Прокурорское представление

Подготовка к защите

Первым делом адвокату, вам или даже обоим одновременно необходимо подготовить возражение на апелляцию прокурора. Копия апелляционного представления обязательно рассылается всем сторонам по делу, включая подсудимого и его защитника, с формулировкой «для подачи возможного возражения». Писать его не обязательно и после истечения предоставленного срока дело будет передано для рассмотрения в вышестоящий суд, однако мы настоятельно советуем воспользоваться своим правом на возражение и подготовить его в указанный судом срок.

Изложите в возражении свои доводы в защиту принятого решения суда. Укажите, что полностью с ним согласны, что судом верно оценены все обстоятельства дела, правильно назначено наказание (или же прекращено дело, если преследование вас завершено) и нет никаких оснований к отмене.

Важно знать, что если вы тоже в какой-то части или полностью не согласны с приговором или постановлением суда, то подача прокурором апелляции не должна вас останавливать – вы или ваш адвокат вправе подать апелляционную жалобу от своего имени и вышестоящая инстанция будет ее рассматривать одновременно с представлением прокурора. Не стоит отказываться от права на защиту лишь из опасения, что две жалобы смогут «обидеть» суд.

Понятие апелляции УПК РФ

Нельзя обеспечить 100% безошибочность уголовного судопроизводства. Принимаемые вердикты и решения первыми судебными инстанциями в 34% случаев основаны на ложных показаниях, неподтвержденных фактах, ошибках следствия, прокуратуры и защиты. Чтобы исключить ошибки, возникающие по причине человеческого фактора, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает несколько форм проверки или пересмотра как вступивших, так и не вступивших в силу приговоров.

Согласно УПК РФ апелляция — гарантия справедливости судебного вердикта, предполагающая полную или частичную (соответственного поданной жалобе) перепроверку установленного низшим судом решения. Если речь идет о пересмотре правомочности вердикта, еще не вступившего в силу, имеют в виду именно апелляцию. Синонимы слова: обжалование, оспаривание.

Проверке подлежит не сам приговор, а его правосудность (мотивированность, законность, справедливость и обоснованность). Это установлено статьей 389.9 УПК России. Позицию перепроверки правосудности с 2012 года поддерживает и Верховный Суд РФ. Факт зафиксирован в пункте № 1 постановления Пленума. Обжалуются вердикты судов первой инстанции после подачи осужденным жалобы в вышестоящую инстанцию.

Апелляция — вторая стадия судебного производства

Важно! Апеллировать можно не только решения судов первой инстанции. Оспариванию подлежат и приговоры апелляционного, надзорного и кассационного суда. Но во втором случае обжалуют вердикты, вступившие в силу.

Какие сроки даны на обжалование приговора по уголовному делу?

В статье 395 УПК РФ оговорен порядок и сроки подачи документов на оспаривание решение суда. Жалоба должна быть предъявлена не позднее, чем через 10 дней после объявления вердикта. При подаче бумаг лицом, находящимся под стражей, отсчет 10-дневного срока начинается с момента получения им копии вердикта. Образец документа представлен выше. В аналогичные сроки подается и апелляционное представление прокурором.

Важно! Жалобы и представления нужно отправить в ту судебную организацию, где был ранее вынесен вердикт по делу. При этом в документе следует указать причины просрочки, сущность уголовного дела и прилагаемые бумаги.

Если недельный срок пропущен, то у осужденного есть возможность подать прошение о его восстановлении. Оно будет принято, если причина задержки уважительная:

  • медицинское лечение;
  • задействование защитника в другом процесс, который нельзя перенести;
  • несвоевременное получение копии вердикта;
  • отъезд и пр.

Образец заявления на восстановление срока подачи апелляции

Важно! При непринятии судом причины в качестве уважительной, прошение будет отклонено. Совместно с жалобой подается полный пакет документов, включая квитанцию об уплате госпошлины.

Порядок рассмотрения апелляции и ее последствия

Первоначально подданное осужденным апелляционное обжалование, согласно УПК РФ, должно быть рассмотрено вышестоящей инстанцией. Верховный Суд завершит первый этап за 45 суток, суд субъекта РФ — 30 суток. В районном суде жалоба должна рассматриваться не более 15 дней. Обычно сроки значительно короче — от 5 до 14 дней. Последние редакции статей Уголовно-процессуального Кодекса, касающиеся апелляции, и комментарии к ним описывают частичные случаи увеличения срока рассмотрения документов.

Рассмотрев представление прокурора или жалобу осужденного суд высшей инстанции:

  • назначит дату повторного слушанья;
  • оповестит всех участвующих в процессе;
  • заново разберет представленную доказательную базу;
  • вынесет приговор.

В ходе производства в суде высшей апелляционной инстанции в уголовном процессе могут открываться новые факты. Но их будут рассматривать с точки зрения грамотности вынесения меры наказания. Результатом процесса может быть как отмена приговора, так и его изменение.

Основная отличительная характеристика апелляционного суда — разбирательство дела ведут 3 судьи. На момент процесса исполнение вердикта, вынесенного первой инстанцией, будет приостановлено. Оспаривание приговора — трудоемкое дело, осложняемое регулярным внесением комментариев и правок к статьям УПК РФ. Поэтому помощь специалиста при составлении бумаг не будет лишней.

В каких случаях прокурор подает апелляционное представление

Прокурор выступает в суде по уголовному делу в качестве государственного обвинителя. Он поддерживает обвинение и наделен рядом процессуальных прав, в том числе правом обжалования судебных актов.

Прокуратура готовит и подает апелляционное представление, если считает незаконным и необоснованным:

  1. Решение по вопросу избрания меры пресечения или продления ее срока.
  2. Решение по вопросу помещения в медицинский стационар, в том числе психиатрический, для производства экспертизы.
  3. Решение по вопросу ареста имущества (его наложения, установление/продление срока).
  4. Приговор или постановление суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу.
  5. Решение по вопросу подсудности уголовного дела.
  6. Решение о приостановлении производства по делу.
  7. Решение о возвращении дела прокурору для устранения недостатков.
  8. Частные определения и постановления суда.
  9. Промежуточные процессуальные решения суда, которые принимаются по ходу судебного разбирательства.

Проще говоря, прокуратура вправе оспорить в порядке апелляции любой судебный акт, принятый в рамках расследования или рассмотрения уголовного дела. Если оспаривается приговор, наряду с вопросами его незаконности и необоснованности, может быть поставлен вопрос о его несправедливости.

Гособвинитель – самостоятельный участник процесса. Он не связан решениями и действиями других лиц. Поэтому представление может быть подано независимо от того, подана ли по тому же самому вопросу апелляционная жалоба или нет. Позиция прокуратуры может как совпадать, так и не совпадать с позициями других участников уголовного дела.

Сроки и порядок подачи представления

Представление должно быть подано в течение 10 суток со дня постановления (вынесения) оспариваемого судебного акта. Если срок будет нарушен, представление должно быть оставлено без рассмотрения. Суд, принявший обжалуемое решение, вправе восстановить пропущенный срок. Правда, все возможные уважительные причины в большей степени касаются обычных участников процесса. К вопросу нарушения срока апелляционного обжалования прокуратурой суды относятся намного более строго.

Большинство уголовных дел в первой инстанции рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами. Представление на решения этих судов подаются соответственно в районный (городской) суд и в суд субъекта федерации – вышестоящую инстанцию по отношению к суду, решение которого оспаривается. Постановления районных (городских) судов, принятые в рамках следствия (дознания), обжалуются в апелляционном порядке в суде субъекта федерации.

Указанный выше порядок сохранится и после начала работы апелляционных и кассационных судов. Изменения коснутся обжалования судебных актов, которые принимаются судами регионального уровня. Сейчас промежуточные решения таких судов обжалуются в профильной судебной коллегии этих же судов, а итоговые решения – в профильной коллегии Верховного суда. С осени 2019 года апелляционное представление должно будет подаваться в апелляционный суд.

Представление подается в соответствующую инстанцию через суд, решение которого обжалуется. Требования к форме и содержанию представления – ст. 389.6 УПК РФ. Как правило, прокуратура использует стандартную процессуальную форму апелляционных представлений, и документ готовится на официальном прокурорском бланке.

Если задачи и цели представления того требуют, прокуратура вправе запросить повторное исследование в апелляционном суде доказательств, ранее рассмотренных в суде первой инстанции. Для этого в суд могут быть вызваны свидетели, эксперты и другие лица. Гособвинитель вправе ходатайствовать о рассмотрении и таких доказательств, которые ранее не были представлены и исследованы. Правда, новые доказательства могут быть изучены лишь при одном условии – прокуратура обоснует, почему не было возможности представить их ранее, и суд признает доводы весомыми.

Схема движения представления:

  1. В течение 10 суток в суд, решение которого обжалуется, подается представление, оно приобщается к материалам уголовного дела.
  2. Суд извещает других участников процесса о поступлении представления, направляет им копию документа, разъясняет права и возможность подготовки своих письменных возражений.
  3. Выжидаются сроки, установленные судом, для подачи возражений.
  4. Если возражения поступили, они приобщаются к материалам уголовного дела.
  5. Как только истекут сроки для обжалования и подачи возражений, материалы уголовного дела направляются в суд апелляционной инстанции.

Пока дело находится в суде, решение которого обжалуется, и еще в течение 5 дней до начала судебного заседания в апелляции, прокуратура может подать дополнительное представление. Это, как правило, делается в двух случаях:

  • было подано так называемое краткое представление, чтобы не нарушить сроки обжалования и при этом получить возможность более тщательно подготовиться к обжалованию;
  • дополнительное представление необходимо для уточнения и (или) дополнения позиции из-за поданного возражения на представление.

Бывает так, что дополнительное представление подается с нарушением 10-дневного срока апелляционного обжалования. Оно будет принято, если еще есть 5 дней до начала заседания апелляционной инстанции. Однако в таком представлении не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения обвиняемого, если он не ставился в кратком представлении.

Заседание суда апелляционной инстанции по представлению прокуратуры должно начаться:

  • не позднее 15 суток (районный уровень);
  • не позднее 30 суток (региональный уровень);
  • не позднее 45 суток (уровень Верховного суда, а с осени 2019 года – апелляционного суда).

Сроки считаются с момента поступления дела в апелляционную инстанцию.

Скачать образец апелляционного представления прокурора

Возражения участников дела на представление

Если прокурор подал апелляционное представление, другие участники дела вправе подать на него свои возражения. Это делается в письменной форме. Обязательное условие – соблюсти срок, который установлен судом для подачи возражения. Сроки, порядок, права – все это должно быть изложено в уведомлении из суда, к которому также должна быть приобщена копия представления.

Документы направляются на известный суду адрес участника процесса. Если речь идет о подозреваемом, обвиняемом или осужденном, находящемся под стражей, документы должны прийти по месту исполнения меры пресечения. Если человек принудительно помещен в медстационар, документы придут в администрацию медицинского учреждения. Администрации ИВС, СИЗО или медучреждения самостоятельно вручают копии документов соответствующим лицам.

Помимо основных участников процесса, копия представления прокурора, направляется их адвокатам и представителям. Эти лица также имеют право подать возражение.

Возражения на апелляционное представление прокурора по уголовному делу в РФ – официальная позиция лица в случае несогласия с позицией и доводами прокуратуры. Несмотря на то, что будет возможность лично высказаться в суде апелляционной инстанции относительно представления, не стоит игнорировать возможность подачи возражений.

Что должно быть в возражении:

  1. Наименование суда апелляционной инстанции – адресат подачи возражения.
  2. Наименование суда, через который подается возражение.
  3. Данные лица, подготовившего возражения, – процессуальный статус, ФИО, место жительства, контактная информация.
  4. Краткое описание обстоятельств уголовного дела.
  5. Описание решения, которое стало предметом обжалования.
  6. Кем и когда подано представление, его суть.
  7. Изложение своей позиции по поводу представления, если эта позиция не совпадает с позицией прокуратуры.
  8. Изложение своих доводов против доводов прокуратуры.
  9. Дата и подпись.

При подготовке возражения целесообразно:

  • придерживаться той последовательности изложения, которая есть в представлении;
  • по очереди рассматривать каждый пункт, с которым не согласен заявитель возражения, приводя свою позицию и доводы по каждому такому пункту;
  • четко и последовательно излагать свои мысли, придерживаясь делового стиля письма.

Нет смысла готовить возражение в случае согласия с позицией прокуратуры, но в то же время:

  1. Потерпевшая сторона, если считает нужным, может возражать относительно излишне мягкой позиции прокуратуры, даже если в целом поддерживает представление прокурора.
  2. Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, их адвокаты и представители могут обращать внимание суда на излишне жесткую позицию прокуратуры.

Возражение – это, по сути, возможность высказаться, будучи уверенным, что позиция будет приобщена к материалам дела. Заявления, сделанные в устной форме, могут быть неверно или неточно зафиксированы в протоколе судебного заседания.

Подача возражения не лишает права на подачу апелляционной жалобы – самостоятельно или в ответ на представление прокурора. Вместе с жалобой возражение усиливает позицию и доводы, показывает последовательность действий и заинтересованность лица в том, чтобы суд встал на его сторону. В то же время жалоба – более свободный вариант изложения позиции и доводов, который не связан тем, что изложено в представлении. В жалобе, в отличие от возражения, также можно запросить представление и исследование нужных доказательств. Однако нет смысла писать жалобу, если вы полностью согласны с решением суда, но не согласны только с представлением прокуратуры.

Содержание надзорного представления

Надзорное представление должно содержать:

  • 1) наименование суда, в который оно подастся;
  • 2) наименования лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • 3) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • 4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • 5) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • 6) просьбу прокурора, подающего представление.
  • 7) должностное положение прокурора, подающего представление, его классный чин и подпись.

Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорное представление подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

Прокурор имеет право на принесение надзорного представления в случае, если обжалуемое судебное постановление нарушает;

  • 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
  • 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Надзорное представление возвращается без рассмотрения по существу, если:

  • 1) представление не отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию надзорного представления, предусмотренным п. 1–5 и 7 ч. 1, ч. 3–6 ст. 391.3 ГПК РФ;
  • 2) представление подано прокурором, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  • 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорному представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
  • 4) поступила просьба об отзыве надзорного представления;
  • 5) представление подано с нарушением правил подсудности.

Судья ВС РФ изучает поступившее надзорное представление по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного дела. Следует учитывать, что в случае истребования дела судья может вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорном представлении прокурора.

По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорное представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС;

2) о передаче надзорного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС.

Участие прокурора в рассмотрении дела в судебном заседании Президиума ВС РФ

Президиум ВС РФ направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорного представления или жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорного представления или жалобы.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорное представление или жалоба докладываются судьей ВС РФ. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорного представления, жалобы, послужившие основаниями для их передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, принимающие участие в судебном заседании, вправе давать объяснения по делу. Первым дает объяснения прокурор, принесший надзорное представление, или лицо, подавшее жалобу.

Основанием для пересмотра судебных постановлений также является представление Председателя ВС РФ или его заместителя о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права, внесенное ими по представлению прокурора или по жалобе заинтересованного лица.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены также по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

К вновь открывшимся обстоятельствам относятся существовавшие на момент принятия судебного постановления:

  • 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  • 2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
  • 3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

К новым обстоятельствам относятся возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела такие обстоятельства, как:

  • 1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;
  • 2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;
  • 3) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, но которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ;
  • 4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
  • 5) определение (изменение) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума ВС РФ.

При наличии сведений об этих обстоятельствах прокурор подает представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в суд, принявший эти постановления. Представление может быть подано в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.

Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.

Суд рассматривает представление прокурора о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в судебном заседании. Стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению указанных заявления, представления.

Суд, рассмотрев представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, удовлетворяет его и отменяет судебные постановления или отказывает в их пересмотре.

На определения суда первой инстанции об удовлетворении заявления лиц, участвующих в деле, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, а также об отказе в удовлетворении представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам прокурором может быть принесено представление.

Отечественная прокуратура является органом общего надзора за законностью во всех сферах жизни. Всеобъемлющая компетенция и безотказность сделала ее главной жалобной инстанцией страны. Искушенные предпочитают прокуратуру суду:

  • не нужно платить пошлину;
  • нет необходимости доказывать фактаж (прокурор сам все проверит);
  • писать можно в произвольной форме.

Такая ситуация не может не иметь «побочных эффектов»:

  • прокуратура перегружена жалобами, ее предписания нередко выносятся на основании поверхностного одностороннего анализа ситуации;
  • акты прокурорского реагирования часто не учитывают специфики правоотношений, которых касаются.

Игнорировать предписания прокуратуры нельзя. Согласно ст.17.7 КоАП РФ умышленное неисполнение требований прокурора может обернуться штрафами в размере:

  • до 1.500 руб. для физических лиц;
  • до 3.000 – для должностных;
  • до 100.000 – для организаций.

Линия поведения


Логика действий должностного лица, которому адресованы предписания прокурора: идти путем наименьшего сопротивления. Стоит придерживаться такой последовательности:

  • обращение к прокурору, вынесшему предписание;
  • жалоба по подведомственности: оспаривание акта вышестоящему по иерархии прокурору;
  • заявление о незаконности действий (бездействия, предписания) в суд.

Некоторые юристы считают нецелесообразным обращение к прокурору, подписавшему акт. Они подчеркивают, что ФЗ №2202 от 17.01.1992 не оговаривает возможности вести полемику. Это так. Однако этот же ФЗ ни слова не содержит о процедуре или хотя бы возможности заинтересованного лица обжаловать протест прокурора. Но делается это повсеместно.
Надзорные акты часто содержат общие фразы: «безотлагательно принять меры», «устранить упущения», «изжить причины и условия, способствующие деликтам». Поэтому не грех обратиться к прокурору за разъяснением порядка выполнения предписания, в мягкой форме обратив его внимание на изъяны документа. Не исключено, что по результатам диалога перечень требуемых действий будет сведен к рапорту-отписке о «принятии, устранении, изживании».

Обжалование по подведомственности

Прокуратура – иерархичная государственная структура, построенная на принципах субординации и подчинения. Например, согласно ст.18 ФЗ №2202, прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью городских и райпрокуратур; издают относительно них обязательные для исполнения приказы и указания.

Таким образом, суть и содержание действий и решений нижестоящего прокурора может стать предметом обжалования вышестоящему. Это особенно эффективно, когда позиция конкретного прокурора идет вразрез с административной практикой этого органа.
ФЗ №2202 не содержит требований или обязательных реквизитов актов прокурорского реагирования. При их обжаловании следует руководствоваться общими требованиями к индивидуально-правовым актам: законность, обоснованность, справедливость. При обжаловании представления прокурора следует акцентировать внимание на неопределенности предписания относительно:

  • должностного лица, которому оно адресовано;
  • источника сведений о произошедших нарушениях;
  • анализа причин и сопутствующих условий правонарушения;
  • сформулированных требований.

Оспаривание законности надзорного акта в суд


В большинстве случаев в судебном порядке происходит обжалование представления прокурора. Согласно ФЗ №2202, оно:

  • может касаться устранения допущенных нарушений закона;
  • подлежит немедленному рассмотрению адресатом;
  • предполагает письменное уведомление подписанта о результатах рассмотрения в месячный срок.

Законодательством не установлена специальная процедура оспаривания правомерности действий прокуратуры. Однако, гл.25 ГПК предполагает право заинтересованных лиц обжаловать в суд общей юрисдикции предписания, действия или бездействие органов госвласти и их должностных лиц. Согласно ст.256 ГПК РФ, заинтересованным лицам предоставляется 3-месячный строк на обжалование.

Пленум ВС РФ указал, что в порядке названный главы ГПК можно оспаривать предписания лиц, выступающих от имени федеральных органов власти (Постановление от 10.02.09 №2). Оспариваемые акты должны иметь обязательный характер и влиять на суть и объем прав, обязанностей и законных интересов заявителя. КС РФ разъяснил, что правом на обжалование предписания или действия в порядке ГПК наделены не только физические, но и юридическими лица (Определение от 22.04.2004 №213).

Таким образом, заинтересованное лицо имеет широкий арсенал методов оспаривания действий и актов прокурора. Однако самым действенным из них является обращение в суд.

Что представляет собой протест?

Протест приносится после незаконного правового акта в орган или должностному лицу, который издал соответствующий акт. Основной задачей становится устранение нарушения законодательства РФ.

Законодательство не определяет обязательной структуры и особенности содержания протеста. Данные вопросы решаются прокурором. Несмотря на это, прокурорская практика привела к появлению обязательных пунктов документа:

  • Официальное название документа «Протест».
  • Указание на государственный орган или должностное лицо, которое допустило правонарушение при издании правового акта.
  • Наименование акта, по поводу которого должен быть принесен протест.
  • Исходящие данные документа: номер, дата заполнения.

В обязательном порядке предполагается наличие содержательной части, так как она требуется для полного описания существующей проблемы. Содержательная часть включает в себя:

  • Цитирование правовых документов разного формата, которые подтверждают противоречие действующему законодательству РФ.
  • Обоснование протеста с юридической точки зрения для раскрытия сути нарушения.

Обязательной является заключительная часть, в которой прокурор должен требовать полной или частичной отмены правового акта, опираясь на особенности действующего законодательства РФ. Предполагается обязательное рассмотрение протеста не позднее установленного срока (десять дней с момента поступления письменного документа). Протест должен содержать подпись прокурора или его заместителя.

При рассмотрении протеста прокурор получает предварительное оповещение, в котором содержится точная дата проведения запланированной процедуры.

Законодательство РФ позволяет прокурору обратиться в суд с официальным заявлением и решать существующий вопрос на другом уровне. Закон не включает описание случаев, когда нужно использовать протест, а когда – судебное заявление. В большинстве случаев решение принимается на основе особенностей отношений с органами представительной, а также исполнительной власти.

В суд лучше обращаться, если прежде прокурор сообщал о нарушении законодательства, но его обращения были полностью проигнорированы. Обращение в суд также целесообразно, если акт принял коллегиальный орган и отмена силы документа должна произойти в самое ближайшее время, сроки созыва представительного органа не соответствуют потребностям прокурора.

Что представляет собой представление прокурора?

Представление – акт прокурорского надзора. Предполагается использование документа для правомерного устранения нарушений на законодательном уровне. Особенности использования представления прокурора регулируются статьями 24, а также 28 Закона о прокуратуре.

Представление, прежде всего, ориентировано на превентивную роль документа. По данной причине предполагается обязательное устранение причин и условий, которые приводят к правонарушающему поведению. Ориентируясь на обстоятельства, можно обобщать материалы о нарушения законодательства РФ. Несмотря на это, представление может быть направлено на устранение имеющегося нарушения законодательства РФ.

Если незаконный правовой акт должен быть отменен, протест нельзя подменять представлением. Таким образом, представление используется для устранения других правонарушений с ориентацией на законодательства.

Представление может быть оформлено и внесено прокурором и его заместителем, после чего передано органу или должностному лицу, от которого зависит устранение правонарушения.

Законодательство РФ предполагает безотлагательное рассмотрение прокурорского представления. Для устранения нарушений, причин и условий неблагоприятных со стороны законодательства, отводится месяц.

Представление обладает особенной структурой, для выработки которой потребовалось много лет практики.

  1. Заголовок представляется в концентрированной форме. Предполагается отражение сути допущенных нарушений. Кроме того, можно оговорить, что представление внесено для устранения законодательных нарушений. Заголовок включает в себя наименование акта и суть корригирующего воздействия.
  2. Затем указывается адресат представления, орган или должностное лицо.
  3. Описательная часть раскрывает нарушения и особенности их обстоятельств. В обязательном порядке проводится юридический анализ нарушения. Рекомендуются ссылки на действующие законодательные акты.
  4. В документе излагается позиция прокурора относительно бездействия должностных лиц, которые проявляют терпимость к правонарушениям.
  5. Прокурор требует устранить правонарушения, причины и способствующие факторы.

Уведомление о рассмотрении выполняется в письменном виде.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *