Надзор за или над?

Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности

Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования. При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе. Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей. Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо — ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов. В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: «Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?»

Контрольно-надзорные органы государственной власти

На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:

  • законность;
  • гласность и профессионализм;
  • справедливость;
  • самостоятельность и независимость.

Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов. Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм. Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.

Надзорные органы РФ: права, полномочия

Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:

  • разработку и реализацию политики в определенной сфере;
  • осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
  • принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
  • предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.

Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.

Перечень контрольно-надзорных органов

Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:

  • здравоохранение, культура, образование;
  • государственное управление;
  • социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
  • связь, информация.

При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:

  • Министерство энергетики РФ.
  • Министерство связи и массовых коммуникаций.
  • Федеральная налоговая служба РФ.
  • Счетная палата России.
  • Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации.
  • Правоохранительные органы государства.

Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.

RADIOCHIEF.RU

Часто в среде радиолюбителей, си-бишников, телезрителей, радиослушателей, и и как это не странно, радиохулиганов, встают вопросы устранения помех. С какой государственной организацией работать в решении подобных вопросов? Какое ведомство имеет право применять меры административного воздействия на нарушителей. Часто, в спорах и обсуждениях, допускаются грубейшие ошибки, в описаниях структур и подразделений органов Минсвязи РФ, главным образом по незнанию.

Рассмотрим упрощённую структуру Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которая представлена на рисунке ниже.

Главный орган здесь — само министерство, которому подчиняются 5 структур: Роскомнадзор, Россвязь, Роспечать, Росинформтехнологии, ГКРЧ. 4 ведомства – это регуляторы в разных сферах связи, и лишь одна организация – Роскомнадзор, имеет властные полномочия, о чём говорит само её название – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Именно эта организация следит за всеми сферами в области электросвязи, радиосвязи, теле и радио вещания (электронных СМИ), средств и организаций в области информационных технологий, защиты прав субъектов персональных данных, печатных СМИ и так далее.

Некоторые путают такие сокращения как ГКРЧ, ГРЧЦ, РЧЦ, главным образом по незнанию, либо считают, что это одно и тоже. Это не так. К римеру, ГКРЧ (Государственная Комиссия по Радио Частотам) – это коллегиальный орган, состоящий из представителей министерства, государственных ведомств, представителей Министерства обороны и др., который решает вопросы по распределению полос радиочастот между различными службами радиосвязи. В ГКРЧ решаются вопросы, связанные с выделением полос частот для Любительской службы, выделения полос частот для использования на безлицензионной основе и без регистрации РЭС. Именно этот орган может отдать/забрать целые диапазоны у радиолюбителей, разрешить/запретить использование РЭС на CB, LPD, PMR.

В этом материале нет смысла развёрнуто освещать деятельность всех структур, а следует остановится лишь на том, что нам требуется – на Роскомнадзоре. Именно эта организация призвана осуществлять надзор за всем, что есть — связь, в том числе надзор за использованием частотного ресурса, за регистрацией РЭС (радиоэлектронных средств), ВЧУ (высокочастотных устройств) и других источников излучения радиосигналов. Данная организация наделена полномочиями выписывать, во внесудебном порядке, постановления об административных правонарушениях в сфере связи, с наложением штрафов. Государственные инспекторы, совместно с участковыми уполномоченным (сотрудником МВД), могут потребовать у вас разрешающие документы, и с вашего согласия пройти к вам в жилище. В сложных случаях Роскомнадзор дела передаёт в суд, в особо сложных — в прокуратуру. Если вы отказываетесь пустить инспектора Роскомнадзора в своё жилище, эти ребята могут запросить постановление в суде. Но, такие случаи крайне редки, поэтому не стоит сильно заострять внимание на этом, но стоит помнить, что могут быть и такие варианты развития событий.

Теперь мы подошли к самому главному! К тому, что только эта организация имеет право на какие-либо правовые действия, и что именно в Роскомнадзор необходимо подавать жалобы на помехи, именно Роскомнадзор может вас, или кого-нибудь еще оштрафовать, и в судебном порядке конфисковать оборудование.

Чем занимается РЧЦ? РЧЦ (Радиочастотный Центр) – это государственное хозрасчётное предприятие (государственная коммерческая! организация, практически на полном само обеспечении), обладающее технической базой для осуществления мониторинга и пеленга РЭС и ВЧУ на своей территории (Федеральном округе). Все, без исключения, радиочастотные центры (РЧЦ) подчиняются Роскомнадзору.

Что такое ГРЧЦ? Это главный радиочастотный центр, который следит за правильным распределением частот и электромагнитной совместимостью на всей территории России, а так же в приграничных зонах. ГРЧЦ выдаёт заключения о возможности-невозможности эксплуатации тех или иных частот, полос частот.

Далее идут Радиочастотные центры Федеральных округов (ФГУП РЧЦ Центрального Федерального округа, ФГУП РЧЦ Северо-Западного Федерального округа, ФГУП РЧЦ Уральского Федерального округа и т.д.) со своими территориальными филиалами. Окружные РЧЦ и их филиалы занимаются той же работой, что и ГРЧЦ, только на месте, поскольку некоторые вопросы, такие как мониторинг и пеленг, можно решать только на месте. Поскольку РЧЦ – это государственное предприятие, у него есть план по осуществлению технического контроля полос радиочастот, с целью выявления нарушений. В соответствии с этим планом, окружные РЧЦ и территориальные филиалы предоставляют протоколы мониторинга и пеленга, после плановых и внеплановых работ, в территориальный Роскомнадзор – именно тому, кому они подчиняются. Роскомнадзор уже соответствующим образом реагирует на данные сведения, как надзорная организация: нарушителей штрафуют, рецидивы передают в суд и пр. Так же, окружные РЧЦ и территориальные филиалы оказывают различные метрологические услуги в сфере радиосвязи на возмездной основе. Окружным РЧЦ поручена работа по распределению и контролю за присвоением позывных сигналов гражданских служб, в том числе и Любительской (руководствуясь документами Международного Союза Связи – ITU, законом и подзаконными актами РФ, постановлениями правительства РФ и решениями ГКРЧ). Образование позывных сигналов опознавания РЧЦ осуществляет то же на возмездной основе, в соответствие с утверждённым перечнем тарифов на услуги. РЧЦ не обладает властными полномочиями, поэтому сотрудники данной организации не имеют права на какие-либо действия в отношении установленного нарушителя. РЧЦ лишь может передать сведения технического контроля в Роскомнадзор, для дальнейшего правового движения.

Поэтому, многие, обратившись в РЧЦ, получают ответ о том, что помеху, нарушителя и пр. РЧЦ будет выявлять только на платной основе. В этом есть доля правды. Поскольку РЧЦ государственное коммерческое предприятие, постольку они вправе вам оказывать такие услуги на платной основе. Что же тогда делать? Вы являетесь законопослушным радиолюбителем, радиослушателем, телезрителем, и проблему за свой счёт решать вам не с руки. Выход есть. На даром мы рассмотрели, в рамках этой статьи, структуру Минсвязи РФ, в частности отдельных его органов. Для того, что бы законным путём осуществить выявление источника помех, радиохулигана, вам надо обратиться в надзорный орган. Правильно! Надо обращаться в Роскомнадзор. Как только ваше обращение будет принято и зарегистрировано в территориальном Роскомнадзоре, оно начинает путь, первая дорожка которого ведёт в РЧЦ. Именно Роскомнадзор делает запрос в окружной РЧЦ, или в его территориальный филиал, с целью выяснить наличие помехи, хулигана, и если таковое подтвердилось, установить местонахождение последнего. Всё это делается в порядке надзора, и РЧЦ работает на вас уже на безвозмездной основе, абсолютно законно.

Итак, в заключение статьи выведем основные моменты:

1. РЧЦ – это коммерческая государственная организация осуществляющая технический контроль за эфиром, оказывающая метрологические услуги, услуги по расчету ЭМС, ведёт контроль и учёт образования позывных сигналов опознавания для гражданских служб радиосвязи, не имеющая властных полномочий, обращение в РЧЦ может закончится предложением выявить источник помех на платной основе, либо выявлением источника помех на бесплатной основе, без последующих правовых действий в отношении лица, причастного к созданию помех;

2. Роскомнадзор – орган надзора в сфере связи и массовых коммуникаций, в подчинении которого находятся все РЧЦ, обладающий властными полномочиями, при обращении граждан и организации осуществляющий, в порядке надзора, выявление (силами РЧЦ) источников помехи с последующими правовыми действиями к лицам, причастным к созданию помех, надзор осуществляется на безвозмездной основе.

Следует помнить, что заявление или жалоба должны быть обязательно зарегистрированы в канцелярии вашего территориального филиала Роскомнадзора. Для того, что бы ваше заявление было зарегистрировано, вам необходимо лично явится с заявлением в канцелярию Роскомнадзора, и получить входящий номер на ваше заявление, или выслать почтой — заказным письмом с уведомлением о вручении. Помните, если ваше обращение не зарегистрировано, то у него мало шансов быть принятым в работу. На зарегистрированное заявление любые органы власти обязаны реагировать в установленные для этого законом сроки.

Всем удачи, 55, 73!

Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!

Государственные контролирующие и надзорные органы

По имеющимся оценкам, к середине 2001 года в каждом из регионов действовали, в среднем, более 50 органов федеральной, региональной и местной власти, контролирующих предпринимательство, в том числе, и малое. Причем в разных регионах органы государственного контроля и инспектирования хозяйственной деятельности различались между собой по конкретному составу и наименованиям. В соответствии с действующим законодательством — Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» — полномочиями по государственному контролю и инспектированию деятельности хозяйствующих субъектов, а также рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены:

  • Государственная противопожарная служба — ст. 23.34 КоАП
  • Государственный архитектурно-строительный надзор — ст. 23.56 КоАП
  • Государственный энергетический надзор (Ростехнадзор) — ст. 23.30 КоАП
  • Органы внутренних дел (полиция) — ст. 23.3 КоАП
  • Органы государственного статистического учета — ст. 23.53 КоАП
  • Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей — ст. 23.49 КоАП
  • Органы российской транспортной инспекции — ст. 23.36 КоАП
  • Органы стандартизации, метрологии и сертификации — ст. 23.52 КоАП
  • Органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг — ст. 23.47 КоАП
  • Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы — ст. 23.48 КоАП
  • Налоговые органы — ст. 23.5 КоАП
  • Таможенные органы — ст. 23.8 КоАП
  • Органы экспортного контроля — ст. 23.9 КоАП
  • Государственный ветеринарный надзор — ст. 23.14 КоАП
  • Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды — ст. 23.28 КоАП
  • Органы государственной санитарно-эпидемиологическая службы — ст. 23.13 КоАП
  • Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (Россельхознадзор) — ст. 23.15 КоАП
  • Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель — ст. 23.21 КоАП
  • Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений — ст. 23.16 КоАП
  • Органы, осуществляющие государственный надзор за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве — ст. 23.17 КоАП
  • Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки — ст. 23.18 КоАП
  • Органы, осуществляющие государственный экологический контроль — ст. 23.29 КоАП
  • Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда — ст. 23.12 КоАП

Этот перечень не является исчерпывающим. В зависимости от вида деятельности и специфики ее осуществления к предпринимателю с целью проведения проверки могут прийти представители еще целого ряда органов.

Контроль и надзор

В законодательстве РФ функциональные понятия контроля и надзора объединены, например: «государственный контроль (надзор)», «санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)»; «под функциями контроля и надзора понимается» , такая же ситуация прослеживается и в других нормативно-правовых актах, что позволяет, при наличии различий в дефиниции этих двух понятий, определять их как двуединое явление.

Контроль — это регулярный способ наблюдения, анализа и проверки результатов деятельности объекта с последующей корректировкой при обнаружении отклонений.

Признаки:

  1. Органы контроля и субъект находятся в подчиненности / подконтрольности;
  2. Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
  3. Право контролирующих органов отменять решения субъектов и применять к ним меры административного воздействия;
  4. Возможность корректировки поведения контролируемого.

Надзор — это постоянное наблюдение и проверка действий объекта на соответствие предъявляемым требованиям; вид контроля, с преобладанием наблюдательных функций.

Признаки:

  1. Проводит проверку реализации действующих нормативно-правовых актов в различных отраслях управления;
  2. Периодичность.
  3. Отсутствие подчинённости.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае обнаружения нарушений закона прокурором, в ходе осуществления им прокурорского надзора, принимаются меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, что означает возможность корректировки действий поднадзорного объекта при выявлении отклонений от заданных стандартов.

Нормативное определение

П.1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение государственного контроля (надзора):

Деятельность уполномоченных органов государственной власти<…>, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями <…> требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации<…>, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Виды

  • Административный — наблюдение специально уполномоченными органами за соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
  • Прокурорский — осуществляется органами прокуратуры РФ в сфере государственного управления за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, и соответствию законодательству издаваемых ими правовых актов.

По отраслям:

  • Отраслевая (банковский надзор, государственный страховой надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор)
  • Межотраслевая надзорная деятельность (прокурорский надзор)

По кругу лиц:

  • в отношении неопределённого круга лиц (физических и юридических) вне зависимости от подчинённости и формы собственности (например правил поведения в общественных местах);
  • в отношении определённого круга физических и юридических лиц, в том числе должностных (например правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия);
  • персонифицированный (например в отношении некоторых граждан, освобождённых из мест лишения свободы).

Литература

  • Архипов, С. В. Проблемы разграничения контроля и надзора в сфере государственного управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44.
  • Волков, А. М. Административное право России. Учебник. — М : Проспект, 2015. — ISBN 5392185983.
  • Гусейнова, С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ науки. — 2015. — № 5. — ISSN 2410-700X.
  • Макарейко, Н. В. 21.5 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика // Административное право. Конспект лекций. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшее образование, 2009.
  • Осипов, Д. А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д.А. Осипов, В. М. Большакова // Власть. — 2015. — № 5. — С. 136—140. — ISSN 2071-5358.
  • Подшивалов, Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31.
  • Попов, Л. Л. Административное право. Учебник / Л. Л. Попов, Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко ; под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005.
  • Туровская, В. А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — Т. 31, № 3.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *