Методы экономических исследований

Методы экономической науки

Познание экономической действительности осуществляется с помощью различных методов и приёмов. Методология представляет собой некую целостную совокупность логических (рациональных) конструкций, приёмов, инструментов, используемых для решений проблем, связанных с предметной областью науки.

Методология экономической науки — это 1) наука о методах исследования экономических явлений; 2) совокупность методов исследования экономических явлений.

Методология экономической науки располагает значительным арсеналом разнообразных научных методов. Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности.

Методология любой науки всегда включает в себя как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, так и специальные, используемые преимущественно данной наукой.

Общенаучными методами, используемыми экономической наукой, являются: индукция и дедукция, анализ и синтез, метод аналогии и другие (методы качественного и количественного анализа, логического и исторического анализа, метод научной абстракции, причинно-следственный (каузальный), эмпирический).

Индукция– метод научного познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Так, исследуя характеристики спроса отдельных потребителей, маркетологи делают выводы об особенностях потребительского спроса в отдельных рыночных сегментах и о ёмкости рынка в целом.

Дедукция– метод научного познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общие кризисные тенденции, наблюдаемые в стране, проецируются на отдельные рынки и отрасли при составлении прогнозов развития экономической ситуации.

Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (макроэкономическом, микроэкономическом) и в разных сферах экономики (производственной, социальной). Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий.

Синтез – метод научного познания явлений и процессов, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанные стороны процесса познания.

Аналогия– метод научного познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом может использоваться междисциплинарный подход. Например, часто в экономике денежное обращение сравнивается с кровообращением в человеческом организме.

Научная абстракция – метод научного познания, в основе которого лежит выделение определённых свойств или исключение некоторых факторов, которые не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей. Метод позволяет выделить главное в объекте исследования и абстрагироваться от всего несущественного, случайного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от целей и задач экономического исследования. Метод часто используется для построения экономических моделей.

Основными специальными методами, используемыми экономической наукой, являются: позитивный и нормативный анализ, предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, метод верифицируемости, моделирование и др.

Позитивный анализ изучает и объясняет наблюдаемые экономические факты, события, процессы в том виде, как они существуют, констатирует факты «как есть», устанавливает связи между ними. Позитивный анализ опирается на действитель­ные факты и их обобщение, устанавливает причинно-следственные связи, общие закономерности. Описывая фактическое положение дел, позитивный анализ не даёт им никакой оценки.

Нормативный анализ предполагает оценочные суждения с точки зрения долженствования, т.е. «как должно быть». Нормативный анализ базируется на оценочных суждениях, он предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой.

Предельный анализ – поиск оптимального значения переменной, экономического показателя, производимый путём сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной. Термин «предельный» следует понимать как «дополнительный», «добавочный». Сущность предельного анализа состоит в том, что исследуется именно дополнительная изменяющаяся часть экономической величины.

Функциональный анализ – установление и исследование зависимостей одних экономических величин от других. Как правило, функциональная зависимость задаётся математически. При этом независимая величина (аргумент) называется экономическим фактором. Например, прямая функция спроса характеризует зависимость величины спроса от цены, а обратная – показывает, как цена товара зависит от спроса на него. Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации.

Особенность экономического анализа заключается в широком использовании равновесного подхода,означающего, что экономика изучает состояние относительной стабильности, когда отсутствуют вну­тренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незна­чительных переменах внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних трансформациях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равно­весие называется устойчивым.

Верификация – проверка и подтверждение подлинности материалов, документов. Методверифицируемости теории предполага­ет, что теория должна получить частичное или косвенное подтвержде­ние на практике. Этот метод имеет особое значение: в том случае, когда теория не согласуется с фактами, её или улучшают, или отвергают и создают новую.

В современной микроэкономической науке широко применяется методмоделирования. Моделирование — это воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях. Экономика оперирует различными моделями — словесными, графическими и математическими. Наибольшее распространение получили оптимизационные и равновесные модели.При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Модели рыночного равновесия используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предпо­лагается, что система находится в равновесии, если взаимодействую­щие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к на­рушению баланса.

Как правило, исследователями в области экономики рассмотренные методы применяются в сочетании друг с другом, успешно дополняя друг друга.

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1698;

Методы экономического исследования

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приёмов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1.4). Так, очевидно, что эмпирическая функция нашей науки предполагает наблюдение (т.е. преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят сё пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Рис. 1.4. Основные методы экономических исследований

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, – это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешёвый и др.). Вот, к примеру, понятие товара – как его определить? Если вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» – больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести всё это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?

Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и пр.). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлечённых понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – всё это живые примеры абстракций.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 1.5)

Рис. 1.5. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из о́траслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих се́кторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. micros – малый и macros – большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Два уровня (две сферы) экономических исследований

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и (б) отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или це́ну конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus – присоединённый), т.е. совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валово́й объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Инду́кция и деду́кция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения (рис. 1.7). Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от лат. inductio – наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio – выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дорогови́зны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Рис. 1.7. Понятия индукции и дедукции

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, а товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга,

Рис. 1.8. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты

отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 1.8). Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

  • Абстра́кция (от лат. abstractio – отвлечение) – отвлечённое теоретическое понятие, которое взято вне связи с конкретными предметами или явлениями и обобщённо выражает какой-либо общий их признак (например, дом, родители, любовь, трудолюбие, счастье, трезвость, здоровье, курение, болезнь).
  • Катего́рия (от греч. katc-goria – высказывание, суждение; определение) – (1) те или иные теоретические понятия (например, стоимость, торговля, деньги, кредит); (2) группа однородных предметов, явлений, лиц (например, сельскохозяйственная техника, кризисные явления, безработные, фермеры).
  • Систе́ма (от греч. sysrema – целое, составленное из частей; соединение) – совокупность многих взаимосвязанных элементов, составляющих единое, упорядоченное целое (например, система образования страны).
  • Ко́мплекс (от лат. complexus – связь, сочетание) – совокупность предметов, явлений, связанных друг с другом и образующих одно целое (например, агропромышленный или топливно-энергетический комплекс России).
  • Этимоло́гия (от греч. etymon – истина: исходное значение слова + logos – слово, учение) – происхождение того или иного слова или выражения.

По просьбам моих друзей публикую список литературы для самостоятельного углубленного изучения экономики. Могу сказать, что все книги сам читал, и именно эти книги я бы порекомендовал тем, кто имеет высшее российское (бывшее советское) экономическое образование, но хочет глубже разобраться в современной экономике. Думаю, что более оптимальным будет изучение курсов в той последовательности, которые здесь указаны:
1.Экономическая теория
1. Самюэльсон П., Нордхауз В. Экономика – М.: Вильямс, 2007.
2. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики – СПб.: Питер, 2007.
3. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики – СПб.: Питер, 2007.
4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2008.
5. Институциональная экономика / Под ред .А. Олейника – М.: Инфра-М, 2009.
6. Кузьминов Я. и др. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
2. История экономических учений
1. История экономических учений / Под ред. Автономова В.С. – М.: Инфра М., 2008.
2. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап – М.: Инфра М., 2009.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе – М. Дело, 1994.
3. История экономики
1. Герман ванн дер Вее. История мировой экономики 1945-1990 – М.:Наука, 1994.
2. Н.Розенберг, Л. Е.Бирдцелл, мл. Как Запад стал богатым – Новосибирск, 1995.
3. Маркс К. Капитал. В 3 т.
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т.—М.: Весь мир, 2007.
5. Фергюсон Н. Восхождение денег – М.: Астрель, 2010.
4. Экономика предприятий
1. Экономика предприятия / Под ред. Ф, Беа – М.: Инфра-М, 2001.
2. Ширинбек Х. Экономика предприятия – СПб.: Питер, 2005.
3. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия – М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Менеджмент
1. Дафт Р. Менеджмент – СПб.:Питер, 2008.
2. Менеджмент по нотам / Под ред. Л. Григорьева – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
3. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / Под ред. А. Бочкарева и В. Кондратьева – М.:Эксмо, 2007.
4. Альтшуллер И. Практика бизнеса. Записки консультанта – М.: Дело, 2005.
5. Федосеев А.В. и др. Бизнес в шоколаде. – СПб.: Питер, 2010.
6. Друкер П. Практика менеджмента – М.: Вильямс, 2009.
7. Друкер П. Эффективный руководитель – М.: Вильямс, 2010.
8. Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке – М.Вильямс, 2009.
9. Минцберг Г. Структура в кулаке – СПб.: Питер, 2003.
10. Минцберг Г. Менеджмент. Природа и структура организаций глазами гуру – М.: Эксмо, 2009.
11. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций – М.: Альпина, 2006.
6. Маркетинг
1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – СПб.: Питер, 2007.
2. Аакер Д. Маркетинговые исследования – СПб.: Питер, 2004.
3. Аакер Д. Стратегия управления портфелем брендов – М.: Эксмо, 2008.
7. Стратегический менеджмент
1. Джонсон Д. Корпоративная стратегия: теория и практика – СПб.: Питер, 2007.
2. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации – М.: Дело, 2008.
3. Аакер Д. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений – М.: Эксмо, 2007.
8. Операционный менеджмент и организация производства
1. Чейз Р. И др. Производственный и операционный менеджмент – М.: Вильзямс, 2007.
2. Слак Н. Организация, планирование и проектирование производства – М.: Инфра-М, 2008.
9. Логистика
1. Сток Д. Стратегическое управление логистикой – М.: Инфра-М, 2005.
2. Бауэрсокс Д. Логистика: Интегрированная цепь поставок – М.: Олимп-Бизнес, 2008.
10. Бухгалтерский и управленческий учет
1. Бухгалтерский учет / Под ред. Я.В. Соколова – М.: Велби, 2007.
2. Молчанов С.С. Бухгалтерский и управленческий учет. Полный курс МБА – М.: Эксмо, 2010.
3. Друри К. Управленческий и производственный учет – М.: Юнити, 2007.
11. Корпоративные финансы
1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов – М.: Олимп-Бизнес, 2007.
2. Росс С. Основы корпоративных финансов – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
3. Бригхэм Ю. Энциклопедия финансового менеджмента – М.: РАГС, 1998.
4. Ченг Ли. и др. Финансы корпораций: теория, методы и практика – М.:Инфра-М, 2001.
5. Савчук В. Управление финансами предприятия – М.: Лаборатория базовых знаний, 2003.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007.
12. Инвестиции
1. Шарп У. и др. Инвестиции – М.: Инфра-М., 2007.
2. Боди З. Принципы инвестиции –М.: Вильямс, 2007.
3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
4. Йескомб Э. Принципы проектного финансирования – М.: Вершина, 2008.
13. Государственное регулирование экономики
1. Национальная экономика / Под ред. Р. Нуреева – М.: Инфра-М, 2009.
2. Тамбовцев В.Л. Теории государственно регулирования экономики – М.: Инфра-М, 2010.
3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Кушлина – М.:РАГС,
2008.
14. Экономика России
1. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России – М.: РОССПЭН, 2007.
2. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории – М.: Дело, 2005.
3. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. — СПб.: Наука, 1998.
4. Тимошина Т.М. Экономическая история России / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009.
5. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997. / Под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: ИЭППП, 1998.
6. Экономика переходного периода. Сборник избранных работ. 1999 – 2002. / Под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: Дело, 2003.
7. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007. / Под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: Дело, 2008.
15. Денежно-кредитная политика
1. Деньги, кредит, банки/ под ред. В. Иванова и Б. Соколова – М.: Проспект, 2009.
2. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков – М.: Вильямс, 2007.
3. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика – М.: МФПА, 2010.
16. Банковское дело
1. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Кнорус, 2008.
17. Государственные финансы
1. Афанасьев Мст. и др. Бюджет и бюджетная политика.
2.
18. Оценка бизнеса
1. Коупленд Т. Стоимость компаний – М.: Олимп-Бизнес, 2005.
2. Оценка бизнеса / Под ред. М.А. Федотовой – М.: Финансы и статистика, 2007.
19. Слияния и поглощения
1. Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний – М.: Альпина, 2007.
2. Лажу А.Р., Рид С.Ф. Искусство слияний и поглощений – М.: Альпина, 2009.
20. Инновации
1. Инновационный менеджмент в России / Под ред. В.Л. Макарова – М.: Наука, 2004.
2. Кристенсен К. Дилемма инноватора – М.: Альпина, 2004.
3. Кузык Б. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития – М.: Европа, 2008.
21. Страхование
1. Страхование / Под ред. Т. Федоровой – М.: Магистр, 2009.
22. Рынок ценных бумаг
1. Галанов В.А. и др. Рынок ценных бумаг: теория и практика – М.: Финансы и статистика, 2008.
23. Управление проектами
1. Тернер Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению – М.: ИД Гребенникова, 2007.
2. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МБА – М.: Диалектика, 2007.
24. Статистика и экономический анализ
1. Сигел Э. Практическая бизнес-статистика – М.: Вильямс, 2008.
2. Хороших книг по экономическому анализу не знаю, ни одна из известных не нравится.
25. Мировая экономика
1. Кругман П. Международная экономика: теория и политика – СПб.: Питер, 2003.
2. Гриффин Р. Международный бизнес – СПб.: Питер, 2006.
3. Колодко Гж. Мир в движении – М.: Магистр, 2009.
4. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под ред. Булатова А. – М.: Магистр, 2008.

Многие люди, которые решили заняться изучением по крайней мере азов экономики, вынуждены перелопачивать огромное количество информации на эту тему в поисках действительно ценных знаний. Поэтому нередко на тематических форумах можно найти вопрос о том, с чего лучше начинать.

Конечно, многое зависит от того, насколько серьезно и для чего человека заинтересовало изучение экономики. Необходимо понимать, что в интернете по этому поводу можно найти огромное количество советов, которые могут лишь причинить вред. В конечном итоге пользователь может попросту потерять желание заниматься изучением экономики.

В этой статье мы постараемся рассказать о нескольких основных подходах к решению вопроса без значительного углубления в разнообразные математические модели и способы анализа информации.

Если вы не любите учиться по различным сложным учебникам, рекомендуем обратить внимание на книгу «Хулиномика: хулиганская экономика» Алексея Маркова. Этому человеку удалось доказать, что экономика тоже может быть интересной и разобраться в ней не так уж и сложно. Автор смог подать экономику под великолепно подобранным соусом. В публикациях предлагается немало инновационных идей, касающихся создания прибыльного бизнеса, работы со стартапами и нюансами бухгалтерии. В книге автор предлагает разнообразные программы, которые способны принести немало пользы любому человеку, который интересуется экономикой, биржами, финансами и банками.

Если же вас интересует более глубокая информация, сразу лучше переходить к поискам на английском языке. Практически все качественные тексты данной тематики были изначально написаны либо переведены через определенное время именно на английский. На протяжении последних нескольких лет стали доступны и неплохие переводы на русский язык, но это просто капля в море, по сравнению с объемами материалов, доступных англоязычному населению. Конечно, если вы не знаете английского, начать надо хотя бы с переводов, но лучше уже сейчас приступать к изучению данного языка, так как он вам пригодится еще не раз.

Обычно вся литература и тематические онлайн-проекты сгруппированы в следующие категории:

  • вступление в экономику;
  • макроэкономика;
  • микроэкономика;
  • поведенческая, институциональная и политическая экономика;
  • финансы;
  • история экономики и финансов.

При этом в каждой из таких категорий можно найти информацию, рассчитанную на новичков и продвинутых людей.

Методы экономического исследования

4. Методы экономического исследования.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем философском смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах. Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическим инструментарием и логическим отражением всей диалектики.

В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг’.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1).

Наблюдение и сбор фактов

Эксперимент

Моделирование

Метод научных абстракций

Анализ и синтез

Системный подход

Индукция и дедукция

Исторический и логический методы

Графический метод

Рис. 1. Основные методы экономических исследований.

Рассмотрим данные методы. Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, — это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения — в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).

Рис. 2. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros — большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).

Рис. 3. Два уровня (две сферы) экономических исследований.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus — присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio — наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio — выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 4).

Рис. 4. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

Заключение

Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена — предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.

Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.

Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями. Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.

Список использованной литературы.

1. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. Высшая школа. 1993.

2. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

3. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. «Наука», 1996 г.

Информация о работе «Предмет и метод экономической теории» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 30530
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 4

Похожие работы

51177 0 0

… стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам. Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это: • стабильный рост поступательного …

39103 1 2

… раскрывающей законы хозяйствования, с Экономиксом, ставящим в центр внимания принципы, проблемы, политику эффективности функционирования хозяйства, прежде всего с точки зрения получения доходов. 2. Функции экономической теории Экономической теории, как и любой науке, свойственна теоретико-познавательная функция. Она объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества. …

13830 0 1

… действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случает предполагаемую связь между двумя переменными ученый может подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория — не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической …

127196 10 25

… таких размеров и форм, которые не сбивают нормальной работы механизма рынка, т. е. граница разумного воздействия. 47. Теоретические концепции регулирования национального производства. В экономической теории сложились три концепции государственного вмешательства в рыночную экономику: 1. классическая концепция (А.Смитт, Д.Рикардо) она отражает теорию саморегулирования экономики …

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов, которые используют и другие общественные и естественные науки

Основные методы экономических исследований:

  • Наблюдение и сбор фактов

  • Эксперимент

  • Моделирование

  • Метод научных абстракций

  • Анализ и синтез

  • Системный подход

  • Индукция и дедукция

  • Исторический и логический

  • Графический

Эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели)

Метод научных абстракций (абстрагирование) – используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий. Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения

Исторический и логический методы рассматривают в единстве, они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими объединениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы

Графический метод основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря этим инструментам обеспечивается компактность и наглядность изображений теоретического материала

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла значительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма

Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической науки

Теоретическая шкала

Основной период развития

Основные цели

Меркантилизм

Представители:

16-18 вв.

  • Главное богатство общества – деньги (золото, серебро)

  • Источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот)

  • Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению обществ

Классическая политэкономия

а) школа Физиократов

18 в.

  • Источник богатства общества – производство, а не обращение

  • Производство, прежде всего с/х

  • Промышленность – «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия

б) рыночная школа

17- 19 вв.

  • Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная конкурентная рыночная экономика без вмешательства в нее государства

Марксистская (пролетарская)

сер. 19 в.

  • Капиталистическое производство – трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм с его частной собственностью, эксплуатацией и кризисами. Они должны построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества. Преимущества: медицина, образование бесплатное, транспорт. Недостатки: дублирование отраслей (скрытая безработица)

Линия «Экономикс» (1896 г. — новая экономическая теория)

а) общий ?

конец 19 в.

  • Уход от конфронтации классово-политических оценок и различных рекомендаций

  • Исследование чистой экономики без политики

б) неоклассическое направление

конец 19 в.

  • Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию, государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования

в) кейнсианское

30-е гг. XXвека

  • Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно регулировать экономическую и социальную сферу

Институционально-социалистическое направление

сер. XXв.

  • Человек ставится во главу экономики, влияние на экономику различных институтов

Экономическая наука, как и любая другая наука, обладает своим методом исследования.

Метод науки, с одно стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой.

I. Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы (основатель Аристотель).

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на части.

— синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Это наиболее простые методы эмпиризма. Они не раскрывают внутреннего противоречия предмета, следовательно, не отражают самодвижения.

Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедукцией.

2. Индукция – это метод познания, основанный на умозаключении от частного (особенного) к общему.

— дедукция – это метод, основанный на умозаключении от общего к частному.

Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, т.к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся категории и понятия. Но сравнение носит поверхностный характер, это предпосылка для проведения аналогии.

4. Аналогия – это метод познания основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

В общей форме: если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство С, то и В имеет свойство С.

Аналогия – частный случай индукции. Многие открытия в экономической науке были сделаны по аналоги. Например, Кенэ предложил аналогию между кровообращением человека и движением товарных и денежных потоков в социальном организме.

5. Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания.

Проблемы могут быть сформулированы до начала исследования (явные), и в ходе исследования или после него (неявные).

6. Антиномия – это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в равной степени покоятся на одних и тех же основаниях.

С точки зрения формальной логики антиномия не разрешима, т.к. отрицает ее основные законы.

7. Апория – утверждение, противоречащее практическому опыту.

Постановка проблемы в форме антиномии и апории способствует рождению гипотезы.

8. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Гипотеза возникает, когда появляются новые факты, противоречащие старой теории.

9. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

Формальная логика предполагает универсальную структуру доказательства.

Она состоит из: 1) тезиса; 2) оснований доказательства (аргументов); 3) способа доказательства (демонстрации).

Доказательство может быть: 1) прямое или косвенное; 2) истинное или ложное; 3) теоретическое или эмпирическое.

Основные законы формальной логики:

— закон тождества (каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание);

— закон противоречия (две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т.д., не могут быть истинными);

— закон исключенного третьего (из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т.д., одно непременно истинно);

— закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

II. Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода.

Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. С точки зрения диалектики экономическая система рассматривается как развивающаяся связь категорий и законов.

Экономические категории – это строго определенные научные понятия, которые характеризуют отдельные стороны экономических явлений.

Экономические законы – это наиболее устойчивые, повторяющиеся, объективные взаимозависимости в экономических процессах.

Эк. законы могут быть:

1) общие (действуют во всех экономических системах);

2) частные (связанные с определенной экономической системой).

Методы диалектической логики:

1) Единство исторического и логического. Он основан на том, что общество на определенной исторической ступени представляет собой целостный организм, в котором все компоненты находятся в логической взаимосвязи, причем логическая взаимосвязь отражает в сжатом виде исторический процесс возникновения данной системы. Исторический метод представляется логическим, только облаченным в историческую форму (т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий). А логический метод – историческим, взятым в необходимости (т.е. освобожденным от случайной исторической формы). Исторический и логический методы переходят друг в друга.

Исторический метод на определенной ступени развития переходит в логический. Исторический метод на этот момент собирает информацию, а логический проанализировав суть предмета переходит в исторический, т.е. дает ключ преобразования действительности.

2) Восхождение от абстрактного к конкретному. Абстрактное понимается как нечто простое, а конкретное – это целое, сложное, развитое. Этот метод предполагает развертывание наиболее общей или простейшей экономической формы в целостную экономическую систему в соответствие с внутренней логикой этой системы.

Конкретное выступает дважды: в начале и в конце движения. В начале конкретное – хаотичная совокупность определений предмета. Конкретное в мышлении (в конце) означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, выступает как диалектически развитая система, отражается в единстве определений.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *