Прямой и косвенный налоги

Косвенные налоги: виды и особенности

Формальными плательщиками таких сборов являются индивидуальные предприниматели, а фактическими – третьи лица (потребители произведенных товаров, оказанных услуг или выполненных работ).

Размер сбора уже включен в стоимость произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы. Отчисление налога продавцом происходит после получения им транзакции, когда покупатель оплатит продукцию.

Отличительными чертами косвенных сборов выступают:

  • оперативность. Сборы должны поступить к государству за короткий период времени (например, временные рамки для НДС – от 1 до 3 месяцев);
  • высокая собираемость. Данный тип платежей является неотъемлемой частью налоговых сборов, поэтому выявить образовавшиеся нарушения или отклонения не представляет особой сложности. Причина этому – постоянный мониторинг торговых отношений со стороны государственных органов власти и налоговых служб субъектов.

К косвенным налогам относятся:

НДС (налог на добавленную стоимость). Добавленная стоимость – сумма, играющая главную роль в формировании прибыли продавца. Именно она подлежит обложению налогами со стороны государства и имеет большое значение для экономики любой развитой страны. Так, например, в РФ на долю НДС приходится около 40% от всех налоговых сборов, что существенно превышает суммы, поступающие от прямых сборов. Дополнительное преимущество заключается в том, что уплата НДС происходит при каждой сделке. При этом количество посредников, через которых прошел товар прежде, чем перейти к конечному потребителю, не имеет значения.

На ставку НДС влияет вид товара. Большая часть продукции облагается налогом по ставке 18%, отдельные категории (печатные издания, лекарственные средства и товары, предназначенные для детей) – 10%. Есть и исключительные случаи, когда НДС не оплачивается:

  • при экспорте товаров;
  • фирма оказывает услуги по перевозке пассажиров;
  • организация самостоятельно реализует произведенную продукцию;
  • предприятие занимается оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При этом перечень случаев, освобождающих налогоплательщика от данного вида сборов, строго контролируется и устанавливается государством. Региональные органы власти этот порядок изменить не могут.

Акциз. Также включен в конечную стоимость, однако применим только к производственной сфере.

Таможенная пошлина, взимание которой осуществляется на границе страны. Ее основанием является перемещение товара за пределами государства.

Отличие прямых и косвенных налогов

Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.

Критерий Налог
Прямой Косвенный
Кто выступает налогоплательщиком? ФЛ, ЮЛ Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ.
Как происходят взаимоотношения с государством? Выплата производятся непосредственно государству. Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители.
Что является объектом налогообложения? Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Что влияет на величину налога? Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр.
Как зависят от финансовой деятельности? Прямая зависимость Отсутствие зависимости
Как осуществляется расчет? Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. Простой, осуществляется с помощью специальных формул.
Как происходит участие в формировании цены? Цена зависит от конкретного производства. Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ.
Какова степень открытости? Открытые платежи Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну.

Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.

Современная система налогообложения в РФ предполагает смешение прямых и косвенных налогов. Таким образом, путем их уравнивания происходит стабилизация и достигается равновесие разных рыночных сегментов.

Следует отметить, что налоговые сборы, которые подлежали уплате физическими лицами за 2016-2017 гг. меньше, чем для предприятий. Косвенные налоги почти в два раза превышают прямые. Такой отличительный признак характерен только для экономически развитых стран.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.

Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.

В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:

  • англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
  • евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
  • латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
  • смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.

Что касается РФ, то ее фискальная система больше соответствует латиноамериканской модели с незначительными элементами евроконтинентальной. При этом на долю сборов от предпринимательской деятельности приходится около 70%. Вполне закономерно, что это обременительно для частных предпринимателей. Однако произвести смещение и переложить часть налоговой нагрузки на физических лиц невозможно. Это связано с низкой покупательной способностью населения. Главной причиной сложившейся обстановки выступает низкая степень эффективности общественного производства.

Выбирая модель соотношения двух типов налогообложения, нельзя руководствоваться только опытом зарубежных государств. Обязательно во внимание должна быть принята экономическая и политическая ситуация в стране, а также особенности законодательства РФ в фискальной сфере.

46. Налоги и их сущность. Прямые и косвенные налоги.

Налоги и их сущность

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизацийифизических лицв целях финансового обеспечения деятельностигосударстваи (или)муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов(пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Духовные лица освобождаются от уплаты налогов.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством(см.налоговое право). Совокупность установленных налогов, а также принципов,формиметодових установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуютналоговую системугосударства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог,налог на прибыльи подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж,налог на добавленную стоимостьи другие.

Ко́свенный нало́г — налогна товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки кценеилитарифу, в отличие отпрямых налогов, определяемыхдоходомналогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

В Российской Федерации эти налоги преобладают.

]Основные виды косвенных налогов

  • Акциз— вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие оттаможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённыеуслуги.

  • Налог на добавленную стоимость— вид косвенного налога; форма изъятия вбюджетчастидобавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

  • Таможенная пошлина— вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

  • Экологический налог— вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.

Прямо́й нало́г — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Прямые налоги делятся на реальныеиличныеналоги.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,налог на прибыль предприятий(корпораций, организаций и т. п.);налог с наследства и дарения,имущественный налог,налог на добычу полезных ископаемыхи т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги — налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль — налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций — облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.

Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Классификация налогоплательщиков: цель и задачи (Копина А.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Классификация налогоплательщиков: цель и задачи (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Определение налогоплательщика является ключевым для налогового права. С одной стороны, именно лица, определяемые как налогоплательщики, несут основную фискальную нагрузку, уплачивают налоги путем отчуждения принадлежащего им имущества, тем самым финансово обеспечивая деятельность государства и муниципального образования. С другой стороны, без конкретизации субъекта налога невозможно установить соответствующий налог, а значит, ключевая обязанность, предопределяющая существование налогового права, — уплата налога — без закрепления этого понятия не может быть исполнена.

Согласно философскому словарю классификация представляет собой особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.) <1>. Ценность любой классификации заключается в том, что она дает возможность, с одной стороны, составить общее представление об изучаемом явлении, объекте, предмете, поскольку нам необходимо выявить общее (родовое понятие), позволяющее объединить изучаемые предметы в единое целое, а с другой стороны, конкретизировать наше знание об исследуемом объекте, так как в процессе классификации будут выделяться особенности изучаемого предмета (объекта и т.д.).
———————————
<1> Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.

Классификация налогоплательщиков необходима в целях уяснения сущности изучаемого понятия путем выявления общего родового определяющего признака субъектов, относящихся к данной категории, а затем разделения его на виды в зависимости от различных оснований (критериев).
Целью выработки научно обоснованной классификации налогоплательщиков является достижение необходимого баланса между фискальными интересами государства и частными интересами субъекта, без которого невозможна реализация принципа, согласно которому при установлении налогов необходимо учитывать фактическую способность к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
Можно предположить, что классификация налогоплательщиков позволит решить следующие задачи:
1. Отделить налогоплательщиков от других субъектов налоговых правоотношений, например от налоговых агентов. Одна и та же организация может одновременно быть как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, в этой связи важно не смешивать эти понятия.
Исходя из определения, данного в ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, в качестве основополагающего признака, позволяющего объединить субъектов налоговых правоотношений в одну категорию «налогоплательщик», является возложенная на него обязанность по уплате налога.
Важно отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации различает понятия «уплата налога» и «перечисление налога».
Так, применительно к налогоплательщику применяется термин «уплата налога», а к налоговому агенту — термин «перечисление налога». Притом что фактически действия, осуществляемые данными лицами по обеспечению поступления исчисленной суммы налога в бюджет, могут и не отличаться, тем не менее именно наличие обязанности по уплате налога является ключевым для определения налогоплательщика. В ст. 44 НК РФ определяются основания для возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога. В ст. 58 НК РФ определяется порядок уплаты налога. Исходя из системного толкования ст. ст. 44 и 58 НК РФ можно отметить, что уплата налога и обязанность по уплате налога не являются синонимами. Уплата налога является одним из способов прекращения налоговой обязанности, конечной стадией исполнения налоговой обязанности. Основная обязанность налогового агента состоит из трех элементов: исчисление налога, удержание у налогоплательщика и перечисление в бюджет.
Однако в последнее время намечается тенденция переложения обязанностей налогоплательщика на налогового агента в случаях, когда налоговые органы не имеют возможности взыскать налог непосредственно с налогоплательщика, поскольку тот не стоит на учете в налоговых органах.
В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» были разъяснены права и обязанности налогового агента. В данном пункте судьи пришли к весьма неожиданному выводу, в соответствии с которым порядок исполнения обязанностей налогового агента зависит от категории налогоплательщика. Было выделено два вида налогоплательщиков: администрируемые налоговыми органами и не администрируемые налоговыми органами. Судьи отметили, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога, в связи с неучетом данного иностранного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. В остальных случаях взыскание налога с налогового агента возможно только в случаях, когда он удержал сумму налога у налогоплательщика, но не перечислил ее в бюджет.
Опуская вопрос дискриминационности такого подхода по отношению к организациям — налоговым агентам, осуществляющим выплаты иностранным лицам, попытаемся ответить на вопрос: можно ли считать налоговую обязанность налогоплательщика исполненной в данном случае? Налог, исчисленный налоговым органом, не был удержан у налогоплательщика, не уплатил налог и сам налогоплательщик, поэтому полагаем, что налоговая обязанность иностранного лица не прекращается. Данная выплата налогового агента носит скорее штрафной, а не налоговый характер.
2. Реализовывать принципы учета фактической способности к уплате налога и запрета на дискриминацию при установлении налогов. Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О, принцип <2> равенства не исключает возможности установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Из приведенной правовой позиции, имеющей общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений следует, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для различных категорий субъектов налогообложения, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики налогооблагаемой базы и особенности указанных субъектов как плательщиков налогов.
———————————
<2> Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова Антона Леонидовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Понятие налогоплательщика является общим родовым, оно конкретизируется применительно к каждому налогу, выделяют плательщиков налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и т.д. Данные группы налогоплательщиков также подлежат делению. Так, среди плательщиков налога на доходы физических лиц выделяют налоговых резидентов и нерезидентов, отнесение лица к той или иной категории приводит к уточнению их объекта налогообложения и выбору соответствующей ставки.
Согласно ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
В связи с присоединением Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 г. возник вопрос о резидентном статусе лиц, которые там проживали. Согласно п. 2.1. ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами в 2015 г. признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 г. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.
Так, согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением некоторых доходов, например дивидендов. Либо отдельными категориями иностранных граждан, к которым относятся высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, которые работают в Российской Федерации на основе патента. Данные налогоплательщики уплачивают налоги с доходов от их трудовой деятельности по ставке 13%, как и резиденты Российской Федерации. Налоговая ставка относится к основным элементам юридической конструкции налога и как элемент налогообложения является своего рода отображением реализации принципа соразмерности и справедливости налогообложения <3>. Кроме того, различается и объект налога для налогоплательщика — физического лица, являющегося резидентом России, им будет доход, полученный от источников как в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами, в то время как для нерезидента объектом налогообложения будет только доход, полученный от источников в Российской Федерации.
———————————
<3> Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014.

Таким образом, классификация позволит обоснованно выделять категории налогоплательщиков для установления дифференцированного подхода в их налогообложении. В п. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации отмечено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Научный подход в выделении оснований для классификации налогоплательщиков позволит избежать дискриминации при установлении налогов.
Так, можно согласиться с тем, что в части правового регулирования НДФЛ содержатся дискриминационные положения применительно к гражданам России <4>, которые даже если будут соответствовать критериям высококвалифицированного специалиста и будут наняты на работу российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, должны будут подтверждать свой статус резидента или в противном случае уплачивать налоги с доходов по ставке 30%, для них подобных исключений из правил не предусмотрено.
———————————
<4> См.: Казакова Т.В. Особенности налогообложения иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации // Газета «Налоги». 2016. N 4.

3. Обоснованно устанавливать налоговые льготы. Вытекающим из предыдущего тезиса является и возможность обоснования установления тех или иных льгот для отдельных категорий налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Таким образом, при установлении льготы необходимо определить и выделить категорию налогоплательщиков, которые смогут ее применять. Проблемы с определением данной категории могут вызвать большое количество споров и привести к невозможности применения льготы лицами, для которых она предназначалась <5>. По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 22 января 2015 г. N 03-11-10/69516, применительно к возможности установления нормативными актами субъектов Российской Федерации дифференцированной ставки по упрощенной системе налогообложения в случаях, когда лицо выбирает объект налогообложения «доходы минус расходы», из сущности понятия «категория налогоплательщиков» следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях. Такие признаки (свойства) должны быть сформулированы в акте законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах таким образом, чтобы не допускалось их произвольное толкование и налоговые органы имели возможность проверки на предмет соответствия налогоплательщика установленной категории.
———————————
<5> См. подробнее: Копина А.А. Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков: Сборник трудов РАЮН. 2014. Т. 1. С. 949.

Показательной является практика, которая сложилась в судах общей юрисдикции в связи с порядком применения п. 5 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 Кодекса, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации, в частности, квартиры, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи, в частности квартиры, совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 Кодекса.
Так, судьи Верховного Суда Республики Карелии пришли к выводу о том, что если отношения между истицей как покупателем и ее родной сестрой как продавцом не оказали влияния на условия и экономические результаты сделки купли-продажи квартиры, то несмотря на взаимозависимость лиц они не лишаются права на вычет.
В частности, суд указал, что между сторонами купли-продажи квартиры реально произведены расчеты за проданное имущество, цена квартиры сторонами не завышена. Письменные документы свидетельствуют о том, что истица располагала достаточными денежными средствами для приобретения квартиры у своей сестры за обусловленную договором купли-продажи цену. Договор купли-продажи квартиры, заключенный истицей со своей сестрой, соответствует действующему законодательству, мнимой или притворной сделкой не признан. Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя имущества, не имеется. Напротив, экономический результат сделки достигнут, право собственности зарегистрировано за истицей в установленном законом порядке. Указанные факты ответчиком не оспаривались.
Судебная коллегия полагает, что поскольку лишение налоговой льготы истицы произведено налоговым органом по формальным основаниям, без учета того обстоятельства, что ею не допущено злоупотребления правом, родственные отношения не повлияли на экономический результат заключенной сделки, то лишение истицы права на получение налоговой льготы по указанной сделке противоречит принципу равенства всех перед законом, правилам равного и справедливого налогообложения.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что родственные отношения между истицей как покупателем квартиры и ее сестрой как продавцом не оказали влияния на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки купли-продажи, является законным и обоснованным. Представленные доказательства с достоверностью свидетельствуют о том, что сделка между истицей и ее сестрой носила реальный характер, в связи с чем судом правильно удовлетворены исковые требования <6>.
———————————
<6> Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 16 ноября 2012 г. по делу N 33-3311/2012. Схожие позиции содержаться в: Апелляционном определении Свердловского областного суда от 3 июня 2015 г. по делу N 33-7538/2015, Апелляционном определении Челябинского областного суда от 27 апреля 2015 г. по делу N 11-4013/2015, Апелляционном определении Свердловского областного суда от 11 февраля 2015 г. по делу N 33-1951/2015.

В противовес этому делу можно привести иное решение, в котором суд, напротив, указывает, что отношения родства без учета реальности сделки лишают лицо право на вычет.
В данном Определении было указано, что в ходе выездной налоговой проверки установлено, что стороны по сделке (И.П. и И.) состоят в отношениях близкого родства, являются отцом и сыном. Данное обстоятельство налогоплательщиком не оспорено, подтверждается также ответом органа записи актов гражданского состояния Таврического района Министерства государственно-правового развития Омской области, свидетельством о рождении И.
В данном случае федеральный законодатель прямо установил, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого помещения совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми, к которым отнесены родители и дети.
В данной связи и поскольку сделка по приобретению недвижимости совершена между И.П. и И., являющимися взаимозависимыми лицами, независимо от условий и экономических результатов заключенной сделки, а также независимо от реального характера понесенных расходов, оснований для получения имущественного налогового вычета у И. не имелось <7>.
———————————
<7> Апелляционное определение Омского областного суда от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-6867/2012 // СПС «КонсультантПлюс». Аналогичное мнение содержит Апелляционное определение Омского областного суда от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-8060/2014.

К похожему заключению пришел и Верховный Суд Республики Татарстан, указавший, что утверждение М.Т. об отсутствии взаимозависимости между сторонами сделки не имеет правового значения. Налоговое законодательство не требует предоставления доказательств инспекцией о наличии взаимозависимости между сторонами сделки. Для отказа в предоставлении имущественного налогового вычета достаточно наличия родственных связей между сторонами сделки <8>.
———————————
<8> Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 ноября 2011 г. по делу N 33-14052/11 // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, одни судьи полагают, что сам факт отнесения лиц к одной из перечисленных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ категорий налогоплательщиков — взаимозависимых лиц, уже сам по себе является основанием для отказа в применении льготы.
Другие судьи, напротив, считают необходимыми комплексно исследовать отношения, которые возникли между лицами, для того, чтобы определить: существуют ли между ними отношения, определенные в п. 1 ст. 105.1, полагая, таким образом, что п. 2 ст. 105.1 указывает на категории лиц, между которыми такие отношения возможны, но не обязательно существуют.
4. Определять порядок налогообложения. Порядок уплаты налога налогоплательщиками — физическими лицами зависит от того, к какой категории они относятся. Например, выделяют налогоплательщиков — физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не являющихся индивидуальными предпринимателями, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, нотариусов, занимающихся частной практикой. Данные лица являются плательщиками налога на доходы физических лиц, однако порядок расчета этого налога для них будет различаться. Так, физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, и лица, учредившие адвокатский кабинет или являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, исчисляют и уплачивают налог самостоятельно, кроме того, они вправе применить профессиональные вычеты. На этом основании возникла проблема, когда этих лиц пытались объединить в одну группу для целей налогообложения <9>, однако деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательской по своей сути, что требуется учитывать при определении, например, составов расходов и доходов.
———————————
<9> В связи с отнесением в 2003 г. нотариусов и адвокатов к индивидуальным предпринимателям произошла большая путаница в практике деятельности налоговых органов. Возник ряд вопросов, связанных с распространением налогового режима, предусмотренного для индивидуальных предпринимателей, на адвокатов и нотариусов, вот только непонятно, распространяются ли на частнопрактикующих нотариусов упрощенная система налогообложения, допустимые профессиональные вычеты, какие расходы не включаются в состав затрат нотариальной и адвокатской деятельности (расходы на рекламу, взносы в нотариальную палату, оказание бесплатной помощи гражданам) и т.д. Судебная практика была весьма разнородной в зависимости от региона. Конституционный Суд также не внес ясности в решение этого вопроса, отписав в Определении, что отождествление нотариусов и предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, предназначенное для применения исключительно в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О // СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 3007). Прислушавшийся к шквалу критики законодатель внес в 2006 г. изменения и исключил нотариусов и адвокатов из определения индивидуальных предпринимателей, однако проблемы, связанные с особенностями их деятельности при исчислении НДФЛ, частично остались.

Для организаций Налоговым кодексом также введены особые категории налогоплательщиков, порядок уплаты налога у которых отличается. Например, среди плательщиков налога на прибыль выделяют особую категорию налогоплательщиков — консолидированную группу налогоплательщиков, которой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. В отличие от предыдущего примера выделение данной категории налогоплательщиков имеет четкие правовые последствия, детально изложенные в Кодексе.
5. Увеличить эффективность налогового контроля за счет выделения групп налогоплательщиков с наиболее высоким уровнем риска нарушения законодательства о налогах и сборах либо высокой степенью общественной опасности совершаемых налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах (например, крупнейшими налогоплательщиками). На эффективность налогового контроля влияет правильный выбор форм и методов налогового контроля, который должен учитывать соотношение степени ущерба государству от невыполнения законодательства о налогах и сборах и затрат государства, которые оно вынуждено будет осуществить для их реализации. Выбор того или иного вида налогового контроля зависит от ряда факторов, которые свидетельствуют о наличии высоких рисков нарушения законодательства о налогах и сборах. Уровень риска может выделяться исходя из таких критериев, как вид деятельности, которой занимается лицо, вид налогоплательщика и т.д. <10>.
———————————
<10> См. подробнее: Копина А.А. Дифференциация видов налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков // Финансовое право. 2014. N 10. С. 7 — 13.

6. Устранение возможных коллизий путем систематизации видов налогоплательщиков. В Налоговый кодекс Российской Федерации за последнее время внесено большое количество изменений и дополнений, вводящих новые институты налогового права (взаимозависимые лица, консолидированная группа налогоплательщиков, контролируемая иностранная компания и т.д.), предполагающие появление специальных прав и обязанностей для налогоплательщиков, что требует систематизации видов налогоплательщиков, в том числе и в целях выявления и устранения возможных коллизий.
Это лишь часть примеров, которые можно было бы привести, но даже они позволяют утверждать, что в современной действительности созрела большая необходимость разработки классификации налогоплательщиков, выработки критериев для классификации, закрепления некоторых итогов проведенной классификации в законах путем установления критериев отнесения налогоплательщиков к определенным категориям, а также введения особенностей правового положения для выделенных категорий, что будет способствовать реализации принципа определенности налоговых норм, улучшению юридической техники, совершенствованию механизмов налогообложения.

Литература

1. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова Антона Леонидовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О // СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 3007.
3. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014.
4. Копина А.А. Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков: Сборник трудов РАЮН. 2014. Т. 1.
5. Копина А.А. Дифференциация видов налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков // Финансовое право. 2014. N 10. С. 7 — 13.
6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, все организации и ИП должны сообщать в налоговую по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • о своем участии в российских организациях (кроме участия в хозяйственных товариществах и ООО), если доля прямого участия превышает 10%;
  • обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (кроме филиалов и представительств), об изменениях в сведениях о них, а также о подразделениях, через которые прекращается деятельность организации.

Другие обязанности налогоплательщиков, а также плательщиков сборов и страховых взносов также установлены НК РФ.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *