Понятие континентального шельфа

Правовой режим континентального шельфа

Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф – это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка:

  • – континентальный шельф – подводное продолжение континента, примыкающее к суше с постепенным уклонением дна и небольшой глубиной покрывающих его морских вод;
  • – континентальный склон, в который переходит континентальный шельф, резкий и значительный уклон морского дна;
  • – континентальный подъем (подножье) – возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континентального склона.

Континентальный шельф – это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100–200 м, иногда – 1500–2000 м.

Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксирует определение континентального шельфа – это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее пределы зависят от технических возможностей прибрежного государства.

В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер – если прибрежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких нрав без согласия прибрежного государства.

Основные признаки прав прибрежного государства на континентальный шельф:

  • – их целевой характер – разведка и разработка естественных богатств;
  • – их исключительный характер – бесспорная принадлежность прибрежному государству.

Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режиму открытого моря – свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов не должны создавать помех международному судоходству, рыболовству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в целях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях.

Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изменения в институт континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа установления его внешней границы – внешний предел подводной окраины материка.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76).

Государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Если внешняя граница подводной окраины материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 морских миль от исходных линий, либо нс далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана).

Если континентальный шельф примыкает к территории двух и более государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (географических, исторических) для иной делимитации континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря.

В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континентальный шельф, подчиняются режиму вод ИЭЗ. За пределами ИЭЗ воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря.

В водах и на дне континентального шельфа свободы открытого моря значительно ограничены. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов ограничена:

  • – разумными мерами, направленными на предотвращение и контроль загрязнения от трубопроводов;
  • – трассы прокладки трубопроводов должны согласовываться с прибрежным государством;
  • – для проведения буровых работ необходимо разрешение прибрежного государства.

Морские научные исследования в пределах 200 морских миль от берега могут проводиться только с согласия прибрежного государства. Оно не вправе отказать в разрешении, если просьба исходит от компетентного и обладающего надлежащей квалификацией учреждения с целью проведения исключительно научных исследований физических или биологических свойств континентального шельфа.

За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это государство ведет операции по разведке природных ресурсов.

Правовой режим континентального шельфа

Разновидностью территорий со смешанным правовым режимом является такая категория морских пространств, как континентальный шельф. Следует различать понятие континентального шельфа в геологическом и юридическом смысле.

С геологической точки зрения континентальный шельф представляет собой подводное продолжение материка, часть континента, погруженную в Мировой океан.

С юридической точки зрения континентальный шельф прибрежного государства – это морское дно и недра морских районов, простирающихся за пределы территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Таким образом, внешней границей континентального шельфа может быть либо линия, находящаяся на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, либо внешняя граница подводной окраины материка. Во втором случае протяженность континентального шельфа не может составлять более 350 миль от исходных линий.

Правовой режим континентального шельфа в известном смысле аналогичен правовому режиму исключительной экономической зоны. Его главной особенностью является закрепление за прибрежным государством ряда суверенных прав, связанных с эксплуатацией ресурсов морского дна. В остальном континентальный шельф близок территориям с международным режимом, так как не находится под суверенитетом какого-либо государства.

Согласно Конвенции 1982 года, прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Упомянутые суверенные права являются исключительными. Это означает, что даже если прибрежное государство не разрабатывает природные ресурсы континентального шельфа, никто не может делать этого без явно выраженного согласия прибрежного государства. При этом права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Правовой режим континентального шельфа касается эксплуатации двух видов ресурсов: минеральных (неживых) ресурсов морского дна и его недр и живых организмов, относящихся к “сидячим” видам. К последним относятся организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, моллюски, некоторые иглокожие).

Кроме исключительного права на добычу указанных ресурсов, прибрежное государство осуществляет ещё ряд полномочий, касающихся деятельности на континентальном шельфе. Так, разрешение и регулирование любых бурильных работ на континентальном шельфе независимо от целей находится в компетенции прибрежного государства. Оно же определяет условия прокладки кабелей или трубопроводов, используемых в связи с разведкой его континентального шельфа, а также дает другим государствам согласие на определение трасс для прокладки любых трубопроводов на континентальном шельфе.

Согласно Конвенции 1982 года, правовой режим континентального шельфа не отменяет правовой режим покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств, или приводить к неоправданным помехам их осуществлению. Так, прибрежное государство вправе после соответствующего уведомления других государств устанавливать зоны безопасности на расстоянии 500 метров вокруг своих установок и сооружений. Однако такие зоны не должны создаваться в районах интенсивного морского судоходства, где они могут стать помехой иностранным морским судам. Иностранные государства и международные организации имеют право вести научные исследования на континентальном шельфе, если на это получено согласие прибрежного государства. Последнее, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, вправе участвовать в таких исследованиях и знакомиться с их результатами.

Конвенция 1982 года содержит определенный механизм распределения доходов, полученных от эксплуатации ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Если прибрежное государство осуществляет добычу морских ресурсов за пределами указанной границы, оно обязано делать отчисления или взносы натурой. Такие отчисления делаются через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами – участниками Конвенции на основе критериев справедливости. При этом особое внимание уделяется потребностям и интересам развивающихся государств, особенно наименее развитым и не имеющим выхода к морю. Размеры отчислений составляют от одного до семи процентов стоимости или объема ежегодной продукции. Первые пять лет добычи на указанном участке прибрежное государство освобождается от взносов; затем в течение семи лет подряд размер взносов увеличивается на один процент в год и с двенадцатого года фиксируется на уровне семи процентов. Если развивающееся государство является нетто-импортером какого-либо полезного ископаемого, добываемого на его континентальном шельфе, оно полностью освобождается от отчислений в отношении этого полезного ископаемого.

Вопросы делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется посредством соглашения между ними. Если в течение разумного срока такое соглашение не было достигнуто, заинтересованные государства должны прибегнуть к процедурам, предусмотренным в части XV Конвенции – “Урегулирование споров”. Кроме того, в соответствии с Приложением 2 к Конвенции, была учреждена Комиссия по границам континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

Экология СПРАВОЧНИК

Континентальный шельф — природный ресурс, морское, океаническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Континентальный шельф Российской Федерации включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, т. е. продолжения континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Континентальный шельф — это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами. Согласно Женевской конвенции 1958 г. понятие континентального шельфа охватывает поверхность и недра подводных районов прибрежного государства, примыкающих к берегу, но находящихся вне пределов территориального моря, до глубины 200 м или за этими пределами до такого места, до которого глубина покрывающих его вод позволяет вести разработку естественных богатств. Поверхность и недра морского дна, впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа независимо от глубины, являются его частью. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

О континентальном шельфе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 32-Ф3.

ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — принят 30 ноября 1995 г.; определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные Законом, регулируются другими ФЗ, применимыми к континентальному шельфу РФ.

Область континентального шельфа, неритическая область, если ее площадь ограничить глубиной до 200 м, составляет около восьми процентов площади океана (29 млн км2) и является самой богатой в фау-нистическом отношении в океане. Прибрежная зона благоприятна по условиям питания, даже в дождевых тропических лесах нет такого разнообразия жизни, как здесь. Очень богат кормом планктон за счет личинок бентосной фауны. Личинки, которые остаются несъеденны-ми, оседают на субстрат и образуют либо эпифауну (прикрепленную), либо инфауну (закапывающуюся).

Область континентального шельфа является самой богатой в фаунистическом отношении. Прибрежная зона очень благоприятна по условиям питания, даже в дождевых тропических лесах нет такого разнообразия жизни, как здесь.

Обрамленные шельфы с терригенным влиянием. Большой Барьерный риф является крупнейшим в мире скоплением рифов, протянувшимся почти на 2000 км вдоль континентального шельфа Квинсленда (рис. 10.27) . Его общая толщина, однако, не превышает 200 м. Шельфовый край линейных (ленточных) рифов, в основном на севере, отгораживает внутренний бассейн с глубиной воды местами до 40 м (в среднем 28 м), где циркуляция воды способствует интенсивному росту рифов (рис. 20.28), особенно в тех районах, которые прилегают к участкам с крутым континентальным склоном . Размерность карбонатного осадка, целиком биогенного, уменьшается от гравия до ила при удалении от рифа, тогда как размер терригенных частиц уменьшается от песка до ила при удалении от берега.

Практика работ на континентальном шельфе показала, что безопасность — это показатель производства, который используется для принятия решений как самими нефтегазовыми компаниями, так и различными исполнительными органами государственной власти.

Именно потому, что континентальный шельф (прежде всего арктических морей) — наиболее реальный и безальтернативный резерв дальнейшего развития нефтяной и газовой промышленности России, надо продолжать его изучение — это стратегически оправданная неизбежность. Одновременно необходимо разрабатывать рекомендации по повшению эффективности морских работ на всех этапах, законодательных актов с целью сохранения и улучшения экологии как моря, так и сопредельной суши.

Минеральные ресурсы континентального шельфа — минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр.

При совпадении границ континентального шельфа с границами района водопользования населения, требования к составу и свойствам морских вод над шельфом должны отвечать нормативным требованиям настоящих Правил к воде района водопользования.

Промысел живых ресурсов континентального шельфа является комплексным » процессом, включающим вылов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

Под природными ресурсами континентального шельфа понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы относящиеся к «сидячим видам», перечень которых устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации. Деятельность по разведке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.

Поэтому использование и охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируют многочисленные акты. В их числе федеральные законы о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, морских водах, указы Президента РФ об охране морских ресурсов, постановления Правительства РФ о лицензировании, плате за пользование минеральными и биологическими ресурсами акваторий и т. п. Существенную роль играют акты международного морского и экологического права.

Карбонатное осадконакопление на континентальном шельфе в настоящее время непосредственно связано с двумя основными факторами: отсутствием терригенного осадконакопления и высокой биологической продуктивностью. Все современные карбонаты распространены в районах, которые в общем не получают больших количеств терригенного детрита, и основная масса карбонатного материала на современных шельфах имеет преимущественно органическое про-исхождение — либо непосредственное как скелетный материал, либо косвенное как побочный продукт органической деятельности. Основная масса осадка образуется на месте на «литоральной фабрике карбоната» .

Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.

Права и обязанности пользователя минеральных ресурсов континентального шельфа возникают с момента получения лицензии.

В Законе содержатся положения, определяющие права РФ на континентальный шельф, компетенцию федеральных органов гос. власти на континентальном шельфе. Специальные разделы Закона посвящены таким правовым институтам, как изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов; изучение и использование живых ресурсов; создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе; морские научные исследования; защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов на континентальном шельфе и других материалов; особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом; обеспечение выполнения положений Закона.

Федеральный закон от 25 октября 1995 г. (30 ноября 1995 г.) № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» состоит из восьми глав, включающих 49 статей1. Глава IV «Создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» устанавливает нормы, регулирующие круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, и порядок представления и рассмотрения запросов на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, содержание запроса, основания для отказа в разрешении, права и обязанности заявителей, а также правила прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

Все крупное промысловое рыболовство мира почти полностью сосредоточено на континентальном шельфе или недалеко от него . Мы уже указывали, что самая высокая первичная .продуктивность характерна для районов поднятия глубинных холодных вод. Поэтому и не удивительно, что промысловое рыболовство в этих районах развито сильнее всего. Хотя важными в промысловом отношении являются многие рыбы, основная часть (Мирового улова состоит из относительно небольшого числа видов. На побережье Атлантики, например, основные промысловые рыбы на севере — это сельдь, треска, пикша и палтус, тогда как южнее добываются кефали, морские каменные окуни, горбыли и королевская маирель. В статистической сводке ФАО за 1967 г. (см. Холт, 1969) перечисляются (в порядке веса общего вылова) следующие шесть видов, составляющих половину мировой добычи морских рыб: перуанский анчоус, атлантическая сельдь, атлантическая треска, макрель, минтай и южноафриканская сардина. Другие важные группы представлены камбаловыми (включая морской язык, камбалу и палтусов), лососевыми и тунцами (включая бонито). Треска, минтай и камбалы — донные рыбы, добываемые тралом; рыбы остальных групп добываются в поверхностных водах сетями или неводами разных типов. Обратите внимание, что большинство этих рыб питается планктоном (пищевая цепь относительно короткая).

Что касается российской Арктики в целом, то вместе с морской экономической зоной и континентальным шельфом ее размер превышает одну треть территории России. На долю российской Арктики приходится более 200 миллиардов тонн нефтяного эквивалента прогнозных запасов углеводородного сырья, из которых более 100 миллиардов тонн, по оценкам специалистов, — приходится на шельфы Баренцева и Карского морей; более 80 % российской и 6 % мировой добычи морепродуктов. Кроме того, арктический север России является крупнейшим поставщиком никеля, меди, золота, вольфрама, алмазов, редких металлов, каменного угля и других полезных ископаемых.

Природные ресурсы, до сегодняшнего дня остающиеся практически невостребованными, роль континентального шельфа в качестве научного полигона познания панарктических процессов и сохранения биологического разнообразия — основные проблемы, побуждающие приступить к изучению шельфа морей Лаптевых и Восточно-Сибирского, прилегающих к территории Якутии.

Организация безопасности на производстве Работа компаний, ведущих добычу нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации, должна строиться на основе принципов предотвращения человеческих, материальных и финансовых потерь в результате аварии или пожара. Соблюдение этих принципов является неотъемлемой частью работы, наравне с такими основополагающими задачами, как уровень производства и экономические показатели.

Одной из основных задач МПР является организация гос. геологического изучения недр территории и континентального шельфа РФ, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы,рационального использования и охраны недр.

Сохранение и приумножение рыбных богатств во внутренних водоемах СССР, охрана естественных богатств континентального шельфа СССР, живых ресурсов в прилегающих к побережью СССР морских районах, отнесенных к экономической зоне СССР, и осуществление контроля за соблюдением международных конвенций и договоров о рыболовстве в открытом море, участником которых является Советский Союз, возлагаются на Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Глав-рыбвод) и его бассейновые управления.

Российское законодательство устанавливает следующие виды лицензий на осуществление деятельности на континентальном шельфе: а) лицензии на его региональное геологическое изучение, на поиск минеральных ресурсов, на разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции; б) лицензии на промысел живых ресурсов; в) разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений; г) разрешения на проведение морских научных исследований; д) разрешения на захоронение отходов и других материалов; е) разрешения на прокладку подводных кабелей и трубопроводов; ж) разрешения на проведение буровых работ.

Некоторые особенности лицензирования пользования объектами животного мира предусмотрены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 11). Лицензию на промысел живых ресурсов континентального шельфа могут получить как физические и юридические лица России, так и физические и юридические лица иностранных государств, иностранные государства и компетентные международные организации (иностранные заявители). При этом иностранные заявители могут использовать живые ресурсы континентального шельфа РФ в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы.

Указания должностных лиц органов рыбоохраны в пределах предоставленных им полномочий по охране естественных богатств континентального шельфа СССР являются обязательными для всех организаций и граждан СССР, а также для иностранных физических и юридических лиц, проводящих работы на континентальном шельфе СССР.

Ж. м. в пределах территории РФ является гос. собственностью. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом Законом о животном мире, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормами международного права.

Пограничные войска в случае необходимости оказывают содействие органам рыбоохраны в их деятельности по охране естественных богатств континентального шельфа СССР.

Важным фактором дальнейшего развития отечественной нефтегазодобывающей отрасли является промышленное освоение нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе. Можно констатировать, что освоение имеющихся ресурсов углеводородов шельфа является безальтернативным вариантом компенсации падения добычи нефти и газа на суше страны после 2000 г.

Другим видом катастроф, приводящих к попаданию в море больших количеств сырой нефти, являются аварии на нефтяных скважинах, расположенных на континентальном шельфе .

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, места традиционного проживания коренных малочисленных народов, континентальные шельфы и некоторые другие объекты.

Область применения Правил Настоящие Правила являются обязательными исключительно для ледостойких, морских, стационарных платформ ЛМСП ( в дальнейшем платформа), ведущих добычу нефти и газа на континентальном шельфе арктических морей Российской Федерации. Правила Регистра на ЛМСП распространяются только на период ее буксировки от завода на место установки.

Порядок, условия предоставления лицензий, ограничения для иностранных заявителей подробно регламентируются как в Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 8—13), «О континентальном шельфе Российской Федерации», так и в подзаконных актах (см., например, Правила представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений от 28 марта 2001 г.1).

Океанические воды загрязняются сточными водами, выбросами двигателей внутреннего сгорания водных транспортных средств, нефтью и нефтепродуктами. Аварии и неправильная эксплуатация скважин и бурильных установок на континентальном шельфе (в 1980 г. около /з всей мировой добычи нефти приходилось на шельфы), столкновения и аварии судов, строительство подводных нефтепроводов, запрещенная (но реализуемая на практике) промывка танкеров и сброс этих вод в море являются причиной нефтяных разливов. Образующаяся нефтяная пленка не только загрязняет пляжи, но и нарушает процесс тепло- и массообмена, изменяет климатический режим и препятствует насыщению воды кислородом. Записи со спутников показали, что в некоторых районах Мирового океана около 10 % территории на расстоянии нескольких тысяч километров покрыты такой пленкой.

В поверхностном слое вод Мирового океана обнаруживают только одно соединение, содержащее серу,— диметил-сульфид. Распределение его в поверхностном слое вод Мирового океана аналогично распределению хлорофилла. Это особенно характерно для континентального шельфа — участков, подверженных действию приливов и отливов, а также речных эстуариев. До сих пор не выяснены биогенные механизмы образования диметилсульфида в океане.

В пакете законов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию важно четко дифференцировать полномочия Российской Федерации, республик, областей и краев по решению экологических проблем. Законы должны распространяться на континентальный шельф и экономическую зону морской акватории.

Осадок, который окаймляет речные устья, — преимущественно тонкозернистая взвесь, состоящая в основном из ила. Его транспортировка, отложение и накопление зависят главным образом от скорости и концентрации привноса извне, а также от типа и интенсивности гидравлического режима шельфа, в особенности от придонной активности волн (, см. также — исчерпывающий обзор накопления илов на шельфе). Наиболее благоприятными участками накопления илов являются участки, прилегающие к устьям крупнейших рек, таких, как Амазонка, Миссисипи, Ганг — Брахмапутра, где иловые покровы часто простираются на всю ширину шельфов. Основное количество осадка на континентальные шельфы транспортируют всего около двенадцати крупнейших рек , в том числе Ганг — Брахмапутра и Хуанхэ вместе приносят 20% общего количества осадка.

Основная опасность на морской стационарной платформе — опасность пожара или взрыва. Это наиболее губительный вид аварии. История морской добычи нефти и газа в бывшем Советском Союзе свидетельствует о том, что основная работа по освоению морских месторождений осуществлялась на континентальном шельфе Каспийского моря.

Живые ресурсы исключительной экономической зоны — все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации».

В настоящее время к федеральным ресурсам относятся: территории и объекты природнозаповедного фонда федерального значения; курортные зоны федерального подчинения; леса первой группы; месторождения полезных ископаемых, отнесенных к ведению Федерации; реки, моря, озера, каналы и другие водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации; растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ; природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны. В соответствии с законодательством областные органы власти не могут распоряжаться природными ресурсами, находящимися в ведении Федерации.

Аварии с открытыми фонтанами при строительстве и эксплуатации скважин являются наиболее сложными и опасными, наносящими огромный материальный ущерб. Начавшаяся в виде единичных нефтяных проявлений аварийная ситуация может перейти в открытый фонтан с возгоранием, уничтожением скважины, гибелью людей. Особенно опасны выбросы и открытые фонтаны на нефтяных и газовых месторождениях с наличием сероводорода, а также на месторождениях расположенных на континентальном шельфе и на охраняемых природных территориях.

Рассматриваемому в данной главе направлению экологического права с каждым годом уделяется все большее внимание международными и национальными законодателями. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т. п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны в обеспечении жизненных потребностей людей. Достаточно привести одну цифру: в настоящее время в России 94% рыбной продукции добывается не во внутренних водоемах, а в водах исключительной экономической зоны.

Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, а в отношении каждого участка недр или группы участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации — Правительством Российской Федерации. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В 1972 году впервые на международной конференции в Лондоне была принята Конвенция по предотвращению загрязнения морей сбросами отходов и других веществ. В соответствии с принятой договоренностью, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) определило категорию радиоактивных отходов, которые запрещается захоранивать в море. К ним были отнесены твердые отходы с удельными активностями, превышающими: по альфаизлучателям 1,4 Ки/т, по бета-гамма-излучателям с периодом полураспада более одного года — 410 Ки/т. Допускалось захоронение радиоактивных отходов низкой и средней активности в районах Мирового океана между 50 град. с.ш. и 50 град. ю.ш. за пределами континентального шельфа на глубинах не менее 4000м.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Ведет Красную книгу РФ Госкомэкология РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Разрешительная система установлена и для других видов деятельности в исключительной экономической зоне РФ. Закон предусматривает: 1) разрешение на проведение ресурсных исследований, которое выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию с органами по охране окружающей среды, обороны, пограничной службы, а при необходимости — и с другими органами; 2) разрешение на проведение морских научных исследований, выдаваемое Министерством науки и технологий РФ по согласованию с федеральными органами по рыболовству, обороне, безопасности, пограничной службе, охране окружающей среды, геологии и использованию недр, гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Процессуальный порядок, права и обязанности лиц, рассматривающих запрос, и лицензиатов определены в гл. Требуются разрешения и на сброс вредных веществ, а также на захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне РФ. Процессуальный порядок выдачи таких разрешений и их статус аналогичны такого рода разрешениям, получаемым для данных видов деятельности на континентальном шельфе РФ.

  • природные ресурсы — приро́дные ресу́рсы компоненты и процессы природной среды, которые на данном уровне экономического развития используются для удовлетворения разнообразных потребностей человека… Географическая энциклопедия
  • Природные ресурсы — компоненты окружающей естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества… Пограничный словарь
  • Природные ресурсы — — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты окружающей человека естеств. среды, используемые в процессе обществ. произ-ва для удовлетворения материальных и культурных… Геологическая энциклопедия
  • ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ — Компоненты природной среды, природные объекты и природно — антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников… Словарь бизнес терминов
  • ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА — по определению ФЗ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 г. «минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр , а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в… Словарь юридических терминов
  • Программа разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов — «….. Официальная терминология
  • КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РАЗГРАНИЧЕНИЕ — …. Энциклопедический словарь экономики и права
  • ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА — минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр , а т.ж. живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном… Энциклопедический словарь экономики и права
  • Государственный мониторинг континентального шельфа — в РФ — система регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и… Финансовый словарь
  • Внешняя граница континентального шельфа — «….. Официальная терминология
  • Внутренняя граница континентального шельфа — «…Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря…» Источник: Федеральный закон от 30.11… Официальная терминология
  • МОРСКОЕ ДНО ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА — глубоководное морское дно, расположенное за внешними границами континентального шельфа… Энциклопедический словарь экономики и права
  • НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРСКОГО ДНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА — в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982г осуществляются всеми государствами и компетентными международными организациями исключительно в мирных целях и на благо всего человечества… Энциклопедический словарь экономики и права
  • РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА — установление границ континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями… Энциклопедический словарь экономики и права
  • ШЕЛЬФА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ — …. Энциклопедический словарь экономики и права
  • ШЕЛЬФА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО РАЗГРАНИЧЕНИЕ — …. Энциклопедический словарь экономики и права

Правовой режим континентального шельфа и экономической зоны

Российская Федерация осуществляет суверенные права над континентальным шельфом, который примыкает к внешним границам ее территориальных вод, где может осуществляться разведка и разработка нефти, газа и других естественных богатств.

Правовой режим континентального шельфа РФ определяется Женевской конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Согласно ст. 1 Закона от 30 ноября 1995 г. континентальныйшельфРоссийской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Делимитация континентального шельфа между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Пространство исключительной экономической зоны Российской Федерации определяется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Исключительная экономическая зона представляет морской район, находящийся за пределами территори­ального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства.

Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств.

В не­обходимых случаях международными договорами определяют­ся методы разграничения исключительных экономических зон.

Основания прекращения права собственности, владения, пользования земельного надела крестьянского хоз-ва

Статья 21 гл. 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» содержит перечень оснований прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Первым случаем Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет единогласное решение членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства.

В качестве второго случаяпрекращения деятельности хозяйства Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указывает на ситуацию, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства.

Возможна ситуация, когда у наследодателя может вообще не оказаться наследников, как по закону, так и по завещанию.

В этом случае, в соответствии со ст. 1151 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства признается выморочным и переходит в порядке наследования по Закону в собственность РФ.

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается.

Пункт 1 ст. 1151 ГК РФ указывает также на случаи, когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ»Недостойные наследники»), либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).

Третьим случаемпрекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» случай, когда фермерское хозяйство признается несостоятельным (банкротом).

Порядок прекращения фермерского хозяйства в данном случае регулируется ГК РФ и Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Подпункт 5 п. 1 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства возможно по решению суда. По решению суда должно быть произведено отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).

Отчуждение имущества (недвижимого) может быть произведено в связи с отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо ввиду ненадлежащего использования земли (п. 1 ст. 239 ГК РФ).

§ 2.1. Правовой режим континентального шельфа

Значимость участков недр континентального шельфа в последнее время неуклонно возрастает. В шельфовой зоне Мирового океана сосредоточено, по оценкам экспертов, более 60 процентов мировых запасов нефти и газа. Размеры залежей ильменита, рутила, циркония, касситерита, магнетита, золота, платины, алмазов, тантала и ниобия на дне Мирового океана вполне сопоставимы с их запасами на суше.
Различие в правовом регулировании использования ресурсов недр территории Российской Федерации, ресурсов недр территориального моря и внутренних морских вод, с одной стороны, и территорий исключительной экономической зоны Российской Федерации и пространств, включающих в себя недра континентального шельфа РФ, с другой, определяется их правовым статусом. Территориальное море и внутренние морские воды являются частью территории российского государства. Российская Федерация, обладая суверенными правами в отношении территории государства, вправе устанавливать юридически обязательные правила использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Права Российской Федерации и других государств в отношении природных ресурсов (в том числе и ресурсов участков недр) их континентальных шельфов закреплены в нормах международного права. Основополагающим нормативным актом в этой области является Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция, подписанная в 1982 г. 119 странами мирового содружества, впервые установила правовой режим различных морских пространств, природных ресурсов Мирового океана и его дна.
Согласно ст.77 Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Исключительность прав государства на территориальный шельф заключается в том, что если прибрежное государство не осваивает природные ресурсы своего шельфа, то никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.
Федеральные законы РФ “ О континентальном шельфе Российской Федерации”, “ О недрах”, “ Об исключительной экономической зоне РФ” не определяют права собственности на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, что в ряде случаев порождает противоречивые суждения об их правовом режиме. Можно встретить утверждения о том, что “ наиболее значимые для общества природные ресурсы … как на территории Российской Федерации, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации сохранены в государственной собственности”. Другие авторы справедливо полагают, что природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ не могут находиться в государственной собственности, поскольку российское законодательство исходит из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, которое не признает за прибрежными государствами права собственности на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны. С учетом этого, законодатель справедливо не упоминает в федеральных законах о праве собственности на природные ресурсы в районах, находящихся вне суверенитета государства. Достаточно определенно правовой режим природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ в российском законодательстве устанавливается базовыми федеральными законами, регулирующими недропользование. Федеральный закон РФ “ О недрах” указывает, что отношения недропользования на континентальном шельфе регулируются названным законом в соответствии с законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права. Нормативные установления ст.5 ФЗ РФ “ О континентальном шельфе Российской Федерации” исчерпывающе определяют содержание исключительных прав России в отношении различных видов пользования недрами шельфа, не упоминая о праве собственности на его природные ресурсы. Согласно ФЗ РФ “ Об исключительной экономической зоне РФ”, исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район с особым правовым режимом, устанавливаемым указанным законом и нормами международного права.
Статья 2 ФЗ РФ “ О недрах” относит неиспользуемые части недр в пределах континентального шельфа РФ к государственному фонду недр. А. Вылегжанин полагает, что в ст.1-2 ФЗ РФ “О недрах” закрепляется единая для обоих видов недр (находящихся под и вне юрисдикции государства) норма о запрете оборота участков недр. Отнесение участков недр к государственному фонду недр, само по себе, еще не говорит о притязаниях государства на правомочия владения, распоряжения и пользования ими. Следовательно, нет оснований к тому, чтобы ресурсы недр, в отношении которых государство обладает исключительными суверенными правами, отнести к государственной собственности. Тем более, что законодатель никак не связывает государственный фонд недр с теми материальными объектами, которые, в соответствии с горным и иным законодательством РФ, отнесены к федеральной собственности.
Рассматривая правовое положение природных ресурсов территориального моря РФ, цитируемый автор разделяет государственную собственность на федеральную, собственность субъектов Федерации, неразделенную собственность Федерации и субъектов Федерации, и неразделенную собственность субъектов Федерации. Иными словами, ряд природных ресурсов находится в собственности нескольких субъектов, права и обязанности которых в отношении своей собственности не определены. Имущество, находясь в собственности нескольких лиц, в соответствии с российским гражданским законодательством, может находиться либо в общей долевой, либо в общей совместной собственности. Понятия “ неразделенной собственности” российское законодательство не знает. Действительно, ст.72 Конституции РФ определяет, что вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами РФ относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Но это конституционное положение не должно трактоваться как установление общей ( федеральной и субъектов Федерации) собственности на природные ресурсы. Природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности в соответствии с установлениями природоресурсного законодательства, однако общие положения права собственности формулируются гражданским правом. И если оно не предусматривает режима “ неразделенной собственности”, то природоресурсное законодательство не вправе это делать.
А. Вылегжанин ставит под вопрос правомерность отнесения ресурсов территориальных вод к федеральной собственности, мотивируя это тем, что, в соответствии со ст.71 Конституции РФ к компетенции Федерации в этой области относится только “ определение статуса и защиты” территориального моря. В соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Совместное ведение Федерации и ее субъектов по вопросам пользования, владения и распоряжения определенными объектами собственности не означает права общей собственности (долевой или совместной) на эти объекты. Совместное ведение, по любым вопросам, включая вопросы собственности, предполагает, что по ним могут издаваться как федеральные законы и федеральные подзаконные нормативные акты, так и нормативные и подзаконные акты субъектов Федерации. Субъекты Российской Федерации реализуют свое право совместного ведения в отношении пользования, владения и распоряжения природными ресурсами в случае, например, заключения соглашения о разделе продукции, в которых одним из субъектов является орган исполнительной власти субъекта Федерации. В других случаях разрешение (лицензия) на право предоставления участка недр в пользование выдается по совместному решению федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта РФ.
Субъекты Российской Федерации принимают участие в нормативной и иной юридически значимой деятельности ( применительно к ст. 72 Конституции РФ) в тех и только тех случаях, когда подлежащие нормативному регулированию общественные отношения возникают или могут возникнуть в связи с юридической деятельностью субъекта Федерации или на его территории. Если отношения, требующие совместного правового регулирования, не затрагивают прав и интересов иных субъектов РФ, то такие субъекты Федерации не могут ( не должны) являться участниками нормотворческого процесса. Природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ находятся вне территории любого из субъектов Российской Федерации и поэтому ни один из них не вправе устанавливать правила (хотя бы и по согласованию с Российской Федерацией) пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Континентальный шельф, по российскому законодательству, включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря
Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
С учетом делимитаций континентального шельфа, производимых между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с ее побережьем, на основе международных договоров РФ или норм международного права, внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права .
В развитие норм международного права в сфере регулирования отношений по использованию природных ресурсов континентального шельфа был принят Федеральный закон “ О континентальном шельфе РФ”. Статья 5 Закона, устанавливая исключительные права России на континентальный шельф, определяет их содержание. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет: 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ; 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности; 4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не вправе препятствовать осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Федеральные органы государственной власти обладают широкими полномочиями в области регулирования отношений недропользования на континентальном шельфе. К основным из них относятся:
— определение стратегии ресурсопользования на континентальном шельфе на основе заключений государственной экологической экспертизы, с учетом интересов коренных малочисленных народов и населения, проживающего на территориях, прилегающих к морскому побережью РФ;
— установление порядка проведения конкурсов( аукционов) на получение права пользования участками континентального шельфа, использования его минеральных ресурсов, включая лицензирование, разработку соответствующих стандартов ( норм и правил);
— государственный горный надзор, включая контроль за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов;
— регистрация работ по использованию ресурсов континентального шельфа и его участков, составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов;
— введение запретов, ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с освоением минеральных ресурсов, а также в местах нереста живых ресурсов;
— регулирование и проведение ресурсных и морских научных исследований;
— установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование участками континентального шельфа в целях поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, а также за использование живых ресурсов;
— регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, условий и требований прокладки подводных кабелей и трубопроводов в целях изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и в иных целях;
— ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и его ресурсов;
— разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;
— заключение и реализация соглашений о разделе продукции, международных договоров РФ в отношении континентального шельфа и его участков.
Пользователями участков недр континентального шельфа могут быть физические и юридические лица РФ и иностранных государств, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, являющиеся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

9.1. Понятие континентального шельфа
Основополагающим нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (далее — ФЗ о континентальном шельфе). Правовые основы недропользования в районе континентального шельфа закреплены в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и в Федеральном законе от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Вопросы, связанные с рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов в районе континентального шельфа, регламентируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В развитие вышеуказанных Законов принимаются постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств, например, Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 162 «Об определении районов исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства», распоряжение Правительства РФ от 24.03.2000 N 441-р «О внешней границе континентального шельфа Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 663 «О дополнительных мерах по реализации Федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Приказ МПР РФ от 04.04.2002 N 167 «О Регламенте организации работы по реализации Федеральных законов «О континентальном шельфе», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 N 68 «Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» и Постановление Правительства от 19.01.2000 N 44 «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации».
Согласно п. «н» ст. 71 Конституции определение статуса и защита континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации, соответственно, субъекты не вправе осуществлять правовое регулирование в отношении континентального шельфа.
Российская Федерация активно участвует в международном сотрудничестве, в том числе и по вопросам использования и охраны континентального шельфа. К источникам российского права относят Конвенцию о континентальном шельфе (заключена в г. Женеве 29.04.1958), Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982).
Понятие континентального шельфа. Если говорить о том, что же понимают под определением «континентальный шельф», то нужно иметь в виду, что в данный термин вкладывают два разных понятия: с правовой точки зрения и с геологической точки зрения. С геологической точки зрения, континентальный шельф (англ. shelf — полка) — относительно ровная подводная окраина материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Ширина континентального шельфа у разных материков варьируется практически от нуля в бассейне Тихого океана до 1 500 км в Северном Ледовитом океане в районе Сибирской платформы. В среднем ширина континентального шельфа составляет около 80 км. Глубина края шельфа также варьируется от 20 до 550 м, а в среднем составляет около 130 м. В отдельных местах глубины шельфа достигают 1 500 — 2 000 м, например в Южно-Курильской котловине Охотского моря <1>.
———————————
<1> Игнатов В.Г., Кокин А.В., Кокин В.Н. Экологическое право: Учебник. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 377.
В ФЗ о континентальном шельфе закреплено следующее понятие: континентальный шельф Российской Федерации (далее — континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий <1>. Перечень исходных линий указан в ст. 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
———————————
<1> Статья 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Если подводная окраина материка простирается на расстоянии более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права <1>. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. в ст. 76 закрепила, что в этом случае внешние границы континентального шельфа не должны выходить за пределы 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Для того чтобы протяженность континентального шельфа, с правовой точки зрения, была увеличена с 200 до 350 морских миль, заинтересованное государство должно представить достаточные доказательства того, что континентальный шельф, с геологической точки зрения, продолжается далее, чем 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль заинтересованное государство передает в Комиссию по границам континентального шельфа, которое дает рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы континентального шельфа, установленные по рекомендациям Комиссии по границам континентального шельфа, будут являться обязательными для всех участников соответствующих правоотношений. Таким образом, мы можем сделать вывод, что границы континентального шельфа, с геологической и правовой точек зрения, далеко не всегда совпадают. Далее в главе мы будем рассматривать понятие «континентальный шельф» только с правовой точки зрения.
———————————
<1> Статья 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
Как мы определили, над континентальным шельфом от исходных линий в пределах 12 морских миль устанавливается режим территориального моря. Далее, за территориальным морем, устанавливается режим исключительной экономической зоны. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее — исключительная экономическая зона) — морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным российским и международным законодательством. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ

Смотреть что такое «КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ» в других словарях:

  • КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ — КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ, полого наклоненная часть подводной окраины континента, простирающаяся от кромки берега до КОНТИНЕНТАЛЬНОГО СКЛОНА, уходящая в море до глубин около 150 м. Континентальный шельф может быть совсем узким, как, например, на… … Научно-технический энциклопедический словарь

  • Континентальный шельф — по законодательству РФ морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. См. также:… … Финансовый словарь

  • Континентальный шельф РФ — Континентальный шельф Российской Федерации (далее континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) на всем протяжении… … Официальная терминология

  • КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ — КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ Шельф, в международном праве морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод прибрежного государства. Границы континентального шельфа исчисляются по нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 … Современная энциклопедия

  • КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ — см. в ст. Шельф … Большой Энциклопедический словарь

  • КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ — см. Шельф. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

  • континентальный шельф — Мелководная часть подводной окраины материков и островов, имеющая относительно ровную поверхность и незначительные уклоны дна. Syn.: шельф; материковая отмель … Словарь по географии

  • Континентальный шельф — КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ, в международном праве морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод прибрежного государства. Границы континентального шельфа исчисляются по нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ — прилегающий к территориальным водам район морского дна (включая его недра) определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Внешняя граница К.ш. проходит по… … Юридический словарь

  • Континентальный шельф — прибрежная часть дна Мирового океана, окаймляющая материки и имеющая общее с ним геологическое строение. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

  • континентальный шельф — — EN continental shelf The gently sloping seabed of the shallow water nearest to a continent, covering about 45 miles from the shore and deepening over the sloping sea floor to an… … Справочник технического переводчика

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *