О государственно частном партнерстве

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т. д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

  • сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  • взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Для успешного выполнения программы ГЧП необходимы:

  • Политическая воля.
  • Соответствующая нормативно-правовая база.
  • Объекты со значительными первоначальными капиталовложениями и наличием долгосрочных требований к обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла.
  • Сходные по размеру проекты для сравнения расходов с затратами на организацию государственных закупок.
  • Постоянное гарантированное появление проектов, способных заинтересовать частные компании создавать технологические, инвестиционные и финансовые возможности.
  • Институциональные возможности для управления как всей программой ГЧП, так и отдельными проектами.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • государственные контракты;
  • арендные отношения;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;
  • соглашения о разделе продукции (СРП);
  • концессионные соглашения.

В России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений. Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

Контракт на управление и арендные договоры;

Контракт на эксплуатацию и обслуживание;

Концессия.

Основные типы ГЧП по состоянию на 2004 год
Сокращение Расшифровка Описание
1 *BOT Build, Operate, Transfer

(Построй-Управляй-Передай)

Концессионный механизм: создание, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству.
2 BOOT Build, Own, Operate, Transfer

(Построй-Владей-Управляй-Передай)

Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнёру
3 *BTO Build, Transfer, Operate

(Построй-Передай-Управляй)

Аналогично п. 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнёр обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла).
4 *BOO Build, Own, Operate

(Построй-Владей-Управляй)

Аналогично п. 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнёра.
5 BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer

(Построй-Управляй-Поддерживай-Передай)

Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнёра.
6 DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer

(Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай)

Аналогично п. 2, но в обязанности частного партнёра входит и проектирование объекта соглашения.
7 DBFO Design, Build, Finance, Operate

(Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй)

Акцент на обязанности частного партнёра финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнёр возмещает издержки регулярными платежами.

-* Прописаны в Российском законодательстве (по состоянию на 2012 год прописаны все указанные виды, а также иные)

Решением совета глав правительств СНГ «О межгосударственной программе сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года» в качестве приложения 4 утвержден «Словарь терминов (глоссарий) необходимых для работы с программой», в котором приводится полная расшифровка применяемых в рамках ГЧП терминов, в том числе 18 типов концессионных соглашений

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ, также с помощью ГЧП реализуются объекты IT-инфраструктуры, социальной сферы.

В России, согласно №224-ФЗ о ГЧП и №115-ФЗ о концессиях, объектами соглашений могут выступать автомобильные дороги и объекты дорожной инфраструктуры и сервиса, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, порты и аэропорты, суда (морские, речные, воздушные), объекты здравоохранения (поликлиники, стационары, центры высокотехнологичной медицины и т.д.), объекты образования, культуры, спорта, туризма (школы, детские сады, турбазы, СОК, бассейны, ледовые арены и т.д.). Также к объектам соглашений относят сооружения, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, объекты благоустройства территорий; после принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ объекты размещение твердых коммунальных отходов выделены в отдельную категория. Метрополитен не может рассматриваться как объект ГЧП-соглашений, но входит в перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения.

Федеральным законом от 29.06.2018 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» IT-объекты были добавлены в перечень объектов соглашений, благодаря чему появилась возможность реализации проектов в сфере IT как в формате соглашений о ГЧП, так и в формате концессионных соглашений.

Государственно-частное партнёрство в России

Вступает в силу 1 января 2016 г. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением статьи 46, которая вступила в силу 14 июля 2015 г.).

В России понятие ГЧП впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах». К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу ГЧП также Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (предоставление бизнесу льгот на определенной территории – тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее, все эти нормативно-правовые акты покрывают далеко не все возможные формы ГЧП.

Из вышеобозначенных типов ГЧП в Российском законодательстве закреплены лишь три (BOT, BTO, BOO). Тем не менее, ГЧП в России работает и без проработанной законодательной базы: на начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 таких проектов.

Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается ещё с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только к июню 2012 года. Вторая версия закона появилась уже через 4 месяца. 13 марта 2013 года Правительство внесло в Госдуму уже третий вариант законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». В предыдущих редакциях из сферы применения закона были исключены объекты ЖКХ и оборонного значения. Сейчас таких ограничений не будет. Из нововведений также отмечается введение единого конкурса на весь проект ГЧП (вместо раздельных на каждый вид работ), а также, наоборот, отмена конкурса на передачу земельных участков, необходимых для строительства объекта ГЧП. Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. 26 апреля 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации», определяющий основы государственно-частного партнёрства. Однако Россия уже заключила целый ряд международных договоров которыми предусмотрены принципы частно-государственного партнёрства, а в соответствии с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции РФ такие положения имеют приоритет над российскими законами.

Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства. Не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательства Владимира Путина.

В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Дирекция ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.

В мировой практике специализированные негосударственные организации, занимающиеся методическим сопровождением проектов ГЧП и развитием рынка инфраструктурных инвестиций в целом, появились в начале 2000-х. Первой можно считать Partnerships UK в Великобритании, затем аналогичные центры возникли в ЮАР, Австралии (штат Виктория) и т. д. Предшествовали появлению центров развития ГЧП государственные структуры, которые осуществляли функции методического сопровождения и разработки первичной нормативной базы в сфере ГЧП. Большинство центров развития ГЧП отвечают за разработку технико-экономического обоснования и составление планов реализации проектов ГЧП, а также занимаются последующим консультационным сопровождением ГЧП-проектов. Некоторые центры, например, Parpublica и Partnerships BC помогают министерствам в разработке бизнес-планов и проведение анализа “цена-качество”. Другие, например, MAPPP, Paptnerships SA и South Africa PPP Unit занимаются исключительно анализом документов и технико-экономических обоснований к проектам ГЧП, написанных государственными организациями.

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден Центр развития государственно-частного партнёрства. Центр развития ГЧП издает электронный журнал «Государственно-частное партнёрство в России», учредил первый ГЧП-институт, активно участвует в законодательной и иной деятельности по становлению и совершенствованию государственно-частного партнёрства в России.

В № 1 «ГЧП-журнала» (февраль 2013) был опубликован рейтинг «ГЧП-старт», характеризующий готовность субъектов РФ к строительству объектов публичной инфраструктуры с привлечением частных инвесторов на принципах ГЧП. Под «готовностью субъекта РФ к реализации проектов ГЧП» понимается выполнение ряда условий, обеспечивающих благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.

Рейтинг регионов РФ (февраль 2013)

Название субъекта РФ Федеральный округ Значение Рейтинга
1 Санкт-Петербург СЗФО 7,8
2 Татарстан ПФО 6,6
3 Воронежская область ЦФО 6,5
4 Ярославская область ЦФО 6,3
5 Тульская область ЦФО 6,1
6 Белгородская область ЦФО 5,9
7 Нижегородская область ПФО 5,7
8 Вологодская область СЗФО 5,6
9 Калужская область ЦФО 5,6
10 Новосибирская область СФО 5,5
11 Ростовская область ЮФО 5,5
12 Свердловская область УрФО 5,5
13 Москва ЦФО 5,5
14 Красноярский край СФО 5,4
15 Краснодарский край ЮФО 5,4
16 Кировская область ПФО 5,3
17 Ульяновская область ПФО 5,3
18 Ленинградская область СЗФО 5,0
19 Карелия СЗФО 4,9
20 Липецкая область ЦФО 4,9
21 Московская область ЦФО 4,9
22 Рязанская область ЦФО 4,7
23 Омская область СФО 4,7
24 Ханты-Мансийский автономный округ УрФО 4,7
25 Самарская область ЦФО 4,6
26 Пензенская область ЦФО 4,6
27 Удмуртия ПФО 4,5
28 Иркутская область СФО 4,5
29 Республика Коми СЗФО 4,5
30 Волгоградская область ЮФО 4,4
31 Томская область СФО 4,4
32 Ивановская область ЦФО 4,3
33 Тамбовская область ЦФО 4,3
34 Чувашия ПФО 4,2
35 Ставропольский край СКФО 4,1
36 Астраханская область ЮФО 4,1
37 Алтайский край СФО 4,1
38 Кемеровская область СФО 4,0
39 Оренбургская область УрФО 4,0
40 Ямало-Ненецкий автономный округ УрФО 4,0
41 Костромская область ЦФО 3,9
42 Курская область ЦФО 3,9
43 Мурманская область СЗФО 3,8
44 Марий Эл ПФО 3,6
45 Тверская область ЦФО 3,6
46 Челябинская область УрФО 3,5
47 Республика Саха ДФО 3,2
48 Хакасия СФО 3,1
49 Смоленская область ЦФО 3,1
50 Забайкальский край ДФО 3,0
51 Башкортостан ПФО 2,8
52 Республика Алтай СФО 2,7
53 Курганская область УрФО 2,6
54 Брянская область ЦФО 2,5
55 Бурятия СФО 2,4
56 Пермский край УрФО 2,4
57 Калмыкия ЮФО 2,0
58 Чечня СКФО 2,0
59 Ингушетия СКФО 1,9
60 Владимирская область ЦФО 1,8
61 Кабардино-Балкария СКФО 1,7
62 Калининградская область СЗФО 1,7
63 Камчатский край ДФО 1,4
64 Архангельская область СЗФО 1,3
65 Тюменская область УрФО 1,3
66 Орловская область ЦФО 1,2
67 Хабаровский край ДФО 1,2
68 Саратовская область ПФО 1,1
69 Амурская область ДФО 1,1
70 Дагестан СКФО 1,1
71 Еврейская автономная область ДФО 0,9
72 Мордовия ПФО 0,9
73 Новгородская область СЗФО 0,8
74 Псковская область ЦФО 0,8
75 Тыва СФО 0,7
76 Ненецкий автономный округ СЗФО 0,6
77 Магаданская область ДФО 0,3
78 Адыгея ЮФО 0,2
79 Северная Осетия СКФО 0,2
80 Карачаево-Черкесия СКФО 0,0
81 Приморский край ДФО 0,0
82 Сахалинская область ДФО 0,0
83 Чукотский автономный округ ДФО 0,0

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А. Чичканова: «Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами».

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнёрства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнёрств в Санкт-Петербурге (недоступная ссылка)».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путём участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнёрстве (недоступная ссылка)»
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах» (недоступная ссылка)».

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твёрдых бытовых отходов в п. Янино (недоступная ссылка) Также ведётся предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО «Управляющая компания «Перемена». В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Государственно-частное партнёрство в Москве

С 2015 года Москва занимает первое место в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, который составляется Национальным Центром ГЧП при поддержке Минэкономразвития России. При его формировании оценивается инвестиционная привлекательность регионов, развитие нормативной базы и институциональной среды в сфере ГЧП, а также опыт реализации конкретных проектов.

Проекты ГЧП в Москве

С 2013 по 2016 год в Москве на условиях ГЧП заключены контракты на сумму около 700 млрд руб.

В Москве реализуются крупные инфраструктурные проекты на условиях ГЧП, в том числе в сфере дорожно-транспортного строительства. Примером такого проекта является строительство Северного дублера Кутузовского проспекта – высокоскоростной магистрали, протяженностью 11 километров от МКАД до ММДЦ «Москва-Сити». Проект реализуется в форме концессии.

В Москве реализуются проекты ГЧП с участием малого и среднего предпринимательства. Рядом нормативных актов Правительства Москвы предусмотрена возможность получить здание или помещение в рамках программы льготной аренды городской недвижимости с инвестиционными обязательствами. По правилам программы, инвестор переходит на льготную ставку аренды 1 рубль за квадратный метр в год после реконструкции и оснащения помещения за счет собственных средств. В здравоохранении это проект «Доктор рядом», направленный на открытие частных клиник общей врачебной практики. В образовании инвесторам предлагается взять в аренду здание под создание частных детских садов и школ на льготных условиях. Аналогичный механизм применяется и в отношении объектов культурного наследия Москвы.

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве» — закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найти на украиноязычной странице

Примечания

  1. Кашин Сергей. Британия на хозрасчёте. // Секрет фирмы. — 2005. — № 30(117).
  2. 1 2 Амунц Д. М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 12. — С. 16-24.
  3. Йескомб, 2015, с. 66.
  4. 1 2 Гагарин П.А., Двинянин Е.А. Государственно-частное партнёрство как инструмент реализации масштабных проектов. Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  5. КонсультантПлюс.
  6. Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения 30 мая 2019.
  7. 1 2 Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах. Дата обращения 4 августа 2008. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  8. Геворкян, Арфи; Литвинова, Анастасия. Правительство одобрило закон о государственно-частном партнёрстве. Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  9. Федеральный закон «О Концессионных Соглашениях». Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 19 октября 2015 года.
  10. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 19 октября 2015 года.
  11. Список проектов ГЧП на сайте «Инфраструктура и Государственно-частное парнтерство в России». Дата обращения 27 марта 2013.
  12. Проект федерального закона «О государственно-частном партнёрстве» (разработчик проекта акта: Минэкономразвития России) (22 июня 2012). Дата обращения 27 марта 2013.
  13. Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнёрства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (8 ноября 2012). Дата обращения 27 марта 2013.
  14. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации» (15 марта 2013). Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  15. Лютова, Маргарита Частники смогут заниматься оборонными проектами вместе с государством. Ведомости (11 марта 2013). Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  16. Подробнее о разработке федерального закона о ГЧП см. Совфед инициирует разработку федерального закона о государственно-частном партнёрстве (2008). Дата обращения 4 августа 2008. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  17. Банковская система России и долгосрочные ресурсы. Интерфакс ЦЭА. Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  18. ЗСД придаст Северо-Западу новое дыхание – Путин. ИА «Балтинфо» (30 декабря 2011). Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  19. Подробнее о Дирекции ГЧП см. В 2009 году в рамках программы «Диалоги» партии «Единая Россия» был учрежден Центр развития государственно-частного партнёрства, Наблюдательный совет которого возглавил Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. Подробнее см.www.pppcenter.ru Центр ГЧП Внешэкономбанка (недоступная ссылка) (2008). Дата обращения 27 января 2009. Архивировано 7 мая 2009 года.
  20. Зачем в мире создают центры развития ГЧП
  21. Рейтинг Регионов. «Государственно-частное партнёрство в России», #1 (февраль 2013) (1 февраля 2013). Дата обращения 28 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.

Ссылки

  • ГЧП.РФ — ГЧП в России — просто о сложном
  • Национальный Центр ГЧП
  • Платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»
  • Первый в России журнал о ГЧП
  • Институт партнёрства публично-частного (ИППЧ) Польша
  • Концессионные договоры на предоставление услуг: первый опыт применения, КПМГ, 2007 г. (недоступная ссылка с 24-05-2013 — история, копия)
  • Не в дружбу, а в госслужбу
  • Государственно-частное партнёрство как форма отношений власти и бизнеса в России
  • Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать. (недоступная ссылка с 24-05-2013 — история, копия)
  • ГЧП: Особые экономические зоны
  • О чем молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнёрства в Центральной и Восточной Европе (недоступная ссылка)
  • Государство и бизнес. Российская коммуникационная система.
  • Государственно-частное партнёрство в России.
  • Государственно-частное партнёрство в на сайте Санкт-Петербурга.
  • Раздел про ГЧП на сайте Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • государственные контракты;
  • арендные отношения;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;
  • соглашения о разделе продукции (СРП);
  • концессионные соглашения.

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

  • Инвестиционный фонд;
  • Банк развития;
  • другие государственные корпорации;
  • особые экономические зоны;
  • Российская венчурная компания;
  • концессии.

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: «Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами».

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»».

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО «Управляющая компания «Перемена». В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды
  • ГЧП, Госинвестиции, Внебюджетное финансирование: Международный информационно-аналитический портал «Госинвестор.ру»
  • Центр развития государственно-частного партнерства в России
  • Информационный портал ГЧПinfo: Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России
  • Государственно-частное партнерство в России: информационно-аналитический портал
  • Институт партнёрства публично-частного (ИППЧ) Польша
  • Исследование:Финансовая жизнеспособность и приемлемость моделей внебюджетного финансирования инфраструктуры, КПМГ, 2006 г.
  • Концессионные договоры на предоставление услуг: первый опыт применения, КПМГ, 2007 г.
  • Не в дружбу, а в госслужбу
  • Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
  • Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать.
  • Исторические формы ГЧП: мытарство, откупа, концессии. ГЧП в Российской империи.
  • ГЧП: Особые экономические зоны
  • О чем молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнерства в Центральной и Восточной Европе
  • Государство и бизнес. Российская коммуникационная система.
  • Государственно-частное партнерство в России.
  • Государственно-частное партнерство в на сайте Санкт-Петербурга.
  • Раздел про ГЧП на сайте Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.
  1. Кашин Сергей. Британия на хозрасчёте. // Секрет фирмы. — 2005. — № 30(117).
  2. 1 2 Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — №12. — С. 16-24.
  3. Кашин Сергей. Не в дружбу, а в госслужбу. // Секрет фирмы. — 2005. — № 30(117).
  4. Подробнее о разработке федерального закона о ГЧП см. Совфед инициирует разработку федерального закона о государственно-частном партнёрстве (2008). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 4 августа 2008.
  5. Подробнее о Центре ГЧП см. В 2009 году в рамках программы «Диалоги» партии «Единая Россия» был учрежден Центр развития государственно-частного партнерства, Наблюдательный совет которого возглавил Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. Подробнее см.www.pppcenter.ru Центр ГЧП Внешэкономбанка (2008).(недоступная ссылка — история) Проверено 27 января 2009.

Государственно-частные предприятия

Главная » Предпринимателю » Государственно-частные предприятия


Вернуться назад на Государственное предприятие
Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Особенную актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир Путин, открывая совещание в Новомосковске назвал «Государственно-частное партнерство — основой посткризисного развития регионов».
Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом английского термина «public-private partnership» (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии. Во Франции такой опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован еще в 1552 году при постройке канала по концессионному принципу. В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. фунтов стерлингов, а в течение следующих трех лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. фунтов стерлингов. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
По данным Национального совета по частно-государственной кооперации, в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование и др.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении.
В этой связи, представляется целесообразным изучение нормативного правового регулирования государственно-частного партнерства в зарубежных государствах, в которых данный вид партнерства уже давно служит эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов.
В отличие от большинства зарубежных государств, в России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Хотя результаты такого партнерства уже можно наблюдать. Более того, сам термин «государственно-частное партнерство» все чаще стал встречаться в СМИ и сети Интернет. Все чаще с участием экспертов, аналитиков, ученых, представителей органов государственной власти проходят общественные слушания, научные семинары и круглые столы, посвященные выработке предложений по развитию государственно-частного партнерства в России. В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП, при министерствах, Государственной Думе созданы экспертные советы по ГЧП, реализуются проекты с применением институтов ГЧП.
В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно назвать:
— договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ;
— Федеральный закон N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
— Федеральный закон N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
— Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
— Федеральный закон N 82-ФЗ «О банке развития»;
— Федеральные законы об иных государственных корпорациях: «Роснанотех», ЖКХ, «Олимпстрой»;
— Постановление Правительства РФ N 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания»;
— Постановление Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ;
— Постановление Правительства РФ N 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».
Соответственно действующее российское законодательство предлагает набор инструментов, которые можно применять в проектах, реализуемых на основе ГЧП, это: Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны, концессии, Российская венчурная компания, ФЦП/ФАИП, региональные фонды развития, государственные корпорации (к примеру, Внешэкономбанк). Широкое применение инструментов ГЧП в России только подтверждает актуальность данного явления для российской экономики в существующих условиях и, следовательно, установления его легального определения.
Однако до сих пор на федеральном уровне нет общепринятого правового определения понятия ГЧП, хотя оно и применяется в различных нормативных правовых актах. Региональное законодательство в вопросе о ГЧП продвинулось дальше. В 6 субъектах РФ приняты законы о ГЧП (Санкт-Петербурге, Томской области, Дагестане, Горном Алтае), в некоторых из них закреплено понятие ГЧП и его формы. Однако единообразного определения понятия ГЧП также нет. При этом важно отметить, что и среди специалистов до сих пор нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Так, например, в литературе под государственно-частным партнерством нередко понимается так называемая «складчина» государства и бизнеса, некий «институциональный и организационный альянс» в целях реализации общественно значимых проектов и программ. Также пропагандируются под видом ГЧП, такие модели как: социальная ответственность бизнеса, благотворительность, субсидии частному бизнесу и даже приватизация. Таким образом, нетрудно отметить, что каждый участник отношений в сфере ГЧП вкладывает свой смысл в понятие ГЧП, что, прежде всего, связано с отсутствием общепризнанного определения, что представляет собой ГЧП с точки зрения права.
Такой разнобой точек зрения на определение понятия государственно-частного партнерства на наш взгляд, также вызван тем фактом, что в России только формируется практика и методология ГЧП. Тем не менее, по нашему убеждению, определение понятия ГЧП является необходимым условием становления и развития данного института. Важность правильного и четкого определения понятия ГЧП обусловливается, прежде всего, необходимостью выработки и законодательного закрепления единой правовой категории, в целях исключения разногласий, которые могут возникнуть в процессе реализации проектов на основе ГЧП. Еще Конфуций говорил: «Если понятия не соответствуют действительности, не соответствуют действительности слова, и если слова не соответствуют действительности, мы не понимаем друг друга».
В настоящее время, глубоко не вдаваясь в терминологический характер словосочетаний общественно-частное партнерство или частно-государственное партнерство, отметим, что есть несколько подходов к пониманию ГЧП.
Условно ГЧП понимают в широком и узком смыслах. В широком смысле под ГЧП подразумевается любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке.
В узком смысле под государственно-частным партнёрством понимается – взаимодействие бизнеса и власти в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосударственное значение.
Рассмотрим основные признаки государственно-частного партнерства:
1. сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
2. взаимодействие сторон в ГЧП имеет юридическую основу;
3. взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обоих сторон;
4. ГЧП применяется при реализации проектов, имеющих существенную общественно-государственную значимость. ГЧП-проекты — это, прежде всего реализация публичных интересов. Совместные цели и интересы обоих партнеров координируются на основе общегосударственных общественно-полезных целей;
5. в процессе реализации проектов на основе ГЧП, объединяются усилия сторон;
6. финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически.
На основе этих признаков можно предложить следующее определение понятия ГЧП, которое представляется возможным рассматривать в качестве основы для законодательного закрепления понятия ГЧП.
ГЧП — это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.
Не менее важным и дискуссионным вопросом, является вопрос о необходимости принятия комплексного законодательного акта о ГЧП на федеральном уровне. В настоящее время до сих пор среди специалистов нет единства в вопросе о необходимости принятия указанного закона.
По разбросу мнений, ученых и практиков можно условно разделить на две основные категории: сторонников принятия закон «Об участии органов государственной власти и местного самоуправления в ГЧП» (А.В. Баженов, И.Л. Иванов, И.А. Мартышко и др.) и их оппонентов (О.В. Ревзина, М.Г. Минскова) некоторые из которых считают, что в принципе вообще можно обойтись без разработки отраслевого законодательства в сфере ГЧП (Д.Царев, А.Иванюк).
Основной аргумент оппонентов принятия закона о ГЧП, заключается в том, что, по мнению указанной группы авторов, действующее законодательство является достаточным для регулирования отдельных форм ГЧП и целесообразнее сконцентрировать внимание на внесении изменений в действующие нормативные правовые акты. «В то же время, — пишут О.В. Ревзина, М.Г. Минскова, — любые ошибки, допущенные при определении предмета регулирования федерального закона о ГЧП, могут повлечь за собой ухудшение правовых условий для реализации ГЧП-проектов в России». По мнению Д.Царева, А.Иванюка, «отсутствует необходимость специального регулирования отношений в сфере ГЧП, в том числе принятия отдельных законов как по отдельным институтам (формам) ГЧП, так и по ГЧП в целом. К сожалению, именно по этому направлению пошел российский законодатель.
В настоящее время действуют Федеральные законы N 94-ФЗ, 115-ФЗ, отдельные федеральные законы по созданию государственных корпораций в различных областях. Иными словами, наш законодатель не кодифицирует законодательство, а, наоборот, создает разрозненные нормативные правовые акты. Такой подход представляется нецелесообразным и вряд ли внесет ясность в регулирование отношений в сфере ГЧП. Велика вероятность того, что возникнут коллизия и конкуренция правовых норм». По мнению авторов, положения о концессионных соглашениях могли бы быть включены во вторую часть ГК РФ, посвященную отдельным видам договоров. «Целесообразно было бы разработать ряд договоров, отражающих специфику отношений в сфере ГЧП, и дополнить ими ГК РФ – пишут Д.Царев, А.Иванюк, — В отдельных случаях уже определенные во второй части ГК РФ договоры могут быть дополнены положениями, устанавливающими особенности применения таких договоров в рамках ГЧП».
Рассмотрим аргументы сторонников закона о ГЧП. «Опираясь на опыт реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства в г. Санкт-Петербурге, — пишет И.А. Мартышко, — с такой точкой зрения нельзя согласиться. Существующий в настоящее время в федеральном законодательстве пробел в области ГЧП оставляет нерешенным множество вопросов, в том числе и такие как статус органов исполнительной власти, как партнеров в ГЧП, пределы распространения действия Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на правоотношения участников государственно-частных партнерств, которые по своей юридической природе, по существу находятся за пределами действия указанного федерального закона, а также различные вопросы, связанные с подготовкой конкурсной документации и проведения конкурсов».
Таким образом, одним из основных аргументов сторонников принятия закона о ГЧП, является несовершенство и недостаточность действующего российского законодательства, в том числе:
«а) недостаточное регулирование в отраслевых законах партнерских отношений органов публичной власти и бизнес-структур, за исключением соглашений о социальном партнерстве, не позволяет четко определять содержание и сферы их применения. Это затрудняет разграничение отдельных видов соглашений как между собой (что не позволяет сформировать их эффективное правовое регулирование), так и с соглашениями, запрещенными антимонопольным законодательством;
б) договоры и соглашения о партнерстве органов публичной власти с бизнес-структурами в публично-правовой сфере (о сотрудничестве в сфере строительства и др., о передаче отдельных государственных (муниципальных) полномочий и т.д.) законодательством не предусмотрены;
в) отсутствие на законодательном уровне четких ориентиров отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами публичной власти и бизнес-структурами договоров и соглашений публично-правового характера, не позволяет устанавливать взаимоотношения долгосрочного характера;
г) отсутствие в статусных правовых актах положений о полномочиях органов исполнительной власти устанавливать с бизнес-структурами партнерские взаимоотношения не позволяет определить последовательность совершения административных действий при организации и осуществлении государственно-частных партнерств».
По мнению сторонников закона о ГЧП, предметом регулирования такого закона могут стать следующие вопросы:
• Организация специальной процедуры выбора частного инвестора для заключения контракта ГЧП;
• Обеспечение исполнения обязательств органов власти, принимаемых в рамках контракта ГЧП, в сфере экономического регулирования;
• Приоритет обязательств органов власти, принятых по контракту ГЧП в рамках соответствующей процедуры, для использования в качестве расходных обязательств в бюджете при наступлении случаев, предусмотренных контрактом.
По мнению Х.М. Салихова, «системообразующий нормативный акт мог бы обеспечить максимальную легитимность действий органов власти в области ГЧП, в частности, по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и открытым для нормативного регулирования или практической реализации субъектами Федерации, а также обеспечил бы судебную защиту соглашениям, заключенным на его основе».
Представляется, что аргументы сторонников закона о ГЧП являются более обоснованными, прежде всего, потому, что развитие ГЧП в России должно опираться, на единую нормативную базу, позволяющую участникам проекта, как властям, так и бизнесу, при реализации совместных проектов взаимодействовать в рамках единого правового поля и «играть» по одним правилам. Кроме того, принятие закона, позволит определить понятийный аппарат ГЧП, а также принципы, механизмы и основные формы ГЧП, сформировать общий подход к реализации проектов на основе ГЧП, а также законодательно регламентировать обязательства сторон и гарантии для частных инвесторов при возникновении различного рода рисков. Принятие закона также могло бы стать положительным сигналом для иностранных инвесторов, которые больше всего опасаются рисков, связанных именно с обязательствами партнера в лице государства.
При этом следует согласиться с А.А. Зверевым, что помимо наличия четкого законодательства о ГЧП, необходимо иметь институциональную инфраструктуру для обеспечения функционирования ГЧП на практике. Автор отмечает, что «для использования различных моделей и обеспечения гибкости, позволяющей изыскивать и оценивать альтернативные подходы, необходимо создать специализированное подразделение ГЧП, в целях обобщения опыта с делегированием ему некоторых полномочий – некоего, «мозгового координирующего центра», который занимался бы подбором проектов, их оценкой и подготовкой в практической плоскости.
Именно для решения этих задач в рамках Программы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Диалоги…» и при поддержке Ассоциации молодых предпринимателей России был создан Центр развития ГЧП.
В заключение отметим, что ГЧП можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов достижения поступательного экономического развития страны. В России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Практика с их использованием находится только в начале своего пути. Вместе с тем, уже сейчас понятно, что качественно реализовать глобальные инфраструктурные проекты, силами исключительно государства либо бизнеса не представляется возможным.
Достичь конкретных результатов высокого качества возможно только при сбалансированной инвестиционной политике в сочетании с сильными сторонами государственного и частного секторов. Поэтому с нашей точки зрения представляется целесообразным, что одним из направлений современной инвестиционной политики должна стать разработка в ближайшем будущем концепции развития в Российской Федерации государственно-частного партнерства, включающей в себя, в том числе единую методологию его организации и осуществления.

Коммерческое предприятие
Малые предприятия
Несостоятельность предприятий
Стратегия предприятия
Унитарное предприятие

| | Вверх

Численность стран, где в разных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно возрастает. Во многих государствах Европы, Азии, Латинской Америки был осуществлен ряд мероприятий по поддержке механизмов такого партнерства. Это было вызвано, с одной стороны, ростом требований к общественным услугам и инфраструктуре, а с другой – ограниченностью государственных бюджетов.

Подходы к определению государственно-частного партнерства

«Законодателем мод» в государственно-частном партнерстве (ГЧП) является Великобритания, где в 1992 г. была создана Частная финансовая инициатива, основанная на договорах концессии и которая значительно повлияла на региональное развитие. По ее общей схеме частный сектор проектирует, строит, финансирует и эксплуатирует активы в соответствии со спецификациями представителей государственного сектора.

Механизм государственно-частного партнерства предусматривает, что государство является заказчиком услуг. Именно оно определяет условия такого сотрудничества, создает возможности принятия управленческих решений для частного сектора, а также осуществляет постоянный мониторинг, при этом объект инвестирования остается в государственной собственности. Совместно начатый проект реализуется в конкурентной среде, которая создает стимул к внедрению инноваций в проект и приводит к эффективному и качественному предоставлению конечных услуг.

Однозначное толкование понятия «государственно-частное партнерство» в рамках современных подходов, равно как и общепризнанная классификация его форм, отсутствует в зарубежном и российском законодательстве, в литературе, посвященной вопросам государственно-частного партнерства .

Развитые зарубежные страны в понятие государственно-частного партнерства вкладывают различные варианты осуществления проектов, широкий спектр бизнес-моделей и отношений использования ресурсов частного сектора (капитал, ноу-хау, опыт менеджеров) для удовлетворения общественных нужд (дороги, парки, связь, недвижимость и т.п.) .

В настоящее время существует несколько научно-методических подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство». Так, Всемирный банк рассматривает ГЧП как договоренность между государственным и частным сектором в вопросе производства, а также предоставления инфраструктурных услуг, которые необходимы для цели притяжения дополнительного финансирования и, самое главное, как возможность увеличения результативности государственных вложений.

В российской литературе термин «государственно-частное партнерство» применяется, исходя из четкого определения ведущей роли государства, учитывая менталитет и главенствующую роль органов государственной власти. Вместе с тем надо подчеркнуть, что именно государство является инициатором многих проектов ГЧП.

По мнению автора, ГЧП – это форма взаимоотношений между государством или органами местного самоуправления и частными партнерами, которые оформляются в виде договора, предусматривают реализацию и совместное финансирование общественно значимых проектов на долгосрочной основе и распределение рисков, ответственности и вознаграждений.

Основные направления проектов ГЧП

Во многих странах мира институту государственно-частного партнерства, который внедряет общественно значимые проекты, отводятся следующие роли в системе экономических взаимоотношений государства :

– формирование общих инвестиционных ресурсов государственного и частного секторов для достижения общественно значимых результатов;

– повышение эффективности использования объектов государственной собственности на основе предпринимательской мотивации;

– создание новых методов управления;

– создание добавленной стоимости для потребителей и общества в целом;

– объективное определение нужд рынка;

– оптимальное использование ресурсов.

Большинство проектов ГЧП направлены на развитие инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг. На рисунке 1 представлены основные направления проектов, которые реализуются через механизмы государственно-частного партнерства.

Рисунок 1. Основные направления проектов, которые реализуются через ГЧП (источник – составлен автором)

На рисунке 2 изображена принципиальная схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Рисунок 2. Схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов (источник – составлен автором)

Классификация типов проектов

В зависимости от характера задач, которые решаются с помощью механизмов государственно-частного партнерства, выделяют несколько типов таких проектов, признанных в мировой практике:

– Строй-обладай-эксплуатируй (Build-Own-Operate) – частный партнер строит и эксплуатирует объемы или оказывает услуги без передачи права собственности государственному сектору;

– Строй-эксплуатируй-передавай (Build-Operate-Transfer) – частный партнер строит объекты в соответствии со спецификацией, согласованной с государственным агентством, эксплуатирует их на протяжении определенного периода времени и затем передает государству;

– Покупай-строй-эксплуатируй (Buy-Build-Operate) – правительство продает существующий объект предприятию частного сектора, которое затем производит обновление или расширение, необходимые для его эффективной эксплуатации с точки зрения затрат;

– Проектируй-строй-эксплуатируй (Design-Build-Operate) – приватный партнер проектирует, строит и эксплуатирует государственные объекты с правом собственности в государственном секторе;

– Строй-развивай-эксплуатируй (Build-Develop-Operate) – приватный партнер берет в лизинг или покупает существующий объект у государственного агентства, инвестирует собственный капитал для обновления, модернизации, затем эксплуатирует по договоренности с правительством.

Таким образом, существуют государственно-частные партнерства, в которых, во-первых, сотрудничество между государственным и частным сектором базируется исключительно на контрактных связях, а во-вторых – сотрудничество между государственным и частным секторами предусматривается в рамках определенного владения.

Формы и инструменты ГЧП

Вопрос классификации форм государственно-частного партнерства в научной литературе является спорным. В зарубежной и отечественной литературе существует множество классификаций форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере.

В мировой практике классификации моделей государственно-частного партнерства принято выделять следующие его формы :

– контракты как административный договор между органом местного самоуправления и частным партнером на осуществление общественно необходимых видов деятельности;

– аренда, которая в зависимости от определенных договором условий может предусматривать выкуп государственного или муниципального имущества;

– концессия, которая предусматривает предоставление государством права частному партнеру на протяжении определенного времени выполнять обусловленные договором функции и наделяет его соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного функционирования объекта концессии; концессия всегда предусматривает возвращение предмета договора государственному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером;

– соглашения о распределении продукции являются подобными концессионным договорам, но в отличие от них предусматривают распределение произведенной концессионером продукции между государственным и частным партнером;

– договоры об общей деятельности, в рамках которых государство принимает постоянное участие в административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности созданного общего предприятия в зависимости от доли в уставном или акционерном капитале.

Российским законодательством предусмотрены следующие формы государственно-частного партнерства:

– контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставки продукции для государственных нужд;

– аренда;

– лизинг;

– соглашения о разделе продукции;

– использование средств Инвестиционного фонда РФ;

– создание особых экономических зон;

– создание совместных государственно-частных предприятий;

– концессия;

– технопарки.

Сущность форм государственно-частного партнерства и инструменты его реализации в Российской Федерации представлены в таблице.

Таблица. Сущность форм ГЧП и инструменты его реализации: опыт России

Инструменты

Сущность

1. Особые экономические зоны:

промышленно-производственные, технические, туристско-рекреационные, портовые

Создание полюсов роста на определенных обозначенных территориях за счет притяжения финансирования

на выгодных условиях.

2. Инвестиционный фонд Российской Федерации

Содействие в реализации инвестиционных проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях государственно-частного партнерства на конкурсной основе.

3. Концессия

Передача объекту государственной или коммунальной собственности для строительства, модернизации, реконструкции и эксплуатации управление, обслуживание коммерческой организации на закрепленных в договоре условиях.

4. Национальные проекты

Целевая и адресная поддержка развития ключевых направлений: обеспечение жильем, здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс.

5. Формирование интегрированных структур

Создание или расширение холдингов и других интегрированных структур, которые включают несколько предприятий в одной или сопредельных областях.

(источник – составлена автором)

Выводы

Таким образом, развитие таких видов деятельности ГЧП, как создание экономических зон со специальным статусом, формирование инвестиционных фондов, применение инструментов концессии, осуществление целевой и адресной поддержки приоритетных направлений развития и создание интегрированных структур в виде холдингов даст возможность осуществлять взаимоотношения между государством и частным сектором на долгосрочной основе. Это будет способствовать привлечению инвестиций в страну, даст возможность дополнительного финансирования, повысит эффективность государственных вложений.

Механизмы реализации государственно-частного партнерства

Наиболее распространены такие механизмы партнерства, как ВОТ, BOOT,ВТО,ВОО,ВОМТ.

  • 1. ВОТ (Build, Operate, Transfer — строительство — эксплуата- ция/управление -передача). Этот механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного дтя окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство. Модификацией данной схемы является ROT (Rehabilitate, Operate, Transfer — реконструкция — управление — передача), которая предусматривает реконструкцию уже существующего объекта.
  • 2. BOOT (Build, Own, Operate, Transfer — строительство — владение -эксплуатация/управление — передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти.
  • 3. ВТО (Build, Transfer, Operate — строительство — передача — эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.
  • 4. BOO (Build, Own, Operate — строительство — владение — эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.
  • 5. ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer — строительство — эксплуатация/управление — обслуживание — передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.

Первым официальным документом в Российской Федерации, в котором были даны основные понятия государственно-частного партнерства и план развития механизмов ГЧП, стала Программа экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).

В соответствии Программой приоритетными направлениями ГЧП должны были стать:

  • — производственная и транспортная инфраструктура (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов);
  • — жилищно-коммунальное хозяйство;
  • — финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры;
  • — профессиональное образование и система переподготовки кадров;
  • — здравоохранение и социальные услуги;
  • — информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса в соответствии с Программой должны были стать:

  • — особые экономические зоны;
  • — концессионные соглашения;
  • — государственные институты развития, в том числе Инвестиционный фонд Российской Федерации и банки развития (Внешэкономбанк и т. п.);
  • — инновационная инфраструктура, в том числе технико-внедренческие парки, производственные кластеры;
  • — венчурные инновационные фонды, финансирующие высокотехнологичные и наукоемкие проекты;
  • — лизинг.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации в 2008 г., отмечалось, что развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве одного из основных приоритетов социальной и экономической политики.

При этом на федеральном уровне юридически пока не закреплено понятие государственно-частного партнерства, хотя оно и широко применяется в различных нормативных актах, в частности в Бюджетном кодексе Российской Федерации и ряде федеральных целевых программ. При этом в этих документах речь идет лишь об осуществлении деятельности «на основе принципов государственно-частного партнерства».

На региональном уровне отдельные нормативно-правовые акты закрепляют понятие ГЧП, его формы, порядок и условия участия субъекта в государственно-частных партнерствах. Вместе с тем ввиду отсутствия модельного закона нет единообразия в определениях. Законы субъектов, регулирующие правоотношения в сфере ГЧП, неоднородны по структуре, в них существенно различаются условия вступления региона в государственно-частные партнерства, во многих не прописаны гарантии и распределение рисков, что мешает широкому распространению ГЧП.

На федеральном уровне создана определенная правовая база, регламентирующая отдельные участки государственно-частного партнерства. Основными нормативными правовыми актами в данной сфере являются:

  • — Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • — Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации;
  • — федеральные законы, регламентирующие создание и деятельность государственных корпораций;
  • — Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» и др.

Таким образом, основными формами осуществления государственно-частного партнерства в РФ являются: использование средств инвестиционного фонда РФ, концессионные соглашения, свободные экономические зоны и государственные корпорации.

Согласно российскому закону предметами концессионного соглашения могут быть автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, морские и речные суда, аэродромы, гидротехнические и электротехнические сооружения, метрополитен и общественный транспорт, объекты ЖКХ, здравоохранения, социально-культурного и социально-бытового назначения.

К настоящему моменту на территории России созданы две ОЭЗ промышленно-производственного типа, четыре технико-внедренческие ОЭЗ и семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа и инновационный центр «Сколково». В качестве резидентов в них зарегистрировано более 200 компаний. Данные компании получают налоговые льготы: для них снижена ставка налога на прибыль, они освобождаются на длительные сроки от уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество. В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, действует режим свободной таможенной зоны — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Однако в результате ненадлежащего управления особыми экономическими зонами, несвоевременного заключения Минэкономразвития России дополнительных соглашений по их развитию, а также пассивности органов исполнительной власти субъектов РФ указанные проекты весьма медленно развиваются и имеютнизкий социально-экономический эффект.

В настоящее время существует семь госкорпораций: Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Росатом»,»Олимпстрой».

Особенности статусу госкорпораций придают следующие обстоятельства:

  • — каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, а потому, в отличие от всех других юридических лиц, не имеет учредительных документов;
  • — на государственные корпорации не распространяются нормы, закрепленные в ст. 65 ГК РФ («О несостоятельности (банкротстве) юридического лица»);
  • — существенное отличие госкорпораций от унитарных предприятий и государственных учреждений в том, что имущество, переданное государственной корпорации РФ, становится собственностью государственной корпорации, что существенно осложняет осуществление контроля со стороны государства за расходованием средств, выделяемых из бюджета.

Фактически, госкорпорация обладает только исключительным статусом (в сравнении с другими юридическими лицами, особенно некоммерческими организациями), но и принципиально различными полномочиями правового характера.

Как исключение из общих правил, госкорпорации наделены правом осуществлять деятельность, требующую прохождения порядка лицензирования, без лицензии — на основании закона, что типично для органов публичной власти, а не юридических лиц.

Корпорация «Роснанотех», в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», призвана, на коммерческих началах, финансировать деятельность третьих лиц в весьма широко очерченной области нанотехнологий. Трудно установить, чем отличается ее деятельность от целевого бюджетного финансирования (или от деятельности специализированного коммерческого инвестиционного банка). Вместе с тем ей предоставлена ничем не ограниченная возможность выступать в роли управляющей компании любых акционерных обществ и тем самым фактически ставить их под свой полный контроль.

Государственная корпорация «Ростехнологии» по своему статусу во многом схожа с корпорацией «Роснанотех» (различие состоит в сфере деятельности указанных корпораций). Так, «Ростехнологии» осуществляют деятельность в целях содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, в то время как «Роснанотех» действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфрастуктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

Для госкорпораций устанавливается особый режим, предусматривающий многочисленные исключения из положений законодательства, и данные обстоятельства неизбежно выводят государственные корпорации за пределы регулярного правового поля.

Надо отметить, что созданные в последние годы инструменты взаимодействия государства и бизнеса, включая особые экономические зоны, концессионные соглашения, государственные институты развития, в том числе Инвестиционный фонд РФ и государственные корпорации, пока не продемонстрировали достаточной эффективности, чтобы стать основой для модернизации страны и инновационного пути развития.

Несмотря на предпринимаемые государством в течение последних нескольких лет попытки включить частный бизнес в решение общественно значимых задач количество примеров успешной реализации на территории страны проектов государственночастного партнерства не превышает нескольких десятков.

В настоящее время развитие государственно-частного партнер- ствав РФ сталкивается с препятствиями как объективного, так и субъективного характера, среди которых можно выделить следующие:

  • — отсутствует стратегия поэтапного введения и использования разных форм государственно-частного партнерства;
  • — отсутствие на законодательном уровне четких ориентиров развития отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами публичной власти и бизнес-структурами договоров и соглашений публично-правового характера, не позволяет устанавливать взаимоотношений долгосрочного характера;
  • — слабость и коррумпированность институтов государства;
  • — неразвитость банковской системы;
  • — несогласованность концессионного, бюджетного и земельного законодательства;
  • — отсутствие обоснованной методики комплексной проверки финансовых предложений конкурсантов на предмет их реалистичности, несбалансированность технических и финансовых критериев отбора конкурсных заявок;
  • — отсутствие опыта реализации и управления такими проектами, отсутствие квалифицированных специалистов в области государственно-частного партнерства и др.

Сравнительный анализ государственного-частного партнерства и концессии

На сегодняшний день экономическая обстановка в нашей стране затрудняет реализацию государством целого ряда социально-экономических функций на макро и микро уровнях. Несмотря на проводимые в стране экономические реформы, продолжительные кризисы и другие негативные экономические явления, предприниматели заинтересованы в поиске объектов инвестирования. В то же время возникает острая необходимость решения большого перечня общественно значимых проблем. К самым распространенным из них относятся вопросы развития транспортной, социальной, энергетической инфраструктур, добычи полезных ископаемых, а также создания объектов здравоохранения, объектов общественного обслуживания населения и ЖКХ. То есть развития тех областей экономики, в которых государство является монополистом.

Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Одним из эффективных механизмов решения данных задач для развития общедоступной (публичной) инфраструктуры представляется государственно-частное партнерство и концессия.

Более двадцати лет мировой практики концессионных соглашений дало свой результат: реализованы тысячи крупномасштабных и малых концессионных проектов в сфере строительства железнодорожных путей и автомобильных дорог, морских и других портов, каналов водоснабжения и других проектов, что несомненно, говорит о наличии эффективности применения данного механизма. Концессионное законодательство на данный момент действует более чем в 100 странах мира с различными политическими и социально-экономическими моделями. Велико и разнообразие проектов, реализованных в рамках концессионных соглашений: от грандиозных, стоимостью более 10 млрд. долларов до контрактов муниципальных органов власти в области досуга и отдыха стоимостью в несколько тысяч долларов. Подавляющее большинство концессий образовано в сферах водоснабжения и канализации, газового и электроэнергетического хозяйства, автомагистралей и железнодорожных путей городского строительства, лесного хозяйства, недропользования.

Опыт применения концессионных соглашений насчитывает сотни лет, в связи с чем возникает множество подходов к определению данного термина. В России это многообразие объясняется различием точек зрения известных теоретиков и практиков на данный тип сотрудничества государства и коммерческого сектора: одни рассматривают концессионное соглашение как лицензию, другие как договор об аренде, третьи как гражданско-правовой договор государства и частного бизнеса.

При этом следует учитывать, что концессия это сложная система взаимоотношений государства и предпринимателя, в основе которой лежит гражданско-правовой характер, а не лицензионный, т.е. разрешительный. В связи с этим под концессией понимают систему отношений, возникающую между государством и частным бизнесом в целях привлечения инвестиций и эффективного управления государственной (муниципальной) собственностью и деятельностью, составляющей государственную монополию

Согласно Федеральному закону 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по данному виду деятельности одна сторона (концессионер) обязана за свой счёт создать недвижимое имущество, которое будет находиться в собственности другой стороны (концедента), и использовать данное имущество для осуществления определенного договором вида деятельности. В то же время, концедент обязуется передать концессионеру право собственности и пользования объектом на срок, так же определенный этим соглашением .

В роли концедента выступает государство, его субъект или муниципальное образование. Концессионером является юридическое лицо: финансируя проект по концессионному договору, он получает (после ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества) данный объект в управление для эксплуатации, чтобы возместить инвестиции. Доход от использования объекта соглашения, в зависимости от условий, получает одна из сторон: государство или частный инвестор. Если доход получает государство, то предприниматель может возместить инвестиции по средством эксплуатации объекта на платной основе. Если же доход переходит инвестору, то он окупает расходы и затраты с помощью государственных субсидий.

Из известных типов концессионных соглашений (BOT, BTO, ВОО, ВООТ, BBO и т.д.) законом «О концессионных соглашениях» предусмотрен лишь один из них – BOT («Строительство — управление — передача»), а фактически используется второй – BTO («Строительство — передача — управление»).

Изучение тенденций и закономерностей в развитии концессионных соглашений позволяет заключить, что при всей неопределенности и сложности юридического оформления данного вида сотрудничества государства и частных инвесторов, как правило, договорная форма концессии на протяжении всей своей истории имеет преимущество, вытекающее не из формального, а из практического смысла.

Современная практика показывает, что зачастую концессии не используются напрямую, то есть, концессионный договор не оформляется, а происходит реализация государственных масштабных проектов по строительству различных объектов, направленных на привлечение финансирования в планируемые объекты, их эксплуатацию и управление инвесторами. В таких программах основной задачей государства становится привлечение инвестиций. Но без условия возвратности средств с получением дохода внимание инвесторов привлечь невозможно. Поэтому объекты инвестирования передаются во временное владение и управление инвестору.

В целом концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), нацеленное на реализацию планов ГЧП для непосредственного достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях.

Механизм реализации концессии обладает менее широким диапазоном, чем механизм действия ГЧП. Необходимость применения концессионного соглашения определяется следующими плюсами, принадлежащим в равной степени и государственно-частным партнерствам:

  • ясность правового режима ввиду наличия законодательства, регулирующего порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП;
  • наличие определенной практики реализации концессионных контрактов на региональном уровне;
  • возможность применения отдельных механизмов государственной поддержки и инструментов ГЧП.

Важно отметить, что государственно-частное партнерство является более широким понятием, в сравнении с концессионными соглашениями. Концессия, как и любые взаимовыгодные формы взаимоотношений государства и бизнеса (государственные контракты, арендные отношения, лизинг, государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции) является лишь «подвидом» ГЧП.

Рассмотрим наиболее важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, на основе двух указанных форм взаимодействия государства и предпринимательства. В процессе реализации проектов ГЧП консолидирует ресурсы сторон, то есть, финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее оговоренных пропорциях. Концессионер же, в свою очередь, создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента никакой платы или единого встречного предоставления, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат на счет использования созданного им объекта. Стороны соглашения в ГЧП представлены публичным партнером, как было сказано ранее, государством, то есть, правительством РФ, исполнительным органом власти и т.д. Частный партнер, в свою очередь, представляет собой российское юридическое лицо, с которым в соответствии с законом заключено соглашение. Относительно сторон концессии было сказано ранее: концендент – государство в лице правительства, исполнительной власти, главы муниципального образования, концессионером выступает предприниматель.

К объектам соглашения ГЧП относятся автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Однако, для концессий список шире, что является весьма странным. В него входит все то же самое и в дополнение – сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления, объекты ЖКХ, в том числе, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения .

Элементы соглашения двух этих форм опять же, рознятся: для ГЧП – это строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения. Осуществление частным партнером эксплуатации или технического обслуживания объекта соглашения так же дополняет перечень обязательных элементов. Возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта в соответствии с законодательством. Для концессий обязательными условиями являются следующие: обязательства концессионера по созданию или реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдение сроков его создания или реконструкции.

Последний наиболее важный момент, сообщающий о различиях предложенных к анализу форм – это срок соглашения. Срок действия соглашения о ГЧП устанавливается соглашением, которое заключается не менее чем на три года. Срок действия концессии определяется соответствующим соглашениям, с учетом срока создания или реконструкции объекта, срока окупаемости инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера или концедента по концессионному соглашению. Срок контракта может быть продлен, но не более, чем на пять лет.

Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера, например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).

Опыт реализации концессионного соглашения есть и в Волгоградском регионе. В 2015 году в конкурсе среди концессионеров, победила ООО «Концессия водоснабжения», пообещав инвестировать в волгоградский водоканал 58 миллиардов руб. в ближайшие 30 лет. При этом город получит 7 млрд руб. в течение первых 3-х лет. Уже к концу 2015 года т.е., в 1-ый год управления, концессионер по новой технологии, провел работы по замене изношенной водопроводной трубы, не перекапывая улицы. Трубу меняли способом горизонтально направленного бурения, это позволило не мешать автомобилистам, не выкапывая траншею. Это доказывает, что волгоградскими властями был найден не просто современный инвестор, а не просто финансист, применяющий в своей работе новейшие материалы и технологии .

Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на ключевые моменты в понятиях выбранных нами форм сотрудничества государства и бизнеса, а именно – концессий и ГЧП. Обе выделенные формы тесно коррелируют, однако государственно-частное партнерство имеет более широкие возможности, нежели концессионное соглашение. Преимуществом государственного-частного партнерства является то, что в нём риски, затраты и прибыль распределяются между обеими сторонами, а в концессионном соглашении все это несёт концессионер. Также преимущество государственного-частного партнерства заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *