Ответственность за нарушение лесного законодательства

Ответственность за нарушения лесного законодательства

  • •Экологическое право
  • •Экология, социальная экология и правовая экология
  • •Экологическое право как отрасль права
  • •Объекты экологического права
  • •Формы правовой охраны окружающей природной среды
  • •Принципы правовой охраны окружающей природной среды
  • •Система экологического права
  • •Экологические права и обязанности граждан — один из важнейших институтов экологического права
  • •Источники экологического права
  • •Экологическое право как юридическая наука
  • •Экологическое право как учебная дисциплина
  • •Глава 2.Право собственности на природные ресурсы Понятие и формы права собственности на природные ресурсы
  • •Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
  • •Содержание права собственности на природные ресурсы
  • •Глава 3. Право природопользования Понятие права природопользования
  • •Виды, субъекты и объекты права природопользования
  • •Основания возникновения и прекращения права природопользования
  • •Содержание права природопользования
  • •Основные принципы права природопользования
  • •Глава 4. Государственное экологическое управление Понятие государственного экологического управления
  • •Система органов государственного экологического управления
  • •Функции государственного экологического управления
  • •8. Разрешение споров о праве природопользования; применение ответст­венности за экологические правонарушения.
  • •Экономический механизм охраны окружающей природной среды
  • •Глава 5.Экологический контроль и экологическая экспертиза Понятие и объекты экологического контроля
  • •Система экологического контроля
  • •Оценка воздействия на окружающую среду
  • •Экологическая экспертиза
  • •Глава 6.Ответственность за нарушения экологического законодательства Понятие и основания ответственности за нарушения экологического законодательства
  • •Понятие и состав экологического правонарушения
  • •30. Виды экологических правонарушений
  • •Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения
  • •Особенная часть Глава 7.Правовой режим использования и охраны земель Правовое регулирование земельных отношений
  • •Понятие и состав земельного фонда
  • •Право собственности и другие вещные права на землю
  • •Понятие и содержание права землепользования
  • •Основания возникновения и прекращения права землепользования
  • •Разрешение земельных споров
  • •Правовая охрана земель
  • •Глава 8.Правовой режим использования и охраны недр Понятие и состав фонда недр
  • •Право собственности на недра
  • •Законодательство о недрах
  • •Понятие и виды права пользования недрами
  • •Сроки пользования недрами
  • •Основания возникновения права недропользования
  • •Платность недропользования
  • •Содержание права недропользования
  • •Основания прекращения права недропользования
  • •Порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами
  • •Правовая охрана недр
  • •Ответственность за нарушения законодательства о недрах
  • •Глава 9.Правовой режим использования и охраны лесов Правовое регулирование лесных отношений
  • •Понятие и состав лесного фонда рф
  • •Право собственности на леса
  • •Понятие права лесопользования
  • •Виды права лесопользования
  • •Сроки лесопользования
  • •Содержание права лесопользования
  • •Платность лесопользования
  • •Основания возникновения права лесопользования
  • •Порядок предоставления права лесопользования
  • •Основания прекращения права лесопользования
  • •Разрешение споров о праве лесопользования
  • •Правовая охрана лесов
  • •Ответственность за нарушения лесного законодательства
  • •Глава 10.Правовой режим использования и охраны вод Правовое регулирование водных отношений
  • •Понятие и состав водного фонда
  • •Право собственности и другие права на водные объекты
  • •Понятие и виды права водопользования
  • •Сроки пользования водными объектами
  • •Платность водопользования
  • •Содержание права водопользования
  • •Основания возникновения права водопользования
  • •Основания прекращения права водопользования
  • •Разрешение споров о праве водопользования
  • •Правовая охрана вод
  • •Ответственность за нарушения водного законодательства
  • •Глава 11.Правовой режим использования и охраны животного мира Правовое регулирование отношений в области охраны и использования животного мира
  • •Животный мир как объект правовой охраны
  • •Право собственности на животный мир
  • •Понятие и виды права пользования животным миром
  • •Основания возникновения права пользования животным миром
  • •Платность пользования животным миром
  • •Содержание права пользования животным миром
  • •Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • •Основания прекращения права пользования животным миром
  • •Правовая охрана животного мира
  • •2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • •Ответственность за нарушения законодательства о животном мире
  • •Глава 12.Правовая охрана атмосферного воздуха Атмосферный воздух как объект правовой охраны
  • •Понятие и способы правовой охраны атмосферного воздуха
  • •Содержание правовой охраны атмосферного воздуха
  • •Плата за загрязнение атмосферного воздуха
  • •92. Правовая охрана озонового слоя
  • •Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
  • •Глава 13.Правовой режим особо охраняемых природных территорий Понятие особо охраняемых природных территорий
  • •Категории и виды особо охраняемых природных территорий
  • •Право собственности на особо охраняемые природные территории
  • •Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий
  • •Понятие и особенности правового режима отдельных особо охраняемых природных территорий
  • •Правовая охрана особо охраняемых природных территорий
  • •Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий
  • •Глава 14.Правовая охрана окружающей человека среды Понятие и особенности правовой охраны окружающей человека среды
  • •Правовое регулирование охраны окружающей человека среды
  • •Основные направления правовой охраны окружающей человека среды
  • •Правовой режим экологически неблагополучных зон
  • •Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей человека среды

Законодательное регулирование вопроса

Основным нормативно-правовым сводом правил, отображающим государственную позицию, сформировавшуюся относительно интересующего нас вопроса, является ЛК РФ – Лесной кодекс страны. Так, прочитав его, можно получить сведения о:

  • принципах, реализующихся в сфере управления лесными хозяйствами России;
  • нормативной базе, действующей в отношении проверок, необходимых для оценки пользования лесными участками;
  • принципах привлечения к ответственности преступников, нарушивших положение кодекса.

Однако, просим вас обратить пристальное внимание на тот факт, что не только нормативная база Лесного кодекса регулирует вопрос о наказаниях. Какие еще документы могут стать участниками данного процесса, узнаем далее в таблице.

Таблица 1. Нормативно-правовые акты задействованные в процедуре определения наказания за нарушение лесного законодательства

Нормативно-правовой акт Как используется

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Так, например, преступления, совершенные в этой области, могут быть отнесены к разряду административных. Как следствие, определять законную меру взыскания для преступника инстанции судебной власти будут уже согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Уголовный кодекс России

При условии, что преступление против российских лесов будет отнесено к рангу тяжких или особенно тяжких, то регулировать последствия оного станут уже с использованием Уголовного Кодекса.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Этим документом также оговариваются случаи, в которых имеет место наступление ответственности за нарушение лесного законодательства.

Федеральный закон № 294-ФЗ

В данном акте, действующем на территории всей страны, содержится правовая база, использование которой осуществляется для организации проверок по интересующему нас вопросу в отношении:

  • индивидуальных предпринимателей;
  • организаций, действующих в правовой форме юридического лица.
  • Лесной кодекс РФ

    Непосредственно лесным кодексом оговариваются такие нюансы, как:

  • перечень мероприятий, направленный на защиту лесных богатств страны;
  • обязательное определение наказаний лицам, осуществившим в лесу какие-либо противоправные действия, нанесшие природному массиву ущерб.
    Также кодекс устанавливает, что как по всей стране, так и в отдельных ее субъектах, охраной леса должны заниматься соответствующие властные структуры, или государственные учреждения, специально данными структурами организованные.
  • Лесной кодекс Российской Федерации

    В интересующем нас акте сказано, что заниматься лесным надзором имеют право только лица, занимающие соответствующие государственные должности, уполномоченные на то учреждениями, на базе которых решается проблема обращения с лесами.

    ЛК РФ Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

    Хотим отметить, что лицо, занимающееся защитой леса, награждается действительно большими полномочиями в этом отношении. Так, лесной инспектор имеет законное право на следующее:

    • ношение служебного оружия;
    • проведение задержания преступников;
    • изъятия для дальнейшего разбирательства средств, которые использовались в процессе совершения правонарушения, даже если в роли данного средства выступает, например, автомобиль.

    Кроме того, инспекторы обозначенного государственного подразделения могут и должны привлекать преступников к ответственности административного плана.

    Впоследствии, они передают виновных в нарушении законодательства под суд, попутно фиксируя все совершенные противоправные деяния в специализированном акте.

    Существует специализированный лесной дозор, отслеживающий соблюдение законодательства в области защиты лесов непосредственно в ходе проведения рейдов по защищаемым территориям

    Предполагается, что в данном документе содержатся сведения относительно следующих вопросов:

    • содержания нарушения;
    • гражданине, который совершил противоправное деяние;
    • точном времени, в которое произошло преследуемое по закону событие.

    В некоторых ситуациях уже после того, как был составлен интересующий нас акт, инспектор выдаст предписание относительно устранения нарушений в отношении законодательства, защищающего лесные массивы страны.

    В документе также обязательно указываются:

    • пункты законодательных актов, которые не были соблюдены лицом;
    • мероприятия, которые необходимо будет провести, чтобы компенсировать нанесенный природе вред;
    • сроки, в которые нужно уложиться с компенсацией вреда.

    Частная заготовка дров является незаконной

    Должностное лицо, выдавшее предписание, имеет обязательства по четкому контролю выполнения указанных в постановлении действий в положенный срок.

    Если по предписанию не было получено положительного ответа, в такой ситуации преступник привлекается к ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях. В этом случае он, что наиболее вероятно, получит предписание об уплате денежного штрафа, и вынужден будет выложить обозначенную сумму средств из собственного кошелька.

    Пристальное внимание в Лесном кодексе уделяется лесному надзору в области предупреждения возникновения пожаров в зеленых насаждениях или естественных лесах. Мало того, что маленькое возгорание может обернуться уничтожением всего леса, так оно еще и часто перерастает в масштабное бедствие.

    Особенно актуален данный вопрос в летний период, когда с леса огонь может перекинуться и на жилые районы. В целях предупреждения и предотвращения пожаров, установлен перечень обязательных к проведению мероприятий, представленных в основном контрольными рейдами, проводимыми по лесным участкам.

    Уничтожение лесов людскими силами идет довольно успешно: заготавливаются дрова, не гасятся костры, нарушается подстилка

    Еще одной превентивной мерой, конечной целью которой является защита лесных массивов страны, является создание реестра арендаторов лесных участков, коим присужден статус недобросовестных. Если какое-либо лицо в данном списке оказалось, нет уже никакой надежды на повторное получение им прав пользованием лесом.

    Также интересующий нас документ довольно четко обозначает принципы, применяемые относительно вопроса назначения какой-либо ответственности за нарушения кодекса.

    1. Так, в первую очередь, гражданин, который обрел статус правонарушителя, не имеет возможности уклониться от ответственности за нарушение положений кодекса. При рассмотрении обстоятельств, при которых совершалось преступление, определяется, какой правовой документ обозначит для него наказание, а именно:
      • КоАП РФ;
      • УК РФ и т.д.
    2. Второй пункт подразумевает обязательную конфискацию материалов, заготовка коих произведена нарушителем в лесу. Данное правило относится не только к деревьям, но также и прочим ресурсам, например:
      • мху;
      • травам и т.д.
    3. В-третьих подразумевается, что виновник должен в обязательном порядке окупить нанесенный им ущерб из собственного кармана. То, в каком объеме, виде и форме будет произведено возмещение, решается на государственном уровне.

    Все, что незаконно заготавливается в лесу, подлежит обязательной конфискации со стороны должностных лиц

    Гражданские последствия

    Ответственность гражданско-правового характера в случаях, когда имело место быть нарушение законодательства в области обращения с лесами, оговаривается непосредственно в договоре между государственными органами или муниципальным образованием, которые передают лесной участок, и субъектом, его принимающим.

    Варианта, при котором не может оформляться договор на пользование лесной территорией, не существует, за исключением тех случаев, которые преследуются по закону.

    Приобретение какого-либо отрезка лесополос может быть произведено согласно:

    • договору о купле-продаже;
    • договору об аренде (в этом случае право собственности будет носить временный характер).

    Кроме того, арендатор может, в конечном счете, передать полученный участок в субаренду, что не запрещается законом, если соблюдены все сопутствующие правила.

    Право пользованием участком должно оговариваться и присуждать официально, будь то покупка, аренда или субаренда

    Как только один из пунктов договора нарушен, наступают основания для вменения гражданской ответственности. Чтобы привлечь в этом случае преступника в суд, организовав для него полагающиеся наказания, необходимо обратиться в искомую инстанцию с соответствующим исковым заявлением.

    Законодательные акты нашей страны предусматривают также ряд ситуаций, в рамках которых лицо, будь то хоть собственник, хоть арендатор, может потерять все права на владение лесом.

    Так, наступление оснований для расторжения ранее заключенных договоренностей наступает:

    • когда нарушается регламент, установленный в области эксплуатации лесных массивов, а также проектов, в рамках которых осваиваются лесные территории;
    • при неисполнении закона, действующего в области охраны лесных участков от пожаров;
    • при отказе от соблюдения обязательных требований по протекции лесных территорий;
    • при допущении попустительских действий в рамках вопроса о загрязнении лесов;
    • при невыполнении обязательств, направленных на воспроизводство лесных массивов;
    • при использовании имуществом, в ходе которого допускались неоднократные правонарушения;
    • при отказе от уплаты аренды.

    Перечень правонарушений в области лесного законодательства весьма обширен

    Административная ответственность

    При условии, если совершенное лицом преступление классифицировано, как административное, виновное в нем лицо обязано будет понести в качестве последствий определенные решения.

    В этом случае, регулировать их и определять будет КоАП РФ. Чаще всего назначается виновнику взыскание солидного штрафа, но в некоторых случаях имеет место быть также дисквалификация или приостановление деятельности организации.

    Особенностью административного взыскания является то, что подвергнуться определенной кодексом мере пресечения может также и государственный орган, в лице его представителя, оказавшегося правонарушителем.

    Административные наказания обычно представлены штрафом, но могут обернуться и трудовыми санкциями

    Решение относительно назначения той или иной меры ответственности будет принято судьей, рассматривающим дело. Далее в таблице вы можете изучить наиболее часто применяемые в области защиты лесов статьи.

    Таблица 1. Наказания за нарушение лесного законодательства в КоАП

    Законодательная норма Правонарушение Мера взыскания (1 – для обычных граждан; 2 – для должностных лиц; 3 – для юридических лиц)
    Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 7, пункт 9 Занятие участка и дальнейшее его использование без получения соответствующего разрешения Мера взыскания представлена штрафом:

  • гражданам от 10 до 50 тысяч рублей;
  • должностным лицам от 50 до 100 тысяч;
  • юридическим лицам от 200 до 300 тысяч рублей.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 7, пункт 10 Самовольная передача в пользование лесного участка, либо несанкционированный обмен оными Штраф:

  • от 500 до 1 000 рублей;
  • от 1 000 до 2 000 рублей;
  • от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 12 Неправильное использование лесных участков, располагающихся в непосредственной близи от водных объектов Штраф:

  • от 3 до 5 тысяч рублей;
  • от 40 до 50 тысяч рублей;
  • от 200 до 300 тысяч рублей.
    В последнем случае возможен также временный запрет на ведение деятельности, срок которого составит 90 дней.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 24 Нелегитимное предоставление прав на участок Применяется только для должностных лиц. Штраф составляет от 20 до 30 тысяч рублей.
    Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 25 Незаконные лесозаготовки Штраф:

  • гражданам от 1 до 3 тысяч рублей;
  • должностным лицам от 10 до 30 тысяч рублей;
  • юридическим лицам от 50 до 100 тысяч.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 25 Нарушение норм, регулирующих процедуру вырубки леса Штраф:

  • от 800 до 2 000 рублей;
  • от 5 до 10 тысяч;
  • от 40 до 80 тысяч.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 25 Нарушение договоров, заключенных с дальнейшей целью использования лесного участка Штраф:

  • от 800 до 2 000 рублей;
  • от 5 до 10 тысяч;
  • от 40 до 80 тысяч.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 25 Несоблюдение правил добычи древесной живицы, а также трав лекарственного типа Штраф:

  • от 200 до 500 рублей;
  • от 500 до 1 000 рублей;
  • от 5 до 10 тысяч.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 26 Несанкционированный сенокос в лесу или выпас скота Штраф:

  • от 200 до 500 рублей;
  • от 500 до 1 000 рублей;
  • от 5 до 10 тысяч.
  • Статья Кодекса об Административных правонарушениях № 8, пункт 26 Несанкционированная заготовка мха, порча лесной подстилки Штраф:

  • от 500 до 1 000 рублей;
  • от 1 000 до 2 000 рублей;
  • от 10 до 20 тысяч.
  • Представленный выше перечень – далеко не все преступления в области лесного законодательства, подлежащие пресечению с точки зрения КоАП.

    Меры КоАП соответствуют преступлению

    Тем не менее, по представленному в таблице описанию можно понять, что чем преступление, совершенное гражданином, будет серьезнее, тем весомее и последует за ним наказание.

    В некоторых случаях штрафы, присуждаемые правонарушителям, могут достигать миллиона российских рублей.

    Административная ответственность за нарушение лесного законодательства

    ⇐ Предыдущая12345678910

    Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Установление административной ответственности осуществляется с учетом разграничения компетенции в области законодательства об административных правонарушениях между Российской Федерации и субъектами РФ.

    Меры административной ответственности применяются судьями, уполномоченными органами и должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ). Отличие от других видов ответственности состоит в том, что ряд наказаний, специфических именно для административной ответственности, может применяться в административном порядке, т. е. без обращения в суд. В настоящее время отмечается тенденция все большего отрыва административной ответственности от исполнительно-распорядительной деятельности и приближение ее к судебной. Подтверждением этого является расширение круга дел, рассматриваемых судьями, а также расширение их компетенции по назначению наказания (например, из восьми видов административных наказаний шесть назначаются судом).

    Административная ответственность применяется вне рамок служебного подчинения уполномоченными органами. Субъектами административной ответственности могут быть физические, юридические и должностные лица. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

    Одной из особенностей административной ответственности является особый процессуальный порядок ее реализации, отличающийся от уголовного и гражданского судопроизводства простотой, оперативностью и экономичностью. К лицам, совершившим административное нарушение, применяется административное наказание, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях РФ, является исчерпывающим.

    Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ): предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), административное приостановление деятельности (по решению суда).

    При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если при этом дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

    Лицо, которому назначено административное наказание за совершенное правонарушение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим ответственность.

    При малозначительности совершенного правонарушения правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности.

    Если в результате административного правонарушения нанесет имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае, если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

    Административные правонарушения в области лесных отношений различаются, в частности, в зависимости от объекта посягательства.

    К правонарушениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ относит административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7) и административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8).

    Административные лесные правонарушения в области охраны собственности:

    · самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1) — в части лесных участков;

    · уничтожение специальных знаков (ст. 7.2) — в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий, строений, сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

    · самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8) — правонарушения, совершенные в лесах;

    · самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);

    · самовольную переуступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10) — в части самовольной переуступки права пользования лесными участками;

    · пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) — правонарушения, совершенные в лесах.

    Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, совершенные в лесах:

    · сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) — в отношении сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания;

    · самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы — порча земель (ст. 8.6);

    · невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

    · использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

    · нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12);

    · нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

    · нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

    · нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

    · самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

    · нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

    · незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

    · уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

    · уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);

    · нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

    · нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

    · нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);

    · нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34);

    · уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35);

    · нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36);

    · нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37);

    · нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).

    Порядок привлечения к административной ответственности детально урегулирован Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

    Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Рассматривать дела от имени этих органов вправе главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители; главные государственные лесные инспекторы в субъектах Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспекторы Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках, их заместители; государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках.

    Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (см. ст. 28.3 КоАП РФ).

    В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ.

    Предотвращать нарушения лесного законодательства и осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства уполномочены должностные лица органов федерального государственного лесного надзора. Права должностных лиц определены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

    На федеральном уровне, согласно статье 23.24 КоАП, органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24—8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29—8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего кодекса.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени вышеуказанных органов вправе:

    1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, его заместители;

    2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители;

    3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители;

    4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

    На уровне субъектов РФ, согласно ст. 23.24.1 КоАП, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 7.9, 7.10 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24—8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29—8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего кодекса.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени вышеуказанных органов вправе:

    1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

    Приказом Комитета лесов РК от 21 февраля 2012 г. № 147 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми. К ним относятся следующие должностные лица.

    1. Должностные лица Комитета лесов Республики Коми, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми:

    1) руководитель — главный государственный лесной инспектор Республики Коми;

    2) заместители руководителя — заместители главного государственного лесного инспектора Республики Коми;

    3) начальники отделов, заместители начальников отделов, специалисты старшей и младшей групп должностей отделов, на которых возложены функции федерального государственного надзора, организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов — государственные лесные инспекторы Республики Коми.

    2. Должностные лица государственных учреждений Республики Коми, находящихся в ведении Комитета лесов Республики Коми, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми:

    1) главный лесничий (главный государственный инспектор по охране леса) — руководитель лесничества;

    2) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) — заместитель главного лесничего — руководителя лесничества;

    3) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) — руководитель участкового лесничества;

    4) государственный инспектор по охране леса — заместитель лесничего — руководителя участкового лесничества;

    5) государственный инспектор по охране леса;

    6) инженер-лесопатолог;

    7) инженер по лесовосстановлению;

    8) инженер по лесопользованию;

    9) инженер по охране и защите леса;

    10) мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса).

    Указанные в настоящем пункте должностные лица являются государственными лесными инспекторами Республики Коми.

    Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляют должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.24.1.

    Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениям, рассмотрение дел о которых, в соответствии с федеральным законом, отнесено к полномочиям органов власти субъектов РФ в области лесных отношений утвержден приказом Комитета лесов РК от 2 марта 2012 г. № 200. В данный перечень включены все должностные лица, являющиеся государственными лесными инспекторами РК.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях могут судьи, государственные органы и должностные лица. В соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела. Если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Раскройте понятие «юридическая ответственность».

    2. Назовите элементы состава правонарушения.

    3. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение лесного законодательства?

    4. Какой орган государственной власти устанавливает таксы и методики для исчисления ущерба, причиненного лесам?

    5. Дайте определение понятия «вред».

    6. Как можно возместить вред, причиненный лесонарушением?

    7. Перечислите должностные лица государственного лесного надзора в Республике Коми уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

    8. Какими правами обладает государственный лесной инспектор?

    9. Какова периодичность плановых надзорных проверок?

    10. Перечислите должностных лиц государственного пожарного надзора в лесах уполномоченных проводить проверки на арендованных участках на территории Республики Коми.

    11. С какого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным?

    12. Назовите первичные документы, которые необходимо оформить для привлечения нарушителей к тому или иному виду юридической ответственности.

    13. Назовите размер ущерба, причиненного лесам, для возбуждения уголовного дела?

    14. Какую ответственность несет арендатор перед арендодателем за нарушение условий договора аренды?

    15. На какой срок может быть судом введено административное приостановление деятельности по использованию лесов?

    Использованная литература и источники

    1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    1. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195—ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    3. Ловцова, Н. в. Федеральный государственный лесной надзор : учеб. пособие / Н. в. Ловцова. — Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. —196 с.

    4. Петров, А. П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения : учеб. пособие. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2010. — 84 с.

    5. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации : учеб. пособие / А. С. Захаренков ; под общ. ред. А. П. Петрова. – М. : Всемирный банк, 2011. – 240 с.

    Заключение

    Поскольку лес для экономики страны был и остается важным природным ресурсом, то в соответствии с социально-экономическим уровнем развития страны формировалось и лесное законодательство.

    На современном этапе развитие рыночных отношений в России, проведение административной реформы, реформы федеративных отношений повлияли на правоотношения в лесном секторе, а принятие Лесного кодекса РФ (2006) закрепило новые лесные правоотношения. Так, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, а система управления лесами осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях. На федеральном уровне определяется лесная политика, а полномочия по управлению лесами переданы с федерального на региональный уровень. Лесничества как территориальная единица управления лесами выполняют управленческую функцию. Выполнение хозяйственных функций по ведению лесного хозяйства и заготовка лесных ресурсов переданы субъектам бизнеса. Лесное законодательство закрепляет и платность использования лесов. Основным договором по использованию лесов является договор аренды лесного участка под определенный вид лесопользования. Арендатор принимает на себя обязательства по ведению лесного хозяйства на арендованном участке. Административный надзор за лесопользованием проводят уполномоченные государственные органы и должностные лица.

    С принятием Российской Федерации в 2012 году во Всемирную торговую организацию (ВТО) лесной сектор вступил в новую фазу перестройки, которая пойдет уже в рамках интернациональной лесной политики, а это значит, что лесное законодательство будет изменяться.

    Библиографический список

    1. Гурьева, Л. А. Современная государственная лесная политика и лесное законодательство РФ : видеолекция / Л. А. Гурьева. – Сыктывкар : СЛИ, 2011. – Режим доступа: http://www.sli.komi.com/index.php?page=318. – Дата обращения: 27.12.12.

    2. Ловцова, Н. В. Правовое регулирование использования лесов : учеб. пособие / Н. В. Ловцова. – Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. – 146 с.

    3. Ловцова, Н. В. Федеральный государственный лесной надзор : учеб. пособие / Н. В. Ловцова. – Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. –196 с.

    4. Петров, А. П. Государственное управление лесами : учеб. пособие / А. П. Петров. – Пушкино : ВНИИЛМ, 2011. – 166 с.

    5. Петров, А. П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения : учеб. пособие / А. П. Петров. – Пушкино : ВНИИЛМ, 2010. – 84 с.

    6. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации : учеб. пособие / А. С. Захаренков ; под общ. ред. А. П. Петрова. – М. : Всемирный банк, 2011. – 240 с.

    Нормативные источники

    7. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.07.2012 №133-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    9. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    10. Земельный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 12.12.2011) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    11. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

    Виды ответственности за нарушение лесного законодательства

    Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

    По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства, сохраняя упоминание об административной, уголовной (ст. 99 Лесного кодекса РФ) и

    имущественной ответственности (ст. 100 Лесного кодекса РФ).

    Лесной кодекс РФ содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» изложена в новой редакции.

    Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внес ряд дополнительных изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему: 1.

    Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ. 2.

    Дополнительных статей, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией, в КоАП РФ не появилось. 3.

    Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены в связи с отсутствием норм материального права в Лесном кодексе РФ — например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ. 4.

    Суммы штрафов не изменились, за исключением предусмотренной ст. 8.24 КоАП

    РФ. 5.

    Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.

    Согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное

    общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции, предусмотренные ст. ст. 260 и 261 УК РФ, не изменились.

    Отметим, что одновременное привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ .

    См.: Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

    Вред (в соответствии с гражданским законодательством) включает в себя и реальный ущерб, и упущенную выгоду. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности.

    Если добровольного возмещения вреда не происходит, его взыскивают в судебном порядке. В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, компонентом которой в том числе является и лес.

    В-3: Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

    1. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства.

    Перечень составов административных правонарушений преимущественно закреплен в гл.8 КоАП.

    — ст.7.10 КоАП – самовольное занятие лесных участков.

    ППВС от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности в области охраны ОС». П.22 ППВС указывает, что рубка лесных насаждений арендаторами, осуществляемая с нарушением требований освоения лесов рассматривается как нарушение правил их использования (ст.8.23 КоАП). Другие примеры данного состава: уничтожение при выборочных несплошных рубках лесного подроста, использование способов и методов, приводящих к уничтожению полезной древесины.

    Ст.8.26 КоАП – самовольное использование лесов. Данный состав вытекает из ст.7.10 КоАП. Примеры: организация охотничьего хозяйства, заготовка древесных ресурсов.

    Ст.8.27 КоАП – нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства. Ст.61 ЛК обязывает арендатора восстановить арендуемую площадь за счет собственных средств в соответствии с установленными правилами (см. Приказ МПР 2007 г.). ст.63 ЛК указывает, что осуществление лесоразведения – обязанность пользователей. Если лесные территории не переданы в арендное пользование, то применяется ФЗ «О гос.закупках» — за счет средств федеральной казны, которые в порядке субсидирования переданы региональному правительству, которое и реализует предписание. В случае невозможности арендатора осуществить обязанность он может исполнить ее на конкурсной основе (но обычно арендаторы не использует конкурсную процедуру, т.к. это долго). На практике арендаторы просто заключают с местными договор подряда и они выполняют всю необходимую работу по лесовосстановлению, лесоразведению.

    Основание привлечения к АО являются материалы акта освидетельствования. Типичными нарушениями при освидетельствовании являются: завизирная порубка (визира – это граница в лесу, т.е. это порубка за границей ЛУ) – ст.8.28 КоАП

    Взятки сейчас дают лесничему, а он просто меняет номер лесосеки, чтобы дали лесосеку, на которой находятся ценные породы древесины.

    Ст.8.28 КоАП — незаконная порубка и повреждение лесных насаждений. П.22 ППВС дает разъяснение о разграничении деяний, подпадающих под ст.260 УК с административным правонарушением по критерию величины ущерба в 5000 руб. Критерий – сохранилась ли жизнеспособность поврежденных деревьев, кустарников, лиан.

    Функции контроля согласно ст.96 ЛК осуществляет государственный лесной надзор, лесная охрана.

    Ст.8.32 КоАП – нарушение правил пожарной безопасности. Критерии разграничения при пожарах, совершенных по неосторожности со ст.261 УК выражаются в следующем: неполное сгорание древесных насаждений на сумму меньше 5000 руб. Подпадает под УО, если неосторожное обращение с огнем привело к полному сгоранию лесных насаждений, либо к их усыханию от высокой температуры, либо наступление деградации до степени прекращения роста. Охрана лесов от пожара осуществляется в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», ст.6 которого устанавливает, что надзор осуществляет федеральное агентство лесного хозяйства. К локализации пожаров может привлекаться население в соответствии с ФЗ «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера». При составлении административного протокола ссылаются на Постановление Правительства РФ 2007 г. «О правилах пожарной безопасности в лесах». Указанные правила предусматривают следующие меры охраны: противопожарное устройство в виде противопожарных просек (разрывов), опахивание (вдоль дорог, вокруг населенных пунктов), строительство взлетных полос для самолетов, вертолетов, мониторинг пожарной безопасности. Меры по противопожарной охране осуществляют также Росприроднадзор, ОИВ субъекта, ОМСУ, МЧС, вооруженные силы и арендаторы.

    Ст.8.31 КоАП – нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Предусматривается выявление вредных организмов посредством лесопатологического мониторинга. ФЗ «О карантине растений» предусматривает защиту лесов от возбудителей. Приказ Лесхоза 1998 г. утвердил Положение «О защите лесов от вредителей и болезней». Обеспечение санитарной безопасности возлагается на арендатора согласно ст.55 ЛК. Порядок организации лесопатологического мониторинга установлен в Приказе МПР 2007 г. Предусматривается локализация и ликвидация зон поражения ЛУ. Невыполнение требований по санитарной безопасности также является основанием для досрочного расторжения договора с арендатором и привлечения его к АО.

    2. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства.

    Ст.260 УК – незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста. По ч.1 – с причинением значительного ущерба (более 5000 руб). По ч.2 – если деяние было совершено с использованием служебного положения, группой лиц или с причинением крупного ущерба (более 50 000 руб.). ППВС разъяснил п. «а» и «в» ч.2, указав, что при таком деянии размер ущерба не учитывается (т.е. при группе лиц значительный ущерб уже не нужен). Ч.3 – деяние совершено организованной группой или в особо крупном размере (более 100 000 руб.).

    Ст.261 УК – уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Критерии разграничения с АО – см.ППВС.

    3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства.

    Ст.15 ГК – лицо, право которого нарушено может требовать полного возмещения вреда. Этот принцип развивается в ст.1064 ГК (общая презумпция). Указанные гражданские положения конкретизируются в ст.77 ФЗ «Об охране ОС», в которой указано, что вред, причиненный экологическим правонарушением, возмещается в полном объеме. Ст.78 ФЗ устанавливает порядок компенсации, а ст.79 ФЗ – компенсацию здоровью граждан и их имуществу. Ст.80 ФЗ — возможность приостановления или прекращения экологически вредной деятельности.

    Причиненный вред возмещается добровольно или по решению суда. Иск позволяет произвести возмещение в течение 20-летнего срока.

    Особенность законодательства – использование такс и методик по возмещению вреда, причиненного ОС. В частности, по вреду лесам действует Постановление Правительства РФ от 08.08.07 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» — оно предусматривает таксы по возмещению ущерба, причиненного лесным насаждениям, и содержит методику расчета причиненного вреда. В частности, за самовольную порубку предусматривается 50-кратная компенсация их таксовой стоимости. Если самовольная порубка произведены в декабре/январе, то умножаем на коэффициент 2 (т.е. 100-кратная стоимость). В 10-кратной стоимости возмещаются повреждения, не повлекшие прекращения роста. Если вырубка произошла в лесах, заготовка которых не допускается то применяются следующие умножающие коэффициенты: 2 – в защитных лесах, 5 – в лесах на ОООиТ, 10 – если эти лесные ресурсы занесены в Красную Книгу. По нелесным насаждениям компенсируются затраты на покупку сеянцев, саженцев. За захламление лесов компенсируется 5-кратный размер затрат на уборку. В случае самовольного использования лесов – компенсация в размере 5-кратной арендной платы; за заготовку живицы – 5-кратная арендная плата; за повреждение муравейника – стоимость самых ценных древесных пород, умноженная на коэффициент в зависимости от диаметра муравейника.

    > Юридическая ответственность при нарушении лесного законодательства

    Понятие юридической ответственности при нарушении лесного законодательства

    Институт юридической ответственности — один из важнейших институтов любой правовой системы. Главное значение его в том, что он носит предупредительный (превентивный) характер. Главными целями института юридической ответственности являются предупреждение совершения экологических правонарушений в будущем, а также возмещение вреда, причиненного природе. Институт юридической ответственности нужен для оказания воспитательно-дисциплинирующего воздействия на правонарушителей и потенциальных правонарушителей.

    В науке существует различное понимание юридической ответственности. Традиционными являются следующие определения. «Юридическая ответственность в целом представляет собой установленную правовыми нормами обязательную форму негативной реакции государства в лице его полномочных органов (должностных лиц) на противоправные действия, носящие характер правонарушений». Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

    В отношении ответственности в сфере действия лесного законодательства традиционным является определение, данное О. А. Зиновьевой: понятие юридической ответственности за нарушение лесного законодательства можно определить как установленную государством и предусмотренную санкцией юридической нормы меру принуждения, применяемую к лицу, совершившему лесонарушение.

    Однако понятие юридической ответственности не является однозначным в науке. Существует несколько подходов к пониманию юридической ответственности как правовой категории.

    Так, сторонники одной правовой позиции (О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский) утверждают, что юридическая ответственность — это мера государственного принуждения.

    По мнению других (Л. С. Явич), — это процесс реализации санкции правовой нормы.

    Третья позиция представлена в науке уголовного права. Ученые, ее придерживающиеся (Я. М. Брайнин), отмечают, что уголовная ответственность — это обязанность субъекта дать отчет за совершение деяния, «обязанность лица отвечать перед государством за содеянное».

    Сторонники четвертой точки зрения (И. С. Самощенко, М. X. Фарукшин) считают, что юридическая ответственность — это правоотношение, включающее в себя субъектов, объект и содержание.

    И наконец, пятые (С. С. Алексеев) сущность юридической ответственности видят в обязанности лица претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

    Если ответственность сводить лишь к принуждению, к реализации санкции, то, очевидно, нет необходимости в существовании ее как самостоятельного понятия. Ответственность как правовой институт и принуждение как одно из средств реализации права не одно и то же.

    На наш взгляд, предпочтительнее является следующее понимание юридической ответственности. Юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя ответить за свои действия и претерпеть неблагоприятные последствия своего противоправного поведения.

    Данное понимание юридической ответственности обладает рядом преимуществом. Исходя из традиционного понимания юридической ответственности, получается, что ответственности можно избежать (правонарушитель не несет ответственности за свои поступки), если правонарушение не будет раскрыто. И правонарушители совершают правонарушения, считая, что они не будет нести ответственность, надеясь, что их деяния не будут раскрыты правоохранительными органами.

    При традиционном понимании юридическая ответственность фактически приравнивается к наказанию и наступает с момента обнаружения деяния. Получается, что можно совершать правонарушения, не неся никакой ответственности, если данное деяние останется незамеченным органами государственной власти.

    Юридическая ответственность — это, в первую очередь, правоотношение, и оно, возникает с момента совершения противоправного деяния. В случае если правонарушение не будет раскрыто правоохранительными органами, оно продолжает существовать, но его содержание не будет наполнено реальным содержанием. Недостатки в работе правоохранительных органов не должны приводить к тому, что можно совершать противоправные деяния, не неся за них никакой ответственности.

    «Юридическая ответственность опосредуется специфической правовой связью в виде различных видов охранительных правоотношений, субъектами которых выступают правонарушитель, потерпевшие и государство в лице его компетентных органов и должностных лиц».

    С нашей точки зрения, правонарушитель несет ответственность за свои действия независимо от того, будет на него возложено взыскание или нет, с момента совершения правонарушения. Ответственность в данном случае существует в виде обязанности правонарушителя дать ответ за свои действия.

    Как пишет Я. М. Брайнин, «возникновение у правонарушителя обязанности «отвечать» за совершенное правонарушение составляет важнейшее условие всякой юридической ответственности, в том числе и уголовно-правовой».

    До обнаружения правонарушения правоотношение ответственности уже существует как идеально-формальная связь между правонарушителем и государством. Если правонарушение не будет обнаружено, юридическая ответственность будет латентной, как и правонарушение3.

    Такой подход может привести к пониманию того, что правонарушители несут ответственность за свои поступки с момента совершения противоправного деяния (а не когда его «поймают»). Это может снизить количество правонарушений и, соответственно, обусловит улучшение состояния окружающей среды.

    Исходя из вышесказанного, целесообразно использовать понятие «юридическая ответственность при нарушении лесного законодательства». Юридическая ответственность — правоотношение, возникающее одновременно с момента совершения лесного правонарушения при нарушении лесного законодательства.

    Суть любой ответственности заключается в том, что она выступает как известного рода обязанность.

    Обязанность нести ответственность за совершенное правонарушение имеет принудительный характер, и этим юридическая ответственность отличается от иных видов ответственности, например, моральной. Юридическая ответственность обладает принудительной силой благодаря тем санкциям, которые устанавливаются в соответствующих случаях законом.

    Ответственность устанавливается нормами права, но реализуется лишь с возникновением правоотношения.

    Таким образом, ясно, что юридическая ответственность (правоотношение юридической ответственности) наступает с момента совершения правонарушения, но данное правоотношение наполняется реальным содержанием с момента установления личности правонарушителя. В противном случае оно будет нереализованным: права и обязанности участников правоотношения не будут реализованы на практике.

    Сам по себе институт юридической ответственности за нарушение лесного законодательства носит комплексный характер: в его состав входят нормы разных отраслей права (лесного, экологического, земельного, гражданского, административного, уголовного и др.). В само лесное право непосредственно входят только нормы института таксовой ответственности, наступающей при нарушении лесного законодательства.

    Лесной кодекс РФ предусматривает три вида юридической ответственности: административную, уголовную и таксовую.

    Лесной кодекс РФ не упоминает ни о дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства, ни о материальной ответственности, наступающими в соответствии с трудовым законодательством. Отношения, связанные с применением мер дисциплинарной ответственности, не относятся к лесным отношениям. Однако в установленных законодательством случаях при нарушении норм лесного законодательства должностные лица и работники организации могут быть привлечены также и к дисциплинарной ответственности1.

    В период действия ЛК РФ 1997 г. была предусмотрена уголовная, административная и иная ответственность (ст. 95, гл. 16 ЛК РФ 1997 г.). В соответствии со ст. 111 ЛК РФ 1997 г. граждане и юридические лица были обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством РФ. Данная статья подразумевала таксовую ответственность. Вред, причиненный лесам, рассчитывался в соответствии с действующими в то время постановлениями Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» и от 5 февраля 1992 г. № 67 «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации». В настоящее время размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273, установившем три вида такс.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *