Отдых между сменами

Правила поведения пользователей на сайте

Часть 5 статьи 103 ТК РФ:

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Пункт 25 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15):

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

Пункт 13 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127):

13. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — с иным представительным органом работников.

Пункты 17 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181):

17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смене) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности).

При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.

Пункты 16 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах» (утв. Приказом Минтранса России от 27.06.2013 N 223):

16. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

В случаях производственной необходимости работодателем с учетом мнения представителей работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах, при составлении графиков работы (сменности), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до 12 часов, с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для работника графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.

Пункты 17 и 19 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2013 N 183):

17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

19. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности). При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.

Пункты 19 и 21 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» (утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61):

19. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

21. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, лоцман может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для лоцмана графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для лоцмана графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.

Пункты 20 и 22 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.12.2011 N 308):

20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

22. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности). При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.

Пункты 54-59 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»(утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139):

54. Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.

55. Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены;

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;

в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

56. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

57. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

58. Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.

59. По согласованию с представителями работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 6 Положения, с соблюдением норм, установленных пунктами 56, 58 настоящего Положения.

Пункты 6, 13, 39 — 42, 43, 46, 50 — 51 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов» (утв. Приказом МПС РФ от 05.03.2004 N 7):

6.Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.

13. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.

39. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

40.Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.

41. Предоставление, как исключение, дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться:

а) с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, — за период не более чем две рабочих недели. При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, определяемому в порядке, предусмотренном пунктом 39 настоящего Положения;

б) для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры;

в) проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, — за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца — за время поездки;

г) бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ — за время поездки.

42. Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов — 12 часов) не допускается.

Продолжительность междусменного отдыха определяется следующим образом:

Пример 1. Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 20 часов, отдых в пункте подмены бригады составляет 10 часов. Включаемое в рабочее время число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки (коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени 104 : 40 = 2,6). Расчетный междусменный отдых составляет 20 х 2,6 — 10 = 42 часа. Минимально допустимый отдых, уменьшенный на четверть, составляет 42 х 3 : 4 = 31,5 часов.

Пример 2. Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 8 часов, отдых в пункте подмены локомотивных бригад составляет 4 часа. Расчетный междусменный отдых составляет 8 х 2,6 — 4 = 16,8 часа. Уменьшенный на четверть междусменный отдых составит 16,8 х 3 : 4 = 12,6 часа. Предоставляемый в этом случае междусменный отдых должен быть не менее 16 часов.

С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.

43. При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до четырех часов предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы в соответствии с графиком сменности продолжительностью, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения.

46. Общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения, за вычетом отдыха в пути следования с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (туру). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2 — 5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых, в данном случае, как одна поездка.

В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1 — 2 поездки (туры). Междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.

Если в течение 1 — 2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой.

50. В период массовых пассажирских перевозок (июнь — сентябрь) работодателем, с учетом мнения представительного органа работников, может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов — 2 суток, кассиров билетных — 12 часов.

Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.

Неиспользованное время междусменного отдыха, определяемое в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения, должно быть компенсировано работникам бригад пассажирских поездов, кассирам билетным железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

51. В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути, в отдельных случаях, с их письменного согласия, и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц.

Пункты 22, 27, 28 и 30 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» (утв. Приказом Минтранса РФ от 08.06.2005 N 63):

22. На работах, не допускающих перерыва, работники (за исключением работников локомотивных бригад) должны продолжать работу до явки сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. При этом продолжительность использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника не может быть менее 12 часов, а предшествующий вызову рабочий день (смена) не должен включать работу в ночное время.

27. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

28. В случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников локомотивных бригад составляет более двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену), допускается соответствующее уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха после следующих смен в данном учетном периоде. При этом после работы в течение двух смен подряд, включающих работу в ночное время, сокращение ежедневного (междусменного) отдыха не допускается.

30. Для работников локомотивных бригад продолжительность еженедельного непрерывного отдыха определяется суммированием 24 часов с продолжительностью непосредственно предшествующего ежедневного (междусменного) отдыха, при этом общая продолжительность времени отдыха не может быть менее 42 часов.

Пункт 12 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10):

12. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

Пункт 8 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы» (утв. Приказ Росгидромета от 30.12.2003 N 272):

8. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее 12 часов.

Пункт 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133):

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее — время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

Пункты 20 и 21 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» (утв. Приказом Министра обороны РФ от 16.05.2003 N 170):

20. Временем ежедневного отдыха членов экипажей судов считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

21. Каждый член экипажа должен иметь один непрерывный 8-часовой отдых в течение суток.

Пункты 3.3 — 3.4 Положения «О рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.02.1996 N 11):

3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

3.4. Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Пункт 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. Приказом ФСБ РФ от 07.04.2007 N 161):

13. Временем ежедневного отдыха членов экипажа считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При выполнении работ по графику сверх нормальной продолжительности рабочего времени каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) как минимум один непрерывный 8-часовой отдых.

Данное положение не распространяется на случаи несения суточных дежурств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

Показать больше

Статья 107 ТК РФ говорит о том, что одним из видов отдыха работника является междусменный отдых. Это период времени между рабочими сменами, когда человек освобожден от исполнения своих должностных обязанностей и может распоряжаться им по своему усмотрению.

Междусменный отдых: ТК РФ

Точное время отдыха между сменами ТК РФ не устанавливает. Нормы его продолжительности можно найти в следующих нормативных актах:

  • Постановление СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», это основной документ, которым должны были руководствоваться работодатели, но в 2017 году он был отменен (правительственное Постановление № 1205 от 04.10.2017 г.). В этом документе продолжительность ежедневного отдыха устанавливалась не менее двукратного размера продолжительности смены с учетом обеденного перерыва.
  • СанПин СП 2.2.2.1327-03 от 26.05.2003. Устанавливает минимальную продолжительность ежедневного отдыха между сменами в обычном режиме и при аварийных ситуациях. Здесь нормы установлены такие же, как и в предыдущем документе, с той лишь разницей, что в продолжительность работы обед уже не входит.
  • Законодательные и нормативные акты для отдельных отраслей (например, для водителей наземных и воздушных ТС).

Обратите внимание! При учете продолжительности междусменного отдыха нужно не забывать о статье 110 ТК РФ, которая говорит о том, что у каждого работника еженедельно должен быть непрерывный промежуток отдыха не менее 42 часов. На практике это означает, что график работы «неделя через неделю» или «15 дней через 15 дней» будет нарушать положения данной нормы закона.

5. Отпуска

Отпуск — это время отдыха большой продолжительности со специальным порядком предоставления.

Важно! На период ежегодных отпусков работодатель сохраняет за работником место работы (должность) и средний заработок (кроме отпуска без сохранения заработной платы).

Виды отпусков:

1. Ежегодные оплачиваемые отпуска

1.1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 115 Трудового кодекса РФ),

1.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116-119 Трудового кодекса РФ),

1.3. Ежегодный удлинённый основной отпуск (ст.115 ТК);

2. Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (ст. 263 Трудового кодекса РФ),

3. Отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 Трудового кодекса РФ),

4. Отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ),

5. Отпуск при совмещении работы с обучением

5.1. Дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка (ст. 173, 173-1, 174, 176 ТК РФ)

5.2. Отпуск без сохранения заработной платы (ст. 173, 174 ТК РФ).

6. Отпуск по уходу за ребёнком (ст. 256 ТК РФ).

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

В установленных законом случаях ежегодный оплачиваемый отпуск может быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

А. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск может исчисляться в календарных или рабочих дня, а также в сутках (для некоторых работников).

Важно! Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней.

Некоторым работникам предоставляется удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск, продолжительностью более 28 календарных дней.

Если в трудовой договор включено условие об отпуске менее 28 календарных дней, такое условие является недействительным.

Важно! Работники, которым предоставляется удлиненный основной оплачиваемый отпуск:

  • инвалиды — 30 календарных дней
  • несовершеннолетние работники — 31 календарный день
  • педагогические работники — от 42 до 56 календарных дней (в зависимости от должности)
  • работники, занятые на работах с химическим оружием — от 49 до 56 календарных дней (в зависимости от вида выполняемой работы)
  • пенсионеры, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и работающие по трудовому договору (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет) — 30 календарных дней
  • спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований — от 30 до 40 суток (в зависимости от стажа работы на должностях спасателей).

Б. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Важно! Следующим работникам работодатель обязан предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск:

  • за работу с вредными или опасными условиями труда;

Важно! Продолжительность отпуска зависит от степени вредности или опасности условий труда и устанавливается по результатам специальной оценки условий труда. Минимальная продолжительность — 7 календарных дней.

  • за работу, связанную с особым характером работы;

Важно! Перечень категорий работников, которым устанавливается отпуск, а также минимальная его продолжительность и условия предоставления определяются Правительством РФ.

  • за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;

Важно! за работу в районах Крайнего Севера предоставляется отпуск — 24 календарных дня, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — 16 календарных дней, в остальных районах Севера, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка — 8 календарных дней (ст. 321 Трудового кодекса РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1)

  • за работу в режиме ненормированного рабочего дня

Важно! Минимальная продолжительность отпуска — 3 календарных дня. Конкретная продолжительность устанавливается в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективным договором.

  • за работу за границей в загранучреждениях (представительствах) Российской Федерации;

Важно! Минимальная продолжительность отпуска, условия его предоставления определены постановлением Правительства РФ от 21.04.2010 № 258.

  • спортсмену;

Важно! Минимальная продолжительность отпуска составляет 4 календарных дня. Конкретная продолжительность отпуска определяется коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 348.10 Трудового кодекса РФ).

  • тренеру;

Важно! Минимальная продолжительность отпуска составляет 4 календарных дня. Конкретная продолжительность отпуска определяется коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 348.10 Трудового кодекса РФ).

  • медицинским работникам;

Важно! Перечень должностей медицинских работников, имеющих право на дополнительный отпуск, и его продолжительность утверждены постановлениями Правительства РФ от 06.06.2013 № 482, от 30.12.1998 № 1588, от 03.04.1996 № 391.

  • ветеринарным и другим работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных;

Важно! Минимальная продолжительность отпуска определена в постановлении Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482.

  • работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

Важно! Продолжительность отпуска определена в постановлении Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482.

  • работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи;

Важно! Продолжительность отпуска определена в постановлении Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482.

  • работникам, пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС, на ПО “Маяк”, Семипалатинском полигоне, проходивших службу в подразделениях особого риска;

Важно! Продолжительность отпуска — 14 календарных дней или 7 календарных дней (п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1)

  • спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований;

Важно! продолжительность отпуска — не более 15 суток из расчета 1 день отпуска за ща 24 часа работ (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ)

  • работникам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции (включая членов экипажей морских судов и воздушных судов);

Важно! Продолжительность отпуска — 44 календарных дня (п. 12 ст. 5 Федерального закона от 05.06.2012 № 50-ФЗ)

  • работникам воздушного транспорта.

Важно! Продолжительность отпуска зависит от налета часов, порядок и условия его предоставления определены приказом МГА СССР от 13.03.1986 № 50.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Важно! В случае, если коллективным договором или локальным нормативным актом работодателям установлен дополнительный оплачиваемый отпуска всем или некоторым категориям работникам, работник вправе требовать предоставления ему такого отпуска.

В. Ежегодный дополнительный отпускбез сохранения заработной платы

Важно! Следующим работникам может быть предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (ст. 263, 264 Трудового кодекса РФ) :

  • работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет,
  • работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет,
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет,
  • отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери,
  • опекуну (попечителю) несовершеннолетнего.

Важно! Работник вправе требовать предоставления такого отпуска в случае, если такая возможность предусмотрена коллективным договором.

Продолжительность отпуска — до 14 календарных дней.

Важно! Следующим работникам работодатель обязан предоставить ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы:

  • работник, награжденный высшими государственными наградами за трудовые достижения — Герой социалистического труда, Герой труда Российской Федерации, полный кавалер ордена Трудовой Славы — до 3 недель в году (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ)
  • работники, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полный кавалер ордена Славы — до 3 недель в году (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 15.01.1993 № 4301-1);
  • работник — добровольный пожарный территориального подразделения добровольной пожарной охраны — до 10 календарных дней (ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ).

Г. Отпуск без сохранения заработной платы

Важно! Работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы при соблюдении следующих условий одновременно (ст. 128 Трудового кодекса РФ):

  • наличие письменного заявления от работника
  • наличие согласия работодателя на предоставление отпуска
  • наличие семейных обстоятельств или других уважительных причин
  • продолжительность отпуска согласована между работником и работодателем.

Важно! В следующих случаях работник вправе требовать предоставления ему отпуска без сохранения заработной платы сроком до 5 календарных дней:

  • в случае рождения у работника ребенка
  • в случае регистрации работника брака
  • в случае смерти близких родственников работника

Важно! На использование отпуска без сохранения заработной платы большей продолжительности имеют право следующие работники:

  • участники Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий — до 35 календарных дней в году;
  • работающие пенсионеры по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;
  • родители и жены (мужья) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы) — до 14 календарных дней в году;
  • работающие инвалиды — до 60 календарных дней в году;

Важно! Работник обязан предоставить письменное заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы.

Важно! При наличии в коллективном договоре других оснований для предоставления отпуска без сохранения заработной платы, работник вправе просить предоставления ему отпуска по этим основаниям.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени

Междусменный отдых как разновидность времени, предоставляемого работнику на собственное усмотрение, оговорен в ст. 107 ТК РФ.

В трудовом законодательстве не содержится норм, устанавливающих длительность и правила предоставления междусменного отдыха конкретно при суммированном учете рабочего времени, да и при других режимах тоже.

Однако по настоящее время действует п. 11 постановления СНК СССР «О рабочем времени…» от 24.09.1929, согласно которому после смены должен быть перерыв, продолжительность которого должна превышать продолжительность отработанной смены как минимум в 2 раза.

Это правило распространяется на все режимы, при которых имеются смены.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени (СУРВ) вводится тогда, когда работодатель не может соблюсти требования по дневной/недельной норме трудочасов. Частными случаями СУРВ являются:

  • гибкий график;
  • сменная работа.

Таким образом, время отдыха между сменами при СУРВ не зависит от того, какой режим установлен на предприятии в целом или для конкретного работника. Оно устанавливается с учетом требований гл. 18 ТК РФ.

Для некоторых профессий имеются требования по длительности времени отдыха при СУРВ независимо от режима. Например, согласно п. 25 приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 организации, ведущие СУРВ, должны предоставлять водителям на отдых не меньше 12 часов.

Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график

График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:

  1. График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
  2. Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:

N = (Rn / 5) × Rd – Chppd,

где: Rn — продолжительность рабочей недели;

Rd — количество рабочих часов в месяц;

Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни.

Например, месячная норма за март 2017 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.

В том же приказе указан порядок расчета нормы за год.

  1. Ставить работника в 2 смены подряд нельзя.
  2. В графике учитывается время перерыва, предоставляемое для отдыха и приема пищи. Считается ли оно рабочим, зависит от того, есть ли у работника возможность покинуть рабочее место и использовать время на свое усмотрение.
  3. Один раз в неделю у работника должен быть перерыв не меньше 42 часов.
  4. График сменности составляется не позже чем за месяц до его введения.
  5. Установленный график доводится до каждого работника (на практике под подпись).

Если работник вышел на работу во время отдыха при сменном графике работы, этот день должен быть оплачен не меньше чем в двойном размере в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

Время отдыха при 12-часовом рабочем дне

Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:

  1. Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
  2. Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
  3. Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
  4. Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
  5. Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
  6. Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
  7. В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.

Таким образом, время отдыха при 12-часовой рабочей смене или смене иной продолжительности устанавливается исходя из общих правил гл. 18 ТК РФ. Небольшие особенности имеются в режимах сменной работы или скользящего графика. А вот в отношении времени отдыха при СУРВ в ТК РФ каких-либо примечаний не имеется, но их можно найти в положениях, регулирующих деятельность конкретных специалистов.

Вопрос: Водитель корпоративного автобуса привозит утром и увозит вечером сотрудников. Режим работы по трудовому договору — с понедельника по пятницу, 8-часовой рабочий день с 08.00 до 17.00, ненормированный режим. Фактический режим работы — с понедельника по пятницу, (3,5-4 часа в день).
Время выезда из гаража согласно путевому листу — 06.15, с 07.45 до 17.00 — свободное время. Согласно путевому листу время возвращения в гараж — 19.00. Очевидно, что режим работы не соблюдается. Рассматривался вопрос о разделении рабочего дня на части, но даже при таком режиме работы не удастся войти в рамки, так как перерыв между частями не может быть более 4-х часов.
Какой можно найти выход из данной ситуации?
Ответ: В соответствии с частью первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.
Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. Каждый конкретный случай привлечения работника к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени должен оформляться письменным распоряжением работодателя (чаще всего — в форме приказа). Поскольку в рассматриваемой ситуации водитель постоянно привлекается к работе за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени, такая ситуация может быть расценена органами государственного надзора и контроля в сфере труда как нарушение трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности, установленной ст. 5.27 КоАП РФ.
Как мы поняли, фактически у работодателя есть потребность в работе водителя с 6.00 до 8.00 часов и с 17.00 до 19.00 часов с понедельника по пятницу с выходными в субботу и воскресенье. Рассмотрим подробнее требования, которые нужно соблюсти работодателю при изменении режима рабочего времени сотрудника на желаемый для того, чтобы не допустить нарушений трудового законодательства в рассматриваемой ситуации.
Трудовым законодательством на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), предусмотрена возможность разделения рабочего дня на части. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 105 ТК РФ).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта устанавливаются специальными нормативными правовыми актами (часть вторая ст. 100 и часть вторая ст. 329 ТК РФ). При этом особенностями регулирования труда называются нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ).
Для водителей автомобилей специальные нормы установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение). О возможности разделения рабочего дня на части в Положении упоминается только в отношении водителей автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах: так, в п. 13 Положения указано, что таким водителям с их согласия на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников, рабочий день может быть разделен на две части. При этом перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы, его продолжительность должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п.п. 7, 9, 10 и 11 Положения. Такой перерыв предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей, время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Указанную норму п. 13 Положения, на наш взгляд, можно трактовать двояко.
С одной стороны, сама конструкция п. 13 Положения при сравнительном анализе ее с конструкцией иных норм Положения, устанавливающих особенности труда водителей (например п. 14 о возможности установления ненормированного рабочего дня только отдельным категориям водителей) указывает на то, что сама по себе возможность разделения рабочего дня водителя на части существует только для одной группы водителей: водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах; всем прочим водителям разделение рабочего дня на части, несмотря на отсутствие прямого запрета, установлено быть не может.
Если же придерживаться иной позиции, то упоминание в п. 13 Положения возможности и условий разделения рабочего дня на части в отношении конкретной категории водителей вовсе не означает, что в отношении иных водителей автобусов, которые не работают на регулярных маршрутах, а также в отношении водителей других транспортных средств режим разделения рабочего дня на части не может применяться. В соответствии с такой точкой зрения этой нормой установлены лишь особенности применения режима разделения рабочего дня на части для определенной категории водителей, при этом запрета или ограничения для применения указанного режима рабочего времени в отношении остальных водителей Положение не устанавливает, поэтому рабочий день других категорий водителей может быть разделен на части на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с общей нормой ст. 105 ТК РФ. При этом, если считать, что норма п. 13 Положения, устанавливающая ограничение продолжительности перерыва между двумя частями рабочего дня указанных работников в размере не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, распространяется только на водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, а ст. 105 ТК РФ не устанавливает ограничений по продолжительности такого перерыва, водителям иных транспортных средств может быть установлен перерыв между частями рабочего дня и более 2 часов.
К сожалению, ни официальных разъяснений, ни судебной практики, которая могла бы склонить чашу весов в пользу той или иной позиции, нам обнаружить не удалось. Мы рекомендуем Вам обратиться с запросом о возможности разделения на части рабочего дня водителя корпоративного автобуса в компетентный орган, уполномоченный давать разъяснения по вопросам трудового законодательства, — Роструд — по почте: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1, или оставив обращение на официальном сайте ведомства: http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml.
При этом, если в рассматриваемой ситуации работодатель все же примет решение о возможности разделения на части рабочего дня указанного в вопросе водителя, ему необходимо будет иметь в виду следующее.
Согласно п. 11 постановления СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», которое продолжает применяться, поскольку не противоречит Трудовому кодексу РФ (часть первая ст. 423 ТК РФ): продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденных перерывов в течение рабочего дня (смены) не может быть менее двойной продолжительности работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Похожее правило содержится и в п. 10.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 N 100: продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы). Пункт 25 Положения также требует, чтобы продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Поскольку в рассматриваемой ситуации продолжительность времени отдыха работника с момента окончания одного рабочего дня и до момента начала следующего с понедельника по пятницу составляет 11 часов (с 19.00 до 06.00), а перерыв для отдыха и приема пищи не может быть установлен продолжительностью более 2 часов (п. 24 Положения, ст. 108 ТК РФ), то суммарное время «отдыха после работы» водителя максимально может составлять 13 часов. Следовательно, продолжительность одного рабочего дня такого сотрудника при описанном в вопросе времени начала и окончания рабочего дня не может превышать 6,5 часов (13 ч. : 2).
Согласно части второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, при этом по соглашению сторон трудового договора работнику могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (часть первая ст. 93 ТК РФ).
Итак, сначала работнику и работодателю следует определить количество и необходимую им продолжительность каждой части рабочего дня сотрудника (например, как указано в вопросе — две части по два часа, с 6.00 до 8.00 часов и с 17.00 до 19.00 часов), а также общую его продолжительность (при описываемом режиме — 4 часа). Затем ее нужно умножить на 5 (количество рабочих дней в неделе в соответствии с планируемым режимом), полученное количество часов и будет составлять недельную продолжительность рабочего времени сотрудника (20 часов), которую сторонам трудового договора следует закрепить в дополнительном соглашении об изменении условий договора. Учитывая, что перерыв для отдыха и питания, как мы уже определили выше, будет составлять 2 часа, — все оставшееся время между двумя частями рабочего дня (в рассматриваемом случае — 7 часов) сторонам следует определить как «перерыв между частями рабочего дня». Достигнутые работником и работодателем договоренности о введении неполного рабочего времени и разделении рабочего дня на части, о конкретном количестве частей рабочего дня и их продолжительности, времени начала и окончания каждой части, продолжительности и времени предоставления перерыва (-ов) для отдыха и питания, а также продолжительности и времени предоставления перерыва(ов) между частями рабочего дня сторонам необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору. Возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников работодателю также следует закрепить в локальном нормативном акте в установленном законом порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
11 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

» Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь» (с)

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *