Примеры межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты. Примеры и причины

В основе всей мировой истории лежат межнациональные конфликты. Примеры таковых событий дались многим народам весьма существенной ценой. Кровопролитные мировые войны двадцатого века еще долго будут помнить в каждом уголке земного шара. Современное общество, казалось бы, выступает против любых военных действий и конфликтов, в основе его развития либеральные идеи, здоровая конкуренция и мировая глобализация. Однако в действительности все обстоит несколько иным образом. Количество конфликтов на национальной и религиозной почве с каждым годом только увеличивается, и в круговорот таких баталий оказывается вовлечено все большее количество участников, что приводит к постепенному расширению масштабов проблемы.

Несовпадение национальных интересов, территориальные притязания, негативное восприятие сторонами друг друга — все это и образует межнациональные конфликты.

Примеры таких ситуаций освещаются в политических новостях с завидным постоянством.

Межнациональный конфликт представляет собой разновидность конфликта социального, в основу которого легло множество факторов и противоречий, как правило, этносоциальных, политических, национальных и государственных.

Причины национальных конфликтов, если их разобрать подробнее, во многом очень похожи:

  • Борьба за ресурсы. Истощение и неравномерное распределение природных ресурсов, обеспечивающих наибольше финансовые потоки, часто приводит к разжиганию споров и распрей.
  • Рост численности населения в условиях замкнутости территории, неравномерный уровень качества жизни, массовая вынужденная миграция населения.
  • Терроризм как явление, требующее принятия жестких мер и, как следствие, обострения конфликтных ситуаций.

Религиозные различия

Межнациональные конфликты, примеры которых будут приведены ниже, касаются в первую очередь крупнейшей державы двадцатого века – Советского Союза. Множество противоречий возникало между союзными республиками, особенно это касалось Кавказского региона. Аналогичная ситуация сохраняется и после получения бывшими составными частями страны Советов суверенного статуса. С момента распада СССР зарегистрировано более ста пятидесяти различных конфликтов в Чечне, Абхазии, Приднестровье.

Наличие обделенных национальных меньшинств в рамках суверенной страны непосредственно ложится в основу понятия «межнациональные конфликты», примеры которых встречаются все чаще и чаще. Это и гагаузский конфликт в Молдове, абхазский и осетинский — в Грузии. Обычно при таких противоречиях население внутри страны разделяется на коренное и некоренное, что приводит к еще более резкому обострению ситуации.

Примеры религиозных конфликтов встречаются не менее часто. Наиболее яркими из них является борьба с неверными в многочисленных исламских странах и регионах (Афганистан, Чечня и т.д). Подобные конфликты характерны и для Африканского континента, ожесточенная борьба мусульманских властей и представителей прочих конфессий унесла более двух миллионов жизней, а войны на святой земле между мусульманами и иудеями длятся не один десяток лет.

В этом же печальном списке конфликты в Косово между сербами и албанцами, борьба за независимость Тибета.

Самые глобальные конфликты

На протяжении всей истории нашей планеты враждовали народы и целые страны. Это приводило к формированию конфликтов, чьи масштабы были по-настоящему глобальные. Природа самой жизни провоцирует к выживанию сильнейших и самых приспособленных. Но, к сожалению, царь природы губит не только все вокруг, но и уничтожает себе подобных.

Все главные изменения на планете за последние несколько тысяч лет связаны именно с деятельностью человека. Может быть, желание конфликтовать с себе подобными имеет генетическую основу? Так или иначе, но трудно будет вспомнить такой момент времени, когда везде на Земле царил бы мир.

Конфликты несут боль и страдания, но практически все они все же локализованы в какой-то географической или профессиональной области. В конце концов такие стычки заканчиваются вмешательством кого-то более сильного или успешным достижением компромисса.

Однако самые разрушительные конфликты включают в себя наибольшее число народов, стран и просто людей. Классическими в истории являются две Мировые войны, которые произошли в прошлом веке. Однако в истории было немало других поистине глобальных конфликтов, о которых настало время вспомнить.

Тридцатилетняя война. Эти события происходили между 1618 и 1648 годами в Центральной Европе. Для континента это был первый в истории глобальный военный конфликт, который затронул практически все страны, в том числе даже Россию. А началась стычка с религиозных столкновений в Германии между католиками и протестантами, что переросло в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Католическая Испания, Священная Римская империя, а также Чехия, Венгрия и Хорватия столкнулись с сильным противником в лице Швеции, Англии и Шотландии, Франции, Датско-норвежской унии и Нидерландов. В Европе нашлось немало спорных территорий, которые и подогревали конфликт. Закончилась война подписанием Вестфальского мира. Он, по сути, покончил с феодальной и средневековой Европой, установив новые границы основных сторон. А с точки зрения боевых действий основной урон понесла Германия. Только там погибло до 5 миллионов человек, шведы уничтожили практически всю металлургию, треть городов. Считается, что Германия оправилась от демографических потерь только через 100 лет.

Вторая конголезская война. В 1998-2002 годах на территории Демократической Республики Конго развернулась Великая Африканская война. Этот конфликт стал самым разрушительным среди многочисленных войн на Черном континенте за последние полвека. Война изначально возникла между проправительственными и силами и ополченцами против режима президента. Разрушительный характер конфликта был связан с участием соседним стран. Всего в войне участвовало более двадцати вооруженных группировок, которые представляли девять стран! Намибия, Чад, Зимбабве и Ангола поддержали законное правительстве, а Уганда, Руанда и Бурунди — повстанцев, которые стремились захватить власть. Конфликт официально закончился в 2002 году после подписания мирного соглашения. Однако выглядело это соглашение хрупким и временным. В настоящее время в Конго снова бушует новая война, несмотря на присутствие миротворцев на территории страны. А сам глобальный конфликт в 1998-2002 годах унес жизни более 5 миллионов человек, став самым смертоносным со времен Второй мировой войны. При этом большая часть жертв пало от голода и болезней.

Наполеоновские войны. Под таким собирательным названием известны те боевые действия, которые вел Наполеон еще со времен своего консульства в 1799 году и до самого отречения в 1815 году. Основное противостояние сложилось между Францией и Великобританией. В результате боевые сражения между ними проявились в целой серии морских сражений в разных уголках земного шара, а также крупной наземной войны в Европе. На стороне Наполеона, захватывавшего постепенно Европу, выступали и союзники — Испания, Италия, Голландия. Коалиция же союзников постоянно менялась, в 1815 году Наполеон пал перед силами уже седьмого состава. Упадок Наполеона был связан с неудачами на Пиренеях и походом в Россию. В 1813 году император уступил Германию, а в 1814 году и Францию. Заключительным эпизодом конфликта стала битва при Ватерлоо, проигранная Наполеоном. В целом те войны унесли от 4 до 6 миллионов человек с обеих сторон.

Гражданская война в России. Эти события происходили на территории бывшей Российской империи в период между 1917 и 1922 годами. Несколько веков страна управлялась царями, но осенью 1917 года власть захватили большевики во главе с Лениным и Троцким. Они после штурма Зимнего дворца отстранили Временное правительство. Страна, еще принимавшая участие в Первой мировой, тут же втянулась в новый, на этот раз междоусобный конфликт. Народной Красной армии противостояли и процарские силы, жаждавшие восстановления былого режима, и националисты, решавшие свои локальные задачи. К тому же Антанта приняла решение поддержать антибольшевистские силы, высадившись в России. Война бушевала на севере — англичане высадились в Архангельске, на востоке — взбунтовался пленный чехословацкий корпус, на юге — восстания казаков и походы Добровольческой армии, а запад почти весь по условиям Брестского мира отошел Германии. За пять лет ожесточенных боев большевики разбили разрозненные силы врага. Гражданская война расколола страну — ведь политические взгляды заставляли даже родных воевать друг против друга. Советская Россия вышла из конфликта в руинах. На 40% уменьшилось сельское производство, практически вся интеллигенция была уничтожена, а уровень промышленности сократился в 5 раз. Всего в годы Гражданской войны погибло более 10 миллионов человек, еще 2 миллиона в спешке покинуло Россию.

Восстание тайпинов. И снова речь пойдет о гражданской войне. На этот раз она вспыхнула в Китае в 1850-1864 годах. В стране христианин Хун Сюцюань сформировал Тайпинское небесное царство. Это государство существовало параллельно с маньчжурской империей Цин. Революционеры заняли практически весь южный Китай с населением в 30 миллионов человек. Тайпины начали проводить свои резкие социальные преобразования, в том числе и религиозные. Восстание это повлекло за собой череду подобных в других частях империи Цин. Страна оказалась расколотой на несколько областей, объявивших о собственной независимости. Тайпины заняли такие крупные города, как Ухань и Нанкин, а сочувствующие им войска заняли еще и Шанхай. Восставшие даже предпринимали походы на Пекин. Однако все послабления, что тайпины дали крестьянам сводились на «нет» затяжной войной. К концу 1860-х стало понятно, что династия Цин не может покончить с восставшими. Тогда в борьбу с тайпинами вступили западные страны, преследовавшие свои интересы. Только благодаря англичанам и французам революционное движение было подавлено. Война эта привела к огромному числу жертв — от 20 до 30 миллионов человек.

Первая мировая война. Первая мировая война положила начало современным войнам в том виде, как мы их знаем. Этот глобальный конфликт происходил с 1914 по 1918 годы. Предпосылками к началу войны стали противоречия между величайшими державами Европы — Германией, Англией, Австро-Венгрией, Францией и Россией. К 1914 году оформились два блока — Антанта (Великобритания, Франция и Российская империя) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Поводом для начала боевых действий послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево. В 1915 году Италия вступила в войну на стороне Антанты, зато к Германии присоединились турки и болгары. На стороне Антанты выступили даже такие страны, как Китай, Куба, Бразилия, Япония. К началу войны в армиях сторон находилось более 16 миллионов человек. На полях сражений появились танки и самолеты. Закончилась Первая мировая война подписанием Версальского договора 28 июня 1919 года. В результате этого конфликта с политической карты исчезли сразу четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгрия и Османская. Германия оказалась настолько ослабленной и территориально урезанной, что это породило реваншистские настроения, приведшие к власти нацистов. Страны-участницы потеряли более 10 миллионов убитых солдат, более 20 миллионов мирных жителей погибло из-за голода и эпидемий. Еще 55 миллионов человек оказалось ранено.

Корейская война. Сегодня кажется, что на Корейском полуострове вот-вот вспыхнет новая война. А ситуация такая начала складываться еще в начале 1950-х. После окончания Второй мировой войны Корея оказалась разделенной на отдельные северные и южные территории. Первые придерживались коммунистического курса при поддержке СССР, а вторые оказались под влиянием Америки. Несколько лет отношения между сторонами были весьма напряженными, пока северяне не решились вторгнуться к своим соседям с целью объединения нации. При этом коммунистических корейцев поддерживал не только Советский Союз, но и КНР с помощью своих добровольцев. А на стороне Юга выступили помимо США еще и Великобритания и миротворческие силы ООН. После года активных боевых действий стало ясно, что ситуация зашла в тупик. У каждой стороны была миллионная армия, и о решительном преимуществе не могло быть и речи. Только в 1953 году был подписан договор о прекращении огня, линия фронта оказалась зафиксированной на уровне 38-й параллели. А мирный договор, который формально бы завершил войну, так и не был подписан. Конфликт уничтожил 80% всей инфраструктуры Кореи, несколько миллионов человек погибло. Эта война только обострила противостояние Советского Союза и США.

Святые крестовые походы. Под таким названием известны военные походы в XI-XV веках. Средневековые христианские королевства с религиозной мотивировкой выступили против мусульманских народов, населявших священные земли на Ближнем Востоке. В первую очередь европейцы хотело освободить Иерусалим, но затем крестовые проходы стали преследовать политические и религиозные цели в других землях. Молодые воины со всей Европы выступали воевать против мусульман на территории современных Турций, Палестины и Израиля, защищая свою веру. Это глобальное движение имело большое значение для континента. Прежде всего оказалась ослабленная восточная империя, которая в итоге попала под власть турок. Сами крестоносцы принесли домой множество восточных примет, традиций. Походы привели к сближению и классов, и народностей. В Европе зародились ростки единства. Именно крестовые походы создали идеал рыцаря. Самое же важное следствие конфликта — проникновение культуры Востока на Запад. Также произошло развитие мореплавания, торговли. О количестве же пострадавших из-за многолетнего конфликта между Европой и Азией можно только догадываться, но это, несомненно, миллионы человек.

Монгольские завоевания. В XIII-XIV веках завоевания монголов привели к созданию невиданной по размерам империи, что оказало даже генетическое влияние на некоторые этнические группы. Монголы захватили огромную территорию в девять с половиной миллионов квадратных миль. Империя раскинулась от Венгрии до Восточно-Китайского моря. Экспансия длилась более полутора веков. Были опустошены многие территории, разрушены города и культурные памятники. Наиболее известной фигурой у монголов стал Чингисхан. Считается, что именно он объединил восточные кочевые племена, что и сделало возможным создание столь внушительной силы. На захваченных территориях возникли такие государства, как Золотая Орда, страна Хулугуидов, империя Юань. Количество человеческих жизней, которое забрала экспансия, составляет от 30 до 60 миллионов.

Вторая мировая война. Прошло только чуть более двадцати лет после окончания Первой мировой войны, как разразился очередной глобальный конфликт. Вторая мировая война стала, без сомнения, самым крупным военным событием в истории человечества. В войсках противников насчитывалось до 100 миллионов человек, которые представляли 61 государство (из 73 всего существовавших на тот момент). Конфликт длился с 1939 по 1945 годы. Начался он в Европе с вторжения войск Германии на территорию своих соседей (Чехословакии и Польши). Стало понятно, что немецкий диктатор Адольф Гитлер стремится к мировому господству. Войну нацистской Германии объявили Великобритания с ее колониями, а также Франция. Немцы смогли захватить практически всю Центральную и Западную Европу, но нападение на Советский Союз стало для Гитлера роковым. А в 1941 году после нападения на США союзника Германии, Японии, в войну вступила и Америка. Театром конфликта стали три континенты и четыре океана. В конечном счете война окончилась поражением и капитуляцией Германии, Японии и их союзников. А США еще успела использовать новейшее оружие — ядерную бомбу. Считается, что общее число военных и гражданских жертв с обеих сторон составляет около 75 миллионов человек. В результате войны Западная Европа потеряла ведущую роль в политике, а мировыми лидерами стали США и СССР. Война показала, что колониальные империи уже стали неактуальными, что привело к появлению новых независимых стран.

Межнациональные конфликты понятие и виды (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине » Социальная антропология «

на тему: «Межнациональные конфликты».

Выполнила:

Студентка группы ГиМУ 3–3

Стенина Мария

Проверил:

Д.И.Н., профессор Тайсаев К.У.

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Причины и факторы межнациональных конфликтов…………………3

3. Формы межнациональных конфликтов……………………………….5

4. Пути решений межнациональных конфликтов……………………….6

5. Заключение………………………………………………………………9

6. Список используемой литературы……………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Многонациональная среда — типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт — это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);

3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);

4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

● сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, и сточником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

1) национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.)1 .

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация ( разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта — способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс — способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

Типы национальных конфликтов

  • •А.И.Соловьев
  • •Isbn 5 – 7567 – 0133 – 8 cодержание
  • •Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической науки 10
  • •Глава 1. Объект и предмет политических исследований 10
  • •Глава 2. Основные парадигмы политической науки 28
  • •Раздел II. Политика и ее субстанциональные свойства 42
  • •Глава 3. Политика как общественное явление 42
  • •Глава 4. Политическая власть 62
  • •Раздел III. Политическая стратификация 76
  • •Глава 5. Индивид как субъект политики 76
  • •Глава 6. Политические элиты и лидеры 91
  • •Глава 7. Социальные группы как субъекты политики 105
  • •Глава 8. Нация как субъект политики 118
  • •Глава 12. Авторитарная и тоталитарная политические системы 170
  • •Глава 13. Политическая система демократического типа 182
  • •Глава 14. Политические процессы 196
  • •Глава 15. Международные политические процессы 210
  • •Раздел VI. Неинституциональные основы политики 222
  • •Глава 16. Политическое сознание и политическая идеология 222
  • •Глава 17. Политическая психология 237
  • •Глава 18. Политическая культура 250
  • •Глава 19. Политические коммуникации 263
  • •Раздел VII. Политические технологии 278
  • •Глава 20. Роль технологий в политическом процессе 278
  • •Глава 21. Политический анализ и политическое консультирование 288
  • •Глава 22. Технологии управления и контролирования политических конфликтов 311
  • •Глава 23. Принятие политических решений 325
  • •Глава 24. Информационные технологии 342
  • •Глава 25. Избирательные технологии 360
  • •377 Введение
  • •Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической науки Глава 1. Объект и предмет политических исследований
  • •1. Процесс формирования политической науки
  • •Структура политического знания.
  • •Общее и особенное в развитии научно-теоретического знания
  • •Функции политической науки
  • •Этапы развития научно-теоретического знания
  • •2. Особенности и структура политической науки Особенности политической науки
  • •Проблема предмета политической науки
  • •Статус политической науки
  • •3. Методы политических исследований Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики
  • •Противоречивость методов изучения политики
  • •Бихевиоризм
  • •Основные современные методы изучения политики
  • •Особенности современного этапа исследования политики
  • •Роль традиций в изучении политики
  • •Глава 2. Основные парадигмы политической науки
  • •1. Теологическая парадигма Природа парадигмального мышления
  • •Теологическая парадигма
  • •2. Натуралистическая парадигма Сущность натуралистического подхода к политике
  • •Географическая парадигма
  • •Биополитическая парадигма
  • •Психологизаторская парадигма
  • •3. Социоцентристская парадигма Сущность социоцентристской парадигмы
  • •Теория к. Шмитта
  • •Культурологическая парадигма
  • •Рационально-критические подходы
  • •Парадигма конфликта
  • •Парадигма консенсуса
  • •Раздел II. Политика и ее субстанциональные свойства Глава 3. Политика как общественное явление
  • •1. Происхождение политики
  • •Причины возникновения политики
  • •Политика как социальная сфера
  • •Функции политики
  • •Структура политики
  • •Уровни организации политики
  • •2. Свойства политики Структура политических свойств
  • •Свойство проникновения
  • •Пространственные свойства политики
  • •Темпоральные свойства политики
  • •Морфологические свойства политики
  • •3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества Характер политики с другими сферами общественной жизни
  • •Политика и экономика
  • •Политика и право
  • •Политика и мораль
  • •Возможна ли нравственная политика?
  • •Глава 4. Политическая власть
  • •1. Природа и сущность политической власти Власть и ее исторические формы
  • •Сущность политической власти
  • •Процесс властвования
  • •2. Свойства политической власти Универсальные черты политической власти
  • •Специфические черты политической власти
  • •Явные и теневые формы политической власти
  • •3. Легитимность политической власти Понятие легитимности политической власти
  • •Источники легитимности
  • •Типы легитимности
  • •Кризисы легитимности и способы их урегулирования
  • •Разделiii. Политическая стратификация Глава 5. Индивид как субъект политики
  • •1. Человек и власть
  • •Понятие и структура основных субъектов политики
  • •Особенности индивида как субъекта политики
  • •Исторические модели взаимоотношений власти и человека
  • •2. Права человека Понятие прав человека
  • •Основные теоретические трактовки прав человека
  • •Типология прав человека
  • •Основные нарушения прав человека
  • •3. Политическое участие Понятие политического участия
  • •Основные подходы к трактовке политического участия
  • •Факторы политического участия
  • •Формы и типы политического участия
  • •Политический протест
  • •Глава 6. Политические элиты и лидеры
  • •1. Формирование и развитие элитистских подходов Формирование элитистских представлений
  • •Учения в. Парето и г. Моски
  • •Современные элитистские теории
  • •2. Сущность, структура и функции политической элиты Место и роль элит в политическом процессе
  • •Основные функции политической элиты
  • •Структура политической элиты
  • •Способы определения состава правящей политической элиты
  • •Государственная бюрократия как составная часть политической элиты
  • •3. Политическое лидерство Основные трактовки политического лидерства
  • •Сущность политического лидерства как института власти
  • •Функции политического лидерства
  • •Типология политического лидерства
  • •Способы рекрутирования политических лидеров и элит
  • •Глава 7. Социальные группы как субъекты политики
  • •1. Система социального представительства Понятие системы
  • •Социальная ­стратификация: сущность и отличительные особенности.
  • •Социальная мобильность и декомпозиция
  • •2. Самоорганизация группы как политического субъекта Процесс артикуляции групповых интересов
  • •Процесс агрегирования групповых интересов
  • •Формирование представительных структур
  • •3. Динамика социальной структуры в современном мире Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах
  • •Роль среднего класса в индустриально развитых странах
  • •Социальные факторы политических изменений в переходных обществах
  • •Особенности социальной стратификации в современном российском обществе
  • •Глава 8. Нация как субъект политики
  • •1. Нации в политическом измерении Основные подходы в трактовке наций
  • •Конструктивистское понимание нации
  • •Примордиалистские трактовки нации
  • •2. Национализм Сущность национализма
  • •Место национализма в политике
  • •Типы национальных конфликтов
  • •Структура национализма
  • •Понятие национальных интересов
  • •Принцип национального самоопределения
  • •3. Национальные движения в современном мире Типы национализма
  • •Национализм и демократия
  • •Раздел IV. Политические институты Глава 9. Государство как политический институт
  • •Природа и сущность государства Понятие и теории происхождения государства
  • •Причины возникновения государства
  • •Основные признаки государства
  • •2. Внутреннее устройство государств Формы территориального устройства государств
  • •Формы государственного правления
  • •3. Типы современных государств Правовое государство
  • •Разделение властей в правовом государстве
  • •Социальное государство
  • •Тенденции и проблемы развития государства
  • •Глава 10. Группы интересов и партии
  • •1. Группы интересов Понятие групп интересов
  • •Типология групп интересов
  • •Место и роль групп давления в политическом процессе
  • •2. Политические партии Понятие политической партии
  • •Функции политических партий
  • •Основные этапы партогенеза
  • •2. Типы партий и партийных систем Типология партий
  • •Сущность и разновидности партийных систем
  • •Раздел V. Политические системы и процессы Глава 11. Политическая система
  • •1. Принципы системного описания политики
  • •Зарождение и развитие системного анализа политики
  • •Основные теории политических систем
  • •Постсистемные трактовки политики
  • •Сущность, структура и функции политической системы
  • •2. Политический режим Сущность и особенности политического режима
  • •Понятие политической стабильности
  • •Политическая оппозиция
  • •3. Типология политических систем Основные типологии политических систем
  • •Интеграционная типологизация политических систем
  • •Глава 12. Авторитарная и тоталитарная политические системы
  • •1. Авторитарная политическая система Сущность и особенности авторитарной политической системы
  • •Структурные особенности авторитаризма
  • •Разновидности авторитаризма
  • •2. Тоталитарная политическая система Формирование теории тоталитаризма
  • •Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма
  • •Особенности тоталитарных идеологий
  • •Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
  • •Тоталитаризм и современность
  • •Глава 13. Политическая система демократического типа
  • •1. Основные теории демократии
  • •Основные трактовки демократии
  • •Современные теории демократии
  • •2. Особенности демократической политической системы Сущность политической системы демократического типа
  • •Универсальные свойства демократии
  • •Гражданское общество
  • •3. Формирование и развитие демократических политических систем
  • •Внутренние противоречия и угрозы демократии
  • •Глава 14. Политические процессы
  • •1. Сущность и типы политических процессов Понятие политического процесса
  • •Типы политических изменений
  • •Особенности политических процессов
  • •Типология политических процессов
  • •Особенности политического развития
  • •2. Политическая модернизация Начальный этап развития теории политической модернизации
  • •Второй этап развития теории политической модернизации
  • •Основные этапы преобразований на пути к «современности»
  • •3. Особенности перехода к демократии в современных условиях Основные тенденции развития «современных» государств
  • •Особенности модернизации современного российского общества
  • •Глава 15. Международные политические процессы
  • •1. Международная политика Особенности международных политических процессов
  • •Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики
  • •Теоретические дискуссии о мировой политике второй половины XX в.
  • •2. Геополитика Возникновение и сущность геополитики
  • •Классические геополитические теории
  • •Геополитические идеи середины-конца XX в.
  • •Современные тенденции развития мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
  • •Особенности современной внешнеполитической стратегии России
  • •Разделvi. Неинституциональные основы политики Глава 16. Политическое сознание и политическая идеология
  • •1. Политическое сознание
  • •Понятие политического сознания
  • •Структура и функции политического сознания
  • •2. Сущность и функции политической идеологии Понятие политической идеологии
  • •Уровни политической идеологии
  • •3. Основные идеологические течения в современном мире
  • •Либерализм и неолиберализм
  • •Консерватизм и неоконсерватизм
  • •Коммунистическая и социалистическая идеология
  • •Социал-демократия
  • •Идеологический дискурс
  • •Глава 17. Политическая психология
  • •1. Сущность и особенности политической психологии Понятие и значение политической психологии
  • •Роль политической психологии в политическом процессе
  • •Особенности политической психологии
  • •Феномен толпы
  • •2. Структура и функции политической психологии Структура политической психологии
  • •Устойчивые элементы политической психологии
  • •Политические настроения
  • •Политическое поведение Сущность политического поведения
  • •Типы политического поведения
  • •Глава 18. Политическая культура
  • •1. Понятие политической культуры Сущность и понятие политической культуры
  • •Функции политической культуры
  • •Структура политической культуры
  • •2. Типы политической культуры Критерии типологизации политической культуры
  • •Особенности политических культур западного и восточного типов
  • •Особенности современной российской политической культуры
  • •3. Политическая социализация Сущность политической социализации
  • •Основные способы и механизмы политической социализации
  • •Этапы политической социализации
  • •Глава 19. Политические коммуникации
  • •1. Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере Сущность коммуникации как политического процесса
  • •Теоретические трактовки информационно-коммуникативных процессов
  • •Структура политической коммуникации
  • •2. Массовые политические коммуникации Сущность и особенности массовых политических коммуникаций
  • •Сми в системе массовой коммуникации
  • •Структура сми и проблемы их функционирования
  • •3. Общественное мнение Понятие общественного
  • •Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
  • •Формирование общественного мнения
  • •Раздел VII. Политические технологии Глава 20. Роль технологий в политическом процессе
  • •1. Сущность и отличительные особенности политических технологий
  • •Понятие политических технологий
  • •Структура политических технологий
  • •Процедурные и технические компоненты политических технологий
  • •2. Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
  • •Нормативные и девиантные технологии
  • •3. Формирование политических технологий Субъективный способ формирования технологий
  • •Аналитический способ формирования технологий
  • •Глава 21. Политический анализ и политическое консультирование
  • •1. Сущность и особенности политического анализа Место и роль политического анализа в исследовании политики
  • •Особенности политического анализа
  • •Структура политического анализа
  • •Процесс политического анализа
  • •2. Методы политического анализа Структура и отличительные черты общих методов политического анализа
  • •Частные методы политического анализа
  • •3. Политическое консультирование Причины возникновения и задачи политического консультирования
  • •Основные формы и типы политического консультирования
  • •Критерии эффективности процесса политического консультирования
  • •4. Стадии и способы консультирования Подготовительная и начальная стадии политического консультирования
  • •Завершающие этапы консультирования
  • •Глава 22. Технологии управления и контролирования политических конфликтов
  • •1. Структура и содержание конфликтов Структура и основные формы политических конфликтов
  • •Источники политических конфликтов
  • •Типология политических конфликтов
  • •2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами Сущность управления и контроля за конфликтами
  • •Основные стратегии управления конфликтами
  • •3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов Критерии этапизации процесса управления конфликтами
  • •Пошаговая этапизация конфликта
  • •Техники переговорного процесса
  • •Глава 23. Принятие политических решений
  • •1. Принятие решений в сфере государственного управления Понятие и основные подходы к принятию решений
  • •Особенности сферы государственного управления
  • •Особенности государства как субъекта принятия решений
  • •2. Технологии формирования государственной политики Политическое прогнозирование
  • •Планирование и программирование
  • •Технологии управления рисками
  • •Кризисные технологии
  • •3. Этапы принятия решений Подготовительный этап принятия решений
  • •Этап постановки целей
  • •Этап реализации целей
  • •Глава 24. Информационные технологии
  • •1. Информационные технологии в принятии решений Факторы формирования информационных технологий
  • •Информационные технологии выработки и принятия решений
  • •Технологии функционального преобразования информации и принятия решений
  • •Особенности технологий на информационном рынке
  • •Стратегии поведения государства на информационном рынке
  • •2. Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа
  • •Технологии паблик рилейшнз (пр)
  • •Информационные технологии создания имиджа
  • •Политическая реклама
  • •3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке Информационная революция и политика
  • •Интернет как средство коммуникации
  • •Содержание и технологии Интернета
  • •Глава 25. Избирательные технологии
  • •1. Избирательный процесс и избирательная кампания Избирательные системы
  • •Избирательный процесс и избирательная кампания
  • •Избирательные технологии
  • •2. Структурные звенья избирательной кампании Анализ предвыборной ситуаци
  • •Стратегия избирательной кампании
  • •Адресные группы
  • •Имидж кандидата
  • •3. Тактика избирательной кампании Тактические технологии в избирательных кампаниях
  • •Конкурентная борьба в избирательном процессе
  • •Словарь

Глава 2. Межнациональные конфликты на примере Российской Федерации.

Сегодня для России типичны следующие конфликты:

— «статусные» конфликты российских республик с федеральным правительством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав или вообще стать независимыми государствами;

— территориальные конфликты между субъектами федерации;

— внутренние (происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические конфликты, связанные с реальными противоречиями между интересами различных этнических групп. В основном это противоречия между называемыми титульными нациями и русским (русскоязычным), а также и не «титульным» населением в республиках

Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты в России происходят часто между двумя главными типами цивилизаций, характеризующими евроазиатскую сущность страны — западным христианским в своей основе и южным исламским. Еще одна классификация российских «болевых точек» основывается на степени остроты конфликта:

— зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) — Северная Осетия — Ингушетия;

— потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;

— зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);

— зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);

— зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.).

Тем не менее, независимо оттого, к какой группе отнесут исследователи ту или иную конфликтную ситуацию, она имеет вполне реальные и печальные последствия. В 2000 г. В. Путин заявил в послании президента РФ Федеральному собранию: «Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются, — уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой».

Разумеется, такая высокая концентрация «болевых точек» на территории России объясняется прежде всего крайне многонациональным составом населением, и поэтому многое зависит от общей линии правительства, поскольку все время будут открываться новые и новые очаги недовольства.

Межэтническая напряженность в ряде регионов будет сохраняться в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от экстерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам.

Наряду с этническим фактором, очень важным является фактор экономический. Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития производительных сил, и, с другой — различными консервативными, отчасти коррумпированными элементами. Основные завоевания перестройки — демократизация, гласность, расширение республик и регионов и другие — дали людям возможность открыто высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах массовой коммуникации. Однако большинство людей психологически, морально не были подготовлены к своему новому социальному положению. И все это привело к конфликтам в сфере сознания. В итоге «свобода», будучи используемой людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан «чужой» национальной принадлежности.

Одна из форм конфликтов нередко включает в себя другую и подвергается трансформации, этническому или политическому камуфляжу. Так, политическая борьба «за национальное самоопределение» народов Севера, которую ведут власти автономий в России, — не что иное, как этнический камуфляж, Ведь они отстаивают интересы не аборигенного населения, а элиты хозяйственников перед лицом Центра. К примеру, политического камуфляжа можно отнести, например, события в Таджикистане, где соперничество таджикских субэтнических группировок и конфликт между группами народов Горного Бадахшана и доминирующими таджиками скрываются под внешней риторикой «исламская демократическая» оппозиция против консерваторов и партократов. Таким образом, многие столкновения скорее принимают этническую окраску в силу многонационального состава населения (то есть легко создается «образ врага»), чем являются этническими, по сути.

Этнические конфликты происходили как и на территории России, так и с участием нашей страны на территории других государств. Две таких войны пришлись на вторую половину XX века.

Афганская война (1979—1989) — вооруженный конфликт между частями ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) и промосковского правительства ДРА с одной стороны, и антисоветскими силами афганцев (моджахедами, или душманами), с другой стороны, за контроль над территорией Афганистана. Одной из причин войны стало стремление поддержать сторонников советской власти в Афганистане, поскольку усиление исламского фундаментализма, вызванное исламской революцией в Иране 1979, могло через афганских таджиков реально дестабилизировать советскую Среднюю Азию. На международном уровне было заявлено о том, что СССР руководствуется принципами «пролетарского интернационализма». В качестве формального основания Политбюро использовало неоднократные просьбы Хафизуллы Амина об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами.

Потери афганцев, как считается, составили более миллиона человек.

Исторические корни чеченского конфликта уходят во времена Кавказской войны XIX века, когда царская Россия стремилась укрепить свои позиции на юге и в ходе территориальной экспансии наткнулась на ожесточённое сопротивление горских народов Кавказа.

Чеченский конфликт в его современном виде как борьба вокруг вопроса о независимости Чечни или сохранении её в составе России зародился, как почти все иные национальные конфликты на территории бывшего СССР, во второй половине 1980-х годов, с началом перестройки и ослаблением государственного и партийного контроля над всеми сферами общественной жизни.

Две военных кампании со всей очевидностью показывают заинтересованность определенных зарубежных кругов в продолжение эскалации военных действий и поддержание нестабильности в регионе. Неслучайно большинство отечественных исследователей склоняются к мысли о том, что при изучении причин и – главным образом – способов урегулирования вооруженного конфликта в северокавказском регионе, необходимо выявлять не только интересы двух конфликтующих сторон Ичкерии и центра, но и сторон стоящих над схваткой, управляющих интенсивностью конфликта.

Национальные конфликты

Национальные конфликты

Понятие «этнический конфликт» — шире понятия «национальный конфликт», поскольку к числу субъектов конфликта относит не только нации, но и любой тип этноса (племя, народность и т.д.).

Понятие «межнациональный конфликт» — напротив, более узкое, поскольку акцентирует внимание только на одной стороне национального конфликта — внешней, в то же время не включает рассмотрение внутринациональных конфликтов.

Понятие «межэтнический конфликт» подразумевает внешний аспект этнического конфликта. Наконец, понятие «национально-этнический конфликт» представляет одну из сторон национального конфликта, а именно — этническую сторону. Но национальный конфликт может быть не только национально-этническим, но и национально-политическим, национально-конфессиональным и т.д.

Национальный конфликт в целом можно определить как особую разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы с противоположными интересами (или с интересами, которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга по национальному признаку.

Корни национальных конфликтов находятся, как правило, в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют и свою определённую внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь эмоционального потенциала национального самосознания.

Национальный конфликт всегда формируется в определённой ситуации, содержащей проблему (или проблемы), т. е. такие противоречия, которые представляются данным национальным группам (этническим общностям) как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация есть «совокупность факторов и предпосылок (включая определённое состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений» Осипов А.Г. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов. Этнические конфликты в СССР: Причины, особенности, проблемы изучения. — М.: ИЭА РАН, 1991, С. 33. .

Конфликтная ситуация порождается обычно резко противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей.

Развитие конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточно развитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, при которой своё национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а всё инонациональное — как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённости конфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов, т.е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Эти суждения отражают прошлый и настоящий опыт контактов между народами и могут носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. В последнем случае наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом.

Непосредственным источником этнического конфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного национального самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.

Структура национального конфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию).

Однако чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс — инцидент. В случае национального конфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.

Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: а) стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), б) переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), в) стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), г) стадия разрешения или снятия конфликта.

По мнению американского этносоциолога М. Хейслера, национальные конфликты есть исключительное явление только в двух группах стран: в промышленно развитых странах с устойчивой демократией и в странах с авторитарными режимами.

Другие группы стран — недостаточно развитые, или с неустоявшейся демократией, или только освободившиеся от наследия авторитарных или колониальных режимов и т.п. — сталкиваются с конфликтами довольно часто. В Азии к странам с повышенной конфликтностью относятся Индия, Шри-Ланка, Филиппины, Афганистан, Ливан, Кипр, Израиль, Бирма и т.д., в Африке — ЮАР, Ангола, Сомали, Эфиопия, Чад и т.д., в Европе — бывшие соцстраны, особенно республики бывшей Югославии (Хорватия, Босния и т.д.) и прибалтийские государства. В СНГ национальные проблемы, противоречия и конфликты в той или иной мере затронули почти все республики, но наиболее острый характер приняли в Закавказье, Молдове, Таджикистане, на Северном Кавказе.

Из развитых стран достаточно остро национальные проблемы затронули Великобританию, Канаду, Бельгию, Германию и т.д. Таким образом, большинство государств мира познало, что такое национальные конфликты и связанная с ними нестабильность.

Даже поверхностный анализ показывает, что первопричины основной массы конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Следовательно, эффективное урегулирование возможно только путём выработки норм мирного сосуществования различных народов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация национальных интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного — не значит беспроблемного).

Понятие «национальный конфликт» — далеко не однозначно, и включает в себя целую группу явлений, различных по глубине, генезису, характеру, механизму протекания, методам решения и т.д.

Генезис национального конфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В своей развитой форме конфликт является проявлением тех или иных тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать следующим образом: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные.

Деление на вышеперечисленные типы достаточно условно, тем более что одно национальное движение может нести в себе признаки сразу нескольких типов, иметь в себе различные тенденции. Например, ирландское национальное движение в Ольстере можно квалифицировать одновременно и как сепаратистское (стремление к отделению от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма).

Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является и языковым. Национальные движения могут также трансформироваться в ходе исторического развития, например, автономистские движения по достижении своих целей (получение национальной автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.

Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-прес, 2000, С. 45..

Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликтные действия выступают только средством их достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон.

Нереалистические конфликты имеют место тогда, когда субъекты конфликта не очень отчётливо осознают цели и мотивы конфликта, а сам он является лишь средством агрессивной эмоциональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более непредсказуемы, стихийны, иррациональны, менее подвластны контролю и управлению.

«Смешанные конфликты» — наиболее тяжёлый случай, когда субъекты совершенно поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, как правило, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого — как нереалистический. Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский. Нереалистические конфликты — осетино-ингушский. Смешанные конфликты — таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д.

По длительности протекания национальные конфликты можно разделить кратковременные, долговременные (большинство конфликтов на Кавказе, на Балканах, на Ближнем Востоке и т.д.) и промежуточные. С длительностью связана, как правило, ещё одна характеристика конфликта — острота. Кратковременные конфликты бывают обычно острыми, долговременные — хроническими. Однако возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский и т.д.).

Ещё одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют следующие типы: насильственные конфликты (сопровождаемые реальными актами насилия и плохо управляемые); чреватые насилием (готовые в любой момент обернуться реальными насильственными действиями); насильственные, но управляемые; потенциально насильственные (в глубине имеющие предпосылки к насилию, но пока не проявляющие себя); ненасильственные, управляемые Маценов Д.В. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО.- 1991.- № 9.- С. 103..

Следует отметить, что чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств и т.д.

Субъекты конфликта могут быть одного уровня — группы, общины, партии, организации, государства, а могут быть и разного уровня, например, с одной стороны может выступать организация или партия, как выразитель интересов одного субъекта конфликта, а с другой стороны — государство, как выразитель интересов другого субъекта. Одной из самых больших проблем многонациональных государств является то, что государство воспринимает себя и воспринимается многими не как выразитель интересов всего населения, всего общества, а лишь основного этноса страны. Именно поэтому многие многонациональные государства остаются этническими государствами титульного этноса.

Анализ конфликтных ситуаций только в пределах бывшего Союза даёт нам широкий спектр разнообразных национальных конфликтов: конфликты реальные и потенциальные, острые и хронические, межнациональные и внутринациональные, локальные и глобальные, длительные и кратковременные, более насильственные и менее насильственные, вооружённые и невооружённые, внутригосударственные и межгосударственные.

Нередко один конфликт представляет собой совокупность различных конфликтов. Например, один из самых старых конфликтов — армяно-азербайджанский — представляет собой сплетение самых разных проблем: социально-экономическая отсталость карабахского региона, стремление армянского населения к воссоединению с исторической родиной, религиозные противоречия, больная историческая память, межгосударственные противоречия двух суверенных республик, попытки отвлечь военным конфликтом население от внутренних проблем обоих государств и т.д.

Таким образом, современные проблемы, противоречия и конфликты в сфере национальных отношений являются сложной и специфической частью социальной реальности. Недооценка их чревата серьёзными последствиями для общественного развития, а это требует раскрытие причин, порождающих проблемы, противоречия и национальные конфликты, механизма протекания, поиски вариантов решения и возможностей управления ситуациями и их возможными социальными последствиями. Но наиболее эффективный способ разрешения любого конфликта, в том числе и национального, это его предотвращение. И здесь очень важную роль играет грамотная национальная политика государства.

1) Межэтнические конфликты являются важной проблемой в современном мире. Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

2) Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Исследователи предлагают самые разные их классификации. По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, межэтнические конфликты можно подразделить на: социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав граждан до равного экономического положения); культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии, этнической общности; политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма); территориальные — если в их основе лежат требования изменения границ, присоединения к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству или создания нового независимого государства. Кроме целевого подхода, природу межэтнических конфликтов можно рассматривать с точки зрения структурных изменений в обществе как основы противоречий, приводящих к конфликтам.

>Межнациональный конфликт.

Виды межнациональных конфликтов.

Основных видов три, хотя часто конфликты такого рода могут иметь черты и двух, и трех из этих видов:

  1. Этнополитический конфликт – столкновение политических интересов на межнациональной основе, например, турецко-курдский конфликт. Часто в такого рода конфликтах национальные интересы – лишь прикрытие для политических интересов.
  2. Межконфессиональный конфликт – столкновение на религиозной почве, например, конфликт между католиками и протестантами в Северной Ирландии.
  3. Этнотерриториальный конфликт – претензии разных народов на одну и ту же территорию, наиболее распространенный вид межнационального конфликта.

Иногда социологи выделяют еще один вид межнационального конфликта – этнодиаспорный конфликт, то есть конфликт представителей диаспоры с представителями коренного населения. Один из самых кровавых видов этого конфликта – Волынская резня 1943 года, унесшая до 80 тысяч жизней поляков.

Пути решения и причины возникновения межнациональных конфликтов следует искать в национальной политике конкретных стран, где они возникают.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *