Типы налоговой политики и их краткая характеристика
Главный субъект налоговой политики — государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности налоговой политики выступают налоговые отношения, а их основой — отношения между государством и хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками) по поводу формирования финансовых ресурсов государства.
Выделяется три типа налоговой политики (рис. 4).
Первый тип — это политика максимальных налогов. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает планирование налогов, организацию взимания налогов, стимулирование взимания налогов, налоговый контроль. При этом уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Определение предельной границы ставок налогов, пошлин, сборов зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. По оценке зарубежных ученых, предельная ставка составляет 50 %.
Рис. 4. Типы налоговой политики
Такая политика проводится государством в определенные моменты развития. Подобная политика имела место в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям: фискальному подходу к налогообложению; высокому уровню налогообложения; большому количеству налогов, сборов и пошлин; нестабильности налоговой системы; сложности методики исчисления налогов; неоправданно широким правам налоговых органов; нечеткости законов в области налогообложения; нечеткому разграничению полномочий между центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения; неурегулированности законодательно вопроса о налоговом контроле; отсутствию четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.
Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Но максимальное выведение предпринимательства из-под налогообложения ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.
Тр е т и й т и п — это налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.
Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма. При эффективной экономике названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Для Республики Беларусь характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
При разработке налоговой политики необходимо учитывать позиции всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, с другой — интересы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций.
Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории, специфических особенностей конкретных исторических условий, мирового опыта и других факторов. В зависимости от конкретной научной концепции государство выстраивает свою налоговую политику.
Так, в теории и практике налогового регулирования развитых западных государств налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Дж. Кейнс считал, что «если налоговая политика преднамеренно используется в качестве орудия для достижения более справедливого распределения доходов, то ее влияние на увеличение склонности к потреблению будет еще больше». Позднее экономическое учение Дж. Кейнса развили его последователи в рамках неокейнсианского направления. В соответствии с их воззрениями налоговая политика призвана обеспечить устойчивый экономический рост, способствовать устранению диспропорций воспроизводства, прежде всего за счет регулирования налоговых ставок. Представители классической школы во главе с А. Смитом считали основополагающими принципами налогообложения всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболее удобное для налогоплательщиков время.
Начиная с 1980-х гг. в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых государств и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, которое ложится на производителей и физических лиц, а путем расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.
На нынешнем этапе развития государства основными задачами в процессе реализации налоговой политики являются:
? соответствие экономическим законам;
? налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыночных реформ, и макроэкономическая стабилизация;
? определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.
С точки зрения налоговой политики оптимальной будет такая система налогообложения, которая, соответствуя основным принципам налогообложения и мобилизуя необходимую сумму налоговых поступлений, обеспечивает минимальное избыточное налоговое бремя.
1.1. Типы налоговой политики.
В экономической литературе рассматриваются три типа налоговой политики:
Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно», т.е. высоким уровнем налоговых изъятий.
Второй тип — политика разумных налогов — общий уровень налогового бремени в государстве невысокий. Такая политика способствует развитию предпринимательской активности. Государство минимально вмешивается в экономические и социальные процессы.
Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.
При сильной экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. Одна из особенностей государственной налоговой политики — этатизм, отличительными признаками которого являются следующие: приоритет интересов государства, приоритет обязанностей налогоплательщиков перед их правами, нарушение государствомим же установленных принципов и правил налогообложения.
Важное место в процессе реализации налоговой политики занимает налоговое право Российской Федерации— система финансово-правовых норм, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем издания соответствующих законодательных актов.Налоговое правоустанавливает обязанность налогоплательщиков по уплате налогов, регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядокналогового контроляи применения мер ответственности за нарушения налогового законодательства.
Основу правового обеспеченияналоговых отношений составляют Конституция,Налоговый кодекс, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации по налогам.
В ходе осуществления налоговой политики, установленные законом правовые нормы реализуются при планировании и контроле государственных доходов, формирующихся налоговым методом.
Эффективность налоговой политики характеризуется соответствием запланированных налоговых платежей в бюджеты разных уровней их фактическим поступлениям. Несоблюдение этого правила приводит к уклонению от уплаты налогов и снижению предпринимательской активности. На сегодняшний день в Российской Федерации оптимальный объем собираемости налогов составляет около 80%. По многим косвенным налогам задолженность составляет 40%. Следовательно, говорить об эффективной налоговой политике в Российской Федерации пока еще не приходится.
Создание в России цивилизованного рынка предполагает формирование принципиально иной, нежели в период существования административно-командной системы, налоговой политики. Однако это отнюдь не означает необходимость механического заимствования западных моделей, эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к отечественным условиям.
1.2. Принципы осуществления налоговой политики рф.
НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует ее в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений.
Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:
• управления;
• информирования (пропаганды);
• воспитания;
• консультирования;
• льготирования;
• контролирования;
• принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. Имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование деятельность финансовых органон по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную па достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение — деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.