189 Закона № 127-ФЗ. Он включает:

  • кризисное инвестирование в активы банка (финансовая помощь) со стороны его собственников, Центробанка, ФКБС, АСВ или других банков. В этом случае на счетах проблемной кредитной организации размещают депозиты на срок от полугода под ставку рефинансирования ЦБ. Также в данную категорию входит отсрочка исполнения кредитных обязательств банка, предоставление банковских гарантий для новых кредитов и временный отказ от выплаты дивидендов. Скажем, Бинбанк до последнего момента финансово поддерживал один из его владельцев, Микаил Шишханов, распродававший личные активы и вкладывающий средства в ликвидность своего главного детища. Сейчас в Бинбанк вкладываются деньги ФКБС. Для Банка Москвы спасителем стала группа ВТБ, а банки «Глобэкс» и «Связь-банк» были реанимированы Внешэкономбанком. Практически во всех случаях санация не обходится без привлечения государственных средств, но об этом ниже.
  • продажа или передача другим лицам проблемных и рискованных активов. Например, Банк Москвы в процессе санации был разделен на две части, одна из которых вошла в состав ВТБ24, а вторая продолжила оздоровление.
  • изменение структуры и принципов управления банком.
  • увеличение собственного капитала банка до уровня, установленного нормативом ЦБ.
  • другие меры оздоровления финансового состояния банка.

Последствия санации банка для вкладчиков

Для вкладчиков санация всегда предпочтительнее, нежели отзыв лицензии. Оздоровление банка проводится прежде всего в их интересах. В процессе санации в прежнем режиме обслуживаются счета и вклады, не вводятся ограничения на снятие денежных средств со счетов (в случае если банк пытается ограничить права вкладчиков, необходимо сразу жаловаться в Центробанк).

Даже при смене собственника, а при санации это чаще всего и происходит, договоры между банком и клиентами продолжают действовать, равно как и сохраняются прежние условия по вкладам и кредитам (если договорами не предусмотрено их изменение).

Неприятным последствием информации о проблемах банка и начале процедуры финансового оздоровления обычно становится паника: вкладчики пытаются перевести свои средства в другие кредитные организации.

Однако если пережить эти психологически дискомфортные дни и недели, то в дальнейшем санация может принести и свои плюсы: нередко для повышения ликвидности администрация устанавливает повышенные ставки по вкладам для сохранения имеющихся и привлечения новых клиентов.

Финансовое оздоровление не влияет на страхование вкладов – они по-прежнему остаются защищенными со стороны АСВ.

Как государство участвует в санации банков

Выше уже упоминалось, что решение о санации банка может принять только Центробанк. До середины 2017 года дальнейшее участие государства в процессе финансового оздоровления могло идти двумя путями: с непосредственным участием представителей Банка России, а также через Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

В обоих случаях на финансовую помощь проблемному банку выделялись средства из резервов ЦБ РФ, только Центробанк направлял деньги напрямую, а АСВ получало кредит на льготных условиях, передавая их в санируемое учреждение на период до 10 лет.

В дальнейшем упомянутые органы передавали кредитную организацию «на попечение» инвесторам. Хотя имеются и единичные случаи полного сопровождения санации АСВ – например, в отношении банка «Российский капитал», который Агентство взяло под свое крыло еще в 2009 году, а сейчас использует как банк-санатор.

Для санации системообразующих банков в мае 2017 года создан Фонд консолидации банковского сектора с уставным капиталом в 1,5 миллиарда рублей. Это государственный надзорный орган, который полностью контролируется Центробанком через одно из своих обособленных подразделений. Используя ФКБС, Банк России напрямую предоставляет госсредства системообразующим банкам.

Мнения экспертов по поводу создания нового института госрегулирования банковской сферы разделились. Одни отмечают более высокую вовлеченность государства в процесс управления финансовой системой (а значит повышение надежности этой системы), другие предостерегают от излишнего огосударствления отрасли и неоправданных, по их мнению, преимуществ для банков из ТОП-10.

Так или иначе, после завершения санации «Открытия» и «Бинбанка» доля государственной собственности в банковском секторе превысит 57%. Если же рассматривать объем депозитов физлиц, то на долю банков с доминирующим госучастием придется почти 69%.

Совладелец Промсвязьбанка (еще одного потенциального кандидата на скорую санацию) Дмитрий Ананьев прямо называет этот процесс «национализацией крупных частных банков» и отмечает, что «госгарантии» для крупнейших банков могут стать стимулом к безответственному поведению менеджмента (какой смысл напрягаться, если в случае чего Центробанк заткнет «финансовую дыру»?), а равно и к выдавливанию с рынка излишне несговорчивых банкиров.

В свою очередь, первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин уверяет, что ФКБС – это всего лишь инструмент, «позволяющий не допустить финансовой дестабилизации на макроуровне», а не способ сократить число банков в РФ до 50-100 наиболее крупных.

Кто платит за санацию банков

По данным рейтингового агентства Fitch, только за последние 4 года Банк России направил на финансовое оздоровление около 2,7 триллиона рублей. До «Открытия» и Бинбанка самые серьезные средства были вложены в санацию Банка Москвы (294 млрд. руб), НБ «Траст» (157 млрд.руб), «КИТ Финанс» (135 млрд.руб), Связь-банк (125 млрд. руб).

Однако в 2017-м эти цифры явно будут перекрыты. По предварительной информации ЦБ РФ, на финансовое оздоровление двух игроков из ТОП-10 потребуется не менее 800 млрд. рублей, ранее озвучивались и цифры свыше триллиона рублей.

Вне зависимости от формальных источников финансовой помощи банков, если речь идет о санаторах – кредитных организациях с госучастием, либо о Центробанке, оплачивается оздоровление банков всегда за счет налогоплательщиков или вкладчиков.

Доходы ЦБ РФ – это преимущественно эмиссия (печатаемые деньги) и средства госбюджета (то есть налогоплательщиков). Когда борьба с инфляцией провозглашается главной государственной задачей, возможности печатного станка ограничены, следовательно акцент делается на бюджетные средства, а также деньги из госрезервов (Фонд национального благосостояния, Резервный фонд). Доходы банков с госучастием – по большей части средства от вкладов, а также размещаемые на счетах деньги организаций, в немалой степени – бюджетных.

У АСВ фонд страховых выплат формируется из отчислений банков, однако это не что иное, как те же средства вкладчиков, изначально заложенные в повышенные процентные ставки по кредитам и сниженные – по вкладам. Если в роли санатора выступает частный банк, иногда используются средства компаний, входящих в финансово-промышленные группы владельца.

Фонд консолидации банковского сектора получает средства за счет продажи своих долей ЦБ РФ. Поскольку ФКБС и так фактически является составной частью структуры Центрального Банка, некоторые специалисты называют такую схему «торговлей воздухом» и отмечают, что на санацию через данный институт направляются средства Резервного фонда, государственного бюджета и резервов ЦБ.

Подводя итог, можно сказать, что санация проблемных финансовых организаций обеспечивает стабильность банковской системы, однако данное обеспечение происходит преимущественно за счет вкладчиков других банков и налогоплательщиков.

А вот владельцы проштрафившихся банков, как всегда, остаются безнаказанными.

Видео на десерт: Гипнотический полет стаи скворцов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Отправка

Любая нестабильность в экономике, непродуманное инвестирование, неоправданное кредитование приводит к нарушению платежеспособности банков и, как следствие, их деятельность завершается банкротством. Для того чтобы ликвидация финансового учреждения не стала единственным вариантом развития событий в случае неосмотрительных действий руководства банка была разработана комплексная процедура санации. Не всем может быть ясно, что санация банка — это процедура, не связанная с медицинским вмешательством в деятельность учреждения, но она направлена конкретно на его оздоровление в плане возвращения утраченной ликвидности.

Что такое финансовая санация банка?

Только Центральный Банк РФ (регулятор) уполномочен принимать решение о том, смогут ли мероприятия по оздоровлению дать шанс банку стабилизировать свою деятельность по отношению к вкладчикам и инвесторам. Режим санации вводится не для всех кредитных организаций, попавших в тяжелую финансовую ситуацию. Требуется веская причина для начала процесса санации банка:

  • банк должен быть важен для экономической стабильности государства или конкретного региона;
  • банк попал в затруднительную ситуацию в связи с резким оттоком вкладчиков, что повлияло на его ликвидность, но не было спровоцировано деятельностью самого учреждения.

Если же банк не влияет на общую работу всей банковской системы и потеря платежеспособности — это ошибки руководства учреждения или, того хуже, имеются подозрения на мошенничество, то санация не проводится, а ЦБ просто отзывает лицензию на банковскую деятельность. Чаще всего принимается решение именно об отзыве лицензии, чем о проведении процедуры финансового оздоровления.

Как происходит процесс санации? Методы санирования.

До 2017 года механизм санации банков в России заключался в проведении следующих этапов:

  1. ЦБ принимал решение в пользу санации, а не инициировалась процедура банкротства.
  2. Дополнительное кредитование за счет госбюджета или средств со счетов Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Также финансирование мог провести сам Центробанк совместно с АСВ в обмен на акции банка.
  3. Привлечение инвесторов со стороны, в том числе банков с хорошей ликвидностью.
  4. Санируемый банк управлялся на время оздоровления временным руководством.
  5. Проводится реорганизация банка и поглощение его банком-санатором.

На сегодняшний момент формы санации банков изменены и продолжает формироваться законодательная база на случай финансовой нестабильности кредитных учреждений. Создан Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) для проведения процедуры санирования. Денежные средства фонда распределяются Управляющей компании (УК), которую, в свою очередь, учреждает ЦБ. Механизм санации заключается во вливании финансовой помощи в обмен на акции банка, то есть от кредитного финансирования к капитальному оздоровлению. Банк в режиме санации докапитализируется ЦБ РФ, а когда санация закончится, бывший проблемный банк будет выставлен на аукцион и может быть куплен новым владельцем. Те банки, которые находились в режиме санации до организации ФКБС все еще оздоравливаются по устаревшей модели и ими занимается АСВ.

Санация банка — это хорошо или плохо?

У любого банка есть клиенты, и именно они страдают в случае нарушения финансово-экономической стабильности организации, которой они доверили свои средства. «Спокойствие, только спокойствие» — это высказывание очень подойдет всем юридическим и частным лицам узнавшим, что их сбережения оказались в банке, проходящим процесс санации. Все службы и сервисы санируемого банка работают в штатном режиме и вклады страхуются на период санации.

Что значит санация банка для вкладчиков и заемщиков?

Тем, кто является заемщиком, следует придерживаться графика погашения задолжности. Вкладчикам — не паниковать и не пытаться забрать вклад, не дожидаясь окончания срока, так как в этом случае потеря процентов будет неминуема. На время санации банка вводится лимит на снятие наличных, да и само снятие проводится в порядке очередности.

Как показал опыт 2015 года те, кто оставил на пролонгацию свои сбережения под предложенный банками выгодный процент, увеличили свои накопления. Для юридических лиц, не разорвавших отношения с банком в сложный для него период, улучшаются условия обслуживания. Несмотря ни на что, всем клиентам банка, нуждающемся или уже находящемся в режиме санации, стоит проверять состояние финансовых дел организации и в случае слияния банка дождаться полного переоформления документации, так как кредитная организация, поглотившая санируемый банк, берет на себя всю ответственность перед вкладчиками.

В случае лишения банка лицензии у тех клиентов, чья сумма вклада превышает 1,4 миллиона рублей, будут задержки с выплатой. Только по окончании процедуры банкротства вкладчики смогут разделить между собой остатки актива банка. Не компенсируются средства вкладчиков, если они находились на момент отзыва лицензии у проблемного банка в следующих способах хранения или вложения:

  • электронный кошелек
  • обезличенный металлический счет
  • на счетах в зарубежном филиале

Что будет с сотрудниками банка под санацией?

С момента объявления о санации в банке происходит не только смена руководства, но и пересмотр штатного расписания в сторону его оптимизации. В результате часть сотрудников сокращается или им предлагают разорвать трудовой договор при определенных условиях. По окончании режима санации покупатель банка может вообще сменить весь штат и полностью изменить внутреннюю структуру организации. Не все инвесторы или новые владельцы придерживаются этой модели по отношению к служащим, ведь основная причина возникших проблем в работе банка — это неграмотное руководство, а не некомпетентная работа сотрудников среднего и нижнего звена.

Что происходит с облигациями при санации банка?

Банки выпускают облигации и часть клиентов банка является их держателями. При штатной работе кредитной организации они должны получать определенные проценты на вложенные в ценные бумаги денежные средства. Учитывая, что во время режима санации для ускорения процесса оздоровления банка вводится система отсрочки погашения ценных бумаг и, соответственно, приостанавливаются выплаты процентов. Ко всему прочему, пересматривается размер процентов по облигациям в сторону их уменьшения.

Список банков под санацией на 2018 год

С 2008 года в России ЦБ принял решение по проведению процедуры санации для тридцати пяти банков и более двадцати из них все еще оздоравливаются. Произошли слияния, не обошлось и без отзыва лицензий. В отношении судьбы четырех крупных банков, проходящих процедуру санации в 2018 году, Центробанком уже были приняты определенные решения. Нуждается в санации банк «Советский» и в нем уже проводят мероприятия по предупреждению банкротства. Ранее этой процедуре были подвержены банки «ФК Открытие» и «Бинбанк», теперь ЦБ планирует их объединить и в апреле будущего года выставить на аукцион. Есть мнение, что через несколько лет их ждет прибыльное будущее, а не банкротство, и объединенные они будут интересным вложением средств для инвесторов. Попавший в конце прошлого года под санацию «Промсвязьбанк» скорей всего реорганизуется и будет превращен в банк для обслуживания оборонного сектора и передан в собственность Росимущества. УК ФКБС с апреля этого года взял в управление на время санации АО Банк АВБ. В банках «ТРАНСТ» (ПАО) и АО «РОСТ БАНК» режим санации действует в полном объеме, но еще не приняты суммы докапитализации этих значимых кредитно-финансовых учреждений.

Актуальный список банков, проходящих (и уже прошедших) процедуру санации с помощью Агенства по Страхованию Вкладов (АСВ) можно посмотреть на сайте АСВ.

Список банков в которых ЦБ РФ введена временная администрация находится

ЦБ не скрывает, что небольшие кредитно-финансовые организации вероятнее всего потеряют лицензии, если не смогут самостоятельно поддерживать свою ликвидность, так как процедуре санации могут быть подвержены только крупные и значимые банки. Если последние изменения в процедуре санации банков с потерянной ликвидностью были выбраны правильно, то уже в начале следующего года они будут выставлены на аукцион и заработают стабильно уже под руководством нового собственника.

«Финансовое оздоровление банковской системы Российской Федерации: первые итоги и перспективы» – статья доктора юридических наук, генерального директора АСВ Александра Турбанова в журнале «Деньги и кредит»

Дата: 28.12.2009

Прошел год с момента вступления в силу Федерального закона от 27.10.08 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее – Закон). С принятием Закона Агентство по страхованию вкладов стало одним из антикризисных инструментов Правительства и Банка России в банковской сфере. Оно было призвано взять на себя решение проблем банков, банкротство которых оказало бы сильное негативное влияние на ситуацию как в целом по России, так и в отдельных регионах. Таким образом, помимо выполнения функций страховщика банковских вкладов и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, Агентство стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков, входящих в систему страхования вкладов.

Причиной принятия Закона стал глобальный финансово-экономический кризис и начавшийся во второй половине 2008 г. кризис ликвидности банковской системы России. От государства требовались решительные действия по предотвращению коллапса банковской системы и прекращению паники среди кредиторов.

Следует отметить, что подготовка концепции участия государства в предупреждении банкротства банков была начата Банком России и Агентством еще за три года до этих событий. В целом концепция была одобрена Комитетом банковского надзора Банка России, а в апреле 2008 г. предложения об усилении роли государства в предупреждении банкротства банков рассмотрел Консультативный совет при Председателе Банка России. События, связанные с наступлением мирового финансового кризиса, лишь ускорили эту работу.

Уже в день вступления Закона в силу Агентство получило первое предложение Банка России о предупреждении банкротства конкретного банка. Потребовалось незамедлительно создавать необходимые организационные механизмы в целях выполнения новых функций. Эта работа была выполнена в сжатые сроки.

В частности, были образованы два новых структурных подразделения Агентства: Экспертно-анали­тический департамент и Департамент реструктуризации банков. Основными задачами Экспертно-анали­тического департамента стали оценка и анализ финансового положения банков перед принятием Агентством решения об участии в предупреждении их банкротства, а также выявление причин ухудшения их финансового состояния; Департамента реструктуризации банков – администрирование процессов финансового оздоровления банков.

Наряду с организационными изменениями развивалась регулятивная база Агентства. На первоначальном этапе некоторые мероприятия по реструктуризации банков регулировались распоряжениями первого заместителя генерального директора, затем были разработаны и утверждены Советом директоров или Правлением Агентства необходимые документы, регламентирующие все вопросы деятельности Агентства в области реструктуризации банков. В общей сложности в течение нескольких месяцев было принято 27 регулятивных документов по данному направлению деятельности.

Необходимо отметить, что успешное завершение подготовительного этапа работы Агентства во многом стало возможным благодаря предварительным наработкам Банка России и Агентства, скоординированной деятельности представителей государственных органов, входящих в Совет директоров Агентства: Минфина России, Минэкономразвития, Банка России, Администрации Президента Российской Федерации, Федеральной налоговой службы.

В конце 2008 г. – начале 2009 г. Агентство приступило к санации 18 банков: ОАО «Банк ВЕФК» (г. Санкт-Петербург) (в настоящее время – ОАО «Банк Петровский»), Потенциалбанк (Самарская область), Газэнергобанк (г. Калуга), Свердловский губернский банк (г. Екатеринбург), Русский банк развития (г. Москва) (в настоящее время – КБ «Открытие»), «Электроника» (г. Москва), Нижегородпромстройбанк (г. Нижний Новгород), Башинвестбанк (г. Уфа), «Нижний Новгород» (г. Нижний Новгород), «Северная казна» (г. Екатеринбург), «Банк 24.ру» (г. Екатеринбург), «Союз» (г. Москва), Московский залоговый банк (г. Москва), «Московский капитал» (г. Москва), Губернский банк «Тарханы» (г. Пенза), Банк ВЕФК-Сибирь (г. Новосибирск) (в настоящее время – «НОМОС-БАНК-Сибирь»), АКБ «Российский капитал» (г. Москва), КИТ Финанс Инвестиционный банк (г. Санкт-Петербург).

Общая сумма активов данных банков составляла 530 млрд руб., семь из них до начала кризиса входили в число 100 крупнейших кредитных организаций. Вопреки распространенному мнению, что государство оказывает помощь преимущественно московским банкам, две трети из числа санируемых банков – региональные.

Поводом для резкого ухудшения финансового положения указанных банков в конце 2008 г. послужил в основном резкий отток средств физических и в некоторых случаях юридических лиц, вызванный как паническими настроениями, связанными с мировым финансовым кризисом, так и недобросовестной конкуренцией, агрессивно проявившейся в тот период на банковском рынке ряда регионов. Но во многих случаях глубинные причины «предбанкротного» состояния заключались в низком качестве активов банков.

Как показывает анализ, проведенный Агентством, в период роста экономики владельцы банков зачастую направляли средства банков на реализацию собственных высокорискованных проектов, а выполнение обязательных нормативов деятельности банков достигалось посредством применения схем кредитования подставных компаний. Таким образом, заемщиками являлись организации, не ведущие хозяйственную деятельность и, как следствие, не имеющие средств для возврата кредитов.

Согласно Закону одной из задач государственной политики в банковской сфере стало поддержание стабильности банковской системы путем сохранения социально и экономически значимых банков как хозяйствующих субъектов. Вторая, но не менее важная задача – защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков. Общий долг банков, переданных Агентству, перед их кредиторами превышал 450 млрд руб., из которых более 100 млрд руб. составляла задолженность перед вкладчиками.

Для решения этих задач Законом было предусмотрено два основных механизма: финансовое оздоровление банков и передача обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в здоровый банк.

Надо подчеркнуть, что это не первый опыт нашего государства по поддержанию стабильности банковской системы. Схожие функции выполняло Агентство по реструктуризации кредитных организаций – АРКО. Все лучшее в его работе Агентство по страхованию вкладов и Банк России постарались использовать. Но есть и существенные отличия. Модель реструктуризации «образца 98-го года» основывалась на передаче проблемного банка под полный контроль государственному агентству. В дальнейшем уже под этим «государственным зонтиком» проводились все этапы восстановления нормальной работы банка.

В нынешней ситуации Закон нацеливает Агентство на решение схожих задач, но уже с приоритетным использованием рыночных механизмов. Основной метод санации сегодня – привлечение частного инвестора, который входит в капитал банка и начинает управлять им. Агентством оказывается инвестору финансовая помощь на условиях платности и возвратности. Сейчас с использованием этого метода осуществляется санация подавляющего большинства банков.

В зависимости от перспектив реализации мер по предупреждению банкротства и используемых механизмов финансового оздоровления санируемые банки можно разделить на две группы.

К первой группе (15 банков) относятся банки, способные сохранить свое положение в банковской системе, у которых зачастую есть заинтересованные инвесторы, готовые вложить необходимые средства для их финансового оздоровления. Предупреждение банкротства банков в такой форме наиболее предпочтительно. Финансовая помощь инвесторам оправдана с точки зрения стабилизации банковской системы и укрепления экономики, с учетом тех серьезных рисков, которые они на себя принимают. В эту группу входят также банки, для которых на первоначальном этапе не нашлось инвесторов, готовых участвовать в их финансовом оздоровлении. Вместе с тем роль данных кредитных организаций в банковской системе страны и значимость для экономики конкретных регионов обусловливает необходимость их финансовой поддержки.

В тех банках, где инвесторов сразу найти не удалось, финансовое оздоровление осуществляется непосредственно Агентством. Это вынужденная мера. Как только появится заинтересованный инвестор, данные банки будут немедленно возвращены в рыночную среду путем публичной продажи их акций. Тем самым будет минимизировано вмешательство государства в конкурентные отношения.

Вторая группа (3 банка) не могла рассчитывать на продолжение своей деятельности в связи с низким качеством активов и отсутствием инвесторов, желающих восстанавливать банк целиком. В целях сохранения функционирования хотя бы здоровой части бизнеса этой группы банков оптимальным решением стала предусмотренная законодательством передача части их активов и обязательств перед вкладчиками финансово-устойчивым банкам (банкам-приобретате­лям). Обслуживание вкладчиков данной группы банков началось банками-приобретателями в полном объеме в декабре 2008 г. – январе 2009 г. Такого рода санация банков была впервые реализована в России, в то же время она давно и успешно применялась и применяется в целом ряде стран, в том числе в США, Канаде, Испании, Турции.

О результатах деятельности Агентства по конкретным проектам регулярно сообщается в средствах массовой информации. Поэтому в рамках данной статьи представляется важным сделать общие выводы.

Первое. В целом, несмотря на наличие объективных трудностей, реализация мер по предупреждению банкротства банков проходит успешно. Сейчас с уверенностью можно констатировать, что процедуры са­нации банков внесли свой положительный вклад в стабилизацию ситуации в банковской системе, помогли снять социальную напряженность.

Банки полностью расплатились по своим долгам перед клиентами. Напомню, что размер картотеки неисполненных платежей из-за недостаточности средств на корреспондентских счетах банков составлял почти 29 млрд руб. Эти средства возвращены в экономику.

Внедрение в банках эффективных технологий управления ликвидностью, формирования бюджетов, процедур принятия управленческих решений способствовало ликвидации сложившейся в банках практики нерыночных мотиваций при принятии инвестиционных решений, повышению качества банковского менеджмента. Об успешности работы по санации банков говорит тот факт, что банки, еще вчера «дышавшие на ладан», выдали новых кредитов реальному сектору экономики на сумму более 130 млрд руб. При этом последовательно реализуется принцип инвестирования средств в экономику тех регионов, на территории которых работают банки.

В банках, которые передавались Агентству, физическими лицами было открыто около 3 млн счетов. Оперативное решение их проблем как за счет незамедлительного, по первому требованию возврата средств, размещенных в банках, так и путем установления прозрачных и справедливых правил разрешения кризисной ситуации, способствовало общему восстановлению доверия к банковской системе со стороны физических лиц и прекращению оттока вкладов населения.

В сентябре – октябре 2008 г. гражданами было изъято из банковской системы около 460 млрд руб., или 8% средств. Однако в ноябре 2008 г. объем средств населения в банках стабилизировался, а затем стал расти. Уже в конце января 2009 г. объем вкладов физических лиц в банковской системе превысил докризисный уровень (рис. 1).

Рис. 1. Динамика вкладов населения в 2008–2009 гг.

Было предотвращено развитие ситуации по «принципу домино» в нескольких региональных банковских секторах. Примером могут служить Свердловская, Самарская и Нижегородская области. Здесь резкое ухудшение финансового положения нескольких банков вызвало настоящую панику у клиентов.

Срочные меры санации позволили нормализовать ситуацию с платежами этих банков, в том числе по уплате налогов. За 2008 г. обеспечено перечисление в бюджеты всех уровней 56 млрд руб., из которых собственные платежи банков составили 3 млрд рублей.

Второе. Особо следует отметить оперативность принятия Закона. Он точно определил полномочия Агентства, вооружил нас необходимым инструментарием. Оглядываясь назад, уже можно утверждать, что он оказался хорошо работающим и достаточно эффективным.

Одна из новелл Закона – возможность использования механизма так называемой «частичной санации». Речь идет об уже упомянутой выше возможности перевода активов и обязательств проблемного банка в здоровую кредитную организацию.

Суть данной схемы заключается в следующем. Финансово-устойчивый институт принимает на себя обязательства несостоятельного банка перед вкладчиками. На эквивалентную стоимость ему передается часть активов банка. К «остаткам» несостоятельной кредитной организации применяются процедуры ликвидации.

Этот механизм использовался нами в трех кредитных организациях и показал себя действенным инструментом решения проблем вкладчиков несостоятельных банков. Всего с его помощью были урегулированы обязательства перед более чем 36 тыс. человек на общую сумму 15 млрд рублей.

В чем его преимущества?

Его использование экономически выгодно для всех клиентов банка.

Во-первых, это абсолютно удобно для вкладчиков – они на прежних условиях продолжают обслуживаться в новом банке.

Во-вторых, это выгодно для остальных кредиторов банка, так как существенно экономит конкурсную массу, поскольку активы передаются не по ликвидационной стоимости, а по рыночной применительно к действующему банку.

Наконец, в-третьих, это выгодно для банков-приобретателей и банковской системы в целом. Первые привлекают новую клиентуру, при этом здоровая часть бизнеса ликвидируемой кредитной организации не исчезает, а продолжает функционировать.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующее. Федеральный закон об укреплении стабильности банковской системы носит временный характер: срок его действия, как отмечалось, до 31 декабря 2011 г. Тем не менее механизм передачи активов и обязательств из проблемного банка в здоровый мог бы применяться и в дальнейшем, на постоянной основе. Например, в процессе обычного конкурсного производства как один из видов неденежных расчетов с кредиторами банков.

Третье. Эффективным инструментом предотвращения банкротства банков является выкуп проблемных активов.Агентством было приобретено таких активов на сумму свыше 73 млрд руб., что позволило банкам получить дополнительную ликвидность и сосредоточиться на развитии бизнеса.

Как показывает практика, наиболее успешными проектами являются те, где проведена оперативная работа с проблемными активами.

Примером может служить Нижегородпромстройбанк. Этому банку Агентство не выделяло финансовую помощь в виде займа. План санации банка предусматривает приобретение Агентством части его кредитного портфеля балансовой стоимостью 5,3 млрд рублей.

В результате этой сделки банк избавился от проблемных активов и перестал начислять резервы на возможные потери по ссудам. Полученные средства позволили ему закрыть разрыв ликвидности, возникший в связи с оттоком средств клиентов, и в кратчайшие сроки произвести расчеты с кредиторами, чьи требования были помещены в картотеку неоплаченных документов. В результате сейчас Нижегородпромстройбанк работает прибыльно, выполняет обязательные экономические нормативы, качественно и своевременно предоставляет банковские услуги, востребованные рынком.

Последующая работа Агентства с приобретенными проблемными активами строится на принципах, принятых в мировой практике. В настоящее время обслуживание выкупленных кредитов происходит в соответствии с утвержденным графиком, заемщиками уже погашено около 1,5 млрд руб. основного долга.

Собственно, именно поэтому Агентство и является сторонником более широкого использования механизма выкупа проблемных активов.

Четвертое. Очевидно, что санация банковского сектора не может быть бесплатной. Всего на эти цели Агентством было фактически использовано 304 млрд руб., в том числе за счет полученных в Банке России заемных средств – 175 млрд руб. и за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство – 129 млрд руб. В сумме это составляет около 0,7% от ВВП за 2008 г. (Для сравнения: в США финансирование аналогичной программы поддержки системно-значимых проблемных институтов (без учета предоставления гарантий) составило 2% ВВП, в Великобритании – 2,6% ВВП, с учетом гарантий – 5 и 20% ВВП соответственно.)

Вложенные средства максимально обеспечены залогом имущества санируемых банков и инвесторов. Возврат средств уже начался и осуществляется согласно утвержденным графикам. Всего в настоящее время заемщиками перечислено 15,4 млрд руб., в том числе погашение основного долга – 8 млрд руб., проценты за пользование заемными средствами – 7,4 млрд руб. Полностью вернуть выделенные на санацию банков средства Агентство планирует в течение 5 лет.

Первые итоги совместной работы Банка России и Агентства в кризисной ситуации показывают правильность тактики воздействия на банковскую систему через санацию социально и экономически значимых банков. Полагаю, что за первый год работы Агентство как инструмент антикризисной политики выполнило свои основные задачи – сохранило санируемые банки как хозяйствующие субъекты и обеспечило защиту интересов их кредиторов. Не менее важно, что удалось восстановить доверие вкладчиков к российскому банковскому сектору, в том числе на региональном уровне.

Работа по санации банков не завершена, и, возможно, что-то потребует дополнительного осмысления. Но мы надеемся, что опыт Агентства, наработанные технологии, извлеченные уроки будут востребованы и сейчас, и в посткризисный период.

Возврат к списку

СМП Банк получил 16 млрд рублей прибыли благодаря санации Мособлбанка и торговле бумагами

1066

Согласно критериям ЦБ, которые назвала Эльвира Набиуллина в прошлом году, регулятор принимает решение о санации вместо отзыва лицензии, если этот банк является системно-значимым (его исчезновение приведет к проблемам в регионе или стране), если санация экономически обоснована и обходится дешевле отзыва лицензии и если этот банк не обслуживает теневую экономику и не был замечен в криминальных схемах.

При санации банков АСВ может привлекать инвесторов, которые заинтересованы в активе, а может проводить санацию самостоятельно. Если у банка возникают серьезные проблемы с ликвидностью, то санация становится лучшим вариантом для клиентов: физлица сохраняют свои сбережения в полном объеме, даже если сумма вкладов в этом банке превысила страховой порог в 1,4 млн рублей, а юрлица в принципе оказываются спасены: они могут перейти на обслуживание к санатору, сохранив вклады, а не становиться десятыми в очереди на возмещение в случае отзыва лицензии. В идеале каждый вкладчик после санации должен получить назад свой вклад в полном объеме.

Дешевый кредит и филиальная сеть

Выгодна санация не только вкладчикам, но и санаторам. Они получают долгосрочные кредиты по ставкам ниже среднерыночных от АСВ. Согласно прогнозу Standard & Poor’s, к концу года расходы Центробанка и АСВ на санацию банков могут достигнуть 1 трлн рублей.

Самый крупный кредит, в 295 млрд рублей под 0,51% годовых, получил от АСВ банк «ВТБ» в сентябре 2011 году на оздоровление Банка Москвы. Благодаря этому кредиту ВТБ смог отразить прирост капитала в 152 млрд рублей, при этом в конце прошлого года АСВ продлило льготный кредит еще на 5 лет, что позволило банку отразить доход в 99 млрд рублей, на который он сформировал дополнительные резервы в 98 млрд рублей и получил 800 млн рублей прибыли в 2014 году.

В этом году удачно смог воспользоваться деньгами АСВ СМП Банк братьев Ротенбергов, который отхватил лакомый кусочек — Мособлбанк (рекордсмен по выплатам АСВ). В том числе благодаря деньгам АСВ СМП Банк смог заработать 16 млрд рублей прибыли в первом полугодии против убытка в 2 млрд рублей в прошлом году. Доход СМП Банка от санации Мособлбанка, Финанс Бизнес Банка и Инресбанка составил 14 млрд рублей.

Реклама

Также санатор получает и новых хороших корпоративных клиентов, которые часто переходят на обслуживание к банку-санатору, базу клиентов физлиц, которая до этого выстраивалась в регионе работы банка годами, сеть офисов в этом регионе и все то самое дорогое, что холил и лелеял банк, который рушится.

АИЖК не собирается становиться санатором по работе с проблемными застройщиками Хорошие квартиры

Кот в мешке

Аналитики Standard & Poor’s предупреждают, что роль санатора, за которую банки так активно борются, — это достаточно большой риск для них, потому что банки не всегда успевают изучить активы банка как следует. Бывает так, что дью дилиженс (предварительная проверка активов на добросовестность перед покупкой бизнеса) не позволяет обнаружить скрытые проблемы на балансе проблемных банков.

Обычно дополнительные проблемы санаторам создают большие объемы просроченной задолженности в кредитных портфелях банков, которые они спасают. К примеру, у «Балтийского», который санирует Альфа-Банк, на 1 ноября объем просроченной задолженности в корпоративном кредитном портфеле составляет 57% (это 9,6 млрд рублей), у «Таврического» на 1 ноября — 75,7% (33 млрд рублей), у Мособлбанка — 25,6% (49,2 млрд рублей).

Кроме того, после принятия решения о санации ЦБ усиливает контроль не только над банком, который нужно спасти, но и над санатором. К санатору предъявляются определенные требования к выполнению финансового плана по оздоровлению проблемного банка. Соответственно, и ответственность банков-санаторов возрастает, отмечает Вадим Исаков, территориальный директор банка «БКС Премьер».

Шкура неубитого банка

Реклама

Несмотря на риски, претендентов на роль санатора крупных банков становится все больше. Недавно всех удивил в этом смысле Владимир Коган: по сути он официально вернулся в банковский бизнес, став первым в истории практики АСВ частным инвестором-санатором: он получил 82% «Уралсиба».

Между тем претендентов на покупку «Уралсиба» хватало: среди них так или иначе назывались Московский кредитный банк Романа Авдеева, банк «Россия», Альфа-Групп и СМП Банк братьев Ротенбергов. За право стать санатором банка разгорелась нешуточная борьба. В СМИ то и дело появлялись сообщения о выборе санатора, которые беспокоили всех претендентов на покупку и опровергались сторонами.

Теперь в подобной ситуации оказался и петербургский Балтинвестбанк: один из крупнейших петербургских банков, по неофициальным источникам, стоит на пороге санации. ЦБ и АСВ проводят в банке проверку, платежи юрлиц в бюджет в банке приостановлены. В банке «Санкт-Петербург» ранее подтвердили, что ведут переговоры с топ-менеджментом Балтинвестбанка о санации, также свой интерес к санации банка подтвердил опытный санатор Альфа-Банк.

Также санатором Балтинвестбанка могут стать МФК, который не комментирует пока эту ситуацию, не исключают аналитики и кандидатуру Владимира Когана, который в метит в десятку крупнейших банков. Вероятность санации Балтинвестбанка аналитики оценивают в 80-90% и подчеркивают, что претендентов на санацию Балтинвестбанка будет много: у банка хорошая клиентская база.

Однако в конечном счете санатора выберет АСВ посредством конкурса: предполагается, что АСВ сформулирует требования к санаторам и определится с условиями кредита, а претенденты будут принимать участие в конкурсе, если их устроят эти условия.

Ключевым требованием ЦБ останется сильная финансовая позиция банка-санатора и дешевый доступ к фондированию, поскольку прирост капитала в краткосрочной перспективе сменяется усилением кредитного давления и приводит к снижению рейтинговых оценок. На втором месте — социальная значимость (хотя мы уже наблюдаем ослабление влияния этого критерия). Круг кредитных организаций, среди которых ЦБ будет выбирать санатора, вряд ли изменится, прогнозирует Елена Железнова. В то же время, по словам аналитика ИК «Премьер» Сергея Ильина, механизм выбора победителя не всегда бывает прозрачен.

Одно из главных последствий санаций — консолидация в банковском бизнесе. «Санация, безусловно, стимулирует консолидацию в секторе, причем за государственный фактически счет», — комментирует Сергей Ильин.

Основные риски консолидации — сокращение присутствия банков в регионах и рост системных рисков. «При чрезмерной консолидации возможен рост системных рисков, что требует от ЦБ дополнительного регулирования деятельности крупных игроков. «Поглощение и уход с рынка региональных банков и продолжающаяся оптимизация сетей федеральных игроков в значительной степени снижает присутствие банков в регионах, место которых могут занять менее контролируемые регулятором МФО», — считает Кирилл Мясоедов, региональный директор Северо-Западного филиала Росбанка. В то же время, по его словам, расчистка банковского сектора сможет оздоровить российскую банковскую систему.

Аналитики прогнозируют рост консолидации и рост доли банков с государственным участием в 2016 году. «Мы также рассчитываем на то, что в банковском секторе вырастет число M&A сделок, т.е. еще на этапе до начала процедуры банкротства», — добавляет Елена Железнова.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *