Минусы и плюсы глобализации

Содержание

«Устойчивое развитие» как теория и практика глобализации: история и современность

«Устойчивое развитие» — наш доморощенный термин. Исходный английский – «Sustainable development», самоподдерживающее развитие, не нарушающее баланс экосферы и техносферы. Перевели на русский язык как «устойчивое» развитие, чтобы звучало красиво, другого объяснения такому переводу не вижу.

Не соответствует действительности ни западная интерпретация, ни наша. Не нарушать баланс экосферы и техносферы невозможно: при современном технологическом укладе антропогенные выбросы прямо пропорциональны развитию. Отменить развитие нельзя. Можно и нужно регулировать загрязнение экологическими нормами и восстановительными мероприятиями. Но это вопрос не ООН и даже не государственных, а местных властей, ибо экологические проблемы в основном носят локальный характер.

И если экологией конкретной страны занимаются в ООН и других глобальных институтах, то это означает, что у страны отсутствует или серьезно ограничен суверенитет.

Поэтому как концепция «устойчивое развитие» — это идеологический конструкт пересмотра миропорядка в пользу глобального управления не только экономическими, но и политическими процессами.

Вот цитата, которая очень многое объясняет, как и фамилия, место работы и должность ее автора.

двойной клик — редактировать изображение

Тойнби – знаковая фигура, крупный ученый с мировым именем и один из главных мировых кукловодов XX века.

Внедрение «устойчивого развития» в мировой общественно-политический дискурс произошло в четыре основных этапа.

двойной клик — редактировать изображение

Вот это и будем шаг за шагом рассматривать.

Еще до первого этапа, в самом первоначальном виде «устойчивое развитие» уходит корнями в конец XIX века. На Берлинском конгрессе 1884-1885 годов был принят принцип «эффективной оккупации», позволяющий колонизировать страны, «неправильно» пользующиеся своими природными ресурсами. Примерно о том же, о равном доступе к природным ресурсам, — в знаменитых «14-ти принципах» президента Вильсона (январь 1918 г.) и в Атлантической хартии Рузвельта и Черчилля (август 1941 г.). Вступая в антигитлеровскую коалицию, Запад уже искал доступ к нашим ресурсам.

С вопроса о ресурсах все, собственно, и началось – в этом ключ к проблеме.

двойной клик — редактировать изображение

Это из доклада «Наше глобальное соседство» («Our Global Neighborhood») Комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству, 1995 год. «Мировые ресурсы» — сумма того, что есть у суверенных стран. «Глобальное общее достояние» — те ресурсы, которые вовлечены в глобальный оборот, то есть пользование которыми регулируется международными правилами. Так сказать, собственность «глобальной общины», как именуется в этом докладе человечество. То есть «вожаков» этой «общины» — глобальной олигархии. В документе ставится задача: все «мировые ресурсы» должны стать «глобальным общим достоянием». И предлагается брать за пользованием этим «достоянием» «глобальные налоги» в пользу ООН, реформировав Совет Безопасности этой Организации таким образом, чтобы избавиться от российского права вето. Грубо говоря, за пользование своим собственным природным газом, превращенным в «глобальное общее достояние», Россия должна будет «отстегивать» ООН.

Но это частности. Главное – в самом принципе. Российская наука о глобальной проблематике, уходящая корнями в идеи русского космизма (Вернадский-отец, Циолковский, Побиск Кузнецов и др.), считает, что проблемы человечества будут разрешаться по мере поступления с помощью прогресса. Ресурсы – это инструмент развития, и у развития нет пределов.

На Западе же считают, что развитие нужно остановить. Поэтому и появились «Пределы роста». Так, забегая вперед, назывался первый доклад Римскому клубу (1972 г.). Логика простая: если «третий мир» начнет рост потребления (а он это действительно делает), то Западу не хватит ресурсов. Население США – 5% от мирового, а ресурсное потребление – 40%.

Так появилась задача ограничить и затормозить развитие, направив его в русло, выгодное глобальной олигархии. Но на дворе была холодная война, и втянуть СССР в эти процессы решили с помощью экологии, ничего больше в качестве «общей проблематики» не проходило.

В 1969 году и появляется Римский клуб во главе с Аурелио Печчеи – итальянским бизнесменом с нацистскими взглядами и связями с Аленом Даллесом по бывшей швейцарской резидентуре.

Главную цель Печчеи сформулировал еще в 1965 году.

двойной клик — редактировать изображение

О Евросоюзе – за 27 лет до Маастрихта: ясно, что это было не «гадание на кофейной гуще», а конкретный проект. В основу этого проекта был положен «холистический подход» — комплексное рассмотрение глобальных проблем. Это в теории, а на практике на щит была поднята конъюнктурная идея «конвергенции», то есть соединения капитализма с социализмом в расчете на поглощение первым второго.

Вот перечень подготовительных мероприятий.

двойной клик — редактировать изображение

Привлекли и ООН, в том числе ее Экономический и социальный совет, и даже Нобелевский комитет, следовательно, решение принималось в высших сферах Запада.

Начинаются поездки ведущих членов Римского клуба по ключевым странам. В Советском Союзе эмиссары получили холодный прием, но им помог председатель правительства А.Н. Косыгин: в руководство Римского клуба входит его зять Д.М. Гвишиани. Поэтому не мешал и КГБ, статус которрого тогда был еще «при Совете Министров СССР».

В 1972 году в Вене создают Международный институт прикладных системных исследований (МИПСА), в котором подальше от ЦК КПСС сводят ученых Запада и Востока. Там, в частности, «находит» себя Гавриил Попов. В Римском клубе участвуют ряд академиков-естественников и экономистов – Капица-старший, Федоров, Богомолов. Позднее – Примаков и примкнувший к ним Горбачев.

Отсюда вся наша «перестроечная» и «реформаторская» «пятая колонна».

двойной клик — редактировать изображение

В 1983 году решением Ю.В. Андропова на базе филиала венского института – Всесоюзного НИИ системных исследований – создается секретная Комиссия Политбюро по экономической реформе, которую возглавляют премьер Н.А. Тихонов и его первый заместитель Н.И. Рыжков, реально же «рулят» Гвишиани и будущий академик Шаталин. В недрах комиссии впервые всплывают команды Гайдара и Явлинского, а также ленинградский кружок Чубайса, который объединяется с Гайдаром в 1986 году в пансионате под Ленинградом с говорящим названием «Змеиная горка». Гайдара предпочли Явлинскому потому, что выбрали модель с разрушением СССР, а программа Явлинского была рассчитана на его сохранение.

На Западе в унисон протекали свои процессы.

В том же 1972 году, помимо венского института, создается Трехсторонняя комиссия и созывается Конференция по окружающей среде в Стокгольме – без участия СССР, мы к ней еще вернемся.

На «проектную мощность» в 70-е годы выходит Римский клуб, в докладах которому формируется комплексная «дорожная карта» глобальных перемен.

двойной клик — редактировать изображение

Как видим, из отдельных фрагментов складывается пазл. Точка ставится в канун распада СССР – «Первая глобальная революция», яснее некуда. Последовательно, шаг за шагом, во всех сферах. Авторы докладов – «тузы» международной глобалистики: от Медоуза и Пестеля до Тинбергена, Ласло и Монбриаля и далее к Кингу и Шнайдеру; это все фигуры «первой величины».

Параллельно с Римским клубом подключают ООН; совместно с Социнтерном создается ряд комиссий, которые выводят деятельность Римского клуба на глобальный уровень.

Вот эти комиссии:

двойной клик — редактировать изображение

Тоже везде ключевые фигуры – премьеры своих стран от социал-демократических партий, как минимум вице-президенты Социнтерна. О том, чтобы объединить в одном проекте столько ученых и политиков с мировым именем без участия больших денег и спецслужб, как мы понимаем, и речи нет.

Для нашей темы главная – комиссия Гру Харлем Брунтланд. В 1987 году она представляет доклад «Наше общее будущее», в котором появляются термин «устойчивое развитие» (ранее использовался термин «глобальное равновесие») и теория «глобального потепления».

И последнее из вступительной части: доверчивую общественность обернули вокруг пальца, внушив ей пагубность сочетания «пяти факторов» из доклада «Пределы роста».

двойной клик — редактировать изображение

Вот они – синим цветом. Их представили как неразрывно связанные и ведущие к катастрофе. На самом деле это подлог. Ни связи между этими факторами нет, не единственные они, а произвольно и некорректно выбранные. Для чего? Для того, чтобы выдуманную взаимосвязь этих факторов превратить в логику управления развитием и продвинуть ее методами политического администрирования. То есть глобального управления.

Но это все – подготовительный этап. Исполнительный наступил с кризисом и распадом СССР. И не только в «устойчивом развитии», но и в других сферах все мероприятия резко активизируются с середины 80-х годов, вместе с «перестройкой». Именно тогда появляется и еще один термин – глобализация.

двойной клик — редактировать изображение

«Глокализация» — это разрушение государств путем передачи их полномочий наверх, на глобальный уровень, и вниз, на локальный. «Фрагмеграция» — это сочетание фрагментации идентичностей и интеграции экономик. Осколки разрушенных государств и человеческие атомы с измененным сознанием собирают в новую глобальную общность. Для чего?

двойной клик — редактировать изображение

Людоед Д. Рокфеллер здесь спорит с В.И. Лениным, идеалы Великого Октября ему поперек глотки. Ленину нужно было живое творчество масс, а Рокфеллеру – глобальная частная власть интеллектуальной элиты.

Вот эту власть этой «интеллектуальной», она же олигархическая, элиты, власть глобальных мироедов и упаковали в заботу об окружающей среде, подняв на щит экологическую тематику. Поэтому если поначалу экологию использовали, чтобы втянуть СССР, показав, что у него якобы имеются общие проблемы с Западом, которых на самом деле не было, то когда этого добились, применили так называемую «широкую» трактовку экологии. Поставили экологическую безопасность вперед всех остальных видов безопасности, в том числе национальной безопасности в целом. И распространили ее сначала на экономику и социальную сферу, затем – на политику и геополитику.

Элитарность этой глобальной модели, при этом, навязывается по сути пропагандой мафиозных отношений власти с бизнесом.

двойной клик — редактировать изображение

Это из того же доклада «Наше глобальное соседство». Представьте себе, чтобы мэр или губернатор прямо сказали, что у нас есть «уважаемые люди» и с ними нужно утрясти интересы. А здесь именно это и предлагается сделать. Между прочим, это официальный документ ООН.

двойной клик — редактировать изображение

Я называю «устойчивое развитие» концепцией «четырех ДЕ»:

— деиндустриализации или нулевого роста,

— депопуляции или контроля над численностью населения,

— десоциализации или сегрегации человечества на людей и не совсем людей с целью сокращать численность последних,

— и десуверенизации, то есть разрушения государственных суверенитетов и внедрения вместо них некоего «коллективного суверенитета» (доклад Яна Тинбергена, 1976 г.).

Все цитаты из официальных документов. И в первой из них – из Копенгагенской декларации о социальном развитии (1995 г.) экология соединяется с экономическим и социальным развитием. Данная мантра и в этом документе, и в десятках других повторяется многократно. Это и есть формула того самого «широкого» толкования экологии.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро собирается следующая после Стокгольма Конференция ООН по окружающей среде и развитию. После нее будут Йоханнесбург-2002 и снова Рио-2012. Почему пропустили 1982 год понятно – мешал СССР, самим своим существованием.

Вот основные решения Рио-92.

двойной клик — редактировать изображение

— создана Комиссия по глобальному управлению и сотрудничеству, которая выпустила программный доклад «Наше глобальное соседство». До распада СССР «дорожную карту» глобальных перемен формировал Римский клуб. После распада – этот доклад и еще один – «Более безопасный мир: наша общая ответственность» Группы высокого уровня ООН, 2004 года (в подготовке первого от России участвовал посол Воронцов, второго – Примаков);

— еще создана Комиссия по устойчивому развитию, которая внедрила региональный принцип, по которому сегодня выстроено глобальное экономическое управление. Пять регионов с региональными экономическими комиссиями (пример — Еврокомиссия), представительство идет от этих регионов. От России требуется забыть о своей Великой Победе, благодаря которой она в Совбезе ООН с правом вето и стать скромным рядовым представителем европейской группы. Со временем поднимут вопрос и о праве вето, его уже поднимают;

— еще приняты три важнейших документа, непосредственно связанных с «устойчивым развитием». Первый: «Повестка-XXI»; из нее затем вывели «Цели развития тысячелетия», сейчас – «Цели устойчивого развития». Второй документ: Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (28 принципов «устойчивого развития»). Третий – связанная с этой декларацией Рамочная конвенция ООН об изменении климата. С 1995 года запустили механизм Конференций Сторон этой Рамочной конвенции. 3-я такая конференция в 1997 году приняла Киотский протокол, 21-я в 2015 году – Парижское соглашение.

Конференции ООН по окружающей среде и развитию – это только одно направление «широкого» толкования экологии, собственно «устойчивое развитие» — экономическое и социальное. А вот – полная схема, которая расширяет «устойчивое развитие» до глобального управления, добавляя к экономике и социалке вопросы политики и геополитики.

двойной клик — редактировать изображение

Слева на схеме «устойчивое развитие», система институтов и документов, связанных с Конференциями ООН по окружающей среде и развитию. Справа — второе направление – «миростроительство», связь экологии с политикой и геополитикой. Вместе – глобальное управление.

Обращу внимание: можно начитаться конспирологических бредней и верить во «всемирный заговор» — еврейский, масонский или инопланетный. А можно терпеливо работать с первоисточниками — изучать документы и структуру. И оказаться куда ближе к истине. Только это требует не двух-трех «сногсшибательных» статей в Интернете, а многих лет напряженной мыслительной работы.

Что такое «миростроительство»? Официальный английский термин – «Peacebuilding», я же считаю, что «Worldbuilding», глобальное планирование миропорядка.

Оно связано уже не с Конференциями по окружающей среде, а с Всемирными саммитами по «Целям развития», проводятся раз в пять лет на полях юбилейных сессий Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Откуда эти саммиты? Вернемся к решениям конференции 1992 года в Рио-де-Жанейро.

двойной клик — редактировать изображение

Справа вверху красным – «Повестка-XXI», помните? «Цели развития тысячелетия» (2000-2015 гг.) – это та самая «Повестка», переработанная в Декларации тысячелетия, таком же главном документе первого Всемирного саммита 2000 года, как Декларация Рио – главный документ конференции Рио-92. Сейчас, с 2015 по 2030 годы это «Цели устойчивого развития».

двойной клик — редактировать изображение

Это – старые «Цели». Семь гуманитарных, а восьмая – «Глобальное партнерство в Целях развития» — это как раз и есть мостик в глобальную политику.

Новых «Целей» не восемь, а 17, но и там последняя – такая же.

В основе «миростроительства» — так называемая «превентивная дипломатия», управление конфликтами, но не внешними, а внутренними. Понятно, как: создают внутренний конфликт, а затем влезают в него и урегулируют в глобальных интересах.

двойной клик — редактировать изображение

Все этапы, с 1992 года, опять-таки с распада СССР, — перед вами.

На втором Всемирном саммите 2005 года были созданы органы «миростроительства» — Управление по поддержке, Фонд и Комиссия ООН по миростроительству. Поскольку эта комиссия — исполнительный орган, она нас и интересует.

Формально комиссия занимается Африкой и Южной Азией: по ряду стран созданы рабочие группы. Однако у комиссии имеется руководящий орган – Организационный комитет. 31 страна: 5 постоянных членов Совбеза ООН + по группам, как указано на схеме: от тех, других, третьих. Большинство непостоянных членов подвергаются ротации, многие находятся неизменно – те, кто больше всех денег дают в Фонд миростроительства и больше военнослужащих в миротворческие миссии.

Подкупает сам этот принцип формирования: гоните деньги и давайте пушечное мясо, и будете «в дамках». Это принцип организации нового глобального миропорядка в интересах олигархии, прежде всего банковской: «бабки» и кулаки.

Список членов Оргкомитета за последние три года перед вами. Там есть представители постсоветского пространства. Почему? Потому, что их туда включают, и очень похоже, что под определенные проекты.

Например, в 2007-2009 годах в Оргкомитет входила Грузия, получили Цхинвал. В 2011-2013 годах – Украина, готовили майдан. В Казахстане в 2016 году едва не произошел переворот. В Эстонии в 2017-м, видимо, собирались окончательно решать «русский вопрос».

И раз в этом году никого, кроме нас в Оргкомитете нет, значит, нами и будут заниматься.

Кто в этом всем заинтересован?

двойной клик — редактировать изображение

Это с главной страницы сайта крупной НКО – Фонда братьев Рокфеллеров. Главные проекты, которыми он занимается.

Второй и третий в верхнем ряду – миростроительство и устойчивое развитие. Точка. Официальные программы ООН финансируются крупнейшими олигархическими фондами. Разве не понятно, в чьих интересах?

Завершаем: сегодня у нас теория: как вся эта «мулька» «устойчивого развития» устроена. Практика же – это детализация конкретных проектов и программ. Для России сейчас главная практическая тема – Парижское соглашение, а также Дохийская поправка к Киотскому протоколу. Соглашение мы подписали, но пока не ратифицировали. Сейчас поменялось правительство, и у нас новый министр природных ресурсов и экологии. Прежнего – г-на Донского, который вел себя на этом посту как лоббист «пятой колонны» олигархических интересов крупного бизнеса, отправили в отставку. Поэтому и оценку деятельности Кабинета министров пока отложим. И подождем.

И напоследок – вот вам структура основных компрадорских интересов лоббистов «устойчивого развития» в российских властных и бизнес-структурах. Страна должна знать своих, так сказать, «героев».

двойной клик — редактировать изображение

Из правительства, как видим, «иных уж нет, а те далече», включая Фролова, уволенного еще раньше.

К чему приведет ратификация Россией Парижского соглашения, в чьих это будет интересах, – выводы делаем по этому списку.

Благодарю за внимание.

Философия глобального развития: понятие, концепции, подходы

В последние 5-10 лет возникла «новая философия глобального развития», основные идеи которого можно выразить следующим образом:

1. Глобальное развитие, по крайней мере, совпадает с модернизацией во времени и, следовательно, развивается с XVI в. Она охватывает процессы экономической классификации, установления и развитие межгосударственных отношений, возникновения глобальной культуры, глобального сознания, глобального гражданского общества. Со временем процессы глобализации углублялись и теперь она как социальное и экономическое явление находится в наиболее стремительной фазе своего развития.

2. Глобальное развитие охватывает систематическое взаемопереплетення всех индивидуальных социальных связей, установившихся на планете. В контексте сплошной глобализации никакой отдельный связь или комплекс связей не могут остаться в изоляции, потому что каждый из них подвергается воздействию других. Это в наибольшей степени касается территориального аспекта, так как географические границы в эпоху глобализации теряют свое первоначальное значение. Глобализация усиливает унификацию человеческого общества.

3. Глобальный развитие связано с феноменом «сжатие». Часто можно услышать, что «планета сжимается», а «расстояния исчезают». Однако это следует понимать феномеонологично, а не буквально. Под глобализацией подразумевается феноменологическое элиминирования пространства и генерализация времени. Феноменология глобализации рефлексивная. Жители планеты осознанно ориентируются в своей повседневной жизни мировые тенденции развития. Глобализация означает конец универсализма и партикуляризма. Более ранняя стадия ускоренной глобализации определялась существованием различий между сферами, где использовались общие рациональные нормы, и другими, где ведущая роль принадлежала специфическим межличностным отношениям и индивидуальным качествам личности.

4. Глобальное развитие сжимает пространство и время, они якобы исчезают в едином процессе: каждый человек как участник определенных внешних отношений является одновременно и собой, и олицетворением всего человеческого рода.

5. Глобальное развитие предполагает Янусоподобное сжатия рынка и доверия. Для Гидденса возникновения признаков глобализации и развитие этого процесса тесно связаны со становлением современного общества и моделей государств-наций, рефлексивно реагируют на исторические события. Гидденс во многих своих трудах рассматривает глобализацию как прямое следствие модернизации, сущность и проявление которой интересовали его как философа. Модернизация вырывает социальные отношения из исторического контекста и помещает их в более широкие пространственно-временные рамки. Глобализация неизменно усиливает эту тенденцию. В последних работах Гидденса она выступает как обусловлен многими причинами многопрофильный разветвленный процесс, наполненный условностями и непонятными моментами, с непредсказуемым исходом. Т. Парсонс, анализируя процесс глобализации, пришел к выводу: если общества движутся по общему эволюционном пути, то они становятся все более похожими между собой.

Обозначим, что амбивалентность глобального развития, особенно с точки зрения экономической доминанты (речь идет об экономической глобализации), оказывается в вопросе о ии взаимосвязь с демократизацией. Поэтому истинной тезис: глобализация в ее современном виде была 6 невозможна без «третьей волны демократизации». Антитеза: глобализация в ее неолиберальном варианте может вызвать разрушение самих основ современной демократии.

Основные оси, по которым произошло цивилизационное сдвиги в конце XX века: 1) ось «культуры» — сдвиг от культурного империализма к культурному плюрализму; 2) ось «общества» — сдвиг от закрытого общества к открытому; 3) ось «экономики» — сдвиг от командно-административной экономики к экономике рыночного типа.

Чтобы понять суть экономической глобализации, следует рассмотреть ее идеально-типичный образец характеризуется: 1) полной свободой обмена, включая услуги и нематериальные ценности; 2) балансом производственной деятельности, обусловленный только физико-географическими преимуществами; 3) минимальными прямыми иностранными инвестициями, так как предпочтение отдавалось торгово-производственным коалициям; 4) гибким реагированием на конъюнктуру глобальных рынков; 5) децентрализацией, мгновенными операциями, независимостью от государства; 6) свободное продвижение рабочей силы.

Можно установить, что параметры политической глобализции определяются кризисом потенциала отдельных государств, ростом проблем планетарного масштаба, усилением роли международных организаций, возникновением новой политической культуры. Как отмечал Ф. Фукуяма, численность либерально-демократических государств удвоилось за период с 1975 по 1991 pp., Достигнув 60 Наибольшее влияние политической глобализации получили такие сферы, как международные отношения и политическая культура.

Идеально типичный образец политической глобализации характеризуется следующими параметрами: множественность центров власти на глобальном, локальном и промежуточном уровнях; решения глобальных и локальных проблем в контексте глобального сообщества; мощные международные организации, которые доминируют над национальными; гибкий и многоцентровых характер международных отношений; преодоление доминирования державоцентричних ценностей в общепланетарном масштабе; глобальное распространение средств потребления.

В качестве примеров средств потребления, представляющие собой средство, имеют социальную и экономическую структуру, Бодрийяр предлагает рассмотреть парижский «аптекарский магазин», сеть ресторанов быстрого питания, европейские Дисней-парки. Новые средства потребления являются современными и в более важном аспекте: они чрезвычайно рационализированные, или макдональдизованному, большие супермаркеты управляют эмоциями покупателей, создавая оживленную, радостную и оптимистичную атмосферу.

Важной и впечатляющей чертой политической глобализации является то, что в одной области она не достигла такого высокого уровня, как, например, в глобализации финансовых рынков.

Осложнения социальных и культурных процессов свидетельствует, что культурная глобализация — это многоаспектный процесс, который повлиял на отношения между религиями и этносами, традиционные и современные ценности, различные культурные ориентации, стили жизни и вкусы в потреблении. Все в большей степени этот процесс подвергается воздействию новейших технологий в области информации и коммуникации. Общая выходная «теорема» здесь та же, что и в анализе других аспектов глобализации. Она утверждает: «Материальные отношения локализуются, политические интернационализируются, символические — глобализируются».

Идеально типичный образец культурной глобализации: в духовной сфере — религиозная мозаичность вне территориальной принадлежности; в этнической сфере — космополитизм и многообразие вне территориальной принадлежности; в экономической — потребление трафаретной и воспроизведена продукции; в информационно-коммуникативной сфере — глобальное распространение информации.

Трактовка вышеозначенного понятие сводится к тому, что глобализация воспринимается как размывание власти государства. Большая роль в этом процессе принадлежит развития коммуникаций: на смену почтовой связи, который легко могла контролировать государственная администрация, пришли другие виды связи — эфирное, проводной, электронный, спутниковый; появилась сеть Интернет. Глобальный феномен информатизации в большинстве стран мира приводит к ограниченности общения с народной культурой. Настораживает, кроме того, «американизация» языков народов мира.

Как показывает анализ, глобализации часто приравнивают к наднациональной солидарности главным образом в области экологии. В массовом сознании в последние десятилетия сформировалось представление о Земле как о общий для всего человечества корабль, потерявшийся во Вселенной.

Сводя глобализации к идее солидарности, исследователи часто ограничиваются рассмотрением деятельности международных институтов: политических (ООН), экономических (МВФ), неправительственных церквей, даже международных мафиозных структур.

Кое-кто пытается ограничить глобализацию сферы коммуникационных структур — распространение информации, перемещения людей и товаров. В русле этой концепции была выдвинута идея «планетарного села», когда любой житель планеты с помощью СМИ может стать свидетелем событий мирового значения. Однако парадокс заключается в том, что чувство принадлежности к общему для всех людей и единого населенного мира сопровождается распадом прежних ценностей и предпочтений.

Глобализацию следует рассматривать как процесс интеграции различных культур в единую рыночную логику, причем видоизмененные культуры является одновременно и результатом глобализации, и условием ее дальнейшего развития. В процессе глобализации возникает определенная однородность социально-экономических условий и в то же время наблюдается рост индивидуализма. Глобализация — это процесс, цель которого формирование «homo economicus», подчинение человеческой деятельности интересам денежного накопления. «Рассудительная рациональность» растворяет все прежние ценности в рыночной стоимости. В процессе глобализации происходит замещение основных моральных ценностей человечества ценностью эффективности. В основе этой рациональности лежит утилитаристская мораль; ее формула звучит так: нравственно то, что дает наибольшую выгоду. Глобальная политика сводится, таким образом, с правилами, необходимых для успешного рыночного обмена: правовая защищенность, свобода обмена, выполнения взятых обязательств.

Процесс глобализации является результатом компромиссов, которые подрывают моральные устои общества и представляют угрозу для идентичности личности. Новое понимание справедливости, истины, индивидуализма — нравственных основ, развитию которых способствует глобализация, так же как и утилитаристская мораль, подрывает идею справедливости в человеческих отношениях. Глобализация по-новому решает проблему истинности и объективности оценок.

Глобальная «перестройка», именуемая «глобализацией», не является следствием сознательного выбора, сделанного кем-то из политических лидеров. Это результат структурных изменений капитализма, воплощенных в деятельности множества людей, корпоративных организаций и государств, что, в конце концов, порождает новые отношения и модели поведения. Экономическая глобализация неизбежно влияет на политические, социальные и культурные отношения государств. В частности, интернационализируется их экономика, превращаясь в ведущие ремни от глобального хозяйства в национальных экономик, помогая приспособить государственную экономическую политику к требованиям мировой экономики. Возрастание роли принципа взаимозависимости автоматически приводит к уменьшению роли территориального принципа, однако новый порядок еще нестабилен. Корни нестабильности кроются в диалектическом соотношении двух основных принципов — принципа взаимозависимости и территориального принципа.

Глобализация экономики вызывает дальнейшую поляризацию стран, находящихся на сильных и слабых позициях, более того, она вызывает новую дифференциацию и раскол в рядах непривилегированных стран. Последним следует объединиться в коалицию, основой которой должны стать общие интересы широких социальных групп в национальных и локальных масштабах. Уместно предусмотреть новые возможности для роста глобального социализма как альтернативы глобальному капитализму, капиталистической модели потребления.

Итак, глобализация — это сложный процесс, объединяющий в себе интерпретацию тождества и различий универсализма и партикуляризма. Современная глобализация задает глобальные рамки, в которых цивилизации, регионы, национальные государства, коренные народы, лишенные государственности, конститутюють свою историю и идентичность. Защита местных традиций и особенностей также является глобальным феноменом.

Среди моделей причинно-следственной зависимости процесса демократизации от глобальных изменений следует выделить шесть наиболее ценным, которые лучше всего иллюстрируют эту зависимость.

Следует обратить внимание на концепцию перехода к демократии К. Шварцмана. Концецпия перехода к демократии К. Шварцмана включает следующие переходы: 1) глобальные структурные изменения — местные структурные изменения — переход к демократии; 2) глобальные структурные изменения — местные структурные изменения — мобилизация элит — переход к демократии; 3) глобальные структурные изменения — местные структурные изменения — мобилизация граждан — переход к демократии; 4) глобальные структурные изменения — мобилизация элит — переход к демократии; 5) глобальные структурные изменения — мобилизация граждан — переход к демократии; 6) глобальные структурные изменения — местные структурные изменения — мобилизация элит — мобилизация граждан — обратные влияния этой мобилизации на элиты — переход к демократии.

Концепция Ф. Энгельхард развивается под лозунгом «третья мировая война уже началась». Современное общество порождает безработицу и нищету. Человечество заставляет вести войну с бедностью, которая может затопить не только Юг, но и Север. Такие явления, как экономическая мафия, терроризм, экстремизм распространяются по всей планете. Сегодня бедные составляют треть человечества и создают угрозу для политических режимов соответствующих стран. Бедные все чаще превращаются в резервную армию экономической мафии и терроризма. Третья мировая война — это не просто социальная метафора: пораженные и расколоты в результате крушения советского режима, целые регионы находятся в состоянии нестабильного развития. «Большой свободный рынок», который еще пока переживает стадию становления, в будущем производить все более разрушительное влияние на демократию.

Рассмотрев динамику этих процессов, отметим, что сегодня речь идет не о сохранении государства «всеобщего благоденствия» в национальных рамках, а о развитии на уровне ЕС экономики, которая служила человеку, а не бездушному Молоху финансов, доходов и накопления капитала.

Определенный вклад в развитие философии глобального развития вносит концепция шести «линий разломов» С. Хантингтона. Выделяются шесть «линий разломов» С. Хантингтона, угрожающих будущем планеты сводятся к следующему:

1) между бедными и богатыми обществами, граница между которыми все меньше выступает как граница между Севером и Югом, так как бедность захватывает целые регионы промышленно развитых стран;

2) между мусульманским миром и Западом: при этом западные средства массовой информации все чаще обвиняют мусульман в нетерпимости, называя войну в Персидском заливе «первой войной цивилизаций»;

3) между конформистскими и некомформистськимы обществами: последние можно определить как общества, члены которых имеют свободу выбора;

4) между эгалитарными обществами и обществами, в которых царит неравенство;

5) между светскими и религиозными государствами;

6) между ведущими промышленно развитыми странами (группой «семерки» или «восьмерки») и другими государствами.

Увеличение количества конфликтов этнического и гражданского характера свидетельствует о росте политической и социальной нестабильности в современном мире. Численность беженцев за последние 20 лет росла 2 млн. До 20 млн. Человек.

На развитие глобального развития влияет концепция мондиализации Ж. — К. Ле Дюигу, Ж. — Л. Ноде. Модиализм (от франц. Mondial — мировой, всемирный) — движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе под общим управлением всемирного правительства. Французский эксперт Ле Дюигу утверждает, что мондиализация основывается на ряде объективных процессов. По его мнению, важно понять сущность мондиализации для того, чтобы влиять на нее в интересах рабочих. Существует достаточно много подходов к анализу процесса мондиализации.

В зависимости от идеологического содержания философию глобального развития можно сгруппировать по трем направлениям:

1. Либеральный направление. Мондиализация рассматривается не только как объективный процесс, но и как полезный сам по себе феномен, способствует повышению экономической и социальной эффективности. В целом либеральное направление акцентирует внимание прежде всего на развитии конкуренции на наднациональном уровне, направленной на повышение эффективности и рентабельности общественного производства. Однако в последние годы все чаще звучит мысль о том, что для регулирования процесса мондиализации все-таки нужно будет прибегать к определенным мероприятиям, которые позволят предотвратить негативные последствия этого процесса.

2. Марксистский интернационализм. Основываясь на идеях К. Маркса, об интернационализме и формирования мирового рабочего класса, исследователи рассматривают мондиализация как процесс мирных переговоров между национальными группами рабочего класса, а не как продолжение классовой борьбы на наднациональном уровне.

3. Культурологический направление. Это направление получил в последнее время особую популярность. Мондиализация рассматривают прежде всего как шок (кризис) национальных культур, столкновения исторических общностей культур. Концепция «скрещивания» культур противопоставляется концепции сохранения «чистоты культур».

Определенный вклад в осмысление глобального развития внес Ж. — К. Ле Дюигу, который определил объективные основы мондиализации:

1) технологические сдвиги: развитие телекоммуникационных технологий и средств связи способствует сближению стран и народов. Уже достаточно определенно начинались ячейки мирового хозяйства, в которых объединение материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов на наднациональном уровне достигло высшей степени;

2) новый международное разделение труда возникло как следствие двух явлений — расширение товарного обмена и эволюции производственного процесса;

3) формирование мирового рынка как результат резкого повышения мобильности капиталов в последние 20 лет.

Проведенный анализ среди важнейших новых общемировых диспропорций может выделить следующие:

1) противоречия между человеком как потребителем и человеком как наемным работником;

2) противоречия между квалифицированными и неквалифицированными работниками;

3) противоречия между наемными рабочими различных отраслей;

4) противоречия между социальными системами отдельных стран.

Согласно проблемы нашего исследования мондиализация:

— Приводит к вытеснению с рынка неконкурентоспособных производств;

— Выгодная для квалифицированных рабочих;

— Вызывает перестройку отраслевой структуры мировой экономики;

— Порождает конкуренцию не только между наемными рабочими, но и между национальными социальными структурами и механизмами распределения социальных благ.

Можем выделить концепцию управления глобальными процессами К. Кильюнена, который под глобализацией понимают ускорение экономической интеграции — расширение торговли, финансовых потоков, технологических инноваций, информационных сетей и кросскультурных явлений (выявление универсальных и специфических образцов поведения индивидов, социальных групп, организаций, институтов в контексте различных культур).

По мнению финских ученых, экономические процессы, которые когда-то содержались в рамках национальных государств или регулировались международными организациями, в наше время приобрели глобальный характер и развиваются под влиянием диктата мирового рынка.

По мнению бывшего Генерального секретаря ООН Б. Бутроса- Гали, можно выделить несколько типов глобализации

— Глобализация информации;

— Глобализация торговли наркотиками;

— Глобализация эпидемий;

— Глобализация экологических проблем;

— Глобализация финансов.

Перед человечеством встал ряд общих проблем, решение которых требует кооперации усилий в глобальном масштабе.

Поэтому глобализация — это процесс социальной трансформации, в ходе которой человеческие сообщества постепенно интегрируются во всемирную социальную систему. Мир становится целостностью, основные элементы которой отличаются взаимозависимостью, что свидетельствует об общности различий, то есть о единстве в разнообразии.

Мировая глобальная система нуждается в наше время:

— Государственного управления на наднациональном уровне;

— Регулирование мировых рынков согласно определенным сводом правил;

— Налаживание глобального политического сотрудничества путем заключения многосторонних соглашений и формирования влиятельных транснациональных институтов;

— Установление во всемирном масштабе политического контроля и надзора, способных регулировать рыночные операции, перераспределять ресурсы и обеспечивать устойчивое развитие мирового хозяйства.

Глобализация не получила пока необходимой универсальности и носит асимметричный, неоднородный характер, так как глобализация разных сфер экономической деятельности происходит различными темпами. Имеется асимметрия порождает такие серьезные противоречия:

— Увеличение социального разрыва между богатыми и бедными;

— Рост разрыва между теми, кто включен в социальную жизнь, и теми, кто исключен из него;

— «Бессилие в условиях взаимозависимости»

Таким образом, взаимозависимость современного мира следует рассматривать как важнейшую предпосылку глобального развития (В. X. Рейнике), который проявляется по-разному:

— В отношениях между развитыми странами преобладают элементы глобализации;

— Что касается развивающихся стран, то для них преобладающей формой отношений является взаимозависимость;

— Сочетание взаимозависимости и глоблизации нашло отражение также в отдельных сферах экономики;

— Взаимодействие в современном мире взаимозависимости и процессов глобализации совсем по-новому ставит проблему международной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что мы находимся на водоразделе исторического развития цивилизации. Глобальные вопросы требуют глобальных ответов. Политика тоже требует новых подходов. В мире испытывает стремительной интеграции и с каждым днем становится все более тесным, глобальные проблемы выходят на первое место.

>3. Проявления глобализации

Похожие главы из других работ:

Глобализация и ее социальные проявления в России

Представления о глобализации

Представления о глобализации возникли в первую очередь в связи с пониманием нарастания всеобщей взаимосвязанности мира: международная кооперация в производственной сфере, в разработке и внедрении научно-технических достижений…

Глобализация и ее социальные проявления в России

Социальные последствия глобализации

Все признают преимущества и недостатки процесса глобализации для России. Недостатки — это обострение бедности, увеличение безработицы в России…

Глобализация как социальное явление

1. Теории глобализации в социологии

В современной социологии существуют несколько подходов к объяснению феномена глобализации (глобального мироустройства). Наиболее значимые из них нижеследующие. Основные приверженцы системно-теоретического подхода (И. Валлерстайн, У. Бек, Э…

Глобализация как социальное явление

3. Плюсы и минусы глобализации

Какие же плюсы и минусы процесса глобализации для нашей страны и лично для каждого из нас? Вероятно, на данном этапе больше минусов, чем плюсов. С одной стороны…

Глобализация как этап социальной эволюции

1.1 Социально-философская проблематика глобализации

Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ…

Глобализация как этап социальной эволюции

2.1 Многомерный человек в условиях глобализации

Процессы, происходящие в обществе, позволяют отметить, что II половина XX века прошла под знаком триумфа информационно-телекоммуникационных инноваций, которые изменили облик мира и человека…

Глобализация как этап социальной эволюции

2.2 Социо-культурный аспект глобализации

Влияние глобализационных процессов на культурный и духовный климат эпохи огромен. Быстрое изменение во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к социо-культурным сдвигам…

Глобализация социальных процессов в современном мире

1. Возникновение глобализации

Процесс глобализации далеко не новый. Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств…

Глобализация социальных процессов в современном мире

2. Общество и процессы глобализации

В 1990-е гг. понятие глобализации стало существенным элементом международного политического процесса. Под ним понимается постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги…

Народная культура в условиях глобализации

Раздел II. Проблема глобализации в современной социологии

народный культура глобализация социология Понятие «глобализация» было введено в научный оборот совсем недавно, и появилось благодаря американскому социологу Р. Робертсону. Именно он впервые упомянул и дал толкование данному понятию в 1985 году…

Оценка влияния факторов глобализации и изоляции на развитие городских населенных пунктов арктической зоны РФ и оценка перспектив их развития

2.1 Сравнительный анализ городских населенных пунктов Российской Арктической зоны на предмет проявления факторов глобализации и изоляции

Для проведения сравнительного анализа городов Российской Арктической зоны на предмет проявления в них тенденций глобализации и изоляции были отобраны 20 городов. Критериями отбора стали: отнесение региона или его части…

Регионализация и глобализация как тенденции мирового развития

Военные методы глобализации на примере США

В настоящие время в мировой политике главенствующие положение сверхдержавы занимают Соединенные Штаты Америки. Они сосредоточили в своих руках огромный политический и экономический потенциал…

Теоретические подходы к изучению глобализации

Раздел I. Концепции глобализации в современной историографии

глобализация хронологический историография вестернизация Споры в среде ученых о природе процесса глобализации и подходах к проблеме продолжаются достаточно длительное время. Единого подхода нет даже к этимологии этого слова, например, В…

Теория глобализации в социологии

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Теория глобализации в социологии

1.1 Причины и сущность глобализации

Впервые понятие «глобализация» было использовано в научной публикации в 1983 г. Происхождение его связано с латинским термином «глобус», что значит Земля, земной шар…

Глобализация в политической сфере

Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «семерка»), либо подминают их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития). Глобализация мира постулирует легитимность военной интервенции США в мире. Глобализм – это проявление извечных стремлений Запада к доминированию над миром. Организованному инфернальными силами и спекулятивным капиталом Западу противодействует неорганизованный Восток в лице славянства и мусульман, которые добиваются установления мирового сотрудничества без доминирования.
В политическом направлении глобализация заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более легкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Национальные государства отступают перед глобальной мощью сообщества западных держав. США и их союзники во имя алчных интересов своих ТНК, во имя своекорыстных политических интересов все более нагло и бесцеремонно попирают нормы международного права и совершают преступления против суверенных государств и их народов. Это убедительно продемонстрировали войны против Югославии и Ирака. В этих ситуациях роковым образом проявились негативные последствия прекращения существования СССР в качестве второй сверхдержавы, которая была противовесом США, мощным сдерживающим фактором по обузданию их агрессивной политики, давая возможность свободно развиваться другим народам незападных стран. Политическим следствием глобализации выступает международный терроризм. Как заявил глава мусульманской радикальной организации «Аль-Каида» У. Бен Ладен: «Убийство американцев и их союзников – обязанность каждого мусульманина. Потому, что нашу землю они оккупировали и разграбили, а когда столкнулись с сопротивлением, назвали его терроризмом». Фундаментальной причиной терактов по всему миру стала стратегия развития Соединенных Штатов Америки и всего Запада.
Отказавшись в одностороннем порядке от выполнения Договора о противоракетной обороне 1972 г., Соединенные Штаты Америки активно создают космическое оружие, шантажируя им мировое сообщество. Американские военные базы развертываются по всему миру, расширяются резиденции спецслужб НАТО, его информационные центры. Агрессивные планы обращены Вашингтоном против России, Арабского востока, Китая, Северной Кореи и Вьетнама, Японии, и на всякий случай – против Западной Европы.
Усугубление глобальных проблем, стихийность мирового экономического рынка обусловили активную трансформацию политической мировой системы. Политический аспект глобализации можно рассмотреть через основные тенденции и особенности развития государственных институтов в эпоху всемирной унификации.
Политическое измерение глобализации, по словам некоторых ученых, намного сложнее и проблематичней, чем экономическое или культурное. Явными чертами политической глобализации в современном мире являются распространение демократии и утверждение прав человека как универсальной системы идеологических ориентиров XXI века.
Политическая глобализация имеет следующие аспекты:
формирование нового мирового порядка и основных центров принятия политических решений, обязательных для всего мира;
развитие новой концепции международной безопасности, оборонной политики и определение их критериев (на смену доктрине сдерживания приходят доктрины упреждения, превентивных ударов и асинхронного возмездия);
«экономизация политики»;
стирание граней между внутренней и внешней политикой, зачастую подчинение первой второй, изменение характера и содержания государственной деятельности;
уточнение и формулирование нового содержания понятий национального интереса, национального и государственного суверенитета как категорий политического реализма – доминирующей теории международных отношений;
изменение природы государственного суверенитета – основы международно-правовой системы;
возрастание значения вопросов управляемости мира и регулирования международных процессов, интенсификация увеличения количества государств..
Правящие слои все больше отделяют себя от общества: не участвуют в общественной жизни, стремятся всячески дерегулировать государственность, уменьшить свою подотчетность, увести свои активы в оффшоры, уйти от налогов, размыть представления о финансовых преступлениях. В США невозможно узнать, кто владеет транснациональными корпорациями с оборотами в триллионы долларов. Меньше государства – больше транснациональных корпораций, государство вытесняется корпорациями. Приватизация государства ведет к декриминализации коррупции. Коварным воздействием глобализма на национальные государства является создание прослойки лиц, рассматривающих интересы своей страны с позиции другого государства и иной культуры.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *