Принципы стандартизации

Содержание

Стандартизация. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  1. добровольного применения стандартов;
  2. максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  3. применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  4. недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
  5. недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  6. обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.

1) Принцип добровольного применения стандартов. В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений.

Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении).

Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность — это всегда возможность выбора.

2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта. Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации. При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок. Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.

Данный принцип в целом отражает положения абз. 1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы. При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.

4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.

5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.

Страница 1 из 2 Следующая>
Библиотека Гумер — Наука

Комментарии (1)

Мокров Ю. Метрология, стандартизация, сертификация

Глава 8. Стандартизация

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Деятельность по стандартизации весьма динамична, она распространяется на самые разные области деятельности и служит как для повышения их эффективности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами. Особенно важна роль стандартизации в экономической сфере жизни общества, она должна не только соответствовать изменениям, происходящим там, но и опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию производства, а не сдерживали его.
Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов, например, ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской федерации. Основные положения».
Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.

8.1 Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности, безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов, государственных заказов, подтвержде-ния соответствия продукции (работ, услуг), выполнения поставок, судебных решений;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований и измерений;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных;
  • содействия проведения работ по унификации.

Одной из целей развития стандартизации в РФ является усиление степени прозрачности Государственной системы стандартизации (ГСС), что является одним из требований членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами этой организации. В области стандартизации — это приведение нормативных документов ГСС в соответствие с требованиями Кодекса по стандартам, главное требование которого состоит в том, чтобы нормативный документ по стандартизации не превратился в технический барьер в торговле.
Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие рассмотренного выше закона о техническом регулировании, которым вводится новый обязательный нормативный документ – технический регламент.

8.2 Принципы стандартизации

  • добровольное применение стандартов.
  • максимальный учет интересов заинтересованных лиц.
  • применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.
  • недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.
  • недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ.
Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. в части (до принятия соответствующих технических регламентов):

  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества (физических и юридических лиц, государственного или муниципального);
  • охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.
Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).

8.3 Организация работ по стандартизации

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации РФ. Эти функции возложены Правительством РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), которое в настоящее время входит в Министерство промышленности и энергетики. В структуре Ростехрегулирования существуют подразделения: 19 НИИ, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров (ЦСМ). Оно располагает информационным фондом, в котором хранятся около 22 тыс. стандартов РФ и стран СНГ, более 30 тыс. международных стандартов, более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран.
Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: НД, журналов и приложений к ним.
Функции национального органа по стандартизации:

  • утверждение национальных стандартов;
  • принятие программы разработки стандартов;
  • организация экспертизы проектов стандартов;
  • учет национальных стандартов и других документов по стандартизации;
  • создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;
  • представление РФ в международных организациях по стандартизации.

Работу по организации и разработке национальных стандартов, их согласование и экспертизу проводят технические комитеты по стандартизации. При этом непосредственными разработчиками стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.
В состав технических комитетов по стандартизации могут входить на паритетных началах представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, саморегулируемых организаций. Научно-технической базой ТК обычно служат предприятия или организации, деятельность которых соответствует специализации технического комитета. ТК являются постоянными рабочими органами по стандартизации.

8.4 Документы в области стандартизации

В процессе проведения работ по стандартизации вырабаты-ваются правила, нормы, требования, касающиеся различных объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных документов (НД) той или разновидности. Основным видом документов является стандарт.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

  • национальные стандарты;
  • национальные военные стандарты;
  • межгосударственные стандарты, введенные в действие в РФ;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;
  • стандарты организаций.

Название «национальный стандарт», в отличии от используемого ранее «государственный стандарт», отражает его негосударственный (необязательный) статус, но указывает на возможность его применения на территории РФ.
Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения. Это следует из того, что Закон, излагая принципы стандартизации, указывает на добровольность применения стандартов, ничего не говоря о добровольности применения других документов в области стандартизации. Из этого следует, что раз уж принято решение о применении стандарта, то правила его применения становятся обязательными. В противном случае будет дезорганизована вся работа по применению стандартов. Но в случае нарушения правил стандартизации никакие меры ответственности перед государством не могут быть установлены и применены.
Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Например, ГОСТ Р—2000. Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его номер другому стандарту не присваивают, за исключением его пересмотра или принятия взамен другого стандарта.
Если несколько стандартов имеют общий объект стандар-тизации, то этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный номер для каждого отдельного стандарта. При этом стандарту, устанавливающему общие (основные) требования, присваивают нулевой дополнительный номер (см. пример в начале раздела 3).
Если стандарт входит в систему общетехнических или организационно методических национальных стандартов РФ, то в обозначении стандарта включают одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой. Например, стандарты по метрологии имеют код 8: ГОСТ Р 8.417—2002 «ГСИ. Единицы величин» или ГОСТ Р 22.10.01-2001.
На титульном листе стандарта приводятся следующие данные: полное наименование национального органа РФ стандарти-зации и его логотип, обозначение стандарта, его статус «Националь-ный стандарт Российской федерации», наименование стандарта и выходные данные об издательстве.
Национальные стандарты и общероссийские классификато-ры, в т.ч. правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Правила (ПР) и рекомендации (Р) по стандартизации отно-сятся к нормативным документам методического характера и могут касаться порядка согласования нормативных документов, создания служб по стандартизации на предприятиях и других вопросов организационного характера.
Общероссийские классификаторы – нормативные докумен-ты, распределяющие технико-экономическую и социальную инфор-мацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.
Порядок их разработки, принятия введения в действие и ведения и применения устанавливается Правительством РФ.
В связи с развитием информационных технологий особую актуальность приобрели методы классификации и кодирования информации. Рыночные отношения в экономике требуют сущест-венной модернизации действующих в РФ до последнего времени классификаторов и создания новых. Общероссийские классификато-ры должны решить как проблемы согласованности межведомствен-ных потоков информации, так и обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций.
В РФ создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), составляющими частями которой являются общероссийс-кие классификаторы, средства их ведения, нормативные и методические документы по их разработке, ведению и применению.
Объектами классификации являются: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранитель-ная деятельность, банковское дело, стандартизация, производство продукции, предоставление услуг и др. Основное предназначение классификаций – обеспечение информационной совместимости во всех областях деятельности.
В РФ действует более 20 общероссийских классификаторов. Например, Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), который создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Стандарты организаций, в т.ч. коммерческих, научных, общественных и других, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандар-тов: для целей стандартизации (см. выше), для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг, использование полученных результато, измерений и разработок.
Стандарты организаций являются обязательными только для работников этих организаций.
Порядок разработки, утверждения, учета и отмены стандар-тов организаций устанавливается ими самостоятельно. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в ТК по стандартизации для экспертизы данного проекта.
Стандарты организаций не являются элементами национальной системы стандартизации.

8.5 Виды стандартов

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания требований разрабатываются стандарты следующих видов:

  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на процессы производства, эксплуатации и т.п.;
  • стандарты на услуги;
  • стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);
  • стандарты на термины и определения;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной облас-ти деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:

  • взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;
  • техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;
  • охрану окружающей среды;
  • безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

8.6 Применение документов в области стандартизации

Документы в области стандартизации применяют федераль-ные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности на всех стадиях производства и оборота продукции, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации, в том числе технических условий.
Документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Он является государственным информационным ресурсом.
В РФ создается и функционирует Единая информационная система для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав упомянутого фонда. Заинтересован-ным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам.

8.7 Международная стандартизация

Основными международными организациями, осуществляю-щими деятельность в области международной стандартизации, являются ИСО и МЭК.
1. Международная организация по стандартизации ISO (ИСО)
Создана в 1946 г., аббревиатура использована от греческого isos – равный, которая звучит одинаково на всех языках. ИСО занимается стандартизацией во всех областях, кроме электро-техники и электроники. В ИСО входят 120 стран, Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ИСО. Состоит организация из руководящих и рабочих органов.
Руководящие органы: Генеральная ассамблея, Совет, Техническое руководящее бюро.
Рабочие органы – технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).
В настоящее время международную стандартизацию в рамках ИСО проводят более 2800 рабочих органов, в том числе 185 ТК, 640 ПК. За Россией закреплено 10 ТК и 31 ПК.
Задачи ИСО – содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитию сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Основные объекты стандартизации: машиностроение, химия, руды и металлы, информационная техника, строительство, медицина и здравоохранение, окружающая среда, системы обеспечения качества.
Результатом работы ИСО является разработка и издание международных стандартов, которую ведут технические комитеты и рабочие группы по видам деятельности. Существует более 10 тысяч стандартов ИСО, ежегодно принимается 500-600 стандартов. Они не имеют статуса обязательных документов. В РФ применяются более половины стандартов ИСО.
Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработан-ный вариант технических требований к продукции (услугам), что существенно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между странами. Стандарты ИСО не являются обязательными для всех стран участниц. Лишь около 20 % стандартов ИСО включают требования к конкретной продукции. Основная масса НД касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической сов-местимости, методов испытаний продукции.
2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)
Создана в 1906 г. и ее основная цель – содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения путем разработки международных стандартов и других документов.
Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли. Официальные языки МЭК – английский, французский и русский.
Структура технических органов МЭК, разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО – это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Россия ведет шесть секретариатов ТК и ПК.
Стандарты МЭК можно разделить на два вида стандартов: общетехнические (терминология, стандартные напряжения и частоты, виды испытаний и т.п.) и технические требования к конкретной продукции (этот вид стандартов охватывает диапазон от бытовых электроприборов до спутников).
Принято более 2 тыс. стандартов МЭК, они более конкретны, чем стандарты ИСО, и более пригодны для прямого применения. Большое значение МЭК придает разработке стандартов на безопасность – главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасности. В сферу деятельности МЭК входят: травматическая опасность, опасность поражения током, взрывоопасность, опасность излучений оборудования, в т.ч. и от ионизирующих излучений, биологическая опасность и др.
Процедура разработки стандартов МЭК аналогична той, что и в ИСО. В среднем над стандартом работают 3-4 года. МЭК сотруд-ничает с ИСО, разрабатывая совместно Руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации.
Кроме ИСО и МЭК в международной стандартизации участвуют, в меньшем объеме, и другие международные организа-ции. Такие, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.
К региональным организациям по стандартизации относятся Европейский комитет по стандартам (СЕН), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), Панамерикансий комитет стандартов (КОПАНТ) и др.
В СНГ для работы в по стандартизации, метрологии и сертификации создан в 1992 г. Межгосударственный совет стран – участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.
В 1995 г Совет ИСО признал МГС региональной организа-цией по стандартизации в странах СНГ.

8.8 Нормативные документы в области измерения ионизирующих излучений

В области измерений ионизирующих излучений в настоящее время принято более 200 стандартов и других НД. В первую очередь это стандарты на эталоны единиц, работа над которыми началась еще в 20-х годах. В настоящее время действует 14 государственных эталонов единиц измерения ионизирующих излучений, созданных во «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» и во ВНИИФТРИ. Они являются основой поддержания единства измерений характеристик полей излучения и их взаимодействия с веществом.
Кроме того, существуем большое количество стандартов на терминологию, общие технические требования на СИ, на методы и средства поверки СИ. Ниже приведены примеры таких стандартов.
Терминология:

  • ГОСТ 15484-81 Излучения ионизирующие и их измерения. Термины и определения.
  • ГОСТ 14105-76 Детекторы ионизирующих излучений. Термины и определения.
  • ГОСТ 20441-75 Приборы дозиметрические. Основные параметры. Термины и определения.

ГОСТы на эталоны единиц физических единиц и поверочные схемы. Около 20 стандартов. Примеры:

  • ГОСТ 8.347-79 Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений мощности поглощенной и эквивалентной доз нейтронного излучения.
  • ГОСТ 8.031-82 Государственный первичный эталон и поверочная схема для средств измерений потока и плотности потока нейтронов.

ГОСТы на общие технические требования и методы испытаний СИ. Примеры:

  • ГОСТ 29074-91 Аппаратура контроля радиационной обстановки. Общие требования
  • ГОСТ 25935-83 Приборы дозиметрические. Методы измерения основных параметров.
  • ГОСТ Р МЭК 1066-93 Системы дозиметрические термолюминесцентные для индивидуального контроля и мониторинга окружающей среды. Общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТы и Методические указания на методы и средства поверки. Примеры:

  • ГОСТ 8.355-79 Радиометры нейтронов. Методы и средства поверки.
  • ГОСТ 8.041-84 Радиометры загрязненности поверхностей альфа-активными веществами.

8.9 Классификация стандартов

Классификация стандартов имеет большое значение для работы в области стандартизации, в том числе при поиске необходимых стандартов в той или иной области деятельности. В СССР действовала довольно хорошая система классификации стандартов, которая в настоящее время заменяется системой классификации стандартов, соответствующей Международному классификатору стандартов, принятому ИСО. В качестве примера ниже приведены две системы классификации стандартов – основанная на Классификаторе государственных стандартов СССР (КГС) и пока еще действующая и на основе классификатора ИСО.
8.9.1 Классификатор (КГС) состоит из 19 разделов, каждый из которых делится на классы и группы.

Основные деления классификатора следующие.

Раздел А. Горное дело. Полезные ископаемые
» Б. Нефтяные продукты
» В. Металлы и металлические изделия
» Г. Машины, оборудование, инструмент
» Д. Транспортные средства и тара
» Е. Энергетическое и электротехническое оборудование
» Ж. Строительство и стройматериалы
» И. Силикатно-керамические и углеродные материалы и изделия
» К. Лесоматериалы. Изделия из древесины, Бумага. Картон.
» Л. Химические продукты
» М. Текстильные и кожевенные материалы и изделия
» Н. Пищевые и вкусовые продукты
» П. Измерительные приборы, средства автоматизации и выч. техники
» Р. Здравоохранение,
» С. Сельское и лесное хозяйство
» Т. Общетехнические и организационно-методические стандарты
» У. Изделия культурно-бытового назначения
» Ф. Атомная техника
» Э. Электронная техника и связь

В качестве примера деления стандартов по классам и группам ниже рассматривается такой важный раздел классифи-катора, как общетехнические и организационно-методические стандарты.

Раздел Т.Общетехнические и организационно-методические стандарты. Раздел состоит из 10 классов, примеры которых представлены ниже.

Классы

  • класс ТО. Общетехнические и метрологические термины, обозначения и величины. Этот класс включает 4 группы. Например, такие, как ТОО. Общетехнические термины, обозначения и величины, ТО1. Метрологические термины, ТО2 Научно-технические термины;
  • класс Т1. Математика, включает 10 групп;
  • класс Т2. Астрономия, включает 5 групп;
  • ……………………………………………..
  • класс Т8. Государственная система обеспечения единства измерений, включает 5 групп и 8 подгрупп:

Группы

  • Т80. Основные положения;
  • Т81. Государственные испытания СИ;
  • Т84. Государственные эталоны единиц физических величин и поверочные схемы;
  • Т86. ГСИ. Методики выполнения измерений;
  • Т88. Методы и средства поверки СИ:

Подгруппы

  • Т88.1. Приборы для измерения давления, объема, расхода;
  • …………………………………………………………
  • Т88.8. Приборы для измерения ионизирующих излучений.

Другой пример раздела классификатора – стандарты по атомной технике.
Раздел Ф. Атомная техника
Раздел состоит из 8 классов, примеры которых приводятся ниже.
Классы

  • класс Ф0. Общие правила и нормы по атомной технике (5 групп);
  • класс Ф1. Источники ионизирующих излучений (9 групп);
  • класс Ф2. Приборы для измерения ионизирующих излучений.

Класс состоит из 10 групп, примеры которых следующие:

Группы

  • Ф20. Классификация, номенклатура и общие нормы;
  • Ф21. Дозиметрические приборы;
  • Ф22. Радиометрические приборы;
  • …………………………………….
  • Ф27. Блоки детектирования и детекторы ионизирующих излучений;
  • …………………………………….
  • Ф29. Методы испытаний, градуирования и контроля.
      • Общероссийский классификатор стандартов (МК 001-96)

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) разрабо-тан ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандар-тизации и качеству. Он представляет собой полный текст Между-народного классификатора стандартов (МКС), принятого ИСО.
ОКС входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. Классификатор предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библио-графических материалов по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам.
Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы.
Классификатор представляет собой иерархическую трехсту-пенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классифика-ционных группировок и имеет следующую структуру:
ХХ ХХХ ХХ
раздел группа подгруппа
На первой ступени (раздел) классифицируются предметные области стандартизации, имеющие дальнейшее деление на второй и третьей ступенях классификации (группа, подгруппа). Раздел классифицируется двузначным цифровым кодом.
Код группы состоит из кода предметной области и трехзначного цифрового кода группы, разделенных точкой.
Код подгруппы состоит из кода группы и собственного двузначного кода, разделенных точкой. Например:
31 Электроника
31.060 Конденсаторы
31.060.70 Силовые конденсаторы
Примеры кодов некоторых групп стандартов:
01 Общие положения
01.040 Словари

      • Метрология и измерения. Физические явления (Словари)
      • Добыча и переработка нефти, газа и смежные производства (Словари)

01. 060 Величины и единицы измерения (Словари)
01.120 Стандартизация. Общие правила

8.9.3 Указатели стандартов

Указатели действующих стандартов с 2001 г. составляются по кодам классификатора стандартов. Все сведения в указателе представлены в 4-х томах: 1,2 3 тома – стандарты (разделы 01–97), 4-й том – обозначения стандартов, обозначения классификаторов, обозначения стандартов ИСО и МЭК и др.

Все действующие стандарты размещены по кодам. В 4-м томе указаны также группы в соответствии с Классификатором государственных стандартов.
.

Общетехнические дисциплины / Метрология, стандартизация и сертификация / 2.3. Цели, принципы, функции и методы стандартизации

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно Закону РФ «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

3) обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

4) техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

5) единство измерений;

6) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

7) экономия всех видов ресурсов.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Можно выделить семь важнейших принципов стандартизации.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус.

2. Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 р., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 р. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Важное требование к стандарту – это пригодность его для Целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет

разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутой номенклатуры продукции, ненужного многообразия документов).

2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть целей 1, 2, 3, отмеченных выше.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения цели 6).

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации». Данный комплекс включает следующие документы:

· ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;

· ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

· ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;

· ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

· ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».

Метод стандартизации – это совокупность приемов, с помощью которых

достигаются цели стандартизации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. В работах по стандартизации широко применяются следующие методы: 1) упорядочение объектов стандартизации; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация продукции; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.

Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.

Систематизация заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

Селекция объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов – конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных значений главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.

Параметрическая стандартизация. Параметр продукции – это количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования: размерные параметры; весовые параметры; параметры, характеризующие производительность машин и приборов; энергетические параметры.

Продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Например, для посуды размерный ряд состоит из отдельных значений вместимости.

Процесс стандартизации параметрических рядов – параметрическая стандартизация – заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численных значений параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

Унификация продукции – деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции – насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости (унификации) , который вычисляют по формуле:

,

где n – общее число деталей в изделии, шт.; n0 – число оригинальных деталей (разработанных впервые), шт.

Агрегатирование – это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении и радиоэлектронике.

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции – это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее время работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

Своеобразной формой комплексной стандартизации является комплексная сертификация.

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

Основные принципы стандартизации. Цели, методы и принципы стандартизации

Стандартизация представляет собой специфическую деятельность. В ходе нее разрабатываются и устанавливаются характеристики, нормы, требования и правила, обязательные и рекомендуемые к выполнению. Цели, задачи и принципы стандартизации ориентированы на реализацию потребителями возможности приобретать за приемлемую стоимость продукцию надлежащего качества. Посредством указанной деятельности осуществляется также право на комфортность и безопасность труда. Далее рассмотрим подробнее принципы и методы стандартизации.

Общие сведения

Основные цели и принципы стандартизации направлены на достижение оптимального уровня упорядочения в той либо другой сфере. Это реализуется посредством многократного и широкого применения норм, требований, положений в процессе решения потенциальных, планируемых и существующих реально проблем. Принципы и функции стандартизации способствуют повышению уровня соответствия услуги, товара, процесса их назначению. Вместе с этим устраняются технические барьеры в международном товарообмене, усиливается содействие НТП (научному и техническому прогрессу), укрепляется сотрудничество в различных сферах.

Классификация

Цели стандартизации подразделяют на узкие и общие. Первые касаются обеспечения соответствия. Общие же цели исходят главным образом из непосредственного содержания понятия. Конкретизация при этом связана с необходимостью исполнения требований, признанных обязательными.

Общие направления

Задачи и принципы стандартизации – два взаимосвязанных понятия. К общим направлениям деятельности следует относить разработку требований, правил и норм, которые обеспечивают:

  • Безопасность услуг, продукции и работ для здоровья и жизни людей, сохранение имущества и окружающей среды.
  • Взаимозаменяемость и совместимость изделий.
  • Экономию ресурсов разных видов.
  • Качество товаров, услуг, работ согласно уровню научно-технического развития.
  • Мобилизационную готовность и обороноспособность страны.
  • Безопасность на хозяйственных объектах, связанную с вероятностью возникновения разных ЧП природного и техногенного характера и аварий.
  • Единство измерений.

Принципы стандартизации: общие сведения

Рассматриваемая дисциплина базируется на ряде исходных положений. Принципы стандартизации отражают главные закономерности процесса, в ходе которого осуществляется разработка нормативов и требований. Они обосновывают ее необходимое присутствие в хозяйственном управлении. Принципы и методы стандартизации формируют условия для наиболее эффективного развития экономики и производства.

Главные положения

Принципами стандартизации являются:

  • Сбалансированность интересов участников товарооборота.
  • Системность.
  • Опережающее развитие и динамичность.
  • Эффективность.
  • Гармонизация.
  • Четкость формулировки.
  • Комплексность.
  • Объективность проверки.
  • Приоритетность безопасности.
  • Соответствие законодательству.

Сбалансированность

Прежде всего следует сказать, что все цели и принципы стандартизации направлены в конечном итоге на удовлетворение потребностей как можно большей части потребителей при оптимальных производственных затратах и надлежащем качестве товаров, услуг или работ. В связи с этим вся деятельность по разработке нормативов и требований осуществляется в соответствии с интересами всех сторон: изготавливающих, потребляющих, предоставляющих, проектирующих продукцию или услуги. Участники работы по стандартизации, учитывая — с одной стороны — возможности изготовителя товара и исполнителя услуг, и потребительские требования — с другой, обязаны найти компромисс, который должен быть принят как общее согласие.

Системность

Она предполагает совместимость всех компонентов. Системность позволяет ориентироваться между структурными элементами, создавать схемы и программы, разрабатывать новые и совершенствовать существующие нормативы. Цели и принципы стандартизации – наиболее совместимые элементы системы.

Опережающее развитие и динамичность

Нормативы и требования выступают в качестве моделей действующих закономерностей в хозяйственной сфере страны. Но с развитием науки и техники изменяется ход экономического процесса. Основные принципы стандартизации в целом способствуют быстрой адаптации требований и норм к переменам в хозяйствовании.

При этом динамичность обеспечивается посредством периодической проверки, отмены прежних показателей, внесения изменения в существующие. Чтобы новая норма или правила были менее подвержены моральному старению, они должны опережать общественное развитие. Это достигается за счет внесения в стандарты перспективных требований к показателям качества, номенклатуре, методам контроля. Опережающее развитие обеспечивается также учетом на этапе разработки новых требований региональных и международных норм, прогрессивных национальных параметров, существующих в других странах.

Эффективность

Основные принципы стандартизации, прежде всего, ориентированы на достижение в ходе деятельности на определенный экономический и социальный результат. Общественный эффект реализуется за счет разработки нормативов, обеспечивающих безопасность здоровья и жизни людей, сохранность природы. Экономический результат достигается за счет использования стандартов, способствующих рациональному использованию ресурсов, усилению информационной и технической совместимости, повышению надежности.

Приоритетность безопасности

Данная задача реализуется за счет обеспечения соответствия нормативов требованиям законодательства. Безопасность достигается при соблюдении и регламентации обязательных правил, установленных на правительственном уровне. В частности, речь идет о государственных стандартах. Одним из важнейших требований для нормы или требования выступает пригодность для сертификации. Стандарты, в которых содержатся четко выделенные обязательные правила и методы их проверки, считаются обязательными.

Гармонизация

Принципы и объекты стандартизации должны соответствовать не только внутригосударственным требованиям. Разрабатываемые нормы должны способствовать обеспечению идентичности документации, относящейся к одному или аналогичному виду продукции, работы либо услуги. При этом они должны быть приняты не только отечественными, но и международными организациями. Это, в свою очередь, позволяет разрабатывать стандарты, не создающие препятствия для мировой торговли.

Четкость формулировок

Все положения, нормы, требования, правила и сами принципы стандартизации должны истолковываться однозначно и понятно. В противном случае может идти речь о серьезном дефекте того или иного требования. Это, в свою очередь, может повлечь несогласованность, снижение безопасности, качества продукции, новые затраты.

Соответствие законодательству

В процессе разработки норм и требований должна быть обеспечена их согласованность с положениями закона и правилами органов, осуществляющих государственный контроль. Так, в ГОСТ Р 1.0-92 (основной стандарт в общей Государственной системе), который был принят в 93-м году, в январе, были внесены изменения для обеспечения реализации норм соответствующего Закона, изданного в том же году, в июле, и подвергшегося доработке на основании ФЗ от 27 дек. 1995 года. В соответствии с принятыми и внесенными корректировками в 2000-м были сформированы новые Правила по проведению сертификации в РФ.

Комплексность

Потребительские свойства продукции проверяются качеством используемого сырья, полуфабрикатов, материала, комплектующих. В связи с этим стандартизация выпущенных товаров должна быть связана со стандартизацией тех объектов, которые обеспечивают их качество. Комплексность в данном случае предусматривает увязку норм и требований к готовым изделиям с показателями, принятыми для деталей, сборочных единиц, полуфабрикатов, сырья, материала, технических средств, способов организации производства и контроля.

Объективность проверки

Принципы стандартизации обеспечивают возможность устанавливать требования, которые могут подвергаться контролю. К ним в том числе относят нормативы, направленные на сохранение природы, имущества и защиту жизни и здоровья людей. Объективная проверка осуществляется обычно с помощью технических измерительных средств. К ним, например, относятся приборы, оборудование, методы химической оценки. Кроме того, проверка может проводиться с использованием экспертиз, социологических исследований. В качестве объективного доказательства соответствия выступают заключения органов надзора, сертификаты качества.

В заключение

Учитывая приведенные выше положения, можно сделать следующие выводы:

  • Стандартизация направлена на обеспечение взаимодействия и взаимопонимания между всеми сторонами производственного и экономического процесса.
  • Установление требований к качеству и номенклатуре способствует реализации интересов потребителей и государства.
  • Принятие нормативов по совместимости обеспечивает взаимозаменяемость работ, товаров и услуг.
  • Согласование и привязка характеристик и показателей продукции и ее комплектующих, сырья, материалов способствует созданию востребованного товара не только на внутреннем, но и на международном рынке.
  • Нормативно-технический надзор, система сертификации позволяет обеспечить безопасность готовых изделий. Это, в свою очередь, способствует сохранности здоровья и жизни людей, природы, имущества.
  • Регулирование всей системы стандартизации осуществляется в соответствии с действующими нормами законодательства.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *