Неповиновение сотруднику полиции статья УК РФ

Содержание

Какими полномочиями обладает полиция

Каждый человек обязан выполнять требования сотрудника правоохранительных органов, находящегося при исполнении. При этом распоряжения и требования представителя закона должны быть связаны с исполнением обязанностей по охране правопорядка и обеспечением общественной безопасности. Конечно, есть ряд случаев, когда пользуясь своим служебным положением, полицейский требует выполнить совсем несвязанные с защитой общественности просьбы. Чтобы отличить правомерные и неправомерные требования, необходимо ознакомиться с полномочиями полицейских.

Государство наделяет сотрудников полиции такими полномочиями:

  • проверка документов, проведение опроса и обыска, остановка автомобилей и ограничение передвижения, если имеются подозрения в совершении преступления;
  • обеспечение общественного порядка и оглашение требования покинуть место преступления;
  • прием заявлений, розыск и принудительное доставление граждан в полицейский участок, которые подозреваются в совершении преступлений;
  • оглашение требований прекратить действия, нарушающие закон и штрафовать за нарушение;
  • применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие в целях пресечения сопротивления и предупреждения преступного деяния;
  • доставление лиц , находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в больницу;
  • сопровождение транспорта, оказание первой медицинской помощи;
  • охрана взятых под защиту людей, а также контроль поведения родителей или опекунов с целью предотвращения насилия в семье;
  • установление личности, посещение организаций для ознакомления с необходимой для расследования документацией, а также запрос документов у обычных граждан.

Это далеко не весь перечень полномочий сотрудников правоохранительных органов, но это самые частые примеры ситуаций, при которых люди нарушают выполнение полномочий полицейским.

При препятствовании работе полицейского гражданин может оказывать сопротивление и неповиновение. Это два совершенно разных понятия. Неповиновение – это отказ выполнить озвученные требования полицейского. Сопротивление – это активные действия, сопровождающиеся применение физической силы.

Примером неповиновения является отказ выйти из машины при совершении ДТП, а сопротивление характеризуется избиением полицейского, который попытался доставить вас в отделение полиции, а вы вырвались, ударив его, и убежали.

Возможность быть привлеченным к ответственности за неповиновение полиции увеличивается при незнании своих прав и непонимании обязанностей работников правоохранительных структур. Достаточно часто сами полицейские неграмотно выполняют свои обязанности при изменении привычной обстановки, а их требования нарушают конституционные права граждан. Если вы будете знать свои права и права охранника правопорядка, то никогда не будете привлечены к ответственности по статье сопротивление сотруднику полиции УК РФ.

Что грозит за неповиновение требованиям сотрудника полиции

Регламентирует наказание за оказание сопротивления сотруднику полиции статья 318 УК РФ, а также норма 19.3. Административного кодекса. За сопротивление сотруднику полиции статья вменяется в зависимости от характера действий виновного. Если гражданин не выполняет распоряжение показать документы, проехать в участок или другое требование, связанное с обеспечением безопасности, он будет привлечен к ответственности по Административному кодексу.

То же касается ситуации, когда человек препятствует без применения физической силы исполнению полицейским своих полномочий. За сопротивление полиции статья 19.3 предусматривает наказание в виде штрафа 1000 руб. или ареста на 15 суток.

Конкретный размер и вид наказания определяется при рассмотрении дела в мировом суде. Важно, что суд всегда принимает во внимание отягощающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления.

Если виновный, помимо невыполнения просьбы, оскорбляет полицейского, применяет физическую силу, убегает или срывает погоны, его действия подпадают под уголовную ответственность. За оскорбление и порчу имущества полицейского, наказание предусмотрено в статье 319 УК, оно имеет вид штрафа до 40 тыс. руб., обязательного труда на 360 часов, а также работы исправительного типа не больше 1 года. Оказание физического сопротивления в отношении полицейского наказывают статьей 318 УК, в зависимости от характера полученных травм полицейским. Максимальное наказание по данной норме закона предусмотрено в виде 10 лет тюремного заключения.

Сопротивление при задержании

Чаще всего нарушители закона оказывают сопротивление при задержании. Под задержанием законодатель понимает лишение человека возможности свободного перемещения на срок от 3 до 48 часов. Регулирует сопротивление при задержании статья 318 УК РФ, если виновный оказывает физическое сопротивление.

Если примененное насилие не опасно для жизни и здоровья полицейского, то преступнику грозят:

  • большой штраф;
  • арест до 6 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • заключение в местах лишения свободы на тот же срок.

Статья 213 УК РФ предусматривает наказание в форме штрафа, обязательного или исправительного труда за публичное оскорбление полицейского при исполнении им служебных обязанностей.

В ряде случаев сопротивление или неповиновение сотрудникам полиции, которые вас решили задержать, служит отягощающим обстоятельством, если задерживаемый человек действительно совершил преступное деяние.

Именно по этой причине всегда ведите себя сдержано и не препятствуйте совершению правосудия, даже если вы считаете свое задержание незаконным, ведите себя адекватно. По истечению 48 часов вас будут обязаны отпустить и уже после этого вы сможете отстоять свои права и наказать полицейских, которые вас незаконно задержали.

Что делать при незаконных действиях полицейского

Если вы столкнулись с ситуацией, когда, правоохранитель желает вас незаконно задержать, необходимо четко определить неправомерность его требований. Их отличительным признаком есть стремление полицейского получить какую-либо выгоду. Это, в свою очередь, будет свидетельствовать о превышении им служебных обязанностей, и вы сможете привлечь его к ответственности.

Другим отличительным фактором незаконности задержания или действий полицейского есть предоставление материального ущерба. За незаконные действия полицейского, которые повлекли за собой материальный ущерб, несет ответственность МВД, а непосредственно за противоправные требования, сам сотрудник полиции.

Соответственно, компенсировать ваши потери, к примеру, разорванную одежду и поврежденное имущество, должно управление МВД, а отвечать за выдвижение незаконных требований будет сам правоохранитель.

Чтобы привлечь обидчика к ответственности, необходимо узнать к какому отделению он принадлежит и его данные. Он обязан их озвучить по вашему требованию. Отказ назвать свое имя уже является веским нарушением закона. После того, как вас отпустят, вы можете обратиться с жалобой к руководству отделения, где работает нерадивый сотрудник. В данном случае нарушитель будет привлечен к дисциплинарному взысканию и административному штрафу.

Вы также можете подать аналогичную жалобу в прокуратуру, чтобы инициировать служебную проверку в отделе, где работает полицейский. Это повысит ваши шансы на благоприятное завершение расследования. Кроме того, прокурорская проверка может стать причиной привлечения сотрудника полиции к ответственности по Уголовному кодексу, а не по Административному. Самым результативным и быстрым способом отстоять свои интересы есть обращение в суд. В данной ситуации, вы сможете не только компенсировать свой материальный ущерб и наказать нарушителя, но и компенсировать моральный ущерб от некомпетентного поведения представителя власти.

При задержании и предъявлении требований полицейского незаконного характера не применяйте физическую силу, ответственность за физическое сопротивление будет намного суровей, чем за словесное неповиновение.

Нарушение, как сопротивление полицейским, подрывает основы управления в государстве, нарушает правопорядок и несет угрозу общественной безопасности. Каждый, кто позволяет себе вольности в отношении охранников правопорядка, будет строго наказан, ведь вторгается в исполнение возложенных на представителей власти обязанностей в отношении граждан, общества и государства.

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, определенных ст. 22, 27, 30 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ), подлежат безусловному исполнению в установленный срок согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вышеуказанными органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица вышеуказанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

3. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

— рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

— разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

— принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

— посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администраций вышеуказанных органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

5. Следователем является должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, определенной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Производство предварительного следствия отнесено к ведению следователей — должностных лиц органов прокуратуры, органов ФСБ, ОВД, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам в соответствии с подследственностью, установленной ч. 2 ст. 151 УПК.

Требования следователя обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.

Дознавателем является должностное лицо органа дознания либо иное лицо, осуществляющее наряду со следователями предварительное расследование по уголовным делам, а также в установленном УПК порядке функции досудебного производства по делу.

Исчерпывающий перечень органов дознания, осуществляющих указанные функции в уголовном судопроизводстве, определен ч. 1, 3 ст. 40 УПК. Подследственность органам дознания установлена ч. 3 ст. 151 УПК.

+Читать далее…

Выполнение капитаном морского торгового судна функций органа дознания предусмотрено п. 1 ст. 69 КТМ. Согласно п. 4 ст. 31 КВВТ капитан судна внутреннего водного транспорта при обнаружении на судне, находящемся в плавании, признаков преступления обязан задержать подозреваемое лицо до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

Исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, определен гл. 23 КоАП.

6. Законные требования следователя, дознавателя обусловлены их правами и обязанностями, определенными УПК.

Законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, обусловлены его процессуальными полномочиями, установленными разд. IV КоАП.

По смыслу комментируемой статьи установленная ею административная ответственность наступает в случае умышленного невыполнения физическим лицом законных требований должностного лица на стадии производства по делу об административном правонарушении, т.е. на этапах от возбуждения дела об указанном правонарушении до вступления постановления по делу в законную силу.

Административная ответственность за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего исполнение постановления о назначении административного наказания, данной статьей не установлена. Административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, в том числе и в случаях неисполнения законных требований указанного должностного лица на стадии исполнительного производства, предусмотрена ст. 17.8 КоАП.

7. Поскольку установление умысла предполагает выявление психического отношения нарушителя к факту совершенного противоправного деяния, квалификация умышленного правонарушения в данном случае возможна только применительно к административному проступку, совершенному физическим лицом.

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 434-ФЗ.

Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

(Примечание дополнительно включено с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 439-ФЗ)

Комментарий к статье 17.7 КоАП РФ

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5). Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5). Что касается должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, то в соответствии со ст. 22.1 и 22.2 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП, от имени органов, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 июня 2003 г. по делу N 86-В03-9, административная ответственность налагается за умышленное неисполнение законных требований прокурора, т.е. требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Данное разъяснение верно и для других должностных лиц, указанных в комментируемой статье.

Полномочия прокурора установлены различными законодательными актами, прежде всего Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед. изм.), а также уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; полномочия следователя и дознавателя — различными статьями УПК; полномочия должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, — соответственно, различными статьями КоАП. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в невыполнении требований, вытекающих из данных полномочий.

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане и должностные лица, к которым обращены данные требования.

С субъективной стороны непредставление информации может быть совершено только умышленно в силу прямого указания КоАП.

Права полиции

Сотрудники полиции могут задерживать не только преступников, но и граждан, которые лишь подозреваются в совершении преступления, а также лиц:

  • с признаками психического расстройства, представляющих опасность для себя и окружающих;
  • нарушивших правила комендантского часа;
  • незаконно проникших на охраняемые объекты или пытавшихся это сделать;
  • сбежавших из-под стражи, находящихся в розыске, уклоняющихся от наказания;
  • уклоняющихся от принудительных медицинских мер, назначенных судом, или мер воспитательного воздействия;

Обратите внимание!

Задержать могут даже под предлогом выяснения личности.

Для того чтобы провести задержание, решение суда сотруднику полиции не требуется. Таким образом, задержан может быть практически любой человек, а не только тот, кто нарушает общественный порядок. В случае сопротивления не исключено применение мер физического насилия. Человеку, который оказал сопротивление, грозит судимость. Мера ответственности за сопротивление будет зависеть не только от конкретной конфликтной ситуации. Важен профессионализм юриста, который будет отстаивать интересы задержанного и найдет возможность минимизировать его вину.

Появились вопросы? Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму на нашем сайте
  • Или просто позвонить по номеру: 8 800 350-83-74

Обязанности сотрудника полиции при задержании

Закон о полиции устанавливает правила для сотрудников полиции при задержании. Если они будут проигнорированы, адвокат обвиняемого в сопротивлении сможет использовать это наряду с другими мерами защиты.

Согласно закону сотрудник полиции обязан:

  • представиться – сказать свою фамилию, должность и звание;
  • предъявить по требованию служебное удостоверение;
  • сообщить причину задержания и его основания;
  • разъяснить задерживаемому его права и обязанности.

Задержанному должно быть разъяснено его право на юридическую помощь и на уведомление близких лиц о факте задержания.

Задержанный гражданин, его вещи, транспорт и документы должны быть подвергнуты своевременному досмотру.

Оказавший сопротивление при задержании имеет право на отказ от дачи каких-либо объяснений.

Не позднее 3 часов с момента задержания гражданин имеет право (за редким исключением) на 1 телефонный разговор, для сообщения близким о случившемся. О задержании несовершеннолетнего полиция самостоятельно незамедлительно уведомляет его родителей (законных представителей), военнослужащего – командование воинской части, иностранца – соответствующее посольство (консульство).

О задержании составляется протокол, в нем указываются:

  • в оглавлении – дата, время, место составления документа, данные составившего его должностного лица;
  • дата, время, место, основания, мотивы задержания;
  • факт уведомления близких задержанного.

Протокол подписывается его составителем и задержанным лицом, задержанному вручается копия документа.

Содержать оказавшего сопротивление должны в специальном помещении под охраной. Его обязаны обеспечить питанием и медицинским обслуживанием. Угроза жизни или здоровья задержанного должны быть исключены. Максимальный срок задержания гражданина, оказавшего сопротивление, без судебного решения – 48 часов.

Статья за сопротивление при задержании сотрудником полиции в УК РФ

УК РФ не содержит отдельной статьи, предусматривающей ответственность за сопротивление сотруднику полиции при задержании. Однако немало других статей, которые могут быть применены при квалификации сопротивления. Так, любое сопротивление подразумевает активные действия. Они будут квалифицироваться как насилие в отношении представителя власти, что подпадает под санкции статьи 318 УК РФ. Если суд посчитает, что оказывая сопротивление сотруднику полиции, задерживаемый посягнул на его жизнь, наказание будет назначено в рамках статьи 317 УК РФ. Зачастую усугубляется положение оказавшего сопротивление статьей 319 УК РФ, которая предусматривает ответственность за публичное оскорбление полицейского. Поэтому во время задержания следует вести себя спокойно – без лишних слов и резких движений. Отстаивать свои права разумнее через представителя – путем обращений в надзорные инстанции, суд.

Кроме того, сопротивление сотруднику полиции при аресте может стать отягчающим признаком состава преступлений по таким статьям, как “Хулиганство” или “Массовые беспорядки”.

Задержанный вправе пользоваться услугами защитника с момента задержания, независимо от факта оказания сопротивления.

В отличие от уголовной, отдельная статья, предусматривающая ответственность за неповиновение сотруднику полиции, есть в административном кодексе.

Наказание и штраф за сопротивление при аресте

Административная ответственность за неповиновение требованию полицейского является самой мягкой. Она предусматривает штраф до 1 тыс. руб. или арест до 15 суток.

Уголовная ответственность существеннее. Сопротивление сотруднику полиции, когда он пресекал хулиганство, наказывается штрафом до 1 млн руб. (или в размере дохода виновного за период до 4 лет), принудительными работами до 5 лет либо лишением свободы до 7 лет. Ответственность за организацию, подготовку массовых беспорядков с оказанием вооруженного сопротивления полицейскому (как и участие в них) – лишение свободы от 8 до 15 лет.

Зачастую сопротивление сотруднику полиции рассматривается как насилие в отношении него. Даже если здоровье и жизнь полицейского при этом не подвергались опасности планки наказания за содеянное внушительные. Это штраф до 200 тыс. руб. (или в размере дохода виновного за период до 18 месяцев), принудительные работы до 5 лет, арест до полугода либо лишение свободы до 5 лет. Если суд сочтет, что насилие было все же опасно для жизни или здоровья полицейского, виновному грозит лишение свободы сроком до 10 лет.

Публичное оскорбление полицейского при исполнении, которое, как правило, случается в момент оказания сопротивления, наказывается штрафом до 40 тыс. руб. (или в размере дохода виновного за период до 3 месяцев), обязательными работами до 360 часов или исправительными работами до года.

Самое суровое наказание, когда гражданин при оказании сопротивления, совершает посягательство на жизнь сотрудника полиции. Наказание за это – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы до 2 лет или пожизненное лишение свободы.

Сопротивление сотрудникам полиции при задержании

В нашем государстве на полицию возложены обязанности по охране общественного порядка и пресечению преступной деятельности. Являясь представителями власти, сотрудники полиции обладают широким кругом полномочий, в том числе по задержанию.

Под задержанием в законодательстве понимается комплекс мер, в результате применения которых человек лишается возможности свободно передвигаться на срок от 3 до 48 часов в зависимости от ситуации.

В Законе «о полиции», а также в УПК РФ и КоАП РФ четко прописан порядок, основания задержания, а также права и обязанности лиц, производящих задержание и самого задержанного.

Важно! Независимо от того, считаете ли Ваше задержание законным или нет, важно сохранять спокойствие, не оскорблять сотрудника правоохранительных органов, не угрожать и не пытаться применить физическое насилие.

В случае отказа и активного сопротивления сотруднику полиции последовать за ним в отделение может быть применена административная либо уголовная ответственность в зависимости от ситуации. Рассмотрим каждую из них поподробнее.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с сопротивлением при задержании, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Уголовная ответственность

Учитывая особый статус сотрудников правоохранительных органов, в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.

Так, статья 213 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей.

Наиболее строгое наказание грозит тем, кто применил насилие, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких лиц при исполнении им своих должностных обязанностей.

Если насилие неопасно для жизни и здоровья, то преступнику грозит наказание в виде крупного штрафа, ареста до 6 месяцев, принудительных работ до 5 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Важно! Когда в результате насильственных действий причинен ущерб здоровью разной степени тяжести или жизни, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

В ряде статей уголовного кодекса оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании является квалифицирующим признаком и усугубляет наказание для лица, совершившего преступное деяние.

Так в соответствии с ч.2 ст.213 УК РФ совершение хулиганских действий с сопротивлением представителям власти, которые исполняют свои обязанности по охране общественного порядка наказывается штрафом в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, либо принудительными работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет.

Таким образом, если Вы не согласны с действиями сотрудника правоохранительных органов, который принял решение Вас задержать, в любом случае ведите себя корректно и не допускайте оскорблений или тем более насилия в его адрес. Отстаивайте свои нарушенные права законным способами, путем подачи жалоб и ходатайств в вышестоящие органы, прокуратуру и суд.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

  • Задать вопрос адвокату

Неповиновение сотруднику полиции статья особенная. Административное законодательство решает задачи, стоящие перед государством. Наличие процессуальной базы защищает работников МВД, исполняющих обязанности по охране установленного порядка взаимоотношений между субъектами общества и по противодействию противоправным проявлениям.

Законность требований

Задержание лиц, совершающих правонарушения такой направленности, связано с некоторыми особенностями правоприменительного характера:

  • действующей презумпцией;
  • предусмотренных законом требований полиции;
  • использованием конкретной формулировки;
  • существованием однотипных характеризующих факторов статей 20.1 и 19.3 административного кодекса;
  • отсутствием определённости понимания формулировок «сопротивляться», «не повиноваться», «препятствовать», «не выполнять»;
  • наличием оснований для применения к виновному норм уголовного закона.

Административным законодательством за неповиновение сотруднику полиции предусмотрена ответственность по статье 19.3 КоАП Российской Федерации.

Полицейский сегодня наделён полномочиями по защите гражданского общества от незаконных проявлений. Федеральный закон определил конкретные права работника МВД:

  1. Предъявлять законные требования физическим и иным лицам по недопущению незаконных проявлений.
  2. Осуществлять проверку удостоверяющих личность документов и документов наделяющих конкретных лиц какими-либо полномочиями.
  3. Пользоваться транспортом организаций и физических лиц для предупреждения преступных деяний, вывоза людей из опасной зоны или транспортировки в лечебные учреждения.
  4. Выдвигать требования виновным в совершении незаконных действий, не покидать место преступления, осуществлять задержание с последующим помещением таких лиц в отделы полиции.
  5. Использовать и применять имеющиеся на вооружении средства, а также физическую силу.

Непростая ситуация возникает при наличии полномочий по пресечению противоправных действий, связанных с неподчинением требованиям работника полиции, исполняющего функции охраны порядка.

Такое положение связано с определением соотношения количества гражданских прав и имеющихся обязанностей представителей власти. Уклон в сторону приведёт либо к злоупотреблению властью, либо к господству населения над органами правопорядка.

Весь негатив проявлений неподчинения представителю силовых структур в первую очередь направлен в адрес работников МВД, ежедневно контактируют с гражданами на службе:

  • участковые полиции;
  • работники патрульной службы;
  • сотрудники ДПС.

Из года в год количество неповиновений данным категориям не уменьшается. Осознанный характер силового неподчинения делает такие правонарушения опасными для общества.

Применяемые наказания за неповиновение

Нормы, предусмотренные законом «О полиции», дают право сотрудникам МВД ограничивать граждан, нарушающих закон. По разным причинам законные требования игнорируются, а чаще находят явное неуважение к представителю власти. В отдельных случаях неповиновение перерастает в открытое физическое сопротивление, за которое виновный подлежит более суровому наказанию.

Закон предусматривает следующие меры ответственности:

  • неповиновение сотруднику полиции ст. 19.3 КоАП предусматривает штраф, не превышающий одной тысячи рублей либо арест сроком до пятнадцати суток;
  • неподчинение требованиям работника МВД во время противоправных действий, предусмотренных статьёй 20.1 КоАП, виновному грозит штраф, минимальный размер одна тысяча, максимальный – две с половиной тысячи рублей либо административное задержание до пятнадцати дней;
  • оказание сопротивления сотруднику полиции статья 213 уголовного законодательства сопряжённого с хулиганскими проявлениями лицо понесёт наказание в виде штрафа, минимальный размер пятьсот тысяч, максимальный – один миллион рублей, либо будет осуждено на семь лет;
  • применение к работнику правоохранительных органов физического насилия либо выразит намерения применить такое воздействие, наказывается по нормам первой части 318 статьи уголовного законодательства штрафом, не превышающим двухсот тысяч рублей, или осуждением на пять лет;
  • насилие, сопряжённое с опасностью для жизни полицейского, заслуживает наказания по второй части 318 статьи уголовного законодательства, которое составит десять лет тюремного заключения;
  • посягательство на жизнь представителя власти в соответствии с 317 статьёй УК грозит виновному пожизненным заключением.

Очень редко требование представителя власти не является основанным на законе. Правильное понимание действий полиции исключает всякое неподчинение со стороны граждан. При этом виновный может использовать своё право установить законность таких требований работника МВД.

Характеризующие признаки неповиновения

Комментарий к статье 19.3 называет в качестве объекта определённые требования к управлению обществом.

Объективность противоправных действий состоит:

  • в неподчинении, совершившего правонарушение, законному указанию сотрудника полиции;
  • из безразличного отношения к замечаниям блюстителя закона;
  • из демонстративного отказа исполнить распоряжение сотрудника или длящегося бездействия;
  • в препятствовании в любой форме исполнению работником полиции служебного долга.

Статья определяет, что указания являются законными и отдаются представителем власти, который находится на службе, в предусмотренной нормативными документами для каждого случая форме.

Субъектом являются лица шестнадцатилетнего возраста. Субъективность заключается в наличии умышленных действий виновного.

Незаконные действия объекта (применение физического насилия, высказывания, унижающие достоинство, использование нецензурных выражений) приводят к совершению данного правонарушения субъектом. В любом случае субъект совершит свои противоправные деяния, если будет морально готов на оказание неповиновения.

Отличия законного, незаконного и противоправного требования

Суть требования соответствующего нормам права, которыми руководствуются работники правоохранительных органов, определяют такие требования законными. Рассматривая функции, исполняемые полицией, изначально необходимо считать соответствующими законодательству. Все действия представителей власти и высказываемые требования подкрепляются нормативными документами.

Требования, нарушающие закон, считаются сделанными незаконно.

Правовая основа таких требований:

  • или отсутствует;
  • или право применено ошибочно.

Значимой характеристикой считается факт того, что при других обстоятельствах указания носили бы законный характер. Одним из вариантов незаконного указания может служить не основанное на законе действие.

Полицейские при исполнении обязанностей по охране правопорядка, независимо от уровня своей профессиональной подготовки, попадают в положение, когда им оказывается противодействие. Возможность стать жертвой преступных посягательств зависит от знаний нормативной базы и опыта работы полицейского. Кроме этого, увеличивают вероятность стать объектом посягательств: необходимость выполнения функциональных обязанностей одному, неграмотные действий во время задержания нарушителя и при изменении обстановки.

Противоправным может быть как требование, так и действие, нарушающее права, указанные в Конституции РФ. Наиболее распространённой формой является действие, которое ни при каких условиях не будет соответствовать действующему законодательству.

Отличительным признаком незаконных требований (действий) является факт того, что их сотрудник совершает, исполняя обязанности по службе, и может ошибаться в правильном понимании отдельной нормы закона. Противоправный характер требования (действия) определяется стремлением получить какую-либо выгоду и полицейский, совершая их, знает о превышении должностных полномочий.

Другим отличительным фактором сравнения является мера ответственности за ущерб, возникший в итоге. Незаконные действия будут характеризоваться ответственностью финансовых структур МВД, а за противоправные требования отвечает работник силового ведомства лично.

Отличительные признаки неповиновения и сопротивления

Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.

Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

  • активные проявления;
  • пассивные проявления;
  • групповое совершение;
  • открытые призывы;
  • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

  1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
  2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
  3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.

Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

  • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
  • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

Меры по профилактике неповиновений

Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.

Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:

  • уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
  • профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
  • влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
  • обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
  • использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.

Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.

Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:

  • нормализации социальной составляющей общественной жизни;
  • ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
  • сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.

Следует помнить о главных условиях возникновения неподчинений, которые лежат в области социального и духовно-культурного уровня общественного развития.

Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:

  • борьба с преступными проявлениями;
  • исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
  • влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.

Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.

К административной ответственности привлечен житель Москвы, который отказался выполнить законные требования сотрудников полиции. Водитель управлял транспортным средством, на котором установлены стекла с несоответствующей тонировкой.

2 октября в 09:50 на Алабушевской улице, напротив д. 10А сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве был остановлен автомобиль «Тойота Ленд Крузер». Передние боковые стёкла автомашины были сильно затонированы. Водителю транспортного средства было предложено измерить светопропускаемость специальным техническим прибором «Тоник». Но водитель повел себя неадекватно, опустил передние стёкла, пояснив при этом, что стеклоподъёмники находятся в нерабочем состоянии. Инспектора ДПС неоднократно просили водителя не препятствовать измерениям, однако он отказался выполнить их требования.

В связи с тем, что водитель отказался выполнить законные требования сотрудников полиции в отношении его был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции). После чего инспекторами ДПС был составлен протокол личного досмотра гражданина с целью изъятия ключей от автомашины, так как они являлись предметом совершения административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Однако водитель оказал сопротивление сотрудникам полиции, проводившим досмотр, в связи с этим к нему были применены физическая сила и спецсредства (наручники).

После изъятия ключей в присутствии понятых сотрудниками ДПС произведен замер светопропускания передних стекол автомобиля «Тойота Ленд Крузер», который составил 13,1% (согласно технического регламента колёсных транспортных средств светопропускание передних стёкол должна быть не менее 70%). За нарушение требований на данного водителя был составлен административный протокол по п.1 ч.3 ст.12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств).

В результате, при стандартной ситуации на «ровном месте» из-за упрямства водителей, позволяющих себе вступить в полемику с инспектором ДПС, да еще с противодействием его законным требованиям оформляется административное правонарушение, по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, предусматривающее ответственность в виде штрафа до 1500 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

Что касается вышеуказанного гражданина, в этот же день Зеленоградский районный суд г. Москвы, рассмотрев материалы дела в отношении данного гражданина, постановил признать его виновным в совершении административного правонарушения и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Вроде бы сумма небольшая, однако, водитель потратил более 8-ми часов своего личного времени, не выполнив законных требований сотрудников полиции, не говоря уже о том, что такое поведение противоречит закону и заслуживает наказания.

Daewoo Matiz |R14|+|R15| ›
Бортжурнал ›
Законные требования сотрудника полиции

Итак что ж такое ЗАКОННОЕ требования сотрудника полиции: а это… вот оно ЧО…

Статья 13. Права полиции
1. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих осуществлению законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, а равно если имеются достаточные основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или на осуществление определенной деятельности, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять иные документы;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, получать по таким делам от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; приглашать в полицию граждан и должностных лиц в целях получения от них сведений, необходимых для рассмотрения материалов, находящихся в полиции, и принятия по ним решений;

4) запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, а также персональные данные лиц, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных; при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; запрашивать и получать от лечебно-профилактических и медицинских учреждений сведения о лицах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о лицах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

5) беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

6) патрулировать общественные места, выставлять при необходимости посты, контрольные и контрольно-пропускные пункты, заслоны, стационарные посты и использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) удалять граждан с места совершения преступления, административного правонарушения, иного происшествия либо обязать их оставаться там на период проведения следственных действий или оперативно-разыскных мероприятий; обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия, применять меры принуждения;

10) проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, осуществлять при решении задач оперативно-разыскной деятельности иные предусмотренные федеральным законом действия;

11) требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

12) производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;

13) вносить в соответствии с федеральным законом соответствующим должностным лицам, в соответствующие общественные объединения и организации представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, административных правонарушений либо иных нарушений федерального закона;

14) применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом;

15) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления, в иное служебное помещение в целях: решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывающийся от органов дознания, следствия и суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как без вести пропавший; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, установленных федеральным законом, с составлением протокола в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;

16) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в тяжелой степени опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в лечебно-профилактические и медицинские учреждения; доставлять по письменному заявлению граждан в лечебно-профилактические и медицинские учреждения либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел находящихся совместно с ними в жилище лиц в состоянии опьянения, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц свидетельствует о том, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта совершения административного правонарушения либо преступления, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, для расследования по уголовному делу, а также проводить освидетельствование указанных лиц на состояние алкогольного опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

17) доставлять в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей или в социально-реабилитационные центры федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных на основаниях и в порядке, установленных Федеральным законом от 24 июня 1999года №120-ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

18) задерживать и содержать под охраной в специально отведенных для этого помещениях граждан, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона;

19) производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также их транспортных средств при наличии достаточных данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на воздушном, водном и железнодорожном транспорте либо производить такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

20) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, и в зависимости от решения вопроса об ответственности возвращать эти вещи владельцу, уничтожать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

21) осуществлять в местах массового пребывания людей, при необходимости, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан совместно с организаторами спортивных, зрелищных и иных мероприятий досмотр граждан, досмотр их вещей при проходе на территорию сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, применяя в необходимых случаях технические средства, а при отказе гражданина подвергнуться досмотру не допускать его на территорию, где проводится соответствующее мероприятие;

22) производить регистрацию, фотографирование, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

23) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

24) ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и лиц, подлежащих в соответствии с федеральным законом отстранению от управления транспортными средствами, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений;

25) выдавать и продлевать разрешения (лицензии), действующие в сфере оборота оружия, отказывать в выдаче таких разрешений (лицензий) или аннулировать их при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от13декабря 1996года
№150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

26) устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензий на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, в том числе путем проведения собеседования с гражданином, претендующим на получение лицензии, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы; выдавать, продлевать и переоформлять лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности либо отказывать в выдаче лицензии при наличии оснований, установленных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по аннулированию выданных лицензий и иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

27) беспрепятственно входить в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять соответствие охраны, осуществляемой частными охранными организациями, установленным правилам и проверять ее организацию; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств; давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

28) требовать от граждан, работающих на охраняемых объектах (территориях), и от других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов; производить досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты (территории) и выезде с охраняемых объектов (территорий); проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах (территориях); обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации при осуществлении охраны объектов с помощью технических средств охраны, подключенных к пультам централизованного наблюдения; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах (территориях) угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов (на охраняемые территории), осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты (территории), и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

29) давать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных недостатков в технической укрепленности объектов и по обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;

30) участвовать совместно со службой авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; принимать совместно со службой авиационной безопасности меры по пресечению массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, по разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации; осуществлять сопровождение воздушного судна во время полета при наличии информации о возможности нарушения на нем требований авиационной безопасности; по ходатайству должностных лиц проводить проверку лиц, поступающих на работу в службу авиационной безопасности, для установления возможности их допуска к осуществлению
деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

31) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

32) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

33) применять в порядке и на условиях, определенных федеральным законом, меры безопасности для обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

34) беспрепятственно входить (проникать) в случаях и порядке, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями;

35) производить в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона оцепление (блокирование) участков местности;

36) применять в период проведения контртеррористической операции, во время действия режима чрезвычайного положения или режима военного положения предусмотренные федеральным законом меры и временные ограничения;

37) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, передавать, уничтожать и выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию; получать, учитывать геномную информацию и проводить геномную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

38) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное;

39) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание конфиденциальным образом оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы;

40) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;

41) пользоваться беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам;

42) использовать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, транспортные средства организаций и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или для сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.

2. Полиция реализует иные права, предоставленные ей федеральным законом.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

написано на основании… вот этого документа:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *