Налоговая проверка сроки проведения

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Содержание

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

  • большое количество документов, которые надо проверить;

  • большая продолжительность проверяемого периода;

  • большое количество проверяемых налогов;

  • несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

  • для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

  • для проведения экспертизы;

  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

  • для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  1. Сплошной

  2. Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

  • ведется ли налогоплательщиком учет;

  • наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

  • факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

  • правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

  • факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

  • соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

  • налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

  • документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

  • правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

  • правильность и полнота учета документов;

  • правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  • полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

  • своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.

Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.

Порядок проведения камеральной проверки по транспортному налогу определяется НК РФ. Проверке подлежат данные, представленные налогоплательщиком в декларации по налогу. Для проведения мероприятия контроля наличие решения руководителя ИФНС и уведомления предприятия не требуется. Повторная проверка по одному вопросу не производится, если только налогоплательщиком не изменены данные, представленные уточненной декларацией. В статье расскажем, как проводится камеральная проверка по транспортному налогу, какие документы составляются.

Подробная информация о механизме проведения проверок и принятия решения по акту содержится в письме ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 в редакции от 28.06.2016г. (далее – Письмо ФНС РФ).

Началом проверки считается день сдачи декларации.

В ходе проверки и до ее окончания либо вручения акта предприятие имеет право представить уточненную декларацию. Если организация выявила факт занижения налога или базы, представление уточненных данных является обязательным. При получении Инспекцией уточненных данных:

  • Прекращается проверка ранее поданной декларации.
  • Мероприятие контроля осуществляется в отношении новых данных.
  • Срок проверки исчисляется заново.

В течение отведенного срока инспектор осуществляет мероприятие контроля –проводит проверку декларации,при необходимости осуществляетподачу запроса на представление документов, проведениеосмотра транспортного средства, опроса свидетелей и иные действия, разрешенные в рамках камеральной проверки.

Проверка осуществляется по месту нахождения территориального отделения ИФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Декларации по транспортному налогу представляют юридические лица.

Инспектор в ходе проверки имеет право запросить пояснения по вопросу расхождения данных и документы для контроля. Если лицом заявлена льгота, инспектор обязательно сделает запрос. В течение 5 дней предприятие должно представить пояснения и подтверждение верности данных.

По декларациям, не имеющим ошибок и льгот, запрос не производится. В ходе камерального мероприятия не могут подвергаться контролю данные, не имеющие отношение к проверяемому вопросу – налогу, начисленному по конкретной декларации. Налогоплательщик имеет право предоставить подтверждающие документы лично, по почте или в порядке электронного документооборота.

Копии форм первичного учета должны быть заверены в установленном порядке – подписью руководителя, печатью предприятия либо ЭЦП.

В процессе мероприятия контроля осуществляется определенный порядок действий. Контроль осуществляется преимущественно в автоматическом виде.Используется программный продукт, специально разработанный для ИФНСс целью учета данных, проведения внутреннего аудита по контрольным соотношениям показателей.

Действие Описание
Визуальный контроль Определяется наличие оригинальных подписей и печати на бумажном носителе, присутствие обязательных данных в отчетности всех типов
Проверка соблюдения срока представления Данные предоставляются автоматизированной системой ввода АИС «Налог»
Сличение данных с информацией, представленной ГИБДД О наличии зарегистрированных транспортных средств у организаций и физических лиц используется информационная база, представленная ГИБДД
Определение верности расчета путем анализа протоколов Данные проверки арифметики и взаимной увязкисведений по периодам формируются в автоматическом виде
Построчный анализ данных декларации Проводится при необходимости и наличии расхождений

Автоматизированный контроль данных позволяет инспектору получить данные об отсутствии нарушений или о необходимости проведения углубленного контроля.При проверках используют документы, находящиеся в инспекции:

  • представленные ранее декларации и документы;
  • полученные при проведении иных проверок;
  • имеющиеся в результате опросов третьих лиц;
  • полученные по запросам от правоохранительных и иных органов;
  • сформированные программой при расхождении данныхв форме протоколов.

Для проведения контроля используются сведения, полученные с соблюдением законодательных норм.

Оформление результата проверки

Если в ходе проверки не обнаружено фактов нарушения налогового законодательства, проверяемому предприятию не сообщают о мероприятии и его окончании. Отсутствие запросов из ИФНС или акта по истечении 3 месяцев со дня представления декларации свидетельствуют о том, что проверка пройдена успешно. Данные об окончании проверки отражаются в АИС «Налог», материалы направляются в архив для хранения.

Акт проверки предоставляется только при выявлении нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).Оформление акта осуществляется в соответствии со ст. 100 НК РФ. Составлению акта предшествует обязательное получение пояснений налогоплательщика. При несогласии с материалами проверки организация имеет право в течение месяца представить возражения в письменном виде.

Пример отражения результата проверки

Организация «Колесо» представила декларацию по транспортному налогу за 20116 год, где в разделе 2 произведен расчет суммы налога по автомобилю Газель, снятому с учета 16 марта 2016 года. Организация указала в «строке 110» 02 месяца использования.

По результатам камеральной проверки установлено нарушение срока налогообложения. Актом зафиксировано, что в декларации был указан период использования без учета последнего месяца эксплуатации в нарушение п. 3 ст. 362 НК РФ. Налоговая инспекция приняла решение о необходимости проведения корректировки в учете, представления уточненной декларации и уплате налога, причитающегося за месяц эксплуатации. На срок неуплаты недоимки начислены пени и штраф.

При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений в форме неуплаты или неполной уплаты налога ответственность возникает в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 20% от недоимки при неумышленном занижении суммы и 40% при наличии умысла.

Ответы на распространенные вопросы по камеральной проверке транспортного налога

Вопрос №1. Как представить уточненную декларацию в периоде камеральной проверки, если ошибка выявлена во время подготовки документов по запросу?

Уточненная декларация в периоде проверки подается в общем порядке.При увеличении данных налога к уплате необходимо до подачи отчетности внести недоимку и пени до дня уплаты. По открытой проверке необходимо представить документы в соответствии сзапросом, в противном случае на предприятие будет наложен штраф. О сдаче уточненной декларации желательно уведомить инспектора.

Вопрос №2. Как поступить, если данные ГИБДД в ИФНС не совпадают с фактическими?

При запаздывании обновления информации возникает необходимость подтверждения данных при нестыковке сведений с базой ГИБДД. Для подтверждения сведений о несовпадении срока постановки или снятия с учетаналогоплательщик представляет техпаспорт и справку из ГИБДД.

Вопрос №3. Имеется ли рекомендованная форма дачи пояснений по запросу инспектора?

Рекомендованный формат ответа приведен в приложении 2.11 к Письму ФНС РФ.

МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка является формой налогового контроля (статья 82 НК РФ). Цель проведения выездных налоговых проверок — контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения.

В НК РФ место проведения выездной проверки не указано. Из смысла статей 87, 88, 89 НК РФ вытекает, что выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. На практике возникают ситуации, когда выездная налоговая проверка не может быть проведена на территории налогоплательщика. В таком случае налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, но по правилам выездной налоговой проверки.

Представляется, что место проведения выездной налоговой проверки должно быть закреплено в НК РФ.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Согласно пункту 1.10.2 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемой организации решения вышестоящего налогового органа о проведении выездной (повторной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить проверку до трех месяцев.

Данное ограничение установлено в связи со спецификой выездной налоговой проверки, которая состоит в присутствии на территории налогоплательщика сотрудников налогового органа, а также в объеме представляемых бухгалтерских и налоговых документов.

В соответствии с Письмом МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

иные исключительные обстоятельства.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации (Письмо МНС Российской Федерации от 7 мая 2001 года №АС-6-16/369@ «О направлении Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организации (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения»).

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Указанной статьей установлен пятидневный срок для выдачи требуемых налоговым органом документов.

В случае, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не присутствует на территории налогоплательщика по собственной инициативе, данный период засчитывается в установленный законодательством о налогах и сборах двухмесячный срок.

На практике возник вопрос, как быть, если налоговый орган затягивает выездную проверку, каков общий срок налоговой проверки. Ответ на данные вопросы можно найти в Письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2002 года №04-01-10/4-100:

«выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. В связи с этим полагаем, что налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки по разным налогам в течение одного календарного года.»

НК РФ не предусмотрено возможности приостановления выездных налоговых проверок. Однако, судебная практика признает возможность приостановления выездной налоговой проверки (например, при чрезвычайном происшествии на территории налогоплательщика, при проведении встречной налоговой проверки). Во время приостановки выездной проверки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика.

О приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган выносит решение с указанием периода, на который приостанавливается проверка. В акте выездной налоговой проверки отмечается дата приостановления проверки и дата возобновления, а также номер решения о приостановлении проверки, вынесенного налоговым органом.

Как было сказано выше, в Государственную Думу Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 года №705-р «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» года внесен законопроект о внесении изменений в часть первую НК РФ, в том числе и в главу 14 «Налоговый контроль». Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 89 НК РФ и исключить из нее положение об определении срока проведения выездной проверки, исходя из времени фактического пребывания сотрудников налогового органа на территории налогоплательщика.

Предлагается установить трехмесячный срок выездной проверки для налогоплательщиков, имеющих обособленные представительства.

Продолжительность выездной проверки, согласно законопроекту, может быть увеличена до двух месяцев при проведении встречной проверки и экспертизы.

Законопроектом предлагается легализовать проведение выездной налоговой проверки в помещении налогового органа.

Условия проведения выездных налоговых проверок

НК РФ содержит ряд условий проведения выездной налоговой проверки.

Во-первых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Во-вторых, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Из данного правила сделано исключение. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора — организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При реорганизации обязанность по уплате налогов возлагается на правопреемников организации. Выездная налоговая проверка является обязательным элементом процедуры ликвидации юридического лица.

Кроме того, выездная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, также может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований статей 87, 89 НК РФ.

Следует отметить, что при применении данной нормы следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 36 НК РФ по запросу налоговых органов, органы ФСЭНП полномочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такие проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы ФСЭНП вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно — розыскной деятельности и уголовно — процессуальным законодательством.

По указанным выше причинам проверки, проводимые органами ФСЭНП, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном НК РФ. К такому выводу пришел Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Проверки в течение календарного года по разным налогам либо за разные периоды деятельности налогоплательщика не являются повторными.

В-третьих, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Указанный срок обусловлен давностью привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, которая составляет три года.

В связи с неточностью формулировки пункта 1 статьи 87 НК РФ на практике возник вопрос, могут ли налоговые органы проверять деятельность организации за текущий период, ведь в законе сказано, что проверяются только три года «непосредственно предшествовавшие году проведения проверки».

Многие специалисты налогового права склоняются к тому, что при проведении выездной налоговой проверки текущий год не может быть предметом проверки. По некоторым налогам налоговым периодом является календарный год (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), в связи с этим проверка полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налога не представляется возможной.

Однако Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при толковании статьи 87 НК РФ судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Таким образом, Пленум ВАС Российской Федерации разрешил проведение выездных налоговых проверок и за текущий период.

Налогоплательщикам следует помнить, что дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и дата фактического начала могут не совпадать. Данное обстоятельство имеет значение в случаях, когда выездная налоговая проверка назначается в конце года, а фактически начинается в следующем. У налогоплательщиков возникает вопрос, за какой период в таком случае может проводиться проверка.

Президиум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 7 октября 2003 года №2203/03 пояснил, что трехлетний срок деятельности налогоплательщика, подвергаемого выездной проверке, должен исчисляться от года проведения проверки, а не от года принятия решения о ее проведении.

Пример.

Налоговым органом 31 декабря 2006 года вынесено решение о проведении у налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Фактически сотрудники налогового органа приступили к проверке 8 января 2005 года.

Таким образом, период деятельности налогоплательщика который может быть подвергнут проверке составляет: 2004, 2003, 2002 года.

Открытым остается вопрос о том, за какой период налоговые органы могут проверить деятельность налогоплательщика, если проверка началась в конце одного года, а закончилась уже в следующем. Законодательно данный вопрос не урегулирован, судебная практика противоречива. Одни суды полагают, что необходимо исходить из даты начала проверочных действий, то есть с момента предъявления решения о проверке налогоплательщику. Другие руководствуются датой составления акта выездной проверки, третьи исходят из того, когда проводилась большая часть проверочных действий.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится:

  • на территории (в помещении) налогоплательщика;
  • по месту нахождения налогового органа.

При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

После вручения налогоплательщику копии решения о проведении выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы (бригады) рассматривает вопросы проверки с руководителем, главным бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем, ответственными за ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, а также за исчисление и уплату налогов:

  • информационного характера (о правах и обязанностях налогового органа и его должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку; правах и обязанностях проверяемого лица);
  • организационного характера (предоставление проверяющим помещения, определение графика работы и т.д.);
  • получение общей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (ст. 91 Налогового кодекса) в порядке, закрепленном подп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, с учетом положений п. 3,5.6 настоящего Единого процессуального порядка проведения выездных налоговых проверок.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица может быть квалифицировано как обстоятельство, дающее право проведения выемки на основании ст. 94 Налогового кодекса.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица квалифицируется как:

  • неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
  • воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влекущее ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами.

Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр, предусмотренный ст. 92 Налогового кодекса.

О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка по специальной форме уведомления.

При проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа необходимо учитывать, что отсутствие помещения для проведения выездной налоговой проверки не препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля, связанных с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении выездной налоговой проверки.

Мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 Налогового кодекса).

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух календарных месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса).

Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса).

Продление срока проведения выездных налоговых проверок осуществляется на срок, исчисляемый в целых месяцах от одного до четырех.

При этом налоговые органы учитывают, что возможно неоднократное обоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки сроком до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. В иных случаях, в целях исчисления предельных сроков, до которых продлевается выездная налоговая проверка, налоговые органы исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

При выездных налоговых проверках организаций с одновременной проверкой филиалов (представительств, иных обособленных подразделений) Решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки изготавливается в необходимом количестве экземпляров и рассылается налоговым органам.

Налоговые органы также учитывают, что в соответствии с п. 16 ст. 89, ст. 346.42 Налогового кодекса установлены особенности в части срока проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность заключаются в том, что выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести календарных месяцев. При этом при проведении выездных проверок инвестора или оператора, имеющего филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса. Приостановление проведения выездной налоговой проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребованы документы;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

При принятии Решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки налоговым органам необходимо учитывать, что Налоговым кодексом не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце. В связи с этим в целях исчисления сроков, на которые согласно п. 9 ст. 89 Налогового кодекса может быть приостановлено проведение выездной налоговой проверки, налоговые органы исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

При этом учитывается, что в случае неоднократного приостановления проведения выездной налоговой проверки общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев. Если проверка была приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 Налогового кодекса).

При проведении выездных налоговых проверок организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки принимаются налоговым органом, вынесшим Решение о проведении выездной налоговой проверки. Указанные документы изготавливается в необходимом количестве экземпляров, и рассылаются налоговым органам в соответствии с процессуальными правилами.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Кроме того, приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!


Консалтинговое агентство может помочь в подготовке к предстоящей налоговой проверке, привести необходимые документы в надлежащий вид, проверить правильность начисления и уплаты налогов. Это может сократить риски финансовых потерь компании.

Систематическое проведение оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности — шанс для налогоплательщика своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства.
Получить консультацию специалиста…

Избежать плановой выездной налоговой проверки практически невозможно, но, воспользовавшись услугой «Сопровождение выездной налоговой проверки», можно свести к минимуму штрафные санкции и финансовые потери и избежать привлечения к ответственности.

Услуга «Аналог выездной налоговой проверки» — это генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к визиту специалистов налоговой службы, выявив и устранив слабые места.

Результат налоговой проверки — штрафы и доначисления — можно оспорить. Для проведения такого мероприятия стоит воспользоваться услугами компетентных специалистов, разбирающихся в налоговом законодательстве.

С помощью налогового консалтинга можно решить в том числе такие проблемы, как:

  • организация налогового учета;
  • сдача отчетности;
  • выбор системы налогообложения;
  • оптимизация налоговой нагрузки;
  • подготовка к налоговой проверке;
  • обжалование решений налоговой службы.

Ознакомиться с услугами…

В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки. Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

Что такое выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании.

На заметку
При невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения (см. пункт 1 статьи 89 НК РФ) должностные лица налогового органа имеют право осмотреть здание, в котором организация или предприниматель ведет свою деятельность, чтобы удостовериться в отсутствии таковой возможности на месте.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления налогов и их своевременная уплата организацией, если дополнительно не предписано, например, «установление соответствия показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и их участникам» (пункт 4 статьи 89 НК РФ). При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1–26.5 НК РФ), предмет проверки — «все налоги и сборы». Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.

Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении:

  • полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • предмет проверки;
  • периоды, за которые проводится проверка (см. также письма ФНС России от 29 мая 2012 года № АС-4-2/8792 «О пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации»; от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» и от 17 июля 2015 года № СА-4-7/12693@ «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года»);
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников, которые проводят проверку.

На заметку
Налоговые органы не обязаны заранее предупреждать проверяемую организацию о грядущей проверке — об этом говорится в письме ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853 «Об отсутствии оснований для переноса выездной налоговой проверки, а также для заблаговременного информирования налогоплательщика о назначении и проведении у него выездной налоговой проверки».

Основными задачами выездной проверки являются:

  • исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов;
  • выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета;
  • анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации;
  • доначисление (при необходимости) сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено.

Важно!
Датой начала выездной проверки считается дата вынесения налоговым органом решения о ее проведении (пункт 8 статьи 89 НК РФ). Таким образом, проверка начинается еще до того, как о ней узнает проверяемая организация.

При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика. Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Другой вопрос, что чаще всего он не интересует ФНС (ведь период, в котором назначена процедура, всегда успеют проверить), если только на вас «не выставлен прицел». Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год. Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени.

Основания для проведения налоговой проверки

По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения:

  1. В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.
  2. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.

Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Но поскольку всех охватить проверками невозможно, налоговые органы делают тщательный отбор на основе информации о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, изложенной в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/297@). Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, разработанные в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, приводятся в приложении № 2 данного приказа.

Внимание
В ряде случаев, которые изложены в письме ФНС России от 24 августа 2012 года № АС-4-2/14007@ «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках», налоговые органы в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства на любом этапе процедуры могут инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами:

  1. Низкая налоговая нагрузка.
  2. Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.
  3. Низкая рентабельность.
  4. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе.
  5. Значительные суммы налоговых вычетов за отчетный период (свыше 89% от НДС).
  6. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Например, в плане УСН: остаточная стоимость активов стремится к 150 млн рублей, доходы — на уровне 60 млн рублей, численность — около 100 человек, доля участия иных компаний приближается к 25%.
  7. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации.
  8. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.

Если деятельность компании подпадает под критерии высокого риска, это еще не означает, что бизнесу грозят «налоговые санкции». Проведение выездной проверки предприятия не тождественно налоговому правонарушению, за которое предусмотрена ответственность, о чем говорится в письме ФНС России от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505.

К сведению
С приказа ФНС России от 14 августа 2015 года № СА-7-15/358@ в редакции, действующей с 31 января 2017 года, началась апробация проекта «СУР АСК НДС-2». Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков. Об оценке признаков риска «СУР» читайте в письме ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@.

Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям:

  • для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа;
  • в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.

Процедура проверки

Процедура проверки подробно прокомментирована в пункте 5 письма ФНС РФ от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства (см. соглашение Банка России № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5@ от 29 июня 2010 года «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», действующее в редакции с 30 января 2017 года, а также «Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы», утвержденное Росприроднадзором № 3-д и ФНС РФ № М-25-21/2, действующее со 2 марта 2007 года, и др.). Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки. Их можно разделить на три группы.

  1. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы.
  2. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.
  3. Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов.

При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов:

  • Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах. Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых.
    Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод.
  • Тематическая или комплексная проверка. Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену.

Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры:

  • Инвентаризация (пункт 13 статьи 89 НК РФ) проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.
  • Осмотр (статьи 91 и 92 НК РФ). Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт (пункт 3 статьи 91 НК РФ). Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.
  • Истребование документов (статьи 93 и 93.1 НК РФ). Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы.
  • Выемка (статья 94 НК РФ). Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время (с 22.00 до 6.00 местного времени).
  • Экспертиза и получение экспертного заключения (статья 95 НК РФ). Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.
  • Допрос (статья 90 НК РФ). При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители. При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания (пункт 2 статьи 90 НК РФ).

Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого.

Результаты выездной налоговой проверки

В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки, форма которого регламентируется приложением № 23 к приказу ФНС России от 8 мая 2015года № ММВ-7-2/189. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ).
  2. Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  3. Непредоставление налоговой декларации (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  4. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
  5. Неуплата или неполная уплата налогов и сборов (статья 122 НК РФ).
  6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 НК РФ).
  7. Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
  8. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (статья 129.2 НК РФ).

Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Составленный и подписанный акт под расписку вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты его составления. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

По итогам проведения выездной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.

Во втором случае в решении отсутствуют штрафы, но могут быть начислены налоги и пени.

По действующим правилам срок проведения выездной налоговой проверки не может быть больше двух месяцев. Он исчисляется с момента вынесения решения о ее проведении и заканчивается датой составления справки. Однако в некоторых случаях по решению руководителя налогового органа срок проверки может быть увеличен до четырех или шести месяцев (пункты 6, 8 статьи 89 НК РФ, письмо Минфина России от 11 июля 2011 года № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований, которые могут повлиять на увеличение срока, изложен в пункте 2 Приложения № 4 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@, в их числе:

  1. Проверка крупнейшего налогоплательщика.
  2. Наличие у налогового органа информации о нарушении налогового законодательства, требующей дополнительной проверки.
  3. На территории, где идет проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства — пожар, затопление.
  4. Несвоевременное предоставление налогоплательщиком требуемой информации.
  5. Наличие у проверяемой организации филиалов и обособленных подразделений.
  6. Иные обстоятельства, включая большое количество документов или проверяемых налогов.

В некоторых случаях выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции. Это делается для истребования информации о проверяемой организации у других лиц, для проведения экспертизы, для перевода документов с иностранного на русский язык. Приостанавливать проверку налоговая инспекция может неоднократно, при этом общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки с учетом продления и приостановления составляет 12 месяцев.

Типовые нарушения, выявляемые налоговыми органами

В ходе выездной проверки налоговых инспекторов больше всего интересуют документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Именно в этой сфере чаще всего и обнаруживаются нарушения, позволяющие налоговому органу накладывать штрафы и предписывать доначисление налогов. Поэтому тщательная подготовка перед выездной проверкой необходима по следующим пунктам:

  1. Книга учета доходов и расходов (для организаций на общем режиме). Доходы и расходы, отраженные в этой книге, будут сверены с банковскими выписками и кассовыми отчетами (фискальным, Z-отчетом и журналом кассира-операциониста). По указанным в книге расходам будет проведена тщательная проверка обоснованности произведенных затрат и наличие подтверждающих их первичных документов.
  2. Книга покупок (общий режим). Ее сверят с декларацией по НДС, также будет проверено наличие документов, на основании которых в книге были произведены записи.
  3. Книга продаж (общий режим). Будет проверена полнота и современность отражения выручки.
  4. Счета-фактуры. Проверка коснется наличия и правильности заполнения счетов-фактур и их соответствия действующему законодательству.
  5. Накладные проверяют на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей.
  6. Платежные документы и банковские выписки проверяются для выявления основных контрагентов проверяемого, а также правильности отражения безналичных доходов в книге учета доходов и расходов и книге продаж.

На заметку
Кроме указанных документов проверяющие могут запросить расчетно-платежные ведомости, сведения о численности сотрудников и их заработной плате, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.

Очень часто в ходе налоговых проверок выявляются ошибки в заполнении документов, например, неправильное указание реквизитов контрагентов, занесение информации не в те графы документа или простые арифметические ошибки в расчетах. При подготовке к проверке на них также нужно обращать внимание, поскольку налоговая инспекция посчитает это нарушением.

Как снизить риски, или Услуги генеральной репетиции визита налоговиков

Как правильно подготовиться к визиту налоговой службы и что следует предпринять, рассказал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Избежать плановой налоговой проверки практически невозможно, но можно снизить риски ее проведения. Для этого необходима подготовка и тщательный анализ возможных ошибок. Самостоятельно сделать это для компании практически невозможно, поскольку компетенция сотрудников может оказаться недостаточной, особенно в области налогового законодательства. Мы предлагаем своим клиентам аналог выездной налоговой проверки силами нашей компании. Это в прямом смысле генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к проверке, выявив и устранив все слабые места.

В ходе мероприятия мы помогаем сформировать наиболее правильную правовую позицию, рассмотреть различные варианты поведения при проверке, подготовиться к ответам на самые вероятные вопросы налоговых органов. Аналог проверки помогает сформировать реальную картину деятельности организации и выявить недочеты еще до того момента, когда они будут обнаружены налоговыми службами.

В рамках «репетиции» наши специалисты изучают уровень предусмотрительности компании при работе с контрагентами, соответствие зафиксированных операций реальному движению товаров и денежных средств, целевую направленность деятельности.

Кроме того, мы диагностируем налоговые риски, разрабатываем рекомендации по их устранению и при необходимости оспариваем результаты проверки в налоговых органах».

P.S. Согласно рэнкингу «Налоговый консалтинг», созданному агентством «Эксперт РА», КСК групп в 2016 году находится на 8-й строчке среди лидеров рынка данной услуги. На 2017 год в штате работает более 350 отраслевых экспертов, а количество завершенных проектов превысило 4000.

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Содержание решения о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *