Обязанности налоговых агентов

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам — НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

>Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоги, по которым могут возникнуть обязанности агентирования

Обязанности налоговых агентов выполняют организации в отношении трех налогов:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Разобраться, в каких случаях возникает обязанность агентирования, поможет наша таблица:

Налог В каких случаях возникают обязанности Какая сдается отчетность в ФНС
НДФЛ У всех организаций при выплате доходов физлицам по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам, дивидендов, иных облагаемых НДФЛ доходов.

Ежегодно: 2-НДФЛ.

Ежеквартально: 6-НДФЛ.

НДС

При аренде муниципального или госимущества у органов власти.

При покупке металлолома, макулатуры, сырых шкур животных.

При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является РФ, у иностранного продавца, не состоящего на учете в ФНС РФ.

По окончании квартала: декларация по НДС, в которой заполняются разделы 2 и 9.
Налог на прибыль

При выплате дивидендов другой организации.

При выплате доходов иностранной компании, не имеющей в РФ постоянного представительства.

Декларация по НП.

Налоговый расчет о суммах доходов, выплаченных иностранным организациям.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Ответственность налоговых агентов за неисполнение своих обязанностей прописана в статье 123 НК РФ. Она предусматривает штраф в размере 20 % от суммы, не удержанной у налогоплательщика и не перечисленной в бюджет.

28.01.2019 вступают в силу изменения в статью 123 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.12.2018 № 546-ФЗ. С этого момента можно будет избежать штрафа в 20 %, если налоговым агентом:

  • подан расчет по соответствующему бюджетному платежу без нарушения сроков;
  • в расчете отражена вся сумма, подлежащая удержанию, нет фактов неотражения и ошибок, приведших к занижению суммы, которую нужно перечислить в бюджет;
  • перечислены сумма налога и соответствующие пени до момента обнаружения просрочки платежа контролирующими органами.

Кроме штрафа, за каждый день просрочки перечисления платежа в бюджет уплачиваются пени. Исчисляются они в соответствии со статьей 75 НК РФ в зависимости от срока просрочки:

  • до 30 календарных дней — исходя из 1/300 ставки рефинансирования;
  • свыше 30 календарных дней — исходя из 1/150 ставки рефинансирования.

Практика

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

НДС

Основными случаями, когда налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами, являются следующие:

  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории России налогоплательщиками-иностранными лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговыми агентами признаются организации и предприниматели, состоящие на учёте в налоговых органах и приобретающие указанные товары (работы, услуги);
  • при предоставлении на территории России органами власти и местного самоуправления в аренду государственного и муниципального имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

НДФЛ

Исчисляется и уплачивается организациями и предпринимателями, от которых получило доходы физическое лицо. Удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика при их выплате. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Наиболее распространённым случаем уплаты НДФЛ налоговыми агентами является удержание указанного налога работодателем из заработной платы работника с последующим перечислением налога в бюджет.

Налог на прибыль организаций

Основными случаями, когда этот налог уплачивается налоговыми агентами, являются следующие:

  • при выплате организациями дивидендов (доходов от участия в этой организации) иным организациям;
  • при получении доходов на территории России налогоплательщиками-иностранными лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учёте в налоговых органах и выплачивающие указанные доходы.

> Ссылки

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 24)

Статья 24 НК РФ. Налоговые агенты

Новая редакция Ст. 24 НК РФ

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 24 НК РФ

Правовой статус налогового агента и его обязанности закреплены в ст. 24 НК РФ.

Не принимая во внимание нескольких правок технического и уточняющего характера, внесенных в ст. 24 НК РФ Законом N 137-ФЗ, отметим два существенных момента.

Во-первых, в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ введена норма, согласно которой к обязанностям налогового агента отнесено перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета федерального казначейства. Что это значит?

Тезис о том, что обязанность налогового агента нельзя считать исполненной в случае неверного указания кода бюджетной классификации в платежном поручении обсуждается давно.

Естественно, что в случае неисполнения обязанности налогового агента для него наступают правовые последствия в виде штрафов и пеней <1>.
———————————
<1> В этой связи отметим, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 г. N 16058/05 сделан вывод, что если налоговый агент своевременно не удержал и не перечислил НДФЛ, то пеня подлежит взысканию с налогового агента. Заметим, что до принятия данного Постановления арбитражные суды преимущественно указывали, что начисление пеней правомерно, в случае если налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет (Постановление ФАС Московского округа от 10 апреля 2006 г. N КА-А40/2828-06, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 марта 2006 г. N Ф08-830/2006-367А, Постановление ФАС Центрального округа от 27 октября 2005 г. N А54-1576/2005-С2, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. N Ф04-8497/2004(14585-А81-35).

Наибольшую дискуссию вызывали споры о правомерности применения штрафных санкций и начисления пеней в случае, если неверное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не привело к «недопоступлению» налога в соответствующий бюджет. Например, когда деньги поступили в тот же бюджет, но по другому коду бюджетной классификации.

Однозначная позиция по данному вопросу не формировалась. Например, применительно к начислению пеней Минфин России в Письме от 7 июля 2005 г. N 03-02-07/1-181 указал:

«Если налогоплательщик в платежном документе указал КБК другого налога, вследствие чего возникла переплата, он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете.

На основании указанного заявления и решения налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (ст. 78 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено освобождение от начисления пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому, в том числе при условии, что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет.

Исходя из судебной практики следует, что споры по вопросу о правомерности начисления пени в случае своевременной и в полном объеме уплаты налога в бюджет, но неправильного указания кода бюджетной классификации в соответствующих расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пени и последствий для бюджета неправильного указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации».

Налоговые органы «на местах», как правило, руководствовались позицией, что перечисление налога платежным поручением, в котором неверно указан код бюджетной классификации, не является надлежащим исполнением обязанности по перечислению налога.

Арбитражная практика преимущественно придерживалась противоположного подхода.

Пример.

Суть дела.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности налогового агента, в ходе которой установлен факт неперечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц.

Налоговый агент привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Позиция суда.

В силу ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан исчислить налог на доходы физических лиц, удержать его из дохода, выплаченного налогоплательщику и уплатить в бюджет указанную сумму.

В силу ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговый агент перечислил сумму налога на доходы физических лиц платежными поручениями, указав в них код бюджетной классификации 1010102 (налог на прибыль, зачисляемый в областной бюджет), а в графе «назначение платежа» — налог на доходы физических лиц. Как пояснил представитель предприятия, указание неправильного кода бюджетной классификации в платежных поручениях допущено ошибочно.

Таким образом, налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имелось оснований для привлечения налогового агента к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 марта 2006 г. N А11-8470/2005-К2-22/368.)

К аналогичным выводам также, например, пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 29 марта 2006 г. N Ф09-2085/06-С2: «…налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода бюджетной классификации».

Итак, с принятием поправки в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговым агентам теперь придется более внимательно следить за правильностью оформления платежных поручений, так как обязанность налогового агента будет считаться исполненной только при перечислении сумм удержанного налога на соответствующий код бюджетной классификации.

Второй существенной поправкой, внесенной в ст. 24 НК РФ, является закрепление обязанности налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Ранее такая обязанность налогового агента прямо не была зафиксирована в Налоговом кодексе РФ.

Отсутствие такой нормы, очевидно, не соответствовало другим статьям НК РФ.

Так, пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налоговых органов проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, а ст. 87 НК РФ было установлено, что налоговые органы проводят налоговые проверки (в том числе налоговых агентов), и налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Другой комментарий к Ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как определено в п. 1 ст. 24 Кодекса, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

2. В соответствии с п. 2 ст. 24 Кодекса налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Права налогоплательщиков предусмотрены ст. 21 Кодекса (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).

3. В пункте 3 ст. 24 Кодекса предусмотрены обязанности налоговых агентов.

В пункте 10 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 разъяснено, что в соответствии со ст. 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 3 комментируемой статьи.

4. Как установлено п. 2 ст. 45 Кодекса, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Налоговые агенты же в соответствии с п. 4 ст. 24 Кодекса перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

Исходя из положений п. 2 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налоговым агентом с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогового агента, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налоговым агентом или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налоговым агентом в банк поручения на уплату налога этот налоговый агент имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налоговый агент не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

5. В пункте 5 ст. 24 Кодекса указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по уплате конкретного налога лежит на налогоплательщике. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (см. комментарий к ней) она должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, если иное прямо не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Включение в отношения «налогоплательщик — бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации» налогового агента как раз и является таким исключением. В связи с указанным значением налоговых агентов в отношениях по исполнению обязанности по уплате налогов особого внимания заслуживает правовая позиция о моменте исполнения налогоплательщиком данной обязанности. Данная позиция первоначально сложилась в рамках судебно-арбитражной практики, а с принятием комментируемого Кодекса была включена в него. Так, применительно к налогоплательщикам — физическим лицам Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 октября 1998 года N 24-П указал на то, что с учетом многостадийности процесса уплаты подоходного налога он считается уплаченным с момента, когда работодатель удержал его сумму из заработной платы, а не когда соответствующие средства поступили в бюджет. Уже в статье 45 НК РФ (см. комментарий к ней) применительно к исполнению обязанности по уплате налогов через налогового агента установлено, что данная обязанность считается исполненной со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

В соответствии со ст. 8 НК РФ (см. комментарий к ней) налог может быть уплачен исключительно в денежной форме, т.е. путем отчуждения денежных средств налогоплательщика, принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом обязательства налогового агента перед налогоплательщиком могут быть исполнены в неденежной (натуральной) форме. В связи с этим необходимо учитывать правовую позицию, высказанную в п. 10 совместного Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 11 июня 1999 года N 41/9, согласно которой в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в соответствующем налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность по удержанию налога и в этом случае необходимая информация представляется налоговым агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном комментируемой статьей. Данная позиция была повторена в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июля 2013 года N 57, в соответствии с которым, если денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент, руководствуясь п. 3 комментируемой статьи, обязан только исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика. Указанный судебный орган далее (в п. 2) указывает, что принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно только в том случае, когда налоговым агентом сумма налога была все же удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет. Исключение из данного правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, когда налог не был удержан налоговым агентом при выплате денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации. В данных обстоятельствах обоснованным представляется взыскание с налогового агента не только пеней, но и суммы самого налога.

Правила, установленные для налогоплательщиков, могут применяться к налоговым агентам только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В той связи интерес представляют ряд правовых позиций различных судебных органов. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 своего Постановления от 30 июля 2013 года N 57 рекомендовал нижестоящим судам учитывать, что, поскольку п. 3 ст. 76 комментируемого Кодекса возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а в силу п. 1 ст. 80 комментируемого Кодекса налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком, соответствующая обеспечительная мера не может быть применена к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй комментируемого Кодекса. С другой стороны, в том же Постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъясняя положения ст. 78 комментируемого Кодекса, указал, что правила зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) и пеней распространяются также на налоговых агентов, пояснив, что если при рассмотрении дела суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, то решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: 1) если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается на него законом; 2) если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *