Подзаконные акты виды

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки и виды

В государствах романо-германской правовой семьи и некоторых других правовых семьях кроме законов существует и другая группа нормативных правовых актов, именуемая подзаконными нормативными правовыми актами.

Подзаконный нормативный правовой акт — вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона.

Подзаконный нормативный правовой акт характеризуется следующими признаками:

  • • он основывается на положениях законов и нс должен им противоречить;
  • • имеется упрощенный, по сравнению с законом, порядок его принятия, опубликования и введения в действие;
  • • он быстрее реагирует на потребности интересов общества;
  • • нормы подзаконных нормативных правовых актов имеют, как правило, узкое (видовое) значение, в отличие от норм законов, которые имеют родовое значение.

Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют, во-первых, различную юридическую силу, разную форму, однако все они, являясь подзаконными актами, находятся в иерархической зависимости от закона; во-вторых, помимо иерархической зависимости у всех подзаконных нормативных правовых актов имеется содержательная зависимость от закона, которая выражается в том, что закон регулирует наиболее важные отношения, он осуществляет первичное регулирование, а все менее значимые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами (вторичное регулирование).

Однако сфера регулирования подзаконными нормативными правовыми актами может быть не меньше, а даже больше сферы регулирования законом, они более глубоко проникают в деятельность субъектов права.

Подзаконные нормативные правовые акты дифференцируются на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и т.п.

Основная классификация подзаконных нормативных правовых актов основывается на принадлежности к органам, их издающим. Положение того или иного органа в системе органов государственной власти существенно влияет на юридическую силу подзаконного акта.

В Российской Федерации к подзаконным нормативным правовым актам относятся:

  • • указы Президента РФ;
  • • постановления Правительства РФ;
  • • акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • • акты органов местного самоуправления и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Особое место в системе нормативных правовых актов занимают акты Президента РФ. Издание указов и распоряжений Президентом РФ предусмотрено действующей Конституцией РФ.

Указы — нормативные акты, относящиеся к неопределенному кругу лиц. Распоряжения — как правило, акты индивидуального характера.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Будучи изданными в пределах компетенции Российской Федерации, акты Президента РФ имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ратификации) законодательных и исполнительных органов субъектов РФ.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на нормативные (содержащие нормы общего характера) и индивидуальные акты.

Нормативные указы и распоряжения заключают в себе общие правила, рассчитаны на неопределенный круг лиц и на многократность применения. Например, Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»; Распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 № 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»; Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О климатической доктрине Российской Федерации»; распоряжение президента РФ от 21 октября 2006 г. № 507-рп «О бланках документов к государственным наградам Российской Федерации и государственным наградам СССР» и др.

Индивидуальные указы и распоряжения, имея в своем содержании отдельные, конкретные правила поведения, обращены к конкретному лицу или лицам, издаются по конкретному случаю и рассчитаны на однократность применения. Например, Указ Президента РФ от 10 октября 2015 г. № 505 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № 741 «О награждении орденом Почета Медведева А. И.»; Распоряжение Президента РФ от 24 апреля 2003 г. № 200-рп «О поощрении Гнездилова В. С.» и др.

Важным является вопрос соотношения правовых актов Президента РФ с правовыми актами субъектов РФ. Он решается по аналогии с соотношением федеральных законов и законов субъектов РФ. В случае если правовые акты президента республики в составе Российской Федерации или иного главы субъекта РФ, изданные но предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречат актам Президента РФ, то действуют акты Президента РФ. Если же акт Президента РФ противоречит акту главы субъекта РФ, изданному по предмету ведения субъекта РФ, то действует акт главы субъекта РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу. Будучи подзаконными актами, они не должны противоречить также федеральным конституционным законам. Вопрос о соответствии нормативных указов и распоряжений Президента РФ в случае необходимости решается Конституционным судом РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ. Правительство РФ издает акты, выступающие важным звеном правовой системы Российской Федерации. Решения Правительства РФ, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений на его заседании при наличии кворума и путем голосования.

Постановления — акты, имеющие нормативный характер. Распоряжения — акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство списочного состава членов Правительства РФ, т.е. более половины всех членов Правительства РФ.

Что касается распоряжений, то они, как правило, принимаются по оперативным и другим текущим вопросам. Процедура принятия распоряжения на заседании Правительства РФ аналогична процедуре принятия постановления.

Постановления и распоряжения обычно подписываются Председателем Правительства РФ. Распоряжение может быть подписано первым заместителем Председателя Правительства РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия распоряжений и единолично Председателем Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ всеми субъектами РФ, всей системой органов государственной власти: их должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и др.

Акты Правительства РФ обязательны к исполнению всеми предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности), а также гражданами.

К постановлениям Правительства РФ относятся, например, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2007 № 709 «О координационных совещательных органах, образованных Правительством РФ»; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 38 «Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации».

В качестве примеров распоряжений Правительства РФ можно привести распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»; распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 449-р «О внесении изменений в комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий»; распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы».

Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов:
    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов — акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Комментарий к Статье 90 Конституции РФ

1. В комментируемой статье определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ.

Указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами, они содержат общие правовые предписания, обращены к неопределенному кругу субъектов и рассчитаны на длительное и многократное применение. Указы могут носить также ненормативный (индивидуальный) характер. Указами индивидуального характера оформляются, например, решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти и некоторых других лиц, решения по вопросам помилования, предоставления гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий и др.

Распоряжения Президента носят главным образом ненормативный характер и обычно касаются конкретных лиц либо отношений. Например, распоряжениями Президента регламентируются вопросы работы Администрации Президента.

Такое разграничение между различными актами главы государства установлено распоряжением Президента РФ от 05.02.1993 N 85-рп, которым также утвержден Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Некоторые вопросы подготовки актов Президента, касающиеся, в частности, реализации главой государства права внесения законодательных инициатив, урегулированы также Указом Президента РФ от 10.06.1994 N 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в ред. от 26.11.2001).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента регулируется Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005). Официальное опубликование указов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т. е. тому тексту, который был принят главой государства и подписан им.

Нормативные акты главы государства носят властный характер, служат базой для функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством РФ его постановлений и распоряжений (ч. 1 ст. 115 Конституции). Издание Президентом большого числа нормативных указов принципиального характера по важнейшим вопросам экономики и политики не означает неправомерного вторжения в сферу законодательства, где правомочен лишь парламент. Конституция ограничивает нормотворческую компетенцию Президента лишь в том плане, что он не может издавать указы по вопросам, уже регламентированным законом; он не может издавать указы по вопросам, в отношении которых Конституция содержит прямые указания на то, что они должны быть регламентированы федеральным конституционным или федеральным законом.

В остальном нормотворческая компетенция Президента не ограничена каким-либо закрытым перечнем предметов ведения. Как разъяснил Конституционный Суд, для случаев, когда Конституция не детализирует порядок действий Президента, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ч. 3 ст. 90, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ. Более того, издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, вытекает из его конституционных полномочий по обеспечению исполнения конституционных предписаний и согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80) и не нарушает установленного Конституцией разграничения компетенции между органами государственной власти на федеральном уровне (по горизонтали) при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам и их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих актов законодателем (см. Постановления КС РФ от 30.04.1996 N 11-П, от 30.04.1997 N 7-П *(982)). В распоряжении Президента РФ от 11.11.1994 N 578-рп «О нормативных актах Президента РФ» подчеркнуто, что указы, принятые впредь до издания соответствующего закона, должны признаваться утратившими силу по мере законодательного урегулирования соответствующих вопросов на федеральном уровне или на уровне субъектов Федерации.

Реализация Президентом своей компетенции в «установленном Конституцией Российской Федерации порядке» предполагает также возложение им на Правительство в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции задач во исполнение указов Президента. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в ч. 1 ст. 15 Конституции (см. Постановление КС РФ от 31.07.1995 N 10-П*(983)).

Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, ратификации или одобрении в иной форме субъектами РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом. Кроме того, нормативные указы Президента могут утратить силу также по решению Конституционного Суда, поскольку в соответствии со ст. 125 Конституции указы Президента, имеющие нормативный характер, могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда с целью установления их соответствия Конституции.

2. Существенное значение для обеспечения единства и целостности РФ, ее правовой системы имеет обязательность актов Президента для исполнения на всей территории страны, которая включает не только территорию субъектов Федерации, поименованных в ст. 65 Конституции, но и все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой РФ (например, корабли, авиалайнеры и т.д.).

Поскольку указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ, то по аналогии с решением Конституцией вопросов соотношения федеральных законов и актов субъектов Федерации (ст. 76) следует заключить, что нормативные акты Президента, изданные по предметам ведения РФ (ст. 71) и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), имеют верховенство над законами и иными нормативными правыми актами субъектов Федерации. В случае если нормативный акт Президента противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках реализации его полномочий вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 73, ч. 4 и 6 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Организация контроля за реализацией указов Президента возложена главой государства на свою Администрацию (в частности, на Контрольное управление Президента*(984), а также на полномочных представителей Президента в федеральных округах*(985). Контроль за исполнением указов Президента федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет Правительство.

3. Указы и распоряжения Президента носят подзаконный характер и не должны противоречить не только Конституции, которая имеет высшую юридическую силу (ч. 1 и 2 ст. 15), но и федеральным законам. Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента является Конституционный Суд (ч. 2 ст. 125 Конституции). Указы Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120).

Оценка соответствия указов Президента федеральным законам судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретных дел, в порядке абстрактного нормоконтроля не исключается Конституцией (ч. 2 ст. 120, ст. 125-127). Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки актов для всех правоприменителей. Данная правовая позиция изложена в Постановлениях КС РФ от 16.06.1998 N 19-П и от 11.04.2000 N 6-П *(986).

56. Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконный акт — это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы.

Признаки подзаконного акта:

— закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;

— зависимость подзаконных нормативных правовых актов от законов;

— в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;

— им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;

— нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;

— подзаконным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):

а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:

— акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);

— акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);

— акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);

— акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).

б) региональные акты — акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

в) местные акты — акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);

г) локальные акты — акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).

57. Действие права

Существуют пределы действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. В некоторых работах отмечается также определение пределов действия по предмету.

1) Действие норм права во времени.

Характеризуется двумя моментами: вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой юридической силы. Вступление в силу связано с решением о принятии нормативно-правового акта. Но этот способ, применяемый к подзаконным нормативно-правовым актам, не может использоваться широко, так как в большинстве случаев вступление в силу отдалено от принятия и связано с моментом его опубликования. В самом нормативно-правовом акте может предусматриваться дата его вступления в силу. Если не указано иное, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, указы Президента и распоряжения Правительства – по истечению 7 дней. В отношении некоторых нормативно-правовых актов нужно различать вступление его в силу и введение его в действие. Вступление акта в силу – это официально зарегистрированное волеизъявление на установление (или модификацию) юридических норм, предусмотренных данным актом, введение в действие — начало возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, предусмотренных данным актом.

Нормативно-правовой акт может вступать в силу с момента подписания, с момента принятия, с момента опубликования, с возникновением определённых обстоятельств (чрезвычайное происшествие, война и др.), с даты регистрации.

Утрата юридической силы: истечение срока действия, если акт был принят на определённый срок; прямая отмена нормативно-правового акта с указанием об этом во вновь принятом нормативно-правовом акте (хороший стиль законотворчества); фактическая отмена нормативно-правового акта, когда применяется новый акт, а старый применяется в непротиворечащей части или не применяется вовсе.

2) Действие норм права в пространстве.

Связано с идеей о государственном суверенитете. Согласно этому принципу законы и другие нормативные правовые акты действуют на территории государства безраздельно и исключительно. Государственная территория – пространство, на которое распространяется политическое и правовое верховенство государства: сухопутная территория и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство (столб высотой до 110 км), недра, посольства, космические и морские корабли, авиация. Кроме того, есть нормы, действующие на определённых территориях государства (при чрезвычайном положении в части государства; нормы субъектов федерации, муниципальных образований, локальные нормы права).

3) Действие по кругу лиц означает, что нормативно-правовые акты распространяются на всех, кто признан субъектом права на данной территории. Различают общих и специальных (например, военные) субъектов. Национальные нормативно-правовые акты страны пребывания не распространяются на лиц с дипломатическим иммунитетом.

4) Действие по предмету определяется тем, на какой предмет – круг общественных отношений – распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным. Общие законы – такие нормативно-правовые акты, которые содержат наиболее общие нормы, имеющие в основном межотраслевое значение и близкие к правовым принципам (конституции и т.п.).

Подзаконный правовой акт

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России. Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.

Нормативный Правовой Акт занимает особое место в системе правовых актов, поэтому его следует отличать от актов применения и актов толкования правовых норм. Все нормативные правовые акты функционируют как единая система, характеризующаяся согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам.

Классификация

В зависимости от органов, принявших подзаконный нормативный акт: общие, ведомственные, местные, локальные.

По сфере действия:

  • общие (действуют на территории всего государства)
  • местные (действуют в отдельной местности)
  • ведомственные (действуют внутри ведомств)
  • локальные (внутриорганизационные)
  • индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):

  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, администраций;
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
  • решения представительных органов местного самоуправления.

Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.

> Примечания

  1. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права : Учебник. СПб., 2005. С. 308.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *