Режим чрезвычайного положения

Основные понятия

Основные понятия изложены в Федеральном законе РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон).

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайная ситуация обусловленная подтоплением жилых домов и инфраструктуры

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Критерии и основания введения ЧС

Согласно постановлению Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

Характер Зона ЧС Количество пострадавших, чел. ЛИБО ущерб, руб.
Локального
характера
Не выходит за пределы территории объекта не более 10 не более 100 тыс.
Муниципального характера Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения не более 50 не более 5 млн.
Прим.: данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера
Межмуниципального характера Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию не более 50 не более 5 млн.
Регионального характера Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации свыше 50, но не более 500

свыше 5 млн., но не более 500 млн.

Межрегионального характера Затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации

свыше 50, но не более 500

свыше 5 млн., но не более 500 млн.

Федерального характера свыше 500 свыше 500 млн.

Уровни реагирования на ЧС

При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования (п. 8 ст. 4.1. Федерального закона):

Объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

Местный уровень реагирования:

  • решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;
  • решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
  • решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
  • решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;

Региональный (межмуниципальный) уровень реагирования – решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

Федеральный уровень реагирования – решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

Также читайте познавательный материал от МЧС России:

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

style=»text-align: center;»>Образец постановления

О введении режима чрезвычайной ситуации доступен в конце статьи по кнопке СКАЧАТЬ

Основные мероприятия

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются (п. 28 постановления Правительства):

в режиме повышенной готовности

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме ЧС

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  • информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

Полномочия

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 11 Федерального закона):

органов государственной власти субъектов РФ

  • принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
  • осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
  • осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
  • осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
  • содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
  • содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
  • вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
  • осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
  • создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
  • устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.

органов местного самоуправления

Они самостоятельно:

  • осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
  • осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
  • участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
  • создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти

Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона):

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

  • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
  • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дополнительный материал по теме:

о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), каковы ее задачи, структура, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и управления

.

Источник: письмо МЧС России от 14.03.2019 № 5-4-443 «О направлении материалов по режиму ЧС».

Новости

В рамках Года культуры безопасности в системе МЧС России мы продолжаем отвечать на наиболее актуальные вопросы, касающиеся защиты населения и территорий нашей страны.

К сожалению, нередко мы слышим, что где-то введен режим чрезвычайной ситуации. Иногда это очень крупные события: техногенная авария, паводок, лесной пожар. Иногда локальные, например, вспышка гриппа в отдельном районе. Так что такое режим ЧС?

Определение этого понятия, а также основные пояснения прописаны в Федеральном законе № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Что именно может стать причиной ЧС?

Стихийные бедствия: землетрясение, засуха, наводнение, шторм, метель и буран, природный пожар, извержение вулкана, ураган.

Техногенные катастрофы: аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на гидротехнических сооружениях, промышленные аварии, аварии на транспорте (воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метро).

Инфекционные заболевания – эпидемия какого-либо заболевания.

ЧС военного времени: ввод иностранных войск, нападение на РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий, вмешательство во внутренние дела РФ, демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями, наличие вблизи страны вооруженных конфликтов, попытки внутреннего переворота, террористическая деятельность и другое.

Антропогенные катастрофы: изменение климата под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности.

Кто имеет право вводить этот режим?

В зависимости от уровня ЧС это могут делать глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны.

Для введения режима чрезвычайной ситуации требуется официальный документ, где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, где он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственные должностные лица и службы, время вступления и срок действия.

Ввели ЧС, что дальше?

Уполномоченные органы обязаны:

Непрерывно контролировать причину ЧС, оповестить вышестоящие органы, исполнительную и местную власть, население.

Ограничить доступ людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошло ЧС.

Обеспечить защиту населения, в том числе эвакуацию.

Заниматься ликвидацией чрезвычайной ситуации, определением порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддержкой общественного порядка.

Какие ограничения для граждан предполагает режим ЧС?

Как правило, введение режима предполагает ограничение личных и общественных прав граждан.

Может быть запрещен или ограничен доступ на территорию ЧС. Ограничивается деятельность, которая может привести к новым очагам. Например, во время режима ЧС по лесным пожарам запрещается посещать лес.

Также может быть организована эвакуация.

>Охрана труда

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной — силами и средствами организации;
2. муниципальной — силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной — силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной — силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

Режим чрезвычайного положения

Согласно ст. 1 ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года – чрезвычайное положениеозначает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ на всей территории РФ или в её отдельных местностях особый режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения (ЧП) является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Цель введения ЧП –это устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

Правовую основу ЧП составляют Конституция РФ (ст. 56. 88, 102), ФКЗ «О чрезвычайном положении», другие ФЗ.

Обстоятельства введения чрезвычайного положения.ЧП вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и религиозные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно – спасательных и других неотложных работ.

Режим ЧП способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Он даёт государственным органам возможность применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер.

Режим ЧП вводится на всей территории РФ или в её отдельных местностях указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации РФ и Государственной Думе РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП в течение 72 часов должен быть утверждён Советом Федерации, а в случае его неутверждения – утрачивает свою силу.

В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП;

б) обоснование необходимости введения ЧП;

в) границы территории, на которой вводится ЧП;

г) силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

Указ Президента РФ о введении ЧП подлежит незамедлительному обнародованию по канала радио, телевидения, а также официальному опубликованию.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях, — 60 суток.

По истечении этого срока ЧП считается прекращённым, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер – совокупность и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Так, в главе 3 Закона предусмотрены меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП.

Статья 11 ФКЗ, в частности, предусматривает введение следующих мер и временных ограничений:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний. Митингов и демонстраций. Шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В случае введения ЧП при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 ФКЗ, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в ст. 11, на территории, на которой вводится ЧП, указом Президента РФ о введении ЧП могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

а) введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции. Радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно – правовых форм и форм собственности – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим ЧП и не проживающих на территории, на которой введено ЧП, за её пределы за их счёт, а при отсутствии у них средств – за счёт средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действий ЧП, но не более чем на 3 месяца.

В случае введения ЧП при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 ФКЗ, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в ст. 11 ФКЗ, на территории, на которой вводится ЧП, указом Президента РФ о введении ЧП могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иные необходимые в условиях ЧП положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) отстранения от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом «ж» статьи 11 ФКЗ и пунктом «в» статьи 13 и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Согласно статьи 14 ФКЗ на территории, на которой введено ЧП, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия ЧП. В случае истечения в период действия ЧП срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия ЧП, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Для обеспечения режима ЧП используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В исключительных случаях на основании указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 ФКЗ, для обеспечения режима ЧП могут привлекаться Вооружённые Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Вооружённые Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено ЧП, и выезда с неё;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооружённых формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайное положение в мире

Чрезвычайное положение в XX веке

Чрезвычайное положение в Египте, 2011 год.

  • 23 марта 1933 — май 1945 чрезвычайное положение введено в Веймарской Германии президентом Гинденбургом специальным «Законом о чрезвычайных полномочиях») после «поджога Рейхстага». Действие закона продлено Гитлером на неопределённый срок, и он действовал на протяжении всей истории существования Третьего рейха.
  • с 16 декабря 1950 по 14 сентября 1978 — в США, введено президентом Трумэном во время Корейской войны, отменено Конгрессом США после того, как было обнаружено, что состояние чрезвычайного положения по окончании Корейской войны никем не было отменено.
  • В 1975—1977 годах, при правительстве Индиры Ганди, режим чрезвычайного положения действовал в Индии.
  • В 1976 г. в США был принят особый порядок введения чрезвычайного положения (National Emergencies Act), при котором одновременно могут действовать множество ЧП. В результате на сегодняшний день в США действуют 31 чрезвычайное положение, старейшее из которых было введено в 1979 году (связано с санкциями в адрес Ирана); большинство других также введено в обеспечение международных санкций. Все эти «чрезвычайные положения» продлеваются ежегодно.
  • с 1981 г. по февраль 2011 г. (около 30 лет) действовало чрезвычайное положение в Египте, введенное Хосни Мубараком, сразу после вступления в должность президента страны и отмененное после сложения им своих полномочий.
  • c 1963 г. по апрель 2011 г. (48 лет) действовало чрезвычайное положение в Сирии, введённое Партией Арабского социалистического возрождения.
  • 3 октября по 4 октября 1993 г. Борис Ельцин вводит чрезвычайное положение в Москве, с целью подавления протестующих против разгона Верховного Совета.

Чрезвычайное положение в XXI веке

  • 14 сентября 2001 — введено в США после терактов 11 сентября; неоднократно продлевалось, последний раз в сентябре 2017 президентом Трампом.
  • конец апреля 2007 — вводилось в Эстонии, в связи с переносом Бронзового солдата и связанных с этим массовыми беспорядками
  • ноябрь 2007 — вводилось в Грузии
  • ноябрь 2007 — введено в Пакистане
  • март 2008 — введено в Армении
  • июнь-июль 2008 — вводилось в Монголии
  • январь 2009 — введено в Словакии
  • апрель 2009 — введено в США (вспышка свиного гриппа)
  • апрель 2009 — введено в Таиланде
  • апрель 2010 — введено в Киргизии, см Переворот в Киргизии (2010)
  • 11 января 2013 — введено в Мали, см Туарегское восстание
  • 28 января 2013 — введено в Египте в трех провинциях: Порт-Саиде, Суэце и Исмаилии
  • 14 августа 2013 — введено в Египте во всех провинциях, сроком на один месяц
  • 24 января 2014 — Верховный Совет Автономной республики Крым (в составе Украины) выдвигает предложение ввести ЧП, в связи с событиями на Евромайдане
  • 14 ноября 2015 — введено во Франции в связи с террористической атакой
  • 20 июля 2016 — введено в Турции в связи с попыткой военного переворота, сроком на три месяца

В августе 2010 — в семи регионах России: в Марий Эл, Мордовии, а также во Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях (лесные пожары, перекинувшиеся на населённые пункты) вводился режим чрезвычайной ситуации (не путать с чрезвычайным положением). 30 июня 2014 года режим ЧС был введен в Ростовской области, в связи с наплывом беженцев с востока Украины. Также c 25 по 28 апреля 2016 года режим ЧС был введен на всей территории РФ в связи с масштабными учениями по борьбе с паводками и пожарами.

Чрезвычайное положение по странам

Россия

Чрезвычайное положение в Российской империи

Основная статья: Положение усиленной (чрезвычайной) охраны

Положение усиленной (чрезвычайной) охраны было законодательно установлено в 1881, вскоре после убийства Александра II, в качестве временной меры, но сразу же превратилось в постоянную: возобновляясь особым постановлением каждый год, исключительное в ряде регионов (прежде всего, в столицах) действовало непрерывно с 1881 года до Февральской революции.

Чрезвычайное положение в Российской империи именовалось «исключительным» и могло быть двух видов: положение усиленной охраны (более мягкий режим) и положение чрезвычайной охраны (более жесткий режим). К чрезвычайному положению примыкал ещё ряд мер по увеличению полномочий властей в регионах, примыкающих к регионам, объявленным на исключительном положении, а также общее расширение полномочий государства по всей Империи. В некоторых случаях, во время революции 1905—1907 годов, вводилось ещё более жесткое военное положение, при котором основные властные полномочия передавались военным властям.

Чрезвычайное положение в РСФСР и СССР

8 марта 1923 года был принят декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка». Согласно статье 4 декрета чрезвычайное положение (называемое, как и в Российской империи, исключительным) вводится постановлением ВЦИК и СНК по представлению НКВД. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10.05.1926 «О чрезвычайных мерах охраны революционного порядка», заменявший указанное Положение новым, предусматривал, что исключительное предложение вводится постановлением Президиума ВЦИК и СНК РСФСР по представлению НКВД (статья 6). В дальнейшем, с принятием, на основе новой союзной Конституции, Конституции РСФСР 1937 года, упразднившей ВЦИК и его Президиум, применение Положения стало невозможным, а сама Конституция не определяла орган, правомочный вводить военное, чрезвычайное или исключительное положение. Принятая годом ранее новая общесоюзная Конституция также обходила этот вопрос стороной, определяя лишь объявление Президиумом ВС СССР состояния войны (п. «н» статьи 49), мобилизации (п. «о») и военного положения (п. «т»). Аналогичным образом порядок введения ЧП обходили вниманием первоначальные редакции основных законов 1977 и 1978 годов.

Закон СССР от 1 декабря 1988 года № 9853-XI отнёс введение чрезвычайного положения к компетенции Президиума Верховного Совета СССР (п. 14 ст. 119), однако в 1990 году, в связи с учреждением поста Президента СССР, это право было разделено между главой Советского государства и Верховным Советом.

Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» был принят в апреле 1990 года. Согласно закону, чрезвычайное положение на территории союзных, автономных республик либо в их одной отдельной местности мог объявить Верховный совет этой союзной или автономной республики; на всей территории СССР чрезвычайное положение мог объявить Верховный совет СССР. Президент СССР мог вводить чрезвычайное положение в отдельных местностях только с согласия Президиума Верховного совета СССР или Верховного совета союзной или автономной республики.

В августе 1991 года в ходе Августовского путча ГКЧП предпринял попытку введения в стране чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение в Российской Федерации

Основная статья: Чрезвычайное положение в Российской Федерации

В Российской Федерации чрезвычайное положение вводит Президент страны при обстоятельствах, предусмотренных Федеральным Конституционным Законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 30 мая 2001 года и вступил в силу с момента его опубликования. Закон заменил одноимённый акт, принятый Верховным Советом РСФСР 17 мая 1991 года.

Ранее Государственная Дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.

Новый Закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ на всей территории Российской Федерации сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом Президента.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации, автоматически утрачивает свою силу по истечении трёх суток с момента его обнародования.

Указ должен содержать «исчерпывающий перечень временных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».

При введении чрезвычайного положения на всей территории страны Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода его действия, а при введении чрезвычайного положения на части территории Российской Федерации выборы и референдумы не проводятся до момента отмены чрезвычайного положения при автоматическом продлении срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности и внутренние войска, однако в исключительных случаях допускается привлечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого Президентом РФ к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.

В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.

США

В США законом «National Emergencies Act», от 1976 года, предусматривается возможность объявления чрезвычайного положения Президентом страны сроком на 6 месяцев с правом его продления неограниченное количество раз.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *