Политическая свобода

Обществознание

  • Кто может участвовать в управлении делами государства?
  • Зачем людям нужны политические свободы?
  • Возможна ли безграничная свобода?
  • Кто заинтересован в гласности?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди будут жить хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика — это область общих интересов, публичной жизни. Напомним, что отношения граждан и государства регулируются публичным правом.

Каковы возможности влиять на принятие государственной властью политических решений? Ответ на этот вопрос мы найдем, если обратимся к политическим правам и свободам.

Право участвовать в управлении делами государства. Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Отдавая свои голоса за ту или иную партию, того или иного кандидата в депутаты, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: депутатов, президента, глав администраций в регионах граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают президента. Такие выборы называют многостепенными.)

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет — для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения.

Вспомним, что ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.

Выборы и референдумы — это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе. Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане Российской Федерации имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве заседателя.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов — право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан («Крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт» и т.п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организации, органов государства или самоуправления (как в приведенном выше примере).

Это может быть заявление, т. е. обращение гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии).

Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение.

Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

Жизнь человека в обществе во многом зависит от того, как гарантируются его гражданские и политические права и свободы.

Свобода собраний. Она принадлежит к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах гласит: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Вчитаемся внимательнее в эту статью Пакта. Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут происходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан.

Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде.

Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения.

Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок — разрешительный или уведомительный — полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает шествие или митинг, которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Свобода ассоциаций. Слово «ассоциация» происходит от латинского слова associatio — соединять. Оно означает «объединение лиц или учреждений одного рода деятельности». Любой человек может свободно объединяться с другими людьми на основе общности политических, экономических, культурных или национальных интересов в кружки, группы, союзы, общества, комитеты, движения, политические партии. Все такие объединения являются добровольными, никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию.

Обычно различные ассоциации (объединения) делят на формальные и неформальные. Первые отличаются тем, что имеют свой устав, программу или другие документы, излагающие цели объединения, порядок их организации и деятельности. Они регистрируются органами власти.

Признак неформальных объединений — отсутствие официальной регистрации органами власти.

Международный пакт о гражданских и политических правах, закрепляя право на свободу ассоциаций, содержит норму, согласно которой пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, что предусматриваются законом. Ограничения могут быть необходимы в интересах безопасности граждан, для защиты прав и свобод других лиц.

Конституция нашей страны запрещает создание и деятельность объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, а также расовой, национальной, религиозной розни. Такие ограничения являются нормальными для демократического общества.

Если человек участвует в тех или иных объединениях, это не может быть основанием для ограничения его прав и свобод или условием для занятия той или иной должности в государственных организациях.

Международный пакт предусматривает возможность ограничения для пользования правом на свободу ассоциаций для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Свобода слова. Международные документы о правах человека провозглашают: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек свободен искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно либо посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать публикацию какой-либо информации или идеи. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей.

Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию, это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей.

Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом. Запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу слова для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Теперь мы можем сделать важные выводы:

  • общество, обеспечивающее свободное развитие человека, невозможно без гарантированных прав и свобод;
  • чем более широкие права и свободы получает человек, тем выше его ответственность за соблюдение прав и свобод других людей.

    Основные понятия

  • Свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова.

    Термины

  • Цензура, гласность.

Вопросы для самопроверки

  1. Что дает человеку свобода собраний?
  2. В чем заключаются ограничения свободы собраний?
  3. Какова норма международного права о свободе ассоциаций?
  4. Какие объединения не разрешены российским законом?
  5. Как следует понимать свободу слова?
  6. Почему политическая жизнь должна протекать гласно?
  7. Может ли свобода слова быть абсолютной?
  8. Какое значение имеют политические права и свободы для человека?
  9. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Задания

  1. В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п.

    Выскажите ваше мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.

  2. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  3. Согласны ли вы с таким утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  4. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие — отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Если да, то почему?
  5. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  6. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.

Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Обычный рядовой гражданин может влиять на политику, может участвовать в управлении делами государства как сам, так и посредством представителей (ст. 32 Конституции РФ). Представители – это кандидаты (депутаты), за которых мы голосуем на выборах. В дальнейшем они определяют направленность законодательной деятельности, т.е. влияют на политический курс страны. Сам гражданин может влиять на политику государства путем принятия участия в референдуме – народном голосовании по проектам некоторых законов или другим вопросам государственного значения.

В управлении делами государства может участвовать Президент, Государственная Дума, Кабинет Министров, политические партии, гос. служащие и отдельный гражданин. Естественно, при этом соблюдается строгая иерархия и определенный порядок действий.

Людям нужны политические свободы для того, чтобы совершать свой независимый выбор за того или иного кандидата, программа которого соответствует их интересам. Политическая свобода характерна для демократического, правового государства.

В чем несвободны граждане стран, которые принято считать свободными?

Michael Komin 220 4 года назад Политолог, Высшая школа экономики, Санкт-Петербург

Наблюдая за современными российскими реалиями и сравнивая их с тем, что происходит в развитых демократических странах, довольно трудно представить себе, в чем могут быть несвободны граждане США, Канады, Австралии или Западной Европы. Однако, проблема, этих мыслительных сравнительных экспериментов в том, что оцениваем мы, как правило, свободы политические – т.е. те, с которыми в России все совсем кромешно. Борьба же за индивидуальные права и свободы в Европе и Америке не утихала с момента Великой Французской революции и не теряет актуальности сейчас.

Есть примеры сколь очевидные, столь и универсальные: практически нигде люди не могут покупать и продавать наркотики. Можно было бы даже не упоминать этого за очевидностью, если бы не сотни тысяч людей по всему миру, которые сидят в тюрьмах за несколько грамм веществ. Их несвобода очень весома и ничем не заслужена.

Развитые страны по своим политико-экономическим моделям довольно сильно разнятся, а вместе с ними разнятся «несвободы» в этих государствах. Один из ярких примеров такой дифференциации – обязательного школьное образование в Германии (непредставимое, например, в США). Согласно немецким законам, родители не имеют права оставить ребенка на домашнем обучении. Немецкие дети непременно должны ходить в школу. Конфликт между родителями и государством, вылившийся в публичное поле, достигает таких масштабов, что некоторые семьи предпочитают мигрировать, к примеру, в Австрию, где законодательство не настолько жестко, а наиболее решительно настроенные немцы даже пробуют получить политическое убежище в США, на основании ущемления их права не отдавать ребенка в школу.

Несмотря на большой скандал, Верховный суд Германии однозначно встал на сторону действующей, кстати с 1936 года, нормы закона. По мнению судей, все дело – в необходимости полноценной социализации ребенка, обеспечить которую дома родители не в состоянии.

Если посмотреть на эту проблему более глобально, то школа, как один из самых патриархальных и инертных социальных институтов, — это целый айсберг несвободы. Человеку с самого детства стремятся вложить в голову знания, которые он не только не выбирает, но и не имеет права от них отказаться, поскольку в этом случае рискует получить невысокие оценки, а значит значительно снизить свои шансы на успешную жизненную траекторию. Более того, вместе с теоремой Пифагора в умы детей загружаются и представления о том, что значит любить Родину и как правильно это делать; как трактовать историю своей страны, народа, города, почему этими конструктами мы должны гордиться.

Обратная ситуация сложилась во Франции, где с 2004 года на законодательном уровне запрещено ношение хиджаба, и недавно и ЕСПЧ в этом вопросе встал на сторону французского большинства. Основная мотивация для пренебрежения этой свободой – секуляризация общества. Боясь последствий слабой интеграции мусульман во французское общество, правительство Ширака предприняло ряд шагов, которые должны были хотя бы визуально объединить французов разного происхождения, пойдя на ограничение значительной части индивидуальных свобод.

Одна из самых распространенных несвобод первого мира – это лицензирование: для того, чтобы заниматься сотнями профессий, нужно получить на эту деятельность разрешение. И речь идет не про медицину, юриспруденцию или управление атомными реакторами, но и о парикмахерах, маникюрщиках, дизайнерах интерьера. Фактически лицензия вне общественно-значимых профессий – это прямое ограничение твоего права на труд, попытка вмешательства государства в добровольные контрактные отношения между поставщиком услуги и ее получателем.

После трагедии 11 сентября в американском обществе не утихает дискуссия о соотношении обеспечения безопасности и права государства вмешиваться в частную жизнь. Возможность постоянной слежки за гражданами, несанкционированных обысков, удержания под стражей на неопределенный срок, в случае подозрения на участие в террористической деятельности – это только небольшая часть из целого перечня претензий, которые выдвинули американцы в адрес федерального правительства за последние годы. Несмотря на то, что буквально на днях Барак Обама внес в Конгресс законопроект по постепенной ликвидации тюрьмы Гуантанамо, в которой свободы человека нарушались впрямую, спецслужбы США до сих пор наделены сверхправами, вплоть до права на убийство по отношению к членам террористических группировок.

Новая американская программа расширенной системы безопасности позволила за 10 лет увеличить число уличных камер наблюдения в несколько раз, штат сотрудников органов безопасности вырос на десятки тысяч, и почти все они были наняты, чтобы следить за поведением жителей США, как в реальном, так и виртуальном мире. Последний спор Apple и ФБР, по сути, является логичным продолжением проводимой политики безопасности. Спецслужбы под предлогом все той же борьбы с терроризмом хотят получить «суперключ» для того, чтобы у граждан не осталось едва ли не последней доступной даже ребенку возможности защитить свои личные данные.

Реализация всех этих мер во имя безопасности приводит развитые страны к описанному философами феномену Паноптикона – идеальной тюрьмы, в которой каждый житель-заключенный знает, что находится под постоянным наблюдением, но не знает в какой именно момент времени камера (или человек за ней) наблюдает именно за ним. В таких условиях заключенный вынужден постоянно вести себя в пределах публично допустимого, не имея никакой возможности на частную жизнь. При этом теми самыми «людьми за камерами», постоянными надсмотрщиками становятся даже не спецслужбы, а само гражданское общество, поддерживающее и легитимирующее дальнейшее расширение вмешательства в личное пространство во имя устранение любой угрозы насилия. Именно в такой паноптикон и рискуют превратиться все современные страны.

К тому же, не стоит забывать, что еще совсем недавно, как гражданин США, вы не могли купить кубинских сигар или вести бизнес с Ираном. Американское правительство ограничивает вашу свободу, вводя экономические санкции.

Если переходить от конкретных кейсов к вопросам более теоретическим, либертарианцы считают ограничением свободы любое вмешательство государства в добровольные отношения между людьми. Речь здесь идет не только о привычных нам контрактных отношениях продавца и покупателя (вне зависимости от того, что здесь будет являться товаром – наркотики, азартные игры, донорские органы и проч.), но и более косвенные взаимодействия людей друг с другом. К примеру, налогообложение, как система перераспределения доходов от одних людей к другим, не является «добровольным контрактом» для обеих сторон. Обеспечение позитивных свобод (например, через социальные выплаты) одним за счет принуждения к дополнительным тратам других, по сути, мало чем отличается от обычного грабежа. Государство отбирает у богатых часть имущества и перераспределяет его в пользу более бедных. С этой позиции любое проявление «welfare state» является несправедливым.

Если вернуться к началу данного рассуждения и вспомнить об отодвинутых нами в сторону политических правах граждан в развитых странах, то они реальны, но хрупки. Современный политолог и философ Маурицио Вироли в своем рассуждении «Свобода слуг» рассматривает недавнюю ситуацию в Италии, где, несмотря на сохранение всего спектра демократических политических институтов на какое-то время фактически установился личный режим Сильвио Берлускони. В тот момент формально свободных итальянцев нельзя было назвать полноценно свободными, поскольку они поверили и подчинились огромной власти одного человека. Такая свобода – это свобода слуги, который остается таковым, пока «хозяин» в добром расположении духа и позволяет тому вести себя как ему вздумается. Только независимость от любой внешней силы в любой момент времени на принимаемые решения наделяет человека абсолютной политической свободой.

В условиях необходимости всеобщего подчинения законам – такой политический идеал недостижим ни для какого государства.

Александра Яковлевна Федченко

МОУ Восточно-Европейский лицей г. Саратова, 10 класс

Руководитель – учитель истории и обществознания Н.И.Бородина

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ РАЗВИТИЕМ СВОБОДЫ ЛИЧНОЙ

По мнению Б.Чичерина, русского правоведа, философа, историка и публициста, политическая свобода является высшим развитием свободы личной. Попробуем раскрыть эту тему.

Что такое свобода? Многие мыслители пытались выяснить это, но так и не пришли к единому мнению, ведь термин «свобода» можно рассматривать как с юридической, так и с морально-эстетической точек зрения.

Свобода – это самодостаточность, возможность принимать решения, вне зависимости от мнения других людей, не страшась их осуждения, непонимания, вражды, возможность открыто выражать свои эмоции и чувства, необходимость нести ответственность за свою жизнь, поступки, слова и мысли

Свобода – закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека

Свобода – способность человека, группы людей или определенной общности действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознавая социально-необходимые объективные ограничения этих действий.

Таким образом, суть понятия «свобода» носит философский характер, поэтому и не имеет точного определения.

Мне кажется, что термин «свобода» можно определить как совокупность возможностей действовать, в соответствии с определенными нормами поведения, закрепленными законодательным актом и обществом, в котором находится человек.

В современном мире людей свобода ограничивается как законодательством, так и моралью. Например, разрешенное законодательством действие не всегда воспринимается обществом положительно, и в большинстве случаев мнение общества ограничивает действия человека.

То есть, у человека, являющегося частью общества, полной свободы существовать не может.

В высказывании Б. Чичерина обозначается два вида свобод: личные и политические.

Личные свободы – неотчуждаемые, естественные права и свободы человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность. Главным правом человека является право на жизнь. Так же личные свободы предусматривают личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни человека, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова и т.д.

Личные свободы принадлежат человеку с рождения и являются неотъемлемыми, большинство из них не подлежат ограничению. В отдельных случаях могут ограничиваться, например, в случае отбывания тюремного заключения. Личные свободы человека также ограничиваются личными свободами других людей.

Политические свободы – одна из групп основных конституционных прав и свобод. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. К политическим свободам относят право на участие в управлении жизнью общества и государства, избирательные права, свобода собраний, право на объединения (свобода союзов), свобода информации, право петиций и т.д.

Все граждане страны имеют одинаковые политические свободы, но активное меньшинство, к примеру, политики, имеют больше возможностей для управления страной, а, следовательно, и реализации своих политических свобод. Политические свободы ограничиваются законодательством, и присущи только гражданам этого государства.

Личные и политические свободы зародились в одно время в Греции

В Греции, являющейся Родиной демократии, впервые придали значимость личности, началось активное развитие личных способностей, шел процесс развития человека. Это явилось причиной начала развития и улучшений условий жизни человека и общества.

Развитие общества привело к определению сначала личных, а затем и политических свобод.

Политические и личные свободы зависят друг от друга, и в современном обществе они не могут существовать обособленно друг от друга.

Например, человек, не имеющий личных свобод, не может даже претендовать на политические.

Если же человек обладает личными свободами и может разумно их использовать, то он будет так же стараться использовать свои политические свободы, для улучшения качества своей жизни и жизни общества в целом.

Таким образом, чем выше уровень развития человека и общества, тем выше уровень развития личных свобод, а, следовательно, и уровень развития свобод политических, ведь развитый человек всегда будет стремиться к улучшению жизни. Из всего вышесказанного следует, что утверждение Чичерина «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» является справедливым.

Анна Шайдурова Свобода. //Жизнь гражданина.- М.,2001. – С.3.

Большой юридический словарь.- М., 2003.- С.257.

Толковый словарь. – М., 2005.-С.148.

Права “первого поколения”, осознание и декларация которых начинается в период Великой Французской революции, являются основными: они призваны обеспечить свободу индивида как члена общества, определяют право участия гражданина в общественно-политической жизни страны.

Реализация личной свободы невозможна без свободы политической. Из курса всемирной истории известно, что провозглашенный Декларацией Независимости США (1776) фундаментальный принцип “права на жизнь, свободу и стремление к счастью” в дальнейшем был подкреплен государственной и политической волей – принятием Конституции Северо-Американских Соединенных Штатов (1787).

Политические права и свободы граждан, закрепленные в нашей стране положениями Конституции РФ: право на мирные собрания, создание профсоюзов и общественных объединений, свобода слова – позволяют сформировать гражданское общество для защиты, в том числе, личных прав и свобод от противоправных посягательств со стороны государственной власти.

Однако, на мой взгляд, не стоит излишне уповать на возможности и ресурсы “парламентаризма”. К сожалению, в современной России у граждан нарастает явное разочарование самой процедурой выборов как инструментом и мерилом демократии.

Из сообщений СМИ хорошо известно, что выборы в Государственную думу VI созыва (2011) вылились протестное движение определенной части общества, критику власти и избирательных технологий (митинги на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова).

Раздражение и безразличие части избирателей к самому электоральному процессу можно объяснить открытым манипулированием мнением и запросами общества, популистскими обещаниями, некорректными предвыборными PR-акциями и “грязными” предвыборными технологиями.

Нужна помощь в написании?

Поэтому каждый россиянин обязан знать свои политические права, закрепленные Конституцией, умело ими пользоваться в повседневной жизни, активной гражданской позицией утверждать и защищать ценности общества, осознанно и ответственно участвовать в выборах в законодательные органы власти всех уровней.

Размышляя о насущном и ежедневном не следует забывать о простой формуле, устанавливающей связь между личными и социально-экономическими правами гражданина, с одной стороны, и парадигмой политической реальности, с другой. “Каждый народ достоин своей участи”. Эту фразу Ш.Л. Монтескье из его книги “О духе законов” предвосхитил еще античный мыслитель Сократ, а перефразировал русский философ И.А. Ильин: “Каждый народ заслуживает – и морально, и политически лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим”.

Эссе на тему “Политическая свобода является высшим развитием свободы личной” обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *