Налог на акциз

Акциз — это налог или сбор?

Для ответа на данный вопрос воспользуемся ст. 8 НК РФ, дающей расшифровку понятий «налог» и «сбор».

Налог обладает следующими признаками:

  • обязательность,
  • индивидуальность,
  • безвозмездность,
  • государственно-финансовая направленность налогового платежа.

Широкий спектр информации о налогах получите с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

«Земельный налог в 2016–2017 годах — льготы, расчет, ставки»;

«Водный налог в 2016–2017 годах — сроки и порядок уплаты, ставки»;

«Транспортный налог: общие положения и особенности»;

«Налог на имущество организаций — ставки, период и др.».

Сбор характеризуется следующими отличительными признаками:

  • обязательность;
  • его уплата является одним из условий совершения госорганами юридически значимых действий (в том числе по предоставлению определенных прав или выдаче лицензий) либо обусловлена осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности.

Об одном из видов налоговых сборов расскажут статьи, размещенные на нашем сайте в разделе «Торговый сбор в 2016–2017 годах — КБК, сроки и порядок уплаты».

По положениям п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются фирмы и ИП. При этом вид их деятельности при уплате акцизов значения не имеет — главенствующую роль здесь играет вид операций с подакцизными товарами.

Какие товары попадают в разряд подакцизных — см. в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2015?».

Таким образом, исходя из терминологии НК РФ, акцизы — это налоги. Определив акциз как один из видов налогов в налоговой системе РФ, возникает следующий вопрос: акциз — это какой налог и в какую группу налогов включается? Об этом узнайте из следующего раздела.

Группа налогов, к которой относится акциз: это прямой или косвенный налог?

Чтобы определить, к какой группе налогов относятся акцизы, детализируем свойства прямых и косвенных налогов.

Основной признак, по которому налоги подразделяются на прямые и косвенные — метод их взимания. При этом налог относится к группе:

  • прямых — если он установлен непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, пользование и владение которым обосновывает налогообложение (налог на прибыль, имущество и др.);
  • косвенных — если представляет собой надбавку к цене товара (работы, услуги), оплата которой перекладывается на потребителя. Субъектом прямого налога выступает продавец товара, при этом его фактическим плательщиком является потребитель.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, одним из отличительных признаков которых является регулирование потребления тех или иных видов товаров. При этом «одногруппники» акциза — налоги, попавшие в группу косвенных налогов несмотря на свою принадлежность к указанной группе, имеют свои задачи и свойства — об этом в следующем разделе.

Подробности о прямых и косвенных налогах см. в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

Остановимся на 2 основных налогах, входящих вместе с акцизами в группу косвенных, — НДС и таможенных пошлинах.

При сравнении акцизов с НДС можно отметить различающие их признаки, например:

  • индивидуализация ставок — по акцизам устанавливаются ставки в разных размерах на конкретные группы операций или подакцизных товаров, при этом ставки НДС ограничены тремя значениями (0, 10 и 18%) и применяются к широкому спектру товаров (работ, услуг);
  • виды налоговых ставок — для акцизов могут применяться твердые, адвалорные и комбинированные ставки, тогда как НДС устанавливается всегда только в % от налоговой базы;
  • отношение к процессу производства — акцизы не имеют отношения к издержкам производства и никак от них не зависят, а НДС взимается от формируемой на каждом этапе производства любого товара (работы, услуги) стоимости;
  • иные отличительные признаки.

Сравнение акцизов с таможенными платежами показывает, что в отличие от НДС таможенные пошлины схожи с акцизами по индивидуализации ставок, но зависят не только от вида товара (ввозимого, вывозимого или перемещаемого через территорию РФ), но и от страны выпуска и специфических условий, устанавливаемых межгосударственными договорами.

Особенности акцизного налогообложения в 2016 году и к каким нововведениям готовиться в 2017-м

Акцизный налог 2016 не особо отличался от предыдущих лет по разновидности объектов налогообложения и видам подакцизных товаров. В группу подлежащих обложению акцизами в 2016 году вошли такие виды товаров, как алкоголь, табак, легковые автомобили и ряд других. Ставки акциза по отдельным товарам остались на уровне предыдущего периода, на другие — выросли (к примеру, на пиво, вино, медовуху).

Как в 2016 году изменялись акцизы на бензин — в материале «Снова выросли акцизы на топливо».

Кроме того, 2016 год ознаменовался введением новых «акцизных» деклараций.

О внесении изменений в используемые налогоплательщиком электронные сервисы заполнения налоговой отчетности по акцизам — в сообщении «Программа «Налогоплательщик» обновлена».

В 2017 году акцизы ждет ежегодная индексация по отдельным группам подакцизных товаров. Под главным прицелом — алкоголь и табак.

С акцизными планами государства вас познакомит сообщение «Депутаты обсудили повышение акцизов».

Кроме того, список подакцизных товаров с 2017 года дополнился новыми объектами. Например, под «акцизное» обложение попали электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Какие еще товары могут пополнить список подакцизных — см. сообщение «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами».

В чем особенности «акцизного» налогообложения следующих товарных групп

Рассмотрим отдельные нюансы обложения акцизами самых распространенных подакцизных товаров — табака и алкоголя.

Табачные изделия

Среди основных характерных особенностей «табачного» акциза:

  • законодательно установленное нижнее пограничное значение суммы начисленного акциза;
  • присутствие в расчете термина «расчетная цена», не свойственная другим видам подакцизных товаров;
  • применение комбинированной акцизной ставки;
  • учет при расчете «табачного» акциза связан с понятиями «минимальная цена» и «максимальная цена», применение которых контролируется налоговиками.

Как указанные нюансы влияют на конечную сумму «табачного» акциза — узнайте из материала «Какая ставка акциза установлена на табачную продукцию?».

Алкоголь

У «алкогольных» акцизов своеобразный набор отличительных свойств. Например:

  • ставка акциза находится в непосредственной взаимосвязи с уровнем крепости алкоголя (наименьшая ставка у безалкогольных напитков, наибольшая — у крепкого горячительного);
  • усложненная процедура документального обеспечения акцизного налогообложения (особые требования к объединенным банковским гарантиям и др.);
  • модернизированная система определения налоговой базы — с 2017 года налоговую базу по алкоголю необходимо сравнивать с объемом реализованного алкоголя по данным единой информационной госсистемы (ЕГАИС), и при наличии расхождений «алкогольной» базы по данным налогоплательщика в меньшую сторону в сравнении с информацией ЕГАИС расчет акциза производится исходя из зафиксированного ЕГАИС объема;
  • иные особенности.

Дополнительные меры Правительства по повышению «алкогольных» акцизов — см. в сообщении «Акцизы на игристые вина могут поднять».

Операции, порождающие «акцизную» обязанность

Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:

  1. любая реализация подакцизных товаров;
  2. передача произведенных подакцизных товаров:
  • переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
  • внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
  • для собственных нужд;
  • в уставный капитал и т. п.;
  • участнику при выходе из общества;
  • на переработку на давальческой основе.
  1. ввоз подакцизных товаров в страну;
  2. получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе:
  • денатурированного этилового спирта;
  • прямогонного бензина;
  • бензола, параксилола или ортоксилола;
  • авиационного керосина.

Внимание! На осуществление операций с отдельными товарами необходимы свидетельства на производство, переработку и т. п., предусмотренные ст. 179.1–179.3 НК РФ.

Что не облагается акцизами?

При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

  1. передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
  2. экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
  3. первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
  4. передача внутри организации:
  • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
  • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
  1. произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
  2. некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?

НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики, но о них пойдет речь ниже в отдельной главе.

Для спецрежимников ситуация требует отдельного пояснения: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спецрежимы. Сразу обратим внимание, что речь здесь идет только о лицах на ЕСХН и УСН. Про вмененку скажем чуть ниже.

Теперь объясним наш вывод подробнее.

Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров, в том числе на давальческих началах (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70).

Важно! Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и:

  • розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса;
  • любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье.

При совершении операций не с произведенными, а с приобретенными товарами применять упрощенку и сельхозналог можно.

При этом нужно иметь в виду, что данные спецрежимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и пп. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны.

Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза.

Что касается ЕНВД, то каких-либо запретов и ограничений на работу с подакцизными товарами данный режим не устанавливает, но и освобождения от акцизов не дает. Поэтому плательщик ЕНВД также может признаваться плательщиком акцизов.

Когда начисляются акцизы

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Также акцизы необходимо платить при реализации конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, включая подакцизные товары, полученные по решению суда.

Передача подакцизных товаров — это операции, при которых не происходит переход права собственности. При этом акцизы начисляются только в случае, если подакцизные товары передает непосредственно их производитель. Если же продукция передается лицом, купившим ее в готовом виде, акцизы начислять не надо.

Так, акцизами облагается передача произведенной продукции для переработки на давальческой основе и отгрузка подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Кроме того, акцизы начисляются при передаче произведенных товаров для собственных нужд, в уставный капитал или учредителю при выбытии последнего.

Под акцизы в общем случае попадает перемещение продукции внутри компании для дальнейшего производства неподакцизных товаров, а с 2011 — «внутренняя» передача этилового и коньячного спирта для производства алкоголя или иной подакцизной продукции. Облагается акцизами и внутреннее перемещение созданных подакцизных товаров подразделению, занимающемуся их розничной реализацией.

Наконец, акцизы начисляются в случае получения денатурированного этилового спирта и прямогонного бензина организациями, имеющими соответствующие свидетельства.

Как рассчитать акцизы

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку акциза. База рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных товаров и зависит от установленной для него ставки. В случае твердой ставки база — это объем продукции в натуральном выражении (например, 1 000 литров шампанских вин). Для комбинированных ставок база — это объем в натуральном выражении плюс расчетная стоимость (например, 100 000 папирос плюс их стоимость, равная 690 000 руб.). Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки, то он должен определить единую базу и применить к ней наибольшую из ставок.

База рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному месяцу. Может так случиться, что база, определенная производителями, переработчиками и импортерами алкогольной и спиртосодержащей продукции, меньше объема, отраженного ими в системе ЕГАИС. В такой ситуации, акцизы нужно расчитывать исходя из данных этой системы.

Налогоплательщик предъявляет сумму акциза покупателю (за исключением операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом), а при изготовлении подакцизных товаров из давальческого сырья — собственнику такого сырья. Иными словами, покупатель или давалец должен оплатить не только стоимость продукции и сумму НДС, но и акцизы. Их величина в общем случае выделяется отдельной строкой в первичных и расчетных документах, а также в счетах-фактурах. Если плательщик акцизов совершает операции, освобожденные от данного налога, на «первичке» и счетах-фактурах надо сделать надпись «без акциза». При розничной продаже акцизы включаются в цену изделия, но на ярлыках, в ценниках и чеках не выделяются.

Организации, начислившие и предъявившие покупателю акцизы, могут отнести их на расходы, а предприниматели — включить в состав профессиональных вычетов.

Как учесть «входные» акцизы

Если покупатель не будет использовать приобретенные подакцизные товары для производства другой подакцизной продукции, то акцизы, перечисленные поставщику или заплаченные на таможне, необходимо включить в стоимость товара.

Если покупатель направит приобретенную подакцизную продукцию для производства другой подакцизной продукции и включит в состав расходов (профессиональных вычетов), то «входные» акцизы следует принять к вычету**. Это же правило действует для давальцев и изготовителей. Вычет возможен не всегда, а лишь в ситуации, когда ставка акциза по товарам, направленным на производство, и ставка по произведенной продукции, определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Вычет означает, что при уплате налога организация или ИП может уменьшить сумму начисленных акцизов на величину «входных» акцизов.

Здесь действует важное правило: принимать акцизы к вычету можно только после их фактической уплаты. Право на вычет следует подтвердить первичными документами по сделке, «входящими» счетами-фактурами (при импорте — грузовыми таможенными декларациями) и бумагами, подтверждающими перечисление акциза продавцу.

Если по итогам месяца сумма вычета превысила величину начисленных акцизов, разницу можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть из бюджета.

Акцизы при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на освобождение от акцизов. Для этого они должны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся к внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию, выписку банка о получении экспортной выручки и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 календарных дней с даты реализации подакцизной продукции. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить акцизы.

Кроме этого, экспортер обязан предъявить в налоговую инспекцию поручительство банка. Данный документ дает гарантию того, что в случае, если налогоплательщик в течение 180 дней не соберет все положенные документы по сделке, банк перечислит за него акцизы и пени. При отсутствии поручительства экспортер обязан самостоятельно заплатить акцизы, но после своевременного предоставления пакета бумаг акцизы можно возместить из бюджета.

* Расчетная стоимость зависит от максимальной розничной цены, которая представляет собой стоимость пачки сигарет и папирос, превышать которую не разрешено ни магазинам, ни предприятиям общепита. Эту цену должен установить производитель, он же обязан указать ее на упаковке и сообщить о ней в налоговую инспекцию.

** Исключением являются операции с прямогонным бензином и денатурированным спиртом, для которых действует особый порядок принятия вычетов.

22. Види ставок акцизного податку та порядок їх застосування

215.2. Ставки податку:

215.2.1. ставки податку встановлюються цією статтею і є єдиними на всій території України;

215.2.2. ставки податку встановлюються відповідно до визначень розділу I цього Кодексу:

адвалорна – обчислюється у відсотковому відношенні від вартості товару підакцизного товару;

специфічна – встановлюється у вартісному вираженні за одиницю товару;

адвалорна і специфічна одночасно – в такому випадку окремо обчислюється сума податку за ставкою адвалорної, окремо за специфічною і фактично сплачується та, за якою сума податку є більшою. Так, одночасно адвалерні і специфічні ставки встановлені на тютюнові вироби.

У разі обчислення податку із застосуванням адвалорних ставок базою оподаткування є:

— вартість реалізованого товару (продукції), виробленого на митній території України, за встановленими виробником максимальними роздрібними цінами без податку на додану вартість та з урахуванням акцизного податку;

— вартість товарів (продукції), що ввозяться на митну територію України, за встановленими імпортером максимальними роздрібними цінами на товари (продукцію), які він імпортує, без податку на додану вартість та з урахуванням акцизного податку.

У разі обчислення податку із застосуванням специфічних ставок з вироблених на митній території України або ввезених на митну територію України підакцизних товарів (продукції) базою оподаткування є їх величина, визначена в одиницях виміру ваги, об’єму, кількості товару (продукції), об’єму циліндрів двигуна автомобіля або в інших натуральних показниках.

Особливості обчислення податку за адвалорними ставками: 220.1. Встановлення максимальних роздрібних цін на підакцизні товари (продукцію) здійснюється виробником або імпортером товарів (продукції) шляхом декларування таких цін.

220.2. Декларація про максимальні роздрібні ціни на підакцизні товари (продукцію) (далі — декларація), встановлені виробником або імпортером товарів (продукції), подається відповідно центральному органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує, державну податкову і митну політику.

220.3. У декларації повинні міститися відомості про встановлені виробником або імпортером максимальні роздрібні ціни на всі підакцизні товари (продукцію), що виробляються ним в Україні, або на всі підакцизні товари (продукцію), що імпортуються ним в Україну, і дата, з якої встановлюються максимальні роздрібні ціни.

220.4. Декларація подається виробником або імпортером підакцизних товарів (продукції) до центрального органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну податкову і митну політику, не пізніше ніж за п’ять календарних днів до дати встановлення максимальних роздрібних цін.

220.5. Декларація не приймається у разі:

подання пізніше ніж за п’ять календарних днів до дати встановлення у ній максимальних роздрібних цін;

невідповідності її форми тій, що визначена центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує, державну податкову і митну політику.

220.6. Декларація подається у двох примірниках уповноваженою особою виробника або імпортера підакцизних товарів (продукції), один з яких повертається у день її подання виробнику або імпортеру із зазначенням дати прийняття та реєстраційного номера прийнятої декларації та засвідчений печаткою центрального органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну податкову і митну політику.

220.7. Установлені виробником або імпортером максимальні роздрібні ціни на перелічені у декларації товари (продукцію) запроваджуються з першого числа місяця, що настає за місяцем, у якому декларацію подано центральному органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну податкову і митну політику, і діють до їх зміни у порядку, встановленому цим Кодексом.

220.8. У разі потреби у зміні будь-яких відомостей, що містяться у декларації про максимальні роздрібні ціни на підакцизні товари (продукцію), поданій їх виробником або імпортером центральному органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну податкову і митну політику, виробник або імпортер повинен подати таким органам нову декларацію.

220.9. Зміна будь-яких відомостей, що містяться у декларації про максимальні роздрібні ціни на підакцизні товари (продукцію), поданій їх виробником або імпортером центральному органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну податкову і митну політику, може здійснюватися не частіше одного разу на місяць.

220.10. У суб’єкта господарювання, що здійснює роздрібну торгівлю підакцизними товарами (крім роздрібної торгівлі тютюновими виробами), на які встановлено адвалорні ставки податку, у місці торгівлі такими товарами повинні бути розміщені на видному місці засвідчені виробником або імпортером копії чинних декларацій, поданих їх виробником або імпортером центральному органу виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізує державну податкову і митну політику.

220.11. Встановлені виробником або імпортером максимальні роздрібні ціни на підакцизні товари (продукцію) повинні наноситися на споживчу упаковку таких товарів разом з датою їх виробництва.

Особливості обчислення податку з тютюнових виробів:

1. Обчислення сум податку з тютюнових виробів здійснюється одночасно за адвалорними та специфічними ставками.

2. При визначенні податкового зобов’язання на сигарети одного найменування сума акцизного податку, обчислена одночасно за встановленими адвалорною та специфічною ставками акцизного податку, не повинна бути меншою встановленого мінімального акцизного податкового зобов’язання.

3. За наявності у місці торгівлі тютюновими виробами таких виробів одного найменування, на пачках, коробках та сувенірних коробках яких зазначені різні максимальні роздрібні ціни, продаж таких тютюнових виробів здійснюється за цінами, не вищими ніж ті, що зазначені на відповідних пачках, коробках та сувенірних коробках.

Отже, для того, щоб обчислити суму акцизного податку по вітчизняних товарах, ставки по яких визначено у відсотках, необхідно визначити оподатковуваний оборот, що включає суму акцизного податку:

ООв = ( С + П ) / ( 100 – А ) х 100%,

де С – собівартість виробництва; П – прибуток; А – ставка акцизного податку.

По імпортних товарах, придбаних за іноземну валюту, оподатковуваний оборот визначається виходячи з їх митної вартості з врахуванням фактично сплачених сум мита:

ООі = МВ + М,

де МВ – митна вартість товару; М – сума сплаченого мита.

Сума акцизного податку визначається за формулою:

АЗ = ОО х А / 100%

Российская Федерация

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 апреля 2018 года.

Акцизы регулируются Главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК). Акциз является федеральным налогом. Производители обязаны платить акцизы Федеральной Налоговой Службе на ряд товаров (т.н. «Подакцизные товары») вроде спиртных напитков, транспортных средств и топлива:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции.
  3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива) и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые;
  6. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  7. автомобильный бензин;
  8. дизельное топливо;
  9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  10. прямогонный бензин;
  11. топливо печное бытовое (c 2013).
  12. одноразовые электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости для них (с 2017).

Подакцизными товарами не признаются:

  • лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства, изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в ёмкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в ёмкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в ёмкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в ёмкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в ёмкости до 3 мл включительно;
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утверждённой (согласованной) федеральным органом исполнительной власти

Объектом налогообложения признаются следующие операции например, такие как:

  • реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  • передача на территории РФ лицами произведённых ими из предоставленного сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведённых подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  • передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  • передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
  • получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Операции, не подлежащие налогообложению (статья 183 НК РФ):

  1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации
  2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учётом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.
  3. первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошёл отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  4. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров, согласно статье 187 НК РФ, производится отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

  1. как объём реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  2. как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, без учёта акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  3. как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учёта акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда и т. д.

Налоговые вычеты (статья 200 НК РФ) Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории и объекты, находящиеся под её юрисдикцией, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При исчислении суммы акциза указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории Российской Федерации, исходя из объёма использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза. В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утверждённых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.

Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами регламентируются статьей 204 НК РФ.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объёма спирта этилового и (или) спирта коньячного, закупка (передача) которых производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом.

> См. также

  • Акцизная марка
  • Акциз на сладкие газированные напитки
  • Налог на добавленную стоимость

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *