Программа по импортозамещению

Политика импортозамещения — это прекращение и/или уменьшение импорта определенной продукции посредством ее замещения национальными товарами, т. е. за счет расширения производства аналогичной отечественной продукции.

На первом этапе этой политики государству следует оказывать предприятиям максимально эффективную поддержку путем снижения административного давления, предоставлением налоговых льгот, а в отдельных случаях прямой финансовой поддержки, введения разнообразных защитных таможенных барьеров.

При таких действиях и помощи государства отечественные предприятия будут иметь больший успех на проведение технического перевооружения, повышения производительности труда, а так же увеличения качества производимых товаров и/или услуг, что поможет им существенно повысить конкурентоспособность перед другими развитыми странами. В последующем государство уже может позволить себе снизить уровень своей поддержки в целях экономии бюджетных ресурсов и развития конкурентной среды.

Предлагаемое поэтапное проведение политики импортозамещения приведет к:

— сохранению валютной выручки внутри государства и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны;

— росту спроса на продукцию внутреннего отечественного производства;

— стимулированию развития экономики государства;

— укреплению продовольственной и экономической безопасности страны;

— росту занятости населения и снижение безработицы совместно с улучшением уровня жизни;

— увеличение уровня научно-технического прогресса страны.

Ожидаемым результатом политики импортозамещения является увеличение конкурентоспособности отечественной продукции путем стимулирования технологи-ческой модернизации производства, роста его продуктивности и освоения новых конку-рентоспособных видов продуктов с относительно высокой добавленной стоимостью. Реализация политики импортозамещения позволит создать новые точки роста и диверсифицировать движущие силы экономического развития страны. Успешное проведение политики импортозамещения существенно повысит уровень экономической безопасности государства, что особенно актуально в сложившихся обстоятельствах . Также отметим, что к благоприятным обстоятельствам для реализации политики импортозамещения в России можно отнести наличие квалифицированных работников, емкость внутреннего рынка, сырьевую обеспеченность.

Стратегия импортозамещения должна базироваться на модернизации и развитии всех отраслей производства, увеличении качества производимой продукции, совершенствовании технологий и активном внедрении инноваций. Это в конечном итоге будет способствовать постепенному переходу от производства простой продукции к изготовлению наукоемкой и высокотехнологичной продукции

Экзаменационный билет № 38

Безработица – социальный индикатор экономической

Безопасности государства

Безработица – это социально – экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производстве товаров и услуг.

Безработные — единственная социально уязвимая категория, с которой сопряжены экономические и вмененные финансовые издержки. Специфика безработных как потенциально производительного населения обусловливает расширение масштабов социальных издержек безработицы.

Политика защиты от безработицы — неотъемлемый элемент государственной политики в рыночной экономике, она направлена на решение важныхсоциально-экономических задач. С одной стороны, это сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, с другой -снижение социальной напряженности, обусловленной наличием в обществегрупп, утративших доход и социальный статус.

15.4. Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства

Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т.е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.

Виды безработицы. 1) Фрикционная безработица включает работников, которые ищут работу или ждут её получения в ближайшем будущем. Это время между увольнением с одного места работы и поступлением на другое. Фрикционная безработица непродолжительна и существует всегда. Ее причина — естественное передвижение трудовых ресурсов между фирмами, отраслями, регионами. Следовательно, фрикционная безработица неизбежна. В какой-то мере фрикционная безработица желательна. Работники меняют место работы, стремясь улучшить свое положение: получить повышение в должности, большую зарплату, более интересную или более удобную работу, в любом случае фрикционная безработица способствует росту доходов наемных рабочих, более рациональному использованию ресурсов и, следовательно, увеличению реального ВНП.

2) Структурная, она вызвана действием научно-технического прогресса и структурными сдвигами в экономике. Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли отмирают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу. Структурная безработица может возникнуть из-за территориальных диспропорций.Снижению структурной безработицы способствуют проведение грамотной промышленной политики, а также принятие специальных мер по переподготовке безработных и стимулированию миграции.

3) Циклическая безработица – результат экономического спада и депрессии.

При уменьшении совокупного спроса занятость сокращается, а безработица растет и охватывает все отрасли национальной экономики. В отличие от других видов безработицы, она характеризуется абсолютным превышением численности безработных над количеством вакантных рабочих мест. Циклическая безработица может существовать в скрытой и открытой формах.Скрытая форма — сокращение рабочего дня или рабочей недели, принудительные неоплачиваемые отпуска.Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода. В условиях полной занятости циклическая безработица равна нулю. На эту часть безработицы можно воздействовать в рамках макроэкономического регулирования, в том числе через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.

4) Сезонная безработица — следствие сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, строительстве.

5) Застойная безработица — результат перенаселения, избытка рабочей силы. Она охватывает наиболее неквалифицированных работников и может длиться годами.

Измерение безработицы. Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размеры безработицы, определить ее уровень и продолжительность. Для определения количества безработных все население страны делят на:

· экономически активное население (рабочая сила) – это часть трудоспособных граждан, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг.

· экономически неактивное население – это учащиеся дневной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, отчаявшиеся найти работу; те, у кого нет необходимости работать и др.

· безработные – лица, не имеющие работу, занимающиеся ее поиском, готовые приступить к работе или обучающиеся в центре занятости.

Чтобы определить величину рабочей силы нужно из всего населения вычесть экономически неактивное население. Таким образом, к экономически активному населению можно отнести занятых по найму (полный и неполный рабочий день) и безработных, имеющих этот статус официально.



Импорт технологий

Материалы студентам и ученикам / Азия. Республика Корея / Импорт технологий

Страница 1

Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока.

Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было и приобретать соответствующую технику.

Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с погашением задолженности в трехлетний срок.

Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков и агрегатов сопровождались приобретением прав на использование технологических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как самой техники, так и технологии "know how". Всего за 1962-1982гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "know how" на общую сумму 681 млн. $, что составило 47,7% суммы прямых инвестиций за тот же период.

Львиная доля сделок, связанных с приобретением производственного оборудования и связанных с ним "know how", заключалось с японскими бизнесменами (56,4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн. $ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось соответственно 24.3 млн. $(27.7%) и 4.4 млн. $(5%).

В 1975г. 64.1% всех отчислений за использование иностранной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн. $. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976г. выступила с призывом незамедлительно диверсифицировать источники, из которых заимствуются и внедряются техника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты.

По оценкам Национального Института Науки и техники выходило, что только 30% "know how"(заимствованных и США и стран Западной Европы) можно было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся 70%(внедрявшиеся через посредство Японии) оценивались как отсталые и устаревшие.

После проведенного исследования в Южной Корее был создан Консультационный Центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предвари тельные оценки "know-how", намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов.

В свете изложенных данных хотелось бы отметить и то, что бывали случаи (причем, далеко не единичные), когда японские фирмы продавали какое-либо оборудование по спекулятивным ценам при том, что выпускаемая на этом оборудовании продукция не отвечала принятым стандартам.

Страницы: 1 234

Смотрите также

Королевство Бутан
Королевство Бутан является небольшой страной, граничащей с Китаем, ТИБЕТОМ и Индией. Общая площадь 47000 квадратных километров. Ландшафты страны разнообразны: на юге и западе произра …

География Северного Кавказа

Народ Германии
Германия?

Импортозамещение как важное условие стимулирования отечественной экономики

Что же стоит за благополучием этой европейской страны? Только ли экономико–географическое положение, благоприятное стечение обстоятельств или это результат многовековых исканий не …

УДК 330.34

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО  РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

IMPORT SUBSTITUTION AS THE FACTOR OF ENSURING NATIONAL ECONOMY’S STABLE DEVELOPMENT

Яловенко Я.В.(КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана, г. Калуга, РФ)

Yalovenko Y. V.(Kaluga Branch of The Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Kaluga, The Russian Federation)

Рассмотрены вопросы необходимости применения импортозамещения в России с целью обеспечения безопасности страны и повышения её устойчивости к внешнему воздействию в условиях введения экономических санкций

The following issues have been considered in the article: the  importance of  import substitution application in Russia with the aim of  ensuring  the safety of the country and improving its resistivity to foreign influence in the conditions of economical sanctions  introduction.

Ключевые слова: импортозамещение, конкурентоспособность, национальная экономика

Key words: import substitution, competitiveness, national economy

Проблема импортозамещения для современной России не нова, но по-прежнему не теряет своей актуальности на протяжении ряда лет. Усиление актуальности данной проблемы в настоящее время объясняется, в первую очередь, событиями, происходящими на Украине, и политической реакцией на них ряда государств, а также стремлением иностранных транснациональных корпораций завладеть новыми рынками сырья и товаров, используя при этом методы недобросовестной конкуренции. Введение западными странами жёстких санкций по отношению к российской экономике способствовало ускорению процесса импортозамещения, которое стало рассматриваться как наиболее приоритетное направление развития национальной экономики на долгосрочную перспективу. В этой связи проблема импортозамещения выходит на государственный уровень, становясь средством, способным вывести страну из стагнации, и важным фактором повышения защиты безопасности страны и её устойчивости к внешнему воздействию.

Импортозамещение – это особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, защищающий внутреннего производителя продукции путём замещения импортируемых промышленных товаров товарами отечественного производства .

Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства

Ожидаемым результатом импортозамещения является повышение конкурентоспособности продукции российского производства путём стимулирования технологической модернизации производства, роста его эффективности и освоения принципиально новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения базируется на модернизации и развитии всех отраслей производства, повышении качества производимой продукции и технологий, используемых на предприятиях, активном внедрении инноваций, что в итоге  способствует постепенному переходу от производства простых товаров к изготовлению наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. И, по мнению специалистов, реализация стратегии на практике позволит вернуть собственный рынок отечественным производителям продукции.

Стремление отдавать приоритеты в производстве своим производителям, несмотря на членство в ВТО и заключенные договоры о свободной торговле, характерно и для развивающихся, и для развитых стран. Однако, учитывая характер развития современного мирового разделения рынка труда, многие страны находятся во взаимной зависимости друг от друга, конкурируя на мировом рынке. Так, например, большинство стран мира, в том числе и США, находятся в товарной зависимости от Китая, который в свою очередь, как и многие страны, находится в технологической зависимости от США . Очевидно, что в настоящее время каждая страна в мировом разделении труда обладает собственной нишей, в которой она продолжает оставаться конкурентоспособной, при этом допуская импорт остальной продукции из других стран. В современном мире, пронизанном процессами глобализации, потребность в импортозамещении возникает в случае, если страна настраивается на изоляцию.

Следует понимать, что традиционное импортозамещение, выступающее в виде запрета на импорт путем использования мер тарифного и нетарифного регулирования, не приносит долговременного эффекта и создаёт необходимость нового подхода к противодействию импорту. Предлагаемая стратегия «двойного» импортозамещения носит инновационный характер и  базируется на развитии всего производства, повышении качества производимой продукции, применяемых на предприятии технологий, разработке и внедрении в производство инноваций, что позволит успешно производить конкурентоспособные импортоаналогичные товары. Это обретает особую актуальность для нашей страны, поскольку уровень некоторых производственных отечественных отраслей немного отстаёт от уровня государств, с которыми Россия взаимодействует.

На Петербургском международном экономическом форуме, проходившем 23 мая 2014 г. президент РФ В.В. Путин отметил важность и необходимость проведения активной политики импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнёрами по ЕвразЭС как одной из контрмер по отношению к санкциям со стороны западных стран. Выступая против полного импортозамещения, которое может повлечь за собой ряд негативных последствий для производства и экономики страны, президент призвал проводить осмысленную экономическую политику, результатом которой станет создание конкурентоспособных новых производств, выпускающих востребованные потребительские товары высокого качества . В.В. Путин указал на наличие в России очевидных конкурентных преимуществ, таких как доступное сырьё, ёмкий внутренний рынок, опыт и многолетние традиции, позволяющих нашей стране активно внедрять программы импортозамещения в таких отраслях, как лесная промышленность, текстильная и пищевая промышленность, сельское хозяйство,  фармацевтика, производство программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, автомобилестроение.

В качестве успешного примера можно привести достижения, наблюдаемые в автомобилестроении, где производимые в России с участием иностранных инвесторов автомобили, полностью соответствуют мировым стандартам качества. В частности, примером успешного импортозамещения в течение ряда лет является Калужская область, традиционно занимающая первые места в рейтингах российских регионов по удобству ведения бизнеса. Она разместила на своей территории ряд кластеров, наиболее успешными из которых являются фармацевтический и автомобильный кластер. Ядром фарм-кластера выступают группа компаний STADA CIS, «Берлин-Хеми/Менарини» (Италия), «Ново Нордиск» (Дания), AstraZeneca (Великобритания). Автомобильный кластер представлен сборочными производствами Volvo, PSA Peugeot-Citroen, Volkswagen и производствами автокомпонентов для других заводов . Регион на собственном примере успешно доказывает, что импортозамещение становится не столько целью, сколько следствием грамотной экономической политики.

Современной изменяющейся национальной экономике необходимо решение проблемы импортозамещения, которое должно превратиться в главный элемент экономической политики нашей страны и позволить достичь выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Первоочередное решение данной проблемы наряду с сокращением до минимума импорта, способствует сохранению в стране значительного объёма валютных средств, снижению цен на товары, поддержке развития отечественного производства, формированию новых рабочих мест и совершенствованию отечественного инженерного образования, высоким уровнем которого всегда отличалась наша страна. Кроме этого, импортозамещение как центральный элемент промышленной политики позволит минимизировать негативный эффект от вводимых по отношению к России санкций, что в условиях современных реалий жизненно важно для нашей страны.

Список использованных источников

2. Выступление В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме, проходившем 23 мая 2014 г.

1. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике  // Экспертный союз. – 2014. — №12. http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal-qehkspertnihyj-soyuzq-122014g/item/655-problemy-importozameschenia

4. Сигал Е. Импортозамещение: какие возможны сценарии  .-http://i.rbc.ru/publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii

3. Яловенко Я.В. Особенности реализации региональной политики на территории Калужской области . — http://science-bsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_21/yalovenko_osoben.htm

2.1 Импортозамещение как фактор стимулирования экономического роста отечественного производства

Импортозамещение

Каталог импортозамещающей и инновационной продукции Тюменской области

Сектор импортозамещения технологий

Деятельность сектора направлена на увеличение объема разработки и производства импортозамещающей (аналоговой) продукции (технологий, проектов) и продвижению продукции предприятий (организаций) Тюменской области. Осуществляется налаживание сотрудничества с крупными заказчиками, в том числе компаниями нефтегазовой отрасли, как для крупных региональных предприятий, так и для субъектов малого и среднего бизнеса. Сектором сопровождается привлечение региональных поставщиков/подрядчиков к реализации в Тюменской области крупных инвестиционных проектов.

Сервисы:

  1. Организуем взаимодействие предприятий (организаций) Тюменской области с крупными заказчиками и проводим биржи контактов;
  2. Осуществляем информационно-аналитическую поддержку компаний по поиску необходимых технологических решений (что можно и нужно замещать);
  3. Формируем и тиражируем реестр региональных компетенций;
  4. Поддерживаем инвесторов, которые заинтересованы локализовать производство в перспективных импортозамещающих нишах (глубокая переработка, переделы, технологии);
  5. Развиваем идеи импортозамещения в экономике региона и продвигаем инициативы в СМИ.

Приоритеты в отраслях:

  1. Нефтехимическая промышленность;
  2. Машиностроение и металлообработка;
  3. Нефтегазовый комплекс;
  4. Агропромышленный комплекс;
  5. Транспорт;
  6. Инновационная деятельность;
  7. Фармацевтическая промышленность.

По вопросам сотрудничества Вы можете обратиться в Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

Контактные лица:

Ладнер Валерий Владимирович, начальник управления промышленности и предпринимательства
Тел.: (3452) 55-65-81, LadnerVV@72to.ru

Горлатов Александр Сергеевич, заместитель начальника управления промышленности и предпринимательства
Тел.: (3452) 55-66-28, GorlatovAS@72to.ru

Зотов Максим Александрович, начальник отдела государственной поддержки промышленности
Тел.: (3452) 55-66-72, ZotovMA@72to.ru

Ахметова Юлия Павловна, заведующий сектором импортозамещения
Тел.: (3452) 55-65-57, AhmetovaYUP@72to.ru

Исаева Татьяна Александровна, главный специалист
Тел.: (3452) 55-66-30, IsaevaTA@72to.ru

Материалы:

Федеральные планы импортозамещения

План содействия импортозамещению в Тюменской области

Отчет о результатах реализации плана содействия импортозамещению в Тюменской области за 2017 год

Импортозамещение в интересах крупных заказчиков:

Импортозамещение ПАО «Газпром»

Потребность в замещении импортного оборудования ОАО «Севернефтегазпром»

Потребность в замещении импортного оборудования ООО «Газпром добыча Ямбург

Потребность в замещении импортного оборудования ООО «Газпром геологоразведка»

Перечень импортной продукции, рекомендованной ОАО «РЖД» для освоения промышленными предприятиями

Перечень иностранных технологий (продукции, оборудования), в импортозамещении которых заинтересовано ПАО «Сургутнефтегаз»

Потребность ПАО «ЛУКОЙЛ» в импортозамещающем оборудовании до 2020 года

Перечень потребностей ПАО «НК «Роснефть» на 2018-2020 гг.

Потребность в замещении импортного оборудования ООО «РН-Уватнефтегаз»

Потребность в замещении импортного оборудования ООО «РН-Юганскнефтегаз»

Технологические партнерства с ПАО «Газпром нефть»

Перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения

В данной статье показана необходимость, содержание и механизмы обеспечения импортозамещения в современных условиях экономики России.

В современных условиях импортозамещение относится к числу необходимых элементов рыночной экономики. Оно играет особую роль в решении проблем основных отраслей экономики.

Импортозамещение — активный процесс замены импорта отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.

Чаще термин применяется к государствам, которые по различным причинам принимают решение в сжатые сроки уменьшить долю импортных товаров и услуг в товарообороте страны. Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства, развития фокусных отраслей и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Реже термин применим к предприятиям, отдельным отраслям производства.

Правительством страны в 2014 году, была выявлена острая необходимость в импортозамещение, когда против России западными государствами был введен ряд торгово-экономических санкций. 4 августа 2015 года были созданы правительственные комиссии по импортозамещению.

Программы Правительства являются основными механизмами обеспечения импортозамещения. Вопросом продовольственной безопасности власти страны озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020» импортозамещение. Однако быстро введенные западные санкции заставили правительство посмотреть на проблему значительно шире и сформировать масштабную программу, охватывающую гораздо большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. Программа Правительства по импортозамещению вылилась в утверждение новой редакции Государственной программы №320 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения. Подробнее о всех документах:

  • Государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» от 15.04.2014

Документ задуман как основной стержень процесса локализации и развития отечественного производства, и с 15 апреля 2014 года фактически регламентирует правила игры в распределении финансовых ресурсов, необходимых нашей промышленности для ускоренного развития.

Программа представляет собой правовой фундамент процесса импортозамещения в России, и не подразумевает содержания перечня конкретных шагов для реализации. Основа программы – цели, задачи критерии успешности их достижения, ответственные исполнители и наблюдатели.

  • Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования от 11 октября 2014 года №1044

Программа на законодательном уровне создает условия для применения мер по стимулированию экономического роста в части принятия нормативных правовых актов, направленных на расширение применения компаниями и коммерческими банками механизма проектного финансирования.

Проектное финансирование — это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта. Эта финансовая дисциплина, которая за последние 20 лет получила широкое распространение в развитых странах мира и последние 10 лет активно применятся в России.

Программы импортозамещения в сегментах экономики:

Успех в реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве позиционируется государством как дело особой важности, ведь в результате мы можем обеспечить продовольственную безопасность страны, дать мощный толчок в развитии, как крупного сельского хозяйства, так и среднего и мелкого фермерства.

Импортозамещение как фактор экономического роста

В итоге, к 2020 году мы должны увидеть Россию, которая на 90% себя кормит, а может быть, еще и соседа.

  • Информационные технологии

Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения, по нашему мнению, является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных в рамках общего тренда по замещению импорта со стороны государства. С одной стороны, зависимость от импортного ПО в России крайне высока: операционные системы Windows, iOS, Android вряд ли дадут шанс каким-либо другим российским аналогам заполучить хотя бы 10% рынка.

Импортозамещение в российском машиностроении началось в 2005–2006 годах, и наилучшего момента для старта кампании придумать было трудно: экономика на подъеме, спрос на автомобили растет, Россия к тому времени членом ВТО ещё не являлась. Принятые в эти года меры по импортозамещению способствовали развитию конкуренции на рынке, а не к укреплению на нем позиций одного лишь АвтоВАЗа. Результатом стала двукратный рост производства автомобилей к 2010 году.

Проблема эффективного импортозамещения в Российской экономике не нова, и периодически поднимается в правительственных и бизнес кругах. Задача, которая была озвучена озвучена президентом: увеличить долю присутствия отечественных товаров на внутреннем рынке за счет требуемого качества продукции и приятных для покупателя цен.

Размыто, весьма неконкретная задача, верно? А если в цифрах:

Отрасль

Текущая доля импорта

Цель к 2020 году

Гражданское самолетостроение

более 80%

40%

Тяжелое машиностроение

порядка 70%,

35%

Нефтегазовое оборудование

60%,

40%

Энергетическое оборудование

около 50%,

30%

Сельхозмашиностроение (в зависимости от категории продукции)

от 50% до 90%

20%

Возникает вопрос, как этого добиться? То есть не просто записать в таблицу цели, а через 4 года вернуться к ним и констатировать, что, увы, не получилось, давайте ещё раз попробуем. А добиться по-настоящему! И с правильным результатом, а не как в Латинской Америке «импортозаместили» в 60-х годах. При этом, важно понимать, что у нашей страны было уже две попытки дать сильный толчок импортозамещению в стране: в 1998 году и в кризис 2008-2009. Однако, сказать, что мы справились с этой задачей с успехом нельзя: доля импортных товаров и комплектующих в производстве у нас по-прежнему высока.

Почему нам это интересно?

Деньги и качество жизни рядовых граждан России.

Да, именно эти два фактора. Минимум торжественных речей про сильное самостоятельное государство, самообеспечение и гипотетическую китайскую возможность рано или поздно стать независимыми от Запада. Успех в реализации программы импортозамещения открывает огромную возможность для многих граждан России заработать и улучшить уровень собственной жизни.

Будущие же поколения, действительно, получат государство с сильной экономикой.

Кто получит выгоду?

Как?

Рядовые граждане России

  • Планомерное увеличение количества рабочих мест в регионах развития;
  • Конкуренция среди работодателей – повышение заработной платы;
  • Востребованность специалистов узкой специализации на рынке/

Малый и средний бизнес

  • Увеличение доли предпринимателей за счет развития сельского хозяйства, другого малого бизнеса;
  • Получение субсидий от государства;
  • Увеличение объемов продаж за счет увеличения доли рынка в России;
  • Налоговые льготы для бизнеса на несколько лет.

Банки

  • Увеличение прибыли за счет роста количества заемщиков.

Государство

  • Рост ВВП, увеличение налоговый отчислений;
  • Снижение зависимости от западных товаров, развитие внутреннего рынка.

Чем еще полезен для России успех в текущем процессе импортозамещения?

  1. Улучшение качества отечественной продукции,
  2. Снижение стоимости для конечного потребителя,
  3. Гордость за страну и за ее промышленность.

Как прийти к цели?

  • Зафиксировать конкретные и измеримые цели в каждой фокусной для государства и бизнеса отрасли. Цели зафиксированы на законодательном уровне.
  • Отслеживать последовательность позиции государства в реализации программы.
  • Отслеживать последовательность бизнеса в исполнении взятых на себя обязательств.
  • Хвалить всех, кто добился успеха: глобального, локального. Каждый шаг приближает нас к итоговому результату. Говорить об этом следует громко.
  • Создать и поддерживать в тонусе общую информационную площадку для всех заинтересованных в программе лиц: чиновников, бизнеса, наблюдателей.

Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *