Правовой режим земель

Правовой режим земельного
участка

Земельным законодательством установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием.

Правовой режим земельных участков состоит из:

  1. Целевого назначения земельного участка
  2. Вида разрешенного использования земельного участка

Целевая категория определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земельных участков в пределах целевых категорий может существенно различаться в соответствии с практической целесообразностью. Указанный признак разграничения земель целевых категорий конкретизируется в виде их разрешенного использования в соответствии с территориальным зонированием. Таким образом:

Целевое назначение земельного участка – это установленное законом разрешение на использование земельного участка только в соответствии с той целевой категорий земель, к которой отнесен данный земельный участок.

Разрешенное использование земельного участка – это установленное нормативным актом разрешение на определенный вид использования земельного участка в пределах его целевого назначения в соответствии с территориальным зонированием

Территориальное зонирование – это установление границ территорий (зон), в пределах которых земли обладают свойствами и качествами, необходимыми и достаточными для определенной хозяйственной деятельности.

I. Целевые категории земель

Земельный кодекс РФ (ст. 7) устанавливает семь основных целевых категорий земель:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения
  2. Земли населенных пунктов
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения)
  5. Земли лесного фонда
  6. Земли водного фонда
  7. Земли запаса

В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей земельных ресурсов земельным законодательством установлен и правовой режим их использования в народном хозяйстве.

Подробнее: Целевое назначение земельных участков

II. Виды разрешенного использования земельных участков

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основные виды разрешенного использования;
  2. Условно разрешенные виды использования;
  3. Вспомогательные виды разрешенного использования.

Подробнее: Разрешенное использование земельных участков

Правовой режим земель и земельных участков

Правовой режим земель и земельных участков

Правовой режим – характеристика объекта правоотношений

Правовой режим земель

  • установленный нормами земельного и других отраслей законодательства порядок предоставления, оборота, использования и охраны земель определенных видов, обязательный для всех субъектов земельных правоотношений

Правовой режим земельного участка

  • установленный нормами земельного права порядок использования и оборота земельного участка как объекта земельных правоотношений

Элементы правового режима земель

  • возможные формы собственности и иные права на соответствующие земли

  • особенности оборота земель (оборотоспособность земель)

  • порядок изменения правового режима земель

  • права и обязанности субъектов по использованию и охране земель

  • полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственного и муниципального управления в области использования и охраны земель

  • основания и порядок реализации юридической ответственности в области использования и охраны земель

Способы установления правового режима земель и земельных участков

Деление земель на категории

Зонирование территорий

Определение целевого назначения земель и земельных участков

Определение разрешенного использования земельных участков

Деление земель на категории

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Земли водного фонда

Земли населенных пунктов

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли лесного фонда

Земли запаса

Отнесение земель к категориям и перевод земель и земельных участков из одной категории в другую

Решение Правительства РФ

Земли, находящиеся в федеральной собственности

Решение органа исполнительной власти субъекта РФ

Земли, находящиеся в собственности субъекта РФ и земли сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности

Решение органа местного самоуправления

Земли, находящиеся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Зонирование территорий

Виды зон, установленных действующим законодательством

Территориальные зоны

Функциональные зоны

Зоны с особыми условиями использования

Зоны, определяемые в процессе градостроительного зонирования

Зоны, определяемые в процессе территориального планирования

Зоны, устанавливаемые в отношении отдельных объектов для их защиты, охраны и т.д.

Элементы правового режима земельного участка

  • категория земель

  • разрешенное использование земельного участка

  • общие и специальные требования земельного и других отраслей законодательства по использованию и охране земель и земельных участков

  • ограничения прав на земельный участок в публичных интересах

  • обременения земельного участка в пользу частных лиц

  • требования земельного законодательства к образованию новых земельных участков

Изменение правового режима земельного участка

Изменение категории земельного участка

Изменение разрешенного использования земельного участка

ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172 от 21.12.2004 г.

  • Общий порядок не установлен, зависит от категории земель и возможности застройки земельного участка (определяется действием градостроительного регламента)

  • В отношении земельных участков, подлежащих застройке:

Градостроительный кодекс РФ после утверждения ПЗЗ

ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения ПЗЗ, но не позднее 1 июля 2016 г.

Изменение категории земельного участка (перевод земельного участка (участков) в другую категорию)

Правовое регулирование

  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

  • Ст.8 ЗК РФ

  • Законы субъектов РФ (например, областной закон Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области“ и др.)

Условия перевода

  • Отсутствие ограничений изменения категории земель

  • Соответствие утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, землеустроительной документации

  • Согласие правообладателей (за исключением изменения границы населенного пункта, образования ООПТ)

  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях, установленных ФЗ

Субъекты перевода

  • заинтересованные в переводе лица, в том числе органы власти

  • уполномоченные органы власти в соответствии со ст. 8 ЗК РФ

Ходатайство о переводе земельного участка (-ов) в другую категорию

Содержание ходатайства (ч.3 ст. 2 ФЗ о переводе)

Состав прилагаемых документов (ч.4 ст.2 ФЗ о переводе)

  • кадастровый номер земельного участка

  • категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить

  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую

  • права на земельный участок

  • выписка из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого в другую категорию предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка

  • копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц)

  • выписка из ЕГРИП (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из ЕГРЮЛ (для заявителей — юридических лиц) (пункт введен ФЗ от 20.04.2015 N 102-ФЗ)

  • выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого в другую категорию предполагается осуществить

  • заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами

  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка

Не требуется согласия правообладателей земельных участков :

  • в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей

  • в связи с установлением или изменением черты (границы) населенных пунктов

Результат рассмотрения ходатайства

Акт о переводе

Акт об отказе в переводе

Основания отказа в переводе:

  • ограничение перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод, установленные федеральными законами

  • отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

  • несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации

Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок (носит бессрочный характер) – ч. 6 ст. 3 ФЗ о переводе

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд уполномоченные органы власти до предоставления заинтересованным лицам изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению

Все подводные камни земель сельского хозяйства

Особенности правового режима сельскохозяйственных земель состоят в том, что они могут использоваться только для развития и улучшения хозяйства. Земли этого назначения могут выделяться лишь некоторым категориям:

  • Гражданам, которые развивают фермерство и подсобные хозяйства.
  • Хозяйственным сообществам, которые имеют право называться кооперативами или муниципальными предприятиями, также могут являться другими коммерческими организациями.
  • Учитывая земельные правоотношения, стать владельцами могут и некоммерческие религиозные организации.
  • Владеть сельхозугодиями имеют возможность казачьи сообщества.
  • Владельцами могут стать общины небольших по численности народов на Севере, в Сибири и Дальнем Востоке.

Получить земельный участок для развития сельского хозяйства можно после наступления совершеннолетия, но главным условием является и тот факт, что владелец должен проживать недалеко от этого участка и постоянно его использовать по прямому назначению. Стоит помнить и о том, что государством производится обязательная охрана земель. Поэтому имеются определенные ограничения на приватизацию. Но эти ограничения никак не касаются участков, которые предоставляются для жилищного и гражданского строительства, ведения хозяйства для личного пользования. Также стоит помнить, что тщательной охране подлежат участки, предназначенные для распахивания, сенокосов, пастбищ.

Правовой режим земель, используемых населением

Законодательство РФ дает ясное представление о применении земель для жилищного строительства, то есть выделения территорий с определенной целью. Правовой режим земель населенных пунктов предусматривает то, что такие территории имеют четкие границы. Например, стоит понимать, что городские и сельские поселения не пересекаются с другими муниципальными участками.

Рассмотрим основные правила, по которым устанавливаются границы:

  1. Они должны соответствовать утвержденному генеральному плану всего округа.
  2. Соответствовать территориальному расположению района, который будет полностью отображать границы сельского населенного пункта или городского.

Важно помнить, что все земли населенных территорий подразделяются на отдельные зоны:

  1. Участки, входящие в жилые зоны. Они предназначаются для постройки разновысотных жилых зданий.
  2. В деловой зоне будут располагаться здания администрации, объекты для образования и культурного развития граждан.
  3. Существуют специальные зоны, которые отводятся для складских помещений.
  4. Территории для транспортной инфраструктуры.
  5. Правовой режим земель населенных пунктов предусматривает и выделение небольших зон для сельскохозяйственного производства.

Отдельно законом рассматриваются и пригородные зоны. Такие земли находятся за пределами городских поселений.

Земли промышленности и специального назначения

Промышленные территории можно разделить по характеру и основным задачам, которые они должны выполнять:

  1. Участки, используемые исключительно для промышленности.
  2. Для устройства объектов энергетики.
  3. Для хранения разнообразных транспортных средств.
  4. Для информационного оборудования.
  5. Земли для космической деятельности.
  6. Территории, используемые для осуществления безопасности государства.
  7. Земли иного назначения.

Такие участки могут выделяться с определенной целью, которая четко прописывается в соответствующих законах. Надо отметить, что с целью создания полной безопасности для населения, государство предъявляет к территориям дополнительные требования и выделяет следующие категории назначения земли:

  1. Участки, имеющие строго производственное значение.
  2. Пути для удобного подъезда к промышленным объектам.
  3. Территории для складских помещений и хранилищ.
  4. Здания администрации.
  5. Специально созданные санитарные зоны с особыми условиями их эксплуатации.

Когда речь идет об участках транспортного целевого направления, то в их число могут входить и земли автомобильного и морского транспорта.

Лесные массивы

В правовой режим земель лесного фонда входят не только территории с растительностью, но и участки, где она отсутствует. Порядок на таких землях регулируется специальным лесным законодательством. Цели использования таких территорий следующие:

  1. Защитные леса.
  2. Эксплуатационные леса.
  3. Леса, которые находятся в резерве.

Надо также понимать и то, что леса, которые располагаются на землях других категорий, могут относиться к защитным:

  1. Леса могут быть берегозащитными, направленными на то, чтобы защитить почвы и водные объекты.
  2. Сюда могут входить и опушки лесов.
  3. Лесные участки, которые входят в заповедную зону.
  4. Места для проживания редких диких животных.

Правовой режим земель лесного фонда включает в себя целевое использование всех лесов на территории России. Например, заготовка древесины для сельского хозяйства, сбор на территории лекарственных растений, участки для охоты и научной деятельности.

На территории защитных лесов:

  • Нельзя проводить вырубку лесов, а также использование токсических и химических препаратов.
  • В охраняемых зонах запрещается не только вырубка лесов, но и разведение костров, с целью предотвращения пожаров.
  • Законодательством разрешается частичная вырубка лесов. К таким участкам относятся специальные насаждения, которые были выращены именно с этой целью.
  • Дополнительно существует понятие резервных лесов. В таких лесах нельзя совершать вырубку деревьев и заготавливать древесину в течение двадцати лет.
  • В резервных лесах должна постоянно осуществляться авиационная работа по охране.

После того как леса будут переведены в категорию эксплуатационных, допускается их полное использование по назначению.

Особенности земель запаса

Земельные правоотношения, регулирующие отношения по поводу территорий, находящихся в запасе, и иных категорий, значительно разняться. Поэтому стоит рассмотреть все нюансы подробно. Главное отличие земель запаса состоит в том, что они не даются в пользование. Эти участки находятся в запасе у самого государства, и целевое их назначение еще не определено. Закон считает эти территории особенными и объединяет их в особенную категорию.

Правовой режим земель запаса выделяет их как государственную собственность. Надо указать, что к ним нельзя отнести территории, которые включены в фонд предварительного распределения земель, потому что эти участки уже считаются сельскохозяйственными. Их нельзя использовать до тех пор, пока они не перейдут в другую категорию. Огромное количество земель, находящихся на Дальнем Востоке, в Сибири и на Крайнем Севере, относится к территориям запаса. Участки, которые на данный момент принято считать невостребованными в хозяйстве, становятся землями в запасе. Правовой режим земель запаса определяет их не как бесхозные или ничейные. Они являются собственностью государства.

Как правило, такие земли используются временно, например гражданами, которые проживают на этой территории в данный момент. Государство и местные органы нормально относятся к тому, что местное население будет использовать эти земли для огородов, но строить капитальные сооружения запрещается. В случае если такие земли понадобятся для использования государству или муниципальным органам, то они будут изъяты.

Как перевести земли в иную категорию

Как было сказано выше, земли запаса можно перевести в совершенно иную категорию. Для этого меняется номер в кадастровом реестре, также необходимо указать причины, согласно которым заявитель желает получить эти земли, и обозначить ту категорию, которую хочет присвоить территории будущий владелец в дальнейшем.

Следует подготовить следующие документы:

  1. Заявление о смене категории.
  2. Документы, подтверждающие личность соискателя.
  3. Выписку из реестра о месторасположении участка, переходящего в другую категорию.
  4. Заключение экспертизы по экологии.

Земли запаса очень часто меняют свою категорию, и связано это с нехваткой свободных участков, которые могут использоваться для развития сельского хозяйства или для строительства жилого комплекса. Инвесторы часто интересуются именно землями запаса, потому что такие участки можно приобрести дешево. Иногда участки для застройки выделяются муниципальными органами.

В этой статье подробно расписано понятие правового режима земель и все их категории. Можно смело говорить о том, что такое обеспечение режима земель в России по праву может заслуживать самой высокой оценки, так как по всем нормам действующего законодательства и всех законов этот вопрос четко регламентируется государством. Надо отметить, что государство также предусматривает для каждой категории свои особенности, которые стоит учитывать, иначе есть риск не получить желаемого в итоге. Если есть желание использовать какой-то участок с определенной целью, то обязательно предварительно необходимо проконсультироваться с опытным юристом, который даст дельный совет и познакомит с мельчайшими подробностями земельного права. Их можно будет потом реализовать на деле и использовать по своему усмотрению, но в рамках закона.

49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель

  • •Оглавление
  • •1. Земельное право как отрасль российского права.
  • •Система земельного права как отрасли права
  • •Общая часть земельного права
  • •Особенная часть земельного права
  • •Система земельного права как науки
  • •Земельное право как учебная дисциплина
  • •2. Понятие, предмет и метод земельного права.
  • •3. Принципы земельного права.
  • •4. Система земельного права.
  • •5. Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства.
  • •6. Источники земельного права.
  • •Глава 17 Гражданского кодекса рф «Право собственности и другие вещные права на землю».
  • •Характеристика земельных правоотношений.
  • •Объекты земельных правоотношений
  • •Земельный участок как объект земельных отношений.
  • •Способы и условия образования земельных участков.
  • •Глава I.1. Образование земельных участков
  • •11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • •12. Государственная собственность на землю
  • •2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • •13. Муниципальная собственность на землю
  • •14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • •Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз «о разграничении государственной собственности на землю»
  • •15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • •16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • •17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • •18. Сервитуты: понятие, виды, содержание, порядок установления
  • •Частный сервитут
  • •19. Аренда земельных участков
  • •Основные признаки аренды земель:
  • •Особенности аренды земельных участков:
  • •Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • •20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • •21. Оборотоспособность земельных участков
  • •1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • •22. Ограничения прав на земельные участки
  • •23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • •Основания возникновения права собственности на землю
  • •Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • •Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • •Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • •Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • •Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • •24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • •Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • •Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • •Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • •25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • •Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • •Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • •Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • •Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • •1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • •2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • •3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • •27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • •28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • •32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • •Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • •33. Отказ от прав на земельный участок
  • •34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • •Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • •Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • •Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • •С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • •Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • •Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • •35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • •Зк рф, Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • •Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва «о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»
  • •36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • •Изъятие земельного участка по решению суда
  • •В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • •Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • •Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • •37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • •Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • •Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • •38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • •Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • •Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • •Функции управления в области использования и охраны земель
  • •40. Землеустройство
  • •Организация и порядок проведения землеустройства
  • •Основные землеустроительные действия:
  • •41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • •42. Мониторинг земель
  • •Содержание государственного мониторинга земель:
  • •Задачи государственного мониторинга земель:
  • •Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • •43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • •Формы платы за использование земли:
  • •Земельный налог
  • •Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • •Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • •Арендная плата за землю
  • •44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • •45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • •Статья 16. Основания осуществления кадастрового учета
  • •46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • •Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • •Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • •Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • •В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • •Виды документов
  • •Юридическая сила
  • •Утрата документов
  • •47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • •Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • •Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • •Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • •Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • •48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • •49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • •Виды правового режима земель:
  • •Элементы правового режима земель:
  • •Единство и дифференциация правового режима земель
  • •50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • •51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • •52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • •Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • •Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • •Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • •54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • •55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • •57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • •58. Правовой режим земель лесного фонда
  • •59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • •60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель

> ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Понятие и содержание правового режима земель

Термин «правовой режим» употребляется в различных отраслях права, как правило, для характеристики объекта правоотношений и определения возможного и должного поведения субъектов правоотношений по поводу данного объекта.

Поскольку специфика правового регулирования земельных отношений обусловлена именно особенностями земли и земельных участков как объектов отношений, термин «правовой режим» получил наиболее широкое распространение именно в земельном праве.

Понятие «правовой режим земель» является одной из основных правовых категорий российского земельного права, широко используемое в земельном и других отраслях законодательства в качестве общего понятия, позволяющего выделить особенности правового регулирования использования и охраны земель РФ в целом и отдельных их разновидностей.

Несмотря на то что понятие «правовой режим земель» широко и давно употребляется в земельном праве и законодательстве, легальное определение данного понятия отсутствует, в теории земельного права также не сложилось однозначного подхода к его толкованию и раскрытию.

Термин «правовой режим земель» возник в земельном законодательстве и праве в советский период и постоянно был предметом исследования советских и российских авторов.

Понятие «правовой режим земель» исследовалось в науке сначала применительно к землям отдельных категорий, позднее и к земельному фонду в целом. В научной литературе отмечается, что «…длительное время в земельном праве рассматриваемый термин употреблялся весьма непоследовательно, для характеристики лишь отдельных категорий земель. Но с 70-х годов XX в. он уже прочно закрепился в земельно-правовой науке, а позднее и в законодательстве о природных ресурсах, приобретя универсальное значение для характеристики различных категорий земель».

Таким образом, понятие «правовой режим земель» стало использоваться прежде всего в качестве характеристики особенностей управления, использования и охраны земель конкретных категорий, на которые подразделялись все земли, входящие в государственный земельный фонд.

Первое доктринальное общее определение правового режима земель было предложено и развито Н. И. Красновым. Под правовым режимом земельного фонда он понимал «установленный нормами советского земельного права порядок возможного или должного поведения по отношению к земле как объекту права исключительной собственности государства, государственного управления земельным фондом, права землепользования и правовой охраны, направленный на обеспечение ее рационального использования в качестве всеобщего условия труда и основного (главного) средства производства в сельском хозяйстве».

Развитие современного земельного законодательства, ликвидация государственной монополии на землю потребовали уточнения содержания понятия «правовой режим земель». Различные авторы в области земельного права предлагали свои подходы к определению данного понятия, однако единое понятие до настоящего времени не выработано, поскольку понятие «правовой режим земель» многозначно. Одними авторами правовой режим земель рассматривается с субъективной точки зрения – как права и обязанности субъектов правоотношений по использованию и охране земель, включая действия органов власти; другие авторы определяют данное понятие с объективной точки зрения – как совокупность норм, устанавливающих порядок использования и охраны соответствующих земель.

Например, по мнению И. А. Иконицкой, под правовым режимом земель следует понимать установленное нормами права возможное и должное поведение по отношению к земле как объекту права собственности и иных прав на земельные участки, объекту управления государственными ресурсами и объекту правовой охраны земли как природного ресурса, выполняющего определенные Конституцией РФ важнейшие социально-экономические функции – основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

О. И. Крассов формулирует понятие правового режима земель с объективной точки зрения: как «совокупность правовых норм, определяющих содержание и особенности таких его элементов, как право собственности на землю, права на землю лиц – не собственников земельных участков, управление в сфере использования и охраны земель, основания и порядок принудительного прекращения прав на землю и регулирование оборота земельных участков».

А. А. Минаевой предложено понимать под правовым режимом земель «установленный нормами и основанный на принципах земельного права порядок возможного и должного поведения к земле как объекту права собственности, других вещных и обязательственных прав, управления и правовой охраны, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов России».

Приведенные подходы к определению данного понятия отражают различные аспекты правового режима земель и, как представляется, не противоречат друг другу.

Понятие «правовой режим земель» употребляется в российском земельном праве и законодательстве, как правило, в двух значениях в зависимости от объекта правового режима:

  • – как общее понятие по отношению ко всем землям на территории России, обозначающее установление государством особенностей порядка использования и охраны земель РФ как особого объекта правоотношений;
  • – как правовой режим определенных земель, объединенных по какому-либо признаку (в советском и действующем земельном законодательстве – по целевому назначению).

Таким образом, можно различать общий правовой режим земель, объектом которого являются все земли РФ; особенный правовой режим земель, устанавливаемый в отношении земель каждой категории, предусмотренной в настоящее время земельным законодательством; а также может устанавливаться специальный правовой режим земель, выделенных по какому-либо специальному признаку.

Соответственно, общее понятие «правовой режим земель» относится к общей характеристике земли как объекта правоотношений и означает установление общих положений, регулирующих земельные отношения с учетом особенностей земли как природного объекта и природного ресурса. Данные положения составляют общую часть ЗК РФ.

Правовой режим отдельных категорий земель устанавливает особенности правил поведения субъектов правоотношений по поводу использования данных земель с учетом специфики именно этих земель. Как уже было указано, в российском земельном законодательстве под правовым режимом земель понимается прежде всего правовой режим земель конкретной категории, поскольку основным способом установления правового режима земель в настоящее время является определение целевого назначения земель путем деления всех земель РФ па категории.

Нормы, регулирующие правовые режимы предусмотренных категорий земель, содержатся в особенной части ЗК РФ и специальных федеральных законах, а также в подзаконных актах, конкретизирующих положения законов.

Законодательное установление правового режима земель направлено на реализацию конституционного принципа учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, позволяя государству дифференцированно и обоснованно подходить к решению вопросов, связанных с управлением земельными ресурсами и их использованием. Понятие «правовой режим земель» имеет публичный характер, определяя пределы правовой самостоятельности всех субъектов земельных отношений, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Установление правового режима земель в России является основным способом правового воздействия на поведение субъектов земельных отношений, позволяя регулировать земельные отношения в зависимости от совокупности свойств и характеристик конкретных земель и цели их использования. Одним из важнейших принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (подп. 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) в целях организации наиболее эффективного их использования в государственных и общественных интересах.

Правовой режим земель позволяет определить в объективном смысле порядок предоставления, оборота, использования и охраны земель и земельных участков, отнесенных к данным землям; а в субъективном – права и обязанности конкретных субъектов соответствующих земельных правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, правовой режим земель можно рассматривать в качестве:

  • – характеристики объекта правоотношений (всех земель на территории РФ; земель конкретной категории, установленной ЗК РФ; земель, объединенных по другому признаку);
  • – совокупности норм, устанавливающих порядок предоставления, использования и охраны соответствующих земель;
  • – совокупности прав и обязанностей субъектов правоотношений, складывающихся в сфере использования и охраны данного вида земель.

Для характеристики правового режима конкретных земель обычно выделяют отдельные его элементы, к основным из которых можно отнести:

  • • формы собственности и иные права на соответствующие земли;
  • • особенности оборота земель (оборотоспособность земель);
  • • порядок изменения правового режима земель или земельных участков (перевод в другие категории, изменение разрешенного использования земельных участков);
  • • права и обязанности субъектов по использованию и охране земель;
  • • полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области использования и охраны земель;
  • • основания и порядок реализации юридической ответственности в области использования и охраны земель.

Обобщая вышеизложенное, правовой режим земель можно определить как установленный нормами земельного и других отраслей законодательства порядок предоставления, оборота, использования и охраны земель, обязательный для всех субъектов земельных правоотношений.

  • См., например: Юридическая энциклопедия / под ред. В. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2001. С. 812; Гражданское право: учебник / отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1998. Т. 1. С. 295.
  • См., например: Евтихиев И. И. Регулирование земельных отношений в городах. Горки, 1929; Земельное право: учебник / под ред. Г. А. Акссненка. М., 1969. С. 250; Общая теория советского земельного права / отв. ред. Г. А. Аксененок, И. Л. Иконицкая, Н. И. Краснов. М.: Наука, 1983. С. 21 и др.
  • Минаева А. А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Правовые вопросы недвижимости. 2005. № 1. С. 29–34.
  • Краснов Н. И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961. С. 11.
  • Общая теория советского земельного права. С. 346.
  • Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 200.
  • Крассов О. И. Способы определения правового режима земель // Экологическое право России: сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 5. 2005–2007 гг. / под ред. проф. Л. К. Голиченкова. М.: Форгрейфер, 2009. С. 512.
  • Минаева А. А. Указ. соч. С. 29–34.

Правовой режим земель физических и юридических лиц

Согласно действующему земельному законодательству земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для ведения сельскохозяйственного производства, создания лесозащитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

— гражданам, в том числе ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

— хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

— некоммерческим организациям;

— казачьим обществам;

— общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла.

Гражданам земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться с целью ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Условия предоставления земель гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства были рассмотрены нами выше.

Рассмотрим особенности правового режима земель, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства.

Личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного (подсобного) хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 23 июня 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется гражданами для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или регистрация крестьян кого (фермерского) хозяйства.

Как уже упоминалось, сельскохозяйственные земли могут предоставляться гражданам для ведения садоводства, животноводства, огородничества. Федеральный закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (ст. 12) предусматривает, что при зонировании территории определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества, дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий. В схемах зонирования территорий для размещения таких объединений должны содержаться сведения о месте нахождения, площади и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Обеспечение граждан названными землями является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Тем же законом предусмотрен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно установленным требованиям регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления таких участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Наличие у гражданина, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка может служить основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление ведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка.

Нормы предоставления земельных участков гражданам для указанных целей определяются на основании ст. 33 ЗК РФ.

Сельскохозяйственные земельные участки могут предоставляться и для коллективного и индивидуального сенокошения, выпаса скота. Для этих целей земли могут предоставляться гражданам в аренду.

Основная часть земель сельскохозяйственного назначения предоставляется коммерческим организациям и предприятиям аграрного направления. Сельскохозяйственные земли могут иметь, в том числе, и некоммерческие организации – потребительские кооперативы, союзы фермеров, сельскохозяйственные кооперативы. В сельском хозяйстве функционируют также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Земли закрепляются за такими предприятиями в постоянное (бессрочное) пользование.

Сельскохозяйственные земли предоставляются также в пользование учреждений аграрного профиля, научно-исследовательских институтов, сельхозтехникумов. Они используют предоставленные земли для исследовательских работ, учебных целей, для ведения сельскохозяйственного производства.

Аграрное производство ведут и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации. Прежде всего, речь идет о тех промышленных предприятиях, которые имеют подсобные сельские хозяйства и выращивают продукцию в основном для работников таких предприятий.

Определенное количество сельскохозяйственных земель занимают религиозные организации, которые традиционно занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.

Итак, мы обозначили те виды юридических лиц, которые являются субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения. При этом следует отметить, что государственные и муниципальные органы в качестве таких субъектов не рассматриваются, хотя могут иметь данные земли в собственности, получив их, например, после прекращения прав прежних владельцев или приобретя их путем выкупа. Но эти земли переходят в фонд перераспределения и временно исключаются из хозяйственного использования вплоть до передачи или продажи другим юридическим лицам и гражданам.

Земли сельскохозяйственных предприятий

Особая ситуация сложилась по поводу земель сельскохозяйственных коммерческих организаций, причем эта проблема так и не была разрешена в новом ЗК РФ. В ЗК РСФСР (ст. 69) устанавливался правовой режим земель колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» эта статья была признана недействующей.

Следует заметить, что предоставление сельскохозяйственных земель предприятиям и оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируются вступившим в силу с февраля 2003 года Федеральным законом РФ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с данным законом, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 закона).

Подавляющая часть земель, ранее находившихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, была приватизирована. В результате реорганизации колхозов и совхозов граждане (как правило, работники этих предприятий) получили право на земельную долю (пай). Владелец земельной доли вправе по своему выбору распорядиться ею.

С начала 1991 г. в результате проведения земельной реформы около 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Однако в результате этого реорганизованные сельскохозяйственные организации утратили какие-либо права в отношении своих земель. В действующем земельном законодательстве права таких сельскохозяйственных коммерческих организаций на землю не урегулированы. Земельное законодательство не признает эти сельскохозяйственные организации субъектами земельных отношений, поскольку «собственниками» земли в такой ситуации являются владельцы земельных долей (паев).

В связи с этим встает много вопросов, на которые нельзя найти ответ в ЗК РФ. Кто в этой ситуации должен уплачивать земельный налог, нести ответственность за нарушения земельного законодательства? Кому должны возмещаться убытки в случаях изъятия земель сельскохозяйственной организации для государственных или муниципальных нужд и т.д.

Установление коллективной (общей) совместной или долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственной организации не было связано с решением в законодательстве проблем, на основе каких прав сама сельскохозяйственная организация использует землю.

В настоящее время сельскохозяйственная коммерческая организация может приобрести право собственности на землю в результате продажи земельных участков из фонда перераспределения местной администрацией на торгах (аукционах, конкурсах) (п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Федеральный закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 9) установил, что передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям осуществляется на основании договоров между собственниками долей и сельскохозяйственными организациями. Арендодателями могут выступать как отдельный собственник, так и группа собственников земельных долей. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (п. 4 ст. 9 закона). Площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых для производства сельскохозяйственной продукций, не ограничивается (п. 6 ст. 9 закона). Роскомземом 16 мая 1996 г. был утвержден Примерный договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей. Однако указанные способы приобретения прав на землю не являются кардинальным решение проблемы.

К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК РФ (п. 1 ст. 12 закона).

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (п. 5 ст. 10 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 вышеназванного закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды.

Есть сельскохозяйственные организации, в которых реорганизация не проводилась – совхозы, государственные сельскохозяйственные предприятия, например, находящиеся в ведении Минобороны РФ, МВД России, Минсельхозпрода России, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и учебно-опытные хозяйства, которые используют землю на титуле права постоянного (бессрочного) пользования. Эти сельскохозяйственные организации обладают соответствующими земельными правами и обязанностями.

Исключением из рассмотренной выше ситуации является регулирование прав на землю сельскохозяйственных кооперативов. Вновь созданные сельскохозяйственные коммерческие организации используют земли сельскохозяйственного назначения на праве собственности и иных предусмотренных законодательством титулах. К их числу относятся сельскохозяйственные кооперативы – организации, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива. Порядок создания и деятельности таких кооперативов регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) «О сельскохозяйственной кооперации».

Пункт 3 статьи 19 указанного закона предусматривает, что при реорганизации сельскохозяйственной организации ее член (участник) вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооператива) либо передать земельный участок, находящийся в его собственности, кооперативу в аренду на условиях, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В этом случае кооператив становится собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами (п. 3 ст. 34 закона), и соответственно собственником таких земельных участков. Согласно статье 6 Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив вправе иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и условиях, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного кооператива отражены в статье 18 закона. Так, выходящему члену кооператива должна быть выплачена стоимость его паевого взноса или должно быть выдано имущество, соответствующее его паевому взносу, а также произведены другие причитающиеся ему выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом кооператива. Паевой взнос возвращается в порядке, установленном уставом. В соответствии с уставом кооператива либо в соответствии с решением общего собрания членов кооператива и с согласия лица, выходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива.

Размер выдаваемого в счет пая земельного участка определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива исходя из размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли, в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в паевой взнос. При этом размер выдаваемого земельного участка не должен превышать размер земельной доли или земельного участка, переданных кооперативу выходящим из него членом при его вступлении в кооператив.

В случае, если земельный участок или земельная доля были переданы кооперативу по договору в качестве паевого взноса с условием возврата земельного участка при выходе из членов кооператива, земельный участок возвращается в порядке и на условиях, которые определены указанным договором. Споры о возврате земельного участка в таком случае разрешаются судом.

Место нахождения земельного участка, выдаваемого выходящему члену кооператива в счет его паевого взноса в соответствии с уставом кооператива или в соответствии с решением общего собрания членов кооператива, устанавливается решением правления кооператива.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *