Методические рекомендации

Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ

Ирина Александровна Голубева
Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т. д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

титульный лист;

аннотацию;

сведения об авторе (авторах);

пояснительную записку;

список рекомендуемой литературы по данной теме;

приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

1. На титульном листе должны быть обозначены:

название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

фамилия, имя, отчество автора;

название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

название города;

год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

сути рассматриваемых вопросов;

предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др., сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т. п.);

краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т. п.);

обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

описать (на основе состоявшегося опыта деятельности, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия, кадровому обеспечению (требования к экспертам);

вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

планы проведения конкретных дел, мероприятий;

тестовые задания;

методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.

Методологические указания к изучению темы

123

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятие

Вопросы для обсуждения

1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Обобщение и ограничение понятий.

6. Определение понятий.

7. Деление понятий.

8. Операции с классами.

Литература

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005. – 536 с. – (Клас. унив. учеб.).
  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 2008. – 256 с. — (С. 31-61).

Методологические указания к изучению темы

Студент должен хорошо разобраться в основных вопросах этой темы. Необходимо уяснить особенности понятийной формы мышления, различные формы выражений понятий в языке. Признаки предметов и их виды: необходимые и случайные, существенные и несущественные. Логическая характеристика понятий: содержание и объем понятия, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий. Особое внимание обратить на виды понятий: пустые и непустые, единичные и общие, конкретные и абстрактные, безотносительные и относительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия. Изучая виды отношений между понятиями, обратить внимание на сравнимые и несравнимые понятия.

Типы совместности: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Студенту надо иметь представление о круговых схемах Эйлера для выражения отношений между понятиями. При изучении операций с кассами, выделить следующее: пересечение, объединение, разность классов, дополнение. Знать основные законы логики классов: коммутативность и ассоциативность операций пересечения и объединения, законы дистрибутивности, законы поглощения и др.

Контрольные вопросы

1. Что такое существенный признак предмета?

2. Смысл понятия как логической формы мышления.

3. Содержание и объем понятия, соотношение между ними.

4. Основные виды понятий.

5. Совместимые понятия и отношения, в которых они находятся.

6. Несовместимые понятия и отношения, в которых они находятся.

7. Статус и оценочная роль правовых понятий.

Тема 2. Суждение

Вопросы для обсуждения

1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2. Простые суждения.

3. Сложные суждения.

4. Логические отношения между суждениями.

5. Логика вопросов и ответов.

6. Понятие и виды модальностей.

7. Эпистемическая модальность.

8. Деонтическая модальность.

9. Алетическая модальность.

Литература

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005. – 536 с. – (Клас. унив. учеб.).
  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 2008. – 256 с. — (С. 63-105, 107-118).

Методологические указания к изучению темы

Суждение как форма мысли, в процессе познания играет чрезвычайно важную роль. Всякое знание существует в логической форме суждения. При изучении этой темы студенту следует обстоятельно уяснить следующие вопросы.

Суждение как логическая форма отражения деятельности. Суждение и предложение. Простые суждения и их структуры. Категорические суждения и их виды (A, E, I, O). Распределение терминов в категорических суждениях. Виды сложных суждений и условия их истинности. Логические отношения между суждениями:

а) отношения совместности: эквивалентность, подчинение, перекрещение;

б) отношения несовместности: противоположность (контрактность), противоречие (контродикторность).

Логический квадрат. Способы отрицания суждений. Понятие о модальности суждения. Основные виды модальностей и их категории.

Контрольные вопросы

  1. Что такое суждения как логическая форма мышления?
  2. Как соотносятся суждения и предложения?
  3. Какова структура суждения?
  4. Назовите известные Вам виды суждений.
  5. Охарактеризуйте основные виды простых атрибутивных суждений.
  6. Как распределены термины в простых атрибутивных суждениях? Какие исключения из правил при этом существуют?
  7. В каких отношениях могут находиться суждения?
  8. Какие виды отношений по истинности изображаются графически с помощью логического квадрата?
  9. В чем суть логических операций превращения, обращения, противопоставления?

Тема 3. Умозаключение

Вопросы для обсуждения

1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

2. Непосредственные умозаключения.

3. Простой категорический силлогизм.

4. Умозаключения из суждений с отношениями.

5. Чисто условное и условно-категорическое умозаключения.

6. Разделительно-категорическое умозаключение.

7. Условно-разделительное умозаключение.

8. Сокращенный силлогизм..

9. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

10. Понятие о логике высказываний.

11. Понятие индукции. Полная индукция.

12. Неполная индукция. Популярная индукция.

13. Научная индукция.

14. Статистические обобщения.

15. Понятие аналогии.

16. Виды аналогии.

17. Условия состоятельности выводов по аналогии.

Методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:

  • введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу студентов, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;

  • теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;

  • практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;

  • дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *