Объекты стандартизации

Стандартизация

Основная статья: Стандарт

Стандартиза́ция — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости и качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

За реализацию норм стандартизации отвечают органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов.

В области промышленности стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

  • позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов;
  • повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике;
  • упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Цели

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация в Российской Федерации

Почтовая марка СССР, 1975 год

Ответственным за утверждение стандартов в Российской Федерации органом является Росстандарт (ранее — Госстандарт России). Основополагающими нормативными документами по стандартизации на сегодняшний день является Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и «Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года». Комплекс стандартов ранее действовавшей Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) (ГОСТ Р1.0, ГОСТ Р1.1, ГОСТ Р1.2 и др.) представляли собой систему взаимосвязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС установил порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля над их внедрением и соблюдением.

> См. также

  • Международная стандартизация
  • Ассоциированная система менеджмента качества

Что можно стандартизировать на предприятии?

Объекты, которые стандартизируют:

  • продукция;
  • работа;
  • процесс;
  • услуги.

Стандартизация работы включает последовательность действий для достижения результата.

Стандартизация деятельности организации включает разработку стандартов для выпускаемой продукции, выполняемых процессов, организационной и управленческой работы. Каждые 5 лет оптимизируют. В бизнесе приводят в нормированный вид и операции по технологии, и коммуникации (с клиентами, с коллегами, с подчиненными).

Внимание! Стандартизация процессов повышается, например, за счет применения следующих мер:

  • сотрудники завода снова изучили инструкции по технике безопасности;
  • работники, задействованные в работе со сложным оборудованием, прошли курсы повышения квалификации, тем самым повысили производительность труда;
  • руководители отделов прошли переаттестацию, чтобы выявить профессиональную пригодность;
  • начальники некоторых подразделений тоже отправлены на повышение квалификации.

Услуга является результатом взаимодействия двух заинтересованных сторон и подразделяется на:

  • материальную, результат которой – измененная продукция (отремонтированная машина, сшитая кофта, проданная коробка конфет);
  • нематериальную, направленную на потребителя (пациент поликлиники, турист, пассажир, посетитель ресторана, преподавание);
  • производственную, удовлетворяющую требованиям предприятий (научно-исследовательская, конструкторская, технологическая работы, поступление в учебное заведение, профессия врача).

Производственная услуга – это процесс, применяемый для создания продукции и оказания услуги. Стандартизация производства характеризуется союзом объектов. Один из примеров – машиностроение. Объекты – технологические процессы, виды редукторов, безопасность агрегатов.

Привести к единому эталону на предприятии следует следующие объекты:

  • время, которое работник затрачивает на работу;
  • документы, регламентирующие деятельность организации;
  • процессы и услуги, с которыми сталкиваются сотрудники каждый день.

Важно! При стандартизации деятельность предприятия становиться «прозрачной», и ею легче управлять. Введение стандартов обеспечивает качество и скорость работы.

Какие виды стандартных документов используют в организации?

На предприятии должны присутствовать следующие типы документов, которые обязательно проверяются во время аудита:

  1. Рабочие стандарты или work standards, которые являются самой большой группой фиксированных документов. В основном они связаны с технологией и являются техническими документами (ведомость контроля качества, инструкции по применению, рабочий чертеж). Алгоритм меняется крайне редко, так как они не связаны со временем такта.
  2. Документы, связанные с производственным инструктажем при приеме на работу и начальной подготовке сотрудников (должностные инструкции, инструкции по технике безопасности).
  3. Стандартные документы и инструменты по технике Кайдзен, которая практикует совершенствование всех уровней деятельности (статистические данные по процессам, трудовому движению, карты, аналитические таблицы analysis sheets).
  4. Стандартизированные работы, описывающие процесс, который ведет к конкретным результатам. Относятся следующие документы:
    • стандартную операционную процедуру (СОП);
    • карту распределения времени (Standardized Work Combination Table);
    • карту распределения процессов (Standardized Process Chart);
    • ведомость работ (Work Capacity Chart).

Стандартизация более высокого уровня регламентируется стандартами:

  • международными (ISO 9000 и ISO 14000);
  • межгосударственными;
  • государственными (ГОСТ Р);
  • отраслевыми(ОСТ);
  • национальными;
  • предприятий (СТП);
  • научно-технических и инженерных обществ (СТО);
  • техническими условиями (ТУ).

Стандартизированный документ, обеспечивающий качественную продукцию и эффективную работу – это ГОСТ. Содержательная сторона стандартных документов подразделяет их на:

  • основополагающие, включающие документацию по управлению, организации, методике и общетехническую;
  • стандарты на создаваемую продукцию;
  • стандарты на методики испытаний и анализа.

Внимание! В Федеральном законе «О стандартизации» прописаны документы, которые позволяют стандартизировать работу, продукты и услуги в Российской Федерации.

Примеры применения стандартизации

В бизнес-процессе при составлении двух одинаковых отчетов, но с разными реквизитами два сотрудника его выполнили за неодинаковое время. Первый справился за минимальные 20 минут, и выполнил отчет без ошибок. Второй потратил на заполнение формы 50 минут и допустил 3 ошибки. Разница во времени составлении отчетности зависит от подхода. Применение СОПов изменит существующую разницу и значительно повысит эффективное использование рабочего времени.

В учебных заведениях стандартизированный документ, обеспечивающий качественное преподавание, повысил уровень знаний студентов. Если ранее образование регламентировалось учебными планами, обеспечивающими нормативно-правовое регулирование содержания, результатов получения образования. Как называется новый стандартизированный документ, обеспечивающий сохранение единого образовательного пространства? ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), который уделяет особое внимание обеспечению условий образования.

В крупной производственной фирме ввели среду Business Studio. В течение года работникам департамента организационного развития разработано более 300 регламентов, по сравнению с годом, не использующим среду моделирования – около 100. Внедрение обеспечило «прозрачность» деятельности фирмы.

Для повышения эффективной работы на производстве, которая хочет достичь наивысшего уровня развития процессов в бизнесе, необходимо проводить стандартизацию деятельности. Требования стандартов основывать на научных, технических и технологических достижениях и не противоречить нормам трудового законодательства.

Введение стандартизированных документов и ежедневное применение в бизнес-процессах, сформирует актуальную, качественную, информационную и используемую на практике базу регламентированных пакетов, которые просто и легко исправлять.

Стандартизация бизнес-процессов: основы построения системы Стандартизация и оптимизация бизнес процессов. ISO 9001 & Lean- Бережливое производство

11.2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран—членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК — английский, французский и русский.

Основная цель организации, которая определена ее Уставом — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК. Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах—членах МЭК, посвящаются решению всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которое он реализует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий. Кроме главной своей задачи — координации работы технических комитетов — Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

В подчинении Комитета действий работают консультативные группы, которые Комитет вправе создавать, если возникает необходимость координации по конкретным проблемам деятельности ТК. Так, две консультативные группы разделили между собой разработку норм безопасности: Консультативный комитет по. вопросам электробезопасности (АКОС) координирует действия около 20 ТК и ПК по электробытовым приборам, радиоэлектронной аппаратуре, высоковольтному оборудованию и др., а Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ) занимается другими объектами стандартизации. Кроме того, Комитет действий счел целесообразным для более эффективной координации работы по созданию международных стандартов организовать Координационную группу по электромагнитной совместимости (КГЭМС), Координационную группу по технике информации (КГИТ) и Рабочую группу по координации размеров (рис. 11.2).

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов.

Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. К первому виду можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр. Второй вид стандартов охватывает огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

Основные объекты стандартизации МЭК:

• материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы);

• электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.);

• электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы);

• изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.);

• электронное оборудование бытового и производственного назначения;

• электроинструменты;

• оборудование для спутников связи;

• терминология.

МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия — сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. В силу сказанного, как показывает практика, международные стандарты МЭК более пригодны для прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.

Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов». В нем отмечается, что безопасность представляет собой такой объект стандартизации, который проявляет себя при разработке стандартов во многих различных формах, на разных уровнях, во всех областях техники и для абсолютного большинства изделий. Сущность понятия «безопасность» трактуется как обеспечение равновесия между предотвращением опасности нанесения физического ущерба и другими требованиями, которым должна удовлетворять продукция. При этом следует учитывать, что абсолютной безопасности практически не существует, поэтому даже находясь на самом высоком уровне безопасности, продукция может быть лишь относительно безопасной.

При производстве продукции принятие решений, связанных с обеспечением безопасности, основывается обычно на расчетах рисков и оценке степени безопасности. Оценка риска (или установление вероятности причинения вреда) базируется на накопленных эмпирических данных и научных исследованиях. Оценка степени безопасности сопряжена с вероятным уровнем риска, и нормы безопасности почти всегда устанавливаются на государственном уровне (в ЕС — посредством Директив и технических регламентов; в РФ — пока обязательными требованиями государственных стандартов). Обычно на сами нормы безопасности влияет уровень социально-экономического развития и образованности общества. Риски зависят от качества проекта и производственного процесса, а также, в не меньшей степени, от условий использования (потребления) продукта.

Базируясь на такой концепции безопасности, ИСО и МЭК полагают, что обеспечению безопасности будет способствовать применение международных стандартов, в которых установлены требования безопасности. Это может быть стандарт, относящийся исключительно к области безопасности либо содержащий требования безопасности наряду с другими техническими требованиями. При подготовке стандартов безопасности выявляют как характеристики объекта стандартизации, которые могут оказать негативное воздействие на человека, окружающую среду, так и методы установления безопасности по каждой характеристике продукта. Но главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасностей. В сферу деятельности МЭК входят: травмоопасность, опасность поражения электротоком, техническая опасность, пожароопасность, взрывоопасность, химическая опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых, ионизирующих, радиационных и др.).

Процедура разработки стандарта МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО. В среднем над стандартом работают 3-4 года, и нередко он отстает от темпов обновления продукции и появления на рынке новых товаров. С целью сокращения сроков в МЭК практикуется издание принятого по короткой процедуре Технического ориентирующего документа (ТОД), содержащего лишь идею будущего стандарта. Он действует не более трех лет и после публикации созданного на его основе стандарта аннулируется.

Применяется также ускоренная процедура разработки, касающаяся, в частности, сокращения цикла голосования, и, что более действенно — расширения переоформления в международные стандарты МЭК нормативных документов, принятых другими международными организациями, либо национальных стандартов стран-членов. Ускорению работы по созданию стандарта содействуют и технические средства: автоматизированная система контроля за ходом работы, информационная система «Телетекст», организованная на базе Центрального бюро. Пользователем этой системы стали более 10 национальных комитетов.

В составе МЭК несколько особый статус имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), который занимается стандартизацией методов измерения радиопомех, излучаемых электронными и электротехническими приборами. Допустимые уровни таких помех являются объектами прямого технического законодательства практически всех развитых стран. Сертификация подобных приборов проводится на соответствие стандартам СИСПР.

В СИСПР участвуют не только национальные комитеты, но и международные организации: Европейский Союз радиовещания, Международная организация радио и телевидения, Международный союз производителей и распределителей электротехнической энергии, Международная конференция по большим электротехническим системам, Международный Союз железных дорог, Международный союз общественного транспорта, Международный союз по электротермии. В качестве наблюдателей в работе комитета участвуют Международный комитет по радиосвязи и Международная организация гражданской авиации. СИСПР разрабатывает как нормативные, так и информационные международные документы:

международные стандарты технических требований, которые регламентируют методики измерения радиопомех и содержат рекомендации по применению измерительной аппаратуры;

рекомендации по различным аспектам измерения радиопомех;

доклады, в которых представляются результаты научных исследований по проблемам СИСПР.

Наибольшее практическое применение имеют международные стандарты, в которых установлены технические требования и предельные уровни радиопомех для различных источников: автотранспортных средств, прогулочных судов, двигателей внутреннего сгорания, люминесцентных ламп, телевизоров и т.п.

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, а также планирует работу.

Бывший Советский Союз участвовал в работе МЭК с 1921 г., возобновив прерванное войной участие в 1946 г. Правопреемником его стала Россия, представленная в МЭК Госстандартом РФ. Порядок участия, цели и задачи определяются руководящими документами Госстандарта с учетом соответствующих положений Законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». Эти документы едины для работы в ИСО и МЭК. Российская сторона принимает участие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах. В России внедрено более половины принятых МЭК международных стандартов в области электроники и электротехники.

Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий по своему профилю деятельности (см. гл. 20).

Предыдущая — СОДЕРЖАНИЕ — Следующая

>4. Международная электротехническая комиссия мэк (International Electrotechnical Commission iec)

    1. Цели, задачи и объекты стандартизации мэк

Крупнейшим партнером ИСО в области стандартизации является Международная электротехническая комиссия (МЭК, IEC). Начало сотрудничества в области электротехники относится к 1881 г., когда состоялся 1-й Международный конгресс по электричеству.

15 сентября 1904 г. делегаты конгресса, проводимого в г. Сент-Луисе (США), приняли решение о создании специальной организации по вопросам стандартизации терминологии и параметров электрических машин.

В июне 1906 г. в г. Лондоне (Англия) состоялось официальное открытие головного офиса организации с участием представителей 13 стран мира.

К 1914 году были сформированы четыре технические комитеты, которые занимались терминологией, обозначением и оценкой параметров электрических машин.

Деятельность МЭК направлена на стандартизацию в области электротехники, электроники и смежных областях промышленного производства.

Основными целью и задачей МЭК являются содействие международному сотрудничеству в вопросах стандартизации и унификации в сфере электротехники, электроники и смежных областях промышленного производства путем разработки и внедрения международных стандартов и документов по стандартизации, включая разработку и издание соответствующей технической литературы.

К основным объектам стандартизации МЭК относятся:

— материалы для электротехнической промышленности (например, диэлектрики, магнитные материалы и др.);

— электротехническое оборудование производственного назначения (например, сварочные аппараты, светотехническое оборудование и др.);

— электроэнергетическое оборудование (например, паровые и гидравлические турбины, генераторы, трансформаторы и др.);

— изделия электронной промышленности (например, интегральные схемы, микропроцессоры и др.);

— электронное оборудование бытового и производственного назначения;

— электроинструменты;

— оборудование для спутников связи;

— терминология.

По состоянию на 2012 г. в состав МЭК входят национальные органы по стандартизации 82 стран мира, в т.ч. 60 стран – комитеты-члены.

    1. Организационная структура мэк

Организационная структура МЭК представлена на рисунке 3.

В рамках организационной структуры МЭК высшим руководящим органом является Совет МЭК, состоящий из национальных комитетов всех стран. Ежегодные заседания Совета проводятся поочередно в разных странах-членах МЭК. Решения в МЭК принимаются простым большинством голосов, но президент имеет право решающего голоса в случае равного распределения голосов.

Координирующий орган МЭК – Комитет действий, основной задачей которого является координация работы технических комитетов организации. Комитет действий определяет приоритетные направления работ в области стандартизации; разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу; участвует в решении вопросов сотрудничества с другими международными и региональными организациями, выполняет задания Совета МЭК.

Комитету действий подчиняются 5 технических консультативных комитетов по аспектам безопасности:

— АСОS (АКОС) – по безопасности;

— АСТЕL (АСТЕЛ) – по телекоммуникациям (электросвязи);

— АCЕC (АКЕК) – по электромагнитной совместимости;

— CISPR (СИСПР) – международный специальный комитет по радиопомехам;

— АСЕА (ACEA) – по аспектам окружающей среды;

— АСТАD (АКТАД) – по передаче и распределению электроэнергии.

Деятельность данных консультативных комитетов направлена на поиск защиты от различных видов рисков (опасных факторов), например, пожарной опасности, взрывоопасности, опасности поражения электрическим током, химической и биологической опасности, опасности от излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, ультрафиолетовых, радиационных и т.д.).

AСOS занимается координацией и руководством работ в области безопасности электрооборудования. Состав консультативного комитета формируется из членов, назначенных Комитетом действий и членов соответствующих технических комитетов.

АСТЕL осуществляет руководство работой технических комитетов в области электросвязи, разъясняет сферы их деятельности, дает рекомендации по разработке новых стандартов и их применению. В состав консультативного комитета входят председатели и секретари технических комитетов, занимающихся вопросами в области телекоммуникаций. Данный комитет осуществляет обмен информацией между МЭК и Международным союзом электросвязи и занимается согласованием работ по разработке международных стандартов и документов на аналогичные объекты стандартизации во избежание их дублирования.

АCЕC занимается координацией работ технических комитетов в области электромагнитной совместимости. В работе комитета принимают участие индивидуальные члены, члены CISPR и члены ТК 77 «Электромагнитная совместимость».

К основным направлениям деятельности CISPR относятся:

— защита радиотехнической аппаратуры от различных видов радиопомех;

— разработка методов измерений радиопомех и соответствующего оборудования;

— установление характеристик помех от различных источников и определение их предельных величин (например, помехи от промышленной, научной и медицинской радиочастотной аппаратуры, высоковольтной аппаратуры, радиоприемников, электробытовых приборов и др.);

— разработка рекомендаций по невосприимчивости к помехам принимающей видео- и аудиоаппаратуры и методов ее измерений.

CISPR также принимает участие в разработке правил по технике безопасности в части требований к подавлению помех электрооборудования.

В состав специального комитета входят представители национальных комитетов МЭК и другие международные организации, занимающиеся проблемами снижения радиопомех в различных видах электротехнической продукции.

Примечание – Разработкой международных стандартов и нормативных документов по стандартизации занимаются 8 подкомитетов CISPR, а также такие международные организации, как Международная организация радио и телевидения, Международный союз производителей и распределителей электротехнической энергии, Международные союзы железных дорог и общественного транспорта и др.

АСТАD занимается вопросами,связанными с передачей и распределением электроэнергии, в т.ч. определяет потребности рынка в разработке новых стандартов, выявляет технологии, нуждающиеся в стандартизации, и дает рекомендации техническим комитетам МЭК по повышению эффективности их работы с компаниями малого и среднего бизнеса.

ACEA рассматривает аспекты, связанные с охраной окружающей среды, координирует и согласовывает деятельность технических комитетов МЭК во избежание дублирования их работ по экологическим вопросам при разработке международных стандартов. Данный консультативный комитет дает рекомендации по включению экологических требований в разрабатываемые стандарты, а также занимается вопросами экологической маркировки и декларирования электротехнической продукции. АСЕА занимается актуализацией руководства IEC Guide 109:2012 «Вопросы, касающиеся окружающей среды. Включение в стандарты на продукцию электротехнического назначения» и дает консультации по его применению.

Совету МЭК подчиняются 4 комитета по управлению:

— PACT – Президентский консультативный совет по технологиям будущего (President’s Advisory Committee on future Technology);

— MC – комитет по маркетингу (Marketing Committee);

— SPC – комитет по торговой политике (Sales Policy Committee);

— CDF – финансовый комитет (Finance Committee).

Непосредственно разработкой и принятием международных стандартов занимаются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы.

По состоянию на 2012 г. в МЭК работают 94 ТК и 80 ПК. В разработке международных стандартов и других публикаций МЭК участвуют более 10000 специалистов.

Официальными языками издания международных стандартов и документов МЭК являются: английский, французский и русский.

Стандарты МЭК нумеруются в диапазоне от 60000 до 79999.

Пример обозначения международного стандарта МЭК:

4. Укажите задачи стандартизации-

  • •2009 Г.
  • •Тематический план, часы
  • •Тема 1. Основы стандартизации
  • •1. Лекции:
  • •Содержание самостоятельной работы студентов
  • •Литература
  • •Нормативные документы
  • •Учебная и научная литература
  • •Тема 1. Основы стандартизации
  • •Тема 2. Основы метрологии (лекция 3 часа, практика 2 часа)
  • •Тема 3. Основы стандартизации (лекция 3 часа, практика 2 часа)
  • •Тема 4. Нормативные документы и организация работ по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации (лекция 4 часа; лабораторная работа 4 часа
  • •Лабораторная работа – 2 часа
  • •Лабораторная работа – 2 часа
  • •Тема 6. Ответственность за нарушение требований нормативных документов (лекция 2 часа, практика 1,5 часа, лабораторные работы 1,5 часа)
  • •Лабораторная работа – 1,5 часа
  • •Тема 7. Сертификация продукции и услуг (лекция 4 часа, практика 2 часа, лабораторные работы 2 часа)
  • •Тема 8. Сертификация систем качества (лекция 4 часа, практика 2 часа, лабораторные работы 2 часа)
  • •Тема 9. Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и сертификации (лекция 3 часа, практика 1,5 часа, лабораторные работы 3,5 часа)
  • •Общие методические рекомендации по изучению всего курса дисциплины:
  • •Примерный перечень тем рефератов
  • •Методические рекомендации по освоению содержания дисциплины
  • •Тема 1. Основы стандартизации
  • •Тема 2. Основы метрологии
  • •Тема 3. Оценка и подтверждение соответствия
  • •Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
  • •Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
  • •Примерная тематика рефератов
  • •Примерные тесты по дисциплине «стандартизация, метрология и сертификация» к теме: «Основы сертификации»
  • •1. Подтверждение соответствия — это:
  • •2. Согласно Федеральному закону «о техническом регулиро­вании» сертификация — это:
  • •4. Как называется обозначение, служащее для информирова­ния приобретателей о соответствии объекта сертификации национальному стандарту:
  • •5. Как называется обозначение, служащее для информирова­ния приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов:
  • •6. Оценка соответствия — это:
  • •7. Знак обращения на рынке — это:
  • •8. Знак соответствия — это:
  • •9. Как называется юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации:
  • •10. Идентификация — это:
  • •Тесты по теме «Основы стандартизации»
  • •2. Укажите глобальную (общую) цель стандартизации:
  • •3. Укажите конкретные цели стандартизации:
  • •4. Укажите задачи стандартизации-
  • •5. Укажите объекты стандартизации:
  • •6. Как называется результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для даль­нейшего использования в хозяйственных и иных целях:
  • •7. Дайте определение понятия «продукция»:
  • •8. Дайте определение понятия «услуга»:
  • •9. Как называется результат непосредственного взаимодей­ствия исполнителя и потребителя и внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя:
  • •10. Укажите главный субъект российской стандартизации:
  • •Тест к теме: Основы метрологии
  • •1. Укажите цель метрологии:
  • •3. Охарактеризуйте принцип метрологии «единство измерений»:
  • •5. Какой раздел посвящен изучению теоретических основ метрологии:
  • •8. Как называется качественная характеристика физической величины:
  • •4. Укажите задачи стандартизации-
  • •5. Укажите объекты стандартизации:
  • •6. Как называется результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для даль­нейшего использования в хозяйственных и иных целях:
  • •К теме: «Основы сертификации»
  • •1. Подтверждение соответствия — это:
  • •2. Согласно Федеральному закону «о техническом регулиро­вании» сертификация — это:
  • •3. Какие из перечисленных документов удостоверяют соот­ветствие выпускаемой в обращение продукции требованиям тех­нических регламентов:
  • •4. Как называется обозначение, служащее для информирова­ния приобретателей о соответствии объекта сертификации национальному стандарту:
  • •5. Как называется обозначение, служащее для информирова­ния приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов:
  • •6. Оценка соответствия — это:
  • •7. Знак обращения на рынке — это:
  • •8. Знак соответствия — это:
  • •9. Как называется юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации:
  • •10. Идентификация — это:
  • •11. Форма подтверждения соответствия — это:
  • •12. Декларация о соответствии — это:
  • •13. Как называется обозначение, служащее для информиро­вания приобретателя о соответствии объекта сертификации тре­бованиям, установленным системой добровольной сертифика­ции:
  • •14. Аккредитация — это:
  • •15. Международное определение сертификации соответствии (исо/мэк) — это:
  • •16. Третья сторона — это:
  • •17. Система сертификации — это:
  • •18. Сертификат соответствия — это:
  • •19. Как называется орган, признаваемый независимым от сторон, участвующих в системе сертификации:
  • •20. Укажите цели сертификации:
  • •21. Укажите принципы сертификации:
  • •22. Назовите виды подтверждения соответствия:
  • •36. Важнейшими функциями испытательных лабораторий являются:
  • •37. Каковы обязанности заявителя подтверждения соответ­ствия:
  • •6) Указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответс­твия или декларации о соответствии.
  • •47. Какой вид испытаний проводят с целью проверки ста­бильности качества продукции и подтверждения возможности продолжения ее выпуска в установленном объеме:
  • •48. Какой вид испытаний проводят для установочной серии или первой промышленной партии с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа:
  • •49. Какова цель проведения периодических испытаний:
  • •51. Какова цель проведения типовых испытаний:
  • •67. Укажите периодичность проведения плановых мероприя­тий по госконтролю:

Контрольное тестирование по учебной дисциплине «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия» для студентов 3-го курса заочного отделения специальности 100701 «Коммерция»

НОУ СПО ТВЕРСКОЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ

ТВЕРСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

по учебной дисциплине

«Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия»

для студентов 3-го курса заочного отделения специальности 100701 «Коммерция»

Составила преподаватель:

Ответ, который Вы считаете правильным, выделите курсивом!

1. Укажите главный субъект российской стандартизации.

— Ростехрегулирование

— Центр стандартизации и метрологии

— Технический комитет по стандартизации

— Ростест

2. Как называется результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях?

— работа

— процесс

— продукция

— услуга

3. Как называется результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя?

— работа

— процесс

— продукция

— услуга

4. Укажите правовой принцип стандартизации.

— эффективность

— опережаемость

— управление многообразием

— добровольное применение

5. Укажите научный принцип стандартизации.

— взаимовыгодность

— опережаемость

— совместимость

— взаимозаменяемость

6. Укажите организационный принцип стандартизации.

— взаимовыгодность

— эффективность

— перспективность

— совместимость

7. Какой организационный принцип стандартизации заключается в том, что нормативные документы, разработанные на основе взаимного согласия, должны быть пригодны для всеобщего и многократного применения?

— взаимовыгодность

— взаимозаменяемость

— перспективность

— применимость

8. Какой научный принцип стандартизации обусловлен разработкой нормативных документов взаимосвязанный объектов путем согласования требований к ним и увязкой сроков введения нормативных документов?

— взаимозаменяемость

— взаимовыгодность

— комплексность

— динамичность

9. Какой правовой принцип стандартизации состоит в максимальном учете при разработке стандартов законных интересов всех лиц, обеспечивающих проектирование, производство и движение объектов до конечного потребителя?

— взаимозаменяемость

— взаимовыгодность

— эффективность

— комплексность

10. Какой метод стандартизации устанавливает и отбирает объекты с целью их исключения или замены по признакам неперспективности?

— селекция

— унификация

— оптимизация

— симплификация

11. Какой метод стандартизации устанавливает и отбирает объекты по наиболее существенным перспективным признакам?

— типизация

— селекция

— симплификация

— унификация

12. Какой метод стандартизации предполагает отбор оптимального числа объектов по их главному параметру?

— систематизация

— оптимизация

— типизация

— классификация

13. Какой метод стандартизации предназначен для выбора наилучшего варианта их множества возможных?

— оптимизация

— селекция

— систематизация

— типизация

14. Какой метод стандартизации позволяет достичь упорядочения путем классифицирования, ранжирования или отбора объектов по определенным признакам?

— оптимизация

— унификация

— типизация

— систематизация

15. Какой метод стандартизации предполагает разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию признаков?

— унификация

— типизация

-классификация

— оптимизация

16. Какой метод стандартизации основан на выборе оптимального числа объектов с целью приведения их к единообразию?

— оптимизация

— унификация

— систематизация

— классификация

17. Продолжите фразу: «В зависимости от сферы распространения и субъектов, их принимающих, стандарты делятся на…»:

— виды

— подвиды

— категории

— группы

18. Укажите категорию российских стандартов:

— национальные

— основополагающие

— региональные

— организации

19. Укажите аббревиатуру категории российских стандартов.

— ГОСТ

— ГОСТ Р

— ИСО

— СТО

20. Укажите аббревиатуру категории международных стандартов.

— ГОСТ

— ГОСТ Р

— ИСО

— СТО

21. Укажите аббревиатуру категории региональных стандартов.

— ГОСТ

— ГОСТ Р

— ИСО

— СТО

22. Укажите аббревиатуру категории стандартов организации.

— ГОСТ

— ГОСТ Р

— ИСО

— СТО

23. На какие классификационные группировки делятся стандарты в зависимости от объекта стандартизации?

— виды

— категории

— группы

— подгруппы

24. Какой вид стандартов устанавливает организационно-технические положения для определенной области деятельности?

— основополагающий

— на термины и определения

— на продукцию

— на услугу

25. На какие классификационные группировки делятся стандарты на продукцию?

— виды

— подвиды

— группы

— подгруппы

26. Какой общий элемент структуры стандарта является обязательным?

— введение

— наименование

— область применения

27. Какой из перечисленных нормативных документов содержит обязательные для применения требования?

— стандарт

— техническое условие

— технический регламент

— общероссийский классификатор

28. Какой принцип относится к принципам технического регулирования?

— безопасность для жизни и здоровья людей

— взаимозаменяемость технических средств

— взаимовыгодность для заинтересованных лиц

— применение единых правил установления требований к объектам

29. Какой принцип технического регулирования носит запретительный характер?

— применение единых требований к разным объектам

— ограничение конкуренции при осуществлении сертификации

— применение единых правил и методов испытаний при проведении сертификации

— внебюджетное финансирование государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов

30. Укажите срок вступления в силу технических регламентов после официального опубликования.

— не ранее 1месяца

— не ранее 3 месяцев

— не ранее 6месяцев

— не ранее 1года

31. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» подтверждение соответствия – это…

— документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям

— документальное удостоверение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

— прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту

— установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам

32. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» оценка соответствия – это…

— документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям

— документальное удостоверение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

— прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту

— установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам

33. Согласно Федеральному Закону «О техническом регулировании» форма подтверждения соответствия – это…

— определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции, процессов, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

— процедура подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов

— орган или лицо, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе

— совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом

34. Как называется обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации национальному стандарту?

— знак качества

— знак обращения на рынке

— знак отличия

— знак соответствия

35. Как называется обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов?

— знак качества

— знак обращения на рынке

— знак отличия

— знак соответствия

36. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» сертификация – это…

— документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям

— документальное удостоверение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

— прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту

— форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

37. Сертификат соответствия – это…

— документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям

— документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов

— документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

— документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям

38. Назовите формы подтверждения соответствия требованиям на добровольной основе.

— аккредитация

— декларирование соответствия

— добровольная сертификация

— знак соответствия

39. Как называется орган, признаваемый независимым от сторон, участвующих в системе сертификации?

— первая сторона

— вторая сторона

— третья сторона

— орган по сертификации

40. Как называется качественная характеристика физической величины?

— единица физической величины

— значение физической величины

— размер

— размерность

41. Как называется количественная характеристика физической величины?

— единица физической величины

— значение физической величины

— размер

— размерность

42. Как называется единица физической величины, условно принятая в качестве независимой от других физических величин?

— дольная

— производная

— кратная

— основная

43. Как называется единица физической величины, определяемая через основную единицу физической величины?

— основная

— производная

— кратная

— дольная

44. Как называется совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины?

— обнаружение

— измерение

— калибровка

— поверка

45. Какие средства измерений предназначены для воспроизведения и хранения физической величины?

— меры

— измерительные приборы

— измерительные системы

— измерительные установки

46. Как называется совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям?

— поверка

— калибровка

— аккредитация

— сертификация

47. Как называется совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений?

— аккредитация

— идентификация

— поверка

— калибровка

48. В чем состоит принципиальное отличие поверки от калибровки?

— обязательный характер

— добровольный характер

— заявительный характер

— правильного ответа нет

49. Что такое погрешность?

— минимальное изменение измеряемой величины, которое вызывает изменение выходного сигнала

— область значения шкалы, ограниченная конечным и начальным значением шкалы

— отклонение действительного результата измерений от истинного значения измеряемой величины

— разность значений величины, соответствующая двум соседним отметкам шкалы

50. Какие погрешности регламентированы нормативными документами?

— абсолютные

— относительные

— допустимые

— систематические

Критерий оценки выполнения контрольного тестирования:

«5» — 95% правильных ответов;

«4» — 75% правильных ответов;

«3» — 65% правильных ответов.

Литература

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 01.01.2001.

2. Лифиц , метрология и сертификация. М.: ЮРАЙТ, 2007.

3. , Карташова , метрология и подтверждение соответствия. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.

Государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура. Объекты стандартизации.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Наряду с законом «Об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

• описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

• требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

• максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ.

Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования — важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.

Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.

Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников.

Документы, определяющие содержание образования. Закон РФ об образовании. Характеристика учебного плана, учебной программы, учебника.

– государственные образовательные стандарты (ГОСТы)

– учебный план

– учебная программа

– учебники и учебные пособия

Содержание образования основывается на ГОСТе общего среднего образования, который отражает общественный заказ (идеал образования) вместе с реальными возможностями системы образования.

ГОСТ – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; в стандартах закрепляются цели, задачи и содержания образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. ГОСТ определяет:

1) минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников (что они должны знать, уметь и т.д. ЗУН).

На основе ГОСТов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

Учебный план – это нормативный документ, утвержденный Министерством образования РБ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и общий объём отводимого на это времени.

Выделяют следующие виды учебных планов

– базисный

– типовой (носит рекомендательный характер)

– учебный план средней школы, который определяет содержание:

а) начального образования (1-4 классы)

б) основного (базового образования) (5-9 классы)

в) среднего (полного) образования (10-11 классы).

В учебных планах РБ выделяют образовательные компоненты:

1) базовый (республиканский)

2) дифференцированный (национально-региональный)

3) школьный (учебные предметы, кроме базовых, изучение которых определяется решением педагогического совета школы с учётом пожеланий учеников и их родителей).

На базе учебных планов создаются учебные программы по каждому предмету и для каждого класса.

Учебная программа – учебный документ, утвержденный МО РБ, в котором указывается конкретное содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемый как на изучение предметов в целом, так и на каждый его раздел и тему. Виды учебных программ:

– типовые учебные программы (определяющие базовые ЗУН, систему мировоззренческих идей и общие рекомендации методического характера)

– рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении.

– авторские учебные программы, которые разрабатывают и реализуют высококвалифицированные творчески работающие педагоги.

Существует 2 способа построения учебных программ:

1) линейный – логическое построение материала, в непрерывной последовательности, без возвращения к этому материалу на последующих ступенях обучения;

2) концентрический – повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте (??изучение каких предметов строится по лин. и по конц.?)

Учебники и учебные пособия (сборники задач, решебники, хрестоматии) выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету. Они представляют собой информационную модель обучения (сценарий учебного процесса).

Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 6445;

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *