Правоотношения по пенсионному обеспечению

Общая характеристика правоотношений в сфере пенсионного обеспечения

Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.

В соответствии с нормативистской конструкцией права норма -это идеальная модель правоотношения. Реализуя норму, субъекты права вступают в правоотношения, осуществляют права и обязанности, несут ответственность за нарушения. Таким образом, правоотношение понимается как общественное отношение между людьми и их организациями, урегулированное правовой нормой и состоящее во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников.

Указанная конструкция правоотношения охватывает разнообразные жизненные ситуации. В частности, в пенсионном правоотношении одна сторона (гражданин) имеет право при достижении пенсионного возраста и наличии установленного законом общего страхового стажа получить трудовую пенсию по старости, а другая сторона (уполномоченный государством орган или учреждение) обязана ее назначить и выплачивать. Таким образом, это двустороннее относительное правоотношение. Можно привести много аналогичных примеров из разных областей общественной жизни.

Однако далеко не все правоотношения сводятся к двусторонней связи их участников с корреспондирующими правами и обязанностями. В частности, взаимоотношения в области прав человека, граждан с органами власти и управления, процессуальные отношения и многие другие не укладываются в данную модель. Чтобы распространить на них концепцию правоотношения, была предпринята попытка разделить все существующие в жизни правоотношения на регулятивные и охранительные. Вместе с тем такая позиция не бесспорна с научной точки зрения, поскольку любое правоотношение выполняет и регулятивную и охранительную функции.

Как справедливо указывает Р.З.Лившиц, «практика правового регулирования выявила две крупные области, где реализация норм идет не через правоотношения. Во-первых, это область прав человека. Правовое регулирование в этой сфере по мере продвижения к правовому государству будет развиваться и углубляться. Во-вторых, область применение запретов, прежде всего область уголовной и административной ответственности. Будущее развитие выявит и новые области».3

С.С.Алексеев рассматривает правоотношения в качестве средства правового регулирования. «Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» .

В механизме правового регулирования он выделяет три основных звена: 1) юридические нормы — основа правового регулирования; 2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей.3

Концепции правоотношений в той или иной степени касаются и специалисты отраслевых юридических наук. Этой проблеме в науке права социального обеспечения посвятила специальную монографию Р.И.Иванова. Используя системно-структурный метод научного познания, она произвела анализ социально-обеспечительных правоотношений и выделила две подсистемы — материальных и процедурных правоотношений. В материальных правоотношениях удовлетворяются социально-экономические потребности престарелых и нетрудоспособных лиц, всех граждан в охране здоровья, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и т.д. Эти правоотношения выступают формой выражения и закрепления отношений распределения части валового внутреннего продукта. Процедурные правоотношения являются производными от материальных. Они содействуют реализации прав граждан или восстанавливают нарушенное право.

Материальные правоотношения и процедурные правоотношения по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов относятся к регулятивным. Процедурные правоотношения по разрешению споров в социальном обеспечении являются охранительными.

И.В.Гущин определяет правоотношения по социальному обеспечению граждан как «общественные волевые отношения алиментарного характера, в которых участники выступают носителями прав и юридических обязанностей». Они индивидуализируют общие предписания права и вносят определенность в круг субъектов.

Среди правоотношений по социальному обеспечению М.В.Лушникова выделяет социально-страховые правоотношения и правоотношения по социальной помощи. По ее мнению, «социально-страховые правоотношения — это сложные трехсторонние отношения: застрахованных работников, страховых организаций и страхователей (работодателей), включающие социально-алиментарные и социально-обязательственные правовые связи сторон по предоставлению социально-страховых выплат и услуг, а также осуществления страховых взносов на условиях, предусмотренных законом или договором».8

Правоотношение по социальной помощи М.В.Лушникова рассматривает как социально-алиментарное правоотношение, по которому одна сторона — физическое лицо вправе требовать от другой стороны — государственных (муниципальных) и частных социальных учреждений, предоставления социальной помощи в объеме и порядке, предусмотренном законом или договором.

§ 3. Пенсионные правоотношения

Пенсионные правоотношения возникают каждый раз, когда реализуется право на пенсионное обеспечение. Учитывая, что ныне действующая рос­сийская пенсионная система охватывает абсолютно всех граждан из числа нетрудоспособных или достигших определенного возраста, можно сказать, что каждый гражданин является потенциальным либо реальным участником данного правоотношения.

«Ядром», основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, В.С. Андреев считал пенсионные отношения1.

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным обеспечением граждан, достигших установленного законом возраста, занимавшихся в течение установленного срока любой трудовой либо определенной профессиональной деятельностью, а также граждан, признанных инвалидами либо потерявших кормильца. Такое правоотношение возникает при наличии соответствующего фактического состава.

Пенсионные правоотношения, как и другие правоотношения по соци­альному обеспечению материального характера, по сути своей являются распределительными отношениями. Они вызываются к жизни объективной необходимостью удовлетворять потребности определенной части населения (пожилых граждан, инвалидов, семей, потерявших кормильца) путем материального обеспечения за счет средств целевых фондов (пенсионных) либо за счет бюджетных средств. Поэтому пенсионные правоотношения, как и другие виды правоотношений, «не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа,… наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях»1. Развитие и совершенствование пенсионных правоотношений, обогащение их содержания находятся в непосредственной взаимосвязи с экономическими возможностями общества, государства на каждом конкретном историческом этапе его развития.

В пенсионном правоотношении общественная связь граждан с государством в лице соответствующих органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, находит выражение через их субъективное юридическое право на получение пенсионного обеспечения при наличии соответствующих юридических фактов, а также через юридическую обязанность государственного органа (либо иного уполномоченного государством органа) гарантировать им это обеспечение на условиях и по нормам, предусмотрен­ным законодательством. Именно единство права и обязанности создает реальную возможность претворения в жизнь в рамках пенсионного правоотношения той модели поведения людей, которая содержится в нормах пенсионного законодательства.

Такая возможность, кроме того, поддерживается принудительной силой государства. Каждому гражданину — носителю субъективного юридического права на тот или иной вид пенсионного обеспечения государство гарантирует реализацию этого права путем принудительного обеспечения в соответствующих случаях исполнения юридической обязанности по его предоставлению соответствующим органом. Так, например, недопустим отказ в удовлетворении права на пенсию в связи с отсутствием финансовых средств в распоряжении соответствующего государственного органа, обязанного предоставить материальное обеспечение. Подобный отказ вызовет необходимость принуждения для такого органа к исполнению возложенной на него обязанности.

В целях наиболее полного и глубокого изучения характера, сущности и особенностей пенсионного обеспечения в правовой науке была обоснована необходимость классификации пенсионных правоотношений на соответствующие их виды и разработаны критерии такой классификации1.

На современном этапе, когда пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств обязательного социального страхования (т.е. обязательного пенсионного страхования) и бюджетных средств, пенсионные правоотношения можно классифицировать на отношения страховые и нестраховые2, имея при этом в виду, что и те, и другие регулируются нормами права социального обеспечения.

Второй критерий классификации пенсионных правоотношений — это вид назначаемой пенсии.На основании данного критерия выделяются правоотношения по поводу пенсии: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной пенсии.

По характеру условий, в связи с которыми назначаются пенсии, пенсионные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на льготных.

По сроку действия пенсионные правоотношения относятся к числу длящихся.При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они могут существовать, их можно разграничить на действующие неопределенное время и в течение определенного срока. К первым принадлежат отношения в связи с пенсионным обеспечением по старости, за выслугу лет, а также по случаю потери кормильца, если член семьи, на которого пен­сия назначена, достиг общего пенсионного возраста либо признан инвалидом без последующего переосвидетельствования. В этих случаях прекращение пенсионного правоотношения может быть вызвано лишь таким событием, как смерть получателя пенсии, либо отказом от получения пенсии.

Срок действия ряда пенсионных правоотношений установлен законодателем путем указания конкретного срока (например, пенсия по случаю потери кормильца на детей выплачивается до достижения детьми 18 лет, а получающим профессиональное образование — до 23 лет) или связан с ут­ратой конкретных юридических фактов, которыми обусловлено право на пенсионное обеспечение (например, восстановление трудоспособности гражданина, которому назначена пенсия по инвалидности на определенный срок, и т.д.).

Рассмотренные выше основания для классификации пенсионных пра­воотношений не являются исчерпывающими, они могут применяться как самостоятельно, так и в различном сочетании друг с другом или с иными критериями, отражающими наиболее существенные черты и признаки этих правоотношений.

Субъекты пенсионных правоотношений — это граждане и органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (т.е. обладает дееспособностью).

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются страховой пенсией, а во втором – социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пен­сионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по вре­мени их возникновения, т.е. с 14 лет, но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной лишь с достижением определенного возраста, специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть учас­тником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию.Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 14 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста. В случае признания их инвалидами они могут стать участниками пенсионного правоотношения по поводу страховой пенсии и самостоятельно реализовать право на данную пенсию. У лиц, начавших трудовую деятельность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. У лиц же, не занятых трудовой деятельностью, в период которой они могли подлежать обязательному социальному страхованию, специальная пенсионная правосубъектность не возникает.

По вопросу о пенсионной правоспособности в литературе высказаны различные точки зрения. Одни связывали наступление пенсионной право­способности с юридическими фактами, обусловливающими право на тот или иной вид пенсии1; другие отождествляли ее с общегражданской правоспособностью2; третьи связывали пенсионную правоспособность с общественно полезной деятельностью3. Эти точки зрения высказывались в то время, когда законодательство страны предусматривало пенсионное обеспечение только для тех, кто трудился (а в случае их смерти — для членов их семьи), поэтому речь шла, по существу, о специальной пенсионной правоспособности.

Сейчас специальная пенсионная правосубъектность – это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на страховую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, кото­рое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой, как уже было сказано выше, неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом.Для возникновения пенсионной правоспособности в данном случае не требуется, чтобы лицо от­носилось к числу застрахованных. Правоспособность в данном случае возникает одновременно с гражданской, т.е. с момента рождения человека. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения может быть лишь лицо, обладающее пенсионной дееспособностью. До 2002 г. самостоятельно реализовать свое право на социальную пенсию в пенсионном отношении мог только тот гражданин, который достиг 18 лет. До достижения этого возра­ста субъектом правоотношения являлся его законный представитель (родитель, опекун, попечитель). С 2002 г. Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионным фондом РФ от 27 февраля 2002 г., было предусмотрено, что в тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершен­нолетним или недееспособным, заявление о назначении пенсии подается его родителем (усыновителем, опекуном, попечителем). В то же время в со­ответствии с Правилами несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе об­ратиться за назначением пенсии самостоятельно. Это означает, что до дос­тижения получателем пенсии 18 лет субъектом пенсионного правоотноше­ния может быть как сам несовершеннолетний, достигший 14 лет, так и его законный представитель. Аналогично решался вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых страховой пенсией по случаю потери кормиль­ца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

В связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены новые Правила обращения за страховой пенсией, которые предусматривают, что в тех случаях, когда лицо, которому устанавливается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, за установлением пенсии от имени такого лица обращается законный представитель. Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу, законным представителем которого является соответствующее учреждение, в котором данное лицо пребывает, подается администрацией учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения этого учреждения. Новые Правила сохранили ранее действовавшую норму, предусматривавшую право несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, самостоятельно обращаться за установлением пенсии.

С учетом специфики юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, в качестве субъектов пенсионного правоотношения могут выступать граждане, обладающие специальной или общей пенсионной правосубъектностью, из числа лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; потерявших кормильца; длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц пре­доставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по страховой пенсионной системе осуществляется территориальными органами ПФР. Государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий служащих осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим органам (например, от органов социаль­ной защиты населения территориальным органам Пенсионного фонда РФ). Создание в стране единой системы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, которые решали бы вопросы как аккумуляции соответствующих средств, расходуемых на пенсионное обеспечение, так и их распределения, — одна из насущных проблем, стоящих перед государством на современном этапе.

Пенсионные правоотношения возникают на основании сложных юри­дических составов. «Каждый юридический факт сложного состава в соот­ветствующих случаях имеет свое определенное юридическое значение, ибо без него не может возникнуть данное правоотношение, но это не означает, что возникновение, изменение и прекращение соответствующего правоотношения связывается лишь с частью юридического состава»1.

Таким образом, для возникновения пенсионного правоотношения всегда необходим комплекс юридических фактов. Все юридические факты, образующие фактический состав, с формальной точки зрения равнозначны, однако в движении правоотношения они выполняют различную роль.

Неодинаковое значение юридических фактов отмечалось многими уче­ными. Е.И.Астрахан выделял в юридическом составе «фактическую осно­ву», к которой относил все юридические факты, кроме волеизъявления гражданина и акта компетентного органа1. В.С.Андреев выделял в факти­ческом составе основной юридический факт (собственно юридический факт) — старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет. Специфи­ка этого факта, по его мнению, служит основанием для классификации пенсионных отношений. Все остальные факты он относил к юридически значимым обстоятельствам2. М.Л. Захаров предлагает выделять в юридическом составе два элемента – правообразующий и связанный с реализацией субъективного права3.

Анализ юридических фактов позволяет констатировать, что в зависимости от тех правовых последствий, которые с ними связаны, они могут быть классифицированы на следующие группы.

1. Юридические факты, определяющие субъективное право на получение пенсии.Эти факты являются объективным основанием для пенсионного обеспечения. Применительно к пенсии по старости на общих основаниях это достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие страхового стажа, а к досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда – это еще и наличие специального страхового стажа.

В пенсионном правоотношении в связи со страховой пенсией по инвалидности к данной группе юридических фактов относятся такие, как признание гражданина инвалидом и факт тру­довой деятельности, в период которой лицо подлежало обязательному социальному стра­хованию.

В пенсионном правоотношении в связи с пенсией по случаю потери кормильца данная группа юридических фактов существенно усложняется, поскольку одна их часть относится к кормильцу (смерть кормильца, факт трудовой деятельности либо военной службы кормильца), а другая — к членам его семьи (принадлежность к кругу лиц, обеспечиваемых данной пенсией; нетрудоспособность; факт нахождения на иждивении кормильца и др.).

К юридическим фактам, определяющим субъективное право на пенсию за выслугу лет, относятся два факта – наличие установленной законом продолжительности выслуги лет и оставление, как правило, той работы, в связи с которой данная пенсия назначается.

Для права на социальную пенсию необходим всего лишь один юридический факт – достижение соответствующего возраста или признание инвалидом либо ребенком-инвалидом, а также смерть одного или обоих родителей несовершеннолетнего ребенка.

Ковторой группе юридических фактов в юридическом составе, влеку­щем возникновение пенсионного правоотношения, относятся такие, с которыми связано субъективное право на определенную величину пенсионной выплаты (это группа инвалидности, а в определенных случаях и ее причина; наличие иждивенцев; нуждаемость в уходе и т.д.).

Третья группа юридических фактов в юридическом составе связана с установленной процедурой оформления пенсионного правоотношения.Она приводит в действие механизм реализации субъективного права и начинается с обращения за назначением пенсии, т.е. с волеизъявления гражданина, а завершается принятием компетентным органом решения о назначении пенсии (либо об отказе в ее назначении).

Некоторые авторы рассматривали волеизъявление гражданина и реше­ние компетентного органа о назначении пенсии не как элементы юриди­ческого состава, порождающего пенсионное правоотношение, а лишь как этапы в реализации наличных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Такое сужение содержания юридического состава, по мнению В.А. Тарасовой, влечет за собой вывод о возможности автоматичес­кого возникновения пенсионного правоотношения1. Волеизъявление граж­данина — это также юридический факт, порождающий не само пенсион­ное правоотношение, а лишь предшествующее ему процедурное отношение, которое направлено на осуществление компетентным органом правопри­менительной деятельности. Результат такой деятельности — решение о назначении пенсии либо об отказе в ее назначении. В первом случае реше­ние компетентного органа является одним из правообразующих фактов, не­обходимых для возникновения пенсионного правоотношения, которое, в отличие от процедурного, имеет материальный характер.

Юридические факты необходимы не только для возникновения, но и для изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Однако в этих случаях обычно не требуется сложных юридических составов, достаточно лишь одного-двух юридических фактов (например, изменения группы инвалидности, достижения ребенком определенного возраста, восстановления трудоспо­собности и др.).

Юридические факты классифицируются по их связи с индивидуальной волей человека. На основании этого критерия они подразделяются на юри­дические события и юридические действия. К юридическим событиям от­носятся, например, смерть человека, причины смерти; инвалидность и ее причины; достижение определенного возраста; нуждаемость в постороннем уходе и т.д. К юридическим действиям относятся: волеизъявление гражда­нина; требование о выделении доли пенсии по случаю потери кормильца, назначенной семье; отказ от получения назначенной пенсии и др.

В пенсионных правоотношениях, как и в иных правоотношениях по соци­альному обеспечению, преобладают юридические факты-события.В то же время особую группу юридических фактов составляют факты-действия, а точнее, результаты деятельности человека. Это, например, измеряемая во времени трудовая деятельность, т.е. соответствующий общий, специальный страховой стаж.

Объектом пенсионного правоотношенияявляется материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца или социальной пенсии2.

Содержание пенсионных правоотношений- это субъективные права и юри­дические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное по­лучение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законода­тельство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назна­ченной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ по­лучения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия – например, требовать перевода с одного вида пенсии на другой и т.д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть опреде­ленные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для воз­никновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения – органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения – применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т.д.).

Пенсионное правоотношение

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основе решения комиссии по назначению пенсии, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимоти от видов пенсии различают и виды правоотношений: 1)по старости; 2)за выслугу лет; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений определяются основным юридически фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, — правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии (позиция А.Д.Зайкина и В.А.Тарасовой).

В.С.Андреев полагает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Мы считаем, что он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение только устанавливает наличие у гражданина или семьи этого права и назначает пенсию.

Выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина или семьи такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позже, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет права одновременно по двум или трем видам пенсий. В пенсионное правоотношение он может вступить только по одному виду пенсии по его выбору.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсий процедурное правоотношение трансформируется в пенсионное, а гражданин именуется пенсионером.

Правомочные субъекты пенсионного правоотношения — это пенсионеры, кото­рые различаются в зависимости от вида пенсии.

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении с социальной пенсией правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Вторым субъектом всех указанных 5 видов пенсионный правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения. Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное правоотношение.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении у него новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах. Обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *