Ограничения прав и свобод

Схожие понятия

Зачастую разобраться человеку, далекому от уголовного права, что кроется за домашним арестом, отбыванием наказания в колонии (а их также несколько), быть помещенным в воспитательное или лечебное учреждение, действительно непросто. Все из них в той или иной мере влияют на ограничение прав и свобод гражданина. Но у каждого своя, особая, степень наказания. Они даже относятся к разным правовым кодексам. Одни к уголовному, прочие – уголовно-процессуальному. Так, «домашний арест» – определение из УПК. И он является не мерой наказания, а мерой пресечения, которую также можно отнести к «освобождению от ареста под залог» и «заключению под стражу». Их назначают при совершении незначительных преступлений и в соответствии с некоторыми особенностями, например семейных обстоятельств, возраста, состояния здоровья и других смягчающих условий.

К наказаниям в виде лишения свободы относится помещение осужденного в:

  • колонию-поселение;
  • лечебное исправительное заведение;
  • тюрьму;
  • воспитательную колонию для несовершеннолетних преступников;
  • исправительные колонии общего, строгого или особого режимов.

Наказание ограничением свободы также применяется за нарушение закона незначительной или средней степени тяжести. Это самая «молодая» из всех существующих мера воздействия за те или иные правовые проступки.

Новая редакция статьи была введена в действие в январе 2010 года. Согласно ей, осужденный человек может отбывать наказание по месту своего жительства, ходить на работу или учебу, встречаться с друзьями и родственниками. Естественно, определенные ограничительные рамки существуют. Они разрабатываются сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции для каждого в отдельности и имеют свои персональные особенности, но есть и общие для всех:

  • не выходить из дома в определенные часы, как правило, ночные;
  • не уезжать за пределы своего населенного пункта без специального на то разрешения УИИ;
  • без уведомления надзорных органов самовольно не менять места работы, учебы и жительства;
  • не посещать концерты, митинги, собрания и прочие мероприятия массового скопления народа.

По воле судьи

Как можно судить из изложенного, о наказании за уголовное преступление в виде ограничения свободы по месту своего основного жительства не отказался бы ни один преступник. Однако не каждый из них может на подобные послабления закона даже надеяться. Этот вид наказания у нас применяется не так активно в виде основной меры. И назначается он лишь за преступления, срок лишения свободы по которым не превышает четырех лет. Он присуждается за нарушения закона, согласно Уголовному кодексу, небольшой и средней тяжести. Но в качестве дополнительной меры к основной ограничение свободы можно встретить довольно часто. Оно назначается «плюсом» к реальному лишению свободы от 6 месяцев до 2 лет и приводится в исполнение только после отбытия первой части наказания.

Продолжительность срока назначения второй части зависит от совокупности всех смягчающих и отягчающих обстоятельств, которые были выявлены в ходе расследования преступления. При вынесении приговора судья учитывает и те и другие. Например, если человек впервые преступил закон, он искренне раскаялся, был вовлечен в преступную схему помимо своего желания или по незнанию, он единственный кормилец в семье, на руках которого находятся престарелые родители, больная жена, несколько малолетних детей, то у него есть все шансы надеяться на снисхождение суда и назначения ему наказания в виде ограничения свободы. РФ с введением изменений в УК и УПК в 2010 году должна была несколько улучшить статистику по количеству находящихся в колонии преступников, разгрузить исправительные учреждения, снизить бюджетные расходы на их содержание в местах лишения свободы.

Но в качестве основной меры наказания ограничение свободы у нас в стране назначается редко, хотя более 200 статей Уголовного Кодекса подразумевают ее применение. Возможно, так происходит из-за слишком высокого показателя рецидивов. Людей, которые имеют всего одну судимость, очень мало. Кроме того, к единожды преступившим закон у сотрудников правовых органов складывается предвзятое отношение, и малейшее нарушение со стороны освободившихся влечет применение к ним за одно и то же преступление более жестких санкций, чем к тем, кто ранее не привлекал внимание полицейских.

В приоритете – кражи

Но по ряду статей при первом в своей жизни нарушении можно обойтись либо условным наказанием, либо ограничением свободы. Естественно, при наличии существенных смягчающих обстоятельств. В особенном разделе Уголовного кодекса часть статей, начиная со 105-й и заканчивая 271-й, подразумевает применение ограничения свободы человека. Наиболее часто она используется при рассмотрении судом преступления по части первой статье 158 – «Кража». Бывают хищения, приносящие потерпевшим незначительный урон. К тому же довольно часто выявленному преступнику удается договориться с пострадавшими до суда, возместить ущерб, в том числе и моральный, потому по ряду случаев дело даже не доходит до судебных разбирательств по причине «примирения сторон». Но даже при отсутствии добровольного покрытия убытков у подозреваемого в совершении подобного преступления есть все шансы остаться на свободе.

Однако к определенному разряду граждан этот вид наказания не применяется. К ним относятся:

  • военнослужащие;
  • беременные женщины;
  • несовершеннолетние;
  • приезжие, не имеющие гражданства РФ;
  • лица без определенного постоянного места жительства;
  • граждане другого государства.

Обстоятельства применения и сроки ограничения свободы в отношении тех, к кому допустимо использование этой меры наказания, изложены в статье 53 Уголовного кодекса и двух первых частях статьи 50 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В них также изложены и все требования к осужденным в процессе всего периода их нахождения под контролем полиции. Обязательных условий немного, все они легко осуществимы, если у гражданина есть желание не отягощать свое положение.

Надежды есть, но они ничтожны

Статьи Уголовного кодекса, которые дают основания преступившим закон надеяться на снисхождение служителей Фемиды, входят в отдельную часть УК РФ. Наказание ограничением свободы можно увидеть в нескольких разделах преступлений, в том числе совершенных против личности, общественной безопасности, государственной власти и других. Максимальный срок лишения свободы по некоторым из них составляет всего 2-4 года. А в качестве минимальной меры наказания могут быть исправительные или принудительные работы, штраф. Так, по части первой статьи 109 УК «Причинение смерти по неосторожности» максимальный срок пребывания в колонии – 2 года. Однако судья может ограничиться и менее щадящим видом наказания, в том числе и ограничением свободы на 2 года. Отбывание наказания по части второй статьи 109 увеличивается на 12 месяцев. Но в числе возможных видов воздействия на преступника также фигурируют все вышеперечисленные меры.

Стать причиной смерти человека и практически не понести за это никакого наказания, кроме как 2 или 3 года не посещать места массового скопления народа, не выходить в позднее время из дома и не выезжать без разрешения за пределы своего муниципалитета – слишком гуманный вид наказания за человеческую жизнь. Процент назначения ограничения свободы за подобные деяния крайне низок. Особенно, если количество пострадавших – более одного человека. Необходимо быть кристально чистым гражданином, чтобы заслужить столь легкий вид наказания.

Или взять, например, нарушения закона, наказание по которым предусмотрено главой 18 раздела «Преступление против личности» – «Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности». Самый распространенный вид злодеяний из них – изнасилование. Среди возможных мер наказания – ограничение свободы на срок до 3 лет. Часто можно встретить ее в приговорах суда в качестве основной меры? Ответ очевиден. А вот за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207) – шанс избежать решетки достаточно велик.

Под колпаком

Гулять на свободе без всякого контроля со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, находясь на отбывании наказания даже по месту своего жительства, едва ли удастся. Условия ограничения свободы, кроме выполнения требований не покидать пределов одной территории, подразумевают также и персональное общение между осужденным и надзорными службами от 1 до 4 раз в месяц. У каждого свое количество обязательной периодичной регистрации в специализированном государственном органе, осуществляющем надзор за преступниками. В некоторых случаях оно может быть увеличено при необходимости проведения сотрудниками инспекции воспитательной работы в отношении своих подопечных. Кроме того, осужденные должны являться в УИИ по первому требованию для дачи некоторых пояснений по поводу своего пребывания в не оговоренных местах или для получения новых директив от контролирующей организации.

При необходимости уехать на время за пределы своего населенного пункта для встречи с родственниками, сдачи экзаменов или в командировку следует заблаговременно получить на вояж соответствующее разрешение. Наказание в виде ограничения свободы подразумевает некоторые послабления по этому пункту обязательных условий соблюдения режима. Однако осужденному следует помнить, что в большинстве случаев подобное разрешение дается лишь на одну поездку туда и обратно. Для осуществления следующей, даже по тем же причинам и в то же место, требуется получение нового одобрения инспекторов. Их необходимо информировать обо всех возможных изменениях в своей жизни, в том числе и смены работы, учебы, места проживания. Уведомить о предстоящей смене обстоятельств следует не позже, чем за неделю до ожидаемого события.

Два в одном

Отбывание по месту своего жительства уголовного наказания – ограничение свободы стало возможным после введенной в январе 2010 года новой редакции соответствующей статьи закона. Ранее преступникам отводилась определенная территория общежитского типа, некий исправительный центр, куда следовало возвращаться всякий раз после посещения места работы или учебы. Круглосуточный надзор в этих учреждениях, конечно, существовал, но был не настолько тотальным, как в режимных колониях. Встречи с родственниками также не ограничивались особой строгостью. Послаблений было много, но с пребыванием в домашних условиях их, естественно, даже сравнивать нельзя. Но даже при отбывании наказания по месту своего проживания многие умудряются не только нарушать режим, но и совершать новые преступления и тем самым усложнять свои условия.

Сначала следует разобраться, в чем заключается нарушение режима. Во-первых, привыкая к свободе, главная трудность которой – регулярная регистрация в уголовно-исполнительной инспекции, многие со временем начинают пренебрегать, умышленно или ненамеренно, соблюдением этого условия наказания. Наивно полагая, что пара-тройка посещений некоторых многолюдных мероприятий также никому не повредит, преступают и это требование. Что до выезда за пределы оговоренной территории без разрешения – нарушение однозначное. Поездка с одобрения инспекторов, но при возвращении позже оговоренного срока – также наказуемый проступок. Определенное ранее в виде наказания ограничение свободы человека, при систематическом нарушении им режима может превратиться в реальный тюремный срок. Неотбытый календарный период наказания станет несколько короче, но за решеткой, так как день в колонии приравнивается к двум на воле.

Допустим, до изменения меры воздействия на преступника ему оставалось переждать 4 месяца наказания ограничением, и он получал долгожданную полную свободу. Но после пересмотра наказания и замены на реальный срок он будет вынужден отправиться за решетку. Но только не на 4, а уже на 2 месяца. Срок короче, но вот условия… А если он еще и новое преступление совершит, то тут уже срок наказания, чаще всего в виде полного лишения свободы, будет зависеть от совокупности обоих приговоров – неотбытого и нового.

Право на свободы

Помимо понятия о свободе человека в целом, в виде заключения под стражу, существует ряд других свобод, не уголовно-процессуальных, а конституционных. Одну из них знает практически каждый. Это – свобода слова. В Конституции, в статье 29, она получила обозначение как «Право на свободу мысли и слова». В главном документе государства есть определение и регламентация личных, социально-экономических и политических прав и свобод гражданина. Их около 20. И, естественно, в той же Конституции перечислены причины, по которым может быть применено ограничение прав и свобод в отношение каждого из нас на определенное время или совсем.

Так, в отношении мысли и слова допускается их не только иметь, но и выражать в устной или иной существующей форме изложения. Однако при обнаружении в сказанном, написанном, нарисованном выраженной скрытой или явной агитации или пропаганды, несущей опасность разобщения общества, пробуждения в людях расовой, социальной, религиозной или политической вражды, тут же последует ограничение прав и свобод человека и гражданина, допустившего в своих высказываниях неприемлемые обществом мысли. Аналогичные действия со стороны правовых структур последуют и при допущении превышения других прописанных в Конституции прав.

Кроме упомянутых, граждане нашей страны наделены правами: на жизнь, охрану чести и достоинства, личную неприкосновенность, проведение публичных мероприятий, свободное передвижение, частную собственность и много других жизненно важных аспектов. Но та же Конституция определяет и недопустимые нарушения наделенных ею привилегий.

Запрет на право

Ограничение прав и свобод человека наступает при доказанном следственными органами преступлении против любого из пунктов Конституции, а также других законодательных актов и положений. И неважно, в отношение кого они были совершены: одного человека или целого народа. Особый ответ придется держать за преступление против государства. Степень применения наказания определена в статье Конституции № 55. В ней написано, что человека можно лишить прав и свобод лишь до определенной меры. Здесь важно не столько наказание одного, как обеспечение безопасности всех остальных. Так, сразу несколько статей главного правового документа страны более подробно определяют, в чем именно могут заключаться эти ограничения и на каком этапе разбирательств вступают в действие правовые структуры, так как бывают преступления против прав и свобод, срок наказания по которым достигает высшей меры.

Кроме внутреннего документа государства существуют и международные, регламентирующие пользование наделенными человека по факту его рождения правами и свободами. Один из них – Пакт о гражданских и политических правах. Как и в Конституции РФ, в этом международном документе предусмотрен запрет на некоторые действия, идущие в противовес наделенных привилегий. Они могут быть выражены в антигуманных и аморальных поступках, пропаганде военных действии, разжигании расовой или религиозной вражды и ненависти, подстрекании к насилию. Подобные поступки недопустимы и караются ограничением прав и свобод. Аналогичные наказания предусмотрены и Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Они направлены на защиту общего благосостояния любого демократического общества. Обеспечение безопасности допускает лишения прав и основных свобод каждого даже Европейской конвенцией о защите прав человека. Эти ограничения предусмотрены частью второй статьи 11 документа.

Положение обязывает

В некоторых обстоятельствах ограничение свободы гражданина или даже всего населения, допустимо без каких-либо нарушений с их стороны. Это особое право наступает в условиях военного или чрезвычайного положения, созданного в результате техногенной катастрофы или природных катаклизмов. Статья 56 Конституции Российской Федерации допускает в целях обеспечения населению безопасной зоны пребывания ограничить их права на свободное перемещение. Это как пример. Но в более широком смысле Конституцией допустимо применение ограничения и других прав и свобод в чрезвычайных ситуациях. Ею же предусмотрены и те, которых ни в коем случае нельзя лишать. Например, права на жизнь.

В любом случае следует понимать и помнить, что всякие ограничительные меры направлены на улучшение сложившихся обстоятельств. И носить они могут только легитимный характер. То есть, для ограничения свобод по каждому чрезвычайному положению отдельно должен быть принят и подписан определенный акт, регламентирующий полномочия местных властей, предусмотренные Конституцией РФ в целом, но согласно им распространяющиеся на конкретный случай. Однако бывают исключения из общего правила. Какие существуют ограничения свободы и возможности их применения, кроме вышеперечисленных, рассмотрим на конкретном примере.

При широкомасштабном наводнении из затопленных участков на безопасное место военными и спасателями вывозилось население. Небольшая группа жителей наотрез отказалась покидать свои дома, несмотря на то что вода прибывала. Применять насильственные действия в отношении безрассудных жителей военные и спасатели не посмели, так как это шло в разрез с имеющимися у населения гражданскими правами. Подобную возможность спасения человеческих жизней насильственным увозом необходимо очень четко регламентировать. В противном случае, при отсутствии правового документа, за благую инициативу можно поплатиться. И увезенные граждане могут впоследствии привлечь спасателей к ответственности за насилие.

Особенное наказание

Но вернемся к Уголовному кодексу и понятию «Ограничение свободы» при назначении меры наказания за нарушение закона. Как уже упоминалось, все статьи, по которым допустимо применение этой санкции к осужденным, изложены в особенной части УК. Состоит она из 6 разделов и 19 глав. Порядковый номер статей, вписанных в эту часть, находится в пределах 105-360. Если преступнику вменяется одна из них, он может надеяться на то, что ему поведет, и по его статье допустимо довольно легкое наказание, позволяющее отбывать весь срок дома. Но как тоже говорилось, подобное случается нечасто и обусловлено многими условиями.

Рассматривая эту меру наказания более предвзято, ее можно назвать неким «подарком для преступников», так как кроме и так легкого наказания, закон допускает еще некоторые послабления к осужденным к ограничению свободы. Например, неявку на регистрацию в Уголовно-исполнительную инспекцию. Ее необходимо проходить кому-то один раз в месяц, а кому-то и четыре. Если в течение этих 30 дней осужденный так и не появился в УИИ, но телефонную связь с ним удалось установить и поддерживать, инспекторы учреждения вправе и не подавать представление в суд на ужесточение наказания в отношении конкретного гражданина. А при соблюдении им всех требований надзорного органа он может претендовать и на поощрение. Оно может выражаться либо в некоторых послаблениях режима, либо в сокращении оставшегося срока. Что ни говори – особенное наказание.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОНЯТИЯ

А.А. Подмарев

Кафедра теории и истории государства и права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена разработке определения конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина». На основе анализа теоретических взглядов и конституционных положений выделяются признаки исследуемого понятия. Указывается на значение данного понятия для науки и правотворческой деятельности.

Ключевые слова: конституция; конституционное понятие; права и свободы человека и гражданина; ограничение прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции РФ 1993 г., в федеральных законах установление границ, рамок, пределов реализации прав и свобод человека и гражданина и способов вмешательства, вторжения государства в сферу свободы человека достигается с помощью такого понятия, как «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Используемый в Конституции России применительно к правам и свободам термин «ограничение» образован от слова «ограничить», что означает «поставить в какие-нибудь рамки, границы, определить какими-нибудь условиями, а также сделать меньше, сократить охват кого-чего-нибудь» .

В постсоветское время категория «ограничение прав и свобод человека и гражданина» впервые появилась в актах конституционного значения в 1991 г. Часть 2 ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе» . В апреле 1992 г. данное положение было включено в Конституцию РСФСР 1978 г. (ст. 33) .

Термин «ограничение» применительно к правам и свободам человека и гражданина используется в Конституции РФ 1993 г. несколько раз (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133). Основополагающее значение имеет часть 3 статьи 55 Кон-

ституции России, которая устанавливает: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Это своеобразная «общая часть» института ограничения прав и свобод человека и гражданина, те общие, принципиальные, конституционные условия, в соответствии с которыми в федеральных законах устанавливаются ограничения всех прав и свобод.

О значении понятия «ограничение прав и свободы человека и гражданина» как одного из базовых, необходимых положений современной конституции свидетельствует тот факт, что эта категория присутствовала в большинстве конституционных проектов, подготовленных в 1992-1993 гг. (проект, подготовленный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ (ст. 13); проект рабочей группы в составе: Шахрай С.М., Абросимова Е.Б., Азарова Н.П., Бунин И.А., Маслов А.В., Минх Г.В., Орехов Р.Г., Слива А.Я., Тарасов О.А. (ст. 2); проект, подготовленный по решению Политсовета Российского движения демократических реформ (ст. 3); проект, представленный Президентом РФ (ст. 24); проект, одобренный Конституционным совещанием (ст. 55)) .

Относительная новизна термина «ограничение прав и свобод человека и гражданина» обуславливает неопределенность его содержания и многообразие точек зрения на этот правовой феномен. В науке российского конституционного права, в науке теории государства и права, в законодательстве отсутствует единая, однозначная трактовка данного понятия в конституционном смысле. А точность, определенность в понимании данного конституционного положения необходима. Формулирование определения конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» имеет не только научное, теоретическое значение, но и практическое, иначе неизбежны коллизии между Конституцией России и федеральными законами, ошибки в правоприменительной деятельности, а также нарушения прав и свобод человека неконституционными ограничениями.

Общеизвестно, что любая конституция является базой текущего законодательства и обладает высшей юридической силой, но чтобы эти юридические свойства Основного закона реализовывались, необходимо единообразное понимание содержащихся в конституции понятий правотворческими и правоприменительными органами. Г.Т. Чернобель справедливо отмечает, что «в процессе принятия и реализации нормативно-правовых актов нельзя оперировать понятиями недостаточно четкими, ясными» . «Понятия в юридической науке, — писал Н.В. Витрук, — не только узловые пункты познания, но и средство практического совершенствования государственно-правовой действительности» .

Дать определение понятию, в том числе понятию юридическому, — это «значит назвать совокупность признаков, составляющих содержание понятия» . Юридическое понятие должно включать в себя существенные, пер-

востепенные и необходимые признаки правовых явлений; несущественные, второстепенные, случайные признаки отбрасываются . Таким образом, для определения понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» необходимо выделить наиболее существенные признаки данного правового явления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научных публикациях обычно указывается на два основных признака ограничения права (или свободы): 1) ограничение — это всегда установленный предел свободе человека, рамки, границы его поведения, его прав и свобод; 2) ограничение устанавливается в определенных целях.

Н.И. Матузов подчеркивает, что «за отведенные пределы субъект не может выходить, так как он рискует задеть чужие интересы, также обеспеченные законом» . Ограничение прав — это «всегда сокращение сферы свободы», — пишет В.В. Лазарев . А.В. Малько указывает, что правовые ограничения «сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности» . Л.Д. Воеводин считает, что «…пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами.» . М.И. Байтин отмечал, что права (свободы) и их ограничения «. будучи опосредованы правом, гарантированы им, составляют содержание юридической свободы как системы правовых пределов свободы воли и поведения человека и гражданина в обществе и государстве.» .

Следующим необходимым признаком ограничения права (свободы) является цель (цели) данного ограничения. «Любое ограничение прав человека, — пишет Н.В. Варламова, — должно преследовать легитимную цель» .

Целями ограничений прав и свобод могут быть: обеспечение общего блага, нормального развития и функционирования социальной системы и ее структурных подразделений, а также цели, установленные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1996 г., ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (А.В. Малько) ; запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (В. А. Четвернин) ; защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман) ; необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б. А. Страшун) ; обеспечение всеобщего блага, нормальное развитие и функционирование общества и государства (Т.Н. Радько) ; защита прав и свобод других лиц и публичного порядка (публичного интереса, общего блага) (Н.В. Варламова) ; охрана основных общепризнанных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство, здоровье и нравственность населения, а также поддержание государственной безопасности, обеспечение общественного порядка (А.А. Ковалев) .

Вернемся к ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая определяет, что целями ограничения прав и свобод человека и гражданина являются: защита основ конституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, защита прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны, обеспечение безопасности государства. Это общие (генеральные) цели ограничения всех прав и свобод человека и гражданина, как конституционных, так и не нашедших своего закрепления в Основном законе. Все возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина, указывает Конституционный Суд РФ, допустимы только при условии, что они преследуют конституционно значимые цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .

Следующий признак ограничения права (или свободы), вытекающий из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, — это соразмерность ограничения. Согласно Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо.

По мнению Конституционного Суда РФ, ограничение является соразмерным: 1) если оно вызвано исключительно необходимостью защиты социальных ценностей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и иными средствами защитить указанные ценности невозможно ; 2) если, устанавливая ограничения, государство использует не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционными целями меры .

И последний признак ограничения права (свободы) человека (гражданина) — это конституционное требование определенной правовой формы закрепления ограничений прав и свобод. Такой формой является федеральный закон. В современном отечественном и зарубежном конституционном праве общепризнанно, что регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе установление ограничений, должно осуществляться исключительно законами, принимаемыми парламентом. Конституция РФ допускает установление ограничений федеральным законом (ч. 3 ст. 55), то есть уполномочивает законодателя определить случаи, в которых право (свобода) может быть ограничено. Оговорка о законе носит принципиальный характер: во-первых, ограничения прав и свобод вводятся органом народного представительства (парламентом); во-вторых, именно закон обеспечивает стабильность правового регулирования; в-третьих, формулировки закона должны быть точными, с тем, чтобы и обычный человек, и правоприменитель могли без затруднений регулировать свое поведение. Во многих федеральных законах, например, «О Федеральной службе безопасности» , «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» , «О полиции» законодателем установлены различные ограничения прав и свобод.

Указанные основные признаки позволяют сформулировать определение понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» в конституционном смысле.

Но прежде приведем существующие в юридической науке мнения относительно таких понятий, как «правовое ограничение», «ограничение права (свободы)», «ограничение основных прав».

A. В. Малько пишет, что правовое ограничение — это «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, это исключение определенных возможностей в деятельности лиц» .

Б. С. Эбзеев дает следующее определение ограничений основных прав в конституционно-правовом смысле — это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина» и, «кроме того, в качестве ограничения основных прав может также рассматриваться изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод» .

B.И. Гойман считает, что ограничение права (свободы) — это «осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема» .

Российские ученые — А.В. Малько, Б.С. Эбзеев, В.И. Гойман, мнения которых приведены, а также другие исследователи объясняют феномен правовых ограничений через такие слова, словосочетания, конструкции, как «барьер», «граница», «грань», «дополнительное условие», «изъятие», «исключение определенных возможностей», «лимит», «мера», «обременение», «преграда», «предел», «препятствие», «рамки», «рубеж», «сдерживание», «стеснение», «сужение объема права», «сужение свободы», «удержание», «уменьшение объема возможностей». Это терминологическое разнообразие призвано выразить главную мысль — права и свободы человека реализуются в определенных границах, рамках, пределах.

Исходя из изложенного можно дать следующее определение конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина — это установленные федеральными законами в конституционных целях границы, рамки, пределы реализации человеком (гражданином) его прав и свобод, соразмерные этим целям.

Что касается способов (средств) ограничения прав и свобод, то они могут быть различными, в частности, это может быть запрет реализации права (временный или постоянный; а также обусловленный местом, временем или способом действия), вторжение или вмешательство государственного органа, лишение права, обязанность, ответственность. На некоторые способы указывает сама Конституция РФ (ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 2 и ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 32, ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 35, ч. 2 ст. 36).

Конституционное понятие «ограничение прав и свобод человека и гражданина» может рассматриваться как базовое, общее для отраслей российского права. Г.Т. Чернобель пишет: «понятия, термины, содержащиеся в тексте Конституции, должны рассматриваться как базовые, общепризнанные в отраслях

законодательства. При подготовке, принятии и реализации актов они могут служить основанием для толкования норм права. В противном случае возникают противоречия в системе законодательства, допускается произвольное применение правовых норм» . Повторимся: конституционное понятие «ограничение прав и свобод человека и гражданина» имеет не только теоретическое, но и практическое значение, то есть может использоваться при разработке и реализации федеральных законов, иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, а также в правоприменительной деятельности. Здесь уместно привести высказывание Д. А. Керимова: «цель создания научных юридических понятий состоит не в простой любознательности; они образуются ради возможности более глубокого и всестороннего познания, а затем и преобразования правовой действительности» .

Очевидно, что понятия, используемые в Конституции, могут изменяться, развиваться, корректироваться. Научные понятия «не есть нечто застывшее. Вместе с развитием отображаемого объекта, обогащением наших знаний о нем они развиваются, изменяются и дополняются, расширяется область их использования, уточняются определения этих понятий.» . Дальнейшая разработка и совершенствование понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» будет означать его конкретизацию, что может положительным образом повлиять как на правотворческую, так и на правоприменительную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М.: Норма, 2008.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.

Декларация прав и свобод человека и гражданина (Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 1865.

Закон РФ «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» № 2708-1 от 21 апреля 1992 г. (утратил юридическую силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 20. — Ст. 1084.

Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. — 6-е изд. — М.: Изд-во СГУ, 2011.

Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учеб. пособие. — М.: Статут, 2013.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. — Т. 1, 2. — М., 1995.

Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: монография / отв. ред. В.Е. Чиркин. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституция, закон, подзаконный акт. — М., Юридическая литература, 1994.

Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Чет-вернин. — М., 1997.

Лазарев В. В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. — 2009. — № 9. — С. 35-47.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.

Матузов Н.И. О категориях «субъективное право» и «юридическая обязанность» в свете современного правового развития // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сб. научных работ. — Ростов-на-Дону: Ростовская высшая школа МВД РФ; Саратов: Саратовская государственная академия права, 1995.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 7. — Ст. 701.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П по делу о проверке конституционности от дельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 44. — Ст. 4358.

Постановление Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П по делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 47. — Ст. 5709.

Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. — 1998. — № 7. — С. 20-42.

Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2009.

Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 15. — Ст. 1269.

Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 34. — Ст. 4029.

Федеральный закон «О полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2013.

RESTRICTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND CITIZEN: DEFINITION OF THE CONSTITUTIONAL CONCEPT

A.A. Podmarev

The Department of Theory and History of State and Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

Avak’jan S.A. Konstitucija Rossii: priroda, jevoljucija, sovremennost’. — 2-e izd. — M.: RJulD, «Sashko», 2000.

VitrukN.V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. — M.: Norma, 2008.

Kerimov D.A. Metodologija prava: Predmet, funkcii, problemy filosofii prava. — 6-e izd. — M.: Izd-vo SGU, 2011.

Kovalev A.A. Mezhdunarodnaja zashhita prav cheloveka: ucheb. posobie. — M.: Statut, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran / otv. red. B.A. Strashun. — T. 1, 2. — M., 1995.

Konstitucija v XXI veke: sravnitel’no-pravovoe issledovanie: monografija / otv. red. V.E. Chirkin. — M.: Norma: INFRA-M, 2011.

Konstitucija, zakon, podzakonnyj akt. — M., Juridicheskaja literatura, 1994.

Konstitucija Rossijskoj Federacii: problemnyj kommentarij / otv. red. V.A. Chetvernin. — M., 1997.

Mal’ko A.V. Stimuly i ogranichenija v prave. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Jurist’, 2003.

Rad’ko T.N. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik. — 2-e izd. — M.: Prospekt, 2009.

Syryh V.M. Istorija i metodologija juridicheskoj nauki: uchebnik. — M.: Norma: INFRA-M, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека ~ мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.

Права и свободы человека и гражданина обладают устойчивым иммунитетом к их ограничению.

В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрез­вычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. Как правило, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований огра­ничения прав и свобод — их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).

Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав чело­века содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в случаях:

зашиты:

• основ конституционного строя;

• нравственности;

• здоровья;

• прав и законных интересов других лиц; обеспечения:

• обороны страны;

• государственной безопасности.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отме­няющие или умаляющие права и свободы человека и гражда­нина. Ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных Конституцией, может осуществляться только на основании:

Федерального закона «Об Федеральной службе безопасно­сти» от 03.04.95 № 40-ФЗ (ред. от 04.12.2007);

Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 №. 144-ФЗ (ред. от 29.04.2008);

Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.97 № 27-ФЗ (ред. от 08.04.2008);

Федерального закона «О государственной охране» от 27.05.96 № 57-ФЗ (ред. от 04.12.2007);

Федерального конституционного закона «О чрезвычайном по­ложении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005);

Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ;

• некоторых других федеральных законов.

Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (например указы Президента РФ, постановления Правитель­ства РФ, законы субъектов РФ), ограничивающие права и сво­боды человека, издаваться не могут.

Типичные формы ограничения прав и свобод:

• особый режим въезда в РФ и выезда из нее;

• ограничение свободы передвижения внутри страны;

• запрет уличных шествий и демонстраций;

• ограничение свободы печати;

• введение комендантского часа;

• нарушение неприкосновенности жилища;

• аудиовизуальная слежка;

• прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспон­денции;

• досмотр транспортных средств;

• задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления;

• содержание под стражей.

Классификация прав и свобод. Содержательный анализ экономических и политических прав и свобод.

В науке конституционного права принята следующая класси­фикация прав и свобод человека. Выделяются три основные группы прав человека: личные; политические; экономические, социальные и культурные.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся права:

на жизнь;

достоинство;

свободу;

неприкосновенность:

• личную;

• жилища;

выбор места жительства и свободное передвижение;

пользование родным языком и определение национальности;

информацию и защиту информации;

свободу:

• мысли и слова;

• совести;

судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности ~ государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства (отсюда понятие «права человека и гражданина»: права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина — его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

на объединение;

проведение собраний, митингов и демонстраций;

участие в управлении государством;

избирательное (активное и пассивное);

иные.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена граж­данского общества, участника культурной жизни. Основополагаю­щие экономические права — это права:

на свободное предпринимательство;

частную собственность;

труд;

отдых.

Могут ли быть ограничены права и свободы человека?

· Не могут, так как права и свободы принадлежат человеку с момента его рождения и не отчуждаемы

· Не могут, так как согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека

· Могут быть ограничены Указом Президента Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя и обеспечения обороны страны

· Могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц

239. Важнейшими государственно-правовыми атрибутами государственности субъектов Российской Федерации являются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Для республик — конституция, для иных субъектов – устав

· Для республик, краев — конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

· Для всех субъектов без исключения – устав и законодательство

· Для республик – конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

240. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:

· Президент Российской Федерации

· Конституционный Суд Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

241. Срок избрания Президента Российской Федерации:

· 4 года

· 5 лет

· 6 лет

· зависит от того, впервые или повторно гражданин избран Президентом Российской Федерации

Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 40 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 30 лет, не покидавший страну последние 3 года

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

243. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий:

· с момента избрания;

· с момента принятия присяги;

· на следующий день после официального опубликования результатов выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

244. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

· более трёх сроков подряд

· более одного срока

· более четырёх сроков подряд

· более двух сроков подряд

Может ли избранный Президент Российской Федерации приступить к исполнению своих президентских обязанностей, если при вступлении в должность он не принес клятву?

· Не может

· Может, пообещав сделать это позднее

· Может, так как клятва – это формальный акт

· Может, поставив свою подпись под текстом клятвы заочно

246. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является:

· главой государства

· главой исполнительной власти

· главой законодательной власти

· главой исполнительной и законодательной власти

247. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает:

· законы и распоряжения

· указы и распоряжения

· законы и постановления

· постановления и распоряжения

248. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

· Правительство Российской Федерации

· Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

249. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина

Кто вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом?

· Президент Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации

· Конституционный суд Российской Федерации

251. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации НЕ имеет права:

· Объявлять военное положение

· Осуществлять помилование

· Назначать референдум

· Подписывать ратификационные грамоты

252. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется:

· Федеральным конституционным законом

· Федеральным законом

· Указом Президента Российской Федерации

· Постановлением Правительства Российской Федерации

Считаете ли вы призыв в армию главным и основным нарушением прав и свобод человека и унижением его достоинства? Ведь это ограничение свободы и принуждение.

Albert Galliamov 807 3 года назад Студент Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

С точки зрения права служба в армии не является нарушением прав и свобод человека и унижением достоинства, а призыв в армию — ограничением свободы и принуждением.

Что касается унижения достоинства. Ч. 2 ст. 21 Конституции РФ говорит о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Формально армия не является унижением достоинства. Фактически же мы можем наблюдать случаи крайней дедовщины, беспредела, когда служащий действительно подвергается насилию и другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению. Однако, подобное обращение уголовно наказуемо (ст. 335 УК РФ) и должно быть доказано в установленном законом порядке вступившим в законную силу приговором суда. Каждый факт унижения достоинства необходимо доказывать в судебном порядке в силу презумпции невиновности. Предположения о том, что армия a priori жестокая и бесчеловечная, делать нельзя. Но даже тот факт, что в армии бывают отдельные случаи такого обращения, не делает всю службу унижением достоинства. Применение неполной индукции в данном случае неоправданно. Поэтому с формальной точки зрения служба в армии таковой не является.

Что касается ограничения свободы и принуждения. Конституция РФ прямо говорит о том, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч. 1 ст. 59). Данное положение установлено Конституцией, поэтому не может рассматриваться ограничением свободы и принуждением. Говоря иначе, призыв в армию является законным ограничением свободы и принуждением. Так можно сказать о любых обязанностях. Например, обязанность платить законно установленные налоги и сборы представляет собой не что иное, как ограничение права частной собственности и принуждение по отчуждению её части.

Забегая дальше, можно сказать, что любые права и свободы, предусмотренные Конституцией, могут быть ограничены. Для этого необходимо соблюсти два условия: а) такие ограничения могут вводиться только федеральным законом и б) только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Кроме того, отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

Таким образом, говорить об армии, как об ограничении свободы, принуждении и унижении человеческого достоинства, мы можем только с житейской, бытовой точки зрения. С позиции права, формально-юридически данные утверждения неверны.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *