Отказ в исполнительном производстве

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства исчерпывающим образом определен в ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве»:

  • 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя, либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления;
  • 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено;
  • 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;
  • 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов России;
  • 9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением сроков повторного предъявления к исполнению, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • 10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка либо об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;
  • 11) исполнительный документ предъявлен с нарушением срока, установленного федеральным законом или судебным актом, актом иного органа или должностного лица, для исполнения требований исполнительного документа, а также срока предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (за исключением исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказание за совершение преступления). Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее следующего дня после вынесения постановления направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Отказ в возбуждении исполнительного производства может быть обжалован вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу) или в суд.

Правовые последствия отказа в возбуждении исполнительного производства зависят от обстоятельств, послуживших основанием для отказа. Указанные обстоятельства могут носить устранимый или неустранимый характер.

После получения копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства взыскатель может устранить обстоятельства, которые послужили причинами для отказа и повторно обратиться с заявлением о возбуждении производства (с учетом сроков, установленных ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве») — только в случае, если в возбуждении отказано на основании и. 1—4, 7 ст. 31 Закона:

  • 1) в случае отсутствия заявления или его неподписания взыскателем либо его представителем, взыскатель может написать соответствующее заявление или подписать его;
  • 2) если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, в постановлении об отказе в возбуждении исполнительного производства указывается, в какой отдел Федеральной службы судебных приставов надлежит обратиться. Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительный лист в соответствующий отдел службы судебных приставов;
  • 3) если истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению, взыскатель вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд. После восстановления пропущенного срока возможно повторное предъявление исполнительного листа или судебного приказа;
  • 4) документ не является исполнительным (например, если взыскатель предъявляет к исполнению судебное решение, а не исполнительный лист) либо не соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию исполнительного документа (ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В этом случае взыскатель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный лист или судебный приказ с ходатайством об устранении допущенных нарушений либо с просьбой о выдаче исполнительного листа;
  • 5) если не вступил в законную силу судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ, взыскателю необходимо дождаться вступления его в законную силу либо обратиться в суд с заявлением об обращении решения к немедленному исполнению. Таким образом, взыскатель не вправе вновь предъявлять исполнительный документ, если исполнительное производство по нему уже было прекращено по основаниям, предусмотренным законом, либо исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (в том числе в случае фактического исполнения за счет одного или нескольких должников по солидарным требованиям), либо исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению службой судебных приставов (например, исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджета Российской Федерации или ее субъекта).

Однако неясным остается вопрос о правовых последствиях отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, введенным Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О судебных приставах11 и Федеральный закон „Об исполнительном производстве11» и Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» и Федеральным законом от 08 марта 2015 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

• исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением сроков для повторного предъявления, установленных

ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;

  • • исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении данного ребенка;
  • • исполнительный документ предъявлен с нарушением срока, установленного федеральным законом или судебным актом, актом иного органа или должностного лица, для исполнения требований исполнительного документа, а также срока предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа (за исключением исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказание за совершение преступления).

По каким-то причинам законодатель не внес изменения в ч. 3 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части установления правовых последствий нарушения указанных выше норм. Представляется, что отказ в возбуждении исполнительного производства по основанию достижения ребенком возраста, когда международный договор не подлежит применению, будет препятствовать повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению, поскольку данное обстоятельство (достижение ребенком определенного возраста) является неустранимым.

При этом несоблюдение срока для повторного обращения с заявлением о возбуждении исполнительного производства и срока, указанного в ч. 9 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», по своей сути не является неустранимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и поэтому не может быть препятствием для повторного предъявления взыскателем в службу судебных приставов

исполнительного документа при условии истечения сроков, указанных в ч. 9 ст. 21, ч. 2.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Аналитические вопросы и задания

  • 1. Проанализируйте существующие научные подходы к определению понятия «исполнительный документ».
  • 2. Соотнесите два понятия: «исполнительный документ» и «основание исполнения».
  • 3. Какие виды исполнительных документов предусматривает Федеральный закон «Об исполнительном производстве»? Какие исполнительные документы предусмотрены иными федеральными законами?
  • 4. Проанализируйте коллизионные нормы ФЗ «Об исполнительном производстве» и Трудового кодекса РФ о восстановлении пропущенных сроков исполнительной давности.
  • 5. Сравните требования, предъявляемые к содержанию судебного приказа, указанные в ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ.
  • 6. Определите общие правила территориальной компетенции Федеральной службы судебных приставов при возбуждении исполнительного производства.
  • 7. Исследуйте вопрос о возможных правовых последствиях отказа в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 9, 10 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  • Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных листов, судебных приказов, исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, а также судебных актов, актов другихорганов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должни

Пример.

Этап 1. В пятницу 07 декабря 2018 г. в подразделение службы судебных приставов поступил исполнительный лист.

Трёхдневный срок, в течении которого документ должен быть передан приставу-исполнителю, начинается только 10 декабря 2018 года, так как 8 и 9 числа в декабре 2018 года — это суббота и воскресенье соответственно, а нерабочие дни, при исчислении сроков, выраженных в днях, не учитываются.

Для дальнейшей работы исполнительный документ должен быть передан приставу-исполнителю 10, 11 или 12 декабря 2018 года.

Этап 2. Предположим, что пристав получил документ 12 декабря (среда). Только со следующего рабочего дня, а это 13 декабря (четверг), начинает исчисляться трёхдневный срок, течении которого пристав должен принять решение: выносить постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе.

Итак, считаем — 13, 14 (пятница), а затем наступают выходные дни 15 и 16 — суббота, воскресенье, которые не учитываются для исчисления такого срока. Следовательно, последний день, когда пристав обязан решить вопрос о возбуждении исполнительного производства это 17 декабря.

Порядок исполнительного производства

Также не стоит забывать, что открытие производства выполняется в несколько этапов:

  1. На первом этапе заявитель может потребовать, чтобы в судебной инстанции составили специальную бумагу, которая станет достаточным основанием для начало работы над делом.
  2. Далее гражданин должен подать требование в этот же суд, где будет указано том, что необходимо судебно разбирательства.
  3. Как только нужный пакет бумаг собран, истец предает их в управление судебных приставов, которые работают на указанной территории. Здесь следует обратить внимание, что документы передаются в то отделение приставов, которое расположено на территории отвечающей стороны иска. Не обязательно лично посещать службу, можно отправить письмо с уведомлением и с собранным пакетом. Если нужные документы есть, то это поможет приставу быстрее принять в работу иск;
  4. У пристава есть три рабочих дня, чтобы принять решение, продолжить работу и возбудить исполнительное производство;
  5. После того, как решение принято, пристав обязан письменно известить все стороны искового дела;
  6. Согласно законодательству у ответчика есть время, после открытия дела у приставов, на самостоятельное исполнение обязательств. На это ему дается не больше 5 суток. Если этого не происходит тогда выставляются штрафы. Как правило, размер санкций составляет 7 процентов от размера погашаемого долга.

Основные принципы

В исполнительном производстве существую принципы, которые разделяются на несколько групп:

  • Конституционные. Здесь рассматриваются все сферы жизнедеятельности гражданина. В группе конституционных принципов можно выделить три подгруппы: 1 все равны в рамках гражданского кодекса. 2. У каждого есть право и свобода. Этот пункт означает, что, прежде всего, государство должно защищать права человека и стараться сохранять его свободу, в случаях, когда действия самого человека не нарушают закон. 3. Каждый гражданин имеет право на юридическую защиту. Это становится особенно актуальным, когда дело касается суда и отсутствие возможности самостоятельно нанять адвоката;
  • Межотраслевые. В этом принципе задействованы сами правовые отрасли. В частности иностранный гражданин имеет право потребовать, чтобы судопроизводство велось на родном для него языке;
  • Имеющие непосредственное влияние на производство. Здесь в основном имеет смысл упомянуть о правиле диспозитивности. Это значит, что гражданин, владея имуществом, может им распоряжаться самостоятельно, несмотря на мнение третьих лиц. Если же на имущество наложен арест, то в этом случае у человека должно остаться минимальный размер средств для обеспечения семьи.

Заявление о возбуждении исполнительного производства, требования

Какие документы понадобятся, чтобы исполнительное производство вступило в силу? Список, того, что необходимо указан в федеральном законе под номером 7. Однако этот перечень велик, большинство документов используются редко. Но можно выделить несколько, которые участвуют в производстве чаще:

  1. Исполнительные листы, выписанные в суде или приказы;
  2. Согласие на выплату алиментов. Документ заверяется нотариусом;
  3. Решения, полученные от должностных лиц или органов, занимающихся делами о нарушениях административного характера;
  4. Бумаги, выданные государственными учреждениями. Это может быть налоговая инспекция, пенсионный фонд или комиссии, разбирающая трудовые споры;
  5. Распоряжения, которые выдают судебные взыскатели.

Следует обратить внимание, что не каждое заявление может стать причиной для возбуждения исполнительного производства. Предоставленное заявление должно соответствовать требованиям:

  • В тексте заявления должна быть просьба о том, чтобы производство открыли;
  • Обязательно расшифровать, какие именно действия ожидаются от пристава;
  • Также понадобятся данные должника. Здесь нужно указать его материальное положение и ситуацию с финансами;
  • Указать в заявлении сведение об открытом счете в банке, куда должник должен перечислить деньги;
  • В конце обращения обязательно ставится подпись заявителя. Если действия производятся доверенным лицом, тогда нужно его подпись. При этом к заявлению нужно прикрепить бумаги, подтверждающие право представлять интересы истца.

На портале федеральной службы судебных приставов можно найти пример того, как должно быть заполнен бланк обращения.

>Скачать образец заявления

Образцы с официального сайта ФССП

Срок подачи исполнительного листа

Следует помнить, что у каждого документа есть определенный период, когда обращение по нему является законным. После истечения этого срока, гражданину придется собрать дополнительные документы, объяснительные и восстанавливать срок. Это не всегда возможно, а иногда и запрещено законом. Потому нужно знать сроки, когда можно подать на исполнительное производство соответствующие бумаги:

  1. Исполнительный лист можно предоставить в течение 3 лет, после дня вступления в силу решения суда или наступление условий, прописанных в решении;
  2. Исполнительный лист от арбитражного суда, который восстановил пропущенный срок, действителен на протяжении 3 месяцев, после вступления в силу решения;
  3. Судебный приказы должны быть переданы приставу в трехлетний период, после того, как они были выданы на руки;
  4. Исполнительные листы, где прописаны регулярные взыскания, имеющие определенный срок. В этом случае документы действительны весь срок, в течение которого взыскивают средства и еще 3 года, после того, как период закончился;
  5. Постановления, которые выдает комиссия, решающая трудовые споры, действительны не больше 3 месяцев, отсчитывающиеся с момента получения документов на руки;
  6. Акты, полученные от контролирующих органов по взысканию задолженности через счета в банках, на протяжении 6 месяцев должны быть предоставлены в службу приставов. В данном случае имеется ввиду наличие у должника открытых счетов в кредитных организациях. Однако денежных средств не достаточно, чтобы покрыть весь долг или даже его часть;
  7. Акты, составленные должностными лицами, о нарушениях административного характера, передаются приставам не позже года с момента, когда указанные документы вступили в силу;
  8. Исполнительная надпись имеет срок взыскания в зависимости от того, кто является должником и взыскателем. В случае, когда это физическое лицо, то дается три года на исполнение, следующие после е совершения. Если же юридическое лицо указано в документах, то только 12 месяцев на исполнение.

Существует и общее правило для всех документов. При попадании к приставу, последнему дается три дня на то, чтобы возбудить производство.

Существуют документы, которые должны немедленно исполняться и тогда сотрудник ФССП открывает исполнительное производство в день получения таких бумаг. Как правило, это документы по которым нужно обеспечить иск. Нормы указаны в Гражданско-правовом кодексе РФ статья 142.

Следует обратить внимание, что при исчислении сроков открытия ИП не учитываются праздничные и выходные дни. Об этом можно прочитать в федеральном законе под номером 229 в статье 15 часть 2.

Сроки возбуждения исполнительного производства судебными приставами и извещения сторон

Согласно установленному порядку пристав обязан направить копии постановления всем участникам процесса. В список заинтересованных лиц входит должник, заявитель или истец, судебная инстанция, которая выписала исполнительный лист.

При этом у пристава есть только сутки на то, чтобы уведомить стороны. В случае, когда в возбуждении исполнительного производства отказывают, то соответствующий акт также направляется всем сторонам и на это должно произойти на следующий день после вынесения такого решения.

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *