Национальная культурная автономия

культурно-национальная автономия

КУЛЬТУ́РНО-НАЦИОНА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, (национально-культурная автономия, культурная автономия) — в конституционном праве (см. ПРАВО (система норм)) предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.
Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 — начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.
В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия — способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию — экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.
Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия — вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.

В Российской Федерации

В России национально-культурные автономии осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ.
Согласно данному закону, национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение российских граждан, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные автономии России

  • Красноярская региональная чувашская национально-культурная автономия
  • Национально-культурная автономия «Дидойцы»
  • Национально-культурная автономия поморов Архангельской области
  • Петербургская городская национально-культурная автономия финнов-инкери
  • Региональная национально-культурная автономия ингерманландских финнов Ленинградской области
  • Тверская национально-культурная автономия тверских карел
  • Федеральная ассирийская национально-культурная автономии России
  • Федеральная еврейская национально-культурная автономия
  • Федеральная Лезгинская национально-культурная автономия
  • Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
  • Федеральная национально-культурная автономия белорусов России
  • Федеральная Грузинская национально-культурная автономия в России
  • Федеральная национально-культурная автономия казахов России
  • Федеральная национально-культурная автономия карачаевцев России
  • Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации
  • Федеральная национально-культурная автономия литовцев Российской Федерации
  • Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев
  • Федеральная национально-культурная автономия российских немцев
  • Федеральная национально-культурная автономия татар
  • Федеральная национально-культурная автономия цыган
  • Федеральная национально-культурная автономия чувашей России
  • Федеральная польская национально-культурная автономия «Конгресс поляков в России»

Виды некоммерческих организаций

В Российской Федерации существует более тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, кроме этих двух актов, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

  • Автономная некоммерческая организация
  • Адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация)
  • Ассоциация и союз (в том числе биржевой)
  • Благотворительная организация
  • Государственная корпорация
  • Государственная компания
  • Государственное и муниципальное автономное, бюджетное и казенное учреждение
  • Национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник
  • Казачье общество
  • Некоммерческое партнерство
  • Неправительственная организация
  • Кондоминиум (Товарищество собственников жилья)
  • Общественное объединение (Политическая партия, общественная организация (в том числе инвалидов), общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественное самодеятельности, Профсоюз)
  • Общество взаимного страхования
  • Объединения юридических лиц
  • Объединение работодателей
  • Община коренных малочисленных народов
  • Потребительские кооперативы (в том числе Кредитный потребительский кооператив (граждан, первого и второго уровня), Сельскохозяйственный потребительский кооператив (перерабатывающий, сбытовой (торговый), обслуживающий, снабженческий, садоводческий, огороднический, животноводческий), Жилищный накопительный кооператив
  • Религиозная организация /объединение (религиозная организация (местная и централизованная), религиозная группа)
  • Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение
  • Торгово-промышленная палата
  • Территориальное общественное самоуправление.
  • Учреждение (в том числе частное)
    • Автономное учреждение
  • Фонд

Третий сектор

Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов:

  • первый сектор — государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций;
  • второй сектор — коммерческие организации;
  • третий сектор — некоммерческие организации.

Третий сектор является:

  • негосударственным, неправительственным;
  • независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса.
  • некоммерческим, неприбыльным,
  • сектором добровольной активности (волонтёрским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтёров.
  • филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Есть мнение, что некоммерческие организации лучшим образом выполняют социальные и общественные функции чем само государство и структуры управляемые им, так как самими некоммерческими организациями управляют их члены и только в рамках основной цели конкретной организации.

Выделяется даже понятие неправительственных организаций, это те же НКО, но выполняющие функции регулирования каких-то социальных сфер жизни людей, не прибегая к помощи госорганов.

> Особенности налогообложения

Полученные российскими некоммерческими организациями гранты от иностранных благотворительных организаций не облагаются налогом.

  1. Ю. М. Ульянов «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций» (11.06.93 г. #ЮУ-4-06/88Н); опубликовано как Порядок налогообложения грантов // Журнал «Коммерсантъ Власть», №25 (25), 28.06.1993

> См. также

  • Общественная организация
  • Саморегулируемая организация
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

В Викисловаре есть статья «некоммерческая организация»

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Юридические лица

Коммерческие

Хозяйственные товарищества и общества (Полное • На вере) • Общество с ограниченной ответственностью • Общество с дополнительной ответственностью • Акционерное общество (Открытое • Закрытое) • Производственный кооператив • Унитарное предприятие

Некоммерческие

Потребительский кооператив • Общественное объединение (Организация • Движение • Фонд • Учреждение • Орган самодеятельности • Политическая партия) • Религиозная организация • Фонд • Учреждение

Государственная регистрация

Государственная регистрация • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

Прочее

Несостоятельность • Ассоциация (союз) • Индивидуальный предприниматель • Ограниченная ответственность • Учредитель

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям. на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень — местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень — региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец — федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме,например,проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее — объединения субъектов РФ и, наконец, — свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ. Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах. ГС. А.)

Статья «Особенности создания и деятельности национально-культурных автономий»

Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств. В настоящее время в ней проживает более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Настоящее и будущее нашей страны, ее развитие как демократического, правового государства, обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального, межконфессионального мира и согласия.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации.

Основной целью создания национально-культурной автономии является самостоятельное принятие решений по вопросам сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения, организационно-правовой формой которой является общественная организация.

В зависимости от территориальной сферы деятельности национально-культурные автономии подразделяется на местные, региональные и федеральные.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Порядок государственной регистрации национально-культурных автономий, перечень и сроки подачи документов, представляемых для государственной регистрации установлены статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статьей 6 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурных автономиях». Перечень включает в себя:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом;

— устав национально-культурной автономии;

— выписка из протокола учредительной конференции (съезда) – для региональных и федеральных национально-культурных автономий или учредительного общего собрания (схода) – для местных национально-культурных автономий, содержащая сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;

— сведения об учредителях;

— документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому будет осуществляться связь с автономией.

Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

Национально-культурная автономия считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Необходимые документы представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня проведения учредительной конференции (съезда) или общего собрания (схода). Решения о государственной регистрации местных и региональных национально-культурных автономий принимаются территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения национально-культурной автономии, решения о государственной регистрации федеральных национально-культурных автономий принимаются Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав национально-культурной автономии должен содержать следующие сведения:

1) название, цели национально-культурной автономии, ее организационно-правовую форму;

2) структуру национально-культурной автономии (для федеральных и региональных), руководящие и контрольно-ревизионный органы национально-культурной автономии, территорию, в пределах которой данная автономия осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в национально-культурной автономии, права и обязанности членов данной автономии;

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов национально-культурной автономии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав национально-культурной автономии;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества национально-культурной автономии, права национально-культурной автономии и ее структурных подразделений (для федеральных и региональных) по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии. Устав национально-культурной автономии может содержать описание символики данной автономии.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности национально-культурной автономии, не противоречащие законам.

Государственная регистрация изменений, вносимых в уставы национально-культурных автономий, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация национально-культурных автономий.

За государственную регистрацию национально-культурной автономии, изменений вносимых в устав и ликвидацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ведение реестра национально-культурных автономий осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления и находится на официальной сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

В настоящее время в Реестре национально-культурных автономий Министерства юстиции Российской Федерации значатся 934 национально-культурные автономии.

Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Республике Северная Осетия – Алания зарегистрировано 3 национально-культурные автономии, из которых: 1 — региональная национально-культурная автономия и 2 местные национально-культурные автономии.

Специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
М.Ю. Багаева

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *