Мониторинг земель

Содержание

Государственный мониторинг земель

  1. Организацию и проведение наблюдений за качественными и количественными показателями (их комплексом), которые характеризуют состояние ресурса, а также за источниками загрязнения и их воздействием на окружающую среду.
  2. Оценку экологического (фактического) состояния почв.
  3. Контроль качества ресурсов, вод, грунта при неблагоприятной сельскохозяйственной деятельности, спровоцировавшей ухудшение свойств ресурсов, эрозию, быстрое снижение плодородия на больших площадях, а также прогноз дальнейшей ситуации.
  4. Выявление новых источников загрязнения, определение динамики их влияния, анализ вероятного развития процессов, негативно воздействующих на окружающую среду.
  5. Проверку соблюдения правил и норм, установленных стандартов качества ресурсов при их использовании.
  6. Разработку рекомендаций и планирование мероприятий по рациональному землепользованию, понижению уровня загрязненности.
  7. Прогнозирование мер по предотвращению ущерба, оценку предполагаемого состояния.
  8. Своевременное предоставление сведений органам госвласти, местного самоуправления, физическим, юридическим лицам.
  9. Надзор за исполнением мероприятий.

Статья 67 ЗК РФ

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Основанием для перевода земель являлись акты органов государ­ственной власти Российской Федерации, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния, принятые в пределах их компетенции по вопросам использования и охраны земель, а также ходатайства заинтересованных лиц. Особое место в процессе перевода земель (и земельных участков) из одной категории в другую занимало приведение состава земель опреде­ленной категории в соответствие действующему законодательству. Это связано с тем, что в Российской Федерации состав земель и порядок государственного учета земель в разные периоды времени менялись со­ответственно потребностям государственного управления.

1. В главе XI Земельного кодекса РФ урегулированы отношения по ведению государственного мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра. В самом Кодексе содержатся только основополагающие правовые нормы соответствующих правовых институтов. Детально указанные отношения в настоящее время регулируют отдельные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Цели этих мероприятий — своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов на земле, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Земельное право

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению земельного контроля за использованием и охраной земель и иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами и проведению землеустройства;
  • обеспечение граждан информацией о состоянии земель, поскольку государственный мониторинг земель включает в себя сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации (включая ее обработку и хранение);
  • непрерывное наблюдение за неиспользованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, а также анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны предоставить внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажением информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости — Роснедвижимость (постановление правительства РФ от 12 июня 2008 г. №456).

Государственный мониторинг земель

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показателями мониторинга использования земель являются:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель — земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

— площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— площадь застроенных земель в разрезе категорий;

— общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

— иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

— общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

— общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

— площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Амурского района Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Беломорского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Елизовского района Камчатского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Кемского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Кировского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Ковдорского района Мурманской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Корсаковского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Лазовского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Лоухского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Менгино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Невельского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории округа Дубна Московской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Пограничного района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории района им. Лазо Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории районов Ярославской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Углегорского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Ульчского района Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Хасанского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Хасынского округа Магаданской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Холмского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Котельничского района Кировской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Краснобаковского района Нижегородской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Николаевского района Ульяновской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Никольского района Пензенской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Слободского района Кировской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Тоншаевского района Нижегородской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Ивановскому району Амурской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Тамбовскому району Амурской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Вологодской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Биробиджанскому району и городскому округу Биробиджан Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Октябрьскому району Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Смидовичскому району Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Всеволожскому району Ленинградской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Кольскому району Мурманской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Новгородскому району Новгородской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Пожарскому району Приморского края

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Комсомольскому району Хабаровского края

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Хабаровскому району Хабаровского края

  • Нормативные правовые акты
  • Состояние земель России

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

  • федеральный.
  • региональный.
  • локальный.

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.

В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846, осуществляется сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработка и хранение, ведется непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг земель осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Однако проводимый мониторинг не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным ресурсом и не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.

Специфика учета сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, требует иных подходов и более широкого перечня показателей состояния таких земель и их плодородия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Однако без осуществления государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования), невозможно эффективное управление агропромышленным комплексом страны, что является на сегодняшний день первостепенной задачей.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи и направления работ по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, данные которого являются основой формирования государственных информационных ресурсов о состоянии и использовании этих земель.

В Концепции используются следующие понятия:

«государственный мониторинг сельскохозяйственных земель» — система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью;

«объекты государственного мониторинга» — сельскохозяйственные земли, включая сельскохозяйственные полигоны и контуры, независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования;

«контур» — контур сельскохозяйственных земель, являющийся территорией сельскохозяйственных земель, ограниченной естественными природными или искусственными объектами (дорогами, строениями, лесополосами, оврагами, лесными массивами и водными объектами);

«сельскохозяйственный полигон» — часть земель внутри контура сельскохозяйственных земель, занятых однородной растительностью;

«тестовый (валидационный) полигон» — часть сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения), характеризующая представительный природный регион с типичной структурой почвенного покрова, выбранный для проведения мониторинга показателей плодородия почв, состояния развития растений и развития негативных почвенных процессов с использованием геоинформационных технологий, данных дистанционного зондирования Земли и наземных обследований, наблюдений. Тестовые полигоны предназначены также для отработки технологий земледелия, в том числе с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, калибровки систем дистанционного зондирования Земли, а также валидации спутниковых снимков по данным авиационных и наземных наблюдений.

«поле севооборота» — часть пашни, включенной проектом внутрихозяйственного землеустройства в севооборот.

I. Цели и задачи государственного мониторинга
сельскохозяйственных земель

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения:

  • за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации (изменением реакции почвенной среды, содержанием органического вещества и элементов питания, разрушением почвенной структуры, засолением, осолонцеванием, заболачиванием, переувлажнением, подтоплением земель, развитием водной и ветровой эрозии, загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв);
  • за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях (изменением видового состава, структуры урожая, типов и качества растительности, степенью устойчивости к антропогенным нагрузкам).

При проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель решаются следующие задачи:

  • своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;
  • мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;
  • ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;
  • формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся сельскохозяйственных земель) и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;
  • обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель;
  • участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

II. Современное состояние государственного мониторинга сельскохозяйственных земель

Сложившаяся в настоящее время система обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии сельскохозяйственных земель опирается на данные государственной статистической отчетности и сети агрометеорологических станций. При этом данные представляются в систему сбора статистической информации непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями и поэтому во многих случаях не являются достоверными и не отражают реальное состояние земель, что подтверждается результатами обработки Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Вследствие недостаточного количества агрометеорологических станций невозможно оценивать все необходимые параметры сельскохозяйственного производства.

Обширные территории, занимаемые сельскохозяйственными землями, довольно сложно контролировать из-за отсутствия в цифровом виде карт сельскохозяйственной освоенности территорий с границами полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, неразвитой сети пунктов оперативного мониторинга, наземных станций, в том числе и метеорологических, отсутствия авиационной поддержки ввиду высокой стоимости ее содержания. На этих землях в силу различного рода природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит постоянное изменение границ посевных площадей, условий вегетации сельскохозяйственных культур, свойств почвенного плодородия, развитие негативных процессов.

Во многих регионах Российской Федерации отсутствие актуальной картографической основы не позволяет решать поставленные задачи мониторинга. Имеющиеся в большинстве субъектов Российской Федерации топографические карты относятся к середине 80-х — началу 90-х годов прошлого века. Темпы работ по централизованному обновлению карт существенно снизились, при этом за последние годы состояние агроландшафта существенно изменилось, особенно в интенсивно развивающихся регионах.

Эффективным инструментом решения части поставленных задач является создаваемая Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008—2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (далее — Государственная программа), система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, совмещенная с наземными обследованиями сельскохозяйственных угодий, которая является составной частью системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.

Для обеспечения функционирования мониторинга внедряются новые средства и технологии, системы наблюдений, сбора и обработки информации, в том числе на основе данных дистанционного зондирования Земли как наиболее объективных и оперативных в применении, что позволяет одновременно вести наблюдение за использованием земли, а также давать прогноз развития сельскохозяйственных культур и величины потенциального урожая.

В настоящее время дистанционный мониторинг (в первую очередь спутниковый) позволяет получать объективную информацию по всей территории, занятой сельскохозяйственными землями. Время обновления данной информации составляет от нескольких дней до 1 года (в зависимости от множества факторов, в том числе от ее пространственного разрешения).

Проводимая оценка динамики использования и состояния земель на основе сравнительного анализа разновременных картографических материалов, данных дистанционного зондирования Земли и наземных обследований с целью выявления сценариев развития процессов и прогноза ситуации базируется на использовании современных геоинформационных технологий.

Кроме мониторинга земель методами дистанционного зондирования Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с помощью федеральных государственных учреждений — центров, станций агрохимической службы и федеральных государственных учреждений — центров химизации и сельскохозяйственной радиологии осуществляет мониторинг состояния плодородия почв путем ежегодных наземных обследований сельскохозяйственных угодий на площади 16 млн. гектаров, что позволяет в течение 10 лет исследовать все полигоны и контуры сельскохозяйственных угодий Российской Федерации.

На основании результатов проведенных обследований Министерством сельского хозяйства Российской Федерации сформирована постоянно обновляемая многоуровневая база данных плодородия почв (район — субъект Российской Федерации — федеральный округ — Российская Федерация), содержащая данные за последние 10 лет. Ведутся работы по векторизации карт обрабатываемых земель в Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах. На основе данных дистанционного зондирования Земли в этих округах на территории 60 субъектов Российской Федерации осуществляется мониторинг пашни, находящейся в обороте.

В то же время иными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями осуществляется мониторинг земель и формируются соответствующие государственные информационные ресурсы.

Так, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии организует:

  • работы по созданию, внедрению, сопровождению и ведению автоматизированной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, автоматизированной системы государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, а также информационно-коммуникационной системы, необходимой для функционирования данных автоматизированных систем;
  • создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
  • дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии также осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), официальный статистический учет наличия и распределения земель в границах территориальных образований и ежегодно готовит государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

В настоящее время Федеральное космическое агентство обеспечивает поставку данных только высокого и среднего пространственного разрешения, получаемых с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК» и «Метеор-М».

Однако существующие российские и зарубежные спутниковые группировки не в полной мере обладают функциональными возможностями, необходимыми для решения стоящих перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации задач по мониторингу сельскохозяйственных земель. Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы в настоящее время не предусматривает создания узкоспециализированных спутников дистанционного зондирования Земли, обладающих необходимой функциональностью, в частности обеспечивающих регулярное покрытие с высокой периодичностью всех земель, подлежащих мониторингу.

Решение поставленных задач государственного мониторинга сельскохозяйственных земель требует полного набора данных дистанционного зондирования Земли различного пространственного разрешения. Поэтому Государственной программой в рамках создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства предусмотрено дальнейшее развитие создаваемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с учетом перехода на отечественное оборудование дистанционного зондирования Земли. В связи с этим Федеральное космическое агентство и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при участии организаций Российской академии наук ведут работы по созданию специализированной системы спутникового дистанционного зондирования Земли (рабочее название «Космос-СХ»), которая позволит осуществлять регулярное покрытие с высокой периодичностью всех сельскохозяйственных земель и получать информацию об их состоянии.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет финансирование работ по созданию специализированных приборов и аппаратов в рамках мероприятий, предусмотренных Государственной программой, а Федеральное космическое агентство в рамках заключенного соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации обеспечивает запуск аппаратов и их эксплуатацию (управление).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет сбор и формирование пространственно распределенных агрометеорологических данных и пространственно распределенных характеристик биоклиматического потенциала земель с учетом изменения климата.

Научно-методическое сопровождение государственного мониторинга сельскохозяйственных земель осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при участии организаций Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

Однако работы, проводимые по государственному мониторингу сельскохозяйственных земель, в основном носят разрозненный, ведомственный характер. Отсутствует межведомственная координация и организация этих работ.

В то же время имеется положительный опыт межведомственного взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости при подготовке материалов к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, который доказал эффективность согласованных совместных действий при проведении работ.

III. Основные направления работ по развитию государственного мониторинга сельскохозяйственных земель

Осуществление государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, общая площадь которых более чем в 4 раза превышает площадь обрабатываемой пашни, потребует изменения направлений работ не только по дистанционному зондированию Земли, обработке данных дистанционного зондирования Земли и картографического материала, но и по наземным наблюдениям.

Так, данные дистанционного зондирования Земли не позволяют сегодня получить исчерпывающую информацию без наличия наземных измерений (в частности, характеристик видового состава и биомассы растительного покрова), которые должны использоваться для калибровки алгоритмов обработки спутниковых данных. Учитывая это, необходимо проведение наземных наблюдений, осуществление географической привязки полученных данных и формирование соответствующих государственных информационных ресурсов по данным наземных наблюдений.

Потребуется создание системы государственного мониторинга всех сельскохозяйственных земель и формирования на базе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации государственных информационных ресурсов с использованием данных как Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, так и других федеральных органов исполнительной власти, включая:

  • сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельных участках и других объектах недвижимости, об имеющихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалов крупно- и среднемасштабных почвенных обследований, актуализированные цифровые топографические карты в векторном формате, данные государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • данные о посевных площадях сельскохозяйственных культур и площадях многолетних насаждений в разрезе категорий хозяйств, о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель сельскохозяйственными организациями (Федеральная служба государственной статистики);
  • пространственно распределенные агрометеорологические данные и пространственно распределенные характеристики биоклиматического потенциала земель с учетом изменения климата (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
  • данные спутникового дистанционного зондирования Земли различного пространственного разрешения, получаемые с помощью отечественных и зарубежных космических аппаратов, а также данных глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (Федеральное космическое агентство);
  • данные о состоянии сельскохозяйственных земель, включая сельскохозяйственные полигоны и контуры, показатели плодородия почв этих земель с указанием географических координат размещения сельскохозяйственных полигонов и контуров, данные об их использовании, загрязнении тяжелыми металлами, пестицидами, нефтепродуктами, радионуклидами и другими загрязнителями, данные о происходящих на них негативных почвенных процессах (эрозия, засоление, подкисление, подтопление, заболачивание, закустаривание, опустынивание и др.), о проведении агрохимических, мелиоративных, культур-технических и агротехнологических мероприятий на этих землях, размещении на них сельскохозяйственных культур по результатам наземных обследований и наблюдений, выполняемых федеральными государственными учреждениями — центрами, станциями агрохимической службы, федеральными государственными учреждениями — центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, и данных дистанционного зондирования Земли (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);
  • данные о результатах государственного земельного контроля в части обеспечения плодородия почв (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору);
  • данные о землях лесного фонда, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства (Федеральное агентство лесного хозяйства).

IV. Развитие государственного мониторинга сельскохозяйственных земель

Развитие государственного мониторинга сельскохозяйственных земель потребует скоординированных действий всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по следующим направлениям:

  • разработка и совершенствование нормативной правовой базы, включая порядок осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель и порядок государственного учета показателей состояния плодородия почв этих земель, а также методических материалов по измерению и обработке данных этого мониторинга;
  • создание и использование картографической основы различного масштаба по всей территории России;
  • развитие и широкое использование методов дистанционного зондирования Земли с различным пространственным разрешением для обеспечения контроля состояния сельскохозяйственных земель;
  • разработка системы показателей государственного мониторинга сельскохозяйственных земель на основе проведения наземных обследований и наблюдений, а также применения технологий дистанционного зондирования Земли для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (с учетом рациональной генерализации показателей для различных уровней);
  • развитие системы наземных обследований и наблюдений за состоянием посевов, состоянием и использованием сельскохозяйственных земель, плодородием почв этих земель, развитием негативных почвенных процессов;
  • развитие системы обработки и анализа данных о плодородии почв, состоянии произрастающей растительности и использовании сельскохозяйственных земель;
  • развитие и внедрение современных технических средств, в том числе и систем дистанционного зондирования Земли, для обеспечения проведения государственного мониторинга сельскохозяйственных земель;
  • совершенствование информационных технологий и информационных систем, обеспечивающих работу с данными государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, и их эффективное использование для принятия управленческих решений на различных уровнях;
  • разработка программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.

V. Формирование и использование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях

Государственные информационные ресурсы о сельскохозяйственных землях, формируемые с использованием данных, имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, являются централизованными ресурсами и формируются в целях анализа, прогноза и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и использования этих земель.

Основными видами информации, формируемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии, должны являться:

  • информация о границах сельскохозяйственных земель (участков, сельскохозяйственных полигонов, контуров), их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности;
  • информация о сельскохозяйственных землях, выведенных из сельскохозяйственного оборота, включая границы, площади, состояние, год последнего использования в обороте;
  • информация о сельскохозяйственных землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, включая границы, площади, состояние, вид хозяйственного использования, потенциальную продуктивность, продолжительность пребывания сельскохозяйственных земель в залежном состоянии в последние годы;
  • информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характеризующие морфогенетические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов и радионуклидов, степени эродированности (дефлированности), переувлажнения, заболачивания, засоления, опустынивания, каменистости, а также характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу, урожайности сельскохозяйственных культур, установленной при проведении наземных обследований;
  • другая информация с различными степенями агрегации (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальный район/городской округ, сельское/городское поселение), подготовленная в соответствии с потребностями пользователей, а также программные продукты.

Информация, предоставляемая на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях, должна быть доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также иным заинтересованным физическим и юридическим лицам.

VI. Ожидаемые результаты реализации мероприятий
по развитию государственного мониторинга сельскохозяйственных земель
и формированию государственных информационных ресурсов об этих землях

Реализация настоящей Концепции позволит получать достоверную объективную информацию о плодородии почв, состоянии и использовании сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, сформировать государственные информационные ресурсы, объединяющие в себе информацию об этих землях, собираемую различными федеральными органами исполнительной власти, координировать проводимые федеральными органами исполнительной власти работы по осуществлению государственного мониторинга этих земель, обеспечить эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на эти цели.

Сформированные государственные информационные ресурсы о сельскохозяйственных землях позволят:

  • проводить анализ состояния и использования земель на основе применения современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии;
  • прогнозировать развитие негативных почвенных процессов и воздействие на состояние растительного покрова земель негативных природных процессов (засухи, заморозков, инвазии насекомыми и др.);
  • предотвращать выбытие сельскохозяйственных земель, сохранять и вовлекать эти земли в сельскохозяйственное производство;
  • обосновывать необходимость и целесообразность разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв;
  • обеспечивать потребности государства, включая органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного земельного контроля, юридических и физических лиц, в том числе осуществляющих функции земельного контроля, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель, а также об их фактическом использовании;
  • проводить эффективную государственную политику в сфере земельных отношений в части, касающейся сельскохозяйственных земель.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *