Обучение в школе

Индивидуальное обучение в школе

Очень часто начало обучения в школе становится настоящим испытанием, как для школьника, так и для его родителей. Море детских слез и родительских нервов потрачены в попытках осилить не до конца понятый на уроке учебный материал и приготовить домашнее задание. Когда школьная программа упорно не поддается пониманию, ребенок смиряется со своим положением отстающего и теряет интерес к учебе. Все больше школ используют в своей работе индивидуально дифференцированный подход в обучении, основанный на особом подходе к каждому ученику. Но все же, количество учеников в классе таково, что при всем своем желании учитель не может уделить достаточное времени каждому. Многие дети не в состоянии обучаться наравне с остальными в силу своих психофизических особенностей: недостаточного развития речевого аппарата, нарушений зрения и слуха, аутичности и т.п. Родители же стремятся сначала решить проблемы со здоровьем, надеясь, что со временем ребенок наверстает учебный материал. Но в реальности выходит по-другому – пропустив основы, ребенок не в состоянии усвоить более сложные знания. Выходом в данной ситуации может служить перевод ребенка на индивидуальную форму обучения. Индивидуальное обучение аналогично обучению в школе, с той лишь разницей, что в данном случае внимание учителя полностью посвящено одному ученику, давая возможность более глубоко раскрыть предмет, больше времени уделив непонятному и не останавливаясь надолго на легко доступном. Получая знания один на один с преподавателем, ученик не стесняется задавать вопросы, более тщательно выполняет задания, не имея возможности спрятаться за спинами одноклассников, и в итоге получает более глубокие знания.

Как перейти на индивидуальное обучение?

Индивидуальное обучение школьников возможно в двух случаях:

1. Когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Решение о переводе ребенка на индивидуальный способ обучения принимается на основе заключения КЭК (контрольно-экспертной комиссии) районной поликлиники. На руки родителям выдают справку, в которой указан диагноз ребенка и рекомендуемая продолжительность индивидуального обучения. В зависимости от диагноза справка выдается на срок от одного месяца до одного учебного года. Для перевода ребенка на индивидуальное обучение родители должны написать заявление на имя директора школы и приложить к нему справку. Если до болезни ученик посещал школу не по месту жительства, то администрация школы имеет право отказать ребенку в домашнем обучении. В этом случае необходимо перевести ребенка в районную школу. В зависимости от состояния здоровья ребенка, он может обучаться только лишь на дому, или посещать часть занятий в школе. В случае обучения ребенка на дому, педагоги обязаны заниматься с ним четко регламентированное количество времени в неделю:

  • в начальной школе (1-4 класс) – 8 часов;
  • в 5-8 классах – 10 часов;
  • в 9 классе – 11 часов;
  • в 10-11 классах – 12 часов.

2. По инициативе родителей, считающих подобную форму обучения максимально эффективной для своего ребенка. В данном случае вопрос о переводе ребенка на домашнее обучение решается в местном органе управления образованием. Положительно вопрос может решиться в случае, когда ребенок часто меняет место жительства вследствие специфики работы родителей, занимается профессионально спортом, выезжая на соревнования и сборы, или же значительно опережает ровесников в развитии. Такая форма образования называется семейной. Обязанность обучать ребенка ложится на плечи родителей или приглашенных за их счет педагогов. Для контроля полученных знаний ребенка прикрепляют к школе, которую он будет посещать для сдачи экзаменов.

Документация «Об индивидуальном обучении на дому»

Об индивидуальном обучении на дому

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация индивидуального обучения на дому

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

1 – 4-е классы

5 – 7-е классы

8 – 9-е классы

10 – 11-е классы

8 часов в неделю

10 часов в неделю

11 часов в неделю

12 часов в неделю

Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.

В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо (куратор, классный руководитель или координатор) готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).

В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Права и обязанности участников образовательного процесса,

реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

Права и обязанности обучающихся

в форме индивидуального обучения на дому

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:

получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:

соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

соблюдать расписание занятий;

находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

Права и обязанности родителей (законных представителей)

Родители (законные представители) детей имеют право:

защищать законные права ребенка;

вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения.

Родители (законные представители) детей обязаны:

выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

Права и обязанности педагогических работников

Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:

знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних занятий;

выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

Администрация школы обязана:

готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.

Порядок управления образовательным процессом

Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.

В компетенцию администрации образовательного учреждения входят следующие управленческие действия:

принятие решения об организации образовательного процесса;

разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;

контроль за распределением и использованием денежных средств.

Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому»

В папку рекомендуется включить следующие документы:

Положение о формах получения образования в образовательных учреждениях города, региона (например, для Москвы это приложение к постановлению правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827 – ПП);

Положение об организации индивидуального обучения на дому;

приказы (копии) «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» на каждого учащегося;

справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации обучения;

расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменного согласованное с родителями;

список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;

учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ);

план внутришкольного контроля индивидуального обучения;

справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;

заявления родителей (законных представителей);

рекомендации психолога, логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому.

Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий

На каждого учащегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденными руководителем образовательного учреждения, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий. После проведения учителем урока родитель (законный представитель) ставит свою подпись в журнале (можно в графе «Домашнее задание»). На основании этих записей производится оплата труда педагогических работников.

В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______ № _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа.

В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.

Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.

Примерный учебный план надомного обучения

Предмет

Учебная нагрузка, ч/неделю

Русский язык

Литература

Математика (алгебра/геометрия)

1,5/1

Окружающий мир/ ОБЖ

Биология

Химия

Физика

География

История

Иностранный язык

Итого часов:

12 (10)

12 (10)

Примечания:

Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям (триместрам, учебным четвертям).

Интегрируются курсы ОБЖ и окружающий мир.

Преподавание курсов биология, физика, химия должно носить экологизированный характер.

Регионоведческое направление должно быть отражено в преподавании чтения, истории, литературы, географии.

Внутренняя документация образовательного учреждения

I. Первым из таких локальных актов является решение педагогического совета школы. В повестке дня августовского педагогического совета рассматривается вопрос о праве учащихся на получение образования в разных формах: экстернат, семейное, обучение на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, заочное обучение.

В протоколе педагогического совета записывается следующее решение:

1. Предоставить учащимся школы по заявлению родителей и медицинским показаниям в 200_/200_ учебном году формы получения образования: экстернат, семейное, обучение на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, заочное обучение.

2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому учащихся школы. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса на основе индивидуального обучения на дому возложить на заместителя директора по УВР.

3. Методическим объединениям согласовать тематическое и поурочное планирование.

4. Заместителю директора по УВР взять под контроль процесс индивидуального обучения на дому и его результативность.

II. Далее администрация школы составляет, а директор школы утверждает Положение об организации индивидуального обучения на дому. Затем директор школы на основе соответствующих документов издает по школе приказ «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

ГОСУДАРСТВЕЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ______

ПРИКАЗ

№_________ от ___________200_ г.

Об индивидуальном обучении

больных детей на дому

На основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и медицинской справки

№ ______ от ________ 200_ года приказываю:

Организовать индивидуальное обучение на дому ученика __класса ________________________________ (ФИО) с «____» ___________200_ года по «____» _____________ 200_ года.

Утвердить учебный план ученика _________ класса ________________________________ (ФИО):

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Русский язык

Литература

Английский язык

Математика

История

Назначить с «___» ____________ 200_ года учебную нагрузку учителям, работающим индивидуально на дому с учеником _____ класса_____________________(ФИО учащегося).

Фамилия преподавателя

Табельный номер

Количество часов

в неделю

Предмет

3.1. Повысить с «___» ______________200_ года на ____ процентов ставку оплаты труда за индивидуальное обучение на дому.

Установить с «___» _____________ 200_ года надбавку за проверку тетрадей и письменных работ ученика _____ класса __________________________ следующим учителям:

Фамилия преподавателя

Табельный номер

Количество часов

в неделю

Предмет

Процент

надбавки

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по УВР _______________________________________ (ФИО заместителя директора по УВР).

Директор ГОУ СОШ № ________________________ /___________________/

Комментарии к приказу об индивидуальном обучении больных детей на дому

Повышение ставок оплаты труда преподавателей за индивидуальное обучение на дому больных детей применяется только в том случае, если заболевание носит хронический характер, подтвержденный медицинским заключением.

На основании письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» учебный план учащегося класса, который приказом директора школы на основании медицинского заключения обучается на дому, финансируется следующим образом:

1 – 4 классы – до 8 часов (доплаты за тетради не устанавливаются);

5 – 8 классы – до 10 часов;

9 – е классы – до 11 часов;

10 – 11 классы – до 12 часов.

Заместитель директора по УВР составляет расписание уроков для каждого обучающегося на дому индивидуально. Расписание может быть представлено в таком виде:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ______ № ____

«_____» _______________ _ г.

Расписание уроков индивидуального обучения на дому

ученика(цы) ________ класса

(ФИО)

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Предмет

Кол-во часов

в неделю

ФИО учителя

С расписанием уроков ознакомлены:

(ФИО родителя или законного представителя)

«______» _________________ 200_ г.

(ФИО классного руководителя)

«______» _________________ 200_ г.

***

Председатель методического объединения или сами учителя школы составляют индивидуальное тематическое или поурочное планирование для каждого ученика.

Образец

Утверждаю

Директор ГОУ ____№ ______

(ФИО)

«______» __________ 200_ г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

(ФИО)

«______» __________ 200_ г.

Индивидуальное обучение на дому

ученика(цы) _____ класса

(ФИО)

Поурочное планирование

Предмет__________________________________________________________________________

Количество часов в неделю__________________________________________________________

Программа _______________________________________________________________________

Учебник ______________________________________________________________________

Дополнительные учебные пособия ___________________________________________________

№ п/п

Название темы и тема урока

К/р, л/р и т.д.

Д/з

Поурочное планирование составлено учителем ____________________ (________________)

Рассмотрено на заседании методического объединения «______» _________________200 _г.

***

Далее заместитель директора по УВР планирует свою деятельность по контролю организации и проведения индивидуального обучения на дому каждого ученика. Все контрольные мероприятия вносятся в план внутришкольного контроля.

Образец

Циклограмма

деятельности заместителя директора по УВР по контролю обучения на дому

учащихся ГОУ _________ № ______ в 200_/200_ году

Форма работы, месяц

Учреждение тематического планирования

+

Посещение уроков

+

+

+

+

+

Проверка журналов

+

+

+

Собеседование с родителями

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Собеседование с учащимися

+

+

+

+

Собеседование с учителями

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Проверка проведения рубежной и промежуточной аттестации

+

+

+

+

***

Любой контроль деятельности учителя должен фиксироваться в отчетах и справках.

Образец

Справка

по проверке педагогической деятельности учителей, работающих по плану

индивидуального обучения детей на дому (итоги 1-го полугодия)

№ _______ от «_______» __________________ 200_ г.

В соответствии с приказом по образовательному учреждению «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» от «____» _____________ 200_ г. и планом внутришкольного контроля по индивидуальному обучению на дому была проведена проверка педагогической деятельности учителей (указать ФИО учителей).

На индивидуальном обучении на дому в 200_/200_ учебном году находятся:

Ф.И. ученика — __________ класс (приказ № _____ от 01.09.200_ г.);

Ф.И. ученика — __________ класс (приказ № _____ от 01.09.200_ г.);

Ф.И. ученика — __________ класс (приказ № _____ от 01.09.200_ г.).

Все вышеназванные учащиеся в 1-м полугодии обучались по индивидуальным программам на дому (в соответствии с представленными документами).

Учителя регулярно проводили с учениками уроки согласно расписанию занятий на 1-е полугодие и поурочному планированию.

Изменений и пропущенных занятий не было (если были изменения, то указать причины и результаты).

В дневники и журналы индивидуального обучения регулярно выставлялись отметки. Проведение всех уроков подтверждено подписью родителей в журналах индивидуального обучения на дому.

Все учащиеся, обучающиеся на дому, программу 1 – го полугодия освоили и по всем предметам индивидуального учебного плана аттестованы.

Замечаний по организации образовательного процесса и качеству преподавания со стороны родителей не было.

(Если были замечания, пожелания, претензии, то необходимо либо разъяснить принятые меры, либо приложить акт обследования. Сделать выводы и дать рекомендации по каждому замечанию).

Заместитель директора по УВР _____________________________________________

(ФИО)

***

Существуют еще два важных документа, которые являются причиной и основанием для организации индивидуального обучения детей на дому. Это справки из медицинского учреждения и личное заявление родителей (законных представителей).

СПРАВКА

из медицинского учреждения

Образец

Штамб медицинского учреждения

Директор ГОУ _____ № ________

ФИО (полностью)

Справка № __________ от «____» _______________ 200 __ г.

об обучении на дому

Дата (ФИО полностью) __________________________________________________________

Число, месяц, год рождения ______________________________________________________

Домашний адрес: _______________________________________________________________

Диагноз, патологическое состояние, на основании которого ребенок подлежит индивидуальному обучению на дому, согласно перечню болезней школьного возраста, утвержденному 28.07.1980 Минздравом РСФСР № 281 – М и Минпросом РСФСР № 17 – 13 – 186 (шифр заболевания).

Сроком на ____________ с «_____» _______________ по «_____» ______________________

(Число, месяц, год).

Основание: заключение клинико-экспертной комиссии № _________ от ________________.

(Число, месяц, год).

Главный врач___________________________________________________________________

Заместитель главного врача ______________________________________________________

Заведующая отделением ___________________ ____________________________________

(подписи) (расшифровки подписей)

МП

***

ЗАЯВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Образец

Директору

ГОУ _______________ № _______________

(ФИО)

от родителя (или законного представителя)

(ФИО)

Заявление

Прошу Вас организовать для моего ребенка индивидуальное обучение на дому (или на базе школы согласно индивидуальному расписанию) в период с «____» _________________ 200__ г. по «_____» ________________ 200__ г.

Основание: медицинская справка, выданная ________________________________________

(название медицинского учреждения и дата выдачи)

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков ознакомлен(а), претензий по организации процесса обучения и содержанию образовательных программ не имею.

Дата ___________________________________

Подпись ________________________ (расшифровка подписи)____________

Что такое «Индивидуальный учебный план»?

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования (профильное обучение, семейное образование и самообразование, обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Индивидуальные учебные планы

Внедрение принципов системно-деятельностного подхода в образовании обусловило необходимость персонализации учебно-воспитательного процесса, в том числе и через разработку индивидуальных учебных планов (ИУП) — пошаговых алгоритмов освоения программного минимума, которые составляются для учащихся с особыми образовательными потребностями с учетом возрастных и личностных показателей интеллектуального развития.

Файлы для скачивания в статье

Ориентировочное содержание индивидуального учебного плана учащегосяв формате .doc в формате .pdf в формате .doc

Разработка индивидуальных учебных планов проводится с целью:

  • ускоренного усвоения учащимся образовательной программы по одной или нескольким предметным областям (в рамках реализации профильной модели обучения);
  • оперативной ликвидации ребенком академической задолженности;
  • в других случаях, предусмотренных локальной документацией школы (например, в случае длительной болезни, частых отъездов, связанных с участием в творческих конкурсах, фестивалях).

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

— Как составить индивидуальный учебный план для школьника с аутизмом (с рекомендациями эксперта)

— Правомерность отказа перевести обучающегося на индивидуальный учебный план (важно)

Что такое индивидуальный учебный план в школе?

Реализация принципов новой государственной политики в сфере образования, базирующейся на внедрении принципов гуманизации и персонализации учебно-воспитательного процесса, предусматривает построение педагогических моделей, способствующих обеспечению продуктивного взаимодействия с учениками независимо от их интеллектуальных способностей, личностных целей и успехов.

В свете этого возникают вопросы, что такое обучение по индивидуальному учебному плану в школе и как современной образовательной организации обеспечить удовлетворение точечных учебных запросов учащихся.

Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного учащегося, включающий совокупность учебных предметов и элективных курсов, выбранных для освоения из учебного плана образовательного учреждения. Эти планы могут быть различными по содержанию, пропорциям конкретных программных элементов, а также проектироваться на разные промежутки времени — четверть, полугодие, учебный год.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Проектирование обучения на основе индивидуальных планов меняет устоявшийся порядок осуществления тематического и календарного планирования. Работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся осуществляется в три этапа:

  1. Мониторинг образовательных запросов школьников, разработка и уточнение перечня востребованных предметов и тематических учебных курсов. С целью оказания информативной помощи детям и их родителям на данном этапе при наличии управленческой инициативы силами психолого-педагогической службы проводится тестирование, позволяющее выявить природные склонности и таланты учащихся, создавая предпосылки для продуктивного профильного обучения и успешной профориентации.
  2. Разработка общешкольного учебного плана с учетом имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов. С целью реализации вариативности образования важно позаботиться о том, чтобы школьникам был предоставлено право выбора перечня и количества предметов, формирующих федеральный, региональный и школьный образовательный компонент.
  3. Проектирование и утверждение индивидуальных учебных планов учащихся.

Отвечает Галина Савиных, эксперт-методист образовательных проектов благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», к. п. н.

Важно отметить, что право на обучение по индивидуальному учебному плану закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Письме Минобрнауки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. и других нормативных актах. Ввиду того, что персонифицированная модель обучения позволяет наиболее полно реализовать конституционное право на обучение и обеспечить удовлетворение потребностей ребенка в школьной учебно-воспитательной среде, развить природные дарования и снизить уровень общеучебной нагрузки, сознательный отказ образовательной организации от практики составления ИУП является грубым нарушением. Более того, решение некоторых семей о получении ребенком образования без практики ежедневного посещения образовательной организации при условии составления и систематического обновления индивидуальных учебных планов в полной мере соответствует букве закона. Поэтому каждой образовательной организации необходимо обеспечить соблюдение ряда условий, позволяющих успешно организовать обучение групп учащихся согласно ИУП. К числу таких требований относятся следующие:

  1. Наличие в штате высококвалифицированных педагогических кадров.
  2. Достаточное количество классных комнат, необходимого материально-технического оборудования.
  3. Управленческий состав ОУ и учителя имеют высокий уровень мотивации, опыт ведения экспериментально-инновационной работы и заинтересован в апробации модели мультипрофильной школы.

Обучение по индивидуальным учебным планам в школе

В условиях нового времени, когда перед современной российской школой стоит задача обучения и воспитания активных, творческих мыслящих граждан, идея индивидуализации образовательного процесса посредством учета личностных факторов становится все более актуальной. Организация обучения по индивидуальным учебным планам в старшей школе позволяет решить ряд актуальных задач:

  1. Обеспечить модернизацию содержания и форм по отдельным предметным областям.
  2. Удовлетворить индивидуальные образовательные потребности школьников через построение оптимального учебного маршрута с учетом уровня допустимой нагрузки, показателей здоровья, круга личностных интересов.
  3. Сохранить контингент детей, что особенно важно для старшей школы.
  4. Гарантировать реализацию индивидуально-личностного подхода, принципов вариативности обучения.
  5. Создать условия для повышения уровня квалификации педагогов, ответственных за разработку ИУП.

ИУП формируется на основе базисного учебного плана, остальные учебные дисциплины включаются выборочно. При его составлении учитываются пожелания родителей, учителей, психологов, а также мнение самого школьника. Следует отметить, что типовым организационным решением, приобретающим все большее распространение в современных российских школах, — проектирование ИУП в рамках организации профильного обучения, признанного стратегической основой развития старшей школы. Вместе с тем неоценима роль ИУП при электронном обучении, т.к. используя его, учитель может написать индивидуальную рабочую программу по предмету.

Посмотреть схему «Функции индивидуального учебного плана»

Если ребенок обучается по заочной или очно-заочной форме, возможно сочетать различные варианты прохождения программы по предметам:

  • полностью с учителем;
  • самостоятельно + консультации учителя;
  • полностью самостоятельно.

Обучение контролируется педагогами, которые в дальнейшем проводят обязательную аттестацию ученика.

Индивидуальный учебный план может проектироваться на разные сроки: учебный год, полугодие, учебную четверть. Чаще всего план формируют на учебный год. Обучение в школе по индивидуальному учебному плану может быть организовано на любом уровне учебной программы. ИУП включает в себя: перечень предметов, очередность их освоения, вариативную часть обучения, обязательную его часть, объем часов на изучение конкретного курса или предмета, формы итоговой и промежуточной аттестации.

Как составить индивидуальный учебный план ученика

Индивидуально-ориентированная система школьного обучения, базирующаяся на учете личностных параметров интеллектуального и творческого развития подрастающего поколения, требует реализации особого подхода к планированию. В условиях современной школы каждому педагогу важно знать, как составить индивидуальный учебный план, опираясь на результаты проведенного психолого-педагогического мониторинга, локальные нормативные акты, результаты перспективного и календарно-тематического проектирования предметных курсов. Примерное содержание ИУП, на которое можно опираться при проектировании локальных образовательных маршрутов учащихся, представлено в таблице.

Содержание индивидуальных учебных планов

Структура
Пояснительная записка Помимо стандартной информации, характеризующей содержание документов такого типа, методисты рекомендуют указывать форму индивидуального учебного плана учащегося школы, а также методические рекомендации работе над учебным курсом, адресованные педагогу, родителям и ребенку. Такое вступление помогает создать положительную мотивацию, при необходимости — выделить приоритетные методы учебной работы.
Объем курса, виды учебной деятельности Чтобы обеспечить должный уровень визуализации предметной области, в рамках данного раздела целесообразно представить краткое содержание каждого запланированного занятия и свести эти данные в единую таблицу.
Тематический план В плане перечисляются разделы и темы, даты изучения разделов (что способствует обеспечению нужного темпа обучения), формы уроков. В данном разделе логично представить выдержки из предметных компонентов ФГОС, чтобы показать соответствие тем, предложенных для обучения, требованиям стандарта.
Самостоятельная работа Содержание самостоятельной работы обучающихся по курсу включает индивидуально-ориентированный план ученика, в котором представлены графы для выставления оценок, данные итогового тестирования (по темам, разделам, семестрам), перечень рекомендованной учебной литературы и справочных материалов. По сути индивидуально-ориентированный план, составляемый с учетом личностного компонента, является аналогом документа поурочного планирования. Немаловажно, чтобы самостоятельная работа по предметному курсу предусматривала возможность выполнения разноуровневых заданий, направленных на:

  • расширение объема фактических предметных данных через ознакомление с материалами темы, поиск ответов на типовые вопросы;
  • формирование критического мышления (проведение поверхностного анализа, сравнений, классификации и кластеризации данных);
  • развитие творческого интеллекта (проведение микроисследований, выполнение экспериментальных и интегрированных заданий).
Дополнительная учебная деятельность по курсу В данный раздел рекомендуется включить темы проектной, научно-исследовательской, учебно-поисковой работы, позволяющей значительно расширить границы предметных данных, принять участие в предметных олимпиадах, предметных конкурсах, творческих фестивалях, выставках, интеллектуальных играх.

Перед разработкой индивидуального плана обучения с ребенком и его родителями рекомендуется провести разъяснительную работу по содержанию документа и особенностям его применения. Важно, чтобы обучающиеся и представители семей понимали качественные и количественные показатели изучаемых предметных областей и были готовы принять на себя ответственность за сделанный выбор.

Успешное построение ИУП предполагает систематическую рефлексию и уточнение выбора, сделанного учащимися и их родителями. В концепции персонифицированного, а также профильного образования выдвигается требование к гибкости содержания учебно-воспитательного процесса, что определяет необходимость разработки представителями школы механизмов регулярного переосмысления школьниками правильности сделанного выбора и возможности корректировки индивидуального учебного плана.

Оформление перевода на индивидуальный учебный план в школе

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану в школе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Обучающиеся, достигшие совершеннолетия, вправе написать заявление сами. В заявлении указывается срок, на который школьник просит перевести его на индивидуальное обучение, а также пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы — например, включение дополнительных курсов, предметов в программу, более глубокое изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ. После рассмотрения заявлений директор школы издает приказ, который является основанием для перевода учащегося на ИУП. Перевод утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

Важно, чтобы образовательной организацией был разработан локальный акт, определяющий порядок перевода учащихся на индивидуальное обучение, а также категории детей, имеющие первоочередное право на учет индивидуальных образовательных потребностей — одаренные обучающиеся с сильной мотивацией, дети с ОВЗ, получившие рекомендации ПМПК, учащиеся, имеющие академическую задолженность по одному или нескольким предметам, возникшую ввиду частичного пропуска занятий по уважительной причине, а также обучающиеся по углубленным и профильным программам.

Для организации обучения в школе по индивидуальному учебному плану образовательная организация должна предусмотреть и оформить следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) учащихся;
  • решение педсовета образовательной организации;
  • приказ директора образовательной организации;
  • расписание планируемых занятий, консультаций, утвержденное директором и согласованное с родителями;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

В соответствии с нормативными требованиями, школа обязана принимать заявления о переводе на персонализированное обучения на протяжении всего учебного года (рекомендательно — до 15 мая), чтобы организовать условия для индивидуального обучения, предусматривающие возможность получения учащимися консультаций по отдельным предметным областям, использование справочной литературы из школьного библиотечного фонда, проведение отдельных занятий (лабораторных, экспериментальных) в учебных кабинетах после согласования времени, с нового учебного года.

Обсудить статью в наших группах:

Особенности уроков

Хочу сказать, что если образовательный процесс, построенный на индивидуальном прохождении школьной программы, может проходить в нескольких формах: дома, в школе, специальных центрах. Частная форма обучения распространяется на тех детей, которые не могут посещать плановые школьные занятия по расписанию.

Занятия проходят за школьной партой, но наедине с педагогом по предварительно согласованной программе. График может корректироваться на протяжении года, ведь так ученики усваивают программу намного быстрее, общаясь с преподавателем непосредственно.

Они имеют возможность задавать возникшие вопросы, обращаться за помощью, полностью отдаваться учебному процессу, не отвлекаясь на общение со сверстниками.

Если предусмотрены медицинские ограничения по здоровью, родители могут ходатайствовать о переводе чада на домашнее обучение с прохождением дома программы той школы, где он зарегистрирован. Чаще всего это касается детей-инвалидов.

Родителям необходимо предоставить соответствующий пакет документов со справками и постановлением медицинской комиссии. В зависимости от состояния здоровья, предлагаются домашние уроки с частичным посещением школы.

Сколько лет надо учиться

Отмечу, что школьники, обучающиеся по индивидуальной программе, имеют одинаковое количество предметов, выходных дней и каникул. Учатся они по 11-летней программе, разбитой на три этапа – начальная школа, основная и старшие классы. Ученик может проходить частное обучение, начиная с первого класса.

Дети сдают те же контрольные, итоговые, экзамены в девятом и одиннадцатом классах, что и их сверстники. По его окончании учащиеся получают стандартный государственный аттестат о среднем образовании.

Какие школьники могут претендовать на занятия

Кроме групп детей, которым проблемы со здоровьем не дают возможности посещать занятия с классом, существуют и другие ситуации перехода на частные занятия. Далее рассмотрим подробно варианты, когда предполагается обучение отдельно с учителем.

Дети, отстающие по школьной программе

Встречаются ситуации, когда школьник не в состоянии выполнять учебный план на удовлетворительную оценку, так как имеет проблемные дисциплины, где он плохо разбирается.

Выходом из такой ситуации становится частное занятие с педагогами, где материал будет изучаться по отдельной программе. Также добавляются занятия с психологом, другие меры, устраняющие неуспеваемость.

Особо одаренные категории

Система образования предполагает отдельную работу с учениками, имеющими уникальные способности к обучению. Им намного проще даются предметы, и этот талант необходимо развивать. Чтобы одаренному ребенку преподать углубленный курс изучения предметов, назначаются индивидуальные занятия.

Одновременно с суперзнаниями в одной области, он может отставать по другим предметам, и дополнительная работа наедине с учителем становится выходом из ситуации.

Интенсивное посещение ребенком секции

Хотя для родителей вопрос получения образования стоит на первом месте, все же есть дети, которые демонстрируют свой талант, посещая кружки и секции. Они проявляют большие способности, поэтому постоянно участвуют в соревнованиях, конкурсах, концертах и т.п.

В итоге, регулярное отсутствие на школьных занятиях приводит к отставанию по программе. Чтобы избежать снижения успеваемости, родители вынуждены обращаться к индивидуальному обучению.

Другие категории

Кроме всех перечисленных, имеют место и другие ситуации, которые приводят к переводу на индивидуальное школьное изучение программы. К таковым можно отнести детей, чьи родители, в силу служебной деятельности (военные), вынуждены часто менять место жительства.

Ученику сложно постоянно приспосабливаться к новому коллективу, особенностям программы.

Обратите внимание, что частные занятия по инициативе родителей проводятся с детьми, которым неприемлемо обучение в коллективе по религиозным взглядам либо исходя из психологических особенностей. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Разработка плана обучения и особенности процесса

Если вы еще не знали, то подчеркну, что составление учебного плана проводится совместно с родителями или их законными представителями. Преподаватель всесторонне учитывает особенности подопечного, его интересы, пожелания родителей. Непременно берется во внимание состояние здоровья ученика.

По каждому из предметов, предусмотренных программой, назначаются отдельные педагоги, которые обеспечивают подготовку. В случаях, когда педагогов не хватает, администрация школы может привлечь внештатных сотрудников.

Если ребенок не посещает занятия по причине болезни, удостоверенной соответствующей справкой, пропущенные уроки компенсируются по согласованию с родителями. На время отсутствия по уважительной причине педагога, назначается другая особа либо занятия временно приостанавливаются.

Система индивидуального обучения на базе школы имеет свои преимущества, так как дает возможность увеличить объем программы или, наоборот, приостановить, если потребуется. Ребенок получит частные консультации, усовершенствовать знания.

Что же касается недостатков, здесь – ограниченное общение со сверстниками, но это можно наверстать внешкольными занятиями в кружках и секциях. Такое общение становится приятным для детей.

До скорых встреч!

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *