Правовой статус безработного гражданина

Правовой статус безработного

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон о занятости содержит условия признания лица безработным. В соответствии со ст. 3 указанного Закона безработными признаются: а) трудоспособные граждане; б) не имеющие работы и заработка; в) зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; г) ищущие работу и готовые приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 № 847н «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».

Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления указанным органам паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами по вопросам занятости подходящей работы гражданам в течение десяти дней со дня их регистрации, в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Законом о защите инвалидов.

Вместе с тем следует отметить, что не все граждане могут быть признаны безработными. Так, не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

  • 1) не достигшие 16-летнего возраста;
  • 2) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • 3) отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера дважды;
  • 4) не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • 5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • 6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их в качестве безработных, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их в качестве безработных. В случае отказа гражданину в регистрации его в качестве безработного органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как «подходящая работа» и «неподходящая работа», остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Транспортная доступность – это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Например, постановление Администрации г. Волжского Волгоградской области от 25.05.1998 № 1855 устанавливает требования к транспортной доступности рабочего места для граждан, зарегистрированных в Центре занятости населения в целях поиска подходящей работы либо в качестве безработных.

Статус безработного включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий диапазон прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Эти права условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя такие правомочия безработного, как:

  • 1) право на содействие в поиске подходящей работы;
  • 2) право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ;
  • 3) право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • 4) право участвовать в общественных оплачиваемых работах;
  • 5) право на получение содействия в организации собственного дела.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработным в период поиска работы, закреплены в Законе о занятости, иных нормативных правовых актах и предусматривают возможность получать следующие социальные гарантии и компенсации:

  • а) пособие по безработице;
  • б) стипендию на период обучения по направлению службы занятости;
  • в) материальную помощь безработным и членам их семей;
  • г) организацию отдыха и лечение детей безработных граждан;
  • д) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • е) оплату стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность. Так, обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получил пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой принятие мер ответственности, предусмотренных Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными – гражданско- правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (ст. 159 УК), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям (приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев; снижение размера пособия по безработице на 25% на срок до одного месяца; лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице).

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Форма справки с места работы (образец)

Такой документ не упоминается в трудовом законодательстве. Нет и утвержденной формы данной справки.

Как правило, справка с места работы (образец смотрите ниже) составляется на официальном бланке фирмы и включает следующие сведения:

  • реквизиты фирмы-работодателя (наименование, адрес, телефон, сведения о регистрации);
  • название документа — «справка»;
  • реквизиты документа — дату и номер;
  • указание на место требования справки (кому или куда представляется справка), можно написать «для предъявления по месту требования»;
  • данные работника, которому выдается справка, — Ф.И.О., дата рождения и др.;
  • указание на то, что данный работник действительно работает в этой фирме в настоящее время;
  • с какого времени (какой период) работник работает в данной фирме;
  • должность работника;
  • его оклад;
  • должность, Ф.И.О. и подпись лица, выдавшего справку (например кадровика).

В некоторых случаях, например для органа опеки и попечительства, необходимо указать в справке средний заработок лица за последний год (полгода).

В справке для получения визы может содержаться указание на то, что гражданину на время турпоездки предоставлен отпуск по месту работы.

Если работник, которому необходима справка, сам является лицом, уполномоченным на выдачу справки, к составленной таким образом справке прилагается документ, подтверждающий полномочия работника (например приказ о назначении главного бухгалтера).

К справке, выданной ИП самому себе (например, для получения визы), прилагается копия свидетельства о его регистрации (выдавалось до 01.01.2017) либо лист записи в ЕГРИП (после 01.01.2017).

В любом случае прежде, чем обратиться к работодателю за такой справкой, необходимо получить по месту требования информацию относительно сведений, которые в обязательном порядке должен содержать данный документ.

Бланк справки с места работы

Пример справки с места работы

Каков срок действия справки

Так же как и содержание, срок действительности справки может отличаться в зависимости от ситуации. Даже если в нормативных актах не закреплен срок действия этого документа, следует знать, что в обычной практике с момента выдачи справки не должно пройти больше месяца. Чтобы избежать проблем при подаче документов, желательно получить справку с места работы максимум за неделю до ее представления по месту требования, а также заранее поинтересоваться, какие требования к сроку справки предъявляются в конкретной ситуации.

Во многих случаях сотруднику может понадобиться справка с места работы, образец которой не установлен на законодательном уровне. Это значит, что компания вправе использовать собственную форму этого документа. О том, как правильно составить справку, как выглядит готовый бланк и образец ее заполнения – в этой статье.

Может пригодиться в самых разных ситуациях. Основное назначение состоит в том, что он подтверждает стаж сотрудника, название его текущей должности и в некоторых случаях размер зарплаты. Форма во многом зависит от того государственного органа или частной компании, которая требует предъявить его. Чаще всего справка пригождается в таких случаях:

  • для расчета выплат по больничному листу, а также в связи с выходом в декретный отпуск;
  • для предъявления в качестве доказательства в судебных разбирательствах;
  • в случае возможной поездки в дальнее зарубежье документ понадобится для получения визы (гостевой, рабочей);
  • для подтверждения стажа и факта трудовой занятости в военкомате;
  • в местное отделение пенсионного фонда;
  • для предоставления в органы опеки;
  • в некоторых случаях такая справка может понадобиться по требованию банка;
  • для назначения государственных выплат в связи с уходом за ребенком.

Не стоит путать справку с места работы , . Эти документы имеют сходные назначения, но разную форму.

Если оформляется виза на поездку

В случае, как необходимо оформить визу для поездки за рубеж, к справке могут быть предъявлены особые требования. Важно заранее учесть условия, которые ставит иностранная компания. Как правило, они сводятся к трем важным требованиям:

  1. Текст пишется на английском языке. Понадобится сделать профессиональный перевод, для чего необходимо обратиться к соответствующим специалистам.
  2. Такую справку желательно составлять только на официальном бланке компании, на котором будет изображены ее логотип и приведены контактные данные.
  3. Наконец, в документе, как правило, приводится письменное утверждение сотрудника о том, что после возвращения из зарубежной поездки он продолжит сотрудничать с основным работодателем.

Подробный видео комментарий о том, как оформить справку с места работы по образцу для получения шенгенской визы:

Для предъявления на новой работе

Больничные листы, выплаты по декретному отпуску и некоторые другие пособия рассчитываются на основе среднего заработка сотрудника за определенный период времени (как правило, от полугода). Поэтому когда сотрудник попадает на новое место работы, ему следует заранее позаботиться о том, чтобы все сведения о стаже и средней зарплате были подтверждены.

Для этого наряду со справкой с места работы произвольного образца можно также оформить справку о доходах за последний год. По общему правилу документ выдается в последний официальный рабочий день, когда увольняющийся сотрудник получает также трудовую книжку.

В отдел социальной защиты

Если предъявить её требуют какие-либо государственные органы, как правило, они разрабатывают собственный образец, который можно узнать заранее и принести на работу в качестве примера. Обычно требования предъявляются не к форме, а к содержанию.

В случае с отделением соцзащиты есть своя специфика. Поскольку документ обычно нужен для начисления социальных пособий, то отдельной строкой в ней нужно прописать, что гражданин не оформлял декретный отпуск за время работы а, значит, пособия не получал.

В органы опеки

Если сотрудник принял решение оформить опеку над несовершеннолетним, соответствующие органы также могут потребовать предоставление справки с места работы в соответствии с их образцом.

Основное назначение в данном случае – подтверждение дохода за последний год. Как правило, наряду с ней органы опеки требуют принести и копию трудовой книжки, каждая страница которой заверена печатью и подписью работодателя.

На биржу труда

Если по каким-то причинам сотрудник уволился с последнего места работы, ему понадобится справка по образцу, который разработан специально в центре занятости. В данном случае наибольшее значение имеют сведения и о стаже гражданина и о его доходах за последний год.

При получении пособия за ребенка

При рождении ребенка согласно действующему законодательству полагается несколько видов государственных выплат. Они могут быть как регулярными, так и единовременными. В некоторых случаях опять же понадобится оформление справки от работодателя. Подробнее об этом можно узнать из видеосюжета.

В Пенсионный фонд

Предоставление в местное отделение Пенсионного фонда предполагается только в тех случаях, когда гражданин должен подтвердить свой трудовой стаж за 2 непрерывных года, которые он отработал до 31 декабря 2002 года. Причина в том, что до этого времени данные о трудовом стаже граждан разрозненны, и в некоторых случаях именно она служит единственным источником достоверной информации.

В военкомат

Предоставление в военный комиссариат требуется для того, получить сведения о работе призывника, который встает на первичный воинский учет. Дело в том, что канцелярия военкомата ведет обязательный учет данных о текущем месте работы каждого призывника.

Для детского сада

Необходимость предоставления в детский сад связано с тем, что родители могут уехать в отпуск на достаточно длительный срок (например, на несколько месяцев). Более распространенный случай получения документа связан с необходимостью получения полной или частичной компенсационной выплаты за летнюю путевку в лагерь для детей.

В судебные органы

Нередко она также пригождается для предоставления в разные судебные инстанции. Чаще всего она служит дополнительным или основным доказательством в разрешении таких споров:

  • восстановление сотрудника на последней работе;
  • дела о назначении или алиментов;
  • споры о возмещении материального ущерба, который был нанесен компании из-за ошибочных действий или бездействия работника;
  • споры по административным делам;
  • разбирательства по выплате компенсаций, с причинением вреда здоровью.

В банки

Также документ может пригодиться в тех случаях, когда сотруднику нужно подтвердить свои доходы в банке или другой кредитной организации. Как правило, требуются сведения за прошедший год.

Образец 2019

Поскольку законодательство не предъявляет каких-либо требований к содержанию этого документа, то в основном следует исходить из требований организации или государственного органа, которым нужно предоставить его. Документ распечатывается на обычном листе формата А4, можно использовать фирменный бланк компании.

Вне зависимости от конкретного образца и требований по месту предъявления, справка от работодателя содержит следующие сведения:

  • полное наименование организации с указанием контактных данных и реквизитов;
  • сведения о работнике (ФИО, официальное название должности, стаж работы на данном месте и сведения о зарплате за определенный период времени);
  • дата, подпись и расшифровка подписи ответственного лица, а также печать компании.

Бланк и образцы некоторых документов представлены ниже: как видно, особенности содержания текста зависят от того, по какому месту требования ее нужно предъявить.

В большинстве случаев организации или государственные органы не принимают копию справки, поэтому важно сразу заказать такое количество образцов, которое понадобится по требованию организаций или государственных органов (по месту предъявления).

Процедура оформления

Процедуру оформления документа в общем виде описывает Трудовой кодекс. Он указывает, что её предоставление – это обязанность работодателя. На практике сложилась такая процедура ее выдачи:

  1. Сначала сотрудник пишет заявление, образец которого можно взять в отделе кадров.
  2. Заявление принимается в работу.
  3. Работодатель обязан предоставить справку в течение 3 рабочих дней . Отсчет этого срока начинается с того рабочего дня, который следует за днем подачи заявления.
  4. В назначенный день работник принимает документы и ставит подпись в журнале регистрации документооборота предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Так как документ имеет юридическую силу вне зависимости от образца, который был использован при его составлении по месту требования. Поэтому работодателю важно понимать, что он несет полную ответственность за сведения, предоставленные в справке.

В небольших компаниях достаточно обратиться с просьбой к руководителю или в соответствующий отдел:

  • в кадровый — если нужна справка о стаже, должности или месте работы;
  • о заработной плате — в бухгалтерию.

На крупных предприятиях все сложнее: для получения справки необходимо написать заявление, указав количество экземпляров, цель получения и что именно необходимо указать в справке. Прописывать, куда она нужна, необязательно, достаточно формулировки «по месту требования».

Заявление пишется на листе бумаги и адресуется руководителю предприятия (как правило, на каждом предприятии есть готовые образцы таких заявлений).

Срок выдачи справки — 3 рабочих дня с момента подачи заявления или устного обращения (ст. 62 ТК РФ). Работодатель не вправе отказать в выдаче справки, а сотрудник вправе требовать предоставления любой информации относительно его трудовой деятельности на предприятии работодателя. В противном случае работник может обратиться в суд.

Какие справки можно получить по месту работы?

  • 2-НДФЛ — справка о заработной плате сотрудника

2-НДФЛ получают в бухгалтерии, эта справка имеет унифицированную форму. Используют для получения различных пособий, налогового вычета и подтверждения дохода при получении кредита в банке. При увольнении работнику выдают справку за текущий год и два предшествующих, чтобы на новом месте работы ему могли рассчитать пособие по беременности и родами или пособие по временной нетрудоспособности (больничный).

Пример справки 2-НДФЛ

Иногда государственные органы, посольства и другие структуры требуют документ о средней заработной плате сотрудника. В таких случаях выдается обычная справка с указанием среднего заработка, а не унифицированная 2-НДФЛ. Справка о средней заработной плате заполняется как справка с места работы. В тексте указывается ФИО сотрудника, должность, с какого периода занимает должность, работает в организации и указывается заработок. Справка заверяется руководителем предприятия или уполномоченным сотрудником.

  • Справка с места работы по месту требования

Получают в кадровой службе. Не имеет унифицированной формы. Составляется в произвольном виде, если на предприятии не разработан специальный бланк. Справка с работы по месту требования должна содержать:

  • наименование организации, ее реквизиты (ИНН, ОГРН, адрес, телефон);
  • порядковый номер;
  • дату выдачи;
  • данные, которые подтверждаются;
  • подпись руководителя организации.

Примерный бланк:

или еще один образец справки по месту требования:

Наличие печати желательно, но с 2016 года не обязательно. Юридические лица и индивидуальные предприниматели не обязаны удостоверять бумаги оттисками печати.

Присутствие неточностей, помарок и исправлений в справках не допускается. При получении необходимо проверять на факт опечаток и ошибок.

Пример заполненной справки для ФСС
(для получения пособия по уходу за ребенком до полутора лет)

Информация в документе должна быть актуальной и правдивой. За предоставление недостоверных сведений на организацию и лиц, поставивших свои подписи, могут наложить административное наказание в виде штрафа.

Согласно закону, после увольнения сотрудник вправе получить справку с места работы, но только о заработной плате. Данные о заработной плате сотрудников хранятся в течение 75 лет.

На сегодняшний день большинство консульских отделов посольств стран мира при подаче документов на получение визы, требуют предоставления справки с места работы.

§ 2. Правовой статус безработного

1) Понятие и порядок признания безработным

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон «О занятости населения в РФ» указывает, кто может быть признан безработным.

В соответствии со ст.3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации48.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»49.

Безработными не могут быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

2) Понятие подходящей работы

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность – это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

• впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

• отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

• состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.

3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

• право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);

• право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);

• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);

• право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);

• право на получение содействия в организации собственного дела50.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

• пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);

• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);

• материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

• организация отдыха и лечения детей безработных граждан51;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п.1 ст.28 Закона о занятости);

• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж52.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного53. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости54.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

26. Понятие безработного и его правовой статус.

  • •4. Конституция рф – база трудового законодательства.
  • •5. Система отрасли и система науки трудового права.
  • •7. Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.
  • •8. Международно- правовое регулирование сферы труда.
  • •9. Понятие и виды локальных трудовых актов.
  • •10. Порядок разработки и принятия локальных нпа.
  • •11. Действие источников трудового права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
  • •12.Понятие и виды принципов трудового права.
  • •13. Трудовые правоотношения: понятие, система и место в системе трудового права.
  • •14. Основание возникновения трудового правоотношения.
  • •15. Субъекты трудового права. Понятие и правовой статус.
  • •16. Работник как субъект трудового права.
  • •17. Работодатели и их представители как субъекты трудового права.
  • •18. Профсоюзы как субъекты трудового права.
  • •19. Понятие социального партнерства. Принципы, система и формы социального партнерства.
  • •20. Органы социального партнерства.
  • •21. Коллективные переговоры, понятие и порядок ведения.
  • •22 Участие работников в управлении организацией как форма социального партнерства.
  • •23. Коллективный договор, понятие, стороны и порядок заключения.
  • •24. Соглашение, понятие, виды и содержание.
  • •25. Понятие занятости и занятого населения.
  • •26. Понятие безработного и его правовой статус.
  • •27. Органы по содействию занятости населения.
  • •28. Трудовой договор, понятие, значение, стороны и содержание.
  • •29. Виды трудового договора.
  • •30. Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров о труде.
  • •31. Порядок заключения трудового договора.
  • •32. Трудовая книжка. Порядок ведения и хранения.
  • •33. Испытание при приеме на работу.
  • •34. Изменение трудового договора.
  • •35. Общие основания прекращение трудовых договоров.
  • •36. Расторжение договора по инициативе работника. Порядок оформления прекращения трудового договора.
  • •37. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
  • •38. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
  • •39. Понятие и виды персональных данных работника.
  • •40. Защита персональных данных работника.
  • •41. Понятие и продолжительность рабочего времени (нормальное, неполное, сокращенное).
  • •42. Режим рабочего времени.
  • •43. Понятие и виды времени отдыха.
  • •44. Понятие отпусков и их виды.
  • •46. Понятие оплаты труда, заработной платы и порядок ее установления.
  • •47. Система заработной платы.
  • •48. Исчисление средней заработной платы.
  • •49. Оплата труда при отключении от нормальных условий труда.
  • •50. Правовая охрана заработной платы.
  • •51. Понятие, виды и порядок утверждения норм труда.
  • •52. Понятие и виды гарантий и их компенсаций.
  • •53. Гарантии при направлении работников в служебные командировки.
  • •54. Гарантии и компенсации, связанные с расторжением договора.
  • •55. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
  • •56.Методы обеспечения дисциплины труда, их виды.
  • •57. Ученический договор.
  • •58. Понятие и требование охраны труда.
  • •Раздел IX тк рф (гл. 41, 42), Закон рф о профсоюзах (ст. 20) и иные нормативные, ведомственные акты Минтруда рф, Гострудинспекции, Госгортехнадзора и др., система стандартов безопасности труда,
  • •59. Организация охраны труда.
  • •60. Гарантия прав работников в области охраны труда.
  • •61. Несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве.
  • •62. Порядок учета и правила расследование несчастных случаев.
  • •63. Материальная ответственность работодателя перед работником.
  • •64. Материальная ответственность работника.
  • •65. Понятие и способы защиты трудовых прав и свобод.
  • •66. Органы государственного и общественного контроля за соблюдение норм трудового права.
  • •67. Федеральная инспекция труда.
  • •68. Ответственность за нарушение трудового законодательства.
  • •69. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
  • •70. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
  • •71. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — физических лиц.
  • •72. Особенности регулирования труда педагогических работников.
  • •73. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
  • •74. Особенности регулирования труда других работников.
  • •75. Понятие индивидуальных трудовых споров, их подведомственность.
  • •76. Особенности судебного разрешения трудовых споров.
  • •77. Понятие коллективного трудового спора и порядок выдвижения требований работников и их представителей.
  • •78. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.
  • •79. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.
  • •80. Ограничения права на забастовку. Комментарий к статье 413 трудового кодекса

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным. При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого дня представления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости. Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным. При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов. Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд. По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение. При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости — корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

понятие безработного

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *