Право окружающей среды

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно данному принципу охрана окружающей среды не является самоцелью, основной ценностью являются права и свободы человека и гражданина. Право на благоприятную окружающую среду гарантируется ст.42 Конституцией РФ. Многие правовые институты экологического права основываются на этом принципе. К таким институтам относятся, в частности институт общественной экологической экспертизы; институт общественного экологического контроля.

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Согласно данному принципу общественные и частные интересы должны быть разумно сбалансированы. Правовое регулирование общественных отношений должно осуществляться таким образом, чтобы экологические интересы общества не ущемлялись в ущерб экономических интересов государства в целом или в интересах отдельных природопользователей. На стадии планирования хозяйственной и иной деятельности приоритетными являются экологические интересы, т.к. проведение экологической экспертизы позволяет еще на стадии планирования выявить и не допустить ведение хозяйственной деятельности, которая может привести к необратимым экологическим последствиям. В то же время на стадии эксплуатации промышленных объектов приоритет остается пока за экономическими интересами. Существующая система нормирования выбросов и платежей за загрязнение окружающей среды позволяет производить практически неограниченное количество выбросов в окружающую среду при условии их оплаты.

Право на благоприятную окружающую среду

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой — одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее — Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 — 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Правовой словарь: Право на благоприятную окружающую среду

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, оно затрагивает основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Раскрывая значение права на благоприятную окружающую среду, можно сказать, что это право на возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, возможность использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

Традиционно рассматриваемое право относится исследователями к числу социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него. В результате право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

Важное место среди экологических прав граждан занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое означает возможность получения заинтересованными субъектами объективной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды при помощи закрепленных в законодательстве способов. Такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф. Таким образом, граждане и общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Помимо права на достоверную информацию гражданам принадлежит и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления — из средств государственных экологических фондов. При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования и, как правило, упущенная выгода.

Законодательство в области охраны окружающей среды кроме Конституции России 1993 г. (ст. 42) состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» лежит в основе всего экологического законодательства, но само оно шире и является комплексной отраслью, включающей в себя:

  • законодательство о земле;
  • законодательство о недрах и континентальном шельфе;
  • лесное законодательство;
  • водное законодательство;
  • законодательство об охране и использовании животного мира;
  • законодательство об охране атмосферного воздуха;
  • законодательство о геодезии и картографии;
  • законодательство о гидрометеорологии.

Экологическое законодательство является важнейшим инструментом демократизации российского общества, обеспечения интересов и потребностей человека, обеспечения безопасности.

Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды — землю, недра, почвы, поверхностные и подзем­ные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное косми­ческое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприят­ные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятель­ностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного ха­рактера.

В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке;
  • обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного само­управления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и по­лучать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно от­носиться к природе и природным богатствам.

Граждане имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация предоставляется ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информа­ции или непосредственно гражданам.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу жизни и здоровью, влечет за собой ответственность в соот­ветствии с федеральным законом.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

6.5. Право граждан на благоприятную окружающую среду

Конституция РФ (ст. 42) гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизируется в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закреплено: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подчеркивается здравоохранительный аспект права граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Элементом права граждан на благоприятную среду является право всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации на радиационную безопасность, закрепленное в ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» .

Благоприятная окружающая среда – это такое ее состояние, при котором обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также условия, безопасные для жизнедеятельности людей и их здоровья.

Право на благоприятную окружающую среду гарантируется и обеспечивается разнообразными способами:

— правовое регулирование природоохранной деятельности;

— нормирование негативного воздействия на окружающую среду путем установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов их размещения; нормативов допустимых физических воздействий, допустимого антропогенного воздействия, изъятий компонентов природной среды и иных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

— установление нормативов качества окружающей среды – нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, т.е. радиоактивных микроорганизмов и иных нормативов;

— установление требований по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий и иных объектов, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также обеспечение их неукоснительного соблюдения;

— государственный, муниципальный, производственный, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, нормативов негативного воздействия на окружающую среду и ее состояния, требований по охране окружающей среды;

— применение оперативных мер по предупреждению, пресечению и недопущению негативных воздействий на окружающую среду, устранению последствия негативного воздействия, оздоровлению природной среды, воспроизводству природных объектов;

— предоставление населению своевременной полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье людей; проводимых природоохранных мероприятий и иных мерах по охране окружающей среды;

— необратимостью наказания за экологические правонарушения, полным возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу людей, природной среде;

— планированием природоохранных и иных мероприятий, направленных на сохранение природной среды и отдельных ее компонентов, и реализацией их в полном объеме.

Реализация права граждан на благоприятную окружающую среду предполагает их активное участие в природоохранной деятельности.

В связи с этим они вправе:

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации в области охраны окружающей среды;

— направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных акциях;

— выдвигать предложения о назначении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

— оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные объекты;

— предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.

Непосредственное участие граждан в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды обеспечивает проведении в рамках оценки хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду общественных слушаний референдумов и изучение их мнения иными способами до принятия решений о деятельности, негативно влияющей на природную среду. Предложения, полученные такими способами, должны учитываться при доработке проектной документации, решении вопроса о возможности или невозможности намечаемой деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане могут непосредственно принимать участие в формировании и осуществлении экологический политики, принятии экологически обоснованных решений путем обжалования действий (решений) и бездействий государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном или административном порядке.

Таким образом, граждане могут предъявлять иски в суд о признании недействительными решений государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, консервации и т.д. предприятий и иных организаций, деятельности, оказываемой негативное воздействие на окружающую среду, заключений государственной экологической экспертизы, о приостановке, ограничений, прекращении экологически опасной деятельности.

Наделение правами невозможно без возложения на граждан обязанностей по сохранению природы и окружающей среды, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать природоохранное законодательство, требования по охране окружающей среды, правила охраны отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности; животного мира, природно-заповедных объектов, атмосферного воздуха.

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА |

1. Согласно ст. 50 Конституции каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта. Такая информация никем не может быть засекречена.

2. Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду означает обеспеченную законом возможность пользоваться здоровой и благоприятной для жизни окружающей средой, употреблять чистую питьевую воду, дышать чистым воздухом и т. п., а также возможность находиться в благоприятной для жизни и здоровья среде обитания (включая место жительства, учебы, отдыха, питания и т. д.).

3. Право на безопасную для жизни и здоровья окружающей среды относится к абсолютным личных неимущественных прав. Данное субъективное право отражает прежде всего меру возможного поведения самого управоможенои лица. Так, гражданин самостоятельно определяет место своего проживания, быта, отдыха, обучения и т. д.. Содержание обязанности неопределенного круга лиц носит пассивный характер, поскольку они должны воздерживаться от действий, нарушающих право управоможенои лица, т. е. не должны портить, загрязнять окружающую среду.

4. Право на получение в установленном порядке достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и его влияние на здоровье населения закреплено в ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г. и в ст. 6 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992

5. Праву граждан на получение достоверной информации должен соответствовать установленный законодателем обязанность тех или иных субъектов предоставлять такую ??информацию. Его возложено на местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, общегосударственные и местные органы охраны окружающей среды. Физические лица не лишены также права самостоятельно собирать информацию. Так, в ст. 34 Конституции Украины наряду с закреплением права свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды предусмотрено право каждого свободно собирать, хранить, использовать и распространять ее. Именно на это направлена ??и норма ч. 1 комментируемой ст. 293 ГК.

Закон Украины «Об информации» в статьях 32-36,47 детально регулирует порядок и срок получения информации от государственных органов, предусматривает ответственность за необоснованный отказ в предоставлении

информации, за ее сокрытие и искажение, а также порядок обжалования отказа в предоставлении информации и отсрочки удовлетворения запроса о официальных документов. Однако, если механизм получения информации от государственных органов является урегулированным и может быть реализован на практике, то получить информацию непосредственно от предприятий, особенно от частных, физическому лицу почти невозможно. Так, ст. 38 Закона Украины «Об информации» предусмотрено, что владелец информации вправе определять правила обработки последней и доступ к ней, а также устанавливать иные условия доступа к информации.

Физическое лицо, реализуя свое право на информацию, может обжаловать отказ в предоставлении информации в суд. По решению суда может быть прекращена и деятельность физического и юридического лиц, наносит вред окружающей среде (ч. 2 ст. 293 ГК), а незаконной такая деятельность будет, если она приведет к уничтожению, порчи, загрязнения окружающей среды. Каждый имеет право требовать прекращения такой деятельности. По решению суда деятельность физического и юридического лиц, которая наносит вред окружающей среде, может быть прекращена.

6. Согласно ч. 3 комментируемой статьи физическое лицо имеет право на безопасные для него продукты потребления (пищевые продукты и предметы быта). Это положение обосновывается общественной важности и значению

качества для успешного решения многих социально-экономических задач. Изучение и научное разработки понятий качества продукции было предметом исследований многих ученых разных областей науки. Качество продукции характеризуется как совокупность свойств и признаков, определяющих степень пригодности продукции для ее потребления по назначению, а также степень удовлетворения ее потребительной стоимостью населения и народного хозяйства. Таким образом, понятие «качество» охватывает две определяющие признаки: во-первых, совокупность свойств самой продукции и, во-вторых, ее способность удовлетворять общественные потребности. Экологическая безопасность продуктов питания обеспечивается согласно действующему законодательству: разработкой и утверждением стандартов, экологических нормативов, технических условий на продукты питания; сертификацией продуктов питания на предмет их соответствия, в частности, экологическим нормативам обязательной сертификацией всей продукции, производимой в зонах радиоактивного загрязнения ; осуществлением государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил в этой сфере. Нормативную базу этих положений составляют законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О защите

прав потребителей «(в редакции от 15 декабря 1993 г.) и т. д..

С юридической точки зрения, экологически безопасными продуктами питания можно считать, отвечающие установленным экологическим требованиям и показателям, предусмотренным в медико-биологических нормативах, стандартах, технических условиях и т. п., на продукты питания.

7. Физическое лицо имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, проживания, обучения и т. д. (ч. 4 ст. 293 ГК). Право каждого лица на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда провозглашено ст. 44 Конституции Украины, а также закреплено в п. «г» ч. 1 ст. 6 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении». Создание безопасных и безвредных условий труда на всех предприятиях, в учреждениях, организациях предусмотренное ст. 153 КЗоТ Украины. Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия труда должны соответствовать требованиям нормативных актов об охране труда.

Собственник предприятия или уполномоченный им орган должен внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизма, и

обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, связанной с явной опасностью для жизни и здоровья, а также в условиях, не отвечающих законодательству об охране труда (дополнительно см.. Комментарий к ст. 282 ГК). Обеспечение безвредных и безопасных условий труда возлагается на собственника предприятия, руководство учреждения, организации или уполномоченный ими орган.

8. Право на безопасные и благоприятные условия проживания не предусмотрены четко Конституцией Украины. О наличии этого права можно говорить, исходя из положений ЖК Украины. Так, согласно ст. 50 ЖК Украины жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным согласно условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. С нашей точки зрения, право граждан на безопасные и благоприятные условия проживания должно быть более детально разработано в специальных законах.

Содержание экологических прав граждан.

Право граждан на безопасную окружающую природную среду

Право на безопасную окружающую природную среду является частью конституционного статуса личности и представляет собой звено ее эколого-правового статуса как совокупности законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан. По объективному признаку к праву на безопасную окружающую среду тяготеет комплекс родственных и смежных прав. Системообразующую роль выполняет конституционная норма, закрепляющая триединое право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, в котором права на свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, причиненного нарушением права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, могут реализовываться как самостоятельные юридические возможности и одновременно относятся к содержательной стороне права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду имеет свои особенности, которые разработаны в науке экологического права. Особенности данного права характеризуют и определяют его место в системе прав человека. Андрейцев В.И. выделяет такие особенности:

1) Общечеловеческое право, нашедшее отображение в экологическом законодательстве;

2) Тесно связано с правом на жизнь и охрану здоровья;

3) Характеризуется гуманистической направленностью экологического права

4) Имеет в основном неимущественный характер и предусматривает охрану благ человека, как биологического и социального организма, его жизни и здоровья;

5) Обязательный правовой атрибут, который обеспечивает способ жизни человека в соответствующей экологической обстановке;

6) Является элементом благополучия граждан Украины;

7) Обусловленность его персонификации — закономерности взаимодействия человека и окружающей среды как места, источника и условия его биологического существования и развития;

8) Абсолютность права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

В законодательстве Украины, в отличие от международно-правовых актов, где предусмотрена «среда, которая разрешает вести достойную и цветущую жизнь», или «жизнь в гармонии с природой», или в отличие от законодательства других государств, которые закрепили в законодательстве право на благоприятную окружающую среду, установлено право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Обычно все эти вопросы нуждаются в определении критериев: какую среду можно считать благоприятной или безопасной для жизни и здоровья? На этот вопрос ни в международно-правовых актах, ни в законодательстве Украины нет четкого ответа. Конечно, обеспечение благоприятной окружающей природной среды — более сложная задача, чем обеспечение безопасной для жизни и здоровья среды. Соотношения этих понятий таково, как соотношение программы максимум и минимум. В условиях сложной экономической ситуации в Украине законодатель обосновано установил минимальные задачи.

Для адекватного восприятия и понимания сути вопроса необходимо разграничить понятия благоприятной и безопасной окружающей среды. Благоприятная среда — это такая среда, которая положительно влияет на состояние здоровья людей и биологические процессы функционирования живых организмов.

Безопасная для жизни и здоровья окружающая природная среда — это такая среда, которая не влияет отрицательно на состояние здоровья людей, не превышает установленных в законодательстве нормативов экологической безопасности.

Безопасная окружающая среда имеет три основных признака: стабильность, качество, благоприятность окружающей среды. Стабильность окружающей среды — это совокупность природных условий и антропогено — природных факторов, которые исключают возникновение любых психологических, психических, физиологических, генетических и иных дефектов здоровья человека на протяжении жизни. Качество окружающей среды — природные условия, в которых присутствуют химические, физические, биологические и другие элементы и смеси, которые не нарушают балансов, взаимосвязи человека и окружающей среды, не снижают природные возможности среды до самовосстановления и которые не превышают установленных законодательством нормативов экологической безопасности.

Юридическими критериями (показателями) безопасной окружающей природной среды выступает система нормативов экологической безопасности в Украине, которая недостаточно развита. Это, в первую очередь, санитарно-гигиенические нормативы чистоты (качества) воздуха и воды (допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде), которые утверждены Министерством охраны здоровья, а также Министерством охраны окружающей природной среды Украины. Эти нормативы содержат максимально жесткие требования к качеству воздуха и воды с точки зрения их влияния на здоровье людей. Но система контроля за концентрацией вредных веществ не является совершенной как в Украине, так и в других странах, поскольку в окружающую природную среду выбрасывается в промышленно развитых странах намного больше загрязняющих веществ, которые не нормируются и надлежащим образом не изучены. . В каждом пятом городе Украины нормативы вредных веществ в воздухе превышаются в десятки раз.

К критериям безопасной для жизни и здоровья окружающей природной среды относятся также нормативы предельно допустимых уровней акустического, радиационного, электромагнитного, биологического и другого вредного влияния на окружающую природную среду, нормативы предельно допустимого содержимого вредных веществ в продуктах питания. На обеспечение права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду направлены и нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха: гранично — допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для людей и объектов окружающей природной среды: предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и другого вредного физического и биологического влияния на атмосферный воздух для людей и объектов окружающей природной среды, предусмотренные Законом Украины от 16 октября 1992 г. «Об охране атмосферного воздуха».

Право на безопасные для здоровья и жизни продукты питания, питьевую воду и окружающую природную среду предусмотрено в Законе Украины от 24 февраля 1994 года «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».

Закон Украины от 9 февраля 1995 года «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности » устанавливает среди принципов государственной политики: приоритет защиты человека и окружающей природной среды от влияния ионизирующего излучения, обеспечения безопасности во время использования ядерной энергии. Целью радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами является защита человека и окружающей среды от недопустимого радиационного влияния, во время которого радиоактивные отходы представляют собой потенциальную угрозу.

Гарантирование безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды является одним из основных принципов экологической экспертизы, согласно с ст. 6 Закона Украины от 9 февраля 1995 года «Об экологической экспертизе».

Как видим, право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду является приоритетным, основным принципом для разных сфер деятельности, оно закреплено и гарантируется законодательством Украины.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *