Нормативы образования отходов

Что такое лимит на размещение отходов и что устанавливает

В процессе проведения проверок юридическое лицо должно предъявить следующие документы:

  • разрешение на расположение материалов, которые были использованы;
  • лимит на возникновение утильсырья;
  • паспорт отработок;
  • паспорт по объектам, необходимым для обеспечения обращения с мусором.

Если расчет лимитов отсутствует, контролирующие органы вправе приостановить деятельность предприятия на основании соответствующего судебного решения, а также применить по отношению к компании административное взыскание в виде штрафа. Цели установления лимитов:

  • установление объема отработанного материала;
  • определение типа выбрасываемого мусора;
  • расчет сроков его временного накопления на территории организации;
  • получение необходимой документации.

Согласно действующим нормам законодательства индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязуются заполнять все документы, а также составлять проекты по отходам и фиксировать лимиты их размещения.

Нормативно-правовая база

Расчет, контроль и проверка лимитов размещения отходов осуществляется на основании ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». В ст. 11 речь идет о том, что после получения ограничений организации и индивидуальные предприниматели обязуются отчитываться в контролирующие органы, а также продлевать лимит.

Если в производственном процессе происходят какие-либо изменения, сведения о них сразу же подаются в Росприроднадзор в целях проведения перерасчета.

В ст. 11 также присутствуют следующие положения:

  1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица должны осуществлять своевременную разработку нормативных проектов, связанных с образованием отходов, а также производить определение лимитов с соблюдением законодательных ограничений.
  2. ИП и ЮЛ обязуются свести к минимуму накопления мусора, а также внедрить безотходные и малоотходные технологии его образования.
  3. Предприятия и предприниматели также обязуются регулярно организовывать инвентаризацию отходов и объектов размещения, создавая актуальные и полноценные данные для надзорных органов.

В ст. 18 содержатся следующие пункты:

  1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в процессе своей деятельности образуют и накапливают мусор, обязуются заниматься разработкой проектов нормативных актов и расчетом лимитов на размещение отходов.
  2. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны направлять отчетность в органы исполнительной власти о том, как образуются, хранятся, перевозятся, обезвреживаются и используются отходы.

Нормативы предельного размещения отходов

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 1998 г., определил правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Лимит размещения отходов.В соответствии с требованиями этого закона индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливаются лимиты на размещение и нормативы образования отходов. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Лимит размещения отходов — это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется, исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов для размещения отходов и утверждаются территориальным органом МПР России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России. Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователю.

Структура проекта.Предприятия разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Структура проекта нормативов предельного размещения отходов (ПРО) содержит разделы, аналогичные тому ПДС, но характеризующие образование, размещение и использование отходов. Специфичными являются разделы по определению класса опасности отходов и обоснованию временного накопления отходов на территории предприятия. Расчет класса опасности выполняется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов и методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов» № 4286-87. Приоритетным методом является определение класса токсичности на основе ПДК химических веществ в почве. Рассматривается также возможность возникновения аварийных ситуаций. Описываются действия в аварийных ситуациях и приводятся правила экологической безопасности и техники безопасности при сборе, транспортировке и хра­нении отходов.

Классификация отходов.Необходимо учесть классификацию отходов, их кодирование и разделение на категории. Классификация отходов должна проводиться по следующим признакам.

1. По принадлежности отходов (т в год.; шт. в год; м в год):

— отходы производства;

— отходы потребления;

— отходы основных производств;

— отходы вспомогательных производств.

2. По степени опасности:

· токсичные отходы I —IV классов (наименование, класс опас­ности и количество), указать метод определения класса опасности

· нетоксичные отходы добывающей (перерабатывающей) промышленности (наименование и количество).

3. По объему (массе) отходов, в том числе:

— перерабатываемому на собственном предприятии, с указанием наименования отходов, их количества и методов переработки;

— переданному другим предприятиям на переработку;

— полученному от других предприятий на хранение, переработку;

— направленному на размещение в собственное хранилище, на общегородские полигоны, в накопители и т.д.

4. По реакционной способности (совместимости) отходов: планы мероприятий, направленных на снижение количества образования отходов, степени их опасности. Заключение о невозможности использования отходов.

В разделе должны быть представлены:

— предложения по организации селективного сбора и хранения отходов на территории предприятия;

— предложение по уменьшению влажности отходов очистных сооружений и гальванических цехов и их гранулированию, переводу в твердое состояние;

— предложения по организации переработки (использования) отходов предприятия;

— предложения по снижению степени опасности отходов;

— заключение о невозможности переработки отходов, которое составляется специализированной организацией.

Оценка воздействия отходов на окружающую среду включает в себя:

— наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от отходов и мест их хранения в соответствии с проектом нормативов ПДВ;

— влияние на подземные и поверхностные воды в соответствии с проектом нормативов ПДС;

— влияние на почву;

— обоснование сети и программы контроля качества окружающей среды в районе объекта.

  • В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды
  • Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
  • При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются
  • Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами
  • За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
  1. Основание
  2. План выдачи лимитов
  3. Исходные данные
  4. Согласование
  5. Ответственность

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Закон № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ

План выдачи лимитов на размещение отходов

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Терминология

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Перечень необходимых исходных данных

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Где согласовывается

Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ

Ответственность за отсутствие

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

на основании нормативов образования отходов производства

Расчет нормативов образования отходов производства.

Обоснование к расчету нормативов образования отходов производства

(в соответствии с п.37 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2009 года №601)

1. Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (9120400, не опасные):

согласно приложения 2 «Правил определения нормативов образования коммунальных отходов», утвержденных Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Минприроды от 27.06.2003г. №18/27 норматив образования данного вида отходов принимаем 0,1 т в год на сотрудника.

2. Отходы (смёт) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (9120800, 4 класс опасности):

Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 9,498 т / 4 нед. х 52 нед. / 61740 м2 = 0,002 т в год с 1 м2.

3. Отработанные масляные фильтры (5492800, 3 класс опасности):

вес одного отработанного масляного фильтра – 0,0012 т

периодичность замены фильтров – 10 тысяч км пробега

норматив образования данного вида отходов равен

0,0012 т на 10 тысяч км пробега.

4. Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел – менее 15%) (5820601, 3 класс опасности):

для обслуживания и ремонта транспорта:

согласно приложения 2 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 мая 2011 года №200-ОД норматив данного вида отходов принимаем 0,002 т на 10 тысяч км пробега.

для обслуживания и ремонта оборудования:

Нс = q x m x (1 + a x 10-2) х 10-6,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/уч.;

q – удельная норма расхода обтирочных материалов при обслуживании оборудования, г/смена;

m – количество рабочих смен в год, шт.;

a – среднее содержание масел в обтирочном материале, %.

Нс = 100 г/смена х 365 смен х (1 + 10% х 10-2) х 10-6 = 0,04 т в год на 1 цех.

5. Опилки древесные промасленные (содержание масел – менее 15%) (1721101, 3 класс опасности):


Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 0,462 т / 4 нед. х 52 нед. / 1200 м2 = 0,005 т в год с 1 м2.

6. Подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины (1722901, 4 класс опасности):

Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 0,923 т / 4 нед. х 52 нед. / 2400 м2 = 0,005 т в год с 1 м2.

7. Остатки смол затвердевшие (5590900, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было израсходовано 0,93 т сырья и образовалось 0,102 т отходов.

Норматив образования равен:

0,102 т / 0,93 т = 0,11 т на 1 т сырья.

8. Протирочный материал, загрязненный клеем (5820504, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,016 т отходов.

Норматив образования равен:

0,016 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,005 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

9. Ветошь, загрязненная лакокрасочными материалами (5820503, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,071 т отходов.

Норматив образования равен:

0,071 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,022 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

10. Отходы резины, загрязненные ЛКМ (5750183, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,01 т отходов.

Норматив образования равен:

0,01 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,003 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

11. Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (3144406, не опасные):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,006 т отходов.

Норматив образования равен:

0,006 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,002 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

12. Отработанная шлифовальная шкурка (3144411, не опасные):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,128 т отходов.

Норматив образования равен:

0,128 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,04 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

13. Упаковочный материал с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871400, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,026 т отходов.

Норматив образования равен:

0,026 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,008 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

14. Ткани и мешки фильтровальные с вредными загрязнениями, преимущественно органическими (5820100, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,003 т отходов.

Норматив образования равен:

0,003 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

15. Бумажные и картонные фильтры с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871000, 3 класс опасности):

за период проведения инвентаризации было выпущено 3180 у. е. продукции и образовалось 0,003 т отходов.

Норматив образования равен:

0,003 т / 3180 у.е. * 1000 у.е. = 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

16. Зола и шлак топочных установок (3130200, 3 класс опасности):

Gшл = 0,01 х В х Ар х (1 – Аун),

где:

Gшл – общее количество золы, т;

В – количество топлива, т;

Ар – зольность, %;

Аун – доля золы в уносе.

Gшл = 0,01 х 655 т х 0,64% х (1 – 0,5) + 0,01 х 15 х 8,8 х (1 – 0,26) + 0,01 х 219 т х 0,64% х (1 – 0,19) = 4,21 т

Тогда на 1 тонну топлива образуется:

4,21 т / 889 т = 0,0047 т золы на 1 тонну топлива.

17. Отходы (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (9121000, не опасные):

Нс= С х N / S,

где:

Нс – норматив образования отходов, т/м2;

С – количество отходов за период инвентаризации (4 недели), т;

N – количество рабочих недель в год, шт.;

S – убираемая площадь, м2.

Нс = 0,092 т / 4 нед. х 52 нед. / 240 м2 = 0,005 т в год с 1 м2.

Расчет годового количества образования отходов производства

на основании нормативов образования отходов производства

1. Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (9120400, не опасные):

норматив – 0,1 т в год на сотрудника.

0,1 т х 489 чел. = 48,9 т

2. Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (9120800, 4 класс опасности):

норматив – 0,002 т в год на 1 м2.

61740 м2 х 0,002 т = 123,48 т

3. Отработанные масляные фильтры (5492800, 3 класс опасности):

норматив – 0,0012 т на 10 тыс. км пробега.

0,0012 т х 1100 тыс. км (общий пробег) / 10 тыс. км = 0,132 т

4. Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел – менее 15 %) (5820601, 3 класс опасности):

для обслуживания и ремонта транспорта:

норматив – 0,002 т на 10 тыс. км пробега.

0,002 т х 1100 тыс. км (общий пробег) / 10 тыс. км = 0,22 т

для обслуживания и ремонта оборудования:

норматив – 0,04 т в год на 1 цех.

0,04 т х 3 цеха = 0,12 т

всего:

0,22 т + 0,12 т = 0,34 т

5. Опилки древесные промасленные (содержание масел – менее 15%) (1721101, 3 класс опасности):

норматив – 0,005 т в год на 1 м2.

0,005 т х 1200 м2 = 6,0 т

6. Подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины (1722901, 4 класс опасности):

норматив – 0,005 т в год на 1 м2.

0,005 т х 2400 м2 = 12,0 т

7. Остатки смол затвердевшие (5590900, 3 класс опасности):

норматив – 0,11 т на 1 т сырья.

0,11 т х 12 т = 1,32 т

8. Протирочный материал, загрязненный клеем (5820504, 3 класс опасности):

норматив – 0,005 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,005 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,21 т

9. Ветошь, загрязненная лакокрасочными материалами (5820503, 3 класс опасности):

норматив – 0,022 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,022 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,92 т

10. Отходы резины, загрязненные ЛКМ (5750183, 3 класс опасности):

норматив – 0,003 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,003 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,125 т

11. Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (3144406, не опасные):

норматив – 0,002 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,002 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,083 т

12. Отработанная шлифовальная шкурка (3144411, не опасные):

норматив – 0,04 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,04 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 1,67 т

13. Упаковочный материал с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871400, 3 класс опасности):

норматив – 0,008 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,008 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,334 т

14. Ткани и мешки фильтровальные с вредными загрязнениями, преимущественно органическими (5820100, 3 класс опасности):

норматив – 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

0,001 т / 1000 у.е. х 41744 у.е. = 0,042 т

15. Бумажные и картонные фильтры с вредными загрязнениями (преимущественно органическими) (1871000, 3 класс опасности):

норматив – 0,001 т на 1000 у.е. выпускаемой продукции.

Нормативы образования и лимиты на размещение отходов производства и потребления

Материал актуален на 04.08.2014

Нормативы образования и лимиты на размещение отходов производства и потребления

  • Комплект документов для получения нормативов образования и лимитов на размещение отходов
  • Срок действия нормативов образования и лимитов на размещение отходов
  • Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Установление нормативов образования отходов и лимитов является механизмом экологического нормирования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, участвующие в деятельности по обращению с отходами, обязаны иметь документ, утверждающий нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ДНООЛР). Наличие утвержденных в установленном порядке нормативов и лимитов на размещение отходов обязательно. При их отсутствии плата за размещение отходов взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Процедура получения ДНООЛР порой вызывает много вопросов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, решая эту задачу, сталкиваются с различными проблемами: какой комплект документов собрать для его получения, каков срок действия лимитов, как сдавать технический отчет о неизменности производственного процесса, можно ли переоформить лимиты на размещение отходов? Или как быть, если у предприятия нет лимитов, а отходы размещаются? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в представленной справке.

Справка позволит избежать мер административного наказания за отсутствие ДНООЛР и превышение лимитов на размещение отходов и сократить время на подготовку документов для решения данной задачи.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Норматив образования отходов — экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени. Определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Штраф!

Отсутствие и превышение лимитов на размещение отходов влечет наложение штрафных санкций.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нормативы образования и лимиты на размещение отходов производства и потребления устанавливаются в соответствии со ст.14 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Порядок), утвержденным Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. № 50 и со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.

Нормативы образования и лимиты на отходы устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно п.п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, Росприроднадзор утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (п.2 Порядка).

Дополнительная информация

Более подробную информацию об отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства вы найдете в справке «Порядок представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

Комплект документов для получения нормативов образования и лимитов на размещение отходов

Для получения ДНООЛР индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, следующие документы (п.7 Порядка):

а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
  • фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

б) следующие документы:

  • копия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности);
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица — пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, представляют заявление и документы, указанные в пп. «а» и «б» п.7 Порядка, в территориальные органы Росприроднадзора по месту предлагаемого размещения отходов.

Внимание!
Копии названных документов должны быть зарегистрированы в нотариальном порядке. Если нотариального заверения нет, то копии представляются с предъявлением оригинала.

Материалы заявителя могут быть представлены по почте либо доставлены непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора заявителем лично или через представителей. Полномочия представителей, выступающих от имени юридических лиц или предпринимателей, подтверждаются доверенностью, подписанной руководителем предприятия и скрепленной печатью. Доверенность должна содержать:

  • дату выдачи;
  • четкие указания на одно или несколько полномочий представителя (например, представлять в территориальный орган заявление и документы, необходимые для получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и т. п.).

При приемке материалов заявителя ставится отметка о дате приема по описи. Копия описи направляется (вручается) заявителю.

Согласно пп.125 п.1 ст.333_33 НК РФ за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб.

Оригиналы форм

Форма документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждена Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. № 50.

Основания для отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы

В соответствии с абз.2 п.10 Порядка основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Также при принятии решения об утверждении лимита на размещение отходов территориальные уполномоченные органы вправе отказать в выдаче разрешительного документа на размещение отходов, учитывая информацию о наличии в данном субъекте РФ либо соседних субъектах РФ технологий использования и обезвреживания данного вида отходов из «Банка данных технологий использования и обезвреживания отходов», созданного в рамках Государственного кадастра отходов. Это делается с целью стимулирования собственников отходов к переработке отходов, обладающих ресурсным потенциалом.

Судебная практика
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2013 г. № А07-17754/2012:

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее НООЛР), изложенного в письме, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи ему ДНООЛР.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, полагая, что представленная им информация является достоверной; Росприроднадзором нарушена форма принятия решения; Приложения к Методическим указаниям по разработке ПНООЛР (далее Методические указания), утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703, не подлежат применению, так как не были опубликованы; Росприроднадзором нарушен срок рассмотрения заявления общества.

Письмом, поступившим в адрес общества, Росприроднадзор сообщил обществу со ссылкой на п.10 Порядка о принятом решении об отказе в установлении лимитов на размещение отходов в связи с несоответствием представленных материалов нормативным правовым актам по установлению НООЛР, в том числе не устраненным по ранее выявленным замечаниям, указанным в письме. В данном письме Росприроднадзор указал на наличие отдельных замечаний, прилагаемых к данному письму, и на необходимость доработки проекта НООЛР.

В соответствии с п.10 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в п.7 Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении НООЛР либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении НООЛР является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Судами обоснованно учтено, что Методические указания опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов без приложений. Между тем при наличии ссылки на указанные приложения в тексте опубликованных Методических указаний основания для их неприменения отсутствуют.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемой ситуации управление Росприроднадзора правомерно, исходя из условий п.10 Порядка, отказало заявителю в утверждении НООЛР по причине наличия недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Судами установлено, что некомплектность документов в данном случае отсутствовала, положения п.9 Порядка к спорным правоотношениям были неприменимы.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения. Решение суда и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда решено оставить без изменения, кассационную жалобу общества — без удовлетворения.

Срок действия нормативов образования и лимитов на размещение отходов

При отсутствии подтверждения неизменности производственного процесса по окончании отчетного года установленные НООЛР не будут аннулированы и не будут продлены. В этом случае производить оплату размещения отходов придется с применением пятикратного повышающего коэффициента.

В соответствии с Порядком НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности технологических процессов и используемого сырья.

Как следует из п.12 Порядка, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV классов опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV классов опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Согласно п.4 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия действует бессрочно.

Таким образом, при размещении отходов на эксплуатируемых объектах лимиты на их размещение действуют бессрочно при подтверждении неизменности производственного процесса.

Внимание!

Подготовлен проект Приказа Минприроды РФ «О внесении изменений в Приказ Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50», согласно которому планируется отменить п.12 Порядка.

Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами

Подтверждение неизменности производственного процесса осуществляется до окончания отчетного года в виде «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах» (Приложение 3 к Приказу Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703).

Штраф!

Если технический отчет не будет сдан, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не будут продлены.

1. В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Если вы сдадите технический отчет, утаив изменения, такое нарушение может быть квалифицировано по ст.8.5 КоАП РФ — сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Согласно п.9 Методических указаний основными задачами при составлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами являются:

  • подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;
  • подтверждение заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности для окружающей среды и количеств отходов, образующихся за отчетный период;
  • подтверждение удаления образованных за отчетный период отходов путем их использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в количествах, предусмотренных ПНООЛР.

Срок сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах

В соответствии с Письмом Росприроднадзора от 17.05.2011 г. № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов.

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Днем представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Оформление технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами

Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами оформляется в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям.

Оригиналы форм

Форма для заполнения Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Содержание технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами

Требования к содержанию и оформлению техотчета о неизменности производственного процесса установлены в ст.IV Методических указаний.

Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами включает следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

3. Баланс массы отходов за отчетный период.

4. Реквизиты поставщиков отходов.

5. Реквизиты потребителей отходов.

6. Отчет о выполнении плана мероприятий по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду.

Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Процедура переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение проводится в следующих случаях:

  • для юридического лица : изменение наименования, в том числе фирменного наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • для индивидуального предпринимателя : изменение фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Переоформление лимитов на размещение отходов и нормативов образования производится при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья и только в период действия утвержденных НООЛР. Срок действия переоформленного документа об утверждении НООЛР не должен превышать срока действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Переоформление документа об утверждении НООЛР производится территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления), а также следующих документов (п.15 Порядка):

а) документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, — для юридического лица;

б) документ, подтверждающий внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

в) оригинал(ы) выданного(ых) ранее в установленном порядке документа(ов) об утверждении НООЛР;

г) письменное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;

д) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Дубликат ДНООЛР

В случае утери либо порчи бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, принимают решение о выдаче дубликата документа об утверждении НООЛР в 15-дневный срок с даты получения от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц заявления о выдаче указанного дубликата и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п.16 Порядка).

Согласно пп.126 п.1 ст.333_33 НК РФ за переоформление и выдачу дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размере 200 руб.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *