Партийные системы

18. Эксклюзивные однопартийные системы в современном мире

В том же 1965 году партия организовала свой Центральный Комитет в завершение процесса объединения всех революционеров. В 1975 году прошёл I Съезд КПК, последующие проходили в 1980, 1986, 1991, 1997 и 2011 годах.

На протяжении последних 40 лет КПК демонстрирует высокий уровень единства, первый и последний в её истории внутрипартийный диспут, т. н. дело о микрофракции, имел место в 1968 году.

Коммунистическая партия Вьетнама — правящая и единственная легальная партия Вьетнама, стоящая на коммунистической марксистско-ленинской идеологии и поддерживаемая Вьетнамским Отечественным фронтом, в состав которого она входит. Во вьетнамском обществе также известна как «вьетн. Đảng» (Партия) или «вьетн. Đảng ta» (наша Партия).

КПВ была основана Хо Ши Мином и другими эмигрантами в Китае на конференции в Гонконге в феврале 1930 года под названием Вьетнамская коммунистическая партия (вьетн. Việt Nam Đảng Cộng Sản) Партия возникла в результате объединения Индокитайской коммунистической партии (вьетн. Đông Dương Đảng Cộng Sản) и Коммунистической партии Аннама (вьетн. An Nam Đảng Cộng Sản), а также некоторых членов Индокитайской коммунистической лиги (вьетн. Đông Dương Cộng Sản Liên Đoàn).

19. Инклюзивные однопартийные системы в современном мире Инклюзивные правящие партии

В доиндустриальных странах, особенно там, где имеются замет­ные этнические или племенные расхождения, более эффективными представляются инклюзивные авторитарные системы. Такие системы признают автономию социальных, культурных и экономических групп и пытаются не контролировать или переделывать их, а, скорее, ин­корпорировать либо вести с ними переговоры. В наиболее успешных африканских однопартийных системах, например в Кении и Танза­нии, в рамкам децентрализованных партийных организаций допуска­лось объединение вокруг персоналистских, фракционных и строящихся по этническому признаку группировок. По сравнению с другими ана­логичными режимами коммунистический режим в Югославии имел более децентрализованную и корпоративистскую форму, что отража­лось и в вопросах политического курса, и в признании тесных связей партии с ее сторонниками из числа крестьян . Пришедший ему на смену режим в Белграде, как показали последовавшие трагические события, не сумел сохранить эту формулу сотрудничества.

Инклюзивные партийные системы иногда называют авторитар­ным корпоративизмом. Подобно демократическим корпоративистским системам (см. главу 4), некоторые из этих систем поощряют создание крупных организованных групп интересов, которые могут вести торг между собой и с государством. Однако, в отличие от демократических корпоративистских систем, авторитарные системы такого рода не обес­печивают политическими ресурсами непосредственно граждан. Неза­висимый протест и политическая активность вне официальных кана­лов запрещаются. Выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе — либо в рамках партии, либо со стороны связанных с нею групп.

Легитимная агрегация интересов, разрешенная в инклюзивных ав­торитарных системах, может быть весьма значительной и принимать различные формы. Партия обычно старается собрать под своим крылом разнообразные социальные группы и вести переговоры с находящими­ся вне ее социальными группами и институтами. Некоторые из таких инклюзивных партий пытаются осуществить далеко идущие программы социальных изменений. Другие являются по преимуществу ареной агре­гации различных социальных и институциональных интересов. Отдель­ные, образованные инклюзивными партиями правительства даже раз­решают другим партиям выставлять своих кандидатов на выборах, пока те не имеют реальных шансов на победу. Типичная инклюзивная правя­щая партия — Институционно-революционная партия Мексики.

Относительная стабильность некоторых инклюзивных авторитар­ных партийных систем не должна затмевать тот факт, что им часто не удается создать устойчивые структуры управления. Во многих странах инклюзивные партии сосуществуют в рамках шатких и непрочных коалиций с вооруженными силами и гражданской бюрократией. В не­которых случаях партия становится относительно малозначимым при­крытием для военного режима или личной тирании . И лишь крайне редко таким партиям удается решать стоящие перед их нацией эко­номические или этнические проблемы.

20. Системы партии гигемоны Системы партии-гегемона являются фактически однопартийными, хотя создание в них других партий не запрещено законом. Данная система была характерна для стран т. н. «социалистического лагеря» — ГДР, Болгарии и др. Формальное наличие в них партий-сателлитов фактически не ограничивало власти коммунистических партий.

При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественно-политического плюрализма, оппозиционные партии и движения. Инициатива допускается только в пределах созданных «сверху» и «патронируемых» партией общественных организаций. При авторитаризме имеет место ограниченный плюрализм. Правящая власть в определенных пределах допускает инакомыслие и подконтрольную оппозицию.

При тоталитаризме ядром политической системы выступает партия-гегемон, которая монополизировала государственную власть, при авторитаризме — само государство (в некоторых случаях правящая элита создает под себя «партию власти»).

21. Система доминирующих партий Система с доминирующей партией — партийная система, в которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство в парламенте и формируя правительство собственными силами или (в ряде случаев) в составе правящей коалиции.

Хотя оппозиционные партии и разрешены законодательством, они являются слишком слабыми или неэффективными для удержания власти. В отличие от однопартийных систем, часто бывающих авторитарными, системы с доминирующей партией могут возникнуть и внутри демократической системы. Системы с доминирующей партией часто подвергаются критике, так как коррупция и нечувствительность к общественным требованиям заметно возрастают в условиях отсутствия деятельной оппозиции.

Системы с доминирующей партией (СДП) отличаются от однопартийных систем. СДП может существовать только в государстве, в котором другие политические партии могут существовать, но никогда не получают достаточно голосов на выборах для того, чтобы получить шанс на победу. Однако, во многих СДП оппозиционные партии в той или иной степени являются объектом официального давления или преследования и чаще всего имеют дело с правилами и выборными системами, спроектированными для помещения их в заведомо невыигрышные условия, а также и с подтасовками выборов.

Политические системы ряда нынешних и бывших социалистических стран КНР, СРВ, КНДР, ГДР, ЧССР, ПНР, НРБ, формально могут быть отнесены к системам с доминирующей партией, так как в них наряду с правящей коммунистической партией разрешены (были разрешены) и некоторые другие. Однако в этих странах выборы не являются (не являлись) свободными, демократическими и конкурентными, и некоммунистические партии вынуждены (вынуждены были) признавать ведущую роль компартий, так что по существу система близка (была близка) к однопартийной.

СДП зачастую являлись и являются характерным признаком недемократических политических режимов (вплоть до полуавторитарных), однако известны примеры существования СДП при имитационной демократии и даже демократии. Так, примером СДП и имитационной демократии может служить послевоенная Япония, где в течение почти 40 лет при формально демократическом устройстве государства, формально конкурентных выборах и многопартийной системе на выборах всегда побеждала Либерально-демократическая партия Японии, а граждане практически не имели возможности влиять на бюрократизированную и оторванную от них власть. В то же время многодесятилетние примеры демократичной СДП являли Швеция, Италия.

К 2007 г. режим СДП и «суверенной демократии» сложился в постсоветской России. На выборах 2003 года партия «Единая Россия» получила относительное большинство голосов и для получения абсолютного большинства в парламенте приняла в состав своей фракции депутатов, прошедших по одномандатным округам, и перебежчиков из других фракций, но для реализации конституционных решений ей требовалась некоторая поддержка иных партий. После выборов 2007 года, в ходе которых был принят ряд изменений в избирательном праве, увеличивших выборный результат лидирующих партий, а политический курс «Единой России» был возглавлен президентом В.В.Путиным, она стала располагать квалифицированным большинством, достаточным для единоличного принятия любых решений без учёта мнения оппозиции, и, формально не формируя правительство, стала руководящей и направляющей силой российского общества подобно КПСС в СССР.

Однопартийная система

  • Турция: (Республиканская народная партия) 1923—1946. В 1950 году однопартийная система мирным путём окончательно трансформирована в многопартийную.
  • НДР Йемен: (Йеменская социалистическая партия, после объединения в 1990 году Северного и Южного Йемена перешла в оппозицию) 1978—1990
  • Юго-Восточная Азия
    • Бирма, или Мьянма: (Партия бирманской социалистической программы) 1964—1988. Распущена в результате военного переворота 1988 года, в 1989 страна переименована в Мьянму.
    • Кампучия: Коммунистическая партия Кампучии 1975—1979 (ультра-левый режим «красных кхмеров»). После свержения Пол Пота вьетнамскими войсками сформирована, частично из бывших красных кхмеров, Народно-революционная партия Кампучии. В период 1979—1991 года являлась единственной легальной партией в стране. В настоящее время является правящей под названием Народная партия Камбоджи в условиях многопартийности.
    • Китайская Республика: (Гоминьдан) 1928—1987. Китайская Национальная Народная партия («Гоминьдан») организована лидером анти-монархической Синхайской революции 1912 года Сунь Ятсеном. В 1925—1927 годах Гоминьдан становится орудием в руках лидера одной из соперничавших военных группировок генерала Чан Кайши, к 1928 году объединившего под своей властью практически весь Китай, фактически распавшийся после революции. Под влиянием СССР Чан Кайши вводит с 1928 года централизованную однопартийную систему. После окончательной победы коммунистов в 1949 году сторонники Гоминьдана бежали на Тайвань, где долгое время сохранялся диктаторский режим Чан Кайши. В 1986—1987 годах тайваньский режим мирно трансформирован в многопартийный. Остатки гоминьдановцев на материке образовали Революционный комитет Гоминьдана, который является в современной КНР легальной партией и входит в возглавляемый коммунистами Патриотический единый фронт китайского народа.
  • Социалистические режимы. В ряде стран политическая система не являлась строго однопартийной и может быть отнесена также к системе с доминирующей партией. Допускалось существование нескольких партий, объединённых, однако, в народный фронт при доминировании одной, правящей, партии.
    • Албания: (Албанская партия труда) 1944—1991
    • Афганистан: (Народно-демократическая партия Афганистана) 1978—1992. В партии имел место раскол, сопровождавшийся острой борьбой между фракциями «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя»).
    • Болгария: (Болгарская коммунистическая партия) 1946—1990
    • ГДР: (Социалистическая единая партия Германии, возглавляла Национальный фронт ГДР) 1949—1989
    • Гренада: Движение Совместные усилия в области социального обеспечения, образования и освобождения (New JEWEL Movement) 1979—1983. Свергнуто войсками США в результате вторжения на Гренаду в 1983 году.
    • Венгрия: Венгерская партия трудящихся 1948—1956. В результате Восстания 1956 года распущена, вместо неё сформирована просоветская Венгерская социалистическая рабочая партия (1956—1989).
    • МНР: (Монгольская народная партия, также носила название Монгольская народно-революционная партия) 1921—1990
    • ПНР: Польская объединённая рабочая партия 1948—1989, после событий 1982 года (см. Военное положение в Польше (1981—1983)) возглавила Патриотический фронт национального возрождения (en:Patriotic Movement for National Rebirth).
    • СР Румыния: (Румынская коммунистическая партия) 1947—1989
    • СССР: Коммунистическая партия Советского Союза 1922—1990. Носила также названия Российская Социал-демократическая Рабочая партия (большевиков), Российская коммунистическая партия (большевиков), Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). В марте 1990 года III Съезд народных депутатов СССР внёс в конституцию поправки, отменившие однопартийную систему.
    • Чехословакия: (Коммунистическая партия Чехословакии, возглавляла Национальный фронт Чехословакии) 1948—1989
    • Югославия: (Союз коммунистов Югославии, до 1952 года — Коммунистическая партия Югославии) 1945—1990
  • Фашистские и нацистские режимы
    • Независимое государство Хорватия: (Усташи) 1941—1945
    • Федеральное государство Австрия: (Bundesstaat Österreich): Отечественный фронт 1934—1938
    • Доминиканская Республика: Доминиканская партия (en:Dominican Party) 1930—1961, распущена после убийства в 1961 году диктатора Рафаэля Трухильо
    • Германия: (НСДАП) 1933—1945
    • : Королевство Венгрия (Скрещённые стрелы) 1944—1945
    • : Королевство Италия (Национальная фашистская партия) 1926—1943, Итальянская социальная республика (Республиканская фашистская партия) 1943—1945
    • Японская империя: (Ассоциация помощи трону) 1940—1945
    • Маньчжоу-го: (прояпонская партия Общество Согласия, построенная по образцу Ассоциации помощи трону) 1932—1945. Особенностью политической системы Маньчжоу-Го было то, что Общество Согласия сосуществовало с рядом партий различных национальных меньшинств, включая русских белоэмигрантов (см. также Российская фашистская партия, Союз Фашистских Крошек)
    • Норвегия: (коллаборационистский режим Национального единения) 1942—1945
    • Парагвай: (Национальная республиканская ассоциация — Партия Колорадо, en:Colorado Party (Paraguay)) 1947—1962. Партия являлась одной из основных опор диктатора Альфредо Стресснера. В 1962 году в стране введена многопартийность при сохранении запрета на деятельность коммунистов.
    • Филиппины: en:KALIBAPI (Организация на службе новых Филиппин), прояпонская партия, созданная по образцу Ассоциации помощи трону 1943—1945
    • Португалия: (Национальный союз, с 1970 года — Народное национальное действие) 1933—1974
    • Королевство Румыния: Фронт национального возрождения (en:National Renaissance Front) 1938—1940, Железная Гвардия 1940—1941
    • Сан-Марино: (Фашистская партия Сан-Марино, en:Sammarinese Fascist Party) 1923—1944
    • Словацкая республика: (Глинкова словацкая народная партия) 1939—1945
    • Испания: «Испанский патриотический союз» генерала Мигеля Примо де Ривера (en:Spanish Patriotic Union) 1923—1930, Испанская фаланга (позднее «Национальное движение») каудильо Франко (en:Movimiento Nacional) 1939—1975
    • Афганистан: (Национальная Демократическая Партия Афганистана) 1973—1978
    • Бельгия: (Рексистская партия) 1940—1944
    • Гаити: (Национальная Объединёная Партия) 1957—1986
  • > См. также

    • Формы правления, политические режимы и системы

    Основные типы партийных систем

    В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

    Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу государства, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становится многофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды — сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическую деятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, а государственным деятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило, оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и к кризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Как пример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуют в КНДР и на Кубе.

    Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах «старшего брата» и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.

    В системе с доминирующей партией действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.

    Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном Собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партии США сменяют друг друга в управлении. Это отнюдь не означает, что в стране нет других политических партий. Нет. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной кампании. (За всю историю существования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны, но не смогли набрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что в ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи партии в США становились влиятельной политической силой.

    Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно привести Бельгию.

    Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, то есть партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.

    Другой признак поляризованного плюрализма — наличие двусторонней оппозиции, которая характеризуется тем, что «располагается» по обе стороны от правительства — слева и справа. Эти две оппозиции взаимно исключают одна другую и, более того, находятся в состоянии перманентного конфликта. Третий признак такой многопартийности состоит в том, что система поляризованного плюрализма характеризуется центральным положением одной или группы партий. Неотъемлемыми признаками поляризованного плюрализма являются также преобладание центробежных тенденций над центростремительными, а как следствие — ослабление центра. Еще один признак — наличие безответственных оппозиций. При поляризованном плюрализме доступ к формированию правительства ограничен. Он возможен для партий центра, включая партии левого или правого центра. Крайние же партии, то есть партии, выступающие против существующей системы, исключаются из участия в правительстве. Наконец, поляризованному плюрализму присуще стремление политических партий превзойти друг друга в раздаче «направо и налево» обещаний без особой ответственности за их выполнение.

    Следующая разновидность многопартийности — атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько партий действует в стране (Малайзия, Боливия).

    Формирование политической системы России происходило специфическим образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX — начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по численности её членов партией Российской Федерации.

    Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии. Первый (1905 — 1917) — характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917 — 1990) — была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов- революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

    Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989—1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность.

    Отличительной особенностью российской многопартийной системы стало ее формирование в русле противоречивых, во многом деструктивных изменений в системе социальных отношений и в государственном устройстве России. В этом плане многопартийность в России не создавалась целенаправленно, а складывалась спонтанно как результат деятельности социально активного элемента из представителей различных социальных, национальных и профессиональных групп.

    Как правило, при классификации партийных систем, во внимание принимается комплексный критерий, в который включают: 1. Число партий; 2. Наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3. Уровень соревновательности между партиями.

    В политической науке под влиянием работ французского политолога Р. Арона утвердилось мнение о том, что характер политической системы и политического режима определяется в первую очередь типом партийной системы. В этом случае для противопоставления демократии и тоталитаризма (авторитаризма) «в качестве критерия» применяются «различия между многопартийностью и однопартийностью». Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М.: Текст, 1993. — С.62.

    Поэтому политические преобразования в России 90-х годов прошлого века направлены были в первую очередь на ликвидацию монополии КПСС на власть в обществе и на утверждение партийной системы европейского типа, т.е. многопартийной политической системы.

    Во многих публикациях последних 17-ти лет и в общественном сознании российских граждан сложилось твердое убеждение, что на смену однопартийной системе пришла близкая к европейской классической модели многопартийная система. Однако критически мыслящие политологи уже с середины 90-х годов стали замечать, что реальные политические процессы в России существенно отличаются как от традиционных, так и от современных европейских.

    Санкт-Петербургский же политолог В.Я. Гельман обратил внимание на более глубокие причины «странностей» партийной системы в России. Он отказался от употребления термина «многопартийность» относительно России и использовал лишь нейтральное понятие «партийная система». Но самое серьезное его рассуждение заключалось в том, что сама Конституция РФ 1993 года не позволяет создать ни многопартийную, ни двухпартийную систему в России.

    В.Я.Гельман обратил внимание на то, что ныне действующая Конституция так существенно «ограничивает полномочия парламента над правительством», что утверждает «почти безраздельное господство президента над правительством». «Применительно к развитию партийной системы в России подобное состояние дает целый ряд негативных эффектов».

    Во-первых, в России невозможно партийное правительство, так как согласно Конституции правительство формируется не победившей на выборах партией, а беспартийным президентом. Позиция правительства определяется не партийной программой, а администрацией президента. Перед представителями партии (равно как и партийной коалиции) неизбежно возникнет дилемма: либо выйти из правительства, когда правительственный (и президентский) курс не будет соответствовать партийной программе, либо отказаться от партийной идентичности и полностью следовать «генеральной линии» президентской команды.

    Во-вторых, в России невозможна правящая партия в полном смысле этого слова, так как ни доминирующая партия, ни партийная коалиция согласно Конституции не полномочны определять состав и политику правительства. В современной России отсутствует также потребность в создании партийных коалиций, так как любая коалиция, даже обладающая 100% мандатов в парламенте не сможет существенно влиять на позицию беспартийных правительства и президента.

    В-третьих, отмечает В.Я. Гельман, в России малоэффективна деятельность оппозиции. Занимать конструктивную оппозицию не в состоянии ни одна из партий, ни любая партийная коалиция, ибо отсутствует реальный механизм проведения конструктивной оппозиции. Даже «оппозиционное президенту парламентское большинство оказывается перед выбором между стратегией радикального противостояния всем инициативам исполнительной власти без малейшей надежды на успех… и стратегией «врастания во власть», чреватой потерей идентичности и утратой электоральной базы».

    Любая партийная система в России малоэффективна потому, что Конституция ставит не политическую партию, не правительство, а президента в привилегированное положение. При неудаче президент легко выйдет из положения, отправив правительство или какого-либо министра в отставку.

    В.Я. Гельман разделяет точку зрения А. Рябова о том, что российскому президенту выгодно находиться вне какой-либо политической партии и быть свободным от партийного контроля. «Для президента подобная зависимость объективно не выгодна, и потому попытки создания «партии власти» (ДВР, НДР и др.) регулярно проваливаются». «Партия власти» в России с точки зрения теории не партия, а «квазипартия», «суперпартия». Она отличается от правящих партий других стран. «Российская «партия власти» не будучи политически и организационно оформленной, может включать в себя представителей самых разных партий и движений».

    Однако незначительный успех КПРФ на выборах надо рассматривать не как парадокс, а как закономерность. Наступила новая эпоха телекоммуникационных технологий. В наше время человек получает основную информацию не на собрании, не через общение с другими людьми, не через сопричастность к какой-либо организации, а индивидуально на дому через СМИ. Телевидение делает ненужным организацию, оставляет не у дел партийных активистов.

    «Телевидение нанесло партиям сильный удар». Именно поэтому оно оказалось наиболее губительным для массовой политической партии, т.е. для КПРФ.

    Сегодня имидж кандидата стал более важным, чем партийная программа и практическая политика. При этом возросла и роль специалистов, формирующих этот имидж, и роль СМИ, возрастает и значение методов манипулирования общественным мнением.

    В скором будущем, предсказывала С.Н. Пшизова, лидер будет оставаться один на один с избирателем, посредниками будут не «организации единомышленников», а имиджмейкеры. Жизнь показала правомерность такого прогноза: нынешние политические лидеры В.В. Путин и Д.А. Медведев не нуждаются в партии для общения с избирателями, с народом.

    Итоги последних выборов 2003 и 2007 годов более отчетливо высветили направление эволюции как политического режима, так и партийной системы.

    По мнению О.В. Гаман-Голутвиной исполнительная власть получила практически полный контроль над парламентом. Главным инструментом достижения электорального успеха стал административный ресурс. Произошло становление фактически однопартийной системы. Получилось почти по В.С. Черномырдину: «Сколько партий в России ни создавай, все равно получается КПСС». В нынешней политической системе страны место КПСС заняла «Единая Россия».

    Но наше время характеризуется тем, что традиционные партийные системы всех стран существенно трансформируются. Возникают новые «постмодернистские» партии. Это всеохватные, картельные партии, действующие по принципу «хватай всех подряд». Но для России характерна не только эта, но и другая роковая особенность, проявляющаяся в том, что ее партийная система тяготеет не к плюралистической, а к моноцентричной модели.

    Особенностью России является еще и то, что власть одной партии (КПСС) перешла не к другой и не ко многим партиям, а осуществила другую трансформацию. Власть КПСС была демонтирована в конце 80-х — начале 90-х гг. с использованием института государства, а в 90-е годы появились еще и новые игроки — политико-финансовые (олигархические) кланы. Государство и эти кланы, вступив в конкурентную борьбу за власть, обзавелись и собственными политическими партиями.

    «Единая Россия» лишь с натяжкой может быть названа политической партией, т.к. до сих пор не определилась ни с идеологической идентификацией, ни с партийной программой. Она опирается не на избирателя, а на государственный ресурс, но став «партией власти» отражает интересы не государства, а той группировки, которая в данный момент находится у власти. Именно смена у власти различных конкурирующих кланов предопределила перетекание партийных функционеров «партии власти» из ДВР в НДР, потом в «Единство» и, наконец, в «Единую Россию». Все эти партии, по мнению, О.В. Гаман-Голутвиной являются картельными.

    Характеризуя партийную систему, Гаман-Голутвина отмечает, что из возможных альтернативных вариантов: «многопартийность» и «двухпартийность» Россия избрала «полуторапартийную систему» при доминировании «партии власти». Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: Картель «хватай — всех» // Полис, 2008, №1. — С.25.

    Если В.Я. Гельман учел определяющее влияние Конституции РФ на становление партийной системы, а С.Н. Пшизова отметила значимость новых телекоммуникационных технологий, то И.И. Глебова в своей работе «Партия власти» подчеркнула особый характер российской власти. Если в странах Запада становление «партии власти» является партийным феноменом, т.е. вытекает из развития самих партий, то в России «природа этого феномена — не партийная, а властная», связанная «со спецификой самой Русской власти». Глебова И.И. Партия власти // Полис, 2004, №2. — С.85.

    «Единая Россия» отличается как от правящих партий Запада, так и от КПСС. Европейские правящие партии — это плод гражданского общества, который накопив силы завоевал власть и удерживает ее. Российская «партия власти» — это часть самой власти, это «лишь исполнитель властного заказа, она выполняет не функцию артикуляции интересов электората, а функцию представительства власти».

    «Единая Россия» не партия в строгом смысле этого слова, у нее нет партийной программы, нет своей идеологии и нет доверия в обществе. Но она в этом и не нуждается: программу ей формирует власть, для нее достаточно, чтобы власть внятно подавала свою идеологию. «Единой России» даже не надо стремиться к завоеванию власти, ее главной публичной ролью является забота об имидже власти. Ведь чем сильнее и привлекательнее сама власть, тем вероятнее победа ее «партии». Необходимо отметить также, что особенностью современной российской власти является объединение двух конкурирующих элитных групп: «корпоративного капитала» («олигархов») и «институтов власти» (чиновников). «Партия власти» объединила эти конкурирующие группы политической элиты и тем сняла остроту противоречия между Властью и Собственностью. Таким образом построение в России многопартийной модели выявило устойчивое воспроизводство «партии власти». В настоящее время «Единая Россия» располагает в Думе квалифицированным большинством и патронирует все 29 парламентских комитетов. Законодательная власть из оппонента исполнительной власти превратилась в преданного её сторонника. В общественном мнении «верховная власть персонифицирована в фигуре главы государства». Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис, 2009, №3. — С.71.

    Типы партийных систем

    Типология и классификация партий. Партийные системы

    Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Политическая партия как наиболее последовательный выразитель устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

    Так как политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, в процессе исторического развития сформировались различные виды партий.

    Классификация политических партий:

    1) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

    2) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

    3) по методам выполнения программы: революционные (направленные на радикальное качественное преобразование общества) и реформаторские (стремящиеся улучшить качество общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

    4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

    5) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

    6) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (которые в силу своего юридического статуса могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

    7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами – демократические и антидемократические;

    8) по характеру членства: кадровые (характеризуются немногочисленностью, свободным членством, организационной нестабильностью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, укрепить связи, упрочить структуру);

    9) по организационной структуре: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (действующие на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.;

    10) по интересам отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции).

    Данная классификация условна, так как одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям. Кроме того, в силу масштабности современных политических процессов, динамики их развития данная классификация может развиваться и далее.

    Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.

    В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

    Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.

    Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

    Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

    Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

    Типы партийных систем:

    1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

    – демократические — широкие гражданские права и свободы человека;

    – авторитарные — непререкаемое подчинение власти;

    – тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

    2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

    – однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

    – двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

    – многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

    – «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

    3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

    4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

    5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

    Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:

    – восприимчивость к запросам и нуждам общества;

    – способность трансформировать их во властные решения;

    – возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

    Двухпартийная система

    Многопартийная система

    Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.

    Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

    Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть

    Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

    По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий – на насильственные и ненасильственные.

    Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Но хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер.

    К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

    1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

    2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

    3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

    4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

    Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

    — непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

    — поддержка, в том числе финансовая, на выборах близких политических партий и их кандидатов;

    — участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

    — участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;

    — организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

    — забастовки, митинги, демонстрации и др.

    Особенностью новых социальных движений стал поиск новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов социального протеста. Широкое распространение получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития.

    37. Сущность и значение политических конфликтов

    • •Белорусская академия
    • •Раздел I. Политология как наука и учебная дисциплина
    • •Глава 1. Сущность и предмет политической науки
    • •§1. Возникновение политической науки
    • •Зарождение политической науки
    • •Политология как самостоятельная дисциплина
    • •Политология в ссср и снг
    • •§2. Объект и предмет политологии
    • •Понятие и сущность политики
    • •Политика как наука и искусство
    • •Предмет политологии
    • •Структура политологии
    • •Закономерности и категории политологии
    • •§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
    • •Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
    • •Функции политологии
    • •Глава 2. Методологические основы политической науки
    • •§1. Методы политологии
    • •§2. Исследовательские подходы в политологии
    • •Бихевиоральный подход
    • •Системный и структурно-функциональный подходы
    • •Системный подход
    • •Марксизм как методология анализа политики
    • •Основные этапы развития марксизма
    • •Критика марксизма к. Поппером
    • •Психологический подход
    • •Глава 3. Политическая система общества
    • •§1. Категория «политическая система» в политологии
    • •Подходы к пониманию политической системы
    • •Компоненты политической системы
    • •Модель политической системы
    • •§2. Функции политической системы
    • •Общая характеристика функций политической системы
    • •Функции политической системы на «входе»
    • •Функции политической системы на «выходе»
    • •Политическая система и государственная политика
    • •Глава 4. Политические режимы
    • •§1. Понятие и типология политических режимов Понятие политического режима
    • •Факторы дифференциации политических режимов
    • •§2. Классификация политических режимов
    • •Тоталитарный режим
    • •Авторитарный режим
    • •Демократический режим
    • •Раздел II. Политические институты
    • •Глава 5. Политическая власть
    • •§1. Основные характеристики власти
    • •Определения власти
    • •Соотношение политики и власти
    • •Субъект и объект власти
    • •Функции власти
    • •Концепции власти
    • •Разделение власти
    • •Ресурсы власти
    • •§2. Политическое господство и политическая легитимность Понятие политического господства
    • •Легитимность власти
    • •Традиционная легитимность
    • •Харизматическая легитимность
    • •Легальная или рационально-правовая легитимность
    • •Средства легитимации власти
    • •Глава 6. Государство
    • •§1. Генезис, сущность и функции государства
    • •Причины возникновения государства
    • •Сущность государства
    • •Признаки государства
    • •Функции государства
    • •Государственный механизм
    • •§2. Типы и формы государства Исторические типы государств
    • •Форма государства
    • •Монархия
    • •Президентская республика
    • •Парламентская республика
    • •Форма государственного устройства. Унитарное государство
    • •Федерация и конфедерация
    • •§3. Правовое государство и гражданское общество Понятие правового государства
    • •Отличительные признаки правового государства
    • •Социальное государство
    • •Гражданское общество
    • •Глава 7. Законодательная власть
    • •§1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
    • •Понятие парламента
    • •Основные функции парламента
    • •Где впервые появился парламент
    • •Конституционное закрепление места и роли парламентов
    • •Классификация зарубежных парламентов
    • •Порядок формирования парламента
    • •§2. Структура парламента
    • •Первоначальная модель парламента
    • •Достоинства второй палаты
    • •Недостатки второй палаты
    • •Парламентские комиссии
    • •Комиссии или комитеты
    • •Партийные фракции
    • •Руководство фракций
    • •Иные органы парламента
    • •Компетенция парламента
    • •Издание законов
    • •Финансовые права и полномочия парламентов
    • •Налоговые полномочия
    • •Полномочия в области внешней политики
    • •Полномочия в сфере формирования государственных органов
    • •Формирование судебной власти
    • •Парламентский контроль
    • •Понятие сессии
    • •Право созыва сессии
    • •Законодательный процесс и его стадии
    • •Законодательная инициатива
    • •Субъекты законодательной инициативы
    • •Обсуждение законопроекта
    • •Принятие закона
    • •Промульгация
    • •Глава 8. Исполнительная власть
    • •§1. Исполнительная власть. Правительство Понятие правительства
    • •Правительственная власть
    • •Как называется правительство
    • •Администрация
    • •§2. Виды правительств
    • •Правительства партийные и беспартийные
    • •Правительство чиновников
    • •Правительства большинства и меньшинства
    • •§3. Порядок образования (формирования) правительства Два способа формирования
    • •Форматор и информатор
    • •Вотум доверия
    • •Вотум недоверия
    • •Смешанная форма
    • •Президентский вариант
    • •Специальные требования
    • •§4. Состав и структура правительства Кто входит в правительство
    • •Глава правительства
    • •Реальная и фактическая роль главы правительства
    • •Полномочия главы правительства
    • •Министр без портфеля
    • •Традиции названий
    • •§5. Порядок деятельности правительства
    • •Порядок заседаний
    • •Кто принимает решения
    • •Внутренние органы правительства
    • •§6. Полномочия (компетенция) правительства
    • •Важнейшие полномочия правительства
    • •Полномочия в законодательной сфере
    • •Другие полномочия правительства
    • •§7. Исполнительная власть. Глава государства
    • •Варианты реализации должности главы государства
    • •Три модели республики
    • •Права формальные и фактические
    • •§8. Полномочия главы государства
    • •Представительские функции
    • •Главный дипломат
    • •Сфера государственного управления
    • •Военная сфера
    • •Сфера личного статуса
    • •Сфера государственной безопасности
    • •Чрезвычайные полномочия
    • •Экономическая сфера
    • •Другие полномочия
    • •Импичмент
    • •Глава 9. Судебная власть
    • •§1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
    • •Место и роль суда
    • •Основные функции суда
    • •В чем сила судебной власти?
    • •Принципы судоустройства и судопроизводства
    • •Полномочия суда
    • •Классификация судов
    • •§2. Судебные вертикали
    • •Кассация
    • •Апелляция
    • •Суды в федеративных государствах
    • •§3. Система общих судов
    • •Классификация общих судов
    • •Участие граждан в деятельности судов
    • •§4. Специальные суды
    • •Административные суды
    • •Суды по трудовым спорам
    • •Финансовые суды
    • •Суды по делам социального обеспечения
    • •Патентные суды
    • •Военные суды
    • •Дисциплинарные суды
    • •Таможенные суды
    • •§5. Негосударственные суды
    • •Третейские суды
    • •Религиозные суды
    • •Мировые суды
    • •Судебные процедуры
    • •Глава 10. Местная власть
    • •§1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
    • •Главные признаки самоуправления
    • •Муниципалитет
    • •Европейская хартия о местном самоуправлении
    • •§2. Основные черты административно-территориального деления
    • •Понятие административно-территориального деления
    • •Варианты местных органов
    • •§3. Структура и формы органов местного самоуправления
    • •Исполнительные органы
    • •Главные проблемы местных органов
    • •§4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
    • •Виды компетенции
    • •Методы деятельности
    • •Полномочия местных органов
    • •Источники доходов
    • •§5. Отношения местных органов с центральной властью
    • •Надзор за местными органами
    • •Судебный надзор
    • •§6. Местные исполнительные органы
    • •Как образуются исполнительные органы
    • •Раздел III. Политические процессы
    • •Структура политического процесса
    • •Режимы существования политического процесса
    • •Стадии (фазы) политического процесса
    • •Риск принятия политических решений
    • •Типология политического процесса
    • •Утопии в политическом процессе
    • •§2. Типология политических действий Понятие политического действия
    • •Субъекты (агенты) политического действия
    • •Характеристика политических действий
    • •Виды политических действий
    • •§3. Политическое участие Понятие политического участия
    • •Прямое и опосредованное участие
    • •Типы политического участия
    • •Причины неучастия в политической жизни
    • •Глава 6. Политические элиты и политическое лидерство
    • •§1. Политическая элита
    • •Понятие политической элиты
    • •Теории элит
    • •Функции политической элиты
    • •Политическая элита и другие властвующие элиты общества
    • •§2. Политическое лидерство
    • •Политическое лидерство как властеотношение
    • •Функции политического лидерства
    • •Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
    • •Типология лидерства
    • •Глава 13. Политические партии, общественные организации и движения
    • •§1. Партия как политический институт
    • •Понятие «общественного объединения»
    • •Происхождение и сущность политических партий
    • •Типы политических партий
    • •Функции политических партий
    • •§2. Партийные системы, уклады и коалиции Понятие и типы партийных систем
    • •Многопартийная система
    • •Двухпартийная система
    • •Однопартийная система
    • •§3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
    • •Политическая роль общественных организаций и движений
    • •Функции общественных организаций и движений
    • •Социальные движения
    • •Глава 8. Представительство и выборы
    • •§1. Избирательное право Сущность выборов
    • •Основные принципы избирательного права
    • •Активное избирательное право
    • •Пассивное избирательное право
    • •Порядок выдвижения кандидатов
    • •Тип голосования
    • •Абсентеизм
    • •§2. Виды избирательных систем Понятие избирательной системы
    • •Мажоритарная система абсолютного большинства
    • •Мажоритарная система относительного большинства
    • •Достоинства и недостатки мажоритарных систем
    • •Пропорциональная система
    • •Достоинства и недостатки пропорциональной системы
    • •Смешанные избирательные системы
    • •Концепции роли депутата
    • •Раздел IV. Политическая культура и идеология
    • •Глава 15. Политические идеологии
    • •§1. Сущность и функции политической идеологии Политическое сознание и политическая идеология
    • •Сущность политической идеологии
    • •Функции политической идеологии
    • •§2. Современные политические идеологии
    • •Либерализм
    • •Либеральный реформизм
    • •Социалистическая идеология
    • •Марксизм как идеология пролетариата
    • •Демократический социализм
    • •Консерватизм
    • •Неоконсерватизм
    • •Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
    • •§1. Понятие политической культуры и ее структура
    • •Функции политической культуры и ее типология
    • •Политическая социализация
    • •Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
    • •Глава 17. Система международных отношений
    • •§1. Сущность и понятие международных отношений
    • •Уровни международных отношений
    • •Виды международных отношений
    • •§2. Понятие и сущность внешней политики государств
    • •Специфические и базовые черты внешней политики
    • •Виды внешней политики
    • •§3. Цели, функции и средства внешней политики Цели внешней политики
    • •Функции внешней политики
    • •Средства внешней политики
    • •Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
    • •§1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
    • •Типологизация глобальных проблем
    • •Пути решения глобальных проблем
    • •§2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
    • •Приложение
    • •Основные термины и определения
    • •Литература

    Преимущества и недостатки партийных систем

    У каждой из перечисленных типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и некоторых других странах, предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, обществу — стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70—80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для устойчивой центристской политики.

    Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

    Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам деятельности партий является более предпочтительной. В связи с этим, учитывая характер правления, можно говорить о партийных системах, действующих в демократических и авторитарных государствах, о партиях, различающихся по идеологическим основаниям.

    Опыт функционирования однопартийных систем в XX веке показал их неэффективность и анти демократичность. Монополизация властных функций одной партией неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете — к отчуждению граждан от политики.

    властный политический реформирование партийный

    Человечество исторически пришло к самоорганизации в виде политических систем. Это системный подход, объединяющий взаимосвязанные элементы (государство, партия и т.д.), механизм формирования и функционирования власти в обществе.

    Различные общества имеют разные политические системы. Они не совпадают друг с другом, но все же имеют общие черты. Это позволяет их сравнивать, классифицировать по форме правления, территориальному устройству и т.д. Существует типология политических систем, основывающихся на практике формирования правительства через политические партии. Выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. В статье речь пойдет о положительных и отрицательных моментах многопартийной системы.

    Многопартийная система сравнительно молода и приобретает все большую популярность. В этой системе за власть борются от трех и более партий. Есть страны, где система построена так, что никакая из партий не может занять абсолютное большинство в парламенте (Бельгия, Нидерланды). А есть страны, где какая-то партия может сосредоточить в своих руках практически всю полноту власти (Россия, Украина). Многопартийность отрицает центризм, сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека. Принципы свободы дают возможность реализовать свои политические амбиции и цели более широкому кругу граждан.

    Рассмотрим же положительные и отрицательные стороны многопартийной системы. Статья раскрывает положительные моменты и проблемы многопартийности в странах постсоветского пространства.

    Положительные стороны многопартийной системы

    Начнем с положительных сторон многопартийности:

    • Наша жизнь разнообразна и все граждане одной страны занимают разные ячейки в обществе, у них разные запросы и цели в жизни. Они разного социального статуса. Да и вообще люди по характеру различны. То, что одному кажется нормой жизни, для другого категорически не приемлемо. Исходя из этих позиций, общество начинает делиться на группы, классы, разные по своему статусу. Каждая из групп, стремится иметь представительство своих интересов в парламенте. Многопартийная система позволяет выделить интересы большинства, не ограничивая граждан в выборе.
    • Многопартийная система заставляет искать друг с другом компромисс. Особенно в тех странах, где невозможно создать подавляющее большинство одной партии (мажоритарная или доминирующая партия). А в случае отсутствия подавляющего большинства одной из партий, создается коалиция, которая и формирует правительство. И тут тоже различным политическим кругам необходимо искать консенсус.
    • Возможность более широкого рассмотрения проблем. Приходится путем компромиссов достигать решения, удовлетворяющего практически все слои населения (это в идеальном случае). Вся система голосования направлена на выявление статистики выбора политических партий.
    • Конкуренция всегда порождает развитие. Борющиеся за власть партии вынуждены быть дисциплинированны. Здесь каждый просчет может обернуться на пользу конкурирующей партии. Дисциплина, чувство ответственности подстегивают партии работать эффективнее. Жесткая конкуренция заставляет искать более перспективных членов партии, которые дадут лучший результат.
    • Обновление верхушки политической власти. Многопартийность более непредсказуемая, нежели двухпартийная система. Здесь изменения более радикальны, более быстры, нежели в других типах политических систем.

    Отрицательные моменты многопартийной системы

    Рассмотрим и отрицательные стороны многопартийности:

    • Большое количество партий сильно расслаивают население. Избиратель теряется, если например, в его стране существует сразу четыре социалистических партии. Рядовой гражданин не видит разницы между ними. Этим пользуются другие политические круги. Например, существует две доминирующие партии среди десятка других, им и бороться во втором туре выборов. И тут одна из партий совершает хитрость. Перед выборами, чтобы отвлечь избирателя от его взглядов, создается еще одна партия того же толка и с похожим названием. Часть избирателей теряется, и выбирает, так сказать фейковую партию. Так, казалось бы, доминирующая партия лишается голосов, конкуренты набирают меньший процент.
    • В условиях так называемого «московского синдрома» (разочарование граждан в правительстве, слабая политическая активность и гражданская позиция), люди используют выборы не для решения своего будущего, а для решения своих сегодняшних проблем. Этот синдром проявляется в разных странах. В борьбе за власть, политики готовы выкладывать деньги и пользуясь служебным положением, помогать будущим избирателям. Граждане, уже не веря в демократический исход выборов просто пользуются благами, которые предоставляют политики, чтобы получить хоть что-то.
    • Грязная игра на избирателя. Все чаще, предвыборные компании партий, становятся похожи на поливание грязью своих оппонентов, самопиар, а не на предоставление гражданам конкретной программы на будущее. Ложь, пропаганда своих интересов еще более запутывают избирателя, опускают его в пучину неверных слухов, фейковых новостей, ложных фактов.
    • Внутриполитическая борьба истощает силы борьбы с оппозиционерами и, порой, члены партии заняты больше распространением неверных слухов, выискиванием ошибок конкурентов, а не непосредственной работой на благо избирателя.

    Итак, тот тип политической системы, к которому стремились начиная с Великой французской революции. Он считается самым демократичным, имеет ряд негативных факторов. Они и не дают множеству стран переходить на многопартийную систему. Передовые страны мира до сих пор имеют двухпартийную систему. Это и Соединенные штаты и Великобритания и Канада. Многопартийность хорошо работает на своих граждан, когда есть высокая политическая активность, а количество партий не превышает десяток. Например как в Италии или Германии.

    Партийные системы современного мира (стр. 3 из 4)

    Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функция коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определённые ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объём властных функций.

    3. Партийные системы: основания классификации

    Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоёв и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем он выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определённой социальной группы. Некоторые партии, как например, КПСС, претендовали на то, чтобы выражать интересы своего общества.

    Совокупность политических партий и взаимосвязь между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.

    По количеству партий, существующих в обществе, выделяют:

    1) монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная партийная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;

    2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Классическими примерами двухпартийной системы являются: Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий; США – республиканской и демократической. Правда, в Великобритании, например, существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и национальные партии Шотландии, Уэльса, однако их влияние на общество очень ограниченно. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками, социальной базой. Консервативная партия представляет интересы наиболее состоятельных слоёв общества, тех, кто привержен традиционным ценностям, относя к их числу порядок, стабильность, сильное государство, собственность, неравенство. Лейбористская партия, напротив, акцентирует внимание на осуществлении принципа социальной справедливости, обеспечение социальной защищённости трудящихся, интересы которых она представляет. В решении этих вопросов важная роль отводится государству, его налоговой политике, через которую происходит перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Социальная ориентация государства проявляется в проведении политики национализации ряда отраслей (транспорта, сталелитейной, угледобывающей промышленности и т.д.), строительстве бесплатного жилья, системы медицинского обслуживания и т.п.

    Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающего на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

    3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвлённой системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции. Дании, Норвегии – более пяти и т.д.

    Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий. Их влияние на общественную и государственную жизнь неодинаковы. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трёх переменных: а) числа членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за него; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах.

    В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

    По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:

    1) мажоритарные партии, то есть получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; 2) партии с мажоритарным признанием. То есть в ситуации чередования партий у власти способные победить на следующих выборах; 3) доминирующие партии, то есть получившие относительное большинство депутатских мест; 4) миноритарные партии, то есть имеющие минимальное число мандатов.

    Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, то есть стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Я пони, консервативная партия Великобритании в 1970-1980-х гг.). Кроме того, можно выделить партийные системы с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970-1990-х гг.), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

    4.Российская модель партийной системы: современность

    Партийная система в России представлена значительным многообразием политических группировок. Они различаются по трём критериям: 1) по содержанию идеологических воззрений, и прежде всего представлений партий об устройстве общества, механизм его развития. Среди идеологических ориентаций следует отметить три системы ценностей, вокруг которых группируются партии: либеральная («западническая»), коммунистическая и национально-патриотическая, включающая русскую идею («почвенническая»); 2) по способам преобразования российского общества: сторонники постепенных преобразований и последователи быстрых и глубоких изменений (радикалы). По второму критерию крайние полюса партийной системы представляют «радикалы»: блок «Родина», ЛДПР, КПРФ, СПС и т.д.; и «умеренные» — партия «Яблоко», Аграрная партия, и т.д. Между ними располагаются центристы, тяготеющие к сочетанию реформ и оправданных глубоких преобразований: партия «Единая Россия», Народная партия и т.д. Как видим, приверженность к определённым способам преобразования общества объединяют партии, противоположные по своим идеологическим устремлениям; 3) по отношению к правящему режиму: оппозиционные и правящие партии.

    Заметное сокращение политической поддержки правящему режиму со стороны населения вынудило его приступить к формированию собственных партий и движений. Таковыми сегодня можно считать упоминавшиеся партия «Единая Россия» (лидеры Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков), а также блок «Родина» (лидер Д. Рогозин), стремящийся трансформироваться в политическую партию. Как показали парламентские выборы в 2004 г., популярность оппозиционных партий в силу высокого политического рейтинга президента В. В. Путина заметно снизилась. Так, партии «Яблоко» (лидер – Г. Явлинский) и «Союз правых сил» (Б. Немцов, И. Хакамада, А. Чубайс) не преодолели 5% барьер и не прошли в состав нижней палаты Федерального Собрания – Государственной Думы. Единственная оппозиционная партия, прошедшая 5% барьер – партия КПРФ, набравшая на парламентских выборах – 139%.

    В условиях достаточной экономической и политической стабильности политического режима В. В. Путина падает популярность оппозиционных партий, что обусловлено их серьёзными ошибками в формировании собственной политической платформы, которая сводилась в основном к политической критике политического курса В. В. Путина.

    Системная оппозиция, к сожалению, так и не сложилась в России. Она расколота и основном представлена партиями коммунистической ориентации: КПРФ, Российская коммунистическая партия, Российская партия коммунистов, ВКПБ, Социалистическая партия трудящихся, народная партия «Свободная Россия» и т.д.; и национально-патриотической направленности: «Русское национальное единство», движения «Русский национальный собор», и т.д. До недавнего времени правящему режиму противостояли две оппозиции, формально исключающие друг друга: правая оппозиция (либеральная) – представленная партиями «Яблоко» и СПС и левая оппозиция (коммунистическая). Однако практически они объединились в борьбе с В. В. Путиным как общим политическим врагом.

    Современные партийные системы

    В современном мире насчитывается более 800 политических партий, объединяющих в своих рядах около сотни миллионов членов и, пожалуй, еще большее число сторонников. Партийные системы является механизмом межпартийной взаимодействия, а также партий с государством и другими составными частями политической системы. Они предоставляют стабильности этой системе и зависят по своему характеру от исторических и политических традиций данной страны, особенностей ее экономической жизни, остроты социальных конфликтов и тому подобное.

    Демократическим странам присуща многопартийная система. Это такая система, где реальную борьбу за власть ведут несколько политических партий. Исторически сложились три типа многопартийной системы:

    ♦ бипартизм — система, в которой определяющую роль играют две основные политические партии, которые, побеждая на выборах, поочередно приходят к власти (США, Великобритания, Канада);

    ♦ «двух с половиной партий», когда ни одна из двух крупнейших партий не может получить большинства в парламенте и одна из них образует коалицию с третьей для формирования правительства (типичная для современной Германии)

    ♦ полипартизм — три и более партий с примерно одинаковым по количеству электоратом, ни одна из которых не способна на длительное время получать поддержку большинства в парламенте и вынуждена формировать правительственные коалиции (Италия, Бельгия, Франция, Дания и другие страны).

    Однако в некоторых странах в условиях многопартийности решающую роль в формировании органов власти и осуществлении их политики играет одна — две весьма влиятельные политические партии. Например, в Китае такой партией стала коммунистическая, в Японии либеральных-демократическая. В политологии такая многопартийная система называется партийной системой с укладом доминации.

    Для тоталитарных, авторитарных политических режимов характерна однопартийная система. Она существовала в 20-40-х гг. ХХ в. в Италии, в 30-40-х — в Германии, 20-80-х — в Советском Союзе. Сегодня еще продолжает существовать однопартийная система на Кубе, в Северной Корее, Индонезии, а также в некоторых странах Африки.

    Основной недостаток однопартийной системы в том, что правящая партия использует свое монопольное положение в системе власти, самоизолируется от критики и пожеланий, тем самым лишает себя притока новых идей, конструктивных предложений, ведет к догматизму и обрекает партию на потерю ею политического влияния.

    Политическая практика показывает, что в современных условиях существует стабильная тенденция к уменьшению количества политических партий в государствах с политической и экономической стабильностью. А какое оптимальное количество партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос ответил так: 2-1 / 2 партии. Одна — у власти, вторая в оппозиции и третья, только рождается.

    В утверждении той или иной партийной системы большую роль играет тип политического режима. Так, в США и некоторых других странах власть и влияние института президентства имеют огромное значение, и никакая партия не может достичь своей стратегической цели, если она не будет контроля над президентской властью. Такой контроль, безусловно, нуждается в поддержке большинства избирателей. Коалиционного президента не существует. На выборах партия получает все или ничего. Поэтому желание завоевать пост президента объединяет республиканцев и демократов в единые партии.

    Политическая история ХХ в. свидетельствует, что многопартийность (если она не декоративная) образует благонадежные условия для демократизации общества.

    В Украине в период борьбы за независимость на арену политической жизни вышло много различных партий. Партийно-политическая палитра настоящее пестрая и изменчива. Выборы в высший законодательный орган власти — Верховную Раду 29 марта 1998 показали, что из тридцати политических партий, участвовавших в выборах, восемь переступили 4% барьер и, таким образом, составили институт парламентских партий. Это следующие партии:

    ♦ коммунистическая партия Украины — 24,7%;

    ♦ народный рух Украины — 9,4%;

    ♦ избирательный блок социалистической партии Украины и крестьянской партии Украины — 8,5%;

    ♦ партия зеленых Украины — 5,5%;

    ♦ народно-демократическая партия — 5%;

    ♦ всеукраинское объединение «Громада» — 4,7%;

    ♦ прогрессивная социалистическая партия Украины — 4,03%;

    ♦ социал-демократическая партия Украины (объединенная) — 4,01%. В парламентских выборах Украины 26 марта 2006 по

    пропорциональной системе приняли участие 45 партий и блоков. Трех процентный барьер преодолели пять партии и блоков: Партия регионов (набрала голосов 32,14%), социалистическая партия (5,69%), Коммунистическая партия (3,66%), блоки партий БЮТ (22,29% ) и «Наша Украина» (13,95%). Представители остальных партий и блоков в Верховную Раду Украины не попали.

    Считается, что сегодня уже невозможно пользоваться только линейным измерением при попытке классификации политических партий в Украине. Дихотомия «правые — левые» не может срабатывать в условиях, когда в Украине достигнут консенсус по основным принципиальным вопросам общественной жизни, когда имеет место понимание из важнейших для всего социума политических вопросов.

    С ростом политической культуры многопартийность в Украине имеет шанс трансформироваться в ту систему, которую завбачав Линкольн и существующая сегодня в некоторых цивилизованных странах.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *