Профессор должность или звание?

Содержание

Что такое ординарный профессор

Термин «профессор» обозначает как ученое звание, так и должность, закрепленную в штатном расписании университета или иного высшего учебного или образовательного учреждения, и даже особый (часто почетный) статус, который может присуждаться за выдающиеся заслуги.

Таковым является статус ординарного профессора, присваиваемый рядом вузов (Высшая школа экономики) сотрудникам, внесшим весомый вклад в научную, исследовательскую или педагогическую деятельность вуза, НИУ.

Статус присуждается Ученым Советом университета/НИУ штатным работникам, имеющим определенный стаж работы (5 и более лет), за особые заслуги перед учреждением. Это свидетельство высочайшего признания квалификации ученого его коллегами и руководством и сродни званию академика РАН, только для отдельно взятого учреждения, а не для всей науки.

Однако такого звания профессора можно лишиться за тяжкие проступки (нарушение этических норм) перед институтом, его присвоившим. Он также утрачивает силу в связи с прекращением трудового договора.

Таким образом, данный статус — это своего рода почетная грамота, которую вручают особо ценным и важным работникам. В известных кругах представиться таким титулом, понятно, приятнее. Никакой прибавки к зарплате данный статус официально не предполагает и никаких привилегий не дает, но социальное положение что-нибудь да значит, не говоря уже о чувстве внутреннего удовлетворения от того, что заслуги оценили по достоинству и приняли в высочайший круг самых ценных работников.

Кто может занимать должность профессора

Давайте разобраться с тем, что это вообще такое. Как уже отмечалось, различают звание профессора и должность профессора. Присуждением звания занимается , и для его получения нужно соблюсти множество требований. А вот должность профессора — это штатная единица, закрепленная за определенной кафедрой вуза, института.

Какие условия необходимо выполнить желающим попасть на должность профессора? Согласно Приказу «Об утверждении Единого квалификационного справочника», на должность профессора кафедры может притязать сотрудник при соблюдении ряда условий: высшее профильное образование, степень доктора наук и стаж преподавательской деятельности 5 лет и более или ученое звание профессора.

Представим следующую ситуацию: молодой квалифицированный специалист (только аспирант либо недавно защитившийся) приходит преподавать в вуз. Можно ли ему через пять лет непрерывного стажа и с наличием степени кандидата подать документы на конкурс, чтобы занять должность профессора? Другими словами, может ли кандидат наук быть профессором (по должности)? Нет, не может, т.к. для этого он уже должен иметь ученую степень доктора наук, что за пять лет нереально. Раньше, когда требования были мягче, получить должность было проще: кандидат наук мог стать профессором по званию через определенное количество проработанных на кафедре лет и уже далее выдвигать свою кандидатуру на должность профессора. Это и давало лазейки амбициозным карьеристам, желавшим малой кровью сесть в профессорское кресло, но с недавних пор получить данное звание можно только докторам наук с большим стажем работы.

Очевидно, что должность профессора на сегодняшний день имеют право занимать только состоявшиеся ученые и преподавательский состав, которые могут предъявить уже имеющуюся степень доктора наук.

Кто выше: доцент или профессор

Что это вообще — профессор и доцент? Этими словами обозначаются и ученые звания, присуждаемые ВАК, и должности, числящиеся в штатном расписании вуза.

Любопытно: в странах Европы и Америки подобного разделения нет.

За границей все, кто написал научную работу после высшего образования, получают статус доктора и, соответственно, право работать на должности профессора в университете (английский термин PhD – philosophу degree, professor).

Основная карьерная лестница работника образования в вузе выглядит приблизительно так:

  • аспирант или соискатель.
  • ассистент (разрешается уже в ходе обучения в аспирантуре).
  • после защиты кандидатской диссертации можно получить должность доцента кафедры (если имеются свободные ставки). В случае, когда таковых нет, то можно проситься на старшего преподавателя (если уже есть 1 год стажа на кафедре).
  • спустя 10 лет стажа и, если защищена докторская, можно подавать документы на должность профессора. До сей ступени доходят немногие, для большинства преподавателей степень кандидата и звание доцента — потолок, с которым уходят на пенсию.

Дальнейшее карьерное продвижение возможно в направлении административно-управленческой деятельности: должности заведующего кафедрой, деканатом, каким-либо отделом или подразделением вуза, или научно-изыскательского труда (научный сотрудник, руководитель лаборатории).

Ученым, которые трудятся в составе известных научных институтов, доступны еще более высокие титулы и звания: после профессорства можно получить звание член-корреспондента академии наук, а апофеозом карьеры становится почетное звание академика (к примеру, академик РАН или РАО)

Развлечения ради: полный перечень титулов и званий именитого ученого может выглядеть ничуть не хуже списка регалий английской королевы: г-н N, доктор таких-то наук, профессор, заведующий кафедрой такой-то, член-корреспондент РАН, почетный академик. Сюда могут добавляться также и другие должности, как то: внештатный эксперт, руководитель исследовательской группы по направлению такому-то и пр. и др

Как получить звание профессора

Ранее (до 2014 года) присваивались звания (профессора и доцента) по кафедре, после 2014 — доцент или профессор по специальности. Это значит, что кафедральные титулы были упразднены, т.к. случалось, что с исчезновением кафедры человек «повисал в воздухе». Вместе с тем, в последнее время имеет место тенденция к укрупнению кафедр, а значит, все чаще возникают ситуации, когда в одном подразделении работают разномастные специалисты. Чтобы избежать путаницы, ВАК внесла предложение четко привязать ученые звания к специальностям.

Отныне необходимо в течение нескольких лет иметь опыт преподавания конкретных дисциплин и быть трудоустроенным на профильной кафедре

Таким образом, на кафедре Психологии могут одновременно работать: доцент по специальности «Общая психология», профессор по специальности «Возрастная психология» и т.п. Это облегчает переход специалиста с одной работы на другую без потери специализации.

На получение ученого звания могут притязать преподавательский состав высших учебных заведений, при предоставлении исчерпывающего перечня документов, свидетельствующих о квалификации и опыте соискателя. Обязанность проверить соответствие документов перечню, указанному на сайте ВАК, лежит на ученом секретаре вуза. Он же, кстати, обязан и получать готовые аттестаты в секретариате ВАК.

Для получения ученого звания профессора претендент должен отвечать следующим требованиям:

  1. Вузовский стаж от 10 лет.
  2. Ученая степень доктора наук.
  3. Ученое звание доцента, полученное более 3 лет назад.
  4. Соискатель может занимать административные должности, но обязан хотя бы на 0,25 ставки работать преподавателем (совместительство тоже допускается).
  5. Наличие 50 и более печатных работ (патентов) по заявленной специальности, причем за последние 5 лет – 3 и более учебных изданий (методические пособия, терминологические словари и т.п.) и от 5 научных работ (статьей). Научные труды должны быть напечатаны в изданиях, входящих в список рецензируемых журналов ВАК, соответствующих специальности заявителя, и очень желательно в зарубежных журналах (английским языком владеть необходимо).
  6. Обязательно предоставить хотя бы 1 учебник, написанный самостоятельно, или не менее трех учебников, составленных в соавторстве, — за последние 10 лет.
  7. Успешно защитившиеся аспиранты /докторанты (от трех и более), причем необходимо, чтобы темы их диссертаций по возможности близко соответствовали заявленной специальности.

Таким образом, желающим прибавить к своим титулам еще и ученое звание (должность) профессора, важно понимать, что оно достается упорным, непрерывным трудом и постоянной научно-педагогической и исследовательской деятельностью.

Продолжая тему, поднятую в статье «Профессия, специальность, специализация… Давайте разберемся!», предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Виталий Артемов

«Ищу смыслы. Исследую жизнь. Инвестирую в развитие инженеров»

«Ищу смыслы. Исследую жизнь. Инвестирую в развитие инженеров»

Ученая степень

Ученая степень — титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина — в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете — сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя. Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться «не выходя из дома». Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый «инкубатор» по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук — самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине — порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и «заочно» — просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук — значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно «расклад» по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде «переходной», когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда — доктора.

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность — для очень уважаемых ученых).

Dystlab Community

Социальная сеть для инженеров

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется «в наличии». В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук — доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах. Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за «место под солнцем» среди научно-педагогических работников — обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически «открывается» должность доцента. Обычно это — прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания «доцент».

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Ученое звание «доцент» — это не должность доцента. Ученого звания «доцент» удостаиваются, как правило, кандидаты наук. Данное звание дает право ученому на небольшую прибавку к зарплате (в Украине она составляет 15…25%).

Профессор

Ученое звание «профессор» — это не должность профессора. Как правило, ученого звания «профессор» удостаиваются доктора наук. Соответственно, с получением звания «профессор» повышается и зарплата ученого.

Надеюсь, что эта информация хотя бы немного пролила свет на то, как устроена система государственной науки и образования. Безусловно, в этой системе есть еще много «промежуточных» понятий, должностей, титулов. По мере возможности, Dystlab будет стараться объяснять их в новых публикациях.

Должности, степени и звания в вузе

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно…

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

5. Докторант

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность — тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук — канд.мед.наук — к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая. Наприме, доктор биологический наук — докт.биол.наук — д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием «диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук» или «диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук». Кроме того, эту диссертацию ещё требуется «защитить» в специально отведённом месте — Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации — это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр — по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с «незаконченным высшим», но защитивший свою дипломную работу, за что и получает «степень» бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр — в недавнем прошлом — это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР («выпускная квалификационная работа») и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться «магистром». И будет эта работа называться «магистерская диссертация», подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень — это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

«Доктор философии» или «пи-эйч-ди» (PhD) — популярная зарубежом степень, по научному весу — это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня — нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил…

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за «профессиональную», а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества — исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений — за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами. Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор», не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения…

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них «общественных» академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих «академиях» государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос — как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии.

Похожие «общественные академии» довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков», имеющих красивые «фантики», с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус…

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

  • Ассистент. Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
  • Старший преподаватель. Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
  • Доцент. Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
  • Профессор. Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Чем отличается учёная степень от учёного звания?

Эта статья носит, скорее, информативный характер, а пригодится многим студентам и преподавателям, которые по праву называют себя всесторонне развитыми личности. На повестке дня простой вопрос, чем отличается учёная степень от учёного звания.

Кто-то скажет, что разница принципиальная, но со стороны педагогического состава роковая ошибка не знать таких элементарных вещей.

Немного терминологии по теме

Итак, ученая степень и звание – это последовательность квалификации педагога. Это как на флоте: каждый офицер имеет свое звание и согласно ему занимает определенную должность, получает заработную плату с надбавками и так далее. В сфере педагогики все аналогично, только звания и степени называются несколько иначе.

Соответственно, каждый преподаватель стремится к внеочередному присвоению ученого степени или звания, что благотворно скажется не только на его перспективах на будущее, но и на семейном бюджете.

Однако, как и на флоте, за красивые глаза получить такие привилегии невозможно, требуется не только подтвердить свою высокую квалификацию, но и выполнить обязательную работу в письменном виде.

Чтобы подробнее разобраться, что к чему, стоит выяснить, какие бывают в РФ ученые степени и звания, а уж потом обсуждать вопросы привилегий и поощрений.

Виды ученых званий

Все ученые звания, а также порядок их получения, на территории РФ были утверждены еще в 2002 году, и с тех пор никаких поправок и корректировок в законодательный документ внесено не было.

Итак, какие есть варианты?

Доцент – это самое распространенное звание в вузе. Чаще всего доцентами являются преподаватели – лекторы.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Кроме того, это могут быть научные сотрудники и другие педагоги высших учебных заведений, которых выделили на ученом совете факультета.

Что это означает?

Преподаватель может занимать должность доцента, но не соответствовать этому званию. Такую ответственность назначения берет на себя высшее руководство, исходя из способностей и компетентности претендента.

Для преподавателя это хороший старт, поскольку, занимая должность доцента, в скором времени можно получить это ученое звание.

Как это возможно?

Для повышения своей квалификации и присвоения столь почетного звания требуется:

• Проработать в должности доцента не менее года;

• Обязательно иметь научно-педагогический стаж от 5 лет;

• Являться автором или соавтором научных работ или учебно-методических пособий.

Профессором является педагог высокого уровня компетентности с углубленными познаниями в той или иной области науки или искусства.

Получить это звание тоже реально, но для этого требуется:

• Быть научно-педагогическим работником;

• Преподавать в вузах;

• Иметь собственные научные достижения;

• Быть работником государственных академий наук по официальным аттестационным документам.

В общем, нужно иметь не только педагогический стаж в работе, но и «голову на плечах» – делать открытия, внедрять ноу-хау, издавать справочную литературу и дидактический материал, а также стремительно прогрессировать в изучаемой сфере образования.

Так что получить столь почетное звание совсем непросто, зато потерять несложно.

В заключение можно добавить, что оба ученых звания «доцент» или «профессор» должны быть в обязательном порядке подкреплены официальным документом.

Если же преподаватель просто занимает должность доцента или профессора, то у него нет соответствующей документации; мало того, он может быть смещен на другую должность при трудоустройстве дипломированного профессора или доцента.

Среди ученых званий также известны член-корреспондент и действительный член Академии наук.

Подробно обсуждать эти звания не будем, поскольку в студенческой жизни они встречаются не так часто.

Виды ученых степеней и их особенности

С учеными степенями дело обстоит гораздо проще, поскольку их всего две, и они всем хорошо известны – доктор наук (высокая) и кандидат наук (первичная степень).

Получить одну из степеней могут все желающие преподаватели, но в данном случае требуется дополнительно защитить диссертацию.

В отечественной педагогике появилось еще несколько степеней по примеру западных коллег.

Это бакалавр, магистр и доктор философии, однако они относятся больше к студентам, чем к высшему педагогическому составу.

Бакалавром можно стать после окончания техникума или профессионального училища, а также после университета, когда сил на магистра и лишних два года учебы просто не хватило. Это низшая из всех существующих ученых степеней.

Магистр отличается от бакалавра двумя дополнительными годами обучения. Задача студента – после бакалаврата продолжить обучение, а по результатам успешно защитить дипломный проект, сдать все государственные экзамены.

«Доктор философии» — это вообще европейская степень, которая больше популярна за рубежом. Но за последние годы она прекрасно ужилась и в отечественной педагогике, а является следующей ступенью после магистра.

Что лучше всего выбрать?

Как показывает практика, получить ученую степень гораздо сложнее, поэтому подавляющее большинство педагогов делает свой выбор в пользу ученого звания.

Советуем почитать: Обзор 5 полезных сайтов для учёбы

Чтобы понять все сложности и подводные камни, важно всегда помнить о таких характеристиках:

1. Если соискатель блестяще выполнил и защитил диссертацию, то ему присваивается ученая степень; а если он имеет допустимый стаж, знания и должность в педагогической практике, то ему положено присвоение ученого звания.

2. Аттестат профессора или доцента подтверждает ученое звание, тогда как диплом доктора или кандидата наук – ученую степень.

3. Получить ученую степень сложнее.

А теперь все то же самое, но доступным языком! Итак, если вы работаете в университете преподавателем, то однозначно должны «расти».

Для этого требуется получить ученую степень и ученое звание. Сразу уточню, что дело это ни одного дня и даже ни месяца, но при желании вполне достижимо.

Конечно, первые пять лет своей педагогики нужно посвятить наработке стажа, но в это время рекомендуется принимать активное участие в научных разработках, участвовать в конференциях и углубленно изучать свою диссертацию.

Дальше все зависит от способностей и амбиций, но сразу стоит уточнить: ученая степень – это колоссальный в плане интеллектуальной деятельности труд, а ученое звание – это, скорее, благодарность за проработанные годы и большая удача.

Если говорить языком моряков, то воинские звание дают за выслугу лет, а внеочередное звание (в нашем случае ученая степень) получают те, кто внепланово отличился.

Как показывает практика, большинство отечественных преподавателей выбирают ученые звания и стремятся к написанию диссертации, а о научных трудах и не помышляют.

Здесь каждому свое: решать только педагогу! В любом случае к обладателям ученой степени относятся уважительней, а на звания не всегда внимание обращают.

Почётная степень: что это такое, и кому присваивается?

Чтобы получить ученую степень без особых хлопот, имеется еще один вариант — «почётная степень» доктора наук.

Она выдаётся академиями, высшими учебными заведениями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований.

Но в чем подвох?

Дело в том, что претендент на почётную степень должен сильно отличиться, либо достичь в своей специальности нереальных успехов.

Если опять-таки сравнивать с морской тематикой, то это представление к внеочередному званию, либо награде.

Такие преподаватели всегда на хорошем счету, и многие вузы мира готовы в любой момент предоставить им работу.

Советуем почитать: Будучи студентом…Обязательно сделай ЭТО!

Иметь почетный диплом – это самая большая жизненная удача, которая позволяет максимально реализовать себя в выбранном направлении знаний.

Сразу стоит оговорить, что такой диплом не выдается по медицине; а почетная степень может, как назначаться, так в дальнейшем и сниматься.

В любом случае учёная степень подтверждает научную квалификацию и компетентность своего обладателя, а также его способности к успешной научной деятельности.

Учёные степени и звания негосударственного образца

Есть еще одна подробность, которую обязательно необходимо знать при подборе педагогического состава.

Дело в том, что в современной системе образования появилось и успешно функционирует множество учебных заведений негосударственного образца.

Это и институты, и академии, и университеты; в которых руководство предпочитает окончательно отделиться от Высшей аттестационной комиссии.

Такие самопровозглашенные комиссии самостоятельно присуждают ученые звания и степени, причем это может быть не только кандидат наук, но и доктора наук.

Мало того, после завершения нелегальной защиты диссертации (не исключено, что липовой) новоиспеченный «доктор или кандидат наук» получает диплом с подписями и печатями.

С юридической точки зрения такой документ не имеет силы, однако эти преподаватели могут нечестным путем занимать престижные и высокооплачиваемые должности, пользоваться уважением и быть примером для подражания в государственных вузах.

Именно поэтому в данном вопросе важно проявить бдительность, а во время приема на работу уметь своевременно распознать законный документ от «липы».

В постановлении Правительства РФ, утвержденного еще 30 января 2002 г. записано, что «в качестве документов о присуждении ученых степеней имеют юридическую силу исключительно те дипломы, которые были выданы Министерством образования РФ или уполномоченными государственными органами».

Вывод: На этой ноте я заканчиваю свою публикацию, но советую всем не теряться и уметь правильно отличить ученую степень от звания. Для кого-то это очень важно.

Теперь ты знаешь о том, чем отличается учёная степень от учёного звания.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Анна Кислякова

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

>Совет 1: Кто такой доцент и как им стать

Имеет много обязанностей и привилегий

Чтобы получить звание доцента, необходимо наличие опыта преподавания в вузе более одного года, стаж научно-исследовательской работы должен быть не менее пяти лет. Для получения степени доцента необходимо иметь в арсенале как минимум одну печатную статью. Да она и будет в наличии, потому что перед получением столь высокой степени необходимо иметь звание кандидата или доктора наук.
Скорее всего, человек, являющийся соискателем на степень доцента, уже трудится на какой-то кафедре в вузе. Для получения ученой степени необходимо написание методических рекомендаций по дисциплине, которую он планирует преподавать на кафедре. На самом деле, стать доцентом мечтает каждый выпускник аспирантуры. И недаром. Ученая степень доцента предполагает наличие ряда привилегий. Только преподаватель, имеющий степень доцента, может претендовать на должность завкафедрой. Кроме того, степень доцента – шаг к профессорству. А возможно в будущем удастся стать академиком.
Доцент может быть организатором и возглавить научное студенческое общество. Возможно и дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. В частности доцент имеет право претендовать на должность декана факультета, а потом и ректора вуза. Доцент обладает хорошей нагрузкой в вузе, а иногда читает лекции и по другим учебным заведениям. 150 часов – столько в в среднем должен прочесть преподаватель со степенью доцента в год. Кроме того, он руководит курсовой и дипломной работой студентов, имеет кураторство в одной из групп, дежурит в студенческом общежитии. Однако последнее распространяется не на все высшие учебные заведения, в зависимости от Устава. Такой преподаватель имеет отпуск в количестве 48 календарных дней.

Доценты в России

Термином «доцент» в Российской Федерации (РФ) обозначаются: а) учёное звание научно-педагогического работника вуза или НИИ; б) преподавательская должность в вузе. Аналогичная двойная трактовка имеет место в отношении понятия «профессор». Существуют определённый порядок присвоения звания и определённые традиции приема специалистов на должность доцента.

Учёное звание доцента в РФ (2019 г.)

Табличка на двери с надписью: Директор, доцент

Учёное звание доцента присваивается лицам, имеющим научные труды и ведущим педагогическую работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, или в учреждениях государственных академий наук. Минимальные формальные требования: кандидатская степень, 20 учебных изданий и научных трудов, 5 лет научно-педагогического стажа, в том числе 2 года стажа (хотя бы на 0.25 ставки) в должности доцента вуза или старшего научного сотрудника НИИ. За три последних года должно быть не менее 3 научных трудов и 2 учебных изданий. Точные требования перечислены в постановлении. Для деятелей искусств, специалистов физической культуры и спорта действуют особые правила.

Звания доцента присваиваются по определённым специальностям. Слово «доцент» при этом является общепринятым укорочением полного наименования титула «доцент по такой-то специальности» (пример: «доцент по специальности биохимия»), содержащего указание на сферу деятельности обладателя. Учёное звание доцента присваивается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) по аттестационным документам, представленным учёным советом вуза или научного учреждения. Приказы о выдаче аттестатов доцентов публикуются на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Звание «доцент» (как и любое другое учёное звание) в России присваивается пожизненно и сохраняется за его обладателем при смене работы, увольнении, выходе на пенсию. Присвоение учёного звания документирует тот факт, что человек доказал своё соответствие конкретной научно-педагогической должности, поработав на ней и выполнив ряд формальных условий. Лишение звания происходит только в случае установления факта ошибочного присуждения.

Недавние изменения

До 2014 г. работникам вузов присваивались звания «доцент по такой-то кафедре», затем понятие «доцент по специальности» стало общим независимо от функционального профиля учреждения соискателя, а звания «по кафедре» были приравнены к званиям «по специальности».

Ещё раньше, по 2002 г., сотрудникам НИИ присуждалось учёное звание «старший научный сотрудник» (теперь это только должность); обладатели такого звания уравнены в правах с доцентами по специальности.

До 2011—2013 гг. инстанциями, контролирующими процедуру получения званий, являлись Рособрнадзор и ВАК, подчинявшиеся Министерству образования и науки. Затем функция контроля перешла к министерству непосредственно. Однако 15 мая 2018 года указанное министерство было упразднено, и органом, ответственным за присвоение званий, стало новосозданное Министерство науки и высшего образования.

После 2013 г. требования к соискателям звания доцента, в целом, несколько повысились: так, если ранее было достаточно иметь один год стажа в должности доцента (или эквивалентной), то теперь два.

Должность доцента в вузах РФ

Существует должность научно-педагогического работника — «доцент кафедры высшего учебного заведения». Обычно для её занятия не требуется иметь звание доцента. Звание зачастую не требуется и для приема на административные позиции, ранжированные по должностному штату выше «доцента» — например, проректор.

Решение о приеме (переводе) человека на такую должность принимается на учёном совете факультета или вуза с учетом местных реалий и вида педагогической деятельности на конкретной кафедре. Обычно требуется наличие степени кандидата наук и некоторый преподавательский опыт в прошлом, хотя бы в роли ассистента; общий научно-педагогический стаж должен быть не менее трех лет. Должностные обязанности доцента могут включать чтение лекций, ведение семинаров, инструктирование студентов по расчетным и лабораторным заданиям и др. На базе нормативных документов в организациях издается должностная инструкция доцента. Доцент является первым уровнем в иерархии должностей профессорско-преподавательского состава, которому разрешена самостоятельная преподавательская работа (например, разработка собственных учебных дисциплин).

В НИИ должности «доцент» нет, после получения кандидатской степени учёный обычно становится старшим научным сотрудником. Его педагогическая деятельность может заключаться в проведении практических занятий и консультировании студентов по дипломным работам, выполняемым на базе и в интересах НИИ и т. п.

Спустя некоторое время после занятия должности доцента (или, в НИИ, старшего научного сотрудника) — как минимум, через два года, но в любом случае после того, как формальные требования ВАК выполнены — сотрудника выдвигают на присвоение учёного звания доцента. После получения звания обладатель имеет право на повышение оклада в вузе. В НИИ каких-либо доплат за звание доцента не предусмотрено, но оно может быть принято во внимание при назначении тарифно-квалификационной категории.

Перспективы должностного роста

Доцент вуза или сотрудник НИИ, получивший звание доцента, может в перспективе стать профессором. Для этого он должен сочетать активную педагогическую и научную работу (публиковать научные статьи). Современные требования ВАК к профессорам приведены в том же положении, что и к доцентам. При наличии серьезных научных достижений есть также перспектива стать профессором РАН или профессором РАО.

История должности

Доцент — преподавательская должность в университетах Российской империи. Была введена в университетах Российской империи по Уставу 1863 года вместо должности адъюнкта, а отменена по Уставу 1884 года. Выборы доцентов проходили в Совете университета. После двухлетней службы в университете доцент получал право участия в работе Совета университета, а до этого времени мог участвовать в заседаниях Совета по приглашению.

В 1884 году должность (звание) «доцент» была переименована в приват-доцент. В рассказе Чехова «Попрыгунья» упоминается «приват-доцентура», которую могли предложить главному герою Дымову. После революции 1917 года учёные звания были отменены, но должность приват-доцента сохранилась до 1930-х гг. (слово «приват-доцент» фигурирует в «Роковых яйцах» Булгакова). Позднее понятие «приват-доцент» ни в СССР, ни в постсоветской России не использовалось; существующая ныне под этим названием должность в Германии аналогов в РФ не имеет.

Звание «доцент» было возрождено в 1934 г. в рамках введенной Совнаркомом СССР новой системы званий. С тех пор существуют и должность, и звание доцента, хотя конкретные требования к ним неоднократно корректировались.

Доценты в других странах

В русском переводе учебника Реале «Западная философия от истоков до наших дней» (Т.2) сообщается, что Альберт Великий в XIII веке работал в Парижском университете в звании доцента.

Во всех странах работники уровня российских доцентов составляют основу научно-педагогического коллектива вузов. При этом, в отличие от России, в большинстве стран отсутствует демонстративное разграничение должности и звания: прием человека на должность означает получение соответствующего титула на время трудовых отношений. Необходимость признания иностранного учёного звания в РФ возникает реже, чем признания учёной степени (см. документы на данную тему).

Вопрос аналогов российской должности доцента в других странах не является и не может являться однозначным, так как нет (либо не найдено авторами статьи) никаких официальных документов, регламентирующих этот вопрос.

В США российскому доценту примерно соответствуют должности ассистент-профессора (англ. Assistant Professor), лектора (англ. Lecturer) или ассоциированного профессора (англ. Associate Professor). Наличие слова «профессор» в американском наименовании должностей иногда вызывает путаницу, так как российскому профессору эти должности не эквивалентны (в США «профессор» в российском смысле — это «полный профессор», англ. Full Professor). «Лектор» — это нечто среднее между старшим преподавателем и доцентом-педагогом в РФ, «ассистент-профессор» — совсем начинающий доцент ещё без звания, а «ассоциированный профессор» — опытный доцент, ведущий и педагогическую, и научную работу. Три аналогичных должности в Японии носят название, соответственно, 講師 (ко: си), 助教 и 准教授 . Во Франции должности доцента примерно отвечает должность Maître de conférences. В Германии слово Dozent служит как обобщенное название лиц, вовлеченных в педагогический процесс; обычно это научные сотрудники, работающие в университете и имеющие несколько учебных часов в неделю. В Швеции существует понятие Docent; такое звание (оно же должность) соответствует «associate professor» в США, присваивается университетской комиссией и предполагает определённый опыт в исследовательской и преподавательской работе.

> В искусстве

  • В советском фильме Джентльмены удачи (1971) главный отрицательный персонаж из уголовного мира имел кличку «Доцент». Роль сыграл Евгений Леонов.

Примечания

  1. Росстат. Российский статистический ежегодник (стр. 194, табл. 7.30: «Численность профессорско-преподавательского персонала в образовательных организаций высшего образования и научных организациях…»), ISBN 978-5-89476-440-5 (2017).
  2. 1 2 3 4 5 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 г. Москва «О порядке присвоения ученых званий» . Российская Газета. Дата обращения 12 декабря 2013.
  3. Райзберг Б. А. Учёные степени и звания: кто есть кто.
  4. Сайт ВАК: приказы о выдаче дипломов, аттестатов и свидетельств.
  5. Требования к присвоению учёных званий
  6. Функции по аттестации научных и научно-педагогических работников
  7. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета (15 мая 2018). Дата обращения 16 мая 2018.
  8. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, см. п. 4.3.10.
  9. 1 2 Приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» . Российская Газета. Дата обращения 27 октября 2016.
  10. Должностная инструкция доцента .
  11. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (2012).
  12. Нормативные документы о звании «Профессор РАН».
  13. Присвоение почетного звания «Профессор РАО». Сайт РАО. Дата обращения 20 февраля 2018.
  14. Менцин Ю. Л. Доцент // Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 222. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  15. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 января 1934 г. № 79 «ОБ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И ЗВАНИЯХ»
  16. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
  17. Письмо МИД России от 19.06.2012 N 9333/дп «О международных договорах о признании документов об образовании» (вместе с «Международными договорами Российской Федерации о признании иностранных документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях») (2012).
  18. Распоряжение Правительства РФ от 05.04.2016 N 582-р «Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации» (2016).

> Литература

  • Доцент // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *