Пути разрешения конфликта

Конфликты среди людей и способы их разрешения

Боязнь конфликтов и неграмотное только негативное, отношение к ним привели к тому, что люди не знают, как работать с конфликтом. А переживаемый конфликт — это важнейший источник развития человека, общества, государства.

Конфликты разнообразны, но суть их одна.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) — в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. Понятие «К.» включает в себя широкий спектр разноуровневых явлений, традиционно различаемых на основании сторон К. В социальных науках социальный К. — это процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным. В философской и социологической традиции источники социальных К. усматриваются в социальных, экономических или политических отношениях. Наряду с социальными выделяются категории социально-психологических и психологических К. (Н.В. Гришина)

Независимо от того, о чем идет речь, в конфликте всегда затрагиваются значимые для участников конфликта интересы. Из-за незначимых вещей никто не идет на конфликт. Если же причина конфликта кажется незначительной, а он, тем не менее, существует, это, как правило, означает, что за внешней стороной ситуации скрываются куда более серьезные противоречия, которые являются истинной причиной возникновения конфронтации.

Старания подавить конфликт опасны, потому что они способствуют принятию непродуманных решений.

При избегании конфликта зачастую происходят недоразумения из-за недосказанности, что никому не идет на пользу.

Конфликт часто необходим для достижения справедливости.

Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях часто следующие:

  • Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения.
  • Поведение «трудных» работников.
  • Несовместимость характеров.
  • Неумение найти общий язык.
  • Многие конфликты порождаются неурядицами в организации труда, авралами и т.д.

Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других — тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость влияют такие факторы как:

  • Различное мировосприятие.
  • Различное отношение людей к своим обязанностям.
  • Разное понимание смысла выполняемой работы.
  • Различная степень подготовленности к выполняемой работе.
  • Противоположность интересов.
  • Различие черт характера.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее, в реальности оказываются неодинаковыми.

Типы конфликтных личностей

Демонстративный. Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это — жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Обладает следующими поведенческими характеристиками. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный (косный). Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.

Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждение собственной значимости. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Педант. Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Характеризуется следующими особенностями поведения. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный». Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями.

«Танк». «Танк» — это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства.

  • Эгоистичен и уверен в своей правоте.
  • Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу.
  • Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту.
  • Озабочен своим авторитетом.
  • Болезненно самолюбив.
  • Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.
  • Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру — ведь многие, с кем он общается, с ним согласны.
  • Такой человек нацелен на дело, люди для него — инструмент.

Защититься от «Танка» непросто, защитить других тоже очень сложно — он все равно найдет, кого под себя подмять.

Рекомендации для общения:

  • Спокойно держитесь своей точки зрения.
  • Богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта.
  • Если начнутся открытые оскорбления, — скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку «Танком» нарушены правила приличия.
  • Можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.

Противостоять таким людям особенно трудно там, где силен дух тоталитаризма, где давление в межличностных отношениях широко распространено.

«Пиявка». «Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.

  • Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении.
  • Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает.
  • Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.

Методы противодействия:

  • В конце разговора нужно сказать «Пиявке» о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения.
  • Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.

«Вата». Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее.

У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного.

Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.

«Обвинитель». Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства… Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо «вашей близорукостью» и тщетной попыткой оправдать кого-либо. «Обвинителем» движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами. Обычно после одного-двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

Типология «вредных» или конфликтных личностей весьма разнообразна. Другие исследователи выделяют 29 таких типов и предлагают стили, способы поведения при общении с ними.

1.Болтун. Стили поведения:- способ снятие напряжения (через дыхание); — открытый протест; — способ любви и добра.

2. Втаптывающий в грязь. Стили поведения: — способ спокойных вопросов; — способ любови и добра; — у них самих занижена самооценка, нужно ее повышать; — отступление.

3. Саморазрушитель . Они любят ужасные случаи. Стили поведения: — способ любви и добра; — суровая любовь; — отступление.

4. Избегающий неприятностей. Стили поведения: — поймать их; — метод спокойных вопросов; — общение

5. Дремлющий, но смертоносный вулкан. Стили поведения: — метод спокойных вопросов.

6. Сплетник. Сплетничает, потому что своя жизнь скучная. Стили поведения: — способ открытого протеста; — юмористический.

7. Роковой борец. Стили поведения: — способ любви и добра; — отступление.

8. Унылая и обреченная жертва. Стили поведения: — способ снятия напряжения; — отступление

9. Улыбающийся двуликий Янус. С таким другом, как он, вам не нужны враги. Стили поведения: — открытый протест; — способ скандала; — отступление.

10. Нерешительный слабак. Стили поведения: — метод любви и добра; — метод спокойных вопросов; — отступление.

11. Потребитель. Стили поведения: — способ открытого протеста; — отступление.

12. Шутник. Шутит во всех случаях. Стили поведения: — открытый протест; — скандал.

13. Невежа. Он не обделен умом, он обделен мыслью. Стили поведения: — снятие напряжения; — открытый протест; — способ зеркала; — скандал; — отступление.

14. Безумец. Неуправляемый. Надо: — снятие напряжения; — метод спокойных вопросов; — психологическая квалифицированная помощь; — отступление.

15.Бессовестный лгунишка. Сами забывают, о чем лгут. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — открытый протест; — снятие напряжения; — не верить ему.

16. Пакостник. Стили поведения: — скандал; — отступление.

17. Скряга. Скупой даже на чувства. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — открытый протест; — метод любви и добра.

18. Фанатик. «Прав либо я, либо никто». Трудоголик. Маньяк. Человек одержимый.

Стили поведения: — открытый протест; — скандал; — отступление; — если еще и безумец, то — психологическая помощь.

19. Подлиза. Такие люди обычно очень хорошие манипуляторы. Стили поведения: — снятие напряжения; — юмористический; — спокойные вопросы; — способ зеркала.

20. Самодовольный деспот. Часто осуждает. Хочет сделать всем гадость. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — способ зеркала; — скандал; — способ замещенной фантазии.

21. Надменный сноб. Гордыня. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — открытый протест; — отступление.

22. Нарцисс. Эгоист. Эгоцентрист. Он обожает только себя. Стили поведения: — метод любви и добра; — снятие напряжения; — юмористический; — отступление.

23. Конкурент. Дорожит только теми друзьями, которые хуже его. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — метод зеркала; — любви и добра; — отступление.

24. Наставник. Он не умеет держать себя в руках в случае депрессии. Стили поведения: — открытый протест; — метод зеркала; — скандал.

25. Обвиняющий критик. Он сам себя обвиняет. Стили поведения: — метод любви и добра; — метод спокойных вопросов; — метод зеркала; — открытый протест; — отступление.

26. Высокомерный всезнайка. Хвастается как знаниями, так и незнаниями. Стили поведения: — «я не буду об этом думать»; — любви и добра; — снятие напряжения; — открытый протест.

27. Ледышка. Эмоционально тупой. Равнодушный. Стили поведения: — снятие напряжения; — метод любви и добра; — научить его общаться; — юмористический; — метод спокойных вопросов.

28. Подозрительный скептик. Все вокруг его враги, хотя сам в это и верит и не верит. Стили поведения: — открытый протест; — метод спокойных вопросов; — метод любви и добра.

29. Подстрекатель. Человек — манипулятор, который сеет рознь. Стили поведения: — открытый протест; — метод спокойных вопросов; — метод любви и добра; — юмористический.

Стили поведения с «вредными» людьми

«Возлюби ближнего своего». Близок по духу. Заслужи любовь ближнего. Способ любви — добро.

Экстренный. Снятие напряжения через дыхание. Набрать свежий воздух в легкие, представить все плохое и выдохнуть все это.

Юмористический. Коллекционируйте шутки, картинки, истории. Они помогут вам при общении с людьми.

«Я не буду об этом думать». Либо думать о «вредном» человеке, либо думать о чем-то приятном.

Способ открытого протеста. Хамству нужно давать бой.

«Замещенная фантазия». Представлять в уме что угодно.

Отступление.

«Спокойный вопрос».

«Способ зеркала». Продублировать перед зеркалом образ вредного человека

Откровенный скандал.

Если уже дело дошло до конфликта, то основная задача выйти из него наименьшими потерями.

Существует пять стилей конфликтного поведения, их эффективность зависит от типа конфликта, его глубины, причин.

№ п/п Способ разрешения конфликта Утверждение, предпочтения при способах разрешения конфликта Эффективность такого способа разрешения конфликта
1. УКЛОНЕНИЕ

(стараюсь уклониться от участия в конфликте)

1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав.

2. Избегаю напряженных конфликтных ситуаций.

3. Добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

+ Оправдан как один из единственных способов разрешения конфликта в межличностном противостоянии.

— Неэффективен, если конфликт возник по каким-либо объективным причинам.

2. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

(стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих)

1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

2. Много времени уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

4. «Не стоит раскачивать лодку».

5. «Давайте жить дружно».

+ Может быть способом разрешения конфликта. Наиболее эффективен в конфликтах организационного характера.

— Не оправдан при эмоциональном раздражении противников друг на друга, у оппонентов различные цели.

3. КОНФРОНТАЦИЯ

(активно отстаиваю собственную позицию)

1.Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Из любого конфликта выхожу победителем.

3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения.

+ Эффективен, если оппонент легко идет на уступки.

— Неэффективен во всех других случаях.

4. СОТРУДНИЧЕСТВО

(ищу пути совместного решения проблемы)

1. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

2. Пересматриваю свою точку зрения, если почувствую свою неправоту.

3. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

+ Эффективен между грамотными, эмоционально интеллектуальными участниками конфликта, так как требует время, терпения, мудрости, умения выразить свою позицию, выслушать другую и прийти к выработке альтернативы и согласованному выбору.
5. КОМПРОМИСС

(ищу решение, основанное на взаимных уступках)

1. Отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

3. Часто соглашаюсь на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях.

+ Эффективен при любом конфликте; способность к компромиссу высоко ценится в социуме.

— Могут проявиться такие последствия, как неудовлетворенность «половинчатыми» решениями или проблема? породившая конфликт не решена, что повлечет последствия.

Наиболее важными препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются:

1) видение выхода из конфликта исключительно в виде своей победы,

2) эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам,

3) отсутствие навыков ведения переговоров и выработки компромисса,

4) использованию неэффективных стратегий в данном конфликте.

В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиально возможных стратегий:

1) всеми доступными средствами добиться победы,

2) уйти от конфликта,

3) вести переговоры с целью преодолеть конфликт компромиссом и сотрудничеством.

Конфликт может быть трудно управляемым, если:

1) одна или обе стороны желают продолжения конфликта,

2) участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу,

3) эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие почти невозможно,

4) различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего,

5) проявленный конфликт есть только «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.

Успешному урегулированию конфликта способствуют следующие факторы:

1) признание участниками существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции,

2) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, делает возможной эффективную коммуникацию между сторонами.

Литература.

1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

2. Фон Бреннер А. Феноменологическая и метафизическая парадигмы в психологических вопросах самореализации личности //Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 6. СПбГУ 2002.

3. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум.- Л.: Лениздат, 1989.

4. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. — М.: ИНФРА, 2001.

5. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2000.

6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб: Питер, 2001.

7. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учеб. пособие. -М., 1995.

8. Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 1999.

9. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.- М.: ИНФРА. — М., 1996.

10. Рубин Д., Пруйт Д. Ким С. Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение — СПб: прайм — еврознак, 2001.

Конфликтные ситуации и пути их разрешения (стр. 1 из 2)

План

Введение ……………………………………………………………………… 2

Глава 1. Конфликт и конфликтная ситуация: основные понятия ………… 3

Глава 2. Функция конфликта ………………………………………………… 6

Глава 3. Разрешение конфликтных ситуаций ……………………………… 8

Заключение …………………………………………………………………… 11

Список литературы ………………………………………………………….. 12

Введение

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Целью данного реферата является изучение конфликтных ситуаций и путей их разрешения.

Деловые отношения по праву можно назвать наиболее конфликтными из всех возможных. В профессиональной среде возникают и постоянно протекают процессы общения типа «руководитель – подчиненный», «сотрудник – сотрудник», «менеджер организации – клиент (покупатель)» и т. д., каждый из которых характеризуется особой структурой взаимоотношений между сторонами–участницами и нередко значительной долей психологически предопределенных противоречий, которые совершенно закономерно могут возникнуть между начальником и рядовым сотрудником его отдела, конкурирующими коллегами, покупателем и продавцом.

И, несмотря на то, что конфликт в деловой сфере имеет не только дестабилизирующие, но и функциональные последствия (многогранность конфликта будет рассмотрена позднее), любой конфликт — скорее негативное явление, так как он практически всегда становится причиной снижения трудовой активности людей, ослабления их мотивации к трудовой деятельности, возникновения преждевременной усталости и стрессов.

Глава 1. Конфликт и конфликтная ситуация: основные понятия

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.

В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Признаки конфликта включают: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

Основными составляющими конфликта являются: субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия), объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта), инцидент, причины конфликта (почему происходит столкновение интересов); методы регулирования конфликта и диагностики конфликта.

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому — либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться. В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.

Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия по сглаживанию этих различий в свою пользу (еще не понимая четко, в чем они заключаются).

Первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”.

Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

Конфликт имеет следующие фазы.

1) Конфронтационная (военная) – стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).

2) Компромиссная (политическая) – стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).

3) Коммуникативная (управленческая) – выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том. Что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.

Глава 2. Функция конфликта

Функция конфликта – определенное назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Долгое время считалось, что конфликты вредны и пользы от них нет никакой, они ведут лишь к различного рода потерям. В 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта в отношении организации и участников конфликта.

В настоящее время выделяют следующие функции конфликта:

— позитивные (разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию; снятие синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов);

— негативные (большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально — психологического климата в коллективе, представление о побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта, сложное восстановление деловых отношений — «шлейф конфликта»).

Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни.

Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

3. Постконфликтное построение мира

  • •История
  • •Введение
  • •Часть I
  • •Раздел первый
  • •Тема 1 Международные отношения Древнего Востока
  • •Документ № 1
  • •Глава 14
  • •Раздел 11
  • •Глава 15
  • •Раздел 96
  • •Глава 1
  • •Раздел 97
  • •Глава 2
  • •Глава 1
  • •Раздел 100
  • •Глава 2
  • •Глава 3
  • •Глава 5
  • •Документ № 2
  • •Глава VII
  • •Глава VIII
  • •Документ № 3
  • •Документ № 4
  • •Документ № 5
  • •Документ № 7
  • •Документ № 8
  • •Документ № 9
  • •Документ № 10
  • •Тема 2 Дипломатия Древней Греции и Рима
  • •Документ № 1
  • •Договор между Элидой и Гереей
  • •(VI в. До н.Э.)
  • •(М. N. Tod, i2, № 5)
  • •Документ № 2
  • •Договор между халадрийцами и Девкалионом
  • •(VI в. До н.Э.)
  • •(Н. Roehl, № 113)
  • •Документ № 3
  • •Договор между анетянами и метапийцами
  • •(VI в. До н.Э.)
  • •(Н. Roehl, № 118)
  • •Документ № 4
  • •Документ № 5
  • •Договор между Эантией и Халеем
  • •(Около 450 г. До н.Э.)
  • •(М. N. Tod, i2, № 34)
  • •Документ № 6 Дельфийско-фермопильская амфиктиония (Страбон, География, IX, 3, 7)
  • •Документ № 7
  • •Благодарственное приношение по поводу победы
  • •Над персами при Платеях
  • •(М. N. Tod2, I, № 19)
  • •Документ № 8
  • •Создание Делосского морского союза
  • •(Плутарх, Сравнительные жизнеописания,
  • •Аристид, XXIV—XXV)
  • •Документ № 9 Установление гегемонии Афин над союзниками (Фукидид, История, I, 94—99)
  • •Документ № 10 Постановление афинского Народного Собрания об Эрифрах
  • •Документ № 11 Постановление о Халкиде (sig2, 17)
  • •Документ № 12
  • •Афинский закон, обязывающий союзников
  • •Пользоваться афинской монетой
  • •(Seg, III, 713)
  • •Документ № 13 Организация Афинской архэ (Аристотель, Афинская Политая, 24)
  • •Документ № 14
  • •Северное Причерноморье и Афины в V в. До н.Э.
  • •Понтийская экспедиция Перикла
  • •(Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XX)
  • •Документ № 15 Афинские владения в Нимфее (Эсхин, Против Ктесифонта, 171)
  • •Документ № 16 Договор между Ольвией и Милетом (sig, 13, № 286)
  • •Документ № 17 Декреты северочерноморских государств IV—III вв. До н.Э. О даровании иностранцам проксений
  • •Документ № 18 Договор Херсонеса с понтийским царем Фарнаком (iре, i2, № 402)
  • •Xlii, 45—47; IV, 24)
  • •1. Предлагаемое издание и новый перевод текста Шехтера
  • •2. Краткий обзор текста Шехтера
  • •Глава I
  • •Глава XVII
  • •§ I. Как государства приходят к распаду
  • •§ XXV общие выводы
  • •Глава I
  • •1. Введение
  • •2. Определение
  • •11. Политическая цель войны вновь
  • •23. Война тем не менее всегда остается
  • •24. Война есть только продолжение политики
  • •25. Виды войны
  • •26. Все виды войны могут рассматриваться
  • •27. Последствия такого взгляда для понимания
  • •28. Вывод для теории
  • •Глава II
  • •Глава VI
  • •Глава I
  • •Глава II
  • •Глава VI
  • •Глава VIII
  • •Глава I
  • •17 Февраля (1 марта) 1898 г.
  • •1 Октября, 1898 г., № 26.
  • •I. Нота русского министра иностранных дел Покровского
  • •2. Телеграмма российского посла в Париже
  • •9А. Из выступления в.И.Ленина на VII съезде ркп(б)
  • •96. Из выступления л.Б.Троцкого
  • •9В. Из «Очерков русской смуты» а.И.Деникина.
  • •Раздел второй международные отношения новейшего времени (20-е – 50-е гг. XX века).
  • •8 Января 1918 года
  • •6 Февраля 1922 г. («Договор девяти держав»)
  • •18 Ноября 1922 г.
  • •21А. Нота британского официального агента в Москве Ходжсона на имя
  • •21Б. Нота официального агента Союза сср в Лондоне на имя британского
  • •Часть I настоящего доклада излагает наше понимание порученной нам задачи, наши общие выводы и основные черты нашего проекта.
  • •Часть II содержит те соображения, которые привели нас к нашим выводам, и в частности описывает некоторые особенности экономического и финансового положения Германии.
  • •Часть III включает целый ряд предложений, касающихся технических подробностей различных наших предложений…
  • •Раздел I
  • •Раздел II
  • •41А. Секретное приложение к антикоминтерновскому пакту
  • •4 Сентября 1932 г.
  • •Глава I. Очерк современного развития Китая.
  • •Глава II. Маньчжурия.
  • •Глава III. Маньчжурские споры между Японией и Китаем
  • •Глава VI. Маньчжоу-Го.
  • •Часть 1.Различные этапы создания нового государства.
  • •Часть II. Современное правительство Маньчжоу-Го.
  • •Часть III. Мнение жителей Маньчжурии.
  • •Глава VIII. Экономические интересы в Маньчжурии.
  • •Глава IX. Принципы и условия регулирования конфликта.
  • •Глава X. Соображения и предложения, представленные Совету (Лиге наций).
  • •23 Августа 1939 г.
  • •46А. Секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов
  • •23 Августа 1939 г.
  • •46Б. Постановление Съезда Народных Депутатов Союза Советских
  • •50А. Доверительный протокол относительно возможности переселения
  • •50Б. Секретный дополнительный протокол об изменении
  • •50В. Секретный дополнительный протокол о недопущении польской агитации
  • •19 Декабря 1941 года
  • •Раздел третий
  • •2) Что законодательные акты, принятые Антифашистским Вече Национального Освобождения, будут подлежать последующему утверждению Учредительным Собранием.
  • •VIII. Совещания Министров Иностранных Дел
  • •IX. Единство в организации мира, как и в ведении войны
  • •17 Июля – 2 августа 1945 г.
  • •1 В Потсдаме, во дворце Цицелиенгоф состоялась конференция руководителей ссср (и.В.Сталин), сша (г.Трумэн) и Великобритании (у.Черчилль, которого с 28 июля сменил новый премьер-министр к.Эттли).
  • •Глава I
  • •861.00/2-2246: Телеграмма
  • •Часть 3. Отражение советского мировоззрения в практической политике на официальном уровне.
  • •Часть 5. (Практические выводы с точки зрения политики сша).
  • •18 Августа 1948 г.
  • •Часть 1.
  • •Часть 2.
  • •23 Ноября 1948 г.
  • •26 Августа 1948 г.
  • •1948 Год. Ч.I. М., 1950, с.223-225.
  • •25 Января 1949 г.
  • •31 Марта 1949 г.
  • •I. Ежегодный обмен военной информацией
  • •II. Уменьшение опасности
  • •III. Контакты
  • •IV. Предварительное уведомление об определенных
  • •V. Наблюдение за определенными видами военной деятельности
  • •VI. Ежегодные планы
  • •VII. Ограничительные положения
  • •VIII. Соблюдение и проверка
  • •IX. Связь
  • •I. Организационные положения
  • •I. Связь
  • •26 Апреля 1985 года в Варшаве
  • •I. Основы военной политики государств-участников
  • •II. Основы обеспечения коллективной безопасности
  • •III. Система коллективной безопасности. Основные направления ее создания
  • •Раздел II. Основы обеспечения коллективной безопасности
  • •Глава 1
  • •Глава II
  • •Глава III
  • •Глава IV
  • •Глава V
  • •1. Предотвращение конфликтов
  • •2. Урегулирование вооруженных конфликтов
  • •3. Постконфликтное построение мира
  • •4. Взаимодействие с оон и обсе
  • •5. Общие вопросы
  • •I. Россия в мировом сообществе
  • •II. Национальные интересы России
  • •III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  • •IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  • •Выступление Президента Российской Федерации в.В.Путина перед лидерами канадского бизнеса, политическими и общественными деятелями Канады
  • •Часть II
  • •Часть III
  • •Заключение
  • •Библиография

Миротворческие операции: теория и практика многосторонней дипломатии

Pages: | 1 | 2 || — —

Глава 3 «Миротворчество и постконфликтное урегулирование в свете опыта операций в Косово, Афганистане и Ираке» посвящена анализу трех актуальных в контексте мирополитического развития ситуаций. Международные миссии и процессы постконфликтного урегулирования, осуществляемые на территории Косово, Афганистана и Ирака отмечены, как чертами, присущими «традиционному», так и «новому», миротворчеству. В каждом из случаев присутствуют также специфические моменты, в частности с точки зрения правового обоснования, способов и перспектив достижения целей иностранного вмешательства.

В параграфе 3.1 «Борьба с международным терроризмом и последствия иностранного вмешательства в развитие обстановки в Афганистане и Ираке» рассматриваются шаги мирового сообщества по устранению террористических угроз в данных регионах, исследуются основные события, оказавшие ключевое влияние на сохранение высокой нестабильности политической и социальной обстановки, риски ее проекции на международную среду.

В начале третьего тысячелетия мировое сообщество оказалось перед лицом беспрецедентных угроз глобальной безопасности, связанных с деятельностью международного терроризма. 28 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373, учредившую Контртеррористический комитет, в состав которого входят все члены Совета Безопасности. Последовавшее за этим создание международной коалиции во главе с США для проведения контртеррористической операции в Афганистане стало важным событием в развитии современных международных отношений. Оно продемонстрировало беспрецедентное единодушие государств-членов ООН в борьбе с новыми вызовами и угрозами. Но одновременно усиливались и риски выхода программы контртеррористических действий за пределы полномочий, установленных решениями мирового сообщества.

7 октября 2001 г. США и их союзники начали военную операцию на территории Афганистана, в результате которой была ликвидирована одна из важнейших баз международного терроризма. Однако завершения военной фазы иностранного вмешательства, предпринятого в целях принуждения сторонников терроризма к миру, до сих пор не наступило. Несмотря на создание новых органов государственной власти и начало проведения демократических преобразований, ситуация в Афганистане вплоть до настоящего времени остается крайне нестабильной. С 2007 г. представители стран, чьи войска дислоцированы в Афганистане и новое афганское правительство периодически выступают с заявлениями о возможности переговоров с вооруженной оппозицией в лице движения талибан, которое сумело восстановить свое влияние на значительной, если не большей части афганской территории. В целом, несмотря на иностранное военное присутствие и большую экономическую поддержку проектов посконфликтного восстановления Афганистан остается источником не только террористических, но и других угроз международной безопасности, особую роль среди которых играет масштабное производство наркотиков.

Перспективы ситуации в Афганистане, значимые не только для самой этой страны, но и для ее регионального окружения, вызывают растущую обеспокоенность России. Она неоднократно призывала США и НАТО к объединению усилий для борьбы с новым поколением вызовов, сложившихся на афганском направлении, но не получила позитивного отклика.

Для преодоления современных вызовов афганской ситуации необходимо и усиление вовлеченности универсальных международных структур безопасности, роль которых остается недостаточной. В этой связи в Афганистане происходит размывание целей применения силовых и иных средств урегулирования конфликта. Для разрешения афганской ситуации целесообразно также повысить внимание к потенциалу многосторонней дипломатии регионального уровня.

Противоречивое по своим результатам развитие ситуации, в другой «горячей точке» — в Ираке также является следствием иностранного военного вмешательства, предпринятого в ходе американской операции по свержению Саддама Хусейна. Состояние гражданского конфликта, в которое с 2003 года ввергнуто иракское общество, пока не преодолено. Межобщинная конфронтация стала фактором повседневной жизни, который используют противники оккупационных сил, в том числе связанные с международным терроризмом.

В более общем плане иракский опыт подтверждает, что созданные в условиях иностранного военного присутствия и в соответствии с иностранными стандартами новые институты государственного управления не обладают должным влиянием на население, разделенное этническими и конфессиональными границами. Это не только дискредитирует лозунги демократизации, но и усиливает позиции политического традиционализма исламистского толка.

К числу негативных моментов иракского урегулирования следует отнести и неоправданное занижение роли международного сообщества в посткризисном восстановлении страны. Расширение круга участников этого процесса является актуальной задачей многосторонней дипломатии.

В параграфе 3.2 «Неоднозначная роль многосторонних институтов дипломатии в урегулировании косовской ситуации» демонстрируются правовые и политические противоречия современных подходов к нормализации обстановки в Косово. Конфликтная ситуация в Косово и вокруг него, возникшая как продолжение Югославского кризиса, является крайне неблагоприятным примером международного миротворчества. Опыт расширительного толкования рамок гуманитарных интервенций и компетенции региональных организаций привел к искажению содержательных основ миротворческой деятельности, как в традиционном, так и в ее новом, постбиполярном, понимании. Из оперативного способа прекращения вооруженного противостояния или оказания помощи в вопросах стабилизации обстановки после заключения мирных соглашений, достижения межобщинного согласия и экономического развития, оно, как показывают косовские события, стало превращаться в механизм давления на одну из сторон, что отражается на создаваемых под международным наблюдением структурах общественного управления. Содействуя стремлению лидеров албанских сепаратистов к одностороннему провозглашению независимости автономного края Косово, влиятельные международные организации, такие как НАТО, ЕС и их члены отошли от выполнения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. В этой связи конструктивные возможности миротворчества на этапе постконфликтного урегулирования и восстановления Косово не были реализованы, что позволило сепаратистам игнорировать правовое и переговорное поле урегулирования кризиса.

Благодаря российским усилиям многосторонние институты и дипломатия, вовлеченные в урегулирование косовской проблемы не вышли окончательно за грань международного права. Тем не менее, представляется, что косовская ситуация ведет к размыванию содержания миротворчества и серьезно подрывает консенсус между постоянными членами Совета Безопасности ООН.

В параграфе 3.3 «Вызовы и противоречия современного миротворчества и постконфликтного урегулирования» представлены факторы, которые, особенно важны как ориентиры дипломатической деятельности, проводимой в целях достижения успеха миротворческих усилий при соблюдении всех основных норм и принципов международного права:

1.Изменение восприятия динамики конфликта и конкурирующих интересов со стороны руководства конфликтующих группировок;

2.Устранение фактора персональной заинтересованности лидеров в продолжении конфликта;

3.Привлечение к процессу урегулирования умеренных представителей каждой из противоборствующих группировок и установление конструктивных связей с ними;

4.Включение в мирный процесс всех политически значимых вооруженных группировок на основе интеграции членов конкурирующих элит;

5.Восстановление или функциональное реформирование государственности путем создания работоспособного и легитимного правительства, вооруженных сил и системы административного управления;

6.Углубление мирного процесса «сверху» вплоть до средних и нижних звеньев социальной пирамиды;

7.Социальное фундирование мирного процесса на основе программ реинтеграции жертв войны, поставок гуманитарной помощи, а также демонтаж «экономики военного времени», создание структур, ориентированных на устойчивое развитие, инвестиции в образование и человеческий капитал.

В Заключении подводятся итоги проделанной исследовательской работы.

Мировая повестка дня определяется сегодня стремлением к решению политических и экономических проблем, оказанию содействия развитию, преодолению последствий глобальных вызовов на коллективной основе. Самую существенную роль в ее рамках играют процессы международного миротворчества. В постбиполярный период значимость миротворчества как направления международного взаимодействия неизменно возрастала в силу задач преодоления многочисленных этнополитических конфликтов, борьбы с международным терроризмом и защиты населения в условиях гуманитарных катастроф. Однако относительная ограниченность ресурсов и отсутствие правовой проработки нового миротворчества привели к попыткам использования его механизмов для продвижения односторонних интересов, к очевидной неадекватности шагов по преодолению конфликтов в Косово, Афганистане и Ираке. Еще более деструктивные последствия для универсальной миротворческой практики имеет недружественное по отношении к России поведение ряда ведущих западных стран и некоторых региональных организаций в контексте урегулирования конфликтов на периферии постсоветского пространства. После августовских событий 2008 года, спровоцированных грузинским режимом во главе с М.Саакашвили, международное миротворчество предполагает принципиальное переосмысление процессов укрепления безопасности на международной арене.

Современное миротворчество характеризуется в своем практическом измерении многофункциональностью, смешением форматов операций по подержанию мира, операций по принуждению к миру и «гуманитарных интервенций» с задачами постконфликтного восстановления, содействия развитию и в целом профессионализацией миротворческой практики. Одновременно с профессионализацией миротворчества проявляются тенденции усиления бюрократизации управления этой деятельностью на уровне универсальных и региональных институтов, рост самостоятельности административного аппарата при подготовке принимаемых решений.

Что касается противодействия политическим и «технократическим» вызовам современному миротворчеству, то его успех зависит от способности многосторонней дипломатии обеспечить согласование политических интересов ведущих акторов мировой политики, в круг которых входит Россия.

В качестве первого этапа продвижения инициатив для развития международного сотрудничества на миротворческом направлении целесообразно добиваться:

во-первых, диверсификации профильного дискурса, западные участники которого неоправданно упрощают задачи преодоления современных конфликтов путем расширения внешнего вмешательства в развитие локальных звеньев международной системы;

во-вторых, восстановления в рамках многосторонних институтов роли международного миротворчества в качестве механизма обеспечения коллективной безопасности на основе разработки дополнительного регламента правовой экспертизы ОПМ в соответствии с буквой и духом Устава ООН;

в-третьих, повышения конструктивного вклада многосторонних организаций и дипломатии в преодолении последствий иностранного вмешательства в Косово, Афганистане и Ираке, которое привело к консервации кризисной ситуации в этих странах и ее превращению в долгосрочный источник международных вызовов и угроз.

Научные публикации по теме диссертации:

1.Зиновский Ю.Г. «Роль многосторонней дипломатии в совершенствовании миротворческой деятельности»// Вестник Московского университета. Серия 18 Социология и политология. №4. Москва, 2008. –С. 133-138.

2.»КНДР и ее ядерная программа» — Ситуационный анализ под руководством Е.М.Примакова // Россия в глобальной политике. Том II, №1, январь- февраль 2004. –С. 180-192 (член рабочей группы и группы экспертов).

3.»Иракский кризис и перспективы урегулирования» — Ситуационный анализ под руководством Е.М.Примакова // Россия в глобальной политике. Том II, №3 май-июнь 2004г. –С. 221-223 (член группы экспертов).

4.Зиновский Ю.Г. «Россия и Шанхайская организация сотрудничества как факторы формирования постбиполярной модели мира»// – Материалы конференции молодых ученых, посвященной 10-летию факультета международных отношений СПбГУ. Санкт-Петербург, 2004. –С. 74-80.

5.Зиновский Ю.Г. «Современное миротворчество в условиях новых вызовов международной безопасности», Москва 2006 г. // Международная мозаика, сборник научных трудов молодых ученых. Выпуск №1. Москва, 2006. –С. 8-12.

1 См. Выступление Президента РФ Д.Медведева на встрече с представителями российских общественных организаций от 19.09.2008 // www.rambler.runews/politics/medvedev/23462359.html?print=1

2 Белокреницкий В. Пакистан – Индия: конфронтационная стабильность? // Международные процессы. – 2003. -№ 2 (2) Том 1 // http://www.intertrends.ru/eleventh/003.htm.

3 Доронина Н.И. Международный конфликт. -М.: Международные отношения, 1981. -179 с.

4 Заемский В.Ф. Механизмы ооновского миротворчества // Международная жизнь, 2004.-№ 7-8, – С. 198-211.; Заемский В.Ф. Опыт миротворческих операций ООН // Обозреватель – 2004. – № 6. – С. 42-49.; Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. – М.: Международные отношения, 2008.; Заемский В.Ф. Необходимость перемен в ООН // Международная жизнь. – 2005. — № 9.

5 Звягельская И.Д., Косолапов Н., Международные отношения на постсоветском пространстве. — М.: МОНФ, 2000.

6 Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. -М., 1997.; Фельдман Д.М. Политология конфликта. – М., Стратегия, 1998.

7 Хрусталев М.А. Ближневосточный конфликт: динамика и перспективы // Международные процессы. – 2003. -№2(2) Том 1.; Хрусталев М.А. Эволюция системы международных отношений и особенности современного этапа // Космополис. — 1999. -№2.

8 Морозов Г.И., Обновление ООН: программа реформ // Международная жизнь. – 1998. -№ 4.; Морозов Г.И. Международный терроризм // США: экономика, политика, идеология. — 1997. — №12. – 73 c.

9 Пархалина Т.Г. Россия и НАТО: проблемы восприятия // Актуальные проблемы Европы: Европа и мир. -2000, — № 2. – C. 45-55.

10 Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. – М.: Логос, 2007.

11 Федотов Ю.В. ООН – гарант международного мира и стабильности // Международная жизнь. – 2003. – N 11. – С. 36-44.; Федотов Ю.В. Современные вызовы многосторонности и ООН // Международная жизнь. – 2004. – N 3. – С. 9-20.

14 Mays Terry. Historical Dictionary of Multinational Peacekeeping. Second ed., Oxford, 2004. 319 pp.

15 Nicolson H. Diplomacy. -L., 1969. 203 pp.; Nicolson H. Evolution of Diplomatic Method. -L., 1959. 125 pp.

17 Lake D., Rotсhild D. The International Spread of Ethnic Conflict. -Princeton Univ. Press, 1998. 392 pp.

18 Коппитерс Б. и др. Европеизация и разрешение конфликтов: Конкретные исследования европейской периферии. – М.: Весь мир, 2005. – 312 с.

19 Барабанов О. Н. Право и сила в разрешении конфликтов. Новые подходы к проблеме гуманитарной интервенции / Конфликты в современном мире; под ред. М. М. Лебедевой. –М. : МОНФ, 2001.; Барабанов О.Н., Терещенко В.В., Голицын В.А. Глобальное управление. – М. : МГИМО, 2006.;

20 Бордачев Т. В. «Новый интервенционализм» и современное миротворчество. — М.: МОНФ, 1998.

21 Гуськова Е.Ю. Кризис в Косове. История и современность / Внешняя политика и безопасность современной России (1991-2002) / Сост. Т.А. Шаклеина // Хрестоматия в 4 т. Исследования. – М.: МГИМО-РАМИ-ИНО-Центр, РОССПЭН, 2002. – 496 c.

22 Кулагин В.М. Международная безопасность. –М., 2007. – 319 с.

23 Пряхин В.Ф. Роль России в урегулировании региональных кофниктов на постсоветском пространстве/ Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований; под ред. А.В. Торкунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.- 784 c.

24 Федотов Ю.В. ООН – гарант международного мира и стабильности // Международная жизнь. – 2003. – N 11. – С. 36-44.; Федотов Ю.В. Современные вызовы многосторонности и ООН // Международная жизнь. – 2004. – N 3. – С. 9-20.

25 Хохлышева О.О. Миропонимание, Миротворчество, Миросохранение: Опыт ХХ столетия. — Нижний Новгород.: ННГУ, 2002. – 549 с.; Хохлышева О.О. Разоружение, Безопасность, Миротворчество: Глобальный масштаб. — Нижний Новгород: ННГУ, 2000.

26Худайкулова А.В. Гуманитарное вмешательство как новый вид современной миротворческой практики / Современные проблемы мировой политики: безопасность, конфликты и их анализ; под ред. М.М. Лебедевой. — М., 2002. – C. 7-47.

27 Никитин А. И., Хлестов О.Н, Федоров Ю.Е., Демуренко А.В. Миротворческие операции в СНГ: международно-правовые, политические, организационные аспекты. –М.: МОНФ, 1998.; Никитин А.И. Миротворческие операции: мировая практика и опыт СНГ. –М.: МГИМО, 2000.; Никитин А.И., Международные конфликты и проблемы миротворчества. –М., 2002 г.; Никитин А.И. Миротворческие операции: концепции и практика / Моск. обществ. науч. фонд. Центр полит. и междунар. исслед. — М.: Издат. центр науч. и учеб. прогр., 2000.; Никитин А.И. Международные конфликты и проблемы миротворчества /Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика.- М.: 2005 (2-е издание). – С.990.; Никитин А.И., Конфликты в СНГ и политика России/ Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований/ Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2003. – 784 c.

29 Уркхарт Б. Объединенные Нации в XXI веке // Россия в глобальной политике. -2004. -№4 Том 2. – C. 27-33.

30 Шмидт Г. Бремя глобальной ответственности // Россия в глобальной политике. -2002. -№ 1. – C. 20-31.

Конфликт — классификация, причины, методы разрешения

Конфликт — это системный процесс, проявляющий и вскрывающий уже заложенные ранее противоречия, который прерывает сложившиеся межличностные отношения и связи, а также нарушает и искажает личностные оценки и ценности, имеющий своим результатом изменение поведения и развитие участников конфликта.

Таким образом, конфликт всегда захватывает систему межличностных отношений и вскрывает внутриличностные мотивационные соотношения, детерминируя эмоциональную включенность участников конфликта в процесс его движения и развития.

Профессиональные конфликты, характеризующиеся значительным числом участников, являются частным случаем внешних социальных конфликтов, при этом их динамика подчиняется общим принципам развития внешних конфликтов.

Общепризнанные признаки конфликтов:

  • · вскрывающиеся противоречия либо в мотивационной структуре отдельного человека, либо в системе интересов социальной группы;
  • · необходимость осуществления выбора и соответствующего отказа от альтернативной возможности.

Ко всему сказанному необходимо добавить еще один, третий признак конфликта (который до настоящего времени остается в тени и поэтому практически не изучен). Он связан с тем, что любая конфликтная ситуация характеризуется неопределенностью и непредсказуемостью своего исхода. До разрешения ситуации заранее невозможно точно предсказать, чем же завершится данный конфликт.

Видимо, эта неопределенность и непредсказуемость исхода конфликта — даже более существенные причины конфликтофобий. Любой конфликт всегда является разрывом субъектной непрерывности или целостности социальной жизни группы, после которого может быть несколько вариантов дальнейшего развития, и некоторые пути могут быть прогрессивные, а иные — нет.

Другими словами, любой острый конфликт — это период бифуркации, который в момент своего развития может привести к совершенно неожиданному повороту событий. Эти неопределенность и неизвестность порождают интенсивное эмоциональное переживание.

Исходя из этого, необходимо указать еще на один, четвертый признак конфликта, связанный с обязательным эмоциональным напряжением, сопровождающим практически все конфликтные ситуации.

Как правило, эмоции, развивающиеся в конфликте, отрицательные: обида, раздражение, злость, тревога, страх, приводящие к активно- и пассивно-оборонительному поведению, что зачастую сопровождается значительными физиологическими и психическими изменениями человека, участвующего в конфликте.

Описание общих признаков конфликта уже включило в себя представления о его разных формах: были упомянуты внешний (межперсональный) и внутренний (интраперсональный) конфликты. Это наиболее часто употребляемая классификация, хотя очевидна условность отнесения той или иной реальной ситуации к определенному виду конфликтов.

Внешнему конфликту свойственна дифференциация по временному параметру, выявляющая ряд его динамических форм: конфликт потенциальный, латентный и актуальный, разворачивающийся сейчас и здесь, формирующий конфликтную ситуацию. К этой триаде иногда добавляют перманентную форму социального конфликта, название которого подчеркивает хроническое течение плохо разрешаемой конфликтной ситуации.

Внешние конфликты можно рассматривать с точки зрения качества исхода и результата актуальной формы конфликта, которые позволяют говорить о конструктивных и деструктивных конфликтах. Последние способствуют развитию как социальных групп (например, в профессиональной сфере), так и участников конфликтных ситуаций, обеспечивая их более полноценным социальным опытом и большей уверенностью в своих возможностях.

В конечном счете, конструктивный конфликт способствует личностному росту каждого члена коллектива и прежде всего его руководителя. Важная сторона конструктивно завершающихся конфликтов связана с углублением знаний и интеллектуальных возможностей руководителей и всех активных участников конфликтной ситуации и поэтому имеет принципиальное значение для формирования у менеджера эффективного стиля руководства.

Деструктивные конфликты приводят к разрыву социальных связей и отношений, иногда к существенным материальным и финансовым издержкам либо к хроническому развитию конфликтных отношений. Кроме того, деструктивные конфликты сказываются на психическом состоянии участников этих острых житейских или профессиональных ситуаций, частым следствием, которого являются невроз и (или) психосоматическое расстройство. Деструктивная форма конфликтов сопровождается обязательным включением в действие специальных психологических образований — механизмов психологической защиты.

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов невозможно предпринять что-либо эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения. Существует четыре группы причин конфликтов см. рис. 6.

Рис. 6. Причины конфликтов

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только, исходя из индивидуальных психологических особенностей, человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны.

Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других — нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны.

С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие причины:

  • · естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
  • · слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные стандартные, всем известные конфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого обжалования мало эффективна. Поэтому подчиненные реально пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций такого рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт.
  • · Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними, а основным дефицитом сегодня стали деньги.
  • · Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами.

Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией.

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.

Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

Третья группа причин имеет социально-психологический характер.

Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Согласно теории Эрика Берна, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он — друг, с другими — начальник, с третьими — подчиненный и т.д.

В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего) Берн вводит понятие трансакции — единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.

Выделяются три основных группы ролей:

  • · Ребенок — проявляет чувства (обиды, страха, вины), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность. Задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания;
  • · Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует;
  • · Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию. Разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

Когда руководитель общается с подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей, т.е. считает себя младшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком дисбалансе возможен ролевой конфликт.

Существует и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами. Ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей. Желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно, если нет — либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству, рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

Еще одна психологическая причина возникновения конфликта — значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Вы можете использовать какое-либо воздействие на человека, считая его достаточно нейтральным или слабым, но для вашего оппонента оно может оказаться достаточно сильным.

Такую же злую шутку может сыграть с человеком низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему. К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний.

Охарактеризованные личностные причины возникновения конфликта встречаются наиболее часто, но не исчерпывают перечень причин подобного рода.

Возможны и другие виды классификации конфликтов (типология Р. Дарендорфа (см. Приложение 1), типология И. Дойча).

В зависимости от поведения участников конфликта, в том числе и тех, кто его решает, различают следующие способы разрешения конфликта:

  • · уклонение — человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. При этом человек тщательно обдумывает свое поведение, а организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель, то есть отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, а также появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;
  • · сглаживание конфликта — используются разные аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. В частности, когда при обсуждении вопроса, программы высказывается много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью некоторых методов, включая, например, такие, как ссылка на авторитеты, условное согласие, перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля состоит в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;
  • · принуждение — противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Принуждение почти всегда вызывает возмущение подчиненного, антипатию. Такие решения обычно сковывают инициативу подчиненных, что для организации нерационально;
  • · поощрение — предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением. Хотя этот вид поведения можно рассматривать как компромиссный, есть большая вероятность, что конфликт останется;
  • · компромисс — одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично. Способность к компромиссам — важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать в себе каждый человек. Однако компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, так как прекращает поиск наиболее эффективного решения.
  • · предупреждение конфликта — совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, более справедливом распределении вознаграждений, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д.

Разрешение конфликта во многом зависит от уровня профессиональной компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь определяется его общей культурой.

Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Анализ различных точек зрения на конфликт позволяет определить его как трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством сторон, независимо от того, каковы источники этого противоборства, его способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Также и поведение участников конфликта складывается по-разному. Оно может иметь конструктивную направленность, для которой характерен совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, приемлемого для всех сторон. Возможно превосходство в силе (ранге) одной стороны, которой беспрекословно уступают другие. Не исключается и деструктивное поведение, проявляющее себя в действиях разрушительного характера.

6 способов разрешения конфликтов

Специалисты предлагают 6 эффективных методов, с помощью которых можно разрешить конфликты.

  1. Сотрудничество. Предполагает урегулирование спора и касающихся его проблем совместными усилиями фигурантов.
  2. Конфронтация. В данном случае каждая сторона остается при своем мнении, не желая идти на уступки. Для наиболее эффективного разрешения конфликта нужна третья сторона, которая будет являться независимой и не примет чью-либо сторону.
  3. Принуждение. Конфликтная ситуация разрешается путем подавления одной стороной другой стороны. При этом довлеющая сторона не учитывает мнение и интересы стороны, над которой установила господство.
  4. Компромисс. Фигуранты спора идут на уступки друг другу, что позволяет им разрешить конфликт, в той или иной степени удовлетворив свои потребности/стремления/желания.
  5. Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
  6. Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Классификация конфликтов

Признак классификации

Виды конфликтов

По действию на функционирование группы/организации

  • Конструктивные (функциональные)

  • Деструктивные (дисфункциональные)

По содержанию

  • Реалистические (предметные)

  • Нереалистические (беспредметные)

По характеру участников

  • Внутриличностные

  • Межличностные

  • Между личностью и группой

  • Межгрупповые

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.

  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

  5. Улучшаются отношения между людьми.

  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.

  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

  6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *