Оборудование для звукозаписи

Содержание

2. ЦЗРС с аудиоинтерфейсом

Если вы ещё не знаете…

ЦЗРС (цифровая звуковая рабочая станция) — это приложение, используемое для записи, обработки и сведения музыки на компьютере…

Аудиоинтерфейс — железо, используемое для соединения компьютера и прочего оборудования.

Эти две вещи можно купить как по отдельности, так и вместе (комбо). Но для первой студии я категорически рекомендую комбо.

И вот почему:

  • На одну вещь меньше в списке покупок.
  • Это дешевле, чем покупать по отдельности.
  • Гарантирована совместимость и техподдержка.

Кроме этого, 2 компании, предлагающие такие комбо, — одни из лучших в этом деле: PreSonus и Avid.

PreSonus предлагает бесплатную версию ЦЗРС Studio One Artist со следующими популярными интерфейсами:

  • PreSonus AudioBox USB – (Amazon)
  • Presonus AudioBox 22VSL – (Amazon)
  • Presonus Audiobox 44VSL – (Amazon)

Avid предлагает бесплатную версию ЦЗРС Pro Tools 12 со следующими интерфейсами:

  • Pro Tools DUET – (Amazon/Музторг)
  • Pro Tools QUARTET – (Amazon/Музторг)

Лично я порекомендовал бы Pro Tools для тех, кто хочет потратить так много. Но для большинства новичков варианты PreSonus больше подходят по цене.

Тем не менее, если вас не затрудняет раздельная покупка ЦЗРС и аудиоинтерфейса…

У вас есть куча вариантов, и о них я подробно рассказываю в следующих статьях:

  • Полный гайд по ЦЗРС
  • Полный гайд по аудиоинтерфейсам

Далее…

3. Микрофоны

Пока ваша студия будет расти…

У вас накопится коллекция из десятков разнообразных микрофонов для различных задач.

Но пока всё, что вам реально нужно для начала, — это 1 или 2 микрофона.

И их нужно выбрать в соответствии с инструментами, которые вы хотите записать.

Поскольку большинство начинает с записи только вокала, я рекомендую “классический” конденсаторный микрофон с большой диафрагмой

  • Rode NT1A – (Amazon)

Для богатых высокими частотами инструментов, таких как акустическая гитара, фортепиано или тарелки… я рекомендую конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой

  • AKG P170 – (Amazon/Музторг)

Для барабанов, перкуссии и гитарных усилителей лучший микрофон, без сомнения,

  • Shure SM57 – (Amazon/Музторг)

Для бас-гитары, басового барабана и других низкочастотных инструментов отличный микрофон начального уровня:

  • AKG D112 – (Amazon/Музторг)

Для того, чтобы начать как можно скорее, эти 4 микрофона идеальны.

Однако со временем вы обнаружите, что студийные микрофоны — огромная тема. Поэтому я посвятил этому целый раздел сайта. Вот он:

  • Гайд новичка по микрофонам для записи

Далее…

9. Софт для тренировки слуха

В обычном списке “необходимых вещей для домашней записи”, который вы найдёте в интернете…

Вы вряд ли найдёте софт для тренировки слуха.

Потому что на самом деле… строго говоря, он вам не нужен. Ни сейчас, вообще никогда.

Но вот почему я его включил в свой список:

Больше, чем любое оборудование, которое вы купите в свою студию, ОДНА ДЕТАЛЬ, которая делает существенную разницу в ваших записях, это ваши УШИ.

Вы можете полагать, что ваши уши и так хорошие…

Но иметь “слух музыканта” — не то же самое, что иметь “слух звукоинженера”.

Как музыканты мы учимся, чтобы различать ноты, интервалы и аккорды. Но как звукоинженеры мы учимся различать диапазоны частот.

И пока ваши уши не достигнут базового понимания этого навыка, вы и не узнаете, звучите хорошо или нет.

Поэтому я считаю, что если вы начнёте тренировать слух с САМОГО ПЕРВОГО ДНЯ, скорость вашего прогресса взлетит до небес.

Подробней можно почитать в этом посте:

  • Как сводить треки как профессиональный звукорежиссёр

Или… вы можете просто перейти по ссылке и узнать, какой софт я рекомендую, (по-английски).

Cтудия звукозаписи — когда и почему нужно обращаться к услугам профессионалов?

Профессиональная студия звукозаписи – это такое место, куда придет практически любой музыкант на соответствующем этапе своего творческого развития — раньше или позже. Но до этого момента подавляющее большинство музыкантов стараются записать собственные музыкальные идеи или проекты в основном на репетиционной базе или у себя дома (если есть своя домашняя студия звукозаписи) — на базе современного домашнего компьютера и недорогой звуковой карты.

Это абсолютно разумный и оправданный путь, если речь идет о создании и фиксировании аранжировок, набросков музыкальных идей, ритмико-мелодических паттернов, гармонических моделей, набросков солирующих тем и пр. Хорошо, если весь набранный таким образом материал волшебным образом «сплавился» в нечто такое, что требует реализации в окончательном виде. Однако, чаще всего, дальнейшие усилия довести звучание своих музыкальных идей в обычных домашних условиях до коммерчески успешного к ожидаемому результату не приводят.

Как правило, обычно происходит следующее: …автор достает свежеиспечённый CD или флешку – неважно – и подает это продюсеру или, скажем, выпускающему редактору радиостанции, но после первой же минуты прослушивания В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ понимает – что-то не так! И начинает тушеваться, объясняет — «а вот на наших колонках вроде всё клёво звучало»…

Можете сами продолжить…

Общий или ватный, или резкий звук с различными типами искажений. Часто — избыток реверберации, различные ошибки микширования — нечитаемость вокала, солирующих инструментов либо их выпяченность, размазанная пространственная картина! Катастрофически разное звучание материала на разных акустических системах — где-то низ бубнит, где-то верх скрежещет! Какая-то необъяснимая никакими словами муть в звуке — список можно продолжать долго.

НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Профессиональная студия звукозаписи — единственное место, где вы можете в полной мере решить все эти проблемы! Принято считать, что для качественного результата необходимы следующие условия:

  • В первую очередь — грамотно спроектированный и качественно построенный комплекс студийных помещений с надлежащей степенью звукоизоляции и звукопоглощения с профессиональной системой мониторинга.
  • Тщательно подобранное высококачественное звуковое оборудование — высококачественный аналоговый тракт (микрофоны-предусилители-компрессоры-эквалайзеры-микшеры-сумматоры), профессиональные АЦП-ЦАП, грамотная коммутация, мощный компьютер, профессиональное устройство ввода/вывода и современное программное обеспечение.
  • Квалифицированный и опытный инженер-звукорежиссёр-продюсер

Рассмотрим эти составляющие поподробнее. Итак, профессиональная студия звукозаписи:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ПОМЕЩЕНИЕ

Каков самый главный и самый дорогостоящий элемент, на котором основывается любая профессиональная студия звукозаписи? Это правильно спроектированный, квалифицированно построенный и соответствующим образом звукоизолированный и акустически оформленный комплекс помещений! Заметим — с необходимой степенью звукопоглощения и с профессиональной системой мониторинга.

Главное помещение студии — контрольная комната – место расположения мониторной системы плюс рабочее место звукорежиссера/продюсера. Именно она является музыкальным инструментом инженера/звукорежиссёра. Не менее важными для процесса звукозаписи являются звуковые павильоны, в которых осуществляется запись исполнителей. Особое внимание уделяется дверным и оконным конструкциям в этих помещениях.

Весьма нелишними окажутся вспомогательные помещения – прихожая, кладовая, место для отдыха и пр. Обязательными элементами являются силовые и сигнальные кабель-каналы, а также системы приточно-вытяжной вентиляции основных помещений студии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ

Каков самый главный и самый дорогостоящий элемент, на котором основывается любая профессиональная студия звукозаписи? Это правильно спроектированный, квалифицированно построенный и соответствующим образом звукоизолированный и акустически оформленный комплекс помещений! Заметим — с необходимой степенью звукопоглощения и с профессиональной системой мониторинга.

В нём, как минимум, должна быть контрольная комната – место расположения мониторной системы плюс рабочее место звукорежиссера/продюсера, и звуковые павильоны, в которых осуществляется запись музыкантов. Контрольная комната с системой мониторинга, по сути, является музыкальным инструментом инженера/звукорежиссёра.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ

Звукоизоляция помещения требуется для предотвращения проникновения — как в студию, так и из неё — всевозможных шумов. Внешние шумы — это работа лифта, мусоропровода, шумы водоснабжения, канализации, проезжающего транспорта и т.д. Внутренние шумы – запись, например, хэви-метал-группы не должна никому мешать в этом здании.

Поэтому внутристудийные кирпичные перекрытия не должны непосредственно соприкасаться с несущими стенами. При этом в контрольной комнате и в павильонах на несущие стены укладываются слои звукоизоляционного материала, на которые крепятся декоративные стены или слой плотной ткани. Таким образом, внутренние стены помещений не соприкасаются с несущими стенами здания. Делается это с таким расчетом, чтобы поглощение потоков звуковой энергии было максимальным в обоих направлениях.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ И ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ

Несколько слов об акустике помещений и о записи звука в них. Нам нужно записать некий источник звука. Мы имеем преобразователь звуковой энергии в электрическую – микрофон. Плюс, конечно же, предусилитель и записывающее устройство.

Казалось бы – всё просто! Звук от источника через микрофон и предусилитель попадает в записывающее устройство и запись готова! Но в реальном помещении звук частично поглощается, частично отражается от стен. В результате в микрофон, помимо прямого звука, попадают многократно отраженные от стен звуковые волны.

Мало того, степень отражения/поглощения звуковой волны сильно зависит от его спектра! Какие-то звуковые частоты отражаются/поглощаются сильнее, какие-то – слабее. Как правило, высокие частоты поглощаются значительно сильнее низких, имеющих более высокую энергию.

Если ещё учесть скорость звука – то надо будет принять во внимание, что отраженный звук приходит с определённой временной задержкой относительно прямого, и время задержки будет зависеть от порядка отражений и от размеров помещения – мы получаем ещё и фазовые искажения! Большое количество отражённого звука способно сделать помещение гулким – в этом случае мы получим размазанную пространственно-локализационную звуковую картину.

Именно поэтому, задрапировав комнату слоем плотной ткани, удается заглушить только высокочастотные отражения – не более. Однако при этом создаётся впечатление полного звукопоглощения — но это иллюзия! Для эффективного поглощения низких частот требуется гораздо более толстый слой звукоизоляции. Закон оптики, почти справедливый для высоких частот – «угол падения равен углу отражения» для низких — не работает.

Вспомним грозу…

Если разряд произошёл недалеко от нас — мы слышим треск, затем мощный удар в широком спектре частот. При этом наш слух безошибочно определяет направление, где произошёл разряд. Если же грозовой фронт проходит вдалеке, мы слышим только низкочастотный гул. Чем дальше гроза, тем сложнее определяется её направление (конечно же, на эти процессы сильно влияет рельеф местности). Заметьте – треск молнии затухает моментально, в то время как низкочастотные раскаты, благодаря многократным отражениям, продолжаются довольно долго.

Вернемся в наше помещение…

Таким образом, отраженные и, особенно, так называемые стоячие волны плюс фазовые искажения попадают в микрофон вместе с полезным сигналом! И если не принять никаких мер к их ослаблению — они значительно исказят изначальный звук уже на стадии его записи! Поэтому главной задачей звукопоглощающих конструкций является максимально возможное ослабление данных многократных отражений в заданном частотном диапазоне до определённого уровня. Важно при этом не «переглушить» помещение. В некоторых случаях формируется акустическое пространство, где определенный уровень отражений может быть полезным и даже необходимым.

Предположим, все инструменты записаны. Идем дальше…

Итак, мы записали весь материал, качество которого нас устраивает, и перешли к процессу микширования. Если этот процесс происходит в помещении без полноценного звукопоглощения — мы услышим совсем не тот звук, который воспроизводит наша мониторная система! Даже если речь идёт о дорогих высококачественных мониторах!

И вновь — отраженный звук, накладываясь на звук прямой, значительно его исказит, в частности, его амплитудно-частотную характеристику. При этом мы услышим те частоты, которых в изначальной записи, быть может, не было вовсе. Или наоборот – не услышим того, что требует нашего вмешательства. И мы начнём… что? Ну конечно — крутить эквалайзер! Тогда, когда этого не надо было делать. Или наоборот – не будем его крутить, а надо было бы!

Ещё раз о контрольной комнате — не углубляясь в законы акустической физики, скажу – чем больше размер контрольной комнаты – тем легче будет в ней обеспечить хорошее звукопоглощение на низких частотах и, как следствие, легче будет получить хорошо сбалансированное звучание.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ПАРА СЛОВ О МОНИТОРАХ…

Акустический контроль (мониторы) — одна из важнейших составляющих всего звукового комплекса, которым располагает профессиональная студия звукозаписи! Главная задача студийных мониторов состоит вовсе не в том, чтобы они звучали приятно и комфортно (в отличие от акустических систем класса HI-FI), а скорее даже наоборот — они должны максимально достоверно воспроизводить звук, четко показывая все возможные нежелательные артефакты и наиболее критичные места в звуке и ничего НЕ ПРИУКРАШИВАЯ.

Ещё раз — мы просто не услышим, «что мы крутим, туда ли мы крутим и вообще, нужно ли что-либо крутить» (© Ю. Богданов). Естественно, хорошие мониторы — удовольствие недешёвое. Следует заметить, что абсолютно идеальных мониторов не бывает, и разница в звучании одних и тех же мониторов в разных помещениях может быть довольно значительной. Обычно используют еще пару-другую недорогих мультимедийных колонок, что неплохо помогает в дополнительном контроле. А дополнительный контроль, как говорят опытные люди, лишним не бывает.

Здесь отмечена по возможности в максимально доступной форме лишь часть всех факторов, требующих учёта при строительстве студии звукозаписи, без глубокого анализа физики процессов.

Что мы имеем в итоге?

Таким образом, качество записанного звука НАПРЯМУЮ зависит взаимодействия источника звука, акустических свойств помещения и мониторной системы. Теперь становится понятно, почему обычная жилая комната, мягко говоря, не очень-то подходит для записи и прочих манипуляций со звуком.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — СТУДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Студийное оборудование — что же в нем такого особенного? Чем оно отличается от обычного звукового оборудования, с которым знаком любой музыкант? Известно — скорость движения воинского подразделения ограничена скоростью самого медленного солдата. Аналогично — общее качество звукового тракта, состоящего из последовательно соединенных элементов, ограничивается качеством наихудшего из них.

Пример: гитарист, включивший свой американский Fender Stratocaster Custom Shop стоимостью $2 500 через тридцатидолларовую примочку, подключенную в компьютер к аналоговому входу какой-нибудь дешёвой звуковой карты — получит звук этой самой дешёвой звуковой карты вместе с тридцатидолларовой примочкой, но никак не самого Стратокастера!!! (Вообще — формирование и запись гитарного саунда — это отдельная алхимия!).

Следующий пример: примерно тот же результат получится, если записать вокал через микрофон от караоке, подключенный к супернавороченному голосовому процессору. Приведу интересный диалог, взятый с башорг.ру:

  • Ты слушал бас-гитару «Урал? (примечание — бас-гитара «Урал выпускалась в СССР с середины 70-х до конца 80-х годов» ) Как там звук? Или такое понятие там отсутствует как класс?
  • Ну как тебе сказать… представь, что ты включаешь нормальную гитару в комбик, ставишь у комбика магнитофон и пишешь всё это на кассету, потом включаешь кассету и подносишь к динамику телефон, а с той стороны к телефону подносят диктофон, а потом включают диктофон и через наушник записывают в компьютер…. то что получается в итоге — намного лучше, чем звучит тот бас.»

В данном случае мы имеем конкретный пример цепи с компонентами, приводящими к постепенной деградации звука.Для получения «студийного» звука все приборы тракта должны быть одинаково высокого качества. То есть — каждый последующий прибор в последовательной звуковой цепи должен быть, по крайней мере, не хуже высококачественного предыдущего. А это возможно, хотя бы по финансовым параметрам, далеко не в каждой студии.

A) Источник первичного сигнала — микрофон.

Это – первый прибор, стоящий на пути великого таинства превращения сотрясения воздухОв в электрические колебания. Штука весьма деликатная по определению и, как правило, достаточно по этой же причине дорогая. Особенно если представляет собой конденсаторную и при этом еще ламповую версию.

Чаще всего такие микрофоны предназначены для записи вокала и иных музыкальных инструментов в студийных условиях, в которых обычные динамические микрофоны показывают (в силу своих конструктивных особенностей), как правило, не лучшие результаты. Подробнее о конденсаторных микрофонах и особенностях их производства можно прочитать здесь: http://nevatonmics.ru/photo/64/.

Наиболее известные и авторитетные производители микрофонов:

AKG, Audiotechnica, Brauner, dpa, Peluso, Sennheiser, Shoeps, Telefunlen и, конечно же, Neumann. Из отечественных можно отметить Elation, Nevaton и Октава. Конечно, можно купить «мелкофон» подешевле — рублей за 15 000″. Только результат будет не тот. Вот вначале совсем чуть-чуть не тот. Пишешь вокал в такой микрофон, и во время записи кажется — вот повезло – сэкономил кучу денег, звук замечательный, но при микшировании обнаруживается, что голос в миксе как-то теряется… стоит его добавить – какие-то детали аранжировки начинают размываться, в голосе появляются присвисты, бубнёж.

То есть – звук такого микрофона, как говорят, плохо укладывается в микс. Может случиться и так, что микрофон окажется действительно неплохим, но спустя год-два почему-то начнёт звучать всё хуже и хуже. Причиной этому, скорее всего, является то, что изготовитель не соблюдал технологию изготовления мембран, капсюлей, экономил на комплектующих. Именно вот это самое «чуть-чуть» и стоит своих денег!

С одной стороны хороший микрофон должен максимально точно передавать все оттенки и нюансы источника звука. Но с другой стороны — неизбежное, и часто даже намеренное характерное лёгкое окрашивание звука, различное для разных типов и марок микрофонов превращают их в своеобразный инструмент, способный подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки данного источника звука.

Вывод — микрофонов мало не бывает!

Именно поэтому серьезная профессиональная студия звукозаписи, как правило, предлагает выбор из дорогих конденсаторных (ламповых) микрофонов, их количество может составлять десяток-другой и даже более – каждый микрофон для своего особого случая. Даже термин такой существует – микрофонный парк! Для озвучивания гитарных усилителей и барабанов применяют в основном динамические микрофоны, иногда – в сочетании с конденсаторными.

Б). Предварительный усилитель/компрессор/эквалайзер/лимитер.

Приборы этого типа (назовём их условно приборами первого эшелона) предназначены для первичной обработки сигнала, поступающего с микрофона (или инструмента) и согласования этих сигналов с записывающим оборудованием, в нашем случае — с аналого-цифровым преобразователем (АЦП/ADC).

Так же, как и микрофоны, эти приборы отвечают за формирование «породы» звука. Основная их задача – усилить звук, сформировать амплитудно-частотную характеристику (для этих задач ещё используются линейки высококачественных микшерных пультов) и придать требуемую динамику. Именно они в сочетании с хорошим микрофоном придают звуку тот почти непередаваемый словами шарм, теплоту, насыщенность, глубину, плотность, яркость, трепетность.

Почему здесь рассматриваются приборы именно этого типа? Ведь существуют же культовые приборы-ревербераторы Lexicon224-300-480, EMT250, линии задержки tc electronic 2290, гармонайзеры Eventide? Да, и ещё — именно с учётом того, что термин «профессиональная студия звукозаписи» не утратил своей актуальности в музыкальной индустрии, некоторые из этих приборов выпускаются до сих пор!

Можно ли заменить реальное железо программными аналогами?

Именно эти приборы сейчас легче всего заменить их программными эквивалентами. Эти приборы уже имели на борту алгоритмы цифровой обработки с соответствующими процессорами и по своей сути уже являлись компьютерами с одной единственной «зашитой» в них программой.

Сейчас те же самые алгоритмы успешно переносятся один-в-один в программную оболочку – плагин, или, как говорят – портируются. Далее мы их обсуждать не будем, и вернемся к приборам первого эшелона. Возникает вопрос – зачем тратить кучу денег на дорогущий прибор, ведь уже появилось достаточно много соответствующих им плагинов?

Например, такие плагины от Universal Audio, эмулирующие легендарные устройства, как Manley VOX BOX, Tube-Tech CL-1B, Summit Audio TLA-100, LA-2A, 1176 почти, но не полностью копируют поведение их старших «железных» братьев. Однако любой плагин, очевидно, можно использовать лишь в цифровом домене, то есть – после оцифровки. Мы же используем приборы первого эшелона, находясь ещё в аналоговом домене. Мы обрабатываем звук до того, как он будет оцифрован АЦ/AD-конвертерами, тем самым — получая ощутимый выигрыш в качестве звука! Вывод – замена «железного» прибора его программным эквивалентом, конечно же, допустима. Но тогда почему же ведущие мировые и отечественные студии не торопятся расставаться с высококлассным аналоговым оборудованием? Подумайте сами:-)!

Важен не только престиж! Есть ещё и многолетняя традиция!

Стоит ещё учесть вышеупомянутое «почти». Наиболее именитые бренды – это, например, API, Drawmer, Empirical Labs, GML, KlarkTeknik, Manley Labs, Maselec, Millennia Media, Neve, SSL, TubeTech, Universal Audio. Это не только престиж — это уже многолетняя традиция, это тщательно отобранные комплектующие, это выверенная схемотехника с минимизацией пути сигнала, это переключатели с золотыми контактами стоимостью выше любого «Алесиса» или «Берингера» каждый, это пайка серебряным припоем, это тщательнейшим образом намотанные катушки индуктивности и согласующие трансформаторы, это великолепные передаточные характеристики, это частотный диапазон от единиц герц до полутора сотен килогерц и многое — многое другое…

Это проверенное годами высочайшее качество и репутация. Большинство этих приборов являлось лауреатами всемирно известной премии TEC Avards! Так что, поверьте, совсем неспроста любая профессиональная студии звукозаписи весьма тщательно подходит к формированию всего спектра устанавливаемого оборудования!

К слову — ныне уже не выпускающийся прибор Fairchild 670 можно приобрести за цену не менее $30 000. В популярных журналах по звуковому оборудованию Вы, возможно, даже и не встретите названия этих фирм, или, как говорят, брендов. А всё потому, что представляют они интерес в основном для узкого круга профессионалов и в широкой рекламе не нуждаются. При этом количество выпускаемых приборов исчисляется не десятками тысяч штук в год, а иногда просто десятками.

О приборах среднего и бюджетного класса…

Существуют, конечно же, аналогичные приборы, как среднего класса, так и весьма бюджетные, при этом разница в цене за один прибор может отличаться в десятки раз. В студиях среднего класса чаще всего можно встретить приборы таких брендов, как dbx, Symetrix, TL Audio. К совсем бюджетным можно отнести бренды Alesis, Alto, Behringer, Phonic и пр. Некоторые весьма достопочтимые бренды не гнушаются выпуском приборов бюджетных серий, например – Drawmer, Focusrite, Lexicon, Roland, YAMAHA.

Следует понимать, что у бюджетных приборов есть своя ниша – они прекрасно справляются со своими задачами в ресторанах, в клубах, на дискотеках и на небольших концертных площадках. Конечно же, никто не запрещает пользоваться подобными приборами и в студии. Но и результат, разумеется, будет соответствующим. Замечу, что многое ещё зависит от опыта инженера-звукорежиссёра. Испортить звук можно и на самом дорогом оборудовании.

В). Высококачественные внешние АЦП (ADC) и ЦАП (DAC) — аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи.

Хорошие АЦП и ЦАП — это довольно сложные и дорогостоящие устройства, от правильного выбора которых зависит качество перевода аналогового электрического сигнала в понятную для компьютера цифровую форму и далее – обратно в аналоговую. Работу устройств этого типа можно сравнить с фотокамерой, делающей «снимок» звука. Попробуйте сделать снимок одного объекта профессиональной зеркальной камерой, а затем встроенной камерой дешёвого сотового телефона.

Сравните увеличенные снимки. На втором снимке Вы гарантированно получите нечеткие границы предметов, отсутствие глубины резкости, искаженную цветопередачу, размытость и дискретность изображения по сравнению с первым. Аналогично — включаясь в аналоговый вход встроенной звуковой карты, т.е. используя её дешёвый АЦП, Вы неизбежно получите деградацию звука и его нежелательный окрас, особенно ощутимые при большом количестве дорожек, загруженных многочисленными плагинами.

Теперь – о многоканальном цифро-аналоговом преобразовании (ЦАП/DAC).

Казалось бы, в профессиональной студии звукозаписи многоканальное цифро-аналоговое преобразование вряд ли понадобится! Ведь мы можем сделать рендеринг цифрового микса и его мастеринг, не выходя из цифрового домена? И для мониторинга всех процессов будет вполне достаточно приличного двухканального ЦАП-конвертера?

Дело в том, что результат микширования, сделанный в цифровом домене, отличаются по звуку от сведения в аналоге. Кто-то предпочитает одно, кто-то — другое. Принято считать, что для электронной, клубной и других аналогичных стилей музыки предпочтительнее сведение в цифре (в том числе и для классической музыки), тогда как рок, джаз, блюз «любят» аналоговое микширование. Следовательно — для второго варианта наличие многоканального ЦАП/DAC и аналогового микшера/сумматора будут обязательными.

Кроме того – при одновременной записи всей группы исполнителей необходимо установить связь – мониторинг через наушники, для того, чтобы все участники записи и звукорежиссёр могли слышать друг друга. А теперь представьте, что вокалист просит добавить реверберации и клавишных, басист – добавить барабаны, барабанщик…. и так далее – для этого придется создать несколько независимых шин для мониторинга – и здесь без многоканального ЦАП/DAC не обойтись.

Другой случай – в студии имеется старый, по-особому красиво звучащий аналоговый прибор, которым хочется обработать, например, записанные акустические гитары. В этом случае нам будет необходимо вывести цифровой сигнал на этот прибор через ЦАП и затем вновь его оцифровать.

Если вы точно знаете, что вам требуется сведение в аналоге, или даже на аналоговый магнитофон – у нас есть такая возможность! Потому что у нас — профессиональная студия звукозаписи!

Г). Выбор программы-секвенсора

При использовании компьютера в качестве многодорожечного магнитофона/микшера на сегодняшний день некритичен и определяется в основном привычками и удобством пользователя. Более того, осмелюсь утверждать, что качество звука, «выходящего» из той или иной студии определяется в первую очередь квалификацией звукорежиссёра, а не наличием в студии того или иного софта. Для работы на платформе PC чаще всего использовались программы Sonar Cakewalk, Samplitude, Steinberg Cubase, но в последнее время набирают серьёзную популярность продукты Presonus StudioOne и Cockos REAPER.

Д). Суммируя сказанное, добавлю, что все оборудование должно быть правильно заземлено, грамотно согласовано и скоммутировано. Попытка сэкономить на дешевых разъемах и соединительных проводах рано или поздно — но обязательно в самый неподходящий момент — выйдет боком.

В СВЕТЕ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО…

И последнее: слишком много на этом пути препятствий и преград, слишком многими знаниями и опытом нужно обладать, чтоб хоть что-то получилось правильно. Помните — почти всегда каждый неправильный шаг сводит правильность предыдущего на «нет». Конечно, большинство современных программ позволяют осуществлять так называемое недеструктивное редактирование. Оно позволяет Вам отменить не только последнюю операцию, но и «откатиться» вплоть до самого начала! Вот только в этих бесконечных Undo-Redo так легко заблудиться…

Услышат ли Ваши уши, что при таких-то положениях регуляторов хорошо зарекомендовавшего себя плагина звук после него начинает, как бы это сказать… подгаживать? Что один и тот же удачно подобранный пресет цифрового эквалайзера, использованного на барабанах в девяти песнях, на десятой ну никак не звучит! Покажут ли Вам Ваши мониторы, что где-то в звуковом тракте, э, перегрузочка вышла? Сможете ли Вы самостоятельно выстроить микс Вашего произведения? Есть сомнения? Нужна помощь — милости просим!

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ — ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Почти всегда новички предполагают, что в студии они смогут быстренько записать песню часа за два. Конечно, можно за два. Иногда даже удаётся и за час. Но, как правило, вряд ли полученный результат устроит самого исполнителя. Скажется отсутствие студийного опыта и, скорее всего, исполнительских навыков.

Кроме того — то, что хорошо для живого концертного выступления, скорее всего не всегда подойдёт для студийной записи. Чаше всего приходится из большого числа спетых или сыгранных дублей монтировать трек вручную, удалять лишние призвуки, выправлять неточно взятые ноты. А ведь это студийное время, а следовательно, и Ваши деньги!

Но иногда и опытные музыканты в студийной работе стараются попробовать и пятый и десятый дубли, находя в каждом последующем все новые и новые краски, оттенки звучания, степень драматизма, накал драйва. Чаще всего, это себя оправдывает, поскольку иногда в таком спонтанном процессе находятся потрясающие художественные идеи.

Такие люди, попадая в студию, быстро забывают обо всем, кроме музыки — они порой способны на чудеса! Некоторые из них способны на шедевр с первого дубля. И всё же главное правило ДЛЯ ВСЕХ — к записи в студии нужно готовиться заранее — см. статью
«КАК ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ В СТУДИИ — ПОДГОТОВКА».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В ИРКУТСКЕ

По моему мнению — в Иркутске количество студий с ПРАВИЛЬНЫМИ помещениями, оснащенных ДОСТОЙНЫМ оборудованием и имеющих СЕРЬЁЗНЫЙ опыт работы можно пересчитать по пальцам. Не снимая обуви.

Расценки на студиях разные, в среднем от 10 до 20 долларов за час работы, включая гонорар звукорежиссера, а кое-где и ещё дешевле. Но — вспоминаем, где обычно бывает бесплатный сыр… При выборе студии обязательно изучите список групп и исполнителей, которые там записывались и внимательно отслушайте эти записи.

Можно посоветоваться и с самими музыкантами, благо, Иркутск — город относительно небольшой. Один из действительно хороших способов правильного выбора студии — договоритесь о пробной записи одной песни (может, даже под заранее приготовленный «минус») в каждой из них, затем выберите ту, которая Вам наиболее подходит. Ведь не в каждой студии существует своя уникальная атмосфера, в которой ИМЕННО ВАМ работается легко и комфортно, в которой идеи рождаются как бы сами собой, голос — звучит, гитара — поет! Ибо дорогое оборудование — это еще не всё…

Если же позволят средства, можно будет что-то подправить — переиграть некоторые инструменты, добавить новые партии, что-то перепеть и т. д. Можно, конечно, и сэкономить на каком-то этапе работы — решать Вам!

Если Вы устали от бесконечных экспериментов, от поисков «своего» звука, от неудач и разочарований на этом пути — обращайтесь в студии, оснащенные ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ оборудованием! Обращайтесь к ПРОФЕССИОНАЛАМ, которые ЗНАЮТ и ЛЮБЯТ свое дело!
Удачи Вам! В любом случае!

У НАС НЕТ КОНКУРЕНТОВ – У НАС ЕСТЬ КОЛЛЕГИ!

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ:

  • https://www.yandex.ru/ — вбиваем в поисковую строку запрос «студии звукозаписи Иркутск»
  • 2GIS – делаем то же самое.

А МОЖНО И К НАМ:
664022, Россия, Иркутск, ул. Сибирская, д.21A/4,
цокольный этаж (северная сторона)
т. +7 3952 70 00 32
т. +7 3952 29 27 79
т. +7 964 22 66 777
E-mail: s-art@mail.ru

Какое оборудование нужно для студии звукозаписи? (собираем базу)

Если стоит задача открыть студию звукозаписи (домашнюю или коммерческую), многие задаются вопросами: — с чего начать? что купить первым? что обязательно в студии? на что сделать акцент?

Для того, чтобы ответить на данные вопросы, тщательно обдумайте дальнейшие планы и решите, вы будете записывать только вокал и инструменты, или же еще будете делать запись живой ударной установки? Если вы хотите полный комплекс, тогда и помещение будет в разы больше. Если вы создаете студию чисто для себя и хотите получить достойное качество записи, тогда Вам понадобится не так уж и много техники:

  1. Компьютер — он же рабочая лошадка. Это должен быть мощный аппарат, чтобы мог тянуть не только один проект, но и 50-70 дублей вокала спетых кристально чисто. Какую выбрать DAW для работы — это вопрос Вашего вкуса. Разницы в качестве между ними нет. Если раньше какая-то программа была предназначена для работы с midi, какая-то для обработки и имела более расширенный функционал, то сейчас это большие станции, которые включают в себе все возможное. Мы остановились на программе Samplitude Pro X3 Suite, которая не так разрекламирована, как ее коллеги по цеху, но имеет все необходимое для сведения и мастеринга. Как ускорить компьютер для работы можно прочесть здесь: 10 способов ускорить Ваш компьютер для создания музыки!
  2. Звуковая карта (их мы рассматривали здесь: аудио-интерфейсы для домашних студий). Заглядывая наперед, хотелось бы сразу подчеркнуть — встроенные карты в ПК не подходят для профессиональной работы. Они предназначены не для музыки, а для технического воспроизведения. Что и говорить, через такие карты вы не сделаете качественную запись какого-либо инструмента. Единственная звуковая карта в своем роде, которую хотелось бы выделить (которую можно встроить в компьютер) — это карта от компании RME. У них множество моделей как внешних, так и внутренних карт, но их стоимость стартует от 400$. Но это все равно не решит вопрос качественной записи инструментов, и нужно присмотреться к внешним картам с DI-Box-ом (чтобы не захватывались шумы той же электро гитары).
  3. Микрофон. Какая студия звукоЗАПИСИ без микрофона? правильно — никакая! 🙂 Микрофон это самое щепетильное, что может в ней быть. Если вы собираете студию под себя — не ориентируйтесь на стоимость, а приезжайте в музыкальные магазины и пробуйте как ваш голос будет в нем звучать. Часто бывает так, что у кого-то голос звучит лучше в микрофоне за 200$, чем в микрофоне за 1000$. Бывает и наоборот. Не смотрите на названия и маркетинговые ходы. Студийный микрофон за 90$ вовсе не гарантирует вам хорошую запись. Присмотритесь к классическим моделям, которые многие годы используются и до сих производятся. Мы не решимся советовать что-то конкретное, это скорее дело вкуса.
  4. Мониторы. Если вы хотите слышать правильный звук, то колонки с домашнего кинотеатра не подойдут. Вам нужны студийные мониторы, которые предназначены для калибровки звука и имеют ровную АЧХ. Важно подчеркнуть, что делать сведение на 3-х дюймовых мониторах не стоит. Вы потеряете очень много информации в низах и нижней середине. Рассматривайте сразу 5 — 8-ми дюймовые (в зависимости от помещения), и желательно с сабвуфером. Стоимость хорошего монитора (а чаще всего их стоимость указывается за одну колонку) стартуют от 300$ (пара обойдется в 600$ и больше).
  5. Наушники. Если нет возможности приобрести мониторы — возьмите хорошие наушники (решение подойдет только для домашней студии). Какие именно наушники воспроизводят кристальный звук, мы рассматривали в этой статье: Лучшие студийные наушники (Sonarworks). Естественно, в наушниках вы не сможете проконтролировать, как микс поведет себя на большой акустике, потому стоит сразу присматриваться к пункту 4. В случае, если вы не умеете делать сведение и мастеринг, либо не имеете нужно аппаратуры, либо нужно сделать быстро, либо… что-то еще, — под любым предлогом приходите к нам! Мы сделаем сведение и мастеринг недорого и качественно, что существенно сэкономит Вам время и расходы.
  6. Предусилитель (преамп). Для микрофона понадобится неплохого качества предусилитель, чтобы сразу насытить и обогатить запись. Если вы сравните накопление в микрофон напрямую с карты и через него, то разница будет очень существенной. Это упрощает работу и позволит раскрыть Ваш голос.
  7. Микшерный пульт. Студия звукозаписи просто обязана иметь на борту хотя бы недорогой микшерный пульт. При записи голоса или инструментов вам будет очень удобно выстроить нужны баланс и даже сделать панорамирование. Обратите внимание на «старичков» данных аппаратов и не покупайте дешевые аналоги, которые будут вносить шум и артефакты в записываемый материал.
  8. Звукоизоляция. Записывать материал интересно, но при обработке может выйти так, что фоновые звуки, шаги, щелчки и другие артефакты будут захватываться микрофоном. Также при сведении и мастеринге звук может отражаться от стен и это создаст частотную неразбериху. Чтобы максимально сильно это исключить — нужно сделать изоляцию комнаты. Для этого достаточно специального поглощающего поролона. Стоимость на него разная — от 3$ за пласт 50*50 см
  9. DAW контроллер. Вы удивитесь, насколько удобно и быстро можно управлять проектом через микшер для программы. Вам не придется делать лишних движений мышкой по мелким элементам микшера на мониторе и сможете все выстроить своими пальцами. К сожалению микшерные пульты не выполняют данной функции, хотя это бы существенно упростило процесс.
    Среди наиболее популярных можно выделить Avid Artist Control V2, Preconus FADEPORT, Avid Artist Mix и Behringer X-Touch Universal.
  10. Коммутация и ИБП. Как бы смешно не звучало, но ИБП (источник бесперебойного питания) обязан быть в каждой студии на случай непредвиденных обстоятельств. Крайне обидно и досадно, когда в DAW программе не настроено автоматическое сохранение проекта, и тут в один миг отключается свет и Ваша 3-х или 5-ти часовая работа просто слетает без возможности восстановления. В этом случае вас спасет ИБП, который даст 10-15 минут на спокойное сохранение и выключение компьютера.

Если вы создаете коммерческую студию, тогда стоит присмотреться еще к таким деталям.

  1. Обязательно, для контроля и мониторинга сводимого вами проекта, нужно проводить шит-контроль звука. Что это и для чего это нужно, мы рассматривали в статье: Shit-control (шит-контроль) звука в студии.
  2. Когда Ваша мониторная линия расширится, станет вопрос регулирования баланса мониторов. Согласитесь, будет крайне не удобно бегать включать/выключать мониторы, чтобы послушать как и что звучит. Для этого Вам понадобится контроллер мониторов. Среди наиболее популярных можно выделить две модели, которые часто встречаются в мировых студиях миксинга и мастеринга: Mackie BIG KNOB и Behringer Xenyx CONTROL2USB.
  3. Часто происходит так, что клиенты просят записать или переписать некоторые партии инструментов. Наиболее востребованными в студиях звукозаписи являются гитары. Возьмите себе на борт пару акустических и электро-гитар для таких потребностей.
  4. Микрофоны. Если вы планируете записывать инструменты и ударные установки, то под каждую задачу будут нужны разного типа микрофоны. Это влетит в хорошую копеечку, так как для каждого инструмента, тарелки, рабочего барабана и так далее — понадобятся отдельные микрофоны, которые наиболее точно и правильно передадут звук.
  5. Большой микшерный пульт. Мы писали ранее, что для домашней студии звукозаписи будет достаточно небольшого размера пульт, но если вы будете записывать ударную установку или кавер-бенды, все это нужно будет вывести через пульт в программу и сразу же вывести баланс и панораму. Здесь без хорошего дорого пульта не обойтись. В ином случае Вам грозит частотная неразбериха и полнейшая каша в проекте.

Музыка – привлекательное и воодушевляющее хобби, которое в последние несколько лет появилась возможность монетизировать благодаря Яндекс.Музыке и iTunes. Вспомним, что еще 10 лет назад, в пресловутом 2007 году, музыканты лезли из кожи вон, чтобы записать свою пластинку и залить её во ВКонтакте на стену в надежде, что она разнесется по просторам социальной сети.

Трагично то, что музыка действительно была неплохой, но качество записи заставляло выключать трек. В статье мы погружаемся в деятельность настоящей звукозаписывающей студии, в которой можно создать качественный альбом, и благодарим Андрея Штыля, руководителя студии «Тайга», за подробное разъяснение того, как устроена кухня звукозаписи.

Что надо продумать заранее

Когда вы окончательно решились на то, чтобы открыть звукозаписывающую студию, надо продумать наперед все возможные задачи, которые в ней можно будет решить, например:

— записать звук;
— провести репетицию;
— проводить занятия;
— снять видео-клип;
— вместить оркестровую группу;
— сделать озвучку;
— записать саундтрек.

Это те задачи, которые определил для студии «Тайга» ее основатель: «…только на стадии подготовки мы с ребятами изучили тонну литературы в сети и отсмотрели десятки часов видео на Youtube, чтобы примерно прикинуть смету и определить параметры нашего детища».

Группа The Hatters записала свой клип на песню «Зима» на студии «Тайга»

Как искать помещение

Следующий важный этап – поиск помещения. В Петербурге, например, сдаётся в аренду достаточно много коммерческих помещений, которые можно приспособить под звукозаписывающую студию. Как говорит основатель студии «Тайга», «мы искали помещение всего 2-3 недели, причем ориентировались только на Васильевский остров. Нам неважна была шаговая доступность от метро, главное – просторное помещение, в котором можно экспериментировать с пространством.»

Дома вдоль университетской набережной Васильевского острова принадлежат по большей части XIX веку, поэтому имеют исключительно толстые стены между квартирами. Это способствовало тому, что в дальнейшем на звукоизоляцию было потрачено меньше денег. Хотя это звукоизоляция скорее от соседей, чем между помещениями.

Работа с акустикой

И даже сейчас до настоящего рок-н-ролла еще далеко, потому что третий этап – задать необходимые акустические свойства всему пространству. На «Тайге» было принято решение, что на этом экономить нельзя, и надо сразу устанавливать всё самое необходимое: использовать диффузоры (звукоизоляционные панели) двух типов и комбинировать их между собой в разных помещениях:

— в контрольной комнате используется поролон с просветами,
— в основном помещении комбинируются деревянные диффузоры Skyline с поролоновыми,
— вся площадь (стены и потолок) звукозаписывающей будки покрыта поролоновыми диффузорами.

Но такой точный расчет не обязывает отказываться от экспериментов. У звукорежиссера выработана своя схема, из которой зачастую исключаются благоустроенные помещения:

— сухой голос (голос как будто на студийной записи, когда не слышно ничего лишнего) лучше записывать в будке;
— комнатного эффекта с небольшим эффектом эхо можно достичь только в основном помещении;
— для длинных хвостов реверберации (эхо) микрофон выносится за пределы студии – в коридор или соседнее помещение.

Пример комбинированной звукоизоляции

Процесс создания звукоизоляционной панели

Контрольная комната

Мозговым центром каждой студии должна быть контрольная комната. В фильмах про музыкантов вы точно ее видели – это то самое помещение с большим пультом, из которого звукорежиссер смотрит на музыкантов через окно. Ядром современной контрольной комнаты составляют следующие инструменты (не музыкальные!):

— мощный компьютер, на «Тайге» стоит Mac Pro 2014 года,
— программное обеспечение, на «Тайге» — Universal Studio,
— аналогово-цифровой преобразователь (АЦП),
— доустановленные плагины в программное обеспечение,
— миди-клавиатура на 8 октав,
— мониторы, на «Тайге» — Adam A8X.

Основа контрольной комнаты

«При умелом обращении на таком железе и софте, — говорит Андрей Штыль, — вполне можно записать любой альбом, выпущенный до 2005 года или даже позже. Это сильный набор, который позволяет контролировать звуковой поток в реальном времени и избегать помарок в сведении дорожек».

О музыкальных инструментах и оборудовании

Разумеется, на студии должен быть минимальный набор музыкальных инструментов с самого начала: хорошая ударная установка, бас-гитара, гитара и микрофоны.

Студийная ударная установка должна быть мобильной, но не в плане транспортировки. У самих барабанов должна быть возможность подставлять дополнительные том-барабаны. В классической схеме их три (два навесных и один напольный). Томы – это барабаны с низким тембром. Когда барабанщик делает переход по ним, то кажется, что звук идёт сверху вниз. На записи их количество варьируется в зависимости от задачи, которую выполняет ритм-секция: задаем только ритм или же усиливаем звучание низких частот.

Установка ударника группы «Metallica»

Поэтому томов может быть три навесных и два напольных, или один навесной и один напольный. Скажем, у ударника группы Metallica Ларса Ульриха конструкция ударной установки действительно массивная, у ударника Imagine Dragons двухрядная, тогда как Джон Отто из Limp Bizkit ориентируется больше на тарелки, поэтому ему важна компоновка железа, а не барабанов.

Установка ударника группы «Imagine Dragons»

Студийная ударная установка должна быть податливой в плане конструкции и добавления новых барабанов, железа и звукоснимателей.

Запись барабанов на студии «Тайга»

Из струнных инструментов важно иметь несколько гитар, например, Gibson и Fender. Gibson – это гитара, из который выросли все последующие гитары для металла, а Fender даёт более мягкое звучание для джаза, блюза, фанка и инди-рока. Но арсенал гитар требуется обязательно расширить несколькими акустическими инструментами и несколькими разновидностями, например, укулеле или банджо.

Набор струнных инструментов студии «Тайга»

Основа всей записи – микрофоны. Это тот самый инструмент, которого всегда не хватает. Так, чтобы получить максимальную отдачу от ударной установки, требуется установить и звукосниматели на каждый барабан и под каждую тарелку, и поставить два общих конденсаторных для фона.

Минимальный набор:

— Конденсаторные микрофоны на стойках типа «паук» — студийный микрофон исключительно для записи,
— Концертные микрофоны,
— Звукосниматели для струнных инструментов,
— Звукосниматели для ударных.

Микрофон на стойке «паук»

Вопросы управления

«Для управления мы с партнерами применяем самые простые инструменты,- говорит Андрей Штыль, — Google Календарь, например. Зачастую расписание плотное: мы маркируем цветом тип работы и распределяем нагрузку на студию. Например, занятия по гитаре могут вполне идти во время сведения. Я свожу в контрольной комнате в наушниках, мне совсем не мешает акустическая или даже электро-гитара, но с ударкой сложнее».

Основатель студии Андрей Штыль за работой (он очень не любит, когда его фотографируют)

Основой управления на звукозаписывающей студии основатели «Тайги» считают то, что надо поддерживать работоспособность оборудования и своевременно обновлять «стафф». Под обновлением подразумевается постоянная продажа оборудования тем, кому этих мощностей хватает. Дело уже не в износе, а в нехватке выдачи.

Мнение одного из партнеров

Павел Падалко, барабанщик группы «8 по Гринвичу», один из основателей, звукорежиссеров и преподавателей «Тайги», согласился дать развернутый комментарий относительно студии.

«Ты спрашиваешь, что главное на студии… Хочу сказать, что аспектов огромное множество, но я расскажу о самых ощутимых и важных, по крайней мере, для меня.

Помещение. Один и тот же акустический инструмент очень по-разному может звучать и «вести себя» в разных помещениях. Когда мы записываем инструмент, мы записываем не только его нативный звук, но и отражения от комнаты. Вот здесь-то и будет особо чувствоваться разница.

Оборудование. Один их главных технических аспектов, который отличает студийную запись от домашней. Все микрофоны звучат по-разному, любой компрессор, эквалайзер или же ревербератор дают совершенно разные насыщения инструменту. Звукорежиссёр, конечно же, знает, какой из аппаратов лучше всего применить в том или ином случае.

Психология. Я считаю этот фактор одним из самых весомых в работе на студии. Психологическая задача звукорежиссера при записи – помочь вам по полной раскрыть вашу задумку. Звукорежиссёр не имеет «замыленности» в восприятии материала и поэтому никогда не допустит халтуры с вашей стороны, когда дома через несколько дублей вы можете уже принимать не самую удачную запись за самую лучшую.»

Пётр Ермаков

Как только у вас будет необходимое оборудование для звукозаписи…

Следующей задачей станет разработка планировки комнаты.

Большинство новичков не понимают, насколько этот шаг важен, но…

Хорошо спроектированная комната может сыграть решающую роль в будущем, предопределяя, пойдёт ли всё по маслу или же у вас возникнет куча проблем.

Поэтому чтобы избавить вас от месяцев отчаяния…

В этом посте я расскажу вам о том, как ПРАВИЛЬНО спроектировать вашу комнату для звукозаписи.

Итак, начнём. Первое…

ШАГ 1: Выберите наилучшую комнату

В обычной квартире у вас есть 2–3 комнаты, чтобы оборудовать их под студию.

Если у вас только одна… используйте её.

В ином случае вам необходимо сделать выбор…

И поскольку некоторые комнаты лучше подходят для записи, чем другие…

Вот что я советую вам запомнить, чтобы сделать правильный выбор:

4 вещи, которые необходимо избегать

Выбор комнаты — это не столько про нахождение позитивных моментов, сколько про ИЗБЕГАНИЕ негативных. В частности, этих четырёх:

1. Маленькие пространства

Общее правило таково: чем больше комната, тем лучше.

В больших комнатах:

  • Больше места для нескольких музыкантов…
  • Больше места для постоянно растущей коллекции оборудования и инструментов

И это не говоря о том, что они лучше звучат (но об этом позже).

Хоть новички и предпочитают уединённость и удобство маленьких комнат, мой совет…

Будьте умнее… и выбирайте комнату побольше.

2. Шум

В повседневной жизни вы забываете, как много шума вас окружает. Но он усиливается в 100 раз, когда записывается микрофоном.

Ваши записи легко могут быть испорчены такими обычными источниками шума, как

  • машины
  • соседи
  • канализация
  • птицы
  • сверчки
  • ветер
  • дождь

Поэтому уделите особенно внимательны с комнатами, в которых много внешнего шума, и выбирайте самые тихие комнаты с как можно меньшим количеством соседей.

Помимо избегания внешних шумов, необходимо помнить, что ВЫ не должны быть источником шума для ДРУГИХ.

В идеале вам нужно такое место, где:

  • вы могли бы шуметь, как вам хочется.
  • в любое время дня и ночи.

Но поскольку немногие комнаты удовлетворяют этим критериям…

Какая-то звукоизоляция может потребоваться для создания приемлемого рабочего места.

3. Плохое напольное покрытие

Для комнаты звукозаписи идеален твёрдый пол, например, бетонный, плиточный или паркет.

В комнатах с ковровым покрытием возникают проблемы по 2 причинам:

  1. В студиях обычно много ходят и ковёр быстро приходит в негодность.
  2. Ковры поглощают высокие частоты, но пропускают низкие, что вредит акустике.

Если вам всё же нужен ковёр, например, для барабанной установки, вы всегда можете постелить небольшой коврик.

Другая проблема — сильный шум от ног, особенно на верхних этажах. Если это возможно, выбирайте комнату внизу.

Далее…

4. Плохая акустика

Спальни в обычных квартирах выглядят так:

  • они небольшого размера,
  • с низкими потолками,
  • и параллельными стенами из гипсокартона.

К сожалению для нас…

ВСЕ эти особенности НЕГАТИВНО влияют на акустику.

В идеале вам нужна большая комната с высокими потолками, асимметричными стенами и большим количеством неровных поверхностей. Однако, шансы, что у вас будет подобная комната, стремятся к НУЛЮ.

Они есть в профессиональных студиях, но только потому, что те вкладывают огромные суммы денег на их ПРОЕКТИРОВКУ. Вам, с другой стороны, придётся идти на компромисс.

Не ожидайте идеала, просто выберите лучший для вас вариант.

Потом вы всегда сможете улучшить звук в комнате, добавив немного акустической обработки (до этого мы ещё дойдём).

Но, если это возможно, лучше использовать комнату с хорошей естественной акустикой, поскольку затем вам надо будет прикладывать меньше усилий.

Разобрались? Идём дальше…

ШАГ 6: оборудуйте зоны для записи

Профессиональные студии могут позволить себе такую роскошь, как разные комнаты для разных задач…

Но в вашей студии, скорее всего, будет ОДНА комната для ВСЕГО.

Поэтому расстановка будет другой.

Общая идея — создать ДВЕ зоны:

  1. стол — зона для сведения (для звукоинженера) (это мы уже сделали)
  2. зона для записи (для музыкантов) (этим мы сейчас займёмся)

Единственная проблема…

Расстановка, подходящая для записи других, обычно не подходит для записи самого себя.

Но не беспокойтесь, потому что есть готовое решение для всех вариантов.

Начнём с этого…

Обычная расстановка ДЛЯ ОДНОГО

Для эффективной расстановки “на одного”…

Большинство окружают себя инструментами и оборудованием…

Что позволяет им быть и звукоинженером, и музыкантом в одной точке.

Такой подход МОЖЕТ сработать…

Но его недостатки — это:

  • Слишком большое количество оборудования создаёт дополнительные отражения, что вредит акустике.
  • Когда компьютер располагается настолько близко к микрофонам, шум от вентиляторов может просочиться на запись.

Но самая большая проблема этой расстановки…

Невозможность переделать её под нескольких людей. Для записи других вам придётся совершить полную перестановку…

Чтобы получилось что-то такое:

Обычная ДВОЙНАЯ расстановка

Для записи двух и более людей…

Стандартное решение — разделить комнату на 2 зоны.

Одна из них — для звукоинженера…

В неё входит стол для микширования и всё стандартное оборудование — аудиоинтерфейс, студийные мониторы и т. д.

Вторая зона — для музыкантов…

В ней — микрофоны и любые инструменты/MIDI-контроллеры, которые могут потребоваться.

Проблема этой расстановки…

Хоть она и подходит для нескольких человек, она СОВСЕМ не подходит для записи в одиночку.

Потому что для того, чтобы одновременно играть роли звукоинженера и музыканта, вам потребуется бегать туда-сюда между этих зон… что не очень-то практично.

Поэтому далее… третий вариант:

Гибридная расстановка

В целом вам нужно…

Чтобы расстановка подходила и для одиночной, и для групповой записи.

Поэтому я рекомендую гибридную расстановку, очень похожую на “двойную”…

С КЛЮЧЕВЫМ изменением:

Во второй зоне вам потребуется какой-нибудь “пульт”, который, как минимум…

Позволит вам нажимать кнопки “запись”, “воспроизведение” и “стоп”, когда вы будете не за столом.

Долгие годы люди пытались найти способ сделать это… и до недавних пор все способы были ОТСТОЙНЫМИ.

Самыми ранними вариантами были отдельные устройства, такие как Frontier Tranzport, которые было тяжело программировать и мучительно использовать.

Затем, когда беспроводные клавиатуры и мыши становились всё более продвинутыми, некоторые начали их использовать.

Они вполне себе работали, но всё равно оставляли желать лучшего. И только спустя несколько лет кто-то придумал что-то действительно ХОРОШЕЕ…

“Удалённая ЦЗРС”

Гораздо более сложное, чем обычные пульты…

Приложение от компании Eumlab, известное как DAW Remote…

Предлагает несравненный функционал, сравнимый с настоящими управляющими панелями.

Существуют и другие приложения, но это — С БОЛЬШИМ ОТРЫВОМ лучшее.

Есть 2 версии:

  • DAW Remote — для айфонов и других смартфонов.
  • DAW Remote HD — для айпадов и других планшетов.

Благодаря этому приложению вы можете самостоятельно управлять сессией и записывать инструменты из любой точки комнаты.

Для крепления есть отличное приспособление — IK Multimedia iKlip Expand.

Просто закрепив его на микрофонной стойке, можно разместить айпад так, как вам нужно.

И благодаря ему вашей переполненной студии не потребуются дополнительные стойки.

  • Посмотреть текущую цену.

Для айфона подойдёт iKlip Expand Mini.

  • Посмотреть текущую цену.

Далее…

Ещё 3 полезных аксессуара

Для того, чтобы ваша студия стала ещё более подходящей для сольной записи… я рекомендую следующее:

1. Удлинитель для наушников

Когда вы работаете в одиночку, вы тратите много времени на перемещения по комнате…

И большую часть этого времени на вас надеты наушники.

Проблема в том, что…

Обычный кабель для наушников слишком короткий и стесняет вас в движениях.

Поэтому я советую удлинитель минимум на 6 метров, например, такой.

ВНИМАНИЕ: Выбирая кабель для этой особой цели, избегайте дешёвых, поскольку они склонны производить шумы при постоянном движении.

2. Второй компьютерный монитор

Одна из сложных проблем при использовании удалённого управления ЦЗРС…

Это отсутствие такой же зрительной обратной связи, которая возникает, когда вы сидите за компьютером.

Но если у вас на стене висит большой монитор…

Вы можете видит, что происходит во время сессии из любой точки комнаты, а также это — отличный визуальный помощник для других.

Единственный минус — это дорого, потому что помимо монитора/телевизора вам потребуется компьютер с несколькими видеовыходами, например, Мак Про.

Классический пример:

  • монитор HP Pavilion — (Amazon)

3. Виртуальные инструменты/MIDI-контроллеры

Думаю, мы все согласимся, что для того, чтобы самому записывать музыку…

ОБЯЗАТЕЛЬНО быть мультиинструменталистом.

Но поскольку только у немногих есть настоящие инструменты, чтобы записать всю песню…

Стандартное решение — использовать комбо виртуальный инструмент/MIDI-контроллер.

Помимо того, что это сохранит деньги и пространство…

Возможности обработки большинства виртуальных инструментов — отличный способ компенсировать недостаток умения игры на незнакомом инструменте.

Классический пример:

  • Spectrasonics Keyscape — (Amazon)

ШАГ 8: расставьте студийные мониторы

Теперь, когда всё настроено и хорошо смотрится…

Последний шаг — настроить расположение студийных мониторов.

Многие полагают, что просто купив дорогую пару студийных мониторов…

Они раз и навсегда решат проблему “хорошего мониторинга”.

Но на самом деле… для этого требуется ГОРАЗДО больше.

Помимо целой кучи других вещей, на которых мы не будем сейчас останавливаться…

ХОРОШИЙ МОНИТОРИНГ начинается с ПРАВИЛЬНОЙ РАССТАНОВКИ.

А правильная расстановка зависит от таких факторов, как:

  • Расположение головы
  • Расположение стен
  • Расположение “точки” акустической обработки

Нет нужды говорить… эта тема гораздо сложнее, чем можно себе представить.

Чтобы в подробностях узнать, как расставить студийные мониторы, почитайте этот пост:

  • Размещение студийных мониторов: советы по расположению для оптимального звука

Как вы обнаружите, идеальное место для мониторов требует очень точной расстановки, которую вы можете (или нет) добиться, размещая их на столе.

Последняя вещь, которую нужно рассмотреть, это пара стоек для студийных мониторов.

Они могут настраиваться по высоте, углу и ширине, делая возможным размещение студийных мониторов где угодно.

Чтобы увидеть, какие я рекомендую, загляните в эту статью:

  • 7 лучших стоек для студийных мониторов в домашних студиях звукозаписи

Классический пример:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *