Монополия

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Естественная монополия

Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

1) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

2) соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

3) границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

5) система регулирования деятельности субъектов монополий;

6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

1)транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

Введение

Монополия (греч. «монос» – один, «полео» – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

Современное развитие экономики России связано с формированием управляемых государством рыночных структур и созданием условий для промышленного роста в условиях развития конкуренции.

Монополизация производства непосредственно воздействует на процесс распределения общественного продукта, и поэтому особую значимость- приобретает механизм государственного регулирования монополизма. Актуальными становятся проблемы анализа управленческой деятельности, связанные с особенностями регулирования рынков на уровне областей РФ.

Принятие решений государственного регулирования развития монополии и конкуренции на рынке связано с анализом монополизации производства. В процессе структурной перестройки экономики перед органами государственной власти возникают проблемы координирования конкурентной деятельности на рынках с различным уровнем монопольного влияния. Требуются обоснованные концептуальные подходы к формированию рынков с низким уровнем монополизации в среднем и малом производстве и повышенным уровнем в отраслях, где укрупнение предприятий обусловлено экономией издержек и технологической уникальностью производства. В этой связи становится актуальным механизм анализа монополизации производства, позволяющий определить эффективность развития монополии и конкуренции с учетом масштаба производства.

1. Монополизация производства в России

В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.

Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был «Аэрофлот» СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн.человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв.км воздушных дорог.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.

2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).

Типичный пример — практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им.

Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане — завод без КБ.

Осуществляемый в стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма. Это достигается путем ликвидации командно – административной системы, разукрупнения больших предприятий, повышения роли малых и средних предприятий, создания конкурирующих производств, в том числе коллективных предприятий и индустриальных хозяйств, организации обществ потребителей, принятие различных актов антимонопольного законодательства, предусматривающих развитие нормальной конкуренции.

Монопольную, точнее олигопольную, структуру имеет по большей части промышленная система как азиатских, так и европейских стран. Более того, как правило, нигде не существует рыночной конкуренции в классическом смысле этого слова.

Рынки стран объединенных экспортеров сырьевых ресурсов (ОЭСР) сегментированы на микроотрасли по производству специализированных товаров. Производство каждого такого товара обычно олигопольно, реже – монопольно. Конкуренция осуществляется не в рамках данного сектора рынка, но между секторами, за счет механизма перекрёстной конкуренции, который порождает вырожденную кривую спроса в каждом из секторов. Эта ставит пределы монопольному диктату. Далее, это явление ослабляют иностранные конкуренты. Причём условия для них создаются на рынке конкретной страны отнюдь не равные. Классическим здесь является пример Японии.

Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном издержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.

Кроме выгодности для потребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторами минимизации трансакционных издержек и т.п.

Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольную конкуренцию и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.

В силу этого западные государства уже с 30-х годов начали вводить элементы государственного регулирования в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии, частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.

Азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально строили свои промышленные системы в рамках государственного патернализма. Эффективность этого пути совершенно очевидна для непредвзятого аналитика.

Наиболее приемлемой для России кажется японская промышленная система. После адаптации она может принять следующие формы:

· Базовые элементы системы – линейные монополии, финансово-промышленные группы, как правило, акционерной формы собственности.

· Дополнительные элементы системы – мелкие и средние предприятия, различных форм собственности (муниципальные и частные).

Замыкающие элементы системы – мелкие частные фирмы, оказывающие услуги и осуществляющие рисковые, инновативные проекты, работающие по заказу крупных корпораций.

Эта система замыкается на соответствующие структуры государства, имеющих разные названия, но имеющих общие признаки.

Регулирующая структура – министерство антимонопольной политики (МАП), защиты потребителей, осуществляющая применение антимонопольного законодательства и регулирование монопольных цен, меры по демонополизации там, где это оказывается возможным. В США такая система имеет квазисудебный характер — надзорные органы в составе представителей потребителей и производителей устанавливает справедливый уровень цены.

Формирование в нашей стране финансово-промышленных групп (ФПГ), как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию.

Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:

Лекция 11. Естественные монополии

Оценка степени монополизации рынка

Различают следующие типы рынков по состоянию конкуренции:

  • 1.

    § 10. Понятие естественной монополии

    Рынок чистой конкуренции. Множество продавцов недифференцированного товара, отсутствие явных сегментов рынка, отсутствие существенных барьеров входа/выхода. Производство продукции массового назначения.

  • 2. Рынок монополистической конкуренции. Множество продавцов взаимозаменяемых товаров, каждый их которых для определённого узкого сегмента рынка. Товары очень дифференцированы по качеству, ценам, условиям продажи. Покупатели из одного сегмента редко переходят в другой. Барьеры, ограничивающие сегмент, существенны.
  • 3. Рынок олигополистической конкуренции. 3-5 продавцов одинаковых или взаимозаменяемых товаров на одном рынке. Сегментация обычно отсутствует, но если раздел рынка разрешён законом страны, то сегментация может быть по географическому признаку и т.п. Барьеры существенны.
  • 4. Монопольный рынок. Без конкуренции. Рынок считается монопольным, если наряду с монополистом, который занимает больше половины рынка, работает множество мелких фирм. Такой рынок может быть смешанным, если мелкие продавцы начинают предлагать модификации продуктов для выявленных сегментов по ценам или условиям.

На любом из вышеперечисленных типов рынков могут присутствовать участники с очень большими долями рынка. Их наличие ограничивает свободную конкуренцию, поэтом в большинстве стран законом установлены ограничения степени монополизации рынка.

Для оценки степени монополизации используются следующие показатели:

  • 1. Число фирм, предлагающих на рынке данный товар и их группировки по размерам, специализации и другим признакам.
  • 2. Общий объём продаж товара на рынке и долей производителей.
  • 3. Доли малых, средних и крупных фирм в общем объёме рынка.
  • 4. Коэффициенты монополизации рынка, в частности индекс Хиршмана-Херфинделя. Это сумма квадратов долей фирм, выраженных в процентах (на данном рынке). Если значение < 1800, то рынок считается немонополизированным, и на нём разрешаются слияния и поглощения фирм. При значении от 1800 до 2500, рынок считается частично монополизированным, и для слияния фирм требуется разрешение правительства или антимонопольного комитета. Если коэффициент > 2500, то любые слияния и поглощения запрещены.

В России в результате экономических реформ большинство рынков были демонополизированы. Но с конца 1990-х годов начался процесс укрупнения и поглощения компаний.

Монополия – состояние экономики, при котором в определённой нише бизнеса доминирует единственный субъект, определяющий цены и количество продукта. Модель считается наименее эффективной для потребителя, поскольку отсутствие конкуренции вызывает стагнацию и дефицит.

Монополия – это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям.

В экономике для оценки реального состояния дел в стране и мире используется «Индекс Херфиндаля». Данный показатель демонстрирует степень концентрации конкретного рынка в руках конкретных его игроков: условная величина HHI высчитывается как возведенная в квадрат сумма процентов выручки от общего «пирога» каждого участника.

Чистый монополизм, 1 участник: HHI = 1002 =10000

2 игрока: HHI = 502 + 502 = 5000

10 игроков: HHI = 102 х 10 = 1000

Появление и развитие монополизма

Монополия — что это такое, в чём опасность явления? Желание захватить рынок и извлечь максимальную прибыль – естественно для бизнеса. Первые образования такого типа возникли ещё в древности, когда правители городов и земель концентрировали в своих руках производство определённых товаров. В Царской России правом на производство спиртных напитков обладало исключительно государство (читай – его руководитель).

Естественная монополия — состояние товарного рынка при котором

А Китай располагал эксклюзивной технологией создания шелков и фарфора – никто не мог предложить аналогов.

В настоящий момент ничего существенно не изменилось: монополии либо создаются искусственно, либо формируются естественным путём. При этом излишняя концентрация рынках в руках одного участника признаётся нечестной конкуренцией. В реальности повлиять на состояние экономики непросто, так как для изменений требуются внушительные средства.

Виды монополий:

  1. Естественная. Производится товар или оказывается услуга, не имеющая аналогов, а разработка альтернативы требует слишком больших одномоментных вложений. Это, к примеру, в течение длительного времени касалось железнодорожных и воздушных перевозок: пути сообщения, сосредоточенные в руках одного собственника, они исключали конкуренцию.
  2. Искусственная. Меры по ограничению количества участников предпринимаются на государственном уровне для того, чтобы обеспечить стандарт качества товара (услуги) и (или) безопасность потребителей. Это касается транспортировки газа, хранения ядерных отходов и т.д. Реестр подобных монополистов представлен на сайте ФСТ России.
  3. Открытая. После изобретения новой технологии и запуска её коммерческого использования, обладатель секрета на время становится эксклюзивным участником взаимоотношений с потребителем. К примеру, если в ближайшем будущем будет раскрыт принцип телепорта, транспортные компании, оказывающие данную услугу, будут на время лишены конкурентов.

Олигополия

Олигополия – это состояние рынка, при котором право добычи ресурса, его обработки, производства товара или оказания услуги обладает ограниченное число участников. Классический пример – это производство пассажирских самолётов, космических кораблей, где конкуренция ведётся между двумя-тремя компаниями.

Преимущества монополий:

  1. Проведение единой политики. К примеру, в Саудовской Аравии концентрация нефтегазового комплекса в руках государства позволяет влиять на мировые цены на нефть, решая внешние проблемы.
  2. Обеспечение высокой прибыли. Административное регулирование цены позволяет производителю быстро окупить свои расходы, получить наибольшую выручку.
  3. Защита потребителя. В некоторых случаях государственное регулирование производства обеспечивает безопасность наименее обеспеченным слоям общества.

Критика монополии

Монополия: что это такое простыми словами? Это желание группы людей полностью завладеть каналом сбыта, «сидеть на трубе». Во все времена противники излишней концентрации рынков высказывали доводы в пользу развития конкуренции. Чем больше компаний борются за свою долю бизнес-пирога, тем выгоднее потребителю.

15 лет назад, когда сотовые телефоны производили исключительно высокотехнологичные гиганты, позволить себе их покупку могли только самые обеспеченные потребители. Спустя годы предложения от сотен мелких компаний медленно, но уверенно обвалили цену на девайсы, в то время как уровень гаджетов вырос до небес.

Монополизация отраслей обеспечивает снижение технического прогресса – производителю не к чему стремиться. Это в полной мере могли ощутить на себе жители СССР, где было всего несколько крупных автозаводов, а очереди на машины были расписаны на годы вперёд. В результате «Автоваз» выпускал одни и те же модели транспорта в течение десятилетий, а мировой прогресс двигался вперёд, оставив всю отрасль позади.

Тем самым обнажается ещё одна нелицеприятная часть процесса – жёсткий дефицит товаров и услуг. Он может возникать искусственным или случайным (вследствие плохого расчёта) путём. При отсутствии конкуренции производитель сам решает, сколько благ ему «выбросить» в продажу. А перенасыщение спроса будет означать для такого гиганта снижение прибыли.

Монополизация рынков в России

Перечень отраслей экономики, в которых допускается концентрация большой доли прибыли в руках одного участника, перечислена в ФЗ №147 от 17.08.1995 – «О естественных…». В данных сферах осуществляется жёсткое государственное регулирование посредством установления предельных цен. Отсутствие конкуренции негативно сказывается на отраслях: в этом можно убедиться на примере корпорации «РЖД».

Все остальные проявления монополизма преследуются государственными органами и не являются допустимыми. Антимонопольные органы следят за степенью концентрации рынков в руках того или иного игрока, за сговорами между крупными производителями товаров или поставщиками услуг.

За 6 месяцев 2016 г. антимонопольные службы одной лишь Воронежской области привлекли к ответственности нарушителей по 12 фактам нарушения законодательства (речь идёт об использовании доминирующего положения ЖКХ, энергетиков), общая сумма штрафов составила 180 миллионов рублей.

Основные монопольные отрасли в РФ:

  1. Центральное водоснабжение и водоотведение (ОАО «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»);
  2. Топливно-энергетический комплекс (ОАО «Газпром», ОАО «Мосгаз» и другие);
  3. Железнодорожные перевозки (ОАО «РЖД»);
  4. Услуги аэропортов (ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «МАШ»);
  5. Порты, терминалы, внутренние водные пути;
  6. Общедоступная почтовая и электросвязь (к примеру, ФГУП "Почта России", ОАО "Московская городская телефонная сеть");
  7. Захоронение радиоактивных отходов (ФГУП ««Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами»).

Игра «Монополия»

Ощутить на своём опыте все прелести подобной экономической модели поможет известная забава для детей и взрослых. Тактическая игра, где участники «покупают предприятия», модернизируют их и взимают сбор за проход через свою территорию, наглядно демонстрирует опасность монополизации рынка. Самый умный, расчётливый и удачливый бизнесмен в конце концов остаётся в гордом одиночестве, подмяв под себя всю игровую доску.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



МОНОПОЛИЯ

исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д.

Оцените определение:

Монополия

исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, предоставляемое одному лицу, группе лиц или государству.

Оцените определение:

Монополия

форма производственных отношений, связанная с заключением договора об особой политике на рынке производства и сбыта продукции с целью достижения привилегированного положения в рамках определенной отрасли производства за счет монопольной цены на продукцию.

Оцените определение:

Монополия

греч. — один продаю) — 1. Исключительное право на что-либо. 2. Союз капиталистов, захвативших исключительное право на производство и реализацию определенных товаров для господства на рынке, установления высоких монопольных цен, регулируемых рынком. Формирование монополий связано с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм в конце XIX в. Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн. В России монополии возникли в 80-е гг. XIX в.

Оцените определение:

Монополия

(греч. monopole, лат.

monopolium, от греч. mono –один и poleo –продано). В древности монополистич. тенденции носили случайный и врем, характер. Известны такие виды М., как М. на производство (Кирена монополизировала изготовление лекарств, растения сильфий; Арреций — арретинской керамики) или М. на сбыт (закупка Афинами македонск. древесины). В Греции и Риме был монополизирован сбыт китайского шелка и индийских пряностей. Традиции др.-вост. государств особенно наглядно проявились в период эллинизма (особенно в государстве Птолемеев), где цари владели монополией на производство и продажу различных изделий (масло, пиво и пр.).

Оцените определение:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *