Ратификация договора

ратификация

(ratificatio, от ratum facere = ratihabitio от ratum habere) — утверждение со стороны верховной государственной власти международного договора, заключенного ее уполномоченными. Констатируя соответствие деятельности последних с волей государства, Р. является заключительным актом в установлении соглашения между контрагентами. До Р. договор не может быть признан состоявшимся и представляет собой лишь проект соглашения; Р. сообщает ему обязательную силу, уподобляясь в этом отношении санкции в актах законодательных. Такой взгляд на Р. утвердился недавно. Пока в международном праве господствовали воззрения римского гражданского права, Р. не считалась необходимой для признания международного договора действительным, если только государственная власть дала полномочие на заключение его; необходимость Р. должна была быть особо оговорена каждый раз в полномочии и в акте соглашения (Гуго Гроций, Пуфендорф, из новых еще Клюбер, Филлимор). Но уже в XVIII в. некоторые писатели (Бейнкерсгук, Ваттель) ввиду важности государственных интересов обусловливают действительность договора его Р.; другие (Г. Ф. Мартенс), признавая Р. ненужной по естественному праву, считаются с ней как с институтом, который международная практика ввела в положительное право. В XIX веке (Вурм, Вильдмэн, особенно Лабанд, Иеллинек, Зелигман, Вегман) Р. признана существенным моментом договора (essentiale negotii), который без нее не имеет обязательной силы, разве только противное будет особо оговорено. Из практики известен только один случай, когда договор был приведен в исполнение ранее его Р. (договор 1840 г. между великими державами по поводу Египта). Исключение представляют в настоящее время маловажные договоры административного характера, а также договоры, заключаемые во время войны командующими войсками или начальниками отдельных частей (перемирия, капитуляции и проч.); не затрагивая существенных интересов государства и требуя скорого исполнения, договоры эти не подлежат Р. В тесной связи с вопросом о необходимости Р. стоит другой — об отказе в Р. договора. Школа естественного права не допускала возможности отказа, кроме случаев явного нарушения полномочий со стороны представителей государства. Эта строгость постепенно смягчалась: в XVIII в. нарушение секретных инструкций считалось поводом к отказу в положительном праве, но не в естественном (Г. Мартенс, позднее Витон); Ваттель допускал отказ при существовании на то важных причин. Современные писатели, видя в нератифицированном договоре лишь моральное обязательство, считают отказ в Р. юридически безусловно допустимым, хотя морально и требующим оправдания. По существующему обычаю, государство, отказываясь от Р., мотивирует свой отказ ссылкой на нарушение уполномоченными данных им инструкций, на изменившиеся со времени переговоров обстоятельства, а в конституционных странах — на отказ парламента утвердить договор. Последнее обстоятельство значительно усложняет вопрос о Р. Участие народного представительства в Р. договоров имеет своих защитников (Э. Мейер) и противников (Гнейст, Лабанд). Последние считают договор, ратифицированный помимо согласия парламента, действительным и создают таким образом неразрешимое столкновение между государственным и международным правом, ведущее к понижению престижа правительства или парламента, смотря по исходу борьбы. Защитники участия парламента в Р. разбивают ее на два акта и лишают в этом отношении правительственную власть ее исключительной прерогативы. Более верен средний путь (Унгер, Гирке, Иеллинек, Зелигман, Вегман и др.): Р. остается прерогативой правительства, но договор действителен лишь под условием (conditio suspensiva) согласия на него парламента. Отказ от Р., поселяя недоверие к государству, прибегающему к ней, встречается в международной практике редко и всегда вызывается важными причинами. В 1841 г. договор, заключенный между Австрией, Англией, Пруссией, Россией и Францией относительно осмотра кораблей (droit de visite), не ратифицирован последней, как несогласный с честью и достоинством французского коммерческого флага; в 1879 г. договор с Россией не ратифицирован Китаем (превышение полномочий). Со стороны России отказ в Р. имел место два раза: в 1762 г. заключенный Петром III союзный договор с Пруссией не получил Р. со стороны Екатерины II; в 1806 г. договор с Францией не был ратифицирован Александром I вследствие превышения полномочий со стороны русского посла, Убри. Акт Р. состоит в скреплении текста договора государственной печатью и подписью главы государства, контрасигнируемой министром иностранных дел. Этими документами контрагенты обмениваются до истечения срока, указываемого обыкновенно в самом акте соглашения. При коллективных договорах обмен Р. совершается при посредстве правительства той страны, где договор был заключен (также в случае посредничества третьей державы). Форма Р. устанавливается законодательством отдельных стран, но представляет значительное сходство и в общем напоминает средневековую формулу Р. («firmum, ratum, gratum et incorruptum perpetuo habere», «ratifier, agr éer et approuver»). У нас акт Р. заключает в себе императорский титул и текст договора, за которым непосредственно следуют слова: «Того ради, по довольном рассмотрении сего договора (протокола, конвенции и пр.), Мы приняли его за благо, подтвердили и ратифицировали, яко же сим за благо приемлем, подтверждаем и ратифицируем во всем его содержании, обещая Императорским Нашим словом за Нас, Наследников и Преемников Наших, что все в упомянутом договоре постановленное соблюдаемо и исполняемо будет ненарушимо. В удостоверение чего»… В прежнее время (еще в XVIII в.) с Р. соединялась присяга. Договор вступает в силу, если противное не оговорено, с момента обмена Р.; но в литературе установилось не соответствующее современному воззрению на Р. положение, по которому договор считается вступившим в силу со дня подписания его уполномоченными (ratihabitio retrotrahitur ad initium negotii).

>ратифицировать

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст./будущ. прош. повелит.
Я ратифици́рую ратифици́ровал
ратифици́ровала
Ты ратифици́руешь ратифици́ровал
ратифици́ровала
ратифици́руй
Он
Она
Оно
ратифици́рует ратифици́ровал
ратифици́ровала
ратифици́ровало
Мы ратифици́руем ратифици́ровали
Вы ратифици́руете ратифици́ровали ратифици́руйте
Они ратифици́руют ратифици́ровали
Пр. действ. наст. ратифици́рующий
Пр. действ. прош. ратифици́ровавший
Деепр. наст. ратифици́руя
Деепр. прош. ратифици́ровав, ратифици́ровавши
Пр. страд. наст. ратифици́руемый
Пр. страд. прош. ратифици́рованный
Будущее буду/будешь… ратифици́ровать

ра-ти-фи-ци́-ро-вать

Глагол, двувидовой (может образовывать формы совершенного и несовершенного вида), переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 2a.

Корень: -рат-; интерфиксы: -ифиц-ир-; суффикс: -ова; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. юр., полит. утверждать (утвердить) высшим законодательным органом государственной власти, придавая (придав) юридическую силу ◆ Грузинский парламент отказался ратифицировать соглашение с Россией о базах, а затем и вовсе поставил вопрос о выходе республики из Договора о коллективной безопасности СНГ. В. Н. Баранец, «Генштаб без тайн», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: парафировать

Антонимы

  1. частичн.: аннулировать

Гиперонимы

  1. утверждать (утвердить)

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: ратификация, ратифицирование
  • прилагательные: ратификационный
  • глаголы: ратифицироваться

Этимология

Происходит от лат. ratificare, далее из ratus «незыблемый, неизменный», далее из reri «считать, полагать» + facere «делать, производить» (восходит к праиндоевр. *dhe- «девать, делать»). Русск. ратификова́ть — начиная с Петра I, заимств. через польск. ratyfikować; совр. форма ратифицировать — через нем. Ratifizieren. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: ratify
    • Армянскийhy: վավերացնել (vaverac’nel)
    • Белорусскийbe: ратыфікаваць
    • Испанскийes: ratificar
    • Итальянскийit: ratificare; parafare
    • Китайскийzh: 批准 (pīzhǔn)
    • Немецкийde: ratifizieren
    • Португальскийpt: ratificar
    • Турецкийtr: onaylamak
    • Украинскийuk: ратифікувати
    • Французскийfr: ratifier

    Анаграммы

    • тарифицировать

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

      Случаи обязательной ратификации международных договоров. Согласие на обязательность международного договора. Ратификация международного договора. Обмен и депонирование ратификационных грамот. Функции депозитария

      Согласие на обязательность договора. Это — следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого со­гласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими до­говор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присое­динение к договору.

      Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

      Он «отражает приверженность мира универсальным идеалам человеческого достоинства» и направлен на поощрение и защиту всех прав человека. Совет является межправительственным органом Организации Объединенных Наций в составе 47 государств, задачей которых является поощрение и защита прав человека. С другой стороны, существует консультативный комитет, который собирается с целью проведения более подробного исследования по вопросам прав человека. Существует также механизм механизма подачи жалоб, который «позволяет отдельным лицам и организациям подавать жалобы на нарушения прав человека для внимания Совета».

      Ратификация — это согласие государства на обязатель­ность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной националь­ным законодательством.

      Международные договоры Российской Федерации ратифи­цируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Ду­ма Федерального Собрания рассматривает внесенный Прези­дентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принима­ется решение о ратификации в форме федерального закона. Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглаше­ние государств о согласии на обязательность договора. Оно вхо­дит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

      Согласно Международному комитету Красного Креста, Международное гуманитарное право «защищает лиц, которые либо не участвуют, либо прекратили участвовать в боевых действиях и ограничивают средства и методы войны». Он имеет двойную функцию: во-первых, для регулирования ведения вооруженных конфликтов, во-вторых, для защиты жертв военных действий. Международное гуманитарное право также известно под названием «Закон войны» или «Закон вооруженных конфликтов». Сегодня большинство государств признают многочисленные позиции и с тех пор считаются неотъемлемой частью закона обычая.

      Функции депозитария определяютс я Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сооб­щение участникам договора о депонировании каждой ратифи­кационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

      Конвенции о международном гуманитарном праве. Гаагские конвенции разработали свои собственные положения для ведения военных действий. Цель состоит в том, чтобы обеспечить «защиту раненых и больных, а также здоровья и религиозного персонала, а также единиц и средств для здоровья и транспорта». Эта вторая Конвенция применяется конкретно к больным и потерпевшим кораблекрушение вооруженным конфликтам в море. Кроме того, «Конвенция устанавливает принцип, согласно которому военнопленные освобождаются и репатриируются без промедления после окончания активных военных действий». Это связано с увеличением внутренних вооруженных конфликтов и войн национального освобождения. Он также признает защиту отличительных эмблем. . Кому применяется международное гуманитарное право?

      22. Ратификация международных договоров РФ: основания, процедура.

      Ратифицирован может быть практически любой международный договор РФ, однако существуют договоры, подлежащие обязательной ратификации. К ним относятся договоры РФ:

      а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

      Международное гуманитарное право применяется только к международным или немеждународным вооруженным конфликтам. С другой стороны, он отличает международные конфликты, которые выступают против по крайней мере двух государств в вооруженном конфликте, немеждународных конфликтов, которые выступают на одной территории с регулярными вооруженными силами и повстанческими войсками.

      Международное гуманитарное право защищает людей, которые не принимают активного участия в таких боевых действиях, как гражданские лица, раненые, здоровье или религиозный персонал. Кроме того, он защищает раненых, больных и солдат, которые больше не могут участвовать в конфликте. В этом случае Международное гуманитарное право предусматривает, что такие лица имеют право «уважать их жизнь и физическую и моральную неприкосновенность и пользоваться судебными гарантиями». Кроме того, в конкретных положениях предусматриваются достойные условия содержания под стражей военнопленным.

      б) предметом, которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

      в) о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

      г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ.

      В отношении ограничения методов войны Международное гуманитарное право запрещает использование военных средств, которые.

      • Они не проводят различия между гражданскими лицами и комбатантами.
      • Потому что лишнее зло.
      • Вызывать серьезный экологический ущерб.

      Государства обязаны информировать вооруженные силы и широкую общественность о своих гуманитарных обязательствах. С этой целью правительствам следует принять санкции в случае наиболее серьезных нарушений, рассматриваемых в качестве военных преступлений.

      Государствам также следует принять законы, защищающие эмблемы Красного Креста. На международном уровне можно рассматривать два уголовных судах по конфликтам бывшей Югославии и Руанды. Разница между правами человека и международным гуманитарным правом. Хотя некоторые из его правил дополняют друг друга, права человека и международное гуманитарное право являются двумя отдельными ветвями публичного международного права. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта, в то время как права человека распространяются на всех людей во все времена.

      д) об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.

      Равным образом подлежат ратификации международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

      Однако некоторые положения прав человека могут быть приостановлены во время войны. Международное право об окружающей среде является относительно недавним правом. Действительно, понятие сохранения природных ресурсов появилось в начале 1970-х годов благодаря Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде в Стокгольме. Исходя из этого, экологическая проблема рассматривается на международном уровне. Согласно Стокгольмской декларации: Природные ресурсы суши, включая воздух, воду, землю, флору и фауну и особенно репрезентативные образцы природных экосистем, должны быть сохранены в интересах нынешнего и будущих поколений посредством тщательного планирования или договоренности, в зависимости от ситуации.

      Процедура

      МД , решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ на ратификацию Президентом РФ. Государственная Дума рассматривает предложения о ратификации международных договоров и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения. После принятия гос думы МД, он обязательно рассматривается в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием РФ федеральный закон о ратификации РФ направляется в соответствии с Конституцией РФ Президенту РФ для подписания и обнародования. На основании федерального закона о ратификации МД РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров Российской Федерации на хранение депозитариям производятся, если не имеется иной договоренности, Министерством иностранных дел Российской Федерации либо по его поручению дипломатическим представительством Российской Федерации в иностранном государстве илипредставительством Российской Федерации при международной организации.

      В дополнение к этому определению, сайт «Правовая поисковая система» включает в себя международное право окружающей среды, морское право и защиту природных ресурсов, а также предмет здоровья человека и животных. Согласно заявлению Рио, экологическое право и устойчивое развитие — это права человека: Люди находятся в центре проблем, связанных с устойчивым развитием. Они имеют право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой.

      С тех пор некоторые доктрины считали природоохранное право неотъемлемой частью прав человека. Применение природоохранного законодательства Государства обязаны принимать необходимые меры для осуществления экологического права и обязаны, а не наносить экологический ущерб соседним странам. В связи с вышесказанным Стокгольмская декларация рекомендует различные механизмы для обеспечения этого права, такие как научное сотрудничество, обмен информацией и уважение права «добрососедства».

      Согласие на обязательность договора . Это — следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого согласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими договор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присоединение к договору.

      Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

      С другой стороны, обычай устанавливает основополагающие принципы экологического права. Принцип предосторожности, в соответствии с которым отсутствие научной определенности не должен ограничивать принятие положений, направленных на предотвращение нанесения ущерба окружающей среде. Принцип «загрязнитель платит» предусматривает, что расходы на предотвращение и борьбу с загрязнением должны покрываться загрязнителем. Для этого у государств есть правила, налоги и санкции, среди других инструментов, которые призваны побудить ответственную сторону как можно меньше загрязнять окружающую среду, с тем чтобы уменьшить затраты, на которые он несет ответственность. Действительно, экологическое право прежде всего является целью, чтобы предотвратить деградацию экосистемы планеты. «Принцип предупреждения побуждает к прогнозированию ущерба, который может быть причинен природе, поэтому не нападает на источник загрязнения». Более того, мы принимаем во внимание, что ущерб, нанесенный природе, часто необратим. Принцип коррекции источника, причиняющего вред окружающей среде, отличается от принципа предотвращения, в котором он стремится исправить характер деятельности, вредной для окружающей среды. Принцип информации и участия предусматривает, что каждый человек имеет доступ к информации об окружающей среде и использовании опасных веществ. Он имеет тройную цель: во-первых, он подчеркивает, что необходимо улучшить распространение экологической информации, во-вторых, оно способствует «участию общественности в принятии решений в области окружающей среды». И, наконец, Конвенция предусматривает расширение условий доступа к судебным и административным учреждениям. Принцип предотвращения является движущей силой окружающей среды. . Морское право определяется как «совокупность международно-правовых норм, касающихся определения и статуса морских районов и режима деятельности в рамках морской среды».

      Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других — и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора.

      Это право также касается морских расширений, а также каналов связи, а также морских заповедников, и их юрисдикция включает морское дно, недра и природные ресурсы, которые они содержат. Из обычного происхождения морское право является одной из старейших отраслей международного права. Моря определяется законом как расширение соленой воды в свободной и естественной коммуникации на всей территории земного шара. Море являются местами обмена и конфронтации, имеют экономическое и стратегическое значение для государств, что объясняет юридические вопросы, касающиеся управления этим пространством.

      Обмен документами, образующими договор , — это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

      Ратификация

      С древних времен юристы спрашивали о статусе морских пространств. Последние представляют собой простой и быстрый способ транспортировки как для людей, так и для товаров и являются источником дохода, который часто необходим для прибрежного населения прибрежных государств. Столкнувшись с этим хаосом, стало необходимо создать правовой режим для этих областей. Государства быстро осознали, что эти территориальные претензии противоречат их интересам и хорошему развитию международной торговли. Вопрос заключался в том, предоставлять ли морским районам режим свободы или предоставлять государствам полный суверенитет над частью этих пространств.

      Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

      С тех пор океаны и моря считаются открытыми для всех и без территориальной принадлежности в любом государстве, за исключением полосы в 3 морских милях от берега, где полный суверенитет признается прибрежным государством. Тогда закон моря начинает разрабатываться и представляется компромиссом между свободой морей и морским расширением территориального суверенитета.

      Были одобрены четыре конвенции. Конвенция о континентальном шельфе Конвенции 29 марта о территориальном море и прилегающей территории от 29 апреля Конвенции в открытом море от 29 апреля о рыболовстве и сохранении живых ресурсов открытого моря 29 апреля Апрель. Настоящая Конвенция классифицировала морское право и добавила четыре морских района в другие районы, определенные выше.

      Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота , имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.

      Архипелажные воды исключительной экономической зоны Навигационные проливы Морское дно. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву учредила Международный трибунал по морскому праву, который определяется как независимый судебный орган, базирующийся в Гамбурге, и отвечает за разрешение разногласий, которые могут привести к толкованию и осуществления Конвенции. Трибунал открыт для государств-участников Конвенции. Он также открыт для других субъектов государств-участников в случаях, предусмотренных Конвенцией или другими соглашениями, передающими юрисдикцию Трибуналу.

      При заключении двустороннего договора государства — его участники — обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.

      При заключении многостороннего договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию . Такая процедура называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

      Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

      Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

      Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении. 6 июля 1994 г. принято постановление Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему» (Соглашение от 22 ноября 1950 г., Протокол к нему от 26 ноября 1976 г.).

      Ратификация международных договоров РФ: основания, процедура

      Ратификация — это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.

      Основания.

      Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения

      международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают

      юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

      Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 г.).

      Процедура.

      Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.

      Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в «Российской газете» 8 октября 1997г.

      Статья 15. Международные договоры Российской Федерации, подлежащие ратификации

      1. Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

      а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

      б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

      в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

      г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

      д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

      ГАРАНТ:

      Согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества

      Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ ратификации подлежат международные договоры, которыми принимаются технические регламенты

      Ратификация

      Ратификация (лат. ratificatio, от лат. ratus — решённый, утверждённый и facere — делать) — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для не ратифицировавшей стороны. Однако Венская конвенция о праве международных договоров велит государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от неё воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить.

      Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Стороны либо обмениваются ратификационными грамотами, либо, при большом количестве сторон, передают ратификационные грамоты депозитарию, коим может быть одна из подписавших сторон или третья сторона.

      Чаще всего ратификация используется для придания юридической силы международным договорам, а также конституциям федераций и конфедераций или поправкам к ним. В последнем случае ратификация производится субъектами федерации или членами конфедерации.

      Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.

      132. Зачем Президент рф подписывает ратификационные грамоты?

      • •Рецензенты:
      • •Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) оглавление
      • •1. Зачем проводятся выборы органов публичной власти?
      • •2. Поясните смысл термина «избирательное право»
      • •3. Чем активное избирательное право отличается от пассивного?
      • •4. Изучаются ли избирательные правоотношения юридической наукой?
      • •5. Как регулируются выборы в России?
      • •6. Какую роль в системе источников национального избирательного права играет Конституция рф?
      • •7. Какие акты федерального уровня помимо Конституции рф являются источниками избирательного права?
      • •8. Есть ли сопутствующие законы, которые имеют отношение к выборам?
      • •9. Можно ли считать источниками избирательного права модельные законы, одобренные Научно-методическим советом при Центральной избирательной комиссии рф?
      • •10. Являются ли источниками избирательного права подзаконные акты?
      • •11. Можно ли считать источниками избирательного права акты высших судебных инстанций по вопросам организации и проведения выборов?
      • •12. Может ли Центральная избирательная комиссия рф издавать какие-либо нормативные правовые акты по вопросам организации выборов?
      • •13. Имеется ли в регионах избирательное законодательство?
      • •14. Какое значение для регулирования выборов в России имеют нормы международного права?
      • •15. На каких принципах основывается российское избирательное право?
      • •16. Что означает всеобщее избирательное право?
      • •17. Участвуют ли в выборах российские граждане, проживающие за рубежом?
      • •18. Участвуют ли в выборах иностранные граждане, проживающие в России, и лица без гражданства?
      • •19. Участвуют ли в выборах священнослужители?
      • •20. Участвуют ли в выборах заключенные и находящиеся в местах содержания под стражей?
      • •21. Что означает принцип равного избирательного права?
      • •22. Какая разница между прямыми, косвенными и многостепенными выборами?
      • •23. Что означает тайное голосование?
      • •24. Есть ли какие-либо льготы для избрания женщин?
      • •25. Что означает свобода выборов?
      • •26. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной?
      • •27. Поясните смысл термина «избирательный процесс»
      • •28. Как часто проводятся выборы?
      • •29. Кто назначает выборы?
      • •30. Как определяется день выборов Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф?
      • •31. Возможны ли досрочные выборы депутатов Государственной Думы?
      • •32. Возможны ли досрочные выборы Президента рф?
      • •33. Что такое избирательный округ?
      • •34. Что собой представляют избирательные участки?
      • •35. Зачем создаются избирательные комиссии?
      • •36. Как образуется Центральная избирательная комиссия рф?
      • •37. Какие вопросы решает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации?
      • •38. Существуют ли какие-либо ограничения для членов избирательных комиссий?
      • •39. Кто может присутствовать на заседаниях избирательных комиссий?
      • •40. Какие вопросы могут быть предметом избирательных споров?
      • •41. Как составляются списки избирателей?
      • •42. Как осуществляется выдвижение кандидатов?
      • •43. Надо ли уведомлять Центризбирком рф о выдвижении кандидатов на президентских и парламентских выборах?
      • •44. Какие сведения должен представить в Центризбирком рф кандидат в Президенты рф?
      • •45. Кто регистрирует кандидата в Президенты рф и федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы?
      • •46. Какое значение имеют подписи избирателей в поддержку выдвинутого кандидата (списка кандидатов)?
      • •47. Может ли быть отказано в регистрации кандидата (списка кандидатов)?
      • •48. Может ли Центризбирком рф аннулировать регистрацию кандидата?
      • •49. В каких случаях регистрация кандидата либо отказ в регистрации отменяется судом?
      • •50. Может ли быть аннулирована регистрация кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссией?
      • •51. Какова роль политических партий в организации и проведении парламентских и президентских выборов?
      • •52. Кроме участия в выборах, чем еще занимаются политические партии?
      • •53. Как законодатель защищает кандидата на выборах?
      • •54. Чем отличается правовой статус выдвинутого кандидата в Президенты рф и депутаты Государственной Думы от зарегистрированного?
      • •55. Какие гарантии имеет зарегистрированный кандидат в депутаты?
      • •56. Как финансируются выборы?
      • •57. Какие расходы президентской и парламентской избирательных кампаний оплачиваются из Государственного бюджета?
      • •58. Что такое избирательный фонд и зачем он создается?
      • •59. Каким образом формируются избирательные фонды кандидатов и политических партий на президентских и парламентских выборах?
      • •60. Могут ли кандидаты использовать собственные средства на проведение избирательной кампании?
      • •61. Может ли гражданин сделать пожертвования в избирательный фонд кандидата в Президенты рф или политической партии, участвующей в выборах?
      • •62. Существуют ли какие-либо запреты на участие в формировании избирательных фондов?
      • •63. Кто считается анонимным жертвователем?
      • •64. На что могут быть использованы средства избирательных фондов?
      • •65. Кто может распоряжаться средствами избирательных фондов?
      • •66. Каков порядок ликвидации избирательного фонда?
      • •67. Что понимается под предвыборной агитацией?
      • •68. Как долго длится агитационный период?
      • •69. Какую роль в предвыборной агитации играют средства массовой информации?
      • •70. Как освещается деятельность политических партий на теле- и радиоканалах?
      • •71. Как распределяется эфирное время между участниками предвыборной кампании?
      • •72. Кто оплачивает эфирное время?
      • •73. Может ли кандидат или политическая партия участвовать в новых выборах, если имеет непогашенную задолженность за предыдущую избирательную кампанию?
      • •74. Как контролируется освещение деятельности партий, участвующих в парламентских и президентских выборах, государственными общедоступными теле- и радиоканалами?
      • •75. Участие в предвыборных мероприятиях это право или обязанность кандидата?
      • •76. Кому запрещено заниматься предвыборной агитацией?
      • •77. Допускается ли предвыборная агитация в воинских частях?
      • •78. Какие сведения должны содержаться в избирательном бюллетене?
      • •79. Как выглядит избирательный бюллетень? Можно ли в его текст вносить изменения?
      • •80. Что такое избирательные технологии?
      • •81. Когда выборы признаются недействительными?
      • •82. В каких случаях и кем назначаются повторные выборы Президента Российской Федерации?
      • •83. Чем повторные выборы отличаются от повторного голосования?
      • •84. Участвует ли общественность в контроле за проведением избирательных кампаний?
      • •85. Кто такие наблюдатели?
      • •86. Каков минимальный порог явки избирателей на выборах?
      • •87. Что может быть предметом избирательного спора?
      • •88. Каков порядок рассмотрения жалоб избирательными комиссиями?
      • •89. Что собой представляет Государственная автоматизированная система рф «Выборы»?
      • •90. Чем от выборов отличается референдум?
      • •91. Какими правовыми актами регламентируется проведение референдума в России?
      • •92. Кто может выступить с инициативой проведения референдума?
      • •93. Как создается инициативная группа всероссийского референдума?
      • •94. Сколько подписей должно быть собрано в поддержку всероссийского референдума?
      • •95. Какие вопросы могут быть предметом референдума, а какие нет?
      • •96. Имеются ли какие-либо ограничения по срокам проведения референдума?
      • •97. Существуют ли в зарубежных государствах какие-либо ограничения в проведении референдумов?
      • •98. По каким вопросам в Российской Федерации проводились референдумы?
      • •99. Какое место в системе высших органов государственной власти занимает Президент рф?
      • •100. Когда в России появился Президент?
      • •101. Во всех ли странах мира президент выполняет одинаковую роль?
      • •102. Как первоначально определялся правовой статус Президента России?
      • •103. Каковы гарантии легитимности президентской власти?
      • •104. Какими актами регламентируется порядок избрания Президента рф?
      • •105. Кто может быть избран Президентом рф?
      • •106. Кто выдвигает кандидата на пост Президента рф?
      • •107. Может ли быть кандидатом в Президенты рф бывший Президент рф, досрочно ушедший в отставку?
      • •108. Сколько подписей избирателей должно быть собрано в поддержку кандидата в Президенты рф?
      • •109. Может ли кандидат в Президенты рф в период избирательной кампании продолжать работать?
      • •110. Кто считается избранным Президентом рф?
      • •111. Могут ли выборы Президента рф быть признаны несостоявшимися?
      • •112. Можно ли совмещать парламентские и президентские выборы с проведением всероссийского референдума?
      • •113. С какого момента Президент рф считается вступившим в должность?
      • •114. Как проходит инаугурация Президента рф?
      • •115. Как выглядят символы президентской власти?
      • •116. Как строятся взаимоотношения Президента рф с парламентом?
      • •117. Как складываются взаимоотношения Президента рф с исполнительной властью?
      • •118. Как Президент рф взаимодействует с судебно-прокурорской властью?
      • •119. Как Президент рф взаимодействует со Следственным комитетом рф?
      • •120. Зачем Президент рф выступает с ежегодными посланиями к народу?
      • •121. Как Президент Российской Федерации обеспечивает права и свободы человека и гражданина?
      • •122. Какие функции выполняет Президент рф в области обеспечения безопасности государства?
      • •123. Какими вопросами занимается Совет Безопасности рф?
      • •124. В каких случаях на территории России может быть введено чрезвычайное положение?
      • •125. Какие функции выполняет Президент рф в сфере обороны страны?
      • •126. Участвует ли Президент рф в решении вопросов гражданства?
      • •127. Кому Президент рф предоставляет политическое убежище?
      • •128. Как Президент рф решает вопросы награждения?
      • •129. На кого распространяется помилование Президента рф?
      • •130. Каковы полномочия Президента рф в сфере внешней политики и международных отношений?
      • •131. Какое значение имеет вручение Президенту рф верительных и отзывных грамот аккредитуемыми при нем дипломатическими представителями иностранных государств?
      • •132. Зачем Президент рф подписывает ратификационные грамоты?
      • •133. Какие акты издает Президент рф?
      • •134. Зачем создается Администрация Президента рф?
      • •135. Какую роль выполняют полномочные представители Президента рф в палатах Федерального Собрания?
      • •136. Какие задачи решают консультативно-совещательные органы при Президенте рф?
      • •137. Насколько эффективна деятельность консультативно-совещательных органов при Президенте Российской Федерации?
      • •138. Чем занимается Государственный Совет рф?
      • •139. Какие задачи решают полномочные представители Президента рф в федеральных округах?
      • •140. А имеются ли представители Президента Российской Федерации в других государственных органах и международных организациях?
      • •141. Как Президент обеспечивает единство государственной власти?
      • •142. Возможен ли парламентский контроль за действиями Президента рф?
      • •143. В чем проявляется неприкосновенность Президента Российской Федерации?
      • •144. Как прекращаются полномочия Президента рф?
      • •145. Что может послужить основанием импичмента Президенту рф?
      • •146. Какие основания импичмента Президенту предусматривает зарубежное законодательство?
      • •147. Какие обвинения предъявлялись бывшему Президенту рф б.Н. Ельцину при выдвижении требования о его отставке?
      • •148. Поясните, как понимать правовые категории «государственная измена» и «иное преступление» применительно к процедуре импичмента Президенту страны?
      • •149. Могут ли избиратели отозвать выборное должностное лицо?
      • •150. Сохраняются ли для бывшего Президента рф какие-либо льготы?
      • •151. Что собой представляют Центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий?
      • •152. Как обеспечивается государственная охрана Президента рф?
      • •153. Что означает понятие «парламент» и «парламентаризм»?
      • •154. Какое место занимает федеральный парламент в механизме государственной власти России?
      • •155. Как менялась система высших органов законодательной власти в России после революции 1917 года?
      • •156. Чем обусловлена двухпалатная структура парламента России?
      • •157. Как формируется верхняя палата российского парламента?
      • •158. Как формируется Государственная Дума Федерального Собрания?
      • •159. Какие партии участвовали в предыдущих выборах Государственной Думы Федерального Собрания?
      • •Итоги голосования
      • •160. Какие вопросы решает Совет Федерации Федерального Собрания рф?
      • •161. Какие вопросы решает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?
      • •162. Можно ли досрочно прекратить полномочия палат Федерального Собрания России?
      • •163. Есть ли ситуации, когда Президент Российской Федерации не вправе распустить Государственную Думу?
      • •164. Каковы организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания России?
      • •165. Как выглядит внутренняя структура палат парламента?
      • •166. Какие функции выполняют председатели палат?
      • •167. А какие функции выполняют внутренние руководящие коллегиальные органы палат?
      • •168. Чем занимаются парламентские комитеты и комиссии?
      • •169. Какой смысл вкладывается в понятие «депутатский корпус»?
      • •170. Какова роль депутатских фракций в Государственной Думе?
      • •171. Может ли депутат Государственной Думы состоять одновременно в нескольких депутатских фракциях?
      • •172. Можно ли восполнить состав депутатского корпуса и соответственно депутатских фракций?
      • •173. Как определяется территориальный масштаб деятельности депутата Государственной Думы?
      • •174. Каков правовой статус парламентария?
      • •175. Какие обязанности возложены на парламентария?
      • •176. Совместим ли статус парламентария со статусом военнослужащего?
      • •177. Обязаны ли члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы присутствовать на заседаниях палаты?
      • •178. Какие ограничения коснулись парламентариев в связи с принятием Федерального закона «о противодействии коррупции»*(192)?
      • •179. Можно ли досрочно прекратить полномочия парламентария?
      • •180. Могут ли избиратели отозвать депутатов?
      • •181. Могут ли парламентарии иметь помощников?
      • •182. Как обеспечиваются члены семьи парламентария в случае его смерти?
      • •183. Как в российском парламенте принимаются законы?
      • •185. Как парламентарии реализуют право законодательной инициативы?
      • •186. Как проходит обсуждение законопроекта в парламенте?
      • •187. Как осуществляется принятие закона?
      • •188. Существуют ли законы, которые Совет Федерации не может «молчаливо» одобрить?
      • •189. А что происходит, если Совет Федерации отклонит закон, принятый Государственной Думой?
      • •190. Как осуществляется подписание и обнародование закона Президентом рф?
      • •191. Может ли Президент рф возвратить закон в палаты Федерального Собрания рф без рассмотрения?
      • •192. Какой срок устанавливается палатам парламента для рассмотрения законопроекта?
      • •193. Могут ли применяться неопубликованные законы?
      • •194. В каких формах участвуют в законодательном процессе субъекты Федерации?
      • •195. Какие нормативные правовые акты палаты парламента принимают самостоятельно?
      • •196. Проводят ли палаты Федерального Собрания рф совместные заседания?
      • •197. Зачем проводятся парламентские расследования?
      • •198. Используются ли в работе парламента информационные технологии?
      • •199. Какой литературой можно пользоваться при подготовке к президентским и парламентским выборам?

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *