Органы опеки и

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Рассматривая данный вопрос, следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Итак, что представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки — это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России. Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. При этом неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

Поднимая вопрос: а что делают представители этих органов, необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей — поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Главная задача ООП

Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об органах опеки и попечительства РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Как видно из этого списка, цели вполне гуманные. Другое дело, что все зависит от конкретного работника и его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности ООП

Чтобы достичь поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

И далее мы рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как показывает практика, такие случае не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней; лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В данном варианте ООП не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление комплекса услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев ООП постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы ООП

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность. По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства – не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

Важно! ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий относительно того, что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом. Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки для конкретного субъекта. Установление попечительства для ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью ООП осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций. Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае в обязательном порядке необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, органы опеки и попечительства имеют разнообразные функции и задачи.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая. Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Законы, регулирующие работу органов опеки и попечительства

Для определения функций и полномочий органов попечительства на федеральном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность и устанавливающие механизм проведения процедур, находящихся в их ведении.

К ним относятся:

  • Конституция как главный и основной документ, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: она дает понимание, что у каждого человека имеются права – на жизнь, жилище, вероисповедание, достоинство личности и другие свободы, указывающие на равноправие и единство народа в стране.
  • Закон об опеке и попечительстве, изданный 24 апреля 2008 года под номером 48: в нем изложены задачи и цели работы этого ведомства, обязательства перед людьми и законодательством, полномочия, основания для установления опекунства и освобождения от возложенных функций, способы защиты прав опекаемых.
  • Семейный кодекс, который начал действовать с 29 декабря 1995 года: он говорит об особенностях защиты интересов детей, не достигших совершеннолетия при нахождении их под опекой, обязательствах и правах опекунов и попечителей.
  • Постановление Правительства под номером 423, принятое 18 мая 2009 года, формирующее понимание о правилах подбора кандидатов для детей, которые остались без попечения родителей, ведения личных дел опекаемых, механизмах создания приемных семей, отчетности законных представителей.

Эти нормативно-правовые акты составляют юридически полную базу для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, ими руководствуется Министерство социального развития и инстанции, проверяющие качество работы социальных структур.

Обязанности и функции службы опеки и попечительства

Обязанностями и правами органы опеки наделяются государством, которое в виде норм законодательства регулирует работу службы, занимающейся оказанием помощи и правовым содействием людям, нуждающимся в помощи, а также детям, оставшихся без попечения родственников.

Обязательствами ведомства являются:

  • назначение представителя для детей и взрослых недееспособных людей, которые остались без надзора, надлежащего присмотра доверенного лица;
  • защита жилищных и имущественных прав опекаемых;
  • контроль действий законных представителей в целях недопущения ущемления интересов детей, над которыми установлена опека;
  • выявление несовершеннолетних, содержащихся в ненадлежащих условиях по месту проживания;
  • проверка социального, психологического, финансового обеспечения лиц, находящихся под опекой.

ВАЖНО! Все вопросы, касающиеся передачи ребенка в семью, центр временного содержания или детский дом, решаются только с участием представителей опеки: согласие органа необходимо в обязательном порядке.

Функциями социальной службы считаются:

  • ведение учета несовершеннолетних, которые остались без надзора матери и отца, их выявление;
  • формирование баз данных, где числятся люди с возложенными обязательствами и правами по опеке;
  • избрание форм устройства для детей и недееспособных лиц (дома-интернаты, семьи, центры помощи, семейно-воспитательные группы и другие варианты жизнеустройства);
  • защита интересов и прав детей;
  • разрешение конфликтов с помощью медиативных техник между родителями и несовершеннолетними;
  • осуществление контроля в виде доверительного управления имуществом, учетом денежных средств, находящихся на счетах.

Функционирование этого учреждения в первую очередь преследует цель гармонизации детско-родительских отношений, качественного воспитания несовершеннолетних, обеспечения их всем необходимым, сохранения жизни и здоровья.

Порядок осуществления деятельности органами опеки

Семейное право и другие нормы законодательства определяют механизм работы ведомства, занимающегося вопросами устройства детей в семью или государственное учреждение. Он выглядит следующим образом:

  1. Специалистами выявляется семья, которая имеет затруднения в обеспечении ребенка, его воспитании, обучении. Она ставится на учет, что предполагает периодический контроль и оказание помощи. Если ситуация доходит до критической точки и несовершеннолетнему угрожает опасность, выявлено жестокое обращение, его могут забрать из семьи, имея на это основания. В другом случае родители, понимая, что не могут самостоятельно справиться с содержанием, пишут заявление о временном помещении ребенка в центр помощи на определенный срок, пока они не решат свои проблемы.
  2. После того как дети определены в учреждение, семья также находится под контролем, если родители в течение заявленного периода времени устраняют свои трудности, они забирают их в семью. При отсутствии таких обстоятельств время нахождения в учреждении может быть продлено. Если имеются родственники, не имеющие противопоказаний стать законным представителем и получить положительное заключение органа опеки и попечительства, реализуется установление опеки или попечительства по согласию матери и отца.
  3. При пребывании несовершеннолетних длительный период не в кровной семье специалисты службы решают вопрос о лишении (ограничении) родителей в их правах в судебном порядке.
  4. Если исковые требования удовлетворяются, детей не возвращают в семью, они могут быть определены к приемным родителям или под опеку к родственникам, где будут проживать до восстановления матери и отца в суде либо достижения совершеннолетия.
  5. Весь этот период представители опеки контролируют ситуацию в семье, оказывают помощь и поддержку, стараются содействовать в решении всех вопросов и затруднений.

ВАЖНО! Случаи установления опеки отличаются друг от друга, они не основываются только на лишении и ограничении в правах родителей. Опекаемым ребенок может стать при любых официальных обстоятельствах отсутствия матери и отца – смерти, недееспособности, нетрудоспособности, серьезном заболевании, признании умершим или безвестно отсутствующим, нахождении в местах лишения свободы.

Учреждения по опеке всегда действуют только в интересах ребенка или недееспособного лица, обеспечивая их гармоничное развитие, воспитание, содержание, образовательный процесс.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Ведущий специалист отдела опеки и попечительства управления по опеке и попечительству администрации города (далее именуется – ведущий специалист отдела) является сотрудником отдела и участвует в организации работы администрации города с несовершеннолетними опекаемыми (подопечными).

Ведущий специалист отдела является муниципальным служащим, замещающим старшую должностью муниципальной службы категории «В», на него распространяются все гарантии, права, обязанности и ограничения, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.

1.2. Ведущий специалист отдела назначается и освобождается от должности Главой города по представлению начальника управления по опеке и попечительству администрации города.

1.3. Ведущий специалист отдела подчиняется начальнику отдела опеки и попечительства управления по опеке и попечительству администрации города.

1.4. В своей деятельности ведущий специалист отдела руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка, иными нормативными актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления города Нижневартовска, относящимися к специфике отдела, Уставом муниципального образования город окружного значения Нижневартовск, Положениями об управлении по опеке и попечительству администрации города, отделе и должностной инструкцией.

II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осуществляет:

— качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей;

— в пределах своей компетенции выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти, Главы города, решений Думы города, выполняет распоряжения вышестоящих руководителей в пределах, предусмотренных должностной инструкцией;

— учет предоставленных льгот.

2.2. Обеспечивает:

— высокую организацию и дисциплину труда в своей работе;

— конфиденциальность получаемой информации в соответствии с действующим законодательством;

— необходимый уровень документооборота и хранение документов в соответствии с действующим законодательством;

— грамотное составление документов, соблюдение сроков их прохождения.

2.3. Ведет:

— учет детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно установленной документации;

— банк данных по опекаемым (подопечным) несовершеннолетним;

— прием опекунов (попечителей) по вопросам своей компетенции;

— прием граждан и дает консультации по вопросам предоставления льгот и гарантий подопечным.

2.4. Подбирает лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя).

2.5. Готовит:

— необходимые материалы, заключение и проект распоряжения для вынесения решения об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними;

— запросы в государственные и общественные организации и гражданам о представлении необходимых документов и материалов для защиты личных прав подопечных;

— материалы для рассмотрения вопроса об отстранении (освобождении) опекуна (попечителя) от его обязанностей или передает материалы в прокуратуру;

— заключение о необходимости оказания материальной помощи опекаемым (подопечным) несовершеннолетни;

— проект договора доверительного имущества несовершеннолетних подопечных;

— проекты распоряжений Главы города на выплату пособий, на предоставление льгот и гарантий подопечным в соответствии:

с Федеральным законом от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

с приказом Минобразования Российской Федерации от 19.08.99 № 000 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»;

с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 № 000 «О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 06.10.97 № 000 «О порядке предоставления льгот учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

с постановлениями и распоряжениями Главы города, иными нормативно-правовыми актами;

— документы согласно номенклатуре дел отдела в пределах своей компетенции;

— запросы в государственные и общественные организации и гражданам о представлении необходимых документов и материалов для предоставления льгот и гарантий опекаемым (подопечным).

2.6. Решает вопрос о возможном раздельном проживании попечителя с подопечным.

2.7. Принимает:

— от граждан документы для предоставления льгот и гарантий подопечным;

— отчеты опекунов (попечителей).

2.8. Оказывает помощь опекунам (попечителям) в трудоустройстве и обучении подопечных.

2.9. В соответствии с графиком обследует условия жизни и воспитания детей, находящихся под опекой (попечительством), контролирует условия содержания, воспитания и образования подопечных, выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей.

2.10. Участвует в заседаниях комиссий, членом которых он является.

2.11. По кругу своих обязанностей готовит необходимую статистическую отчетность.

2.12. Выполняет:

— работы на компьютере и множительной технике;

— работу временно отсутствующих специалистов отдела опеки и попечительства в соответствии с заданием начальника отдела.

III. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ

Ведущий специалист отдела имеет право:

3.1. В пределах своей компетенции готовить запросы информации от отделов и служб администрации города, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, готовить проекты писем по вопросам, входящим в компетенцию отдела опеки и попечительства.

3.2. Представлять интересы и излагать позицию отдела во всех учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию ведущего специалиста отдела опеки и попечительства.

3.3. Вносить на рассмотрение начальника отдела оформленные предложения по совершенствованию работы отдела для выполнения возложенных на него задач.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКУ

4.1. На должность ведущего специалиста отдела назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование или образование, считающееся равноценным, и стаж работы по специальности не менее трех лет.

4.2. Ведущий специалист отдела должен обладать высокими морально-этическими качествами, профессиональными знаниями и умениями, творческим отношением к труду, дисциплинированностью.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ведущий специалист несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;

— за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом и иными нормативными актами тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе и после прекращения муниципальной службы, в пределах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

— за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;

— за несоблюдение Правил внутреннего трудового распорядка;

— за несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *