Образование в норвегии

Почему Норвегия дала миру в 30 раз больше нобелевских лауреатов в расчете на душу населения, чем «просвещенная» Россия? Ответ — в системе школьного образования Норвегии.
В связи с моим вчерашним постом мой русский украинский друг cormix сделал вывод, что «эти дети очень плохо учились в школе. Или на то, что образование деградировало намного сильнее, чем ожидалось». (Как я понимаю по контексту, речь идет о «деградации» именно норвежской образовательной системы.) А так же выразил интерес к особенностям образования в Норвежском королевстве: «в Норвегии в школах вообще химию и биологию учат? А то говорят всякое.»
Думаю, что мой ответ на это будет интересен и другим.
Пользуясь случаем, отвечу и на забавное заявление moshushi, которое он оставил в моем блоге три года назад: «Россия — просвещенная демократическая страна. А Норвегия — атавизм на земном шаре».
Полностью этот анекдот звучит так:
«Россия — просвещенная демократическая страна, в которой карьера зависит от образования и личных качеств. А в Норвегии, застывшей в атавистической монархии — карьера зависит от того насколько ты близок к королю, поэтому тем, кому важно протолкнуть своих детей носятся не с образованием, а с попаданием в норвежские комсомольцы».
То, что «атавизм» — восьмой год подряд страна номер один в мире по благополучию, а «просвещенная демократическая страна» занимает по этому критерию глубокое анальное 96-ое место между Кенией и Руандой, мы сейчас говорить не будем. А вспомним то, что имеет прямое отношение к теме: «атавизм» дал миру 13 лауреатов Нобелевской премии, а Россия / СССР — 25. При этом, кто не знает, Норвегия — население Российского Санкт-Петербурга (5 млн. человек), Россия — 147 млн. человек, а СССР на 1991 год — 293 млн. человек. Так что по самым скромным подсчетам, только одна Россия должна была дать миру более 380 нобелевских лауреатов, а вместе с СССР — 760!!! …Ну и где они? А тут — жалкие 25 человек. Гора родила мышь.
Таким образом, в Норвегии один нобелевский лауреат приходится на 385 тыс. человек, а в «просвященных образованных России / СССР» — на 11 млн. 720 тысяч. Т.е. норвежская «деградировавшая» система обучения эффективнее «скрепной» российской в 30 (ТРИДЦАТЬ) раз.
Ну да, сейчас на этом месте должен начаться обычный русский патриотический говновой: «премии несправедливые!», «русофобия!», «провокация!», «оплачено госдепом!», «бояться сильной России!», «не дают встать с колен!..»
Ну что сказать… Думаю, что лучше всего сделать это словами русского критика Виссариона Белинского:
«Или Вы больны, и Вам надо спешить лечиться; или — не смею досказать моей мысли…»
Это на тему «деградации» норвежского образования.
А если говорить серьезно и вы хотите знать о системе образования, которая поставила «производство» нобелевских лауреатов на поток и эффективнее только одной российской системы в 30 раз, то прочитайте, мой рассказ об этом.
(Интересующихся посылаю так же к опубликованному посту на эту тему
Предупреждаю: пост жесткий, поэтому людям с тонкой душевной организацией читать его не рекомендую.)
Что касается системы образования в Норвегии, то она ДРУГАЯ. От слова совсем.
Ну, какой была бы для нас, людей, система образования инопланетян.
…В Норвегии учатся на целый месяц дольше, чем российские школьники, — начинают обучение с половины августа и заканчивают после половины июня. Что делает обучение менее напряженным для детей (два летних месяца для отдыха для восстановление сил вполне достаточно). В России, впрочем, фактически школьники тоже отдыхают два месяца, поскольку один месяц занимает т.н. «школьная практика» — фактически, узаконенный рабский детский труд по эксплуатации бесплатного детского труда в качестве труда садовников, грузчиков, уборщиков, маляров и т.п. (Что является прекрасной иллюстрацией того, что Россия — фактически страна рабов и людей здесь с детства приучают работать / воевать бесплатно под разными предлогами — «школьной практики», «стажерство», «испытательный срок», «обучение», «патриотизм» и т.п.; это к вопросу о «деградации»).
Назову основные моменты в норвежской школьной образовательной системе.
В школу норвежские дети идут в 6 лет. Фактически 1-ый класс норвежской школы — это аналог подготовительной группы детского в России: обучение происходит почти всегда в игровой форме. Главная цель 1-го класса — приучить детей к дисциплине, нахождению в коллективе, коллективной работе, выяснить характер ребенка, его способности, сферу его интересов.

Обязательными являются две ступени: начальная школа (Barneskole) — с 1 по 7 класс и неполная средняя школа (Ungdomsskole) — с 8 по 10 класс. Старшая средняя школа (Videregående skole) — с 11 по 13 класс, по желанию; это аналог российского техникума, поскольку она дает выпускниками полноценное специальное образование, с которым они могут сразу пойти на работу.
В начальной школе не ставят отметок. По трем основным причинам. Первая — потому что все дети разные, с разными темпераментом и способностями и невозможно подходить с одной меркой к разным по свойствам детям. Вторая — потому что нельзя возбуждать в детях нездоровый интерес к подобной «оплате» своего труда, ощущение обиды и своей «ущербности» у детей, которые «не справились»; кроме того, как известно, отметка это в большой степени — лотерея: «спросили» то, что знаешь — повезло; не выучил урок, но не «спросили» — получается, как будто, все знаешь. Третья — потому что они дети, этот период называется «детством» и нельзя детей их «законного права» на детство лишать.

А «отметки» на самом деле есть. Называются они «lagarbeid / работа в команде», «diskusjon / обсуждение», «beslutningstaking / принятие решений».
Кроме нескольких базовых предметов (математика, обществоведение, религиозное и нравственное воспитание, информатика, английский язык, норвежский язык, иностранный язык (дополнительно к английскому), питание и здоровье», школьники и их родители по желанию выбирают предметы для изучения, которые соответствуют их интересам и, возможно, будущей работе.
Здесь говорят о «retninger for pedagogisk og praktisk opplæring / направлениях учебной и практической подготовки».
Биологию и частично химию, видимо, изучают в рамках направления «Landbruk, fiske og skogbruk / Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство».
а классическую химию — «Dissiplin i spesialitet / Дисциплина по специальности», если школьник намерен связать с себя этой профессией или ему просто интересно сыпать разные порошки в пробирки и смотреть, что из этого может получиться.
Это в отличие от российской системы образования, где школьников вынуждают механически заучивать огромную массу совершенно не нужных им знаний, полностью игнорируя их личные качества и интересы, которая почти полностью забывается через несколько лет.
Так что если говорить о деградации, то быстрыми темпами деградирует именно та система образования, по которой учат российских детей. Точнее говоря, еще с со школьной парты начинается деградировать человек, «образованный» по такой системе — а вы думали откуда берется стадо баранов и овец, не способных аналитически мыслить, не имеющих человеческого достоинства, готовых поверить во что угодно и сожрать любое дерьмо?

Поясню на примере.
В российской школе учитель подробно рассказывает, как Шлиман, вдохновленный поэмой Гомера, ищет легендарную Трою. И находит! Вот какой Шлиман молодец! С цифрами и датами. Дома ученики учат данный параграф, запоминают имена и даты (которые уже не вспомнят через месяц), потом кого то вызывают ответить выученный урок. И он получает отметку в зависимости от того, насколько близко к рассказу учителя и к тексту учебника он рассказал это.
И потом эти «образованные» ученики из самой «образованной и посвященной» страны идут по жизни с полной уверенностью что Шлиман — образец исследователя, с которого надо брать пример, и как он открыл миру Трою, и весь мир благодарен ему за это, а если кто-то думает иначе, что он «дебил, пидор, женщины ему не дают, у него хуй короткий и он оплачен госдепом» (с) (извините мой русский язык, это цитата).
Так вырастает российское стадо скудоумных, агрессивных овец и баранов, имеющих обрывки извращенных знаний о мире, нетерпимых к любому другому мнению, что мы и наблюдаем в России.
…В Норвегии учитель дает тему: «Древняя Греция, Гомер, Троя, Шлиман». Рассказывает что-то об этом в увлекательной форме. Половину урока класс просто «базарит» о Древней Греции, Гомере, рассказывают, кто что знает, спорят. Психологи называют этот прием «мозговая атака». Учитель только направляет разговор, чтобы не выходило за рамки темы и обращает внимание учеников на особенно интересные аспекты. Так проходит урок. Весело, интересно, познавательно.

Потом дети идут в библиотеку или Интернет и готовят эссе (реферат). Я, исследуя тему, прихожу к выводу, что на самом деле Шлиман НЕ ОТКРЫЛ, а, сволочь, ЗАРЫЛ ТРОЮ. В буквальном смысле. Бульдозером. Снес слой с Троей бульдозерами в море. (Не знали? Теперь знаете.) Так торопился продемонстрировать миру свое открытие и получить за это соответствующие вкусняшки. За что по хорошему ему следует оторвать голову. По ходу я выяснил, что Шлиман был хотя и очень талантливым, но крайне тщеславным человеком, что и привело к этой трагедии. О чем и пишу свой реферат.
Потом учитель «обменивает» эссе школьников между одноклассниками для ознакомления и потом обсуждаются самые интересные из них. Мой реферат обсуждался. Кто-то возражал, кто-то соглашался. Учитель сказал, что мой реферат изменил его представления о работе Шлимана и его роли в истории, что он обязательно глубже изучит эту тему, чему я был очень горд. …А в России ученик может чему-то научить учителя?
Так норвежские школьники учатся работать с источниками информации (книги, интернет, работы одноклассников как «прообразы» научных работ), перерабатывать большие объемы информации, анализировать, логически мыслить, делать свои выводы и доказывать их. Культуре общения и уважать мнение собеседников тоже учатся.
Сравним с Россией?.. Где обучение — механическое запоминание ненужной информации и ответ на уроке, обязательно совпадающий с рассказом учителя и учебником. Где любое инакомыслие встречается быдло-формулой «Ты / он — такой-то!» и потоками говна («Раз ты думаешь не так как я, то ты — предатель, дебил, пидор, у тебя хуй маленький и т.п.» (с) )

ИТОГ.
Выпускник норвежской школы
1) имеет те знания, которые полностью соответствуют его свойствам, желаниям, выбранной им профессии и позволяют ему наиболее полно раскрыть его личный потенциал;
2) знает после окончания школы не менее трех языков (норвежский (один из его вариантов), английский, иностранный по выбору (Ho scelto l’italiano al momento);
3) обладает способностью анализировать, логически мыслить, обрабатывать большие объемы информации, уважать чужое мнение (теперь поняли почему я такой умный? гы-гы…)
4) имеет готовую профессию, и его после школы с желанием берут на работу небольшие фирмы;
5) имеет заработанные во время практики деньги, на которые готовит традиционный выпускной костюм snekker, класс на свои деньги покупает автобус, переоборудует его и потом путешествует по Норвегии и Скандинавии, и еще остается на подарок родителям;
Выпускник российской школы
1) имеет огромное количество ненужных ему знаний, большую часть которых он забудет через 1-2 года после окончания школы, на заучивание которых он потратил большое количество времени, физических и нервных сил;
2) неспособен обработке информации, к анализу, патологически нетерпим к чужому мнению и так же патологически агрессивен;
3) морально готов, чтобы его труд под разными предлогами использовали как рабский (бесплатный);
4) зомбирован лживой «патриотической» информацией о мнимом «величии» России, воспитан так, что любая критика в адрес страны это «наезд / провокация / русофобия», а любое иное мнение — это мнение «предателя / дебила / русофоба / пидора / фашиста»;
5) не имеет ни профессии, ни денег (выпускные праздники способен осуществить только за счет родителей);
6) фирмы не берут российских выпускников школ на работу (и правильно делают).
Теперь понятно, почему огромные Россия и СССР дали миру ничтожное количество нобелевских лауреатов по сравнению с маленькой Норвегией?.. Потому что «просвещение» в России — на уровне плинтуса, а дебилизация и быдлолизация населения — наоборот.
Быдлом очень просто управлять. Быдло легко доить. Быдлу не надо обеспечивать цивилизованные условия жизни. Быдло будет только встревоженно блеять, когда его поведут на убой. Но на этот случай у режима всегда в запасе несколько полков цепных псов, которых в нужный момент можно натравить на вышедшее из-под контроля стадо.
Такова голая правда жизни. Аминь.


Норвегия — страна льда и снега

Эта страна находится в Северной Европе. Граничит с Россией, Финляндией и Швецией, омывается несколькими морями. Климат очень суровый, а зимы холодные и снежные. Но если вас это не пугает, то Норвегия — одна из самых красивых и сказочных стран мира.

Большую часть года здесь всё в снегу и льдах. Горные вершины, туман, поднимающийся над поверхностью воды, удивительной красоты небо, солнечные блики, сверкающие среди зимнего царства — всё это навевает мысли о сказочных владениях Снежной королевы. Туристов всего мира Норвегия привлекает своей природой. Горные лыжи, зимняя рыбалка, поездки на северных оленях, катание на коньках — всё для любителей зимнего отдыха.

Там, где находится Норвегия, есть леса, куда не ступала нога человека. Сверкающие водопады с чистейшей водой и знаменитые на весь мир фьорды навевают мысли о том, что здесь оживают сказки и легенды о троллях и викингах, чьи корабли покоряли морские просторы.

Но не только удивительная красота природы привлекает внимание в этой стране. Образование в Норвегии тоже заслуживает пристального внимания. Не зря студенты многих стран мира едут сюда за получением знаний. Чтобы иметь полное представление, о том, что из себя представляет обучение в Норвегии, разговор нужно начинать с информации о системе образования. Что она собой представляет?

Полное и неполное государственное образование

Обучение в норвежских школах полностью бесплатное. Начальные классы, средние и старшие учатся в отдельных зданиях. В Норвегии не найдешь школу, в которой учатся вместе первоклашки и представители старших классов. Обязательное образование имеет разделение на полное и неполное.

Последнее состоит из трех этапов:

  • Первый. Младшая начальная школа: с первого по четвертый классы.
  • Второй. Средняя начальная: с пятого по седьмой.
  • Третий. Старшая: с восьмого по десятый.

Полное образование — это старшие классы, в которых учатся с 16 до 19 лет.

Дети в Норвегии начинают учиться с шести лет. Сначала идет начальная школа, время обучения в ней составляет семь лет. Детей с помощью игр учат писать, считать и читать. Преподаватели знакомят с животным и растительным миром Норвегии, занятия проходят не только на норвежском, но и на английском языках.

Кроме основных уроков, изучают религию и экономику. Также у каждого ребёнка есть возможность выбора дополнительного предмета для обучения. Если ребенок не справляется со школьной программой, создаётся специальная комиссия, которая наблюдает за ребёнком, выявляет проблемы в обучении, затем помогает ему с ними справиться.

Когда ребёнок переходит в пятый класс, начинается средняя школа. Добавляются новые предметы: экономика, бухгалтерский учет и экология. Также у каждого школьника есть возможность дополнительного изучения иностранного языка.

Экзамены здесь не сдаются. Но от того, как школьник оканчивает среднюю школу, зависит возможность дальнейшего обучения в старшей.

В старшей школе добавляются предметы, которые помогают определиться с выбором профессии в дальнейшем. Можно самостоятельно выбирать предметы для более углубленного изучения, чтобы в дальнейшем поступить в высшие учебные заведения страны.

Ещё в школе есть возможность получения профессии, для этого в старших классах открыты отделения профессионального мастерства. В течение двух лет учащиеся по выбору знакомятся с различными рабочими профессиями: столяра, плотника, строителя и других специальностей. Потом идет практика на предприятиях города. Только после двухгодичного прохождения практики выдается диплом о получении профессии.

Экзамены сдают не все школьники, а лишь некоторый процент. Его выбирает специальный совет, не обладая никакой информацией об учащихся. Сдают, как правило, математику, экономику, информатику и английский язык. Причем можно выбрать из этого списка всего лишь один или два предмета. По окончании учёбы к выпускным экзаменам добавляется норвежский и ещё один предмет по выбору.

Школы в Норвегии, причем с самого первого года обучения, направлены на то, чтобы дать возможность развить творческий и умственный потенциал каждого ученика. Один из главенствующих принципов: дети должны научиться сами оценивать свои поступки. Каждый ребенок здесь учится верить, в первую очередь, в свои способности и стремится реализовать их полностью. О высоком уровне знаний норвежских школьников говорит тот факт, что почти все из них поступают учиться в университеты.

Самые известные институты и университеты

Высшее образование в стране можно получить в нескольких местах. Рассмотрим самые известные и знаменитые университеты Норвегии.

  • Бергенский университет. Является одним из самых крупных в Европе. Несмотря на то что факультетов в нем не так уж и много, всего шесть, обучается здесь больше 10000 студентов. Если вас интересует гуманитарное, юридическое, медицинское и математическое образование, то университет в Бергене вам это предоставит. Срок подачи документов — четвертый квартал года.
  • Университет Тромсе. Среди выпускников большое количество людей, добившихся успеха в разных сферах жизни. Один из них: создатель легендарного, фантастического мира — Нарнии, писатель Джеймс Льюис. Здесь проводились научные исследования в различных областях знаний: космоса, медицины, математики. Несколько лет назад правительство страны решило объединить два высших учебных заведения в одно: Университет Тромсе и Университетский колледж Финмарка. Сделано это было для того, чтобы поднять уровень науки и образования на более высокую ступень. Новый университет носит название — Арктический.
  • Норвежский университет естественных и технических наук. В числе его выпускников лауреаты Нобелевских премий. Университет занимает второе место по числу студентов и престижности обучения среди высших учебных заведений страны. Здесь много научных и технических специализаций, к тому же есть археология и морская техника. Многие студенты получают ученые степени в области медицины, архитектуры, философии и других дисциплин.
  • Университетский колледж Осло и Акерсхуса был основан путем соединения двух учебных заведений норвежских городов. Здесь очень хорошо развита исследовательская деятельность. Есть специальные курсы для бакалавров и магистров.

В каждом университете Норвегии есть: общежитие, столовые, спортивные залы и библиотеки. Государство заботится не только о том, чтобы уровень образования был высоким, но и об отдыхе студентов.

16 причин для получения образования в Норвегии

  1. Отсутствие вступительных экзаменов.
  2. Сравнительно невысокая стоимость обучения. Полная оплата в Норвегии за всё время учёбы раза в два ниже, чем за один год в высших заведениях Москвы.
  3. Высокий уровень преподаваемых знаний.
  4. Языковая практика, особенно для студентов из России.
  5. Знакомство с одной из удивительнейших стран не только Европы, но и мира.
  6. Возможность в совершенстве выучить норвежский язык.
  7. Появление новых друзей и знакомых практически со всего мира.
  8. Существует много возможностей для получения стипендии.
  9. Государственные вузы предоставляют бесплатное обучение. Платить придется только за учебники.
  10. Государство предоставляет кредиты для обучения, которые в некоторых случаях даже не надо выплачивать.
  11. Получение диплома международного образца.
  12. Проживание и учёба в стране с высоким уровнем развития жизни.
  13. Большой выбор учебных программ разной направленности и степени сложности.
  14. Зная норвежский язык или английский, образование в Норвегии можно получить без особых проблем.
  15. Есть много возможностей для подработки студентов.
  16. В каждом университете есть особый отдел, который осуществляет контроль за тем, как проживает и отдыхает студент.

Образование в Норвегии для русских

Многие люди для постоянного местожительства выбирают эту суровую, но прекрасную страну. Высокий уровень жизни населения и постоянная забота государства о своих жителях достойны повышенного внимания. Один из способов здесь остаться — это приехать в Норвегию для получения высшего образования. Сделать это достаточно просто.

Если вы живете в России и мечтаете о том, чтобы получить высшее образование в Норвегии, вам пригодится следующая информация:

  1. В первую очередь необходимо определиться с университетом или институтом, в который вы планируете поступать. Изучить информацию о нем, узнать, есть ли необходимая вам специализация или дисциплина, которую вы планируете изучать.
  2. Так как норвежцы, как и большинство европейцев, учатся 12 лет, то полного школьного образования недостаточно для русских, стремящихся получить высшее образование. Необходимо иметь хотя бы год учебы в университете.
  3. Хорошо знать английский язык и иметь документы, подтверждающие этот факт.
  4. Написать резюме, в котором должны быть основные сведения о вашем образовании и навыках. Документ необходимо составить на английском языке.
  5. Если вы хотите поступить в вуз, где преподают только на норвежском, то вам необходимо будет пройти обучающие курсы.
  6. Для того чтобы вас приняли в любой университет или институт Норвегии, вам необходимо написать туда заявление. Примерно за полгода до начала учебы.
  7. Если вы поступите в государственный вуз Норвегии, то обучение будет для вас бесплатным. Но за сдачу экзаменов и зачетов необходимо будет платить.
  8. Чтобы попасть в страну, вам необходимо будет получить визу на въезд. Одно из условий — на вашем счету должна быть определенная сумма денег в евро.
  9. Все предоставляемые документы должны быть переведены на английский или норвежский языки, иногда на шведский. Обязательно заверены нотариусом.
  10. Необходимо предоставить медицинскую справку о том, что у вас нет проблем со здоровьем.
  11. Общежитие студентам из России и других стран не предоставляется. Поэтому необходимо заранее найти жильё или номер в гостинице. Также необходимо будет предоставить об этом информацию.
  12. Существует возможность получения стипендии, обо всех возможностях её получения информацию лучше искать на образовательных сайтах.

Несмотря на то что официально власти Норвегии запрещают иностранным студентам работать, возможности для подработки все-таки существуют.

Интересные факты об учебе в Норвегии

  • Полное среднее образование проходят не за одиннадцать лет, как во многих странах мира, а за тринадцать.
  • В школах учащимся выдается бесплатно или за небольшую плату техника: планшеты, ноутбуки.
  • Дети-инвалиды могут учиться вместе со всеми, а могут на специальных отделениях.
  • В старшей школе Норвегии есть два отделения: академическое и профессионального мастерства.
  • Один из старейших университетов страны был открыт в начале 19 века.
  • В школах Норвегии начинают учиться с середины августа.
  • В стране большое количество колледжей. Общее их число около ста.
  • Детям-иностранцам предоставляется преподаватель, который их учит норвежскому языку.
  • Родители покупают школьникам только портфели, все остальное предоставляет государство.
  • Во всех университетах и институтах Норвегии по окончании учебы студенты, помимо защиты диплома, сдают ещё экзамен по философии.
  • Существуют государственные программы по обмену студентами с разными странами мира. С помощью них возможно бесплатное обучение иностранных студентов в норвежских высших учебных заведениях.

Отзывы обучающихся

К числу достоинств, которые отмечают студенты-иностранцы, обучающиеся в Норвегии, относится бесплатное обучение. Сумму, которая тратится на еду и проживание, реально заработать. Существуют нелегальные возможности подработки для студентов. На эти деньги можно очень неплохо жить и учиться в Норвегии.

Возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения тоже привлекает внимание многочисленных студентов-иностранцев. После окончания учебы большая часть обучающихся студентов имеет возможность найти неплохую работу и остаться жить в Норвегии.

Тем более что здесь созданы все условия для комфортного проживания. В стране уделяют большое внимание внешнему виду улиц. Здесь чисто и уютно, прохожие всегда приветливы и дружелюбны. Продавцы в магазинах всегда корректны и внимательны, особенно к маленьким детям.

Большое количество студентов отмечает, что основная часть времени, которая тратится на обучение, носит практический характер. Теории уделяется совсем мало времени. Преподаватели предпочитают давать возможность студентам обсуждать новую информацию в виде диспутов и дискуссий. Каждый может высказать свое мнение и не бояться, что его будут высмеивать, даже если он чего-то не понимает. Очень приятно, что к мнению другого человека здесь относятся очень уважительно, даже если оно не совпадает с твоим.

Преимущества обучения в Норвегии

  • Бюджетно.

    Норвегия — одна из немногих стран, которая отказалась взимать плату за обучение со студентов. Бесплатные программы доступны как на местном, так и на английском языках. Помимо прочего, Норвегия предоставляет государственные займы, которые позволяют покрыть расходы на проживание. Если студент показывает небывалые успехи в период обучения, то долг может быть погашен самим вузом. Также университет может назначить стипендию, которой, как правило, хватает на все нужды студента. Тем самым в Норвегии у студента есть возможность получить качественное образование вне зависимости от своего материального положения.

  • Высокие позиции в мировых рейтингах.

    В QS World University Ranking лучшие норвежские университеты находятся в топ-400. Согласно рейтингу THE, среди европейских высших учебных заведений Университет Осло входит в первую сотку, многие другие норвежские вузы занимают позиции в топ-300. Так что обучение в Норвегии будет проходить, без сомнения, на высочайшем уровне.

  • Учеба в радость

    Норвегия заняла первое место в рейтинге International Student Satisfaction(удовлетворенности иностранных студентов) сайта StudyPortals. Учащиеся из-за рубежа ценят Норвегию не только за возможность учиться бесплатно и за хороший уровень преподаваемых курсов, но и за дружелюбное отношение к иностранцам и особенно за неформальную атмосферу на занятиях. Все это делает процесс обучения в стране незабываемым.

  • Практика.

    Во время обучения акцент делается не только на теоретическую подготовку, но и на практику, которая может проходить не только в рамках страны, но и за ее пределами. Практика является оплачиваемой работой, что позволяет не только получить опыт работы, но и дополнительно снизить материальные затраты от пребывания в стране.

Особенности начальной школы

Школьное образование предусматривает обучение на протяжении 13 лет. Десять лет ребенок обучается в начальной и средней школе, и три года в старшей школе. Очень многие школы являются государственными, то есть дети обучаются в них бесплатно. На раннем этапе образовательная система строится по типу «обучение-воспитание».

По утверждению некоторых отечественных специалистов в области педагогики, норвежцы, как и японцы, во многом следуют заветам Сухомлинского, Ушинского и Я. Корчака.

Начальные и средние школы

В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной – с 5-го по 7-й и в средней – с 8-го по 10-й классы.

В списке обязательных предметов начальной школы, помимо математики, родного и английского языков, рисования и музыки, значатся такие, как основы христианской религии и нравственное воспитание, домашняя экономика и одна дисциплина по выбору. Помимо обязательных предметов, учащиеся часто (90% случаев) осваивают еще и второй иностранный язык, а также участвуют в проектных работах.

Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями. Поэтому учеба организована так, чтобы дети учились совместно оценивать последствия тех или иных решений. Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как “оценка”. Зато есть другие: “работа в команде”, “обсуждение”, “принятие решения”. Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы – экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное – сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.

Старшие школы

Начиная с 16 лет, норвежцы посещают старшую школу, которую оканчивают спустя три года. В большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (common subjects department) и отделение профессионального мастерства (skill department).

Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов (disabled department).

Типичным учебным заведением с тремя отделениями является старшая школа Шедсмо (Skedsmo videregaende skole) в городке Лиллестрем, основанная в 1986 году. В ней на академическом отделении около 350 человек изучают привычные всем математику, физику, литературу, географию и другие общеобразовательные предметы.

В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов – на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз – 14 часов и, соответственно, 16 часов.

Таким образом, студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.

В норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго – 25% и по окончании – 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена – норвежский язык и один предмет по выбору.

После старшей школы 80% ребят, как правило, поступают в университеты, а остальные 20% идут в колледжи, что свидетельствует о высоком уровне школьного образования.

Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации.

Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс – от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.

Появление народных школ — это уникальное явление, применимое исключительно в Норвегии. Что же из себя представляет подобная школа? После окончания старших классов, ученик имеет возможность продолжить обучение длительностью в один год в одной из народных школ. Каждое из подобных учебных заведений имеет свою специализацию и подросток приобретает конкретные навыки и хотя окончание народной школы ещё не свидетельствует о получении подростком профессии, оно даёт дополнительные баллы для поступления в высшие учебные заведения.

Народные школы, как правило, располагаются за чертой города в тихих уединённых местах, где ничто не будет отвлекать подростка от учёбы.

Высшее образование в Норвегии

Престиж норвежских вузов неоднократно подтверждался различными рейтингами и международными конкурсами. В Норвегии лекции читаются преимущественно на родном для этой страны языке, но вполне возможно найти курсы и на английском.

Ступени высшего норвежского образования

  1. Бакалавриат. Занимает 3-4 года;
  2. Магистратура. Подразумевает глубокое изучение первоначальной специальности;
  3. Докторантура. Предусматривает вариант самостоятельного написания докторской работы, а также совместную работу с преподавателями.

Почти во всех вузах Норвегии действует шестибальная школа оценок. Ежегодно там сдают экзамены и зачеты, форма которых может быть, как устной, так и письменной.

Иностранные студенты, имеющие вид на жительство, также получают право на трудоустройство и 20-часовую рабочую неделю.

Студент в Норвегии может много работать, но, главное, чтобы это не сказывалось на его учебе. Иначе он будет отчислен из университета. Продление студенческой визы, благодаря которой иностранные студенты работают легально, происходит каждые три месяца. При этом в числе прочих документов нужно регулярно предоставлять справку об успеваемости. Если успеваемость студента падает, он лишается легального права на работу.

В летнее время все норвежские студенты могут трудоустраиваться на полный рабочий день, но это также не должно отражаться на подготовке к экзаменам. На занятиях в университетах Норвегии, часто, царит дружелюбная и неформальная атмосфера.

Норвежцы считают, что любая учеба должна быть в радость, а еще они очень положительно настроены к любым иностранцам. Каждая практика норвежского студента всегда оплачивается государством или работодателем. Поэтому вузы данной страны так привлекательны для иностранных выпускников школ и колледжей.

Преимущества владения норвежским дипломом

Увеличение количества иностранных студентов свидетельствует о преимуществах, предоставляемых системой образования страны.

В чем они заключаются:

  1. Норвежский диплом занимает высокие позиции в мире. Авторитетный рейтинг QS World University Ranking включил лучшие учебные заведения страны в список мировых университетов.
  2. Норвегия входит в небольшое список государств, которые не требуют плату за обучение студентов. Система предлагает учащимся займы, способные покрыть стоимость проживания во время занятий. Стипендии в университетах находятся на европейском уровне. Благодаря им абитуриент может легко оплатить собственные нужды.
  3. Высокое качество обучения. Норвежские вузы заняли первое место в опросе ISS. Суть рейтинга заключается в доступности курсов и взаимоотношениях между студентами. Нестандартный метод проведения лекций высоко отмечается иностранными учащимися, а дружелюбная атмосфера способствует обучению.
  4. Практические навыки. Кроме теории, ученики проводят много времени на реальной работе. Учащиеся полноценно применяют полученные знания и получают за это деньги. Практика не ограничивается пределами государства, ученики могут ее проходить в других странах.

Как поступить в норвежский вуз гражданину России?

Все иностранные абитуриенты (в том числе русские, белорусы, украинцы и казахстанцы) должны соответствовать требованиям, которые разработаны Агентством по гарантии качества образования Норвегии. Согласно правилам, претендовать на поступление в вузы могут абитуриенты, получившие образование эквивалентное обучению в высших школах Норвегии. Для граждан России и других государств СНГ таковым признаётся окончание средней школы и учёба в течение как минимум одного года в любом вузе страны.

Помимо этого, абитуриенты должны свободно владеть английским и норвежским языками.Некоторые вузы сами обучают студентов норвежскому языку на годичных курсах, которые проходят до зачисления на желаемый факультет.

Заявки о поступлении в университеты и колледжи Норвегии заполняются на сайте Агентства по гарантии качества образования (http://www.samordnaopptak.no). Для того чтобы её рассмотрели, необходимо представить следующие документы:

  • копия заграничного паспорта;
  • аттестат о полном среднем образовании;
  • справка из института, свидетельствующая об окончание первого курса;
  • сертификаты, подтверждающие успешное прохождение экзаменов по английскому (IELTS или TOEFL) и норвежскому (Bergenstesten) языкам;
  • мотивационное письмо на английском языке.

Вузы Норвегии принимают документы за 6 месяцев до начала первого семестра. Обычно этот период приходится на январь-февраль, но в некоторых учебных заведениях сроки могут отличаться.

Одновременно можно подавать несколько заявок в разные учебные заведения.

После зачисления в университет необходимо получить вид на жительство. Его оформляют в посольстве Норвегии. Для этого понадобится пакет документов, в который входят:

  • копии заграничного и общегражданского паспорта;
  • анкета установленного образца, заполненная на норвежском или английском языках (бланки предоставляются визовым отделом);
  • 2 цветные фотографии размером 3 на 4 см;
  • школьный аттестат и справка из вуза;
  • медицинская страховка;
  • выписка из банка, подтверждающая наличие средств (минимум 94 400 норвежских крон или около 12 000 евро на один год);
  • справка о зачисление в норвежский вуз;
  • подтверждение наличия жилья в Норвегии (справка о предоставление комнаты в общежитии, договор найма квартиры и т. д);
  • квитанция об оплате консульского сбора.

Между многими вузами России и Норвегии заключены соглашения по обмену студентами. Участники таких программ не должны подтверждать наличие денежных средств и жилья в Норвегии. Всё необходимое для жизни им предоставляет принимающая сторона. Информацию о различных государственных программах можно получить на сайте Норвежского центра международного сотрудничества в области высшего образования (www.siu.no).

Норвежские студенты очень открыты и дружелюбны

Иностранные студенты часто остаются в Норвегии и после окончания вуза. Для этого необходимо найти постоянную работу в течение 6 месяцев. Претендовать на получение норвежского гражданства можно после 7 лет легального нахождения в стране, причём время учёбы в этот срок не входит.

Система образования скандинавских стран строится примерно по одной модели и имеет общие особенности

Во-первых, большая часть учебных заведений в этих странах — государственные, более того немногочисленные частные школы и вузы получают от государства субсидии. Поэтому образование в Скандинавии бесплатное, приходится платить только регистрационные и небольшие студенческие взносы. Так что основная статья расходов иностранного студента — проживание и питание.

Во-вторых, в отличие от других европейских стран, предуниверситетская школьная программа длится не два, а три года, так что скандинавы заканчивают гимназию в 19 лет. Что, однако, не мешает скандинавским университетам быть более либеральными по отношению к иностранным абитуриентам. Многие из них готовы взять семнадцатилетнего выпускника российской школы, конечно при наличии у того хорошей подготовки, способностей и знания, по крайней мере, английского языка.

То, что большинство скандинавов говорит на английском, как на родном, — известно. Кстати, это происходит благодаря тому, что ряд предметов в школе и, особенно, в вузе преподается на английском. Причем, число университетских программ на этом языке с каждым годом растет, а учебная литература по отдельным дисциплинам существует исключительно на английском. И это тоже своеобразное преимущество для иностранца.

Система народных школ, придуманная в XIX веке датским епископом, философом и поэтом Николаем Грундтвигом, была революционной для своего времени, поскольку предполагала два главных нововведения — диалог, как основной метод обучения, и школьное самоуправление. В то время такой подход к обучению считался революционным и крайне демократичным. Народные школы сыграли огромную роль в формировании демократического общества в Скандинавии и оказали влияние на систему образования в этих странах в целом. В частности, такие черты скандинавских учебных заведений, как неформальная атмосфера на занятиях, свобода в выборе курсов и дружеский контакт с преподавателем, идут оттуда.

В народных школах можно изучать практически все что угодно, начиная от серьезных дисциплин — философии, международного права, лингвистики — и заканчивая курсами по интересам (шитье, керамика, йога, вождение мотоцикла). Есть и чисто скандинавская специализация — «жизнь на свежем воздухе»: походы, ночевки в снежных норах, рыбалка, охота, пикники, альпинизм.

Скандинавские учебные заведения открыты для иностранцев, но при этом эмиграция, даже квалифицированная (то есть из иностранных выпускников местных вузов) не поощряется. Разрешение на пребывание в стране выдается строго на срок учебы, после окончания которой вы обязаны покинуть гостеприимную Северную Европу.

Календарь мероприятий

Система образования, её принципы и приоритеты являются продолжением национального менталитета и общественных ценностей в государстве. В последние годы опыт различных стран показал, что наилучших показателей в наращивании производственной и экономической мощи добиваются те страны, в которых отдают предпочтение индивидуальному подходу на всех этапах образовательного процесса. К образцовой модели школьного образования с применением индивидуального подхода можно отнести модель скандинавских стран.

В каждой из скандинавских стран (Швеция, Норвегия, Дания, Исландия) за основу взяты принципы неавторитарности, осмысленного получения знаний, индивидуального подхода и равенства. Большая часть учебных заведений в этих странах — государственные, поэтому образование в Скандинавии бесплатное, включая полное среднее образование. Соблюдается основной принцип — всеобщее равное право и доступность для всех членов общества.

В большинстве учебных заведений существует единая школьная система, основанная на общем стандарте, есть государственные учебные планы. Но стоит отметить, что в первую очередь преподавание ориентировано на индивидуальное развитие способностей и навыков учеников. Что это значит? Это значит, что ребёнок ценен сам по себе и развивается так, как определено природой, а не учебным планом. В скандинавских школах не принято сравнивать успехи определенного ученика с другими детьми, здесь наблюдается стремление к тому, чтобы ученик получил необходимые знания в комфортном для него темпе и обстановке. Поэтому у каждого ученика есть свой личный план домашней и школьной работы на неделю, который он составляет вместе с учителем.

Одной из главных особенностей скандинавского образования является то, что до определенного класса оценки не выставляются, например, в Норвегии они не выставляются вплоть до 8-го класса, а в Швеции — до 6-го. Это делается для того, чтобы учащиеся, их родители и сами преподаватели уделяли больше внимания осознанности учёбы и осмысленности, приоритетным является вопрос «Что я узнал?», а не «Какую оценку я получил?». Уже с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями.

Ещё одна особенность скандинавской образовательной системы — длительность обучения. Так, в Норвегии предусмотрено 13-ти летнее обучение (10 лет — начальная и средняя школы и 3 года — старшая), а в Швеции — 12-ти летнее. После старшей школы многие поступают в университеты и колледжи — после их окончания выдаётся диплом о высшем образовании. Также большой процент учащихся получает так называемую «рабочую специальность» ещё в школе, такой выбор понятен, ведь специалисты такого рода являются очень ценными для большинства государственных производств, и их труд очень хорошо оплачивается.

В действительности это лишь краткий обзор скандинавкой образовательной системы, у неё есть ещё множество интересных отличительных особенностей, преимуществ, а также некоторые недостатки, но в целом можно сделать вывод, что эта образовательная модель является целостной, эффективной и состоятельной.

Конечно, механический перенос подобной системы в Казахстан невозможен, необходимо учитывать особенности уже существующей образовательной системы, общественного и государственного устройства, социальной, культурной и экономической развитости. Но скандинавская модель образования вполне может считаться образцовой, и некоторые из ее элементов могут быть использованы в процессе модернизации нашей образовательной системы.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *