Ответственность за экологическое правонарушение

Содержание

Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью.

Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы:

  1. специальные экологические составы;
  2. смежные;
  3. дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • загрязнение морской среды (ст. 252);
  • порчу земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • незаконную охоту (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • другие преступления.

К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Виды наказаний за совершение экологических преступлений:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов).

Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев).

Лишение свободы на определенный срок предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических — возросло на 19,4%. В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числе всех экологических преступлений (в 1999 г. — 97,7%).

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%.

По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования».

Экологические правонарушения и ответственность за их совершение

Правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсных отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.).

Экологическое правонарушение — эго виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

К экологическим правонарушениям относятся:

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды:

  • невыполнение обязанностей но проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений:

  • нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов:

  • загрязнения окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц:

  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем: . невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

-неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

-нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую природную среду;

-незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью, и др.

В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности; уголовная, административная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции работника.

К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности (взысканий); замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. В случаях, прямо предусмотренных в нормативных актах, возможна также замена административной ответственности на дисциплинарную.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами: административными комиссиями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны водных ресурсов, органами рыбоохраны и др.

Административная ответственность имеет ряд специфических особенностей:

1)может наступать только за правонарушения, указанные в Кодексе об административных правонарушениях;

2)субъектами ответственности могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки:

  1. применяется в соответствии с компетенцией специально уполномоченного органа или должностного лица:

  1. применяется в определенном процессуальном порядке:

  1. налагаются только предусмотренные законом взыскания:

6)наложение взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.

Административная ответственность в сфере экологопользования дифференцируется на следующие виды экологических правонарушений:

— незаконные сделки с природными объектами (недрами, водами, лесами, животным миром):

— самовольное экологопользования:

  • не целевое использование природных объектов:

  • нарушение правил экологопользования:

-осуществление производственно-хозяйственной деятельности, наносящей вред природным объектам.

Уголовная ответственность предусматривается за совершение преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования. Уголовным кодексом Российской Федерации экологические преступления разделяются на две группы: общего и специального характера.

К общим экологическим преступлениям относятся нарушения законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации и др.

Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида:

1)преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр;

  1. преступления в сфере охраны и рационального использования фауны:

  2. преступления в сфере охраны и рационального использования флоры. Основные особенности уголовной ответственности за нарушение природопользования:

-наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую общественную опасность:

— применяется только судом;

-возможна только в отношении вменяемых физических лиц, достигших определенного возраста.

Материальная (гражданско-правовая) ответственность предусмотрена в отношении юридических лиц и граждан, причинивших вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, которые обязаны возместить его в полном объеме.

Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Причем материальный ущерб возмещается независимо от привлечения виновного к другим видам юридической ответственности.

Материальная ответственность характеризуется следующими признаками:

1)ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

2) возможна только при наличии вины работника:

3)учитывается только прямой ущерб, причиненный работником;

4)работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от ответственности данного вида:

  1. наступает не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба:

  2. взыскание производится администрацией при согласии виновного лица, в случае отказа в добровольном порядке возместить ущерб применяется только судебный порядок.

Ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. Существуют также и специальные виды ответственности:

1) ограничение права природопользования:

2)приостановка мероприятий. составляющих определенные элементы природопользования:

3)прекращение права природопользования в случае нарушения пользователями норм, правил и иных требований пользования природными ресурсами;

  1. лишение права природопользования, если небрежность пользователей может нанести вред природной среде;

  2. возложение на нарушителя обязанностей по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Специальная ответственность применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил природопользования.

Что проверяет ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ПО ЭКОЛОГИИ?

Что проверяет проверка из Инспекции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды?

Хотелось бы поделится своим опытом как на самом деле проходит проверка из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) и рассказать на какие вопросы обратить особое внимания.

Обращая внимание только на наличие документов по экологии, можно упустить самые важные моменты. А вот какие шаги должны быть выполнены мы и расскажем.

Плановая проверка по инспекции природных ресурсов включает проверку требований законодательства в области:

  • обращения с отходами
  • выбросов в атмосферный воздух
  • водопотребления и водоотведения
  • охраны растительного и животного мира.

Как происходит плановая проверка?

Для начала проверяющий по экологии обычно изучает наличием всех необходимых документов на вашей организации. Затем исследует организацию и сверяет данные в разработанных документах с фактическими наблюдениями.

Небольшое замечание: О необходимости заполнения журналов помнят почти все, а вот про ежегодные документы забывают. Особое внимание обратите на ежегодные отчеты, проведение ежегодной инвентаризации по отходам.

Пробежимся по каждому из разделов экологии и опишем перечни документов. По ходу поясним, что подразумевается под этими вопросами.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами:

1. разрешение на хранение и (или) захоронение отходов производства;

2. инструкция по обращению с отходами производства;

3. документация по инвентаризации отходов производства (точнее, приказы, титульный лист и сам акт инвентаризации);

4. нормативы образования отходов производства;

5. приказ по предприятию о назначении должностных лиц, ответственных за ведение первичного учета отходов, общего учета отходов, обращение с отходами;

6. первичный (ПОД-9) и общий (ПОД-10) учета отходов (в том числе ртутьсодержащих);

7. состояние оборудованных мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;

Из опыта экологических проверок.

Обычно на этом вопросе проваливаются большинство организаций. Какое же должно быть состояние оборудованных мест?

— все места должны быть подписаны (табличка с подписью наименования и кода отхода)

— в контейнере с бытовыми отходами, не должно находится отходов, которые можно переработать

— все места хранения должны быть на том месте, где они обозначены на карте временного хранения отходов. Даже если отходов этого типа нет, место должно быть организовано и подписано.

— отходы должны хранится так, как написано в инструкции по отходам (например: бумага в тюках, бытовой мусор в металлическом контейнере и т.п.)

8. договора с организациями-собственниками объектов захоронения, использования, обезвреживания отходов;

9. проверка фактических объемов хранения отходов производства;

10. проверка соответствия фактических объемов хранения отходов производства допустимому количеству накопления отходов производства, установленному в инструкции по обращению с отходами и данным книг учета;

Из опыта экологических проверок.

Фактические объемы хранения не должны превышать одну транспортную единицу. Данные объемы рассчитываются и указываются в приложении к инструкции по обращению с отходами производства. И, когда в ней написано, что отходы бумаги и картона — 20 кг — то в этом месте временного хранения не должно лежать более 20 кг, иначе….

11. проверка состояния мест временного хранения отходов и объектов хранения отходов, соответствие их расположения карте-схеме временного хранения отходов, приведенной в инструкции;

Из опыта разработки инструкции по обращению с отходами. Порядка 20% организаций не следят за соответствием расположения мест временного хранения, указанных в инструкции.

12. свидетельство о регистрации объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению отходов в реестре объектов по использованию, обезвреживанию либо захоронению отходов;

13. проверка выполнения предписаний, акты предыдущих проверок;

14. журнал регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, оформление сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

15. документация, подтверждающая регистрацию сделок по отчуждению отходов производства;

Регистрация сделок нужна тем, кто будет передавать отходы в собственность другой организации, которая не зарегистрирована в реестре по использованию, хранению, обезвреживанию и захоронению отходов.

16. государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»;

Отчет подается ежегодно до 20 января за отчетный год (ранее до 15 января).

17. наличие заключений о классе опасности отходов производства для отходов, класс опасности которых не указаны в Классификаторе отходов, образующихся в РБ;

18. наличие инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля, ведение журнала инструктажей по ПЭК, проведение проверок в рамках ПЭК.

19. Реализации на организации Указа президента №313.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства за использованием и охраной вод:

1. разрешение на специальное водопользование, государственный акт на обособленное водопользование, договора на забор воды из водопроводной системы и на сброс сточных вод в систему коммунальной канализации;

2. приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за использованием и охраной водных ресурсов;

3. проверка состояния, использования и охраны источников питьевого водоснабжения, соблюдения установленных режимов хозяйственной и иной деятельности в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения. Наличие бездействующих и незатампонированных скважин;

4. проверка состояния и эффективности работы сооружений по очистке сточных вод, соблюдения условий сброса сточных вод, влияния сточных вод на состояние водных объектов;

5. проверка проведения водоохранных мероприятий, заданий по строительству и вводу в эксплуатацию водоохранных объектов и совершенствованию методов и технологий очистки сточных вод;

6. проверка соблюдения лимитов водопотребления и водоотведения, ведения учета использования вод, наличие и состояние приборов и оборудования для учета потребления и сброса вод, ведения журналов учета водопотребления и водоотведения и качества вод (ПОД-6, ПОД-7, ПОД-8);

7. проверка наличия на предприятиях потенциальных источников загрязнения водземных вод и выполнение на этих объектах мер по защите подземных вод;

8. проверка наличия режимной сети наблюдательных скважин за состоянием подземных вод;

9. проверка режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

10. проверка соблюдения правил эксплуатации водохозяйственных систем, водохранилищ, прудов;

11. проверка данных о выполнении мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов, охрану вод, предотвращение аварийных (залповых) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, и использование выделенных на эти цели средств;

12. проверка выполнения предписаний по актам предыдущих проверок.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства за использованием и охраной земель, растительного мира, лесов и ландшафтов:

1. соблюдение законодательства об охране и рациональном использовании земель;

2. соблюдение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

3. выполнение правил рекультивации нарушенных земель;

4. выполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной и ветровой эрозии или других процессов разрушения, иных вредных воздействий;

5. соблюдение требований законодательства по недопущению разжигания костров в запрещенных местах;

6. ведение учета объектов растительного мира;

7. наличие плана месторасположения объектов растительного мира;

8. наличие рабочего дневника учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий;

9. обеспечение сохранности объектов растительного мира и осуществление их содержания и воспроизводства;

10. соблюдение порядка удаления древесно-кустарниковой или иной растительности, не входящей в государственный лесной фонд;

11. охрана среды произрастания объектов растительного мира, в том числе проведение противопожарного и санитарного благоустройства территорий, включая оборудование мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;

12. приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за использованием и охраной земель, растительного мира.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства в части охраны атмосферного воздуха, озонового слоя:

1.наличие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдение особых условий;

2.акт инвентаризации, проект нормативов допустимых выбросов;

3.наличие положений о структурных подразделениях, в компетенции которых находится вопросы охраны атмосферного воздуха;

4.порядок осуществления производственного и ведомственного контроля;

5.порядок эксплуатации, технического состояния и использования газоочистного оборудования;

6.наличие зарегистрированных паспортов;

7.технические отчеты испытаний газоочистных установок инструментальными методами;

8.ведение отчетности №1-ОС (воздух)

9.ведение учета по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3,ПОД-4,ПОД-5,ПОД-11.

10.Наличие приказов (распоряжений) о назначении должностных лиц, ответственных за охрану атмосферного воздуха, эксплуатацию, обслуживание и ремонт сооружений по очистке выбросов, ведение учета, составление отчетсности;

11.Выполнение конкретных мероприятий по снижении выбросов;

12.Выполнение требований Постановления Минприроды №63 от 14.05.2007 г (соблюдение правил контроля за мобильными источниками);

13.Соблюдение требований Инструкции по обращению с озоноразрушающими веществами;

14.Соблюдение лицензионных требований и условий (при наличии лицензии);

15.Выполнение ранее выданных предписаний;

16. Наличие постановлений на приостановку хозяйственной деятельности и возмещения вреда окружающей среде (если были).

Что же делать, если же Вы нашли себя в списке проверок, а каких-то документов у Вас не хватает?

Постарайтесь максимально быстро разработать документы и подать на согласование. Вероятнее всего, если Ваши документы находится на согласовании в комитете, то проверку Вам перенесут чуть попозже. За это время Вы успеете подготовится более основательно.

Дополнительная информация:

График проверок по г. Минску

График проверок по Минской обл.

Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок

3. Общие и специальные меры предупреждения экологических преступлений

  • •Isbn 5-7357-0037-5
  • •Предисловие
  • •Введение
  • •Глава I Криминология как наука и ее предмет
  • •1. Наука
  • •2. Предмет науки (понятие)
  • •3. Преступность
  • •4. Причины преступности
  • •5. Лицо, совершившее преступление
  • •6. Предупреждение преступности
  • •7. Жертва преступления
  • •8. Система криминологии
  • •9. Методология, методика и основные понятия криминологии1
  • •Глава II Основные характеристики преступности
  • •1. Количественные характеристики преступности
  • •2. Качественные показатели преступности
  • •3. Латентная преступность
  • •Глава III Причины преступности
  • •1. Экономические отношения и преступность
  • •2. Социальные отношения и преступность
  • •3. Политические интересы и преступность
  • •4. Нравственное состояние общества и преступность
  • •5. Условия, способствующие совершению преступлений
  • •Глава IV Личность преступника и причины преступного поведения
  • •1. Отличительные черты личности преступника
  • •2. Индивидуальное преступное поведение
  • •Глава V Общие проблемы предупреждения преступности
  • •1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
  • •2. Система и субъекты предупреждения преступлений
  • •Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функции
  • •Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении функций контроля
  • •Субъекты, осуществляющие руководство профилактикой преступлений
  • •3. Социально-экономические и организационные основы предупреждения преступлений
  • •4. Правовые основы предупреждения преступлений
  • •Раздел 1 — Общие положения;
  • •Глава VI История отечественной криминологии и ее современное состояние
  • •1. Развитие криминологии в дореволюционный период1
  • •Социологическое направление в науке уголовного права
  • •Антропологическое направление
  • •2. Развитие криминологии в 20-х – 30-х гг.
  • •3. Развитие криминологии в 60-х гг. И ее современное состояние
  • •Глава VII Концепции причин преступности в западной криминологии (исторический аспект)
  • •1. Рационалистическая концепция причин преступности
  • •2. Антропологические концепции причин преступности
  • •3. Концепция социальной детерминации преступного поведения Теория социальной физики в криминологии
  • •Структурно-функциональный анализ в криминологии
  • •Глава VIII Современное состояние преступности в зарубежных странах
  • •1. Общая характеристика преступности в высокоразвитых зарубежных странах
  • •2. Особенности преступности в отдельных наиболее развитых зарубежных странах 1
  • •3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • •Глава IX Криминологическая характеристика преступлений
  • •1. Понятие и структура криминологической характеристики преступлений
  • •2. Криминологическая классификация преступлений1
  • •3. Сходство и различие классификаций научных дисциплин уголовно-правового цикла
  • •Глава X Рецидивная преступность и ее предупреждение
  • •1. Понятие рецидивной преступности и ее виды
  • •2. Причины и условия рецидивной преступности
  • •3. Личность рецидивиста
  • •Глава XI Профессиональная преступность и ее предупреждение
  • •1. Понятие профессиональной преступности и ее характеристика
  • •Ретроспективный анализ проблемы
  • •Понятие и признаки профессионально-преступной деятельности
  • •Практическая значимость теории
  • •Криминальный профессионализм в современной преступности
  • •1. Криминальный род занятий (специализация)
  • •2. Необходимые познания и практические навыки (квалификация)
  • •Основные преступные квалификации
  • •3. Преступления как источники средств существования
  • •4. Связь индивида с асоциальной средой (субкультура)
  • •2. Причины и условия профессиональной преступности Роль уголовных традиций и обычаев в воспроизводстве профессиональной преступности
  • •Социальные условия, способствующие профессиональной преступности
  • •3. Предупреждение профессиональной преступности
  • •Глава XII Организованная преступность и меры борьбы с ней
  • •1. Понятие организованной преступности и ее характеристика
  • •2. Общественная опасность, тенденции и прогноз развития организованной преступности
  • •3. Факторы, детерминирующие появление и развитие организованной преступности
  • •4. Личность участника преступных объединений (основные данные)1
  • •5. Специальные меры предупреждения организованной преступности3
  • •Правовые меры предупреждения
  • •Организационные меры
  • •Глава XIII Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
  • •1. Состояние, динамика и причины преступности несовершеннолетних
  • •Взаимосвязь преступности несовершеннолетних с преступностью молодежи
  • •Особенности распространения преступности несовершеннолетних в регионах
  • •Структурные, мотивационные и иные основные криминологические характеристики преступлений несовершеннолетних
  • •Среднегодовые показатели по отдельным видам преступлений, совершенных несовершеннолетними в Российской федерации за 1966-1990 гг.
  • •2. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников Половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления
  • •Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних
  • •Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников
  • •3. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
  • •Глава XIV Преступность женщин и ее предупреждение
  • •1. Состояние, динамика и структура преступности женщин
  • •2. Причины преступности женщин
  • •3. Предупреждение преступности женщин
  • •Глава XV Преступность в экономике и ее предупреждение
  • •1. Криминологическая характеристика преступлений в экономике
  • •2. Причины и условия совершения преступлений в экономике
  • •3. Предупреждение преступлений в экономике
  • •Глава XVI Насильственные преступления, хулиганство и их предупреждение
  • •1. Структура, динамика и иные криминологические характеристики тяжких насильственных преступлений и хулиганства
  • •2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и хулиганов
  • •3. Причины и основные направления предупреждения тяжких насильственных преступлений и хулиганства
  • •Глава XVII Преступления против личной собственности граждан и их предупреждение1
  • •1. Криминологическая характеристика корыстных и корыстно-насильственных преступлений против личной собственности граждан
  • •2. Общие и специальные меры предупреждения
  • •Глава XVIII Экологические преступления и их предупреждение
  • •1. Понятие экологических преступлений, их состояние и структура
  • •2. Причины экологических преступлений
  • •3. Общие и специальные меры предупреждения экологических преступлений
  • •Глава XIX Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение
  • •1. Общая характеристика неосторожных преступлений
  • •2. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий
  • •3. Общие и специальные меры предупреждения
  • •4. Предупреждение преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта
  • •Глава XX Преступность военнослужащих и ее предупреждение
  • •1. Преступность военнослужащих и ее причины
  • •2. Криминологическая характеристика личности преступников
  • •3. Основные направления предупреждения преступлений военнослужащих
  • •Глава XXI Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение
  • •1. Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы
  • •2. Причины преступности в местах лишения свободы
  • •3. Профилактика преступности в местах лишения свободы
  • •Краткий криминологический словарь1
  • •Сведения о видных криминологах1
  • •Литература (1989-1993 гг.)1
  • •II. Методология и методика криминологии Монографии, пособия, лекции
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •III. Преступность: понятие, состояние, виды
  • •1. Понятие и состояние Монографии, пособия
  • •Статьи, сообщения
  • •2. Организованная преступность Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •3. Экономическая преступность Монографии, пособия
  • •Статьи, сообщения
  • •4. Преступления против личной собственности
  • •6. Насильственная преступность Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •7. Женская преступность Монографии, пособия, брошюры
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •8. Преступность лиц с психопатологическими особенностями Монографии, пособия
  • •Статьи, сообщения
  • •IV. Борьба с преступностью
  • •1. Общие вопросы борьбы с преступностью Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •2. Борьба с отдельными видами преступлений Монографии, пособия, лекции
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •V. Причины и условия преступности
  • •1. Общее понятие причин и условий преступности Монографии, пособия
  • •Статьи, сообщения
  • •2. Причины и условия отдельных видов преступной деятельности Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •3. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
  • •VI. Личность преступника Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •VII. Предупреждение преступности
  • •1. Понятие, система и пути предупреждения преступности. Виды профилактики Монографии, пособия, лекции
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •2. Субъекты профилактики, их задачи и полномочия Монографии, пособия, лекции
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •3. Предупреждение отдельных видов преступлений Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •4. Профилактика среди несовершеннолетних и молодежи Монографии,пособия,лекции
  • •Тематические сборники
  • •VIII. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
  • •X. Криминологическая характеристика взаимосвязи преступности и пьянства, наркомании, токсикомании Монографии, пособия
  • •Тематические сборники
  • •Статьи, сообщения
  • •XI. Преступность и борьба с ней за рубежом Монографии, пособия
  • •Статьи, сообщения
  • •3Вирбуль Владимир Карлович
  • •123286, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Что такое экологическая преступность, назовите ее причины и приведите примеры экологических преступлений?

Экологическая преступность — сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.

Экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается:

в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения;

в образовании зон экологического неблагополучия и бедствия; деградации возобновимых природных ресурсов (почв, рыбных, лесных ресурсов и др.);

в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);

в возрастании риска крупных техногенных катастроф;

в ухудшении качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей;

в распространении радиоактивного загрязнения;

в загрязнении воздушного бассейна и опасном изменении климата;

в опасном загрязнении продуктов питания.

Причинами, способствующими совершению экологических преступлений, являются разнообразные социальные, экономические, политические, идеологические, психологические, организационно-управленческие, воспитательные, личностные и иные факторы, которые собственно и порождают экологические преступления.

Так, основным социальным фактором на протяжении проводимых в последние более чем десять лет реформ в стране является резкое снижение жизненного уровня населения, что порождает стремление многих аутсайдеров поддерживать свою жизнеспособность путем несанкционированного посягательства на природные ресурсы (браконьерство, незаконная порубка деревьев) с целью последующей их реализации или обращения в собственное пользование.

Вместе с тем те же браконьерство (в отношении водных биологических ресурсов) и незаконная порубка деревьев превратились в доходный источник бизнеса, породив создание целых преступных сообществ, поставивших в полном смысле слова на промышленную основу противоправную добычу и реализацию названных природных богатств. Экономическую основу существования такого незаконного бизнеса составляет устойчивый спрос на эту продукцию, поддерживаемый достаточно низкой ценой предложения по сравнению с легальным сектором экономики.

К политическим факторам можно отнести отсутствие четко выраженной позиции высшего руководства страны в отношении проблемы экологической преступности. Безусловно, важными сегодня являются проблемы терроризма, экстремизма, наркотизма, торговли людьми, убийств народных избранников, однако мы уже ранее отмечали, что не вполне прослеживается последовательная государственная воля в разработке и реализации действенных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение экологических преступлений. Так, в Национальном плане Российской Федерации по реализации межгосударственных программ на период с 2000 до 2003 года, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 августа 2000 года №600 также как и в ранее принимавшихся федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью, места вопросам, посвященным борьбе с экологическими преступлениями, не нашлось.

В идеологическом смысле питательной средой дальнейшего развития экологической преступности, как представляется, служит вольно или невольно пропаганда средствами массовой информации (телевидение, радиоканалы) образа преуспевающего человека. В целом направленность на успех в рыночных условиях сама по себе похвальна, но смущает один весомый факт — в списке наиболее богатых людей мира, ежегодно публикуемых солидными западными изданиями, Россию с гордостью представляют только те, кто имеет доступ к природных кладовым. То есть доморощенных «биллов гейтсов», сделавших капитал и имя на создании и продвижении высокоинтеллектуального продукта, в обозримом будущем мы вряд ли будем иметь честь лицезреть.

Отсюда следует и психологический фактор, который подстегивает потенциального правонарушителя на подвиги под девизом: «А чем я хуже других?». Вся проблема в том и состоит, что «другие», занимаясь незаконным промыслом природных ресурсов в больших, если не сказать гигантских масштабах, нередко избегают ответственности, а статистику экологической преступности формируют простые обыватели, которых и преступниками то можно назвать с большой натяжкой.

К числу организационно-управленческих факторов необходимо отнести, прежде всего, отсутствие четкой специализации правоохранительных органов в борьбе с экологическими преступлениями. Дело в том, что в последнее время наметилась тенденция сокращения числа природоохранных прокуратур, достаточно эффективно проявляющих себя на фронте борьбы с экологическими преступлениями. Кроме того, у субъектов Российской Федерации фактически отсутствует стимул для образования подразделений экологической милиции, поскольку согласно утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года Структуре милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета4 регионы лишены возможности создавать за свой счет органы дознания. Не соответствует складывающейся обстановке и уровень взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего прокуратуры, с природоохранными органами, которые являются основными поставщиками информации о противоправных деяниях в экологической сфере.

Очевидно, что содержательная сторона воспитательно-образовательного процесса также отражается на состоянии экологической преступности. Отрадно, что в развитие утратившего силу в прошлом году Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» с 1992 года в школах введен курс общей экологии, однако хромает правовой аспект, который необходимо учитывать, поскольку подростки достигают возраста административной и уголовной ответственности, в том числе за экологические проступки, еще находясь в школе, а, значит, фундамент будущего правомерного поведения. В том числе и по отношению к объектам природы, закладывается именно здесь.

Конечно же, нужно учитывать и личностный фактор. В целом всех индивидуумов можно с достаточной долей условности разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто ни при каких обстоятельствах не нарушают запретов и выполняют все предписания в строгом соответствии и последовательности. Это так называемые законопослушные граждане, число которых, к сожалению, не становится больше. Вторую группу составляют те, кто допускает, что можно совершать противоправные деяния, в том числе экологического характера, если об этом никто не узнает или за это ничего не будет. Те же залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, совершаемые под покровом ночи, наиболее ярко характеризуют эту группу. Наконец, последнюю прослойку составляют маргиналы, для которых пренебрежительное отношение к установленным правилам поведения является обыденной нормой.

Экологические преступления — преступные посягательства на экологическую безопасность, то есть безопасность окружающей природной среды как условия и средства обитания человека и живых организмов, а в принципе — и их выживания.

Общественная опасность экологических преступлений заключается в том, что оно посягает на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования.

То есть экологические преступления нарушают закреплённое в ст. 42 Конституции РФ право человека на здоровую окружающую среду. Видовым объектом данной группы преступлений являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения. Непосредственными объектами экологических преступлений выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения.

Исходя из непосредственного объекта экологические преступления подразделяются на два вида.

I. Экологические преступления общего характера. Они посягают на природу в целом. К ним относятся:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ),

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ),

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ).

II. Специальные экологические преступления, которые посягают на отдельные компоненты или составляющие природы (воздух, воду и т. п.). К ним относятся:

загрязнение вод (ст. 250 УК РФ),

загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ),

загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ),

нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ),

порча земли (ст. 254 УК РФ),

нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ),

незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ),

нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ),

незаконная охота (ст. 258 УК РФ),

уничтожение популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ),

незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ),

уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ),

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Предметом этих преступлений являются сама окружающая среда и её наиболее значимые компоненты: земля, недра, леса и растительный мир в целом,воды, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты.

>Экологические правонарушения в россии примеры

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

Для предупреждения экологических преступлений решающее значение имеет ограничение сфер и силы действия, а по возможности — и устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций. Именно на базе хорошо просчитанных, научно обоснованных, ресурсообеспеченных мер экономического характера можно восстановить равновесие в системе «человек (общество) — природа», уберечь окружающую среду от масштабных противоправных посягательств на нее, сохранить ее для будущих поколений. Особенно это касается добывающих, металлургических, энергетических и других отраслей промышленности, интенсивно воздействующих на природную среду, а также кладовой природы в виде лесных, рыбных и других богатств.

Потребительское, а порой и откровенно рваческое отношение к природе сложилось и в тех регионах, где ее богатства являются не единственным или основным источником существования, а лишь подспорьем для семейного бюджета либо предметом чисто спортивной охоты, рыболовства и т.п. В этой связи можно отметить такую характерную особенность личности тех, кто совершает экологические преступления и другие правонарушения, как их своеобразную специализацию на данном типе противоправного поведения: эти люди никогда не обманут других, не украдут чужое имущество, никого не ограбят и т.д. (в этом отношении они вполне законопослушны), но они всегда готовы поживиться за счет природы и способны на серьезные преступления, причиняющие ей большой вред.

Экологические правонарушения и экологические преступления

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Необходимость разграничения преступления и проступка возникает при применении 99% содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) норм экологического характера.

Экологическое преступление — виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие дано согласно ст. 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»)).

Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления в России на примере законодательства Китая и Франции

Как показала практика, на сегодняшний день, перед Россией остро встали проблемы в сфере экологии. Как отмечалось ранее, преступления в сфере экологии имеют высокую степень вредности для человека, а иногда и для всего человечества. Отражаясь на окружающей среде и здоровью человека они, зачастую не поддаются измерению. Вот поэтому, необходимо уделить огромное внимание на развитие и совершенствование норм, касающихся экологических преступлений в уголовном праве России и первым решительным шагом как раз таки будет введение уголовной ответственности юридических лиц за данные составы преступлений

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики, вступившего в силу 1 октября 1997 г., в новой редакции предусматривает уголовную ответственность юридических лиц в частности закрепляет перечень юридических лиц, которые могут нести уголовную ответственность. В том числе за преступления в сфере экологии. В уголовном кодексе КНР за преступления в сфере экологии используется принцип «двойного наказания», т. е. наказание несет не только само юридическое лицо, но и, ответственное лицо за содеянное. Что касается наказаний, то раздел предусматривает наложение штрафов на юридических лиц, а для физических лиц, лишение свободы.

Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие, виды, особенности

  1. Естественное происхождение. Если в результате противоправных действий были, к примеру, уничтожены зеленые насаждения на ферме или дачном участке, речь об экологическом правонарушении не идет. Эта отрасль права занимается только теми объектами, которые образовались без участия человека. Если же были уничтожены какие-либо сельскохозяйственные объекты, будет подсчитываться экономический ущерб, и на него распространяются соответствующие нормы законодательства.
  2. Экологическая зависимость от среды. В природе все взаимосвязано: отравление рек приводит к массовой гибели рыб и млекопитающих, вырубка деревьев становится причиной миграции и гибели животных. Задача природоохранного законодательства – не допустить нарушения экологического баланса и остановить причинение ущерба.
  3. Экологическая ценность для человеческого общества. Государство является единственным собственником природных богатство, оно обязано строго контролировать добычу всех видов ископаемых, в том числе подземных вод. Экологическая ценность объекта определяется по разным критериям: чем он важнее, тем более строгой будет ответственность за причиненный вред.

Экологическим преступлением признается не только причинение реального вреда окружающей природе, но и создание ситуации опасности. К примеру, если организация нарушает правила транспортировки и хранения опасных отходов, она будет нести ответственность в рамках законодательства даже в том случае, если никакой утечки не произошло. Такая мера призвана предупредить преступление и не допустить нарушения баланса из-за халатности ответственных лиц.

Экологические катастрофы России

В 2016 г. случилось уже два экологических бедствия. Поблизости Анапы в поселке Уташ нефть просочилась из старых скважин, которые уже не используются. Размер загрязнения почвы и воды составляет около тысячи квадратных метров, погибли сотни водоплавающих птиц. На Сахалине разлилось более 300 тонн нефти в залив Уркт и реку Гиляко-Абунан из нерабочего нефтепровода.

В Красноярске в середине марта появилось «черное небо». Это явление свидетельствует о том, что в атмосфере рассеиваются вредные примеси. В результате в городе сложилась ситуация первой степени опасности. Считается, что в таком случае химические элементы, влияющие на организм, не влекут патологии или заболевания у людей, но ущерб, нанесенный экологии, все равно значительный.

Чтобы проиллюстрировать вышеобозначенные объективные причины кризисного состояния, влекущие за собой невыполнение постановлений экологического права, я приведу несколько примеров злостного нарушения законов об окружающей среде:

«С каждым годом международные экологические катастрофы и преступления становятся все более масштабными и ужасающими. С каждым годом человечество все больше и больше наносит непоправимых ран своему ареалу, Земле в целом. И можно привести множество примеров в период с 1980 по 2002года.

Взрыв на Чернобыльской АЭС — крупнейшая в мире экологическая катастрофа. Тысячи, десятки тысяч жертв. Мертвая, загрязненная радиацией территория. Экологический баланс окружающей среды до сих пор еще не восстановлен. Радиационный фон в десятки, сотни раз превышает допустимый, и это спустя 14 лет после аварии.

По сути, любая современная война сопровождается страшными экологическими потрясениями. Так, во время Ирано-Кувейтской войны, а именно в операции «Буря в пустыне» американскими вооруженными силами, были применены специальные средства с урановой начинкой. Последствия — это серьезное нарушение экологического баланса, отсюда мутации среди животных, бесплодие у людей, новые болезни, ослабление человеческого организма…

Югославская война: силами НАТО применяются «графитовые бомбы». Результат — Дунай — одна из крупнейших Европейских рек, и его побережья, за несколько месяцев, превращаются в самый загрязненный участок Европы. И это не только очередная эко-катастрофа — это прямое нарушение норм международного права.

Хватает наглядных примеров и в настоящей России и В республике Татарстан в частности. Полтора года назад Российский нефтяной танкер натолкнулся вблизи берегов Японии на рифы. В итоге, все его многотонное содержимое оказалось в море. А этот морской участок на долгое время нес гибель всему живому.

Не более чем год назад произошел разрыв нефти на реке Кама. Под угрозой загрязнения оказалась Волга, а вместе с ней все среднее и нижнее Поволжье. Обошлось???

И причинами таких экологических катастроф являются не только природные явления, но и ошибки и недосмотр должностных лиц.

Сколько же «незначительных и малоафишируемых» экологических происшествий происходит на всей планете каждый день: пожары, утечки газа и нефти, взрывы источников повышенной опасности и просто загрязнение отходами и продуктами остаточной деятельности. Человечество поворачивает вспять реки и осушает болота.. .»

«Кроме того, загрязнение окружающей среды происходит не только в следствии непредвиденных, нежелаемых обстоятельств, но и сознательно. Так, в качестве примера «правомерного» экологического загрязнения, можно привести захоронения ядерных отходов.

Сегодня ядерные отходы чаще всего помещают в толстостенные стальные цилиндры, которые закапывают в безлюдных местах на глубину нескольких десятков метров. Считается, что металл надежно изолирует плутоний и не допускает утечки радиации. Однако ученые сходятся на том, что идиллия будет длиться не слишком долго. Самое большее через несколько столетий захоронение ядерных отходов начнут «фонить», заражая окружающую местность. Так что, уже через несколько столетий металл начнет пропускать излучение — чем дальше, тем больше».

«Более того, Россия на своей территории производит захоронение ядерных отходов и из других стран: США, стран Европы. За умеренную плату конечно. Правительство за деньги продает экологическое будущее России.

Ученые прогнозируют, что если через 5-10 десятилетий под таким гибельным воздействием на природу начнутся воистину серьезные изменения в окружающей среде,… которые, в конце концов, могут привести к глобальной экологической катастрофе, гибели всего живого на Земле.

Может быть уже пора задуматься о БУДУЩЕМ??»

«О загрязнении солями водоносного горизонта в Южном Эльзасе (Восточная Франция) известно уже давно. Оно фиксируется по возрастающему во времени содержанию хлора в водозаборных скважинах г.Колмара.

Загрязнение образуется в зонах добычи и обогащения калийных рудников за счет остаточных солей, содержащих хлористый натрий (85%) и глины (15%). В течение долгого времени отходы складировались на поверхность земли; атмосферные осадки, фильтруясь через отвалы, выносили растворенную соль (NаС1) в подземные воды. Чтобы предотвратить такое засоление подземных вод, раствор МаС1 стали сбрасывать по трубопроводу в Рейн, так что в отвалы теперь складируются отходы с очень малым содержанием соли. Однако ситуация не улучшалась, т.к., во-первых, Рейн сейчас интенсивно загрязняется и эта проблема приобрела международное значение, а во-вторых, отвалы сохранились, и, хотя они не обновляются, все же благодаря своим большим размерам (средняя высота 20м, с примерной площадью основания 100х100м) продолжают оставаться постоянным источником загрязнения водоносного горизонта.

«Хорошо известно, что загрязнение окружающей среды очень подвижно по концентрации и качественному составу загрязняющих агентов. Так, при пожаре на КамАЗе окружающая среда на 10 км была загрязнена ядовитыми продуктами сгорания при концентрации, превышающий ПДК в сотни раз. Однако продукты пожара осели на поверхность, и пока неизвестно, как они скажутся на здоровье животных прилегающих ферм. От того, какова концентрация и качество вредных веществ в окружающей животной среде, времени их действия на животных, зависит и тяжесть патологии. Имеет значение масса, вид животного, тип питания.

Каково же конкретное вредное воздействие ядов на животных?

В организме коровы, лошади и других сельскохозяйственных животных регуляция обмена осуществляется сложным нейрогормональным комплексом, через органы чувств и другие системы (нервная, гормональная, половая, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная), воспринимающие все из окружающей среды. В зависимости от того, какая из этих систем является мишенью для яда, как легко и быстро он может распространиться в организме, как легко и быстро он может распространиться в организме, как быстро организм включил свои системы защиты (разбавляет, нейтрализует, выводит), от этого зависит клиническая картина отравления. При концентрированных ядах, больших дозах их попадания в организм и быстрого распространения в нем наступает острое отравление, протекающее тяжело и нередко с летальным исходом.

Но чаще из окружающей среды вредные вещества действуют на животных медленно и невысокими дозами, что вызывает у них хроническое течение отравления при незаметном или слабом проявлении его клинической картины. При таком отравлении животных яды могут накапливаться в печени, почках, жировой ткани, коже, костях, даже в мышцах и др. Путей освобождения от вредных веществ несколько: моча, кал, выдыхаемый воздух, пот, молоко, даже шерсть. Если организм не справляется с балансом поступления и выделения вредных агентов, наступает состояние, когда организм заболевает (в разной клиникой отравления), и хроническое течение болезни переходит в тяжелый токсикоз, за которым может последовать гибель животного.

Виды преступлений в сфере экологии и меры ответственности за экоцид по УК РФ

От состояния окружающей среды в большой степени зависит здоровье, качество и продолжительность жизни граждан. Наряду с защитой безопасности и интересов граждан Уголовный Кодекс защищает также и экологические нормы.

Экологическим преступлениям в Уголовном Кодексе посвящена глава 26 УК РФ (статьи с 246 по 262). К экологическим преступлениям относится комплекс мер, направленный на ухудшение экологической ситуации. В частности рассмотрим распространенные преступления:

  • загрязнение природных ресурсов (атмосферы, водоемов, морской среды);
  • нарушение правил охраны окружающей среды;
  • незаконная порча земли;
  • незаконная охота;
  • уничтожение или повреждение лесов (вырубка лесных насаждений, инициация пожаров в лесу и т.п.).

Предметом экологического преступления служат естественные природные объекты, то есть, к примеру, вырубка деревьев на собственном земельном участке сюда не относится. Также действия, которые могут классифицироваться как экологическое преступление, должны нарушить экологический баланс определенной местности.

Разновидности экологических преступлений

Экологические преступления разделяют на следующие виды:

Специальные

Экологические преступления, в результате которых целенаправленно была повреждена экологическая среда. К таким преступлениям относятся и нарушение эксплуатации природных ресурсов, и целенаправленное причинение вреда природным ресурсом (загрязнение водоемов токсичными отходами производства, браконьерство, вырубка лесов, порча земли и т.п.).

Смежные

Преступления, не являющиеся по изначальному замыслу экологическими, но в результате которых был причинен вред экологической среде. К примеру, нарушение правил пожарной безопасности или безопасности осуществления каких-либо работ (строительных, горных и т.п.), нарушение правил хранения и перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, сбыт сильно ядовитых веществ, терроризм и т.п.).

Дополнительные

Преступления, совершенные должностными лицами органов самоуправления против интересов государственной власти, в результате которых была повреждена экологическая среда (превышение должностных полномочий, халатное отношение к должностным обязанностям и т.п.).

Специальные виды преступлений рассматривают судом индивидуально, а смежные и дополнительные в комплексе с другими правонарушениями, которые привели к экологическому преступлению. За экологические преступления могут нести уголовную ответственность как физические лица, так и целые организации.

Меры ответственности

Уголовная ответственность за экологические преступления может быть материальной (в виде штрафа), административной (обязательные или исправительные работы) или уголовной (лишение свободы и арест) в зависимости от тяжести притупления.

Знаете ли Вы Экологические преступления относятся к преступлениям против мира и безопасности человечества. Кроме прочих, к ним же можно отнести и наемничество — преступление, подразумевающее ответственность наемного лица за участие в войнах и иных вооруженных конфликтах на территории государства. Подробнее о составе, видах и ответственности наемничества — читайте на нашем сайте

  • Самой легкой мерой наказания считается штраф. По решению суда преступник будет вынужден оплатить штраф в размере от 200 до 700 минимальных установленных заработных плат. Размер штрафа зависит от тяжести преступления.
  • Альтернативой штрафу могут быть исправительные работы с небольшими (до 20%) отчислениями из заработной платы на протяжении срока до двух лет. Дополнительно до 240 часов обязательных работ в свободное время.
  • Альтернативной или дополнительной мерой может стать лишение должностного лица права заниматься определенным видом деятельности на определенный срок или бессрочно. Такое возможно, если преступление произошло в результате недобросовестности или халатности должностного лица.
  • За порчу земли в крупных размерах суд может счесть нужным ограничить свободу нарушителя на срок до 3 лет.
  • За загрязнение водоемов преступник может быть арестован на срок до 3 месяцев, а за загрязнение морской среды – на срок до 4 месяцев.
  • Одно из самых суровых наказаний – лишение свободы. За тяжкое экологическое преступление могут лишить свободы на срок до 8 лет. Такая мера наказания возможна по совершению любого вида экологического преступления в зависимости от тяжести последствий.
  • Если же последствия преступления приравнены по УК РФ к экоциду – настолько тяжкому и масштабному вреде окружающей среде, что это может привести к экологической катастрофе, преступник может быть лишен свободы на срок от 12 до 20 лет.

Особенности законодательства в сфере экологии

Экологическое право – безусловно, важный элемент законодательства страны. Для регулирования вопросов в экологической сфере существуют различные источники права данной отрасли. В соответствии с закономправовые акты должны иметь определённую объективную форму, для того, чтобы считаться таковыми. Принимаются нормы органом, имеющим на это полномочия. Согласно Конституции России, для вступления в силуакты должны публиковаться официально.

Особенностью экологического законодательства является то, что нормы, регулирующие данную отрасль, содержатся во многих смежных правовых ресурсах.

Источниками экологического права являются:

  1. Конституция. Содержит основные принципы экологического права. Так, статья вторая гласит, что высшей ценностью является человек, а также его свобода и права. А статья 42-я определяет право человека на благоприятную экологию, верную информацию о состоянии окружающей среды и на компенсацию вреда, нанесённого экологическим преступлением его ценностям или здоровью.. Согласно статье 9-й, природа в России охраняется, причём экологические объекты могут быть в любой форме собственности. Порядок и условия использования земли регламентированы законом РФ. Статья 72-я Конституции определяет, что пользование экологическими объектами, охрана экологии, безопасность в этой сфере регулируется Российской федерацией и её субъектами.
  2. Федеративные договоры. Они играют важную роль в разграничении полномочий, к примеру, между федеральными органами власти РФ и органами субъектов федерации.
  3. Международное законодательство. Договоры, принципы и нормы. В статье 15-й Конституции РФ установлено, что международные нормы приоритетны.
  4. Федеральные законы. Один из основных законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» принят в 2002 году. Также экологические отношения регулируются кодексами: Лесным, Земельным, Водным и законами «О недрах», «О животном мире».В Уголовном кодексе глава 26-я посвящена экологическим преступлениям.
  5. Акты Президента РФ имеют влияние на проблемы экологии. К примеру, указы «О природных ресурсах», «О реализации конституционных прав граждан на землю» и т.д.
  6. Акты Правительства выполняют исполнительную функцию, разрабатывают целевые программы по обращению с радиоактивными отходами и их уничтожению, по предотвращению климатических отрицательных изменений и т.п.
  7. Нормативные акты министерств и ведомств.Особое место занимают Акты Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Министерств сельского хозяйства и продовольствия, природных ресурсов.
  8. Акты, законы и конституции субъектов федерации. Например, Земельный кодекс Татарстана.
  9. Нормы местных органов самоуправления регулируют природоохранную функцию.
  10. Локальные акты принимаются на некоторых производствах и в организациях с целью охраны природы.
  11. Судебная практика. В частности, постановления Арбитражного, Конституционного судов.

Количество актов, охраняющих природу, свидетельствует, что экологическому праву законодательство уделяет большое внимание. Ведь от экологии зависит здоровье населения. Совершая преступление против экологии, человек покушается на жизнь и здоровье других людей через окружающую среду, нарушает их Конституционные права.

Субъектом, на который распространяется уголовная ответственность за экологические правонарушения, может быть нарушитель старше шестнадцати лет, причём наказанию подлежит как физическое частное лицо, так и должностное.

Как утверждает Уголовный кодекс, экологические преступления могут быть выражены не только в форме действия, но и бездействия.

Предмет экологического преступления

Вопрос предмета экологических преступлений пока не нашёл чёткого отображения в законодательстве, юриспруденция охватывает его очень кратко. Данная проблема является популярной темой для презентаций, докладов и дипломных работ.

Для понимания предмета экологических преступлений нужно знать, что является объектом. Верховный Суд дал комментарийпо этому вопросу, определив объектами следующее:

  • постоянство природы;
  • потенциал природных ресурсов;
  • право любого гражданина на здоровье природы.

Предметы преступлений отражаются в разных природных объектах, предметом преступления против экологии можно считать любой природный элемент.

Экологическое законодательство охраняет:

  1. Землю.
  2. Недра.
  3. Воду, в том числе водоёмы.
  4. Воздух.
  5. Атмосферный озоновый слой.
  6. Зелёный мир, леса.
  7. Животных, различные микроорганизмы.
  8. Ландшафты природы.
  9. Различные экосистемы.

Рассматривая какое-либо преступление, нужно выделить два момента.

Первый – основной, то есть материя, в отношении которой непосредственно совершается преступление (к примеру, вода – ст. 250-я УК).

Второй – дополнительный, то есть предмет, который может пострадать из-за последствий преступления (в данном случае – это леса, животные, рыба, сельское хозяйство).

Разновидности экологических преступлений

В УК экологические преступления классифицируются в первую очередь по объектам, на которые направлено то или иное преступление, а именно:

  1. Нарушение правил безопасности экологии (статьи 246–248 УК РФ). К примеру, производство опасных отходов.
  2. Посягательства на объекты природы (статьи 250–255 УК РФ). Например, засорение источника питьевой воды, построение искусственного острова, неправильное использование удобрений, повлёкшее порчу земли.
  3. Посягательства на животных или растительность. Как пример – незаконная охота (ст. 258), уничтожение территорий обитания любых организмов, которые занесены в Красную книгу (ст. 259).

Экологические правонарушения, регламентированные в УК РФ,в том числе легкомысленное нарушение эксплуатации удобрений, могут повлечь за собой весьма серьёзные последствия для окружающей среды, для жизни и здоровья людей и животных.

Поэтому законодательство активно работает над охраной природных объектов и предупреждением совершения преступлений, отрицательно влияющих на природу.

В последнее время государство ужесточает нормы, охраняющие природу. Тем не менее, на данный момент в России требования к различным заводам, фабрикам и другим производствам относительно выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не настолько суровые как, скажем, в Евросоюзе.

Виды уголовного наказания

Уголовная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в зависимости от тяжести совершённого деяния и последствий, которые это деяние повлекло:

  1. Штраф – самое распространённое наказание за преступления против экологии. Варьируется от 200 до 700 минимальных зарплат преступника. За жестокое обращение с животными может применяться штраф до 80 000 или зарплата до полугода, согласно пункту 1 статьи 245.
  2. Работы обязательного характера. Виновный должен в свободное время бесплатно работать на государство. 480 часов – один из видов возможного наказания за нарушение правил борьбы с болезнями растительности, которые повлекли массовое распространение инфекционных болезней среди диких и домашних животных на определенной территории– эпизоотии (ст.249 УК РФ).
  3. Лишение виновного права выполнять определённую работу или работать в определённой должности до пяти лет.Таким образом Уголовный кодекс карает экологические правонарушения, совершённые высокопоставленными лицами, из-за халатности которых окружающая среда страдает. К примеру, статья 248 УК – нарушение безопасности при обращении с токсинами. Санкция – до трёх лет лишения прав заниматься определённой работой.
  4. Работы исправительного характера. Виновный работает на основном месте работы, но из его зарплаты удерживается сумма от 5 до 20 процентов. К примеру, за порчу почвы можно получить такое наказание до двух лет.
  5. Ограничение свободы до трёх лет. Осуждённый в период, установленный приговором, находится под надзором. Ему запрещено в ночное время выходить из дома, посещать публичные места.К примеру,пункт первый статьи 247 налагает ограничение свободы до двух лет за захоронение опасных отходов.
  6. Арест до полугода. Виновный полностью изолируется в специальные места. За загрязнение моря УК РФ предполагает арест до четырёх месяцев.
  7. Лишение свободы. Самая суровая уголовная ответственность, предусмотренная за нарушение экологического законодательства. Экоцид, то есть массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, карается сроком 12–20 лет лишения свободы.

Вред, причинённый природе, безусловно, преступление, требующее соответствующего наказания. Именно поэтому уголовная ответственность за экологические правонарушения – самая распространённая.

Другие виды ответственности за преступления против экологии

В зависимости от субъекта преступления и тяжести совершённого деяния, могут применяться следующие виды ответственности:

  1. Гражданско-правовая – накладывает на нарушителя экологического законодательства обязанность возместить ущерб, причинённый деянием виновного (как физического, так и юридического лица). Возмещение возможно как в денежной форме, так и натуральное (реальное). Данный вид наказания может применяться вместе с другими видами ответственности (административной, дисциплинарной и уголовной). Гражданский кодекс РФ, а именно статья 1064, регламентирует правила возмещения ущерба. В размер причинённого ущерба может быть также включена упущенная выгода, компенсация понесённых убытков.
  2. Дисциплинарная ответственность служит наказанием в первую очередь для должностных лиц, работников различных предприятий. Ответственность наступает за нарушение законодательства экологической сферы, невыполнение природоохранных мероприятий, предписанных трудовыми нормативами либо должностными инструкциями. К дисциплинарным взысканиям относятся: вынесение замечания, выговора, а также увольнение в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
  3. Административная ответственность регламентируется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность налагается в виде штрафов до 1 000 000 рублей, предупреждений, приостановления деятельности до полутора месяцев. Как правило, наказание сопровождается конфискацией орудия, с помощью которого было совершено правонарушение.
  4. Материальной ответственности подлежат работники и должностные лица, по чьей вине организация понесла убытки, связанные с причинением вреда природе.

Помимо самой суровой уголовной ответственности за преступления в экологической сфере, предусмотрены и иные виды наказаний, ведь не все проступки влекут за собой глобальные для окружающей среды последствия.

Некоторые виды наказания несут скорее воспитательный характер, другие возмещают материальный вред, нанесённый природным объектам.

Безусловно, любой вид ответственности предполагает предупреждение последующего совершения преступлений.

Последствия преступления против экологии

Последствия совершённых против экологии нарушений глобальны. Ведь зачастую вред, причинённый природе, настолько велик, что восстановить благоприятную окружающую среду становиться невозможно. Наказание за такие преступления наступает соответствующее проступку, насколько это реально.

Последствия можно условно разделить на следующие виды:

  1. Отрицательное влияние на качество окружающей среды. Определить данное последствие позволяют проверки конкретных характеристик и норм. К данным последствиям относятся случаи увеличения радиации, отравление воды и так далее.
  2. Потеря природного элемента. К примеру, вырубка леса, сожжение поля.
  3. Физический ущерб, причинённый людям и животным. Данное последствие является одним из самых глобальных, соответственно ответственность за него назначается серьёзная. К примеру, за невыполнением правил перевозки биологических отходов может последовать эпидемия среди людей либо смерть большого количества животных.
  4. Неустановленные изменения в окружающей среде. Сюда относятся иные отрицательные для природы исходы, связанные с несоблюдением человеком экологического законодательства. К примеру, исчезновение целого вида птиц, рыб или животных, в том числе занесённых в Красную книгу.

Во время расследования преступлений против экологии нужно собрать всю доказательную базу, установить факт виновности нарушителя, а также умысла.

Если даже преступление совершено неумышленно, а по неосторожности, это не избавит преступника от наложения ответственности.

Законодательство делает всё возможное, чтобы люди понимали, что окружающая природная среда – залог здоровья и будущего. Очень важно понимать, что, причиняя вред природе, человек наказывает в первую очередь себя, своих детей и всё человечество в целом. В Конституции определено право человека на благоприятную окружающую среду. Это право одно из важнейших.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *