Налоговое бремя

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2015 году читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015 году»

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Снижение налогового бремени и расчет оптимальной налоговой нагрузки

Для того чтобы решать проблемы оптимизации налогового бремени путем налогового планирования, необходимо воздействовать на различные элементы, включенные в его расчет: ставки соответствующих налогов и приведенные выше коэффициенты. Для этих целей на основе разработанной модели оценено влияние изменения различных факторов на уровень налогового бремени.

Пример 8.1

В табл. 8.10 представлен базовый вариант расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта, предусматривающий в основном максимальные ставки налогов и указанные значения соответствующих коэффициентов.

Таблица 8.10. Базовый вариант расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта

Параметры

Значение

Ставка налога на прибыль, %

Ставка НДС, %

Суммарная ставка взносов в социальные фонды и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, %

Ставка налога на доходы физических лиц, %

Ставка налога на имущество, %

Ставка налога на дивиденды, %

54,55

16,66

19,00

10,33

1,67

Средний срок полезного использования амортизируемого имущества, лет

Средний срок фактической эксплуатации амортизируемого имущества, лет

В данном случае налоговое бремя НБДС получится равным 36,8%, а налоговое бремя НБВБ – 20,1%.

Будем менять факторы и рассчитывать последствия их изменения для уровня налогового бремени.

Во-первых, изымем из расчета налогового бремени влияние налога на доходы физических лиц. Тогда налоговое бремя НБДС получится равным 34,6%, а налоговое бремя НБвб –18,9%. Данные показатели будем считать базовыми. Все дальнейшие расчеты производятся уже без учета налога на доходы физических лиц.

Теперь будем последовательно менять ставки налогов, исходя из возможностей, предоставляемых налоговым законодательством и перспективами его изменения.

  • 1. Осуществляя деятельность в особых экономических зонах на территории РФ, хозяйствующие субъекты в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ могут снизить ставку налога на прибыль до уровня 15,5%. Тогда при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 33,5%, а налоговое бремя НБвб– 18,3%.
  • 2. Действующее законодательство по НДС предусматривает возможность применять в ряде случаев ставку 10%. Тогда при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 29,8%, а налоговое бремя НБВ– 15,8%.

По экспортным и аналогичным им операциям возможно применение нулевой ставки НДС. В этом случае при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 22,8%, а налоговое бремя НБвб–11,5%.

В перспективе рассматривается снижение ставки НДС до 13%. Тогда налоговое бремя НБДС получится равным 25,4%, а налоговое бремя НБвб– 12,8%.

3. Рассматривая взносы в социальные фонды, необходимо указать, что по ним существует возможность применения пониженных ставок. Отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний варьируются в зависимости от класса профессионального риска от 0,2 до 8,7%. Максимальный размер социальных налогов 42,7%. Тогда при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 34,9%, а налоговое бремя НБвб– 19,1%.

Минимально возможный уровень социальных налогов – 10,5%. В этом случае при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 30,6%, а налоговое бремя НБиб– 16,2%.

  • 4. В случае отмены транспортного налога получим при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС – 33,3%, а налоговое бремя НБвб –18,0%. В случае увеличения транспортного налога в два раза налоговое бремя НБДС составит 36,9%, а налоговое бремя НБвб – 19,7%.
  • 5. По налогу на имущество возможно использование льгот, вплоть до полного освобождения от данного налога. В этом случае при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 31,6%, а налоговое бремя НБВВ– 16,9%.

В проекте НК РФ планируется введение налога на недвижимость, ставка которого предполагается на уровне 5%. Тогда при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 38,1%, а налоговое бремя НБвб – 21,3%.

6. Дивиденды, выплачиваемые иностранным юридическим лицом как российским, так и иностранным организациям, а также дивиденды, выплачиваемые российскими организациями иностранным юридическим лицам, могут согласно ст. 284 НК РФ облагаться по ставке 15%. В этом случае при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 35,9%, а налоговое бремя НБВВ– 19,6%.

Из проведенных расчетов можно сделать вывод, что наибольшее уменьшение налогового бремени достигается в результате применения ставки 0% по НДС.

Однако анализ будет неполным, если заниматься оптимизацией налогового бремени, только минимизируя ставки налогов. Снижения налогового бремени можно добиться в результате оптимизации структуры выручки и прежде всего добавленной стоимости.

Например, если К,, снизить до уровня 46,16% при прежней структуре добавленной стоимости, то налоговое бремя НБДС составит 34,6%, а налоговое бремя НБвб получится равным 16,0%. Следует отметить, что К0 характеризует материалоемкость продукции. Таким образом, при увеличении материалоемкости сохраняется уровень налогового бремени относительно добавленной стоимости и уменьшается налоговое бремя относительно выручки-брутто. Если при значении K0 = 54,55% поменять структуру добавленной стоимости, например, увеличив амортизацию в два раза в результате использования нелинейного способа начисления амортизационных отчислений или применения вариантов ускоренной амортизации, то при прочих равных условиях налоговое бремя НБДС получится равным 33,5%, а налоговое бремя НБвб– 20,2%.

Можно оценивать влияние изменений отдельных факторов, а также их комплексное воздействие на уровень налогового бремени. Это достигается за счет грамотно принятого решения о размещении бизнеса, в том числе в свободных экономических зонах на территории России, принятия взвешенной учетной политики для целей налогообложения, проведения оптимальной договорной кампании, использования различных льгот по налогам и налоговых освобождений.

Например, предприятие расположено в российской особой экономической зоне (ставка налога на прибыль – 15,5%). Оно реализует свою продукцию на экспорт (ставка НДС – 0%). Ставка взносов в социальные фонды – 10,5%, предприятие наполовину освобождено от налога на имущество в результате использования соответствующих льгот (реальная ставка налогообложения – 1%). В табл. 8.11 представлен вариант расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта при данных условиях.

Таблица 8.11. Вариант расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта

Параметры

Значение

Ставка налога на прибыль, %

15,5

Ставка НДС, %

Ставка взносов в социальные фонды и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, %

10,5

Ставка налога на доходы физических лиц, %

Ставка налога на имущество, %

Ставка налога на дивиденды, %

54,55

16,66

19,00

10,33

1,67

Средний срок полезного использования амортизируемого имущества, лет

Средний срок фактической эксплуатации амортизируемого имущества, лет

В данном случае налоговое бремя НБДС получилось равным 14,5%, а налоговое бремя НБвб – 7,0%.

Предлагаемая модель позволяет также рассчитать процент изменения размера налогового бремени в результате изменения каждого из факторов на 1%. Таким образом можно определить, какие из факторов оказывают наиболее существенное влияние на изменение базового размера налогового бремени НБвб (0,189). Результаты расчетов приведены в табл. 8.12.

Таблица 8.12. Изменение размера налогового бремени в результате изменения соответствующего фактора на 1% (из базового уровня)

Изменяемые параметры (на 1%)

Значение налогового бремени

НБВБ

НБВБ при изменении параметра на 1%, %

Ставка налога на прибыль

0,190

100,5

Ставка НДС

0,192

101,5

Ставки взносов в социальные фонды и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

0,190

100,5

Ставка налога на имущество

0,198

104,8

Ставка налога на дивиденды

0,190

100,5

Вывод: при существующей у организации структуре выручки наибольшее влияние на изменение налогового бремени оказывает изменение на 1% налога на имущество (хотя для данного налога 1% составляет половину ставки).

Теперь посмотрим, как влияет на уровень налогового бремени НБВС (0,188739) изменение ставки соответствующего налога на 1% от ее базового уровня (по налогу на прибыль на 1% от базовых 20%, т.е. на 0,2% и т.д.). Результаты расчетов приведены в табл. 8.13.

Таблица 8.13. Изменение размера налогового бремени в результате изменения соответствующего фактора на 1% (от базового уровня)

Изменяемые параметры (на 1%)

Значение налогового бремени

НБВБ

НБВБ при изменении параметра

на 1%, %

Ставка налога на прибыль

0,189004

100,140

Ставка НДС

0,189414

100,358

Ставки взносов в социальные фонды и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

0,189087

100,184

Ставка налога на имущество

0,188757

100,010

Ставка налога на дивиденды

0,188844

100,056

Анализ данных табл. 8.13 позволяет сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение размера налогового бремени оказывает изменение ставки НДС на 1% от ее базового уровня.

Использование предложенной модели позволит конкретным хозяйствующим субъектам решать проблемы оптимизации своего налогового бремени в зависимости от стоящих перед ними конкретных задач соответствующего жизненного цикла фирмы.

Анализ уровня налогового бремени необходимо завершить его расчетами по хозяйствующим субъектам различных отраслей. Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы.

Во-первых, проведенные различными методами (мультипликативным, суммовым, на основе денежных потоков) расчеты налогового бремени хозяйствующих субъектов дают различные числовые значения, что, прежде всего, говорит о возможности и необходимости дальнейшего усовершенствования разработанной модели и подтверждает наличие определенных недостатков у отчетности о движении денежных средств.

Во-вторых, амплитуда колебаний уровня налогового бремени по различным хозяйствующим субъектам существенна. Дифференциация уровня налогового бремени между различными хозяйствующими субъектами велика и входит в противоречие с основополагающим принципом справедливости, присущим классической теории налогообложения. Более того, даже в случае декларирования в законодательных документах «режима наибольшего налогового благоприятствования» для отдельных хозяйствующих субъектов ими не всегда достигается минимальный размер налогового бремени по сравнению с другими организациями. Такое положение в числе прочих обоснований зависит также и от успехов в области налогового планирования.

В-третьих, моделирование налогового бремени позволяет рассчитывать удельный вес в структуре налогового бремени того или иного налога. Таким образом, предложенная модель позволяет определить для каждого конкретного хозяйствующего субъекта налоги, наиболее существенно влияющие на уровень налогового бремени, чтобы они могли сосредоточить на них свое основное внимание при налоговом планировании в перспективе.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что использование того или иного элемента налогового планирования должно быть основано на индивидуальном подходе к каждому конкретному хозяйствующему субъекту. Только в этом случае предприятие может получить реальный эффект, выражающийся в увеличении финансовых результатов и снижении текущих издержек в части налоговых платежей.

Предложенная концепция налогового планирования позволит хозяйствующим субъектам повышать свою финансовую устойчивость и значимость и в конечном счете окажет влияние на темпы экономического роста, что является приоритетным направлением развития экономики нашей страны на современном этапе.

  • Более подробные расчеты см.: Вылкова E. С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый вестник. 2002. № 12.

Налоговое бремя

Налоговое бремя — это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

В широком смысле слова — бремя, налагаемое любым платежом А.В. Брызгалин дает следующее определение: На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:

Налоговое бремя на макроуровне:

общегосударственный уровень;

территориальный уровень.

Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

уровень организации, учреждения;

уровень физического лица (индивидуума).

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет.

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Основные направления применения налогового бремени:

Данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

Исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

Показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики и налоговые льготы.

Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

  • — отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;
  • — отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени — уменьшается. Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов вследствие чего, неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику.

При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов:

Принципа разумности. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие — государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

Не целесообразно, строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве. Так же нельзя без оглядки ссылаться на зарубежный опыт при осуществлении конкретных операций. Подобные ссылки не являются аргументом.

Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым, отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).

32. Распределение налогового бремени при разной эластичности спроса и предложения.

  • Ed=, где– относительное изменение предложения

  • где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена.

  • Налоговое бремя — это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

  • Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рис. 9.4 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

  • График спроса D на рис. 9.4,а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 9.4,б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно P0 и Q0- равновесные цена и объем производства до введения налога.

  • Рис. 9.4. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1 — предложение до и после введения налога

  • Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1.

  • Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

  • В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 9.4,а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

  • В случае, если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

  • Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 9.4. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

  • Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 9.5 иллюстрирует ситуацию до и после введения налога.

  • При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

  • Рис. 9.5. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос;S0,S1) — предложение до и после введения налога

  • 33. Практическое применение теории эластичности.

  • Виды ценовой эластичности спроса и их графическое представление.

    • Виды ценовой эластичности

    • Виды эластичности

    • Соотношение изменения цены и спроса

    • Коэффициент эластичности

    • Изменение выручки от реализации при сниж. Цены

    • Графическое изображение

    • Товары

    • Совершенно не эластичный спрос

    • Цена изменяется

    • Спрос постоянный

    • Ed = 0

    • Уменьшается

    • Медикаменты

    • Неэластичный спрос

    • Цена изменяется больше

    • Спрос изменяется меньше

    • Ed < 1

    • Уменьшается

    • Продукты питания

    • Единичная

    • Цена изменяется одинаково

    • Спрос изменяется одинаково

    • Ed = 1

    • Не изменяется

    • Цена на перевоз. Топлива

    • Эластичный спрос

    • Цена изменяется меньше

    • Спрос изменяется больше

    • Ed >1

    • Увеличивается

    • Товары роскоши

    • Совершенно эластичный спрос

    • Цена постоянна

    • Спрос изменяется

    • Ed =x

    • Увеличивается

    • Несуществует

  • Пример.

  • Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг : Хлеб 0,15 Говядина 0,64 Баранина 2,65 Яйца 0,32 Электричество в домах 0,13 Табачные изделия 0,46 Газеты и журналы 0,42 Одежда и обувь 0,20 Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

  • Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов). Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 9.3. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 9.3, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.

  • Рис. 9.3. Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б): Р — плата за аренду квартиры; О — количество квартир; R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду

  • 34. Полезность, ценность (стоимость) и цена.

  • Полезность.

  • Полезность блага– способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности.

  • Общая полезность (TU)с увеличения количества благ постепенно возрастает и достигает максимума в точке, когда благо полностью удовлетворило данную потребность.

  • Предельная полезность (MU)– это прирост общей полезность, при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

  • Принцип снижающейся предельной полезности – по мере роста количества потребляемого блага, каждая последующая единица этого блага оценивается потребителем все меньше и меньше.

  • Ценность (стоимость).

  • Ценность- это денежная оценка потребителем полезности блага.

  • Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом).

  • Меновая стоимость– это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее.

  • Закон стоимости– экономический закон товарного производства, согласно которому стоимость какого-либо товара измеряется содержащимся в нем общественно необходимым трудом, а обмен товаров должен происходить на эквивалентной основе согласно их стоимости.

  • Цена.

  • Цена товара– это денежное выражение стоимости.

  • Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену.

  • Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой

  • 38. Эффект дохода. Эффект замещения.

  • Эффект дохода(Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

  • Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

  • Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то оставшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствие этого увеличится спрос.

  • Эффект замещения(Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

  • Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

  • Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

  • 39. Кривые «доход-потребление», кривые Энгеля, кривая «цена-потребление».

  • Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

  • С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).

  • Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» — луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

  • Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д.

  • Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».

  • Кривые Энгеля (Engel curve) иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ (C) и доходом потребителя (I) при неизменных ценах и предпочтениях. Названа в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля, занимавшегося анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов.

    • Кривые Энгеля

  • На оси абсцисс откладывается уровень дохода потребителя, а на оси ординат — расходы на потребление данного блага.

  • На графике показан примерный вид кривых Энгеля:

  • E1 — кривая для нормальных товаров;

  • E2 — кривая для предметов роскоши;

  • E3 — кривая для низкокачественных товаров.

Задача №57. Расчёт налогового бремени покупателя и продавца и чистых общественных потерь

Кривые спроса на магнитофоны и предложения магнитофонов фирмы «Электрик» марки А-2000 имеют линейный вид и заданы формулами:

где

Р измеряется в долларах,

Q – в тысячах штук.

Правительство ввело акциз, равный пяти долларам за каждый проданный магнитофон.

а) Определите сумму налога, которую соберёт налоговая служба.

б) Вычислите налоговое бремя покупателей.

в) Вычислите налоговое бремя продавцов.

г) Найдите чистые общественные потери.

Решение:

а) Найдём параметры равновесия до введения акциза.

Qd = Qs1

300 – 2 * Р = 3 * Р – 200

500 = 5 * Р

Р1 = 100 рублей,

Q1 = 100 тыс. штук.

После введения акциза, равного пяти долларам за каждый проданный магнитофон график функции предложения сдвинется на пять единиц вверх, что приведёт к изменению функции предложения:

Qs2 = 3 * (Р – 5) – 200

Найдём параметры равновесия после введения акциза.

Qd = Qs2

300 – 2 * Р = 3 * (Р – 5) – 200

5 * Р = 515

Р2 = 103 рубля

Q2 = 300 – 2 * 103 = 94 тыс. штук

Таким образом, продавцы продадут только 94 тысячи штук магнитофонов, и с каждого магнитофона налоговая служба соберёт 5 долларов. Общая сумма налога, которую соберёт налоговая служба будет равна:

Q2 * T = 94 * 5 = 470

Эта сумма соответствует площади прямоугольника ABCE2.


Найдём координаты точки А.

Возможны два способа определения:
Способ I: Подставим в первоначальную функцию предложения равновесный объём Q2 = 94

94 = 3 * Р – 200

Откуда:

Р = 98.

Способ II: Так как каждая точка графика функции сдвинулась вверх на величину налога Т = 5 единиц, следовательно, и точка А сдвинулась на 5 единиц вверх. И её координата по оси 0Р стала равна, как нам известно, 103. Значит ордината точки А равна:

103 – Т = 103 – 5 = 98.

б) После введения акциза предложение уменьшилось. Теперь покупатель за каждый купленный магнитофон вынужден заплатить больше, а это значит, что выгода от покупки для покупателя снизилась. Кроме того, все вместе покупатели магнитофонов сокращают объём потребления. Это и считается потерями или бременем, которое несёт покупатель в связи с введением акциза.

Налоговое бремя покупателя выражается уменьшением излишка покупателя.

Вычислим налоговое бремя покупателей.

Решим задачу графически.
Налоговое бремя покупателя на графике – это трапеция СE2Е1F. Найдём её площадь.

в) Продавцы после введения акциза тоже несут потери. Они получают за каждый проданный магнитофон меньше, чем до введения налога. И ко всему этому сокращается объём продаж. Эти потери показаны на рисунке в виде трапеции ABFЕ1.

Налоговое бремя продавца выражается уменьшением излишка продавца.

Вычислим налоговое бремя продавцов:
Найдём площадь трапеции ABFЕ1:

г) Найдём чистые общественные потери (Dead Weight Losses), то есть разницу между общей суммой налогового бремени покупателей и продавцов и суммой налоговых поступлений (194 + 291 – 470 = 15 тыс. долл).

То есть это площадь треугольника АЕ1Е2.

Налоговое бремя и нагрузка

Налоговое бремя и налоговая нагрузка – в принципе, два очень схожих понятия, однако налоговая нагрузка является показателем фактической уплаты налога. То есть это сумма средств, которая уже уплачена налогоплательщиком.

Чем выше уровень развития экономики в стране, тем выше уровень налоговой нагрузки. Так, в России этот показатель составляет 40%.

Согласно Приказу ФНС от 30,05,2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных проверок» существует ряд критериев, на которые обращается внимание при проведении проверки уплаты налогового бремени, с которыми можно ознакомиться в п.2 данного документа.

Рассмотрим несколько способов расчета налоговой нагрузки. По стандартной схеме высчитывают данный показатель следующим образом: отчисления в НС делят на показатель выручки налогоплательщика.

Но существует еще несколько простых и более сложных способов, которые предусматривают вычисление на основании разных показателей.

По налогу на прибыль

1 способ по НДС

2 способ по НДС

Для ИП

Для УСН

Для ЕСХН

Для ОСНО

Все вышеприведенные формулы для расчета установлены согласно Письму № АС-4-2/12722.

Кроме этого, есть некоторые примечания. Для произведения расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО учитываются и другие налоги, которые уплачиваются плательщиком.

back to menu

Примеры расчета

Теперь давайте наглядно рассмотрим применение формул на примерах.

Пример 1

ООО «Мой дом» осуществляет свою деятельность в строительной индустрии. В 2015 г. в «Отчете о прибылях и убытках» в форме №2 строке 10 отражена выручка от реализации товара, составляющая 553 000 р.

В форме №2 строке 060 указаны проценты к получению, которые составляют 5 000 р.

Теперь рассчитаем весь доход, полученный за 2015 г. 553 000 + 5 000 = 558 000 р.

Сумма налоговой нагрузки в 2016 году составляет 15 000, налог, возвращенный на расчетный счет, имеет показатель в размере 3 000 р.

Из этого следует, что в 2015г. у предприятия «Мой дом» была следующая налоговая нагрузка:

15 \ 558 х 100% = 2,2.

Однако, в данной отрасли средний показатель нагрузки составляет 12,2%, а у рассматриваемого предприятия данный показатель меньше, поэтому необходимо обратиться в НС для уточнения своих обязательств и рассмотрению порядка вычислений.

Пример 2

ООО «Конфетка» осуществляет свою деятельность в рамках оптовой торговли.

В 2015 г. выручка от реализации товара предприятием составила 1 356 000 р.

Проценты к получению составили 5 000 р.

Прочие доходы, которые были получены внереализационным путем, составили 19 000 р.

Теперь подсчитаем общую сумму доходов, которые получало предприятие «Конфетка» за 2015г.:

1 356 000 + 5 000 + 19 000 = 1 380 000 р.

В 2014г. компания уплатила налоги в размере 63 000р. НС возвратила сумму размером 4 000.

Налоговая нагрузка фирмы «Конфетка» за 2015г.:

59\ 1380 х 10% = 4,3%.

Налоговая нагрузка в данной отрасли в среднем имеет показатель 2,4, что является меньшим от того, что получило рассматриваемое предприятие.

back to menu

Избыточное налоговое бремя и его последствия

Если вы хотите рассчитать показатель налоговой нагрузки по вышеприведенным формулам и использовать его для оценки риска проверки, то рекомендуется выполнить следующий ряд действий:

  1. Определить свою налоговую нагрузку.
  2. Рассчитать показатель по налогу на прибыль в соответствии с данными: менее 3% для производственных предприятий, менее 1% для торговых компаний.
  3. Согласно Письму № АС-4-2/12722 полученный показатель не должен превышать 89%.

Если вы получили показатель, который является для вашего бизнеса невыгодным и берет слишком большую долю от вашего дохода, то перепроверьте свои расчеты на наличие ошибок.

Налогоплательщик в РФ обязан уплачивать все налоги, которые начисляются касательно его деятельности и получаемых доходов. Есть также дополнительные взносы, которые на прямую не влияют на налоговое бремя, но все же относятся к нему и учитываются при расчетах.

Если рассматривать с точки зрения теории, то рост налога должен, прежде всего, увеличивать доходы бюджета.

Но с практической стороны мы видим, что избыточное налоговое бремя, наоборот, затормаживает развитие производства и не дает шансы для развития определенной деятельности. Поэтому гражданин уже не сможет выплачивать в полной мере налоги, что приводит к уменьшению бюджета.

К примеру, возьмем 2014 год, когда страховые взносы для ИП увеличились. Ожидалось, что бюджет увеличится, а это привело лишь к тому, что большинство ИП закрылись. Что в итоге не оправдало ожидания.

Поэтому увеличение налогового бремени приводит не к росту бюджета, как ожидалось, а к закрытию предприятий.

back to menu

Налоговое бремя в России в 2016 году

Минфин России утверждает, что существенных изменений на 2016г.не предусмотрено. Планируется лишь выделить некоторые сферы деятельности:

  • Производства, которые соответствуют критериям региональных инвестиционных проектов. Для данной категории предприятий планируется установить ставку 0% по налогу на прибыль в отношении фед. бюджета, 10% в отношении регионального бюджета.
  • Малое предпринимательство – может быть введена патентная система для определенных видов деятельности. Также может быть установлено освобождение на 2 г. на уплату платежей.
  • Самозанятые физ. лица. Будет упрощена система уплаты платежей и, в целом, процесс регистрации. Данные действия направлены на мотивацию к регистрации ИП и уплату всех платежей в полном объеме, что приведет к увеличению бюджета.

Налоговое бремя учитывается для всех лиц во всем мире. Это необходимо для того, чтобы важные сферы деятельности для государства, финансируемые за счет бюджета, продолжали свою работу.

Избыточное налоговое бремя может привести к закрытию многих предприятий. В данный момент Минфин РФ сосредоточен на том, чтобы бюджет пополнялся не за счет увеличенных платежей, а за счет развития организаций. Это дает возможность развиваться и параллельно уплачивать налог в полном объеме.

Принципы налогообложения

Экономические Юридические Организационные
Принцип нейтральности (равного налогового бремени)
Принцип хозяйственной независимости Принцип установления налогов законами Принцип единства налоговой системы
Принцип справедливости Принцип приоритета налогового закона над неналоговым Принцип подвижности налогообложения
Принцип соразмерности Принцип отрицания обратной силы налогового закона Принцип стабильности налоговой системы
Принцип учета интересов Принцип наличия в законе существенных элементов налога Принцип множественности налогов
Принцип экономичности Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений Принцип исчерпывающего перечня налогов

Рассмотрим подробнее юридические и организационные принципы.

Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство пла­тельщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных, а также повышенных по став­кам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. Налоги и сборы не могут различно применяться ис­ходя из политических, геологических, этнических, конфессио­нальных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа спра­ведливости (ст. 3 НК РФ).

Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции РФ. Среди положений ст. 3 НК РФ сказано, что каж­дое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Это означает, что устанавливать налоги должны представитель­ные органы, принимая в обязательном порядке соответствую­щие законы. Федеральные налоги и сборы в соответствии с на­стоящей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом РФ.

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Он означает, что если в нена­логовых законах есть нормы, так или иначе касающиеся нало­говой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового за­конодательства. В случае коллизии норм применяются положе­ния именно налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом зако­не предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента по­зволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачи­вать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отно­шении установления обязательных элементов налога рассмат­ривается в ст. 17 НК РФ.

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Фе­дерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при приме­нении налогового закона. Это неравенство проявляется в нерав­ноправном положений плательщика налогов при взыскании не­доимок и штрафов и при возврате переплаченных налогов.

Организационные принципы — это положения, в соответ­ствии с которыми осуществляется построение, развитие и уп­равление налоговой системой. Налоговая система России руко­водствуется следующими организационными принципами.

Принцип единства налоговой системы. Данный принцип зак­реплен в ст. 75 Конституции РФ, Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установле­ния налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 НК РФ). Не­допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граж­данами своих конституционных прав. Не допускается также вве­дение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

Принцип подвижности (эластичности). Суть данного прин­ципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуж­дами государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых цен на нефть или газ. В ряде случаев эластичность налогообло­жения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности. Главная цель налоговой рефор­мы — это стабильное и более понятное, чем сегодня, налоговое законодательство. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования. Реали­зация данного принципа обусловлена интересами всех субъек­тов налоговых отношений, поскольку устраняет существующие в законодательстве препятствия развитию бизнеса.

Принцип множественности налогов. Любая налоговая сис­тема эффективна только в том случае, если она предусматрива­ет множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необ­ходимостью перераспределения налогового бремени по платель­щикам. Во-вторых, множественность налогов поддерживает прин­цип эластичности налоговой системы и, в-третьих, позволяет реализовать взаимную дополняемость налогов, поскольку мини­мизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и мест­ных налогов. Согласно действующему законодательству феде­ральные налоги (сборы) устанавливаются, изменяются и отме­няются Налоговым кодексом РФ, а налоги субъектов Федерации и местные налоги — соответственно законами субъектов Феде­рации о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п. 5 ст. 3 НК РФ). Запрещается также установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодек­сом РФ.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организа­циями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятель­ности государства и (или) муниципальных образований.

1.6 Принцип равного налогового бремени

курсовая работа

В научной литературе этот принцип часто называют принципом равенства в налогообложении, что не меняет его сущности. Данный принцип является конституционным и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

Поэтому в развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Исключения из этого принципа направлены на защиту публичных и экономических интересов общества (и государства) и содержатся в ч. 3 п. 2 ст. 3 НК РФ: например, при ввозе товара в Российскую Федерацию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П указал: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» (п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П).

Таким образом, равенство в налогообложении понимается не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. Другими словами, равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики.

В настоящее время одним из наиболее «популярных» видов попрания этого конституционного принципа, безусловно, придется признать принятую и допускаемую законодательством многих стран практику предоставления индивидуальных налоговых льгот. В Российской Федерации предоставление налоговых льгот индивидуального характера запрещено положениями ст. 56 НК РФ.

Следует заметить, что в доктрине конституционного права многих зарубежных стран этот принцип получил наименование «принципа равенства перед законом, судом и налогом», а в некоторых странах — «принципа недискриминации при налогообложении». Например, в ст. 189 Конституции Королевства Нидерландов прямо говорится, что «никакие привилегии не могут предоставляться в области налогов». В конституционном и налоговом праве

США рассматриваемый принцип называют «принципом равной защиты от дискриминации». Применительно к налоговому праву этот принцип означает наличие равного права у всех налогоплательщиков на защиту от несправедливого налогообложения, основанного по половому, расовому, религиозному или иному признаку.

Современные исследователи налогов считают, что «налоговая система государства — это, пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущими слоями общества, между земельными собственниками и капиталистами — все это отражалось на эволюции налоговой системы».

Действительно, учение о равном налоговом жертвоприношении занимает в современной финансовой науке и в теории о справедливом налогообложении значительное место. При этом путем сложных выкладок делается попытка найти основу для справедливого распределения налогового бремени и тем самым решить сложную проблему соразмерной прогрессии налогообложения. Но основная идея имеет уже библейский возраст, и ее можно проиллюстрировать словами Христа. Справедливая жертва, о которой он говорит, — это скромная лепта несчастной вдовы. Апостол Марк сообщает об этом следующими словами: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты: Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей положила все, что имела, все пропитание свое». Таково древнее обоснование современной теории равной и справедливой налоговой жертвы.

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства и налогового администрирования.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *