Промежуточная аттестация

Если с промежуточной аттестацией обучающихся в школе родителям в основном всё понятно, то у родителей, дети которых получают образование в семейной форме, имеются вопросы.

Право прохождения промежуточной аттестации лиц, получающих образование в семейной форме или путем самообразования на бесплатной основе, закреплено в статьях 17,34, 58 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, получающих образование в семейной форме, следует обратить внимание на следующее.
1.Согласно ст. 28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.
В ст. 58 закона уточняется, что промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Промежуточная аттестация может проводиться как по результатам освоения образовательной программы в целом, так и отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Таким образом, каждая школа самостоятельно устанавливает формы и порядок промежуточной аттестации учащихся, которые закрепляются в её учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте.
Примечание. Как сказано в Википедии, аттестация— это подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.
Следовательно, промежуточная аттестация обучающихся — это установление факта и степени усвоения ими образовательной программы или её части (модуля) путем сравнения уровня его знаний и способов действий с требованиями образовательного стандарта.

2.Согласно ст. 34 Закона, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

3.Чтобы воспользоваться предоставленным правом для прохождения промежуточной аттестации ребёнок, получающий образование в семейной форме (далее – «семейник»), должен быть прикреплен к школе органом управления образованием, по согласованию с родителями (законными представителями), на время прохождения промежуточной аттестации, на год или на всё время обучения. При этом промежуточная аттестация будет включена в муниципальное здание школы.
Примечание. Если никуда не прикрепляться и не уведомлять местные органы управления образованием о переходе на семейное образование, то семьей могут заинтересоваться местные органы власти, ведущие учет детей, проживающих на их территории, и органы опеки и попечительства.

4.Если ребёнок уже обучался в школе и родители не против закрепления его за этой школой, то он из школы на время получения образования в семейной форме не исключается и пользуется всеми академическими правами и мерами социальной поддержки.
Также пользуются всеми академическими правами и экстерны на время прохождения промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по заявлению родителей (законных представителей). В заявлении указываются:
— сроки прохождения промежуточной аттестации;
— период аттестации (если периодичность аттестации не совпадает с периодами аттестации для данного уровня обучения, закрепленными локальным актом учреждения);
— перечень предметов для аттестации.

В школе могут быть изданы следующие приказы:

о зачислении экстерна на время аттестации;
о проведении промежуточной аттестации;
об итогах промежуточной аттестации ;
об отчислении экстерна (если обучающийся зачислялся в школу только на время аттестации).

5.Как отмечено выше, формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации определяются школой самостоятельно и отражаются в нормативном локальном акте школы типа «Положение».
Обратим внимание, что в законе нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении «семейниками» ежегодной промежуточной аттестации. Также Законом не предусмотрено установление допуска их к промежуточной аттестации. Следовательно, родителям (законным представителям) обучающихся «семейников» необходимо руководствоваться локальным актом школы («Положением»).
Если установленный школьным «Положением» порядок прохождения промежуточной аттестации в школе, которая предлагается органом управления образованием, не устраивает родителей (законных представителей), то они могут обратиться с просьбой закрепить ребенка за другой школой.
По заявлению родителей по согласованию со школой сроки промежуточной аттестации могут устанавливаться в индивидуальном порядке, что должно быть также закреплено в локальном акте школы.
Промежуточную аттестацию «семейники» могут проходить и дистанционно. На законодательном уровне методики проведения промежуточной аттестации в дистанционной форме не определены, поэтому школа сама может установить их своим локальным актом.

Локальные акты школы о промежуточной аттестации должны быть размещены на школьном сайте и с ними родителям (законным представителям) обучающихся, получающих образование в семейной форме или путём самообразования, надо обязательно ознакомиться, что позволит снять некоторые последующие вопросы и недоразумения по поводу форм, порядка и сроков прохождения промежуточной аттестации.

6.Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это означает, что школа информирует «семейников» и их родителей (законных представителей) о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля.
Примечание. Возможными формами промежуточной аттестации могут быть:
устные: доклады, сообщения; собеседование; защита проекта; экзамен и др.;
письменные: тесты; комплексные контрольные работы; контрольные работы: диктанты, изложения, задачи; задания на основе текста; творческие работы: сочинения, эссе; рефераты, проекты и др.;
комбинированные: сочетание устных и письменных форм.
Возможная периодичность промежуточной аттестации:
по итогам изучения образовательной программы за четверть, полугодие, год, определенного раздела, темы, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. По согласованию с родителями сроки и объем промежуточной аттестации может устанавливаться индивидуально. Если не получается пройти промежуточную аттестацию в установленные сроки, нужно сообщить об этом в школу и решить вопрос о переносе даты.

По итогам аттестации экстерну выдается справка о результатах промежуточной аттестации, в которой указываются учебные предметы, аттестационный период (четверть, полугодие, год, класс либо темы, разделы, курс образовательной программы ), отметки.

7.Значение промежуточной аттестации
Результаты промежуточной аттестации имеют очень важное значение для обучающихся, так как неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающийся обязан ликвидировать. Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования, самообразования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности.
В соответствии со ст.58 Закона обучающийся, получающий образование в семейной форме или путем самообразования, не ликвидировавший академическую задолженность в установленные сроки, должен быть переведён на обучение в школе.
8.Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска к государственной итоговой аттестации.
Для допуска к ГИА обучающийся в форме семейного образования, самообразования должен успешно пройти промежуточную аттестацию по всем учебным предметам инвариантной (обязательной) части базисного учебного плана, а также получить зачёт: для девятиклассников — на устном собеседовании по русскому языку, а для выпускников средней школы — по итоговому сочинению.
Примечание. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования, прошедшим экстерном государственную итоговую аттестацию и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Обучающиеся, получающие образование в семейной форме либо путём самообразования, получают аттестат с отличием на общих основаниях.

9.Часто возникает вопрос, что делать, если обучающийся не явился на промежуточную аттестацию?
Согласно статьи 58 Закона при наличии уважительных причин (болезнь, и др.) ученику должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию в другое время или выполнить работу дистанционно. Для этого родители (законные представители) должны написать заявление в школу.
Данное положение должно быть закреплено в локальном нормативном акте школы.

10. О зачёте результатов обучения в иных образовательных организациях. Статья 34 Закона определяет, что обучающиеся имеют право на «зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Следовательно, в школе должен быть разработан соответствующий локальный акт, в котором указан порядок зачета результатов обучения и соответствие их школьным отметкам.

11.Локальным актом школы также должна быть предусмотрена возможность подачи апелляции родителями (законными представителями), если они не согласны с результатами промежуточной аттестации.
Например, апелляции могут рассматриваются в школьной Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Примечание. Обучающийся, получающий образование в семейной форме, путем самообразования, в любой момент может вернуться в школу.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»
ФГОС
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816
Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 в редакции приказа Минпросвещения России от 17 декабря 2018 г. N 315
приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513.
приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512

Также в блоге

«Семейное образование – коротко о главном»
«Директору школы о семейном образовании»
«О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ»
«Электронное обучение, дистанционные образовательные технологи в образовательных организациях по новым правилам»

Особенности промежуточной аттестации обучающихся, получающих образование в семейной форме Метки:промежуточная аттестация самообразование школьников семейное образование

Система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.

Бабенкова Л.А.

Система подготовки учащихся

к промежуточной и итоговой аттестации.

В эпоху реформации школы роль учителя, несомненно, возрастает, поскольку требует от него не только передать знания ученику, но и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося, готовить его к взрослой, самостоятельной жизни. При современном обучении школьнику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Всем известно, что русский язык – это предмет, который выносится на экзамены на протяжении всего школьного курса.

Процедура независимого оценивания учащихся введена в мою практику с 2000 года, когда все выпускники моего 9 класса приняли участие в независимом тестировании за курс основной школы. Тогда же были выявлены сильные и слабые стороны этого процесса. Сильной стороной я считаю то, что ученик, независимо от субъективного отношения к нему экзаменуемого, может проверить и объективно оценить свои знания. С другой же стороны, существует возможность того, что ученик, отмечая вариант ответа, просто случайно «попадает в цель», не зная сути вопроса.

В таком случае возникает ряд вопросов: что лучше – собеседование по билетам или оценивание по (+) и (-)? Как качественно подготовить учащихся к независимому экзамену?

Ни для кого не секрет, что не все учащиеся даже в 11 классе ответственно подходят к подготовке к ЕГЭ, а что говорить о семиклассниках, которым до получения аттестата еще далеко, а мотивация к учению еще слабая. Как нацелить учащихся на самостоятельную подготовку к экзаменам?

Систематически проводя мониторинг качества подготовки к независимому тестированию, я выявила, что у семиклассников западают некоторые темы, связанные с заучиванием теории вопроса, т.е. условий выбора орфограмм. К таким темам относятся: правописание Н-НН в различных частях речи, различение НЕ-НИ, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, построение предложений с деепричастными оборотами, пунктуация в осложненном предложении.

Проанализировав типичные ошибки учеников, я разработала комплекс упражнений для подготовки к тестированию по русскому языку, включив задания, в которых большинство семиклассников допускает ошибки. Кроме того, в подготовке к экзаменам мне помогает созданный ранее учебно-методический комплекс по ортологии. (мы берем раздел «Синтаксис простого предложения»).

Как известно, наши школьники не очень любят читать и сами добывать знания из книг. Но готовить к ЕГЭ надо. Поэтому я переориентировала свою работу на применение ИКТ при подготовке к экзаменам и разработала электронное приложение, которое позволяет учителю самому выбрать задания, необходимые его ученикам, и самому сделать электронный вариант по любой теме или разделу с учетом именно их уровня ЗУН.

Электронное пособие формирует аналитическую деятельность учащихся, самостоятельность при выполнении тестовых заданий. С данным пособием учащиеся имеют возможность работать не только на уроках, но и дома, и потому результаты высокие.

Поскольку я работаю со старшими классами практически каждый год, то мною накоплена хорошая методическая и дидактическая база именно по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, которую использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Индивидуальные и групповые консультации по русскому языку, работа по индивидуальным маршрутам по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, решение и составление олимпиадных заданий сильными учащимися – все это в комплексе помогает повысить качество обучения и подготовить учащихся к независимой аттестации в форме ЕГЭ.

Конечно же, начинать готовить к ЕГЭ в 11 классе и даже в 9 классе уже поздно. Лучше всего вести эту работу с 5 класса.

На первом этапе проводится диагностика остаточных знаний за курс начальной школы. На каждого ученика заводится диагностическая карта. Форма ее может быть любая: блокнот, таблица с перечнем тем, мониторинг контрольных работ. Затем следует выявить психические процессы, влияющие на усвоение учащимися получаемых знаний: внимание, память, мышление, темперамент. А потом уже, исходя из этих данных, строить индивидуальную и групповую работу. Кроме того, следует учитывать умение учащихся работать самостоятельно. В этом мне помогают родители. Многие из них контролируют выполнение учащимися домашних заданий.

Когда подготовительный этап завершен, приступаю к следующему этапу. Это анализ работы учащимися и самооценка.

Учащиеся ставят задачу – улучшить результат.

Психологи утверждают, что если человек ставит перед собой задачу-минимум, то он и добьется минимума. А если задачи посложнее, то человек будет стремиться преодолеть трудности.

Естественно, на одних психологических наблюдениях подготовку к экзаменам не построишь. Здесь нужна еще и практическая подготовка по предмету.

Я не буду говорить о тех учащихся, которым достаточно объяснения на уроке и выполнения тренировочных упражнений дома. Остановлюсь на тех, кому необходима дополнительная помощь.

Как известно, не всегда ученик, зная теорию, может применить ее на практике. Поэтому необходим комплекс упражнений, способствующих развитию орфографической и пунктуационной зоркости.

Есть такая методика, которая называется «Орфография без правил» (автор Тоцкий). Суть ее сводится к механическому запоминанию правописания, т.е так называемому орфографическому проговариванию.

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Ученик запоминает условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Следующий этап (именно такого типа есть упражнения в учебном комплексе В.В. Бабайцевой) – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. Таким образом идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).

Для слабо успевающих хорошо использовать простое списывание с самопроверкой и проверкой родителями (в идеале!). Это тоже методика Тоцкого. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. На следующем этапе можно проводить словарные диктанты из учебника с последующей самопроверкой, а потом и диктанты-тексты. Все это в комплексе будет способствовать эффективной подготовке к экзаменам, а в конечном счете — развитию грамотности.

Уже в 5 классе можно проводить тестовую работу. Это позволит подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА и снять эмоциональное напряжение при сдаче таких экзаменов. В 5–6 классах можно создавать адаптированные для данного возраста тесты с учетом изученного материала, а можно (в зависимости от уровня ЗУН определенного класса) использовать сборники для подготовки к ЕГЭ, что я делю в 7 классах уже в ноябре-декабре. Кроме того, сейчас выпускается много тематических тестов для 5-9 классов к нашему учебно-методическому комплексу. Это облегчает подготовку учителя к уроку и помогает систематизировать знания учащихся и выявлять пробелы.

Такую работу можно проводить не только по орфографии, но и по пунктуации.

Все это способствует эффективной подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.

В своей работе я применяю следующие технологии:

Во-первых, развивающие (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Понравилась мне и технология саморазвивающего обучения К.Г. Селевко, и личностно ориентированное обучение И.С. Якиманской.

Использую я и игровые технологии (сюжетные и ролевые игры в средних классах, деловые – в старших).

Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения с использованием ОК (С.Н. Лысенкова), модульной технологии.

В-третьих, использую технологию проектирования, групповые технологии, информационно-коммуникативные.

Но больше всего в работе со слабыми учащимися, на мой взгляд, годится «орфография без правил» Тоцкого и теория поэтапного формирования умственных действий (Волович М.Б.). Эта теория больше рассчитана на обучение математике, но применима и к русскому языку.

Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будет в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно ориентированные, психосберегающие и здоровьесберегающие технологии и не будет мотивации к учению.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *