Политика протекционизма

История протекционизма

С лёгкой руки Адама Смита протекционизм XVI—XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия — протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII—XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Генри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте — министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870—1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929—1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII—XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия»). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII—XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины — наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Ссылки

  1. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980, pp.233-267
  2. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 13-14
  3. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 7; Semmel B. The Rise of Free Trade Imperialism. Classical Political Economy, the Empire of Free Trade and Imperialism, 1750—1850. Cambridge, 1970, p. 179
  4. Историки считают Канкрина автором протекционистского таможенного тарифа, введенного в России в 1822 г. и просуществовавшего с некоторыми изменениями до конца 1850-х гг. Wallerstein I. The Modern World-System III. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840s. San Diego, 1989, pp. 151—152; Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, p. 547
  5. В 1891 г., в бытность Вышнеградского министром финансов, в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет, которая сохранялась в течение последующих лет, когда министром финансов был Витте. Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, pp. 549—553. Менделеев же принимал столь активное участие в разработке тарифа 1891 г., что его даже называли «менделеевским тарифом». Как пишет экономический историк Р.Портал, «Политика Вышнеградского и в ещё большей мере Витте была вдохновлена промышленным национализмом, в котором просматривается явное влияние Фридриха Листа; посредством финансовых и тарифных мер, а также прямых субсидий она создала условия необычайно благоприятные для промышленного развития» Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, part 2, p. 824
  6. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 45-46
  7. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 70, 90, 140—141
  8. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 92, 94
  9. См., например: List F. National System of Political Economy; Kahan A. Government Policies and the Industrialization of Russia. Journal of Economic History, Vol. 27, 1967, No. 4 (критика недостатков российской протекционистской политики конца XIX в.)
  10. Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603—1763. New York, 1984 pp. 166, 184; Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980 pp. 233—234; Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 90
  11. Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, пп. 12.6, 15.1, 15.2, 19.2
  12. Кузовков Ю. Глобализация и спираль истории. М., 2010, главы X—XII

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Торговля

Определения

Платёжный баланс · Счёт текущих операций (баланс по странам) · Торговый баланс (баланс по странам) · Счёт движения капиталов · Золотовалютные резервы · Сравнительные преимущества · Абсолютное преимущество · Международное разделение труда · Замещение импорта · Международная торговля (страны по экспорту · страны по импорту) · Экономическая интеграция

Организации и политика
в сфере торговли

Всемирная торговая организация · Международный валютный фонд · Всемирный банк · Международный торговый центр · Торговый блок · Зона свободной торговли · Таможенный союз · Торговые барьеры · Импортная квота · Тариф

Экономические школы

Фритредерство · Нетто-баланс · Саламанка · Меркантилизм · Протекционизм

Связанные темы

Продажи · Глобализация · Аутсорсинг · Торговая справедливость и Справедливая торговля

Протекциони́зм (фр. protectionnisme, от лат. protection — защита, покровительство) — внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Политика протекционизма

Для достижения общих целей экономической политики протекционизм использует совокупность ограничительных мер:

  • ввозные таможенные пошлины;
  • импортные квоты и торговое эмбарго;
  • система сертификации безопасности товаров и услуг;
  • защита интеллектуальной собственности, патенты и копирайт;
  • административные барьеры: бюрократические запреты, согласования, таможенные процедуры;
  • добровольное ограничение экспорта;
  • технические барьеры: обязательная информация на упаковке, маркировка, стандартизация продукта, санитарные и ветеринарные формы;
  • субсидии для производителей, занимающихся экспортом товаров и услуг: льготное кредитование, компенсация ряда расходов, льготное налогообложение;
  • субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок;
  • предоставление грантов и других форм поощрения экспортёров;
  • валютный контроль: ограничения на обменные операции, контроль перевода капитала;
  • предоставление льготных займов и кредитов местным производителям;
  • дискриминация в отношении иностранных работников и инвесторов;
  • субсидии для потребителей, покупающих товары и услуги местных производителей;
  • вмешательство в валютный курс: снижение курса национальной валюты;
  • проведение политических патриотических кампаний в форме «покупай только отечественное»;
  • преференции местным товарам и услугам при проведении коммерческих тендеров;
  • государственные расходы, поддерживающие местных производителей, и государственный закуп только у отечественных производителей;
  • осуществление каботажных перевозок только судами под национальным флагом.

Положительный эффект протекционизма

По мнению ряда экономистов, протекционизм способствует развитию промышленности страны, её устойчивому экономическому росту и в конечном счёте – её превращению в богатую страну, в то время как свободная торговля (фритредерство) способствует разрушению её промышленности, экономическому упадку и обнищанию, особенно если она вводится в стране с недостаточно высоким уровнем развития промышленности. В подтверждение своего мнения эти экономисты ссылаются на множество примеров индустриализации и роста благосостояния стран, проводивших протекционистскую политику и обратные примеры деиндустриализации и обнищания стран, проводивших политику свободной торговли (фритредерства) Как полагают эти экономисты, чем больше страна отстала от ведущих держав и чем больше у неё климатических и географических недостатков, снижающих её конкурентоспособность (суровый климат, низкая плотность населения, удалённость от главных транспортных путей), тем выше должны быть протекционистские барьеры для развития её национальной промышленности

Кроме того, по мнению этих экономистов, ограничительные меры вводятся для достижения следующих задач:

  • поддержка начинающей отрасли или продукта в ранней стадии жизненного цикла товара, получения передышки в период модернизации отрасли;
  • обеспечение национальной безопасности: сохранение отраслей, связанных с национальной обороной (ВПК);
  • обеспечение экономической безопасности страны в форме самообеспеченности экономики страны и её устойчивости;
  • диверсификация производства ради стабильности, укрепляя политическую и экономическую независимость страны;
  • увеличение и защита уровня занятости населения страны, защита со стороны более дешевой иностранной рабочей силы;
  • защита от демпинга: от стран, сбрасывающих товары в чужой стране ниже себестоимости с целью уничтожения конкурента или установки монопольного положения;
  • улучшения платежного баланса, сокращение внешнеторгового дефицита из-за сокращения объёма импорта;
  • увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг;
  • пополнение дохода государственного бюджета страны за счет таможенных платежей;
  • пополнение дохода местного бюджета в связи с дополнительной прибылью местных производителей;
  • снижение потерь от несовершенной конкуренции со стороны иностранных производителей;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан за счет продажи продукции подконтрольного производства государственными органами.

Аргументы в защиту протекционизма

Несостоятельность аргументов против протекционизма заключается в следующем:

  • Уменьшение дохода местных бюджетов за счёт сокращения налоговых выплат от торговых фирм, занимающихся импортными товарами, в связи с уменьшением объёма продаж, перекрывается суммами налоговых отчислений местных производителей за счёт роста объёма продаж.
  • Уменьшение дохода государственного бюджета из-за сокращения таможенных пошлин в связи с сокращением количества импортных товаров перекрывается значительным увеличением таможенных пошлин с единицы импортного товара, и значительным увеличением налоговых отчислений местных производителей и местных поставщиков в связи с ростом объёма производства (отмечал ещё Д. И. Менделеев).
  • Сокращение штата в торговых фирмах, занимающихся импортными товарами, замещается значительным ростом занятости населения у местных производителей.
  • Введение ограничительных мер приводит к ведению ответных действий, но и способствует экономическому и политическому сотрудничеству между странами в договорных процессах, в которых выясняются выгоды и потери друг друга, определяются с ценами за вход на рынок, и таким образом убирают барьеры входа. Страны, создавая собственный рынок сбыта и каналы сбыта и тратя ресурсы на его поддержание, выставляют плату за вход на собственный рынок в той или иной форме.
  • Снижение благосостояния потребителей импортных товаров из-за увеличения цен на них и снижения количества потребления данных товаров связано с несовершенством отечественного рынка: будет происходить рост дополнительных социальных выгод от прироста производства. Введение импортных пошлин приводит к снижению цен на импортные товары (после вычета самой пошлины), что после прямого перераспределения к потребителям приводит к общей выгоде, в связи с увеличением объёма производства ожидается снижение цен на рынках сырья, используемого в производстве местных производителей, после чего в долгосрочной периоде приведёт к снижению цен на самом рынке товаров.
  • Нарастание недовольства граждан по поводу сокращения импортных товаров и роста цен на импортные товары перекрывается реальным ростом благосостояния трудящихся, занятых у местных производителей.
  • Сохраняются неэффектные производства, но это только при условии самоизоляции и последующей консервации отсталости в отрасли. Ещё Ф. Лист отмечал, что сам протекционизм не создаёт богатство и не увеличивает благосостояние людей, но способствует, являясь производительной силой.
  • Усиление монополизма отечественных производителей и повышенная маржа на рынке после ухода импортеров способствует притоку новых отечественных производителей, способствует конкуренции среди местных производителей и снижению цен в долгосрочной периоде согласно общей концепции экономической теории.

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII—XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия»). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII—XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

Неолиберальные экономисты против проведения политики торговых ограничений, однако считают, что существует обоснованная необходимость государственного ограничения свободной торговли в целях защиты их экономики страны и уровня жизни людей. Американское правительство активно использует протекционистские меры на протяжении всей истории. Ярым сторонником крайнего протекционизма в США выступал 25-й президент США Уильям Мак-Кинли.

Все государства используют или использовали меры протекционистской политики в своей истории в связи с тем, что существует положительная зависимость между мерами протекционизма (высоким уровнем импортных пошлин, девальвации национальной валюты, субсидиями экспортных и внутренних отраслей) и ростом валового национального дохода.

Примечания

  1. Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. — М.: Институт экономики РАН, 2014. — С. 7. — ISBN 978-5-9940-0455-5.
  2. 1 2 3 4 5 6 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С. 824-844. — ISBN 5-16-000001-1.
  3. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011; с. 30, 53-55, 91-92, 200, 207-212
  4. Stiglitz J. Globalization and Its Discontents. — London – New York, — 2002, pp. 16-17
  5. Stiglitz J. Making Globalization Work, London, 2006, pp. 64-65
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York – London, 1980 pp. 233-234, 265
  7. L.Cafagna, Chapter 5: The Industrial Revolution in Italy, 1830-1914, in: C.Cipolla (ed.), Fontana Economic History of Europe, Volume IV, part 1, p. 317
  8. W.Cole and P.Deane, Chapter I, The Growth of National Incomes, in: Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, Part I, pp. 17-18
  9. M.Bils, Tariff Protection and Production in the Early US Cotton Textile Industry. Journal of Economic History, 1984, Vol. 44, No. 4, p. 1044
  10. D.North, Chapter VII: Undustrialization in the United States, in: Cambridge Economic History of Europe, Vol. VI, part II, ed. by H.Habakkuk and M.Postan, 1965, p. 680-681
  11. F.Capie. Depression and Protectionism: Britain between the Wars. London, 1983, p. 97
  12. William Ashworth. Customs and Excise. Trade, Production and Consumption in England 1640-1845. Oxford, 2003, p. 382
  13. Portal R. The Industrialization of Russia. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Volume VI, Part 2, pp. 822-825
  14. Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 p. 184
  15. P.Bairoch, Chapter I: European Trade Policy, 1815-1914, in: Cambridge Economic History of Europe, Volume VIII, ed. by P.Mathias and S.Pollard, Cambridge, 1989, pp. 90, 141-142
  16. Райнерт Эрик С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011; с. 259, 265-268
  17. 1 2 3 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2008. — С. 240. — ISBN 978-5-91180-108-3.
  18. 1 2 Пол Самуэльсон. Экономика. — М.: Алгон, 1992. — С. 285-301. — ISBN 5-201-09971-8.
  19. Авшаров А.Г. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации: учебник для вуза. — СПб.: Питер, 2012. — С. 105. — ISBN 978-5-459-01111-1.
  20. Международный торговый центр. Ежегодный доклад Международного торгового центра. — 2008. — С. 23. Архивировано 1 июля 2016 года.
  21. World Growth. Green Protectionism: The New Tool Against Forestry in Developing Countries. — 2010. — Июнь.
  22. OECD. Trade Implications of Policy Responses to the Crisis Green Protectionism. — 2009. — Май.
  23. The World Bank. World Development Report 2010. — 2010.
  24. Global Trade Alert | Independent monitoring of policies that affect world trade
  25. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980, pp.233-267
  26. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 13-14
  27. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 7; Semmel B. The Rise of Free Trade Imperialism. Classical Political Economy, the Empire of Free Trade and Imperialism, 1750—1850. Cambridge, 1970, p. 179
  28. Wallerstein I. The Modern World-System III. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840s. San Diego, 1989, pp. 151—152; Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, p. 547
  29. В 1891 г., в бытность Вышнеградского министром финансов, в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет, которая сохранялась в течение последующих лет, когда министром финансов был Витте. Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, pp. 549—553. Менделеев же принимал столь активное участие в разработке тарифа 1891 г., что его даже называли «менделеевским тарифом». Как пишет экономический историк Р.Портал, «Политика Вышнеградского и в ещё большей мере Витте была вдохновлена промышленным национализмом, в котором просматривается явное влияние Фридриха Листа; посредством финансовых и тарифных мер, а также прямых субсидий она создала условия необычайно благоприятные для промышленного развития» Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, part 2, p. 824
  30. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 45-46
  31. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 70, 90, 140—141
  32. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII pp. 92, 94
  33. См., например: List F. National System of Political Economy; Kahan A. Government Policies and the Industrialization of Russia. Journal of Economic History, Vol. 27, 1967, No. 4 (критика недостатков российской протекционистской политики конца XIX в.)
  34. McAfee R.P., Mialon H.M., Williams M.A. What Is a Barrier to Entry? // The American Economic Review. — 2004. — Май (т. 94, № 2). — С. 461—465.
  35. Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка//Экономика промышленности — economicus.ru, 2003
  36. 1 2 Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. — СПб.: Питер, 2003. — С. 254. — ISBN 5-318-00514-4.
  37. Улин Б. Межрегиональная и международная торговля. — М.: Дело, 2004. — С. 360. — ISBN 5-7749-0368-0.
  38. Столпер У., Самуэльсон П. Протекционизм и реальная заработная плата / Под ред. А. П. Киреева. — Вехи экономической мысли. Том 6. Международная экономика. — М.: ТЕИС, 2006. — С. 188-204. — ISBN 5-7598-0439-1.
  39. 1 2 Барсукова С.Ю. Условия эффективного протекционизма. Размышления С.Ю.Витте и Д.И.Менделеева // ГУ ВШЭ.
  40. Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603—1763. New York, 1984 pp. 166, 184; Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980 pp. 233—234; Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII p. 90
  41. Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, пп. 12.6, 15.1, 15.2, 19.2
  42. Кузовков Ю. Глобализация и спираль истории. М., 2010, главы X—XII
  43. Skrabec, Quentin R. William McKinley, apostle of protectionism. — New York: Algora Publishing, 2008. — ISBN 978-0-87586-578-2.
  44. Environmental Regulation and Food Safety / Veena Jha. — International Development Research Centre, 2005. — ISBN 13: 978 1 84542 512 8.
  45. Classical Trade Protectionism 1815–1914 / Jean-Pierre Dormois and Pedro Lains. — Routledge, 2006. — ISBN 10: 0-415-35226-6.
  46. Yul Sohn. Protectionism and the licensing state. — 2005. — ISBN 0-203-41739-9.
  47. Менделеев, Дмитрий Иванович. Оправдание протекционизма. Газета «Новое время» 1897 г. No 767.
  48. Dominick Salvatore. Protectionism and world welfare. — Cambridge University Press, 2004. — ISBN 0 521 41455 5.
  49. Fairbrother, Malcolm. Economists, Capitalists, and the Making of Globalization: North American Free Trade in Comparative-Historical Perspective (англ.) // American Journal of Sociology : journal. — 2014. — 1 March (vol. 119, no. 5). — P. 1324—1379. — ISSN 0002-9602. — DOI:10.1086/675410.
  50. 1 2 N. Gregory Mankiw, Economists Actually Agree on This: The Wisdom of Free Trade, New York Times (April 24, 2015): «Economists are famous for disagreeing with one another…. But economists reach near unanimity on some topics, including international trade.»
  51. Economic Consensus On Free Trade (англ.), PIIE (25 May 2017).
  52. Poole, William Free Trade: Why Are Economists and Noneconomists So Far Apart? (англ.). Дата обращения 27 февраля 2018.
  53. Free Trade (англ.). IGM Forum (13 March 2012).
  54. Import Duties (англ.). IGM Forum (4 October 2016).
  55. Trade Within Europe | IGM Forum (англ.) (неопр.) ?. www.igmchicago.org. Дата обращения 24 июня 2017.
  56. William Poole, Free Trade: Why Are Economists and Noneconomists So Far Apart, Federal Reserve Bank of St. Louis Review, September/October 2004, 86(5), pp. 1: «most observers agree that ‘he consensus among mainstream economists on the desirability of free trade remains almost universal.'»
  57. Иностранцев допустят к госзакупкам при локализации производства в стране — Медведев — ИА «Финмаркет»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4127791-0

Защита отечественных производителей от импорта

Размер пошлины на товар может быть выше тарифной ставки, которая применяется в большинстве случаев. Это может произойти в результате применения к этому товару «антидемпинговых мер» или «компенсационных мер». Антидемпинговые пошлины взимаются по требованию отечественных производителей в ответ на действия иностранных торговцев в стране-импортере считаются «демпингом». Под «демпингом» обычно понимают продажу товара по цене ниже той, по которой тот же или подобный товар продается в стране экспорта («справедливая цена»). «Компенсационные выплаты» пошлины взимаются в ответ на помощь, которую другая страна предоставляет своим производителям, чтобы искусственно добиться их большей конкурентоспособности на внешнем рынке (так называемые субсидии).

Для отечественных производителей есть еще и третья альтернатива. Если импортные товары ввозятся в таких количествах, что это создает существенную угрозу развития отечественной промышленности, во многих странах отечественные производители могут начать специальные процедуры, результатом которых может стать ограничение импорта таких «опасных» товаров, причем не только путем повышения пошлины, но и через количественные ограничения.

Сложность заключается в том, что в разных странах используются различные подходы к определению таких понятий, как «существенная угроза отечественным производителям», «демпинг» и т. др.

С 1995 г. действуют три соглашения, что вместе часто называют «Антидемпинговым кодексом ВТО»:

— Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (антидемпинг);

— Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах;

— Соглашение о специальные меры.

Участие в этих соглашениях является обязательным условием членства в ВТО.

Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (антидемпинг) и Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах разрешают применение антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты отечественных производителей. Однако при этом должны быть соблюдены два условия:

1) осуществление несправедливой торговой практики, то есть:

— продажа товаров ниже справедливой цены или

— продажа товаров, относительно которых в стране экспорта действуют субсидии, запрещенные по правилам ВТО, или субсидии, не запрещенные ВТО, но страны импорта могут применять компенсационные меры;

2) результатом такой «несправедливой практики» являются:

— убытки отечественных производителей, или

— отрицательные торговые эффекты для отечественных производителей.

В отличие от этих двух сделок, третий договор в «Антидемпинговом кодексе ВТО» (Соглашение о специальных мерах) устанавливает единую условие применения специальных мер: импорт товаров (неважно, «справедливый» или «несправедливое») должна быть существенной причиной серьезного ущерба или представлять опасность такого ущерба.

Не все субсидии в рамках ВТО запрещены.

Соглашение предусматривает, что применение специальных мер недопустимо, если есть несколько причин ущерба отечественному производителю, среди которых и «слишком» большие объемы импорта или любые обстоятельства импорта (например цена импортных товаров).

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с требованиями «Антидемпингового кодекса ВТО» ни одна из этих мер не может применяться как ответ на действия другого государства. Каждое мероприятие может применяться только по инициативе заинтересованных отечественных производителей и после проведения расследования уполномоченным государственным органом.

Демпинг и антидемпинговые пошлины

Для повышения результативности своей деятельности торговцы используют разнообразные приемы.

Если между территориальными сегментами рынка являются торговые барьеры (например государственные границы между странами, что не входят в один таможенный союз), торговец может продать товар в одном «сегменте» по цене ниже, чем у других «слои» (например в стране импорта по цене ниже, чем на внутреннем рынке). Целью такой политики может быть вытеснение конкурентов или повышения долгосрочных прибылей.

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ предусматривает, что демпингом может считаться только «продажа товара по цене ниже его «нормальной стоимости», то есть ценой за тот же или подобный товар, который уплачивается в стране экспорта при продаже на внутреннем рынке в обычном процессе торговли.

К сожалению, не всегда такую цену можно установить, например, потому что такой же или подобный товар продается в стране экспорта; метод продажи такого же или подобного товара в стране экспорта существенно отличается от метода продажи в другой стране (например, обычная купля-продажа, а лизинговая операция).

Для этих случаев в указанном соглашении ВТО предусмотрена ієрархія9 методов искусственного исчисления «нормальной стоимости».

1. Цена, по которой подобный товар экспортируется в третью страну в обычном процессе торговли.

2. Стоимость производства товара в стране экспорта плюс «умный» прибыль «умные» административные расходы, расходы на продажу и любые общие затраты.

Субсидии и компенсационные меры

Субсидии могут устанавливаться в различных формах, например:

— освобождение от уплаты налогов;

— налоговые инвестиционные кредиты (когда предприятию разрешается уплатить налог позже, при условии выплаты процента или без такого условия);

— другие налоговые льготы;

— прямое перевода средств из бюджета (гранты, займы или капитальные вложения);

— государственные гарантии выплаты займа;

— кредиты от государственных банков на льготных условиях (например, под низкие проценты) иностранным предприятиям, при условии, что последние импортируют из страны банка определенные товары.

Теоретически размер компенсационной пошлины должен точно соответствовать тем негативным эффектам, которые создает субсидирования в стране экспорта соответствующего товара. На практике этого не всегда легко добиться.

Стремление торговцев свести к минимуму «злоупотребление» компенсационными мерами привело к тому, что к ГАТТ были включены положения, касающиеся субсидий и компенсационных мер. Наконец, в рамках ГАТТ в 1994 г. было заключено Соглашение о субсидиях и компенсационных заходи10. В соответствии с этим соглашением государство импорта может накладывать компенсационные пошлины только после проведения расследования, начатого по инициативе заинтересованных отечественных производителей. Предпринимать такие меры можно только если расследование показало, что:

— установлено субсидию;

— имеющиеся отрицательные торговые эффекты, как, например, предоставлена вред отечественным производителям;

— есть причинно-следственная связь между субсидией и отрицательными торговыми эффектами.

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах разделяет субсидии на три группы:

1) «зеленые» субсидии, применение которых правомерно и которые не дают права на принятие соответствующих мер;

2) «желтые» субсидии, применение которых разрешено, но при этом предоставляется право государству, которому причинен существенный ущерб в результате применения субсидий, на осуществление «ответные меры»;

8) «красные» субсидии, применение которых не допускается.

Соглашение дает четкие критерии, с помощью которых можно отнести ту или иную субсидию до одного из этих видов.

Соглашение не касается субсидий, налаються сельскохозяйственным товарам. Порядок применения таких «сельскохозяйственных» субсидий установлен в Соглашении о сельском господарство11.

Специальные меры ограничения импорта

Статья XIX ГАТТ разрешает повышать тарифы в отношении некоторых стран (оставляя в то же время тарифы неизменными относительно других стран), если увеличение объемов импорта причинит серьезного ущерба отечественным производителям или такая угроза существует.

В 1995 г. вступило в силу Соглашение о специальных мерах. Соглашение запрещает государствам заключать договоры о добровольном ограничении экспорта или импорта. Она требует также расторгнуть такие договоры, которые были заключены до вступления в силу. Исключения составляют только договоры, действие которых заканчивается не позднее 1999 г. Соглашение также содержит требования к процедуре специальных расследований, устанавливает максимальные сроки применения специальных мероприятий — они не должны превышать 4 года (этот срок можно продлить до 8 лет). В течение первых трех лет применения специальных мер страна, в отношении которой были применены эти меры, имеет право пойти на соответствующие шаги.

Кроме того, в Соглашении определены для стран, что развиваются, специальные правила, которые:

— ограничивают возможность использования специальных мер против экспорта из развивающихся стран;

— предоставляют больше прав развивающимся странам, в сфере применения специальных мер.

Ситуация в Украине. Украинский «Антидемпинговый кодекс»

В Украине, как и во многих других странах, действует законодательство, которое разрешает ограничивать импорт по требованию отечественных производителей. Этим вопросам специально посвящены три закона, которые вместе часто неофициально называют «Антидемпинговым кодексом Украины»:

— Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22 декабря 1998 г. № 330-XIV;

— Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» от 22 декабря 1998 г. № 331-XIV;

— Закон Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22 декабря 1998 г. № 332-ХГУ.

Кроме них, было принято еще три закона, которые внесли изменения в уже действующие законы:

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украинской СССР «О внешнеэкономической деятельности» от 22 декабря 1998 г. № 335-XIV;

— Закон Украины «О внесении изменений в Заков Украины «О таможенном тарифе» № 334-XIV от 22 декабря 1998 года;

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения» от 22 декабря 1998 г. № ЗЗЗ-ХІУ.

Уполномоченным органом, который имеет право проводить расследование и принимать меры к импорту, является Межведомственная комиссия по международной торговле. Членами этой комиссии являются представители различных центральных органов власти (министерств, служб и т. др.). На сегодня в Украине уже было проведено несколько специальных расследований, в том числе по поводу импорта электрических лампочек.

Есть мнение, что «Антидемпинговый кодекс» не полностью соответствует требованиям ВТО, куда Украина стремится вступити12. У этого мнения есть как сторонники, так и противники.

Ограничения импорта. Финансовый контроль

Международная торговля, как правило, связана с использованием иностранных валют. За товары, проданные в Японии, могут заплатить єнами, за товары, проданные в Казахстане, могут заплатить теньге. Продавцу из Европы скорее всего нетрудно перевести иены в доллары. А вот если речь идет о теньге, банк продавца может не принять от него такую валюту: если этот банк потом попробует обменять ее в любом казахском банке, в последнем может не оказаться в наличии долларов. Развивающиеся страны очень часто имеют ограниченные запасы конвертируемой валюты. Конвертируемой валютой называют валюту, которая свободно обменивается на другие валюты, в то время как другие валюты называют неконвертируемыми.

Вопрос о валюте возникают не только при продаже товаров за границу. Если американская компания планирует осуществить инвестицию в Мексику, ей будут нужны песо. Если речь идет о строительстве нового завода, песо будут нужны для оплаты строительных работ, а затем для выплат рабочим завода. Американская компания может; использовать валюту, полученную в ходе предыдущей деятельности, либо перевести имеющиеся у нее доллары в песо.

Правительства часто регулируют обменные курсы и ограничивают конвертируемость валют. Речь идет прежде всего о странах, которые развиваются. Курсы валют основных промышленно развитых стран и порядок их обращения, как правило, определяются свободным рынком.

Иногда правительства и центральные банки вмешиваются в процесс торговли валютой, пытаясь стабилизировать обменные курсы. Например, центральный банк может скупать более слабые валюты. В конце 80-х годов XX века. центральные банки Германии и Японии покупали доллары США, чтобы поддержать американскую валюту, которая «падала».

В некоторых государствах установлен официальный обменный курс своей валюты относительно доллара США. Курс мексиканского песо был долгое время «привязан» к курсу доллара США, то есть его курс колебался параллельно курса доллара США.

Лицензирование и обязательная продажа через центральный банк могут использоваться как средства гарантии фиксированного обменного курса валюты, но эти меры могут также означать, что курс валюты будет колебаться в зависимости от колебаний курса другой валюты, чаще всего доллара США.

В некоторых странах запрещено получать «твердую» валюту для осуществления предоплаты за импортные товары или устанавливаются другие ограничения на покупку-продажу валюты.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *